В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11, пункта 3 статьи 13, пункта 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
1) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 ноября 2014 года № 78 «Об утверждении Критериев оценки степени риска в сфере частного предпринимательства за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 12 декабря 2014 года № 9969);
2) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 ноября 2014 года № 77 «Об утверждении формы проверочного листа при осуществлении государственного контроля в сфере частного предпринимательства за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 12 декабря 2014 года № 9970).
3. Департаменту регулирования торговой деятельности Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр
национальной экономики
Республики Казахстан Е. Досаев
«СОГЛАСОВАН»
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
_____________________ С. Айтпаева
26 июня 2015 год
Приложение 1
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 июня 2015 года
№ 471
Критерии оценки
степени риска за соблюдением законодательства Республики
Казахстан о товарных биржах
1. Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах (далее – Критерии) разработаны в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11, пункта 3 статьи 13, пункта 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» (далее – Закон).
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) субъекты (объекты) контроля – юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере товарных бирж;
2) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности в сфере товарных бирж законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
3) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения и проведения проверок;
4) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта).
3. По объективным критериям все субъекты (объекты) контроля относятся к высокой степени риска.
4. Субъективные критерии определяются на основании следующих информационных источников:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;
2) результаты предыдущих проверок (степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах);
3) наличие и количество жалоб и обращений;
4) анализ электронных торговых систем товарных бирж.
5. На основании информационных источников, определенных в пункте 4 настоящих Критериев определяются субъективные критерии, изложенные в приложении к настоящим Критериям.
6. При расчете показателя степени риска определяется удельный вес не выполненных требований (индикаторов).
Одно невыполненное требование грубой степени приравнивается к показателю 100.
В случае если требований (индикаторов) грубой степени не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель требований (индикаторов) значительной и незначительной степени.
При определении показателя нарушений значительной степени применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рз = (Р2 х 100/Р1) х 0,7
где:
Рз – показатель нарушений значительной степени;
Р1 – общее количество индикаторов значительной степени, предъявленных к проверке (анализу) проверяемому субъекту (объекту);
Р2 – количество нарушенных требований (индикаторов) значительной степени.
При определении показателя нарушений незначительной степени применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рн = (Р2 х 100/Р1) х 0,3
где:
Рн – показатель нарушений незначительной степени;
Р1 – общее количество индикаторов незначительной степени, предъявленных к проверке (анализу) проверяемому субъекту (объекту);
Р2 – количество нарушенных требований (индикаторов) незначительной степени.
Общий показатель степени риска (Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей по следующей формуле:
Р = Рз + Рн
где:
Р – общий показатель степени риска;
Рз – показатель нарушений значительной степени;
Рн – показатель нарушений незначительной степени.
По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка;
2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него проводятся только внеплановые проверки и иные формы контроля.
7. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
8. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска, применяются выборочные, внеплановые проверки и иные формы контроля.
9. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к незначительной степени риска, применяются внеплановые проверки и иные формы контроля.
10. Выборочные проверки в отношении проверяемых субъектов (объектов) высокой степени риска проводятся не чаще одного раза в год.
11. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на квартал по результатам проводимого анализа и оценки, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода и публикуются на интернет-ресурсах органа контроля.
12. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
1) приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.
Приложение
к Критериям оценки степени риска
за соблюдением законодательства
Республики Казахстан
о товарных биржах
Субъективные критерии оценки
степени риска за соблюдением законодательства
Республики Казахстан о товарных биржах
№ |
Субъективные критерии |
Степень нарушения |
1. Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями |
||
1.1 |
Непредставление ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам |
Грубое |
1.2 |
Представление неполной формы ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам |
Значительное |
1.3 |
Нарушение срока представления ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам (предоставление отчета в течение 30 календарных дней после окончательного срока представления отчетности) |
Незначительное |
1.4 |
Непредставление ежемесячного отчета о размере гарантийного и страхового фондов по состоянию на последнюю дату отчетного месяца с приложением к нему банковской выписки, подтверждающей указанные денежные остатки на банковском счете товарной биржи |
Грубое |
1.5 |
Нарушение срока представления ежемесячного отчета о размере гарантийного и страхового фондов по состоянию на последнюю дату отчетного месяца с приложением к нему банковской выписки, подтверждающей указанные денежные остатки на банковском счете товарной биржи (предоставление отчета в течение 7 календарных дней после окончательного срока представления отчетности) |
Незначительное |
1.6 |
Непредставление ежедневных электронных форм отчетности товарных бирж (не представление отчетности свыше 50% дней за квартал) |
Значительное |
2. Результаты предыдущих проверок (степень тяжести нарушений устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) |
||
2.1 |
Наличие электронной торговой системы товарной биржи, отвечающей общим требованиям к электронным торговым системам товарных бирж, установленным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 141 «Об утверждении обязательных требований к электронной торговой системе товарных бирж» |
Грубое |
2.2 |
Наличие структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях |
Незначительное |
2.3 |
Наличие Правил биржевой торговли, разработанных на основе типовых правил биржевой торговли, утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 280 «Об утверждении Типовых правил биржевой торговли» |
Значительное |
2.4 |
Наличие у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности: |
Незначительное |
2.5 |
Наличие структурных подразделений по организации торговли и по работе с клиентами |
Незначительное |
2.6 |
Наличие клирингового центра, либо договора об использовании услуг клирингового центра |
Значительное |
2.7 |
Наличие договоров намерения о сотрудничестве или оказании услуг не менее чем с семью биржевыми брокерами и (или) биржевыми дилерами |
Значительное |
2.8 |
Наличие собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов |
Значительное |
2.9 |
Наличие утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок, других поступлений, не запрещенных законодательством |
Незначительное |
2.10 |
Наличие на товарной бирже биржевого арбитража |
Значительное |
2.11 |
Наличие гарантийного и страхового фонда |
Значительное |
2.12 |
Соблюдение требований о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли |
Грубое |
2.13 |
Соблюдение требований о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках или использования коммерческой информации в собственных интересах |
Значительное |
2.14 |
Соблюдение требований о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи |
Значительное |
2.15 |
Выполнение товарной биржей обязанности по опубликованию ежедневных котировок на биржевые товары в средствах массовой информации |
Значительное |
2.16 |
Наличие правил внутреннего контроля и программы его осуществления, разработанные в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма |
Незначительное |
3. Наличие и количество жалоб и обращений |
||
3.1 |
Наличие 3 и более подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены |
Значительное |
3.2 |
Наличие 1-2 подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены |
Незначительное |
4. Анализ электронных торговых систем товарных бирж |
||
4.1 |
Отсутствие электронной торговой системы товарной биржи, отвечающей общим требованиям к электронным торговым системам товарных бирж, установленным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 141 «Об утверждении обязательных требований к электронной торговой системе товарных бирж» |
Грубое |
4.2 |
Отсутствие собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов |
Значительное |
4.3 |
Отсутствие публикации на интернет-ресурсе товарной биржи информации о результатах биржевых торгов, по итогам каждого торгового дня (не публикация результатов биржевых торгов свыше 50% дней за квартал) |
Значительное |
Приложение 2
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 июня 2015 года № 471
Проверочный лист
за соблюдением законодательства
Республики Казахстан о товарных биржах
Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ________________________
_____________________________________________________________________
(ИИН), БИН проверяемого субъекта (объекта) __________________________
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
№ |
Перечень требований |
Требуется |
Не требуется |
Соответствует требованиям |
Не соответствует требованиям |
1 |
Наличие электронной торговой системы товарной биржи, отвечающей общим требованиям к электронным торговым системам товарных бирж, установленным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 141 «Об утверждении обязательных требований к электронной торговой системе товарных бирж» (в соответствии с пунктом 1 Квалификационных требований к деятельности товарных бирж, биржевых брокеров и дилеров и перечня документов, подтверждающих соответствие им, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 171, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10259 (далее – Приказ) |
||||
2 |
Наличие структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению |
||||
3 |
Наличие Правил биржевой торговли, разработанных на основе типовых правил биржевой торговли, утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 280 «Об утверждении Типовых правил биржевой торговли» (в соответствии с пунктом 3 Приказа) |
||||
4 |
Наличие у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности: |
||||
5 |
Наличие структурных подразделений по организации торговли и по работе с клиентами (в соответствии с пунктом 5 Приказа) |
||||
6 |
Наличие клирингового центра, либо договора об использовании услуг клирингового центра (в соответствии с пунктом 6 Приказа) |
||||
7 |
Наличие договоров намерения о сотрудничестве или оказании услуг не менее чем с семью биржевыми брокерами и (или) биржевыми дилерами (в соответствии с пунктом 7 Приказа) |
||||
8 |
Наличие собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов (в соответствии с пунктом 8 Приказа) |
||||
9 |
Наличие утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок, других поступлений, не запрещенных законодательством (в соответствии с пунктом 9 Приказа) |
||||
10 |
Наличие на товарной бирже биржевого арбитража (в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах») |
||||
11 |
Наличие гарантийного и страхового фонда (в соответствии со статьей 16-1 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах», а также Правил формирования и использования, размеров гарантийного и страхового фондов, утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 251, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10994) |
||||
12 |
Соблюдение требований о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли (в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»). |
||||
13 |
Соблюдение требований о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках или использования коммерческой информации в собственных интересах (в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах») |
||||
14 |
Соблюдение требований о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи (в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах») |
||||
15 |
Выполнение товарной биржей обязанности по опубликованию ежедневных котировок на биржевые товары в средствах массовой информации (в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах») |
||||
16 |
Наличие правил внутреннего контроля и программы его осуществления, разработанные в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») |
Должностное (ые) лицо (а):
________________ __________ _________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
________________ __________ _________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель
проверяемого субъекта:
_________________________________________________________ ___________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность) (подпись)