Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 19.03.2010 N 958.
Подлежит опубликованию
в Собрании актов Президента и
Правительства Республики Казахстан и
республиканской печати в изложении
В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан и в целях развития туризма в Республике Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ :
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 годы (далее - Государственная программа).
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Государственной программы.
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Государственной программы.
4. Министерству туризма и спорта Республики Казахстан один раз в полугодие не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Государственной программы.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.
6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 29 декабря 2006 года N 231
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития туризма в Республике Казахстан
на 2007-2011 годы
Астана, 2006 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт Государственной программы
2. Введение
3. Анализ современного состояния развития туризма
3.1. Итоги реализации Программы развития туристской
отрасли на 2003-2005 годы
3.2. Реализация мер по созданию и развитию туристского
кластера
3.3. Состояние развития туризма в разрезе областей
3.4. Инфраструктура туризма
4. Цель и задачи Государственной программы
5. Основные направления и механизм реализации
Государственной программы
5.1. Развитие системы государственного регулирования и
поддержки туристской деятельности
5.2. Маркетинг и продвижение казахстанского туристского продукта
5.3. Экологический туризм - фактор устойчивого развития
5.4. Детско-юношеский туризм - один из
основополагающих факторов развития внутреннего
туризма и воспитания туристской культуры
5.5. Подготовка кадров, система повышения квалификации
работников туризма и научно-методическое
обеспечение сферы туризма
5.6. Информационное обеспечение туризма
5.7. Обеспечение безопасности туристов
5.8. Международное сотрудничество в области туризма
5.9. Реализация "прорывных" проектов международного значения
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7. Ожидаемые результаты от реализации и индикаторы
Государственной программы
Приложения
1. Паспорт Государственной программы
Наименование Государственная программа развития туризма
в Республике Казахстан на 2007-2011 годы
(далее - Государственная программа)
Основание для Государственная программа разработана в
разработки соответствии с Общенациональным планом
мероприятий по реализации Послания
Президента Республики Казахстан народу
Казахстана от 1 марта 2006 года "Казахстан
на пороге нового рывка вперед в своем
развитии" и Программой Правительства
Республики Казахстан на 2006-2008 годы,
утвержденной постановлением Правительства
Республики Казахстан от 31 марта 2006 года
N 222, Среднесрочным планом
социально-экономического развития Республики
Казахстан на 2007-2009 годы (второй этап),
утвержденным постановлением Правительства
Республики Казахстан от 25 августа
2006 года N 822
Основной Министерство туризма и спорта
разработчик Республики Казахстан
Цель Программы Создание конкурентоспособной туристской
индустрии для обеспечения занятости населения,
стабильного роста доходов государства и
населения за счет увеличения объемов
въездного и внутреннего туризма
Задачи Программы В соответствии с поставленной целью
первоочередными задачами Программы являются:
развитие инфраструктуры туризма;
создание эффективного механизма
государственного регулирования и поддержки
туризма;
формирование привлекательного туристского
имиджа страны;
повышение туристского потенциала;
формирование зон с рекреационной
хозяйственной специализацией
Сроки реализации 2007-2011 годы
Первый этап: 2007-2009 годы
Второй этап: 2010-2011 годы
Необходимые Для реализации Государственной программы
ресурсы и в 2007-2011 годах предполагаемые
источники расходы составят:
финансирования из республиканского бюджета
59318221 тыс. тенге, в том числе:
в 2007 году - 2329668 тыс. тенге;
в 2008 году - 20637405 тыс. тенге;
в 2009 году - 30635357 тыс. тенге;
в 2010 году - 2774656 тыс. тенге;
в 2011 году - 2941135 тыс. тенге.
Предполагается также использование средств
из других источников, не запрещенных
законодательством Республики Казахстан.
При этом объемы бюджетных средств,
необходимых для реализации Государственной
программы, будут уточняться при утверждении
республиканского бюджета на
соответствующий год
Ожидаемые В ходе реализации Государственной
результаты от программы будут достигнуты следующие
реализации результаты:
Программы стабильный рост потока туристов:
на первом этапе (2007-2009 годы):
по внутреннему туризму с 3,4 млн. туристов
в 2007 году до 4,0 млн. туристов в 2009 году;
по въездному туризму с 4,5 млн. туристов
в 2007 году до 6,0 млн. туристов в 2009 году;
на втором этапе (2010-2011 годы):
по внутреннему туризму с 4,1 млн. туристов
в 2010 году до 4,5 млн. туристов в 2011 году;
по въездному туризму с 7,0 млн. туристов
в 2010 году до 9,5 млн. туристов в 2011 году.
При условии, что в среднем один иностранный
турист за время своего пребывания приносит в
бюджет около 63500 тенге, за период с 2007
по 2011 годы поступления в бюджет от
въездного туризма составят 603,2 млрд. тенге.
За счет въездного туризма будет также
обеспечена занятость населения в сфере
туризма с 447,6 тыс. человек в 2007 году до
550,0 тыс. человек в 2011 году.
Государственная программа будет
способствовать повышению привлекательности
национального турпродукта и вхождению
Казахстана в систему мирового туристского
рынка, созданию конкурентоспособной
туристской индустрии как важной сферы
международного предпринимательства и
делового сотрудничества в рамках
международной торговли услугами и доходного
сектора экономики государства
2. Введение
Государственная программа развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Общенациональным планом мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии" и Программой Правительства Республики Казахстана на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 222, Среднесрочным планом социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007-2009 годы (второй этап), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2006 года N 822.
За период реализации Программы развития туристской отрасли на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года N 1445, значительно расширились международные туристские связи, была усовершенствована законодательная и нормативная правовая база туристской отрасли. При этом главное внимание уделялось реализации мер по развитию туристской отрасли с учетом основных параметров плана мероприятий на 2003-2005 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003 года N 712-1.
Новый импульс развитию туристской индустрии придало признание отрасли в качестве одного из приоритетных секторов экономики в числе семи кластерных инициатив.
Одна из наиболее важных задач, определенных Правительством Республики Казахстан в сфере туризма, - превращение Казахстана в центр туризма центральноазиатского региона.
Государственная программа позволит создать в республике современную высокоэффективную и конкурентоспособную туристскую индустрию и обеспечить развитие смежных секторов экономики. Она определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области развития туризма и охватывает основные аспекты развития инфраструктуры туризма, создания эффективного механизма государственного регулирования и поддержки этой отрасли, повышения туристского потенциала, формирования привлекательного туристского имиджа страны, зон с рекреационной хозяйственной специализацией.
Современная туристская индустрия, базирующаяся на уникальном природном и культурном потенциале Республики Казахстан, является естественным системообразующим фактором гибкой интеграции туризма с системой международной торговли туристскими услугами, одной из наиболее динамично развивающихся и эффективных по отдаче на вложенный капитал отраслью несмотря на ее капиталоемкость.
3. Анализ современного состояния развития туризма
3.1. Итоги реализации Программы развития
туристской отрасли на 2003-2005 годы
В плане мероприятий по реализации Программы развития туристской отрасли на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года N 1445, были заложены первоочередные задачи по формированию туристского имиджа Казахстана, развитию международного сотрудничества, разработке законодательных нормативных актов, формированию инфраструктуры туризма, совершенствованию статистики, кадровой, образовательной и региональной политики, обеспечению безопасности в сфере туризма.
В целях реализации Программы были приняты постановления Правительства Республики Казахстан от 14 мая 2003 года N 450 "Об утверждении Перечня специализированных служб, оказывающих необходимую помощь туристам, терпящим бедствие на территории Республики Казахстан", от 27 февраля 2004 года N 240 "Об утверждении Правил изъятия (выкупа) земельных участков для создания и расширения особо охраняемых природных территорий из земель всех категорий, сноса, выноса посторонних зданий, сооружений и объектов на особо охраняемых природных территориях, предоставления в аренду земельных участков, зданий и сооружений на особо охраняемых природных территориях для научной, туристской и рекреационной деятельности".
Принята новая Инструкция о порядке выдачи виз Республики Казахстан, утвержденная совместным приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 24 декабря 2002 года N 08-1/77 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года N 806, где предусмотрено упрощение визовых процедур для иностранных граждан из 54 государств, включая экс-граждан нашей страны, издан приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 октября 2003 года N 746 "Об утверждении плана мероприятий по организации медицинского обслуживания и оказанию экстренной помощи туристам на 2003-2005 годы".
В целях совершенствования системы подготовки кадров для туристской отрасли приказом Агентства по туризму и спорту Республики Казахстан от 12 марта 2004 года N 06-2-2/89 утверждены Правила повышения квалификации работников туристских организаций, их аттестации и подготовки различных категорий общественных туристских кадров.
Агентством Республики Казахстан по статистике разработаны статистическая номенклатура видов деятельности и услуг в области туризма (СНДУТ), анкеты и таблицы, по которым проводятся дополнительные аналитические обследования для реализации в дальнейшем проекта по внедрению Вспомогательного счета туризма (ВСТ) в систему национальных счетов. Это позволит вести точный учет показателей туристской отрасли и определять экономические параметры воздействия туризма на другие секторы экономики.
О поступательном и устойчивом развитии туризма свидетельствуют темпы роста объемов въездного и внутреннего туризма и создание системы государственного регулирования туристской деятельности.
Особое внимание при этом уделялось формированию туристского имиджа страны и продвижению национального туристского продукта на мировой рынок туристских услуг: начиная с 2001 года по настоящее время обеспечивается ежегодное участие Казахстана в крупнейших международных выставках и ярмарках, проводимых в городах Берлине (ФРГ), Лондоне (Великобритания), Мадриде (Испания), Москве (РФ), а с января 2006 года и в городе Утрехте (Голландия).
С каждым годом увеличиваются выставочные площади, расширяется представительство туристских организаций республики, повышается качество рекламно-информационной продукции. В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии в ноябре 2004 года было открыто первое туристское представительство Казахстана (г. Лондон).
Ежегодно в городе Алматы проводится Казахстанская международная туристская ярмарка - KITF, международный туристский фестиваль "Белуха" в Восточно-Казахстанской области, которые включены в Календарь мероприятий Всемирной туристской организации. В 2005 году в ярмарке KITF приняли участие более 200 компаний из 23 стран мира, а в 2006 году ее экспонентами стали 450 компаний из 30 стран. Также проводится ежегодная международная казахстанская туристская выставка "Астана-Отдых", основными задачами которой являются привлечение туристского потока в центральные и северные регионы страны, формирование имиджа столицы - Астаны как города третьего тысячелетия.
Обеспечено ежегодное проведение обучающих семинаров для предпринимателей туристского бизнеса по составлению бизнес-планов и созданию инвестиционных проектов с привлечением грантов, технической помощи и инвестиций. Для презентации туристских возможностей Казахстана за рубежом изданы каталог инвестиционных проектов, путеводители, буклеты и другая рекламно-информационная продукция на бумажных и электронных носителях.
Большое содействие в формировании позитивного туристского имиджа Казахстана и привлечении инвестиций в туристскую индустрию оказывает рабочая группа Совета иностранных инвесторов (СИИ) при Президенте Республики Казахстан, в рамках которой в 2005 году создана подгруппа по туризму из числа заинтересованных членов рабочей группы СИИ. Также было принято решение об открытии с 2006 года Интернет-страницы "Туризм в Казахстане" на веб-сайте СИИ.
Сегодня практически все существующие виды туризма представлены в Казахстане. В рамках развития туристского кластера в республике были выделены приоритетные направления развития туризма, такие, как деловой, экологический, культурно-познавательный, а также экстремальный виды туризма.
Основными поставщиками туристских услуг являются туристские организации, которые представлены 846 туристскими организациями и 30 индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления туристской деятельности. Наибольшее количество действующих туристских фирм и предприятий гостиничного хозяйства находится в г. Алматы (605), Восточно-Казахстанской (124), Карагандинской (122), Алматинской (71) областях и г. Астане (79) ( приложение 1 ). На рынке туристских услуг Казахстана работает около 3,2 тыс. человек, 1,5 тыс. профессиональных гидов и экскурсоводов. 98,3 процента всех организаций туристского рынка представлены малыми предприятиями (численность работающих в них до 50 человек). Средние предприятия с численностью персонала до 250 человек составляют 1,3 процента, а крупные - 0,4 процента. Как видно из анализа, большинство туристских организаций составляют малые и средние предприятия, которые во многих странах мира являются эффективным генератором экономического роста, основанного на инновациях. Казахстанские туристские организации сотрудничают с семьюдесятью странами мира.
Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2004 году в отраслях туризма в Казахстане трудились 379,3 тыс. человек, что на 17,8 процента больше, чем в 2003 году.
Наряду с вышеуказанными на национальном туристском рынке осуществляют деятельность 37 туристских организаций с иностранным участием.
Только от деятельности туристских организаций доход Республики Казахстан за 2005 год составил 5902,6 млн. тенге.
В целом в 2005 году по республике доход предприятий туристской индустрии увеличился на 16,8 процента и составил 30553,4 млн. тенге. В республиканский бюджет было перечислено 6526,5 млн. тенге, что на 37,6 процента больше, чем в предыдущем году ( приложение 2 ). Общий объем оказанных услуг увеличился по сравнению с 2004 годом на 43,3 процента и составил 24516,8 млн. тенге.
По данным платежного баланса Национального Банка Республики Казахстан (статья "Поездки"), объем услуг, предоставленных страной нерезидентам в 2005 году, составил 684,5 млн. долларов США, объем услуг, полученных Казахстаном от нерезидентов, составил 667,1 млн. долларов США ( приложение 3 ). Вклад туризма в ВВП страны в 2005 году составил 1,3 процента.
По данным Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по статистике, наблюдается устойчивая тенденция увеличения объемов въездного туризма с 4291 тыс. туристов в 2004 году до 4365 тыс. туристов в 2005 году. Растут показатели по внутреннему туризму: с 2793,8 тыс. туристов в 2004 году до 3280 тыс. туристов в 2005 году ( приложение 4 ). Наряду с этим анализ данных Агентства Республики Казахстан по статистике с 2000 года по 2005 год указывает на расширение географии въездного туризма: 60 стран в 2000 году, 161 страна в 2005 году.
Анализ въездного туризма показал, что 58,4 процента туристов посетили нашу страну с деловыми и профессиональными целями. С целью отдыха нашу страну посетили 12017 туристов (30,1 %), по приглашениям знакомых и родственников 10,2 процента, по коммерческим целям - 1,2 процента.
Ежегодно растут объемы выездного туризма. Если в 2000 году было отправлено туристскими фирмами за рубеж 67360 туристов, то по итогам 2005 года количество выехавших граждан Республики Казахстан составило 210692 туриста. Из государств дальнего зарубежья наибольшей популярностью среди жителей Казахстана пользуются Турция - 63,1 тыс. человек (30 %), Китай - 48,6 тыс. человек (23,1 %), Объединенные Арабские Эмираты - 23,8 тыс. человек (11,3 %).
В выездном туризме большей частью преобладает выезд с целью досуга, рекреации и отдыха (44,7 %). Остальные цели выезда являются коммерческими - шоп-туры (29 %), деловыми и профессиональными (18,7 %).
Создаются условия для функционирования в стране современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей казахстанских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, разработаны и приняты стандарты для обеспечения качества национального туристского продукта. Определены условия для привлечения инвестиций в развитие материально-технической базы туризма в Республике Казахстан.
Развитие туризма напрямую связано с развитием транспортной инфраструктуры. В нашу страну туристы прибывают в основном воздушным транспортом. В целях внутреннего туризма используется чаще автодорожный транспорт. Ежегодно пополняется перечень дорог республиканского значения, среди которых дороги, ведущие к крупным туристским объектам.
Основными факторами увеличения объемов въездного и внутреннего туризма являются развитие разветвленной транспортной сети и расширение географии всех видов пассажирских перевозок. Учитывая это, национальным перевозчиком - акционерным обществом "Национальная компания "Қазақстан темір жолы" и акционерным обществом "Пассажирские перевозки" при поддержке уполномоченного органа в сфере туризма начиная с 2002 года реализуется первый этап проекта по организации специализированного поезда "Жемчужина Шелкового пути" по маршруту: Алматы - Тараз - Шымкент - Ташкент - Самарканд - Ургенч - Бишкек - Рыбачье - Алматы.
В перспективе планируется осуществление второго этапа до Тегерана и третьего этапа - до Пекина через Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.
В период с 2003 по 2005 годы расширилась нормативная правовая база международного сотрудничества в сфере туризма Республики Казахстан с зарубежными странами. В настоящее время действуют 26 соглашений в области туризма. На согласование контрагентам отправлены проекты соглашений о сотрудничестве в области туризма с Японией, Грецией, Францией, Катаром, Саудовской Аравией, Словенией, Польшей, Монголией, Малайзией. Укрепилось сотрудничество со Всемирной туристской организацией, являющейся в настоящее время специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, и с национальными туристскими администрациями стран-членов Всемирной туристской организации.
Следует отметить, что платежный баланс страны улучшается за счет постоянно растущего притока иностранной валюты от нерезидентов в экономику страны, решаются вопросы финансирования сферы туризма: начиная с 2001 года были выделены финансовые средства в объеме 26 млн. 111 тысяч тенге на организацию мероприятий по туристской деятельности, включая участие в международных выставках и проведение международных туристских ярмарок в республике. С 2003 года объем финансирования туристских мероприятий увеличился в связи с принятием Программы до 32 млн. тенге, в 2004 году до 34 млн. тенге и в 2005 году сумма выделенных финансовых средств составила 39,5 млн. тенге.
3.2. Реализация мер по созданию и развитию
туристского кластера
В рамках реализации Послания Президента страны народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" по инициативе Правительства Республики Казахстан Центром маркетингово-аналитических исследований Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан и американской консалтинговой компанией "J.E. Austin Associates Inc." был осуществлен проект "Оценка конкурентоспособности действующих и потенциально перспективных секторов казахстанской экономики и выработка рекомендаций по их развитию". Цель проекта состояла в повышении конкурентоспособности несырьевых отраслей экономики Казахстана, имеющих потенциал для экономического роста страны. В итоге среди семи приоритетных несырьевых отраслей для создания индустриальной основы повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики в числе первых определен туризм.
По мнению экспертов, конкурентное преимущество Казахстана заключается в уникальной культуре (культурно-познавательный туризм), богатом природном потенциале (экологический туризм), возросшей деловой активности (деловой туризм), а также возможности заниматься активными видами отдыха, такими, как спортивный и приключенческий (экстремальный) туризм.
Показателен опыт развития туристских центров в Италии, США, Объединенных Арабских Эмиратах и Турции.
В основе развития индустрии туризма данных стран было формирование инфраструктуры туристской отрасли, транспорта и сферы услуг.
Активное развитие туристских центров отмечено в Италии (Рим, Венеция), Турции (Бодрум, Мармарис, Анталья), США (Лас-Вегас, Гавайские острова), Египте (Каир, Гиза, Александрия), Таиланде (Бангкок).
Основу инфраструктуры туризма данных мировых туристских центров составляют современные трех-, четырех- и пятизвездочные отели, театры, центры развлечений. Также важную роль в развитии данных туристских центров сыграли богатое историко-культурное наследие и природно-климатические условия.
Эффективному развитию индустрии туризма данных регионов способствовали поддержка государством предпринимательских инициатив бизнеса, а также государственно-частное партнерство в формировании инфраструктуры туризма.
Пример зарубежных стран показывает, что туристы, посещающие национальные парки (например, в Кении, Америке, Китае), оставляют там до 1 млн. долларов США ежегодно. Заповедникам, национальным паркам разрешено зарабатывать деньги самостоятельно - за счет реализации товаров и платных услуг. Финансовые средства, получаемые национальными парками, используются на их развитие, а также на проведение защитных и восстановительных мероприятий.
Исходя из этого постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2005 года N 633 "Об утверждении планов по созданию и развитию пилотных кластеров в приоритетных секторах экономики" был утвержден план по созданию и развитию пилотного кластера "Туризм" в городе Алматы и Алматинской области (далее - План).
Учитывая важность создания туристского кластера, Правительством Республики Казахстан были выделены финансовые средства в объеме 65 млн. тенге для проведения маркетинговых исследований туристского потенциала регионов Казахстана в целях определения дальнейшей стратегии развития туристской индустрии. Для осуществления данных исследований была привлечена компания "International consulting group on tourism "IPK" (далее -"IPK International"), занимающая лидирующие позиции в разработке стратегий и продвижении туристских продуктов на мировой рынок туристских услуг.
По итогам проведенных исследований выработаны рекомендации по стратегии развития туристской индустрии страны с учетом конкурентных преимуществ Казахстана и кластерных инициатив на долгосрочный период, предусмотрена реализация ряда проектов, одним из которых является разработка данной Государственной программы.
В рамках реализации вышеуказанного Плана проведена следующая работа:
туристская отрасль внесена в перечень приоритетных видов экономической деятельности, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 сентября 2005 года N 925, что предоставляет потенциальным инвесторам возможность использования льгот и преференций, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об инвестициях;
ранее постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2003 года N 196 были установлены единые ставки платы в размере 0,1-0,2 минимального расчетного показателя для нерезидентов и резидентов Республики Казахстан за использование особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
на заседании казахстанско-российской межправительственной комиссии (18-19 октября 2005 года) внесены в протокольное решение мероприятия по развитию внутреннего и въездного туризма на космодроме "Байконур";
Агентством Республики Казахстан по статистике начиная с 2004 года ведутся работы по созданию Вспомогательного счета туризма, а также прорабатывается вопрос о внесении изменений в действующие классификаторы по видам экономической деятельности (ОКЭД) и продукции по видам экономической деятельности (КПВЭД);
при поддержке Всемирной туристской организации и национальных туристских администраций стран-членов Комиссии Всемирной туристской организации для Европы 25-27 апреля 2006 года в городе Алматы проведено 45-ое заседание Всемирной туристской организации при Еврокомиссии по вопросам устойчивого развития туризма;
на XVI заседании Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, проходившем с 25 ноября по 2 декабря 2005 года в городе Дакар (Сенегал), внесен вопрос о выдвижении Казахстана в состав Исполнительного совета Всемирной туристской организации в 2007 году;
приказом Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 20 июня 2005 года N 220 утвержден экспертный совет по туризму при уполномоченном органе в сфере туризма.
Устойчивое развитие экономики Казахстана, реализация комплекса мер по индустриально-инновационному развитию страны способствуют активному привлечению иностранного капитала. Поэтому имеются все предпосылки для привлечения иностранных и внутренних инвестиций в развитие туристской индустрии, формирования высокого уровня туристского менеджмента в целях обеспечения четкой координации действий центральных и региональных уровней власти, содействия развитию частных инициатив; создания информационного пространства отрасли, разработки эффективной системы продвижения казахстанского турпродукта на внешний и внутренний рынки; принятия необходимых нормативных правовых актов по вопросам инвестирования и налогообложения. Это основные направления кластерного развития туризма, планируемые к реализации в рамках разрабатываемых региональных мастер-планов.
3.3. Состояние развития туризма в разрезе областей
В городах Астане, Алматы, Атырауской, Карагандинской и Актюбинской областях наблюдаются наибольшие объемы въездного туризма, при этом превалирует деловой туризм. В указанных городах, а также Алматинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях наиболее развит выездной туризм.
Наибольшее развитие внутреннего туризма отмечается в городах Астане, Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Алматинской и Акмолинской областях.
В целом по республике наибольшее количество туристов по всем видам туризма обслужено в городах Алматы, Астане, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Алматинской, Атырауской и Актюбинской областях ( приложение 5 ). Целями поездок туристов этих регионов являются в основном деловые и профессиональные цели, досуг, рекреация и отдых, а также шоп-туры.
Начиная с 2001 года местными исполнительными органами выделяются необходимые финансовые средства на развитие отрасли, однако, как показывает анализ, одним из сдерживающих факторов развития туристской индустрии в областях является недостаточное внимание местных исполнительных органов к данной отрасли как одной из приоритетных в плане обеспечения экономического роста. К примеру, на реализацию региональной и республиканской программ развития туризма на 2003-2005 годы в Северо-Казахстанской области выделялось в среднем по 400 тысяч тенге ежегодно, а на 2006 год - 329 тысяч тенге, Павлодарской области - по 500 тысяч тенге ежегодно и Костанайской области - в пределах 1,5 млн. тенге.
3.4. Инфраструктура туризма
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2005 году на территории Республики Казахстан было 515 туристских объектов, в том числе: гостиниц - 385, кемпингов - 7, санаториев - 36, санаториев-профилакториев - 15, профилакториев - 12, лечебно-профилактических центров - 5, пансионатов - 4, зон отдыха - 29, домов отдыха - 27, туристских баз - 24, оздоровительных лагерей - 35, горно-лыжных баз - 4 гостевых домов - 13, охотничьих домов - 9, центров детско-юношеского туризма - 1, оздоровительных комплексов - 7, музеев - 6, мавзолеев - 2, государственных предприятий по туризму - 1, прочих (клубы, городки ремесленников) - 5.
Из действовавших в 2005 году 385 гостиниц и прочих мест размещения 340 имели частную форму собственности, 22 принадлежали государству и 23 находились в собственности других государств.
В стране действуют 78 трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, остальные гостиницы относятся к другим категориям.
Доходы от эксплуатации объектов размещения туристов по республике составили в 2005 году 21156 млн. тенге, объем услуг, оказанных данными предприятиями, составил 17737,5 млн. тенге, в том числе гостиницами с ресторанами - 15927,0 млн. тенге, гостиницами без ресторанов - 1533,3 млн. тенге, молодежными общежитиями и горными турбазами - 57,7 млн. тенге, кемпингами, мотелями, включая услуги стоянок для автофургонов и автоприцепов, - 0,7 млн. тенге, остальными объектами размещения - 218,8 млн. тенге ( приложение 6 ).
В специализированных объектах размещения: в 106 санаториях, пансионатах, санаториях-профилакториях - в 2005 году лечебно-оздоровительными услугами воспользовались 257,4 тыс. человек, в 13 домах и базах отдыха, пансионатах-отдохнули - 32686 человек. К наиболее популярным лечебницам относятся: "Сары-Агаш" (ЮКО), "Арасан - Капал" (Алматинская область), "Моялды", "Баянаул" (Павлодарская область), "Жанакорган" (Кызылординская область), Щучинско-Боровская зона (Акмолинская область), "Каспий" (Мангистауская область) и другие.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2003 году выделено инвестиций в новые основные средства объектов туризма 29591,8 млн. тенге, в 2004 году 37895,2 млн. тенге, в 2005 году - 33994,3 млн. тенге. Это свидетельствует о положительных тенденциях привлечения инвестиций в сферу туризма, однако принимаемых мер явно недостаточно для развития инфраструктуры и стимулирования инвестиций в туристскую индустрию. Как показал анализ, из общей суммы вложенных инвестиций в развитие инфраструктуры страны, осуществление деятельности туристских организаций привлечено лишь 139 млн. тенге в 2003 году, 242 млн. тенге в 2004 году и 48,3 млн. тенге в 2005 году.
Анализ туристской деятельности показал, что туристы, прибывающие из-за границы в города Астану и Алматы, имеют деловые цели визита (деловой туризм) и предпочитают останавливаться в гостиницах, предоставляющих качественный сервис и полный набор услуг. Именно от делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие сети гостиниц международного уровня в крупных городах - деловых центрах страны.
Однако материальная база объектов размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения, характеризуется высокой степенью морального и физического износа.
В сфере воздушного транспорта
Одним из основных факторов, влияющих на развитие международного туризма, являются пассажирские авиаперевозки. В настоящее время в республику выполняют регулярные полеты шесть авиакомпаний дальнего зарубежья ("KLM", "Lufthansa", "British Airlines", "Asiana Air Arabia", "China South Airlines", "Turkish Airlines"). Национальным авиаперевозчиком "Эйр Астана" выполняются регулярные рейсы в Турцию, Германию, Китай, Южную Корею, Таиланд, Великобританию, Индию, ОАЭ, Нидерланды.
В настоящее время Казахстан располагает аэропортами, имеющими допуск к международным авиаперевозкам, в городах: Астане, Алматы, Актобе, Атырау, Караганде, Костанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Таразе, Уральске, Усть-Каменогорске, Шымкенте.
Согласно статистическим данным в 2005 году услугами воздушного транспорта воспользовались 248578 (57,1 процента) туристов.
Учитывая, что большинство поездок совершается с использованием авиатранспорта, необходимо обновить авиапарк, расширить географию пассажирских авиаперевозок, определить взвешенную ценовую и тарифную политику в целях увеличения туристского потока, повысить качество обслуживания.
В сфере железнодорожного транспорта
В последние годы железнодорожный транспорт является популярным средством передвижения у основной части населения республики из-за более доступных цен на билеты.
По данным статистики, в 2005 году железнодорожным транспортом воспользовались 87615 (10,27 процента) туристов.
По территории Казахстана проходят 132 маршрута пассажирских поездов собственного формирования. В том числе в пригородном сообщении курсируют поезда по 69 маршрутам; в местном сообщении - 49, в межгосударственном сообщении - 11, международном - 3. Также через территорию Республики Казахстан пролегают маршруты 17 пассажирских поездов формирования стран СНГ.
В целях повышения уровня сервисного обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте предусмотрен ряд мероприятий: рассматривается проект технологического процесса создания в пассажирских поездах ланч-боксов для пассажиров как на территории Республики Казахстан, так и на территории Российской Федерации, разработан проект программы выпуска красочного специализированного информационного буклета для пассажиров вагонов категории "купе СВ", "купе РИЦ".
Вместе с тем уровень обслуживания в поездах акционерного общества "Пассажирские перевозки" не соответствует международным стандартам. Высокий износ и большие сроки использования значительной доли вагонного парка, необходимость его замены или реконструкции обусловлены тем, что пассажирские перевозки являются убыточными, их субсидирование осуществляется за счет средств государственного бюджета.
В сфере автотранспорта
В последние годы в туристских целях активно используется автотранспорт, так как в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2000 года N 1809 в перечень автомобильных дорог общего пользования республиканского значения включены дороги, ведущие к крупным туристским объектам и представляющие наибольший интерес в плане дальнейшего развития туризма:
1. Ташкент - Шымкент - Тараз - Алматы - Хоргос.
2. Шымкент - Кызылорда - Актобе - Уральск - Самара.
3. Алматы - Караганда - Астана - Петропавловск.
4. Астрахань - Атырау - Актау - граница Туркменистана.
5. Омск - Павлодар - Семипалатинск - Майкапчагай.
6. Астана - Костанай - Челябинск - Екатеринбург.
По данным статистики, в 2005 году услугами междугородних автобусов воспользовались 87615 (20,1 процента) туристов, прочими сухопутными средствами - 53765 (12,36 процента) туристов.
По состоянию на 1 января 2005 года в придорожной полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения действуют следующие объекты: АЗС - 925, СТО - 108, гостиницы - 62, пункты питания и торговли - 1124, автостоянки - 61.
В сфере водного транспорта
Порт Актау на Каспийском море связывает Казахстан с портами России, Туркменистана, Азербайджана и Ирана. В Республике Казахстан имеются сообщения по внутренним водным путям с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
Республиканским государственным казенным Восточно-Казахстанским предприятием водных путей установлен льготный тариф в размере 25 процентов от стоимости шлюзования через Усть-Каменогорский и Бухтарминский шлюзы для судов, имеющих лицензию на перевозку пассажиров и задействованных в туристской деятельности. При этом шлюзование маломерного флота через Усть-Каменогорский и Бухтарминский шлюзы проводится по установленному графику по льготному тарифу: 10 % от стоимости шлюзования при длине судна до 10 м и 20 % - при длине свыше 10 м. Согласно статданным в 2005 году данное предприятие обслужило 276 туристов. Другие водные артерии страны не используются в туристских целях. Вместе с тем в результате проведенных исследований выявлен большой интерес туристов из Европы к территории бассейна Каспийского моря как в плане пляжного туризма, так и организации круиза.
4. Цель и задачи Государственной программы
Цель Государственной программы - создание конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения занятости населения, стабильного роста доходов государства и населения за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма.
Согласно поставленной цели первоочередными задачами определены:
развитие инфраструктуры туризма;
создание эффективного механизма государственного регулирования и поддержки туризма;
формирование привлекательного туристского имиджа страны;
повышение туристского потенциала;
формирование зон с рекреационной хозяйственной специализацией.
5. Основные направления и механизм реализации
Государственной программы
5.1. Развитие системы государственного регулирования
и поддержки туристской деятельности
В этом направлении необходимо реализовать следующие меры:
разработать проекты нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования международной торговли туристскими услугами с учетом предстоящего вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию;
совершенствовать национальное законодательство по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, миграции, упрощения визовых и регистрационных процедур, таможенного и пограничного контроля;
принять необходимые нормативные правовые акты по вопросам инвестирования и налогообложения для развития въездного и внутреннего туризма;
совершенствовать систему статистического учета и отчетности в сфере туризма, внедрить Вспомогательный счет туризма (ВСТ) в систему национальных счетов;
совершенствовать методику формирования платежного баланса туристской отрасли с учетом рекомендаций Всемирной туристской организации и решений Статистической комиссии Организации Объединенных Наций;
активизировать сотрудничество в области туризма с зарубежными странами на основе расширения международной договорной базы отрасли;
повысить качество туристских и гостиничных услуг в соответствии с требованиями, установленными системой технического регулирования;
обеспечить максимальный уровень координации деятельности в сфере туризма между заинтересованными центральными исполнительными и другими государственными органами, а также между государственным и частным секторами;
обеспечить соответствующий уровень туристского менеджмента;
обеспечить государственную поддержку развитию туристской инфраструктуры и координацию действий центральных и местных исполнительных органов в этом направлении;
содействовать развитию частных инициатив в туристской отрасли.
Для решения вопросов развития инфраструктуры туризма и улучшения инвестиционного климата необходимо осуществить следующие меры:
подведение линии электропередачи;
строительство систем водоснабжения и водоотведения;
прокладку либо подведение телефонной линии и обеспечение спутниковой связью;
строительство и реконструкцию транспортных путей.
В первую очередь коммуникационные системы необходимо обеспечить в районах развития пляжного туризма и индустрии развлечений на Капчагайском водохранилище, у озера Алаколь в Алматинской области, на побережье Каспийского моря в Мангистауской области (район Кендерли), в центре казахстанского участка Шелкового пути - в г. Туркестане Южно-Казахстанской области.
Необходимо формировать на базе крупных концентраций рекреационных ресурсов территориальные зоны с рекреационной хозяйственной специализацией.
Особое значение имеет развитие санаторно-курортного дела в Республике Казахстан, что требует реализации следующих мер:
проведения сертификации и классификации санаторно-курортных объектов;
разработки нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность санаторно-курортных объектов;
обеспечения координации деятельности объектов санаторно-курортного назначения.
Учитывая недостаточное развитие инфраструктуры туризма, а также ограниченность финансовых средств, необходимо определить приоритеты первоочередного строительства сети гостиниц, гостевых домов и мотелей, а также кемпингов в рамках реализации проекта "Еврокемпинг" на региональном уровне, направленного на строительство сети гостиниц категории трех-, двухзвездочные и туркласса в следующих регионах:
Акмолинская область - г. Кокшетау, п. Зеренда Зерендинского р-на и г. Щучинск;
Алматинская область - г. Текели, г. Жаркент;
Жамбылская область - г. Тараз (на территории архитектурного комплекса "Тектурмас"), Байзакский р-н (на территории древнего городища "Акыртас"), с. Б. Момышулы Жуалынского р-на.
Следует обеспечить создание сети гостиниц категории туркласса, гостевых домов и кемпингов:
в Восточно-Казахстанской области - у озер Алаколь и Маркаколь, на водохранилище Бухтарма;
в Кызылординской области - на участке Великого Шелкового пути вдоль трассы Шымкент-Самарканд;
в Атырауской области - на городище Сарайчик;
в Мангистауской области - в с. Шетпе Мангистауского района;
в Павлодарской области - на территории Баянаульского ГНПП.
Учитывая прогноз, к концу 2011 года в стране необходимо построить гостиницы на 368300 койко-мест.
При этом в целях повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма необходимо решить следующие вопросы:
повышение информированности международного бизнес-сообщества о туристских возможностях Казахстана и развитие в этом направлении сотрудничества с зарубежными организациями, в том числе через рабочую группу по вопросам повышения инвестиционного имиджа Республики Казахстан Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан;
содействие инвестированию зарубежными и отечественными институтами развития проектов по строительству объектов в виде туристско-этнографических комплексов, созданию сети индустрии досуга и развлечений;
принятие мер по созданию и развитию индустрии туристской и сувенирной продукции с привлечением возможностей и ресурсов Фонда поддержки малого предпринимательства и других отечественных институтов развития;
разработка региональных генеральных планов застройки районов, наиболее привлекательных для развития въездного туризма, объектами туристской инфраструктуры, соответствующими мировым стандартам;
восстановление и строительство новых предприятий по изготовлению юрт, возрождение национальных ремесел, создание новых рабочих мест.
Эффективность развития института инвестирования зависит от проведения последовательной государственной политики в этом направлении и консолидации усилий государственных, частных и туристских общественных организаций по развитию инфраструктуры туризма.
В 2007-2008 годы необходимо принять меры по созданию и развитию туристских кластеров на основе разработанных мастер-планов в Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях. Учитывая экономическую целесообразность, необходимо также рассмотреть возможность разработки мастер-планов в других регионах, поскольку потенциал Казахстана позволяет использовать в туристских целях практически все регионы страны. При этом особое внимание следует уделить обеспечению необходимого уровня финансирования мероприятий по их реализации.
5.2. Маркетинг и продвижение казахстанского
туристского продукта
Для обеспечения маркетинга и продвижения национального турпродукта Казахстан активно участвует в известных международных туристских выставках и организует ежегодное проведение подобных мероприятий в республике.
В целях продвижения страны на мировой туристский рынок необходимо дальнейшее осуществление мероприятий по формированию привлекательного туристского имиджа Республики Казахстан.
В рамках реализации стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и продвижения Казахстана как страны туризма следует принять меры по:
формированию новых направлений обеспечения роста экономических показателей туризма и осуществлению его широкомасштабной государственной поддержки;
разработке и реализации "прорывных" туристских проектов международного значения;
развитию транспортной инфраструктуры и рынка туристских услуг;
вхождению страны в глобальную экономику сферы туризма через участие в международных экономических организациях и союзах;
активному использованию фактора евразийского исторического развития страны и многонационального, многоконфессионального и мультикультурного характера казахстанского общества, его ценностей, традиций, кухни, искусства с привлечением Ассамблеи народов Казахстана, культурных и научных сил республики;
разработке действенных механизмов популяризации Казахстана и знакомства представителей зарубежной общественности с его административными и культурно-историческими центрами с привлечением таких международных организаций, как Всемирная туристская организация, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций), Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития, и отечественных институтов развития;
разработке планов развития специализированных видов туризма в Республике Казахстан;
проработке вопроса создания на региональном уровне тематических парков, таких, как этномемориальный комплекс "Атамекен";
эффективному рекламно-информационному обеспечению казахстанских турпродуктов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг.
5.3. Экологический туризм - фактор устойчивого развития
Необходимость развития экологического туризма в Республике Казахстан обусловлена не только экономическими факторами - созданием новых рабочих мест, развитием местных сообществ в отдаленных регионах, но и социальным заказом - потребностями населения в более целостном, системном подходе к проблемам охраны здоровья и использования свободного времени. По данным экспертов Всемирной туристской организации, экологический туризм за последние десять лет становится наиболее популярным и является одним из инструментов устойчивого развития любого государства.
Как показали итоги исследований туристского потенциала, Казахстан имеет большие возможности для развития экологического туризма. Его основу составляют уникальные природные условия и ландшафты в центре Евразии, многочисленные природные, исторические памятники, культурное и этническое наследие народов, населявших территорию Казахстана в различные исторические периоды.
В целом современное состояние экологического туризма в Казахстане стабилизируется. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, национальными особо охраняемыми природными территориями со статусом юридического лица в 2005 году обслужены 391,6 тыс. туристов, доход от посещения туристских групп в 2005 году составил 9,1 млн. тенге.
Однако несмотря на то, что экологический туризм отличается от других видов туризма незначительным воздействием на природную среду и не нуждается в особо развитой инфраструктуре, деятельность в этом направлении сталкивается с серьезными трудностями в связи с тем, что большей частью рекреационно-туристская инфраструктура находится все еще на этапе становления.
Экономический потенциал экологического туризма в Казахстане практически неограничен, однако для его становления и развития потребуются значительные капиталовложения и затраты. Создание необходимой инфраструктуры для экологического туризма позволит обеспечить доступность уникальных уголков природы для туристов. Необходимо создать условия для привлечения инвестиций и частного капитала с целью реализации инвестиционных проектов по объектам экологического туризма, таких, как строительство туристского комплекса на Рахмановских ключах в районе горы Белухи в Восточно-Казахстанской области, создание сети горнолыжных курортов в Алматинской области, и других.
Мерами, направленными на активизацию этого процесса, являются:
корректировка технико-экономических обоснований государственных национальных природных парков и государственных природных резерватов в части разработки генеральных планов развития инфраструктуры в целях формирования инфраструктуры экологического туризма на особо охраняемых природных территориях;
развитие международного сотрудничества Казахстана в части экологического туризма;
выполнение обязательств по ратифицированным Казахстаном конвенциям в части сохранения биологического разнообразия и охраны памятников всемирного природного и культурного наследия.
Также необходимо обеспечить реализацию рекомендаций Квебекской декларации по вопросам развития экологического туризма, принятой на Всемирном экологическом саммите в мае 2002 года:
выработать национальную, региональную и местную политику по развитию экотуризма с учетом мер по охране природы, местной культуры и сохранению национальных традиций и генетических ресурсов в партнерстве с местным населением, частным сектором, неправительственными организациями;
разработать действенные механизмы для предотвращения негативного воздействия на природную среду;
обеспечить поддержку развития технических, финансовых и человеческих ресурсов для представителей малого и среднего бизнеса;
осуществлять сотрудничество с правительственными и неправительственными организациями в области охраны окружающей среды.
Выполнение данных рекомендаций и обеспечение специфических потребностей экологического туризма на охраняемых природных территориях, сохранение редких видов животных и растений в сочетании с самобытной культурой и традициями населения, а также постоянное расширение географии туров позволят уверенно прогнозировать успешное развитие этого направления туризма в Казахстане.
5.4. Детско-юношеский туризм - один из основополагающих факторов
развития внутреннего туризма и воспитания туристской культуры
Занятие различными видами туризма с детских лет позволит воспитать чувство гражданственности, туристскую культуру и правила гостеприимства, при реализации которых туризм как действенный сектор экономики будет способствовать обеспечению устойчивого развития государства с минимальными последствиями для природы и общества.
Детско-юношеский туризм, являясь активным видом туризма, способствует:
воспитанию воли и духовности у подрастающего поколения, приобщению его к здоровому образу жизни через общение с природой;
практическому познанию родного края, знакомству с окружающей природой, памятниками истории и культуры.
Развитие детско-юношеского (школьного) туризма необходимо проводить комплексно путем восстановления ликвидированных за десятилетие внешкольных детско-юношеских учреждений в системе школьного образования, обновления учебных программ по многим дисциплинам в соответствии с требованиями времени:
совершенствовать общеобразовательный уровень туристских знаний путем включения в тематические планы учебных программ занятий по туристской технике и подготовке, знаний исторических объектов, уникальных природных памятников Казахстана, приобретения практических навыков по ориентированию на местности и по карте;
восстановить и расширить сеть внешкольных детско-юношеских туристских учреждений: станций детско-юношеского туризма от республиканского до районного звена, туристских клубов, детских турбаз;
обеспечить широкое привлечение молодежи к реализации проекта "Моя Родина - Казахстан", а также в качестве гидов и экскурсоводов при организации активных видов туризма.
5.5. Подготовка кадров, система повышения квалификации работников
туризма и научно-методическое обеспечение сферы туризма
Для обеспечения качественной подготовки туристских кадров необходимо:
внести в классификатор специальностей высшего образования специальности по туризму, рекомендованные Всемирной туристской организацией в соответствии с международной практикой;
внедрить в высших учебных заведениях, готовящих кадры для туристской отрасли, сертификацию качества туристского образования "WTO -Ted Qual";
организовать проведение в республике научно-практических конференций и участие Казахстана в международных туристских мероприятиях по подготовке кадров и ключевым проблемам развития туристской индустрии;
участвовать в разработке учебных программ, учебно-методических пособий, учебников и наглядных материалов для высших и средних учебных заведений, осуществляющих подготовку туристских кадров;
проводить на постоянной основе обучающие семинары и курсы повышения квалификации специалистов туристской индустрии, включая гидов, экскурсоводов, инструкторов туризма, в том числе для особо охраняемых территорий и государственных национальных природных парков;
осуществить реализацию пилотного проекта "Национальная квалификационная структура в сфере туризма" (НКС), подготовленного в рамках международного сотрудничества с Европейским фондом образования, и создать в городе Алматы Координационный центр по разработке НКС и других совместных международных проектов для стран центральноазиатского региона.
Кроме того, по заключению международных экспертов, одной из важных мер по развитию туристской отрасли является ее научно-методическое обеспечение. В республике практически отсутствует научно-методическая база отрасли, в то время как в развитых странах мира, таких, как Германия, Великобритания, существуют центры по исследованиям и прогнозированию перспектив развития национального туризма, финансируемые из государственного бюджета.
5.6. Информационное обеспечение туризма
Итоги проведенных компанией "IPK International" исследований по оценке туристского потенциала Казахстана и рекомендации по его дальнейшему развитию на долгосрочный период предполагают создание системной концепции его информационного освещения с применением новейших технологий, используемых в мировой практике. Сегодня в век глобализации, внедрения современных информационных технологий необходим новый подход к решению данного вопроса.
Применение новейших информационных технологий позволит на постоянной основе предоставлять всю необходимую информацию о туристских возможностях Казахстана, в том числе об объектах туризма, бронировании авиабилетов и мест проживания в гостиницах, формировании пакета туристских услуг по желанию клиента. В мировом туризме появилось такое новое направление, как виртуальный туризм. Возможности современных технологий уникальны и неоценимы в получении исчерпывающей информации и доведении ее до потенциального туриста в любой точке мира. При этом возможности информационных центров используются как эффективные меры государственной поддержки развития рынка туристских услуг.
Такие центры позволяют проводить интенсивную работу по систематизации показателей состояния и потенциальных возможностей развития туризма, изучению спроса и формированию предложений для потребления отечественного туристского продукта на мировом рынке туристских услуг, внедрению новейших технологий и научных разработок в индустрию туризма, организации крупных международных мероприятий и форумов в целях укрепления привлекательного туристского имиджа государства.
Для информационного и научно-методического обеспечения туристской отрасли необходимо:
создать акционерное общество "Информационно-туристский центр";
разработать механизм мониторинга туристской индустрии по регионам страны с учетом наличия необходимых транспортных путей, инженерных и инфраструктурных объектов;
создать единую туристско-информационную сеть на территории Казахстана с целью дальнейшего ее интегрирования с аналогичными международными сетями;
создать единый Интернет-портал с размещением необходимой информации на официальных языках Всемирной туристской организации с обновляемым банком данных о туристском потенциале страны, культуре и истории Казахстана, туристских организациях и гостиничных услугах, транспортных коммуникациях и связи, порядке получения виз, регистрационных и административных процедурах.
Также в целях формирования привлекательного туристского имиджа Казахстана необходимо обеспечить широкую информационно-рекламную кампанию в ведущих зарубежных, республиканских и региональных СМИ. С учетом значимости задачи использовать практику систематического информационного обеспечения развития туризма в Республике Казахстан посредством размещения соответствующего государственного заказа.
Наряду с этим планируется открытие туристских информационных центров в Германии, Франции, Японии, Южной Корее и США.
5.7. Обеспечение безопасности туристов
Одним из основополагающих условий развития туризма является обеспечение его безопасности для туристов. Обеспечение безопасности туристов декларировано в Хартии туризма, одобренной в 1985 году на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации в г. Софии (Болгария), Этическом туристском кодексе, принятом 1 октября 1999 года в г. Сантьяго (Чили).
Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, мер, принимаемых туроператорами и турагентами при организации туров. Особо остро ставится вопрос обеспечения безопасности в условиях роста числа террористических актов, эпидемий и негативных последствий техногенного характера.
Для обеспечения безопасности туристов необходимо:
проработать вопрос осуществления специальной подготовки туристских кадров и контроля за соблюдением норм, правил по технике безопасности в деятельности туроператоров и турагентов по обслуживанию туристов;
защищать и охранять туристскую среду;
обеспечить информирование населения и туристов по вопросам защиты и безопасности;
вести борьбу с организованной преступностью, терроризмом и торговлей людьми, трудовой и сексуальной эксплуатацией женщин и детей;
усилить контроль за туристскими и иными миграционными потоками для предотвращения возможности въезда в Казахстан, в том числе для транзита в "горячие точки", экстремистов под видом туристов;
создать телефонную информационную службу помощи туристам в режиме "hot line" в областях и городах Астане и Алматы.
5.8. Международное сотрудничество в области туризма
Важным аспектом международного сотрудничества является взаимодействие со Всемирной туристской организацией (ЮНВТО). Казахстан активно участвует в мероприятиях, проводимых ЮНВТО. Роль этой организации в развитии туризма и установлении сотрудничества между странами мирового туристского сообщества неоценима и важна для всех ее членов, тем более, когда ЮНВТО стала специальным учреждением Организации Объединенных Наций, что, в свою очередь, усиливает позиции данной организации по активному продвижению и устойчивому развитию туризма в мире.
В рамках сотрудничества со Всемирной туристской организацией Казахстану была оказана техническая помощь в проведении предварительного исследования туристского потенциала страны в 1997 году, которое стало основой Программы развития туристской отрасли на 2003-2005 годы. В республике проведены региональные семинары ЮНВТО "Экологический туризм - инструмент устойчивого развития для переходной экономики стран СНГ, Китая и Монголии", "Тенденции и методики развития мирового туризма".
Главными направлениями в развитии международного туризма являются расширение международных туристских связей и реализация межправительственных соглашений в сфере туризма.
При этом необходимо:
обеспечить реализацию ранее заключенных межправительственных соглашений в области туризма;
проработать вопрос об открытии туристских представительств при посольствах Республики Казахстан в странах, генерирующих основные туристские потоки в республику;
инициировать и обеспечить проведение в Казахстане крупных международных форумов, саммитов, конференций и семинаров;
проработать вопрос проведения XVIII сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации в г. Астане в 2009 году;
проводить работу по организации совместных туристских маршрутов и введению упрощенных процедур приграничного и таможенного контроля для туристов в рамках приграничного сотрудничества с сопредельными государствами;
развивать региональное сотрудничество с государствами Центральной Азии по развитию трансграничных туристских маршрутов и, в первую очередь, с Иссык-Кульским регионом Кыргызстана;
реализовать меры по выдвижению Казахстана в Исполнительный совет Всемирной туристской организации в 2007 году.
5.9. Реализация "прорывных" проектов международного значения
Сноска. Раздел 5.9. с изменениями, внесенными Указом Президента РK от 11.02.2009 № 735 .
Повышение конкурентоспособности туристского продукта и индустрии туризма путем кластерного развития поможет ускорить процесс создания кластерных звеньев, улучшить их взаимодействие и осуществить приоритетный план действий, представленный в виде республиканского мастер-плана. В рамках создания и развития туристского кластера в Казахстане планируется осуществление активной и жесткой маркетинговой политики в целях продвижения казахстанских туристских продуктов на мировой рынок.
В результате изучения ситуации на различных европейских и азиатских рынках можно сделать следующие выводы:
Центральная Азия в целом и Казахстан в частности все еще остаются неизвестными в части новых международных туристских направлений;
слово "Казахстан" часто узнаваемо, но все еще не имеет специального туристского имиджа;
как на европейском, так и на азиатском туристском рынке проявляется относительно большой интерес посетить Казахстан, что свидетельствует о реальных перспективах увеличения потока иностранных туристов.
Основными туристскими продуктами Казахстана для международных рынков определены комбинированные туры, предполагающие путешествие по маршруту "От бескрайних степей до заснеженных горных вершин", и степное сафари с использованием джипов и проживанием в юртах либо трейлерах.
Для успешного позиционирования Казахстана на международном туристском рынке на 2007-2011 годы в рамках данной Государственной программы определены три приоритетных туристских рынка:
1. Россия, Германия, Великобритания, Южная Корея, Турция, Китай.
2. Франция, Япония.
3. США, страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Таким образом, необходимо разработать стратегию продвижения Казахстана как нового и привлекательного туристского объекта в Центральной Азии и Евразии.
В рамках задач по формированию новых направлений обеспечения роста экономики и осуществлению широкомасштабной государственной поддержки развития туризма важное значение придается реализации следующих "прорывных" проектов:
1. Развитие города Алматы и Алматинской области:
создание условий для развития инфраструктуры туризма и спорта в городе Алматы и Алматинской области в рамках генеральных планов развития и мастер-планов создания и развития туристского кластера;
разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и проектно-сметной документации (ПСД) для обеспечения строительства индустрии туризма и развлечений по типу Диснейленд-парков и Лас-Вегаса в городе Капчагае;
создание условий для дальнейшего развития инфраструктуры при АО "Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос" в целях формирования сферы сопутствующих услуг.
2. Развитие города Астаны и Акмолинской области:
создание условий для развития сферы сопутствующих услуг, включая индустрию развлечений в Щучинско-Боровской курортной зоне;
развитие инфраструктуры экологического туризма в национальном природном парке "Бурабай";
строительство туристско-развлекательного комплекса в границах специальной экономической зоны "Бурабай" в Щучинском районе Акмолинской области;
строительство в селе Мартыновка Аршалынского района Акмолинской области (в 30-ти км от города Астаны) этнографического комплекса "Шебер ауылы" с выставочным центром "Дворец мастеров", призванного демонстрировать кочевой быт саков, их самобытную культуру и традиции по аналогии с Деревней фараонов (Египет), комплексом "От-бос" (Квебек, Канада).
3. Развитие туризма по Шелковому пути
Конкурентное преимущество Казахстана по сравнению с Узбекистаном, в котором доминируют только культурные ценности, состоит в том, что казахстанская часть Шелкового пути представляется также комбинированными турами в сочетании с уникальными природными ландшафтами, эндемической флорой и фауной, памятниками историко-культурного наследия кочевников и культуры народов древних городов.
Для реализации данного проекта планируются:
осуществление первого этапа проекта по организации международного туристского поезда "Жемчужина Шелкового пути" по маршруту: Алматы - Тараз - Шымкент - Ташкент - Самарканд - Ургенч - Бишкек - Рыбачье - Алматы в 2007-2008 годы;
проведение межгосударственных переговоров по осуществлению второго этапа проекта по организации международного туристского поезда "Жемчужина Шелкового пути" по маршруту Алматы - Тегеран и подготовке к реализации третьего этапа, включающего продление маршрута через Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая до города Пекина к концу 2008 года;
создание дорожной карты от пограничных пунктов "Хоргос" и "Дружба" до города Туркестана Южно-Казахстанской области с указанием объектов придорожной инфраструктуры;
строительство и развитие сети гостиниц и караван-сараев в городе Туркестане, в том числе в рамках реализации международного проекта региональной программы Организации Объединенных Наций, Всемирной туристской организации и ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) "Шелковый путь: Усиление потенциала в целях регионального сотрудничества и развития";
активизация процесса межгосударственных переговоров, в том числе в рамках деятельности Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического сообщества и создания единого экономического пространства, по решению вопросов взаимного признания туристских виз и введения в дальнейшем единой туристской визы для стран-участниц данных организаций.
4. Развитие пляжного и круизного туризма на Каспийском море
В целях реализации проекта планируются:
создание условий для подготовки и организации международного круиза по Каспийскому морю: Актау - Астрахань (Россия) - Махачкала (Дагестан) - Баку (Азербайджан) - Энзели (Иран) - Туркменбаши (Туркменистан) - Актау;
обустройство зоны отдыха Кендерли в целях развития пляжного туризма и проработка вопроса по созданию индустрии туризма и развлечений в городе Актау.
5. Создание условий для развития космического туризма в городе Байконыр в рамках проекта "Казахстан - первая космическая гавань планеты"
Реализация проекта предполагает проработку вопросов по строительству туристского комплекса с индустрией развлечений возле города Байконыра с использованием новейших технологий (создание планетария, музея, мини-центра управления полетами, торгового центра по продаже сувениров и т.д.) до конца 2008 года.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Сумма финансирования из средств республиканского бюджета, необходимая для реализации Государственной программы в 2007-2011 годах, составляет 59318221 тыс. тенге, в том числе:
в 2007 году - 2329668 тыс. тенге; в 2008 году - 20637405 тыс. тенге; в 2009 году - 30635357 тыс. тенге; в 2010 году - 2774656 тыс. тенге; в 2011 году - 2941135 тыс. тенге.
Мероприятия по реализации Государственной программы будут осуществляться за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете, и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
При этом объемы бюджетных средств, необходимых для реализации Государственной программы, будут уточняться при утверждении республиканского бюджета на соответствующий год.
За счет местных бюджетов могут финансироваться мероприятия по развитию туризма, проводимые на региональном уровне.
7. Ожидаемые результаты от реализации и индикаторы
Государственной программы
В ходе реализации Государственной программы предполагается обеспечить стабильный рост потока туристов:
на первом этапе (2007-2009 годы):
по внутреннему туризму с 3,4 млн. туристов в 2007 году до 4,0 млн. туристов в 2009 году;
по въездному туризму с 4,5 млн. туристов в 2007 году до 6,0 млн. туристов в 2009 году;
на втором этапе (2010-2011 годы):
по внутреннему туризму с 4,1 млн. туристов в 2010 году до 4,5 млн. туристов в 2011 году;
по въездному туризму с 7,0 млн. туристов в 2010 году до 9,5 млн. туристов в 2011 году ( приложение 7 ).
При условии, что в среднем один иностранный турист за время своего пребывания приносит в бюджет около 63500 тенге, за период с 2007 по 2011 годы поступления в бюджет от въездного туризма составят 603250 млн. тенге ( приложение 8 ).
За счет въездного туризма будет также обеспечена занятость населения в сфере туризма с 447,6 тыс. человек в 2007 году до 550,0 тыс. человек в 2011 году.
Реализация представленного в Государственной программе комплекса мер будет способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как за счет граждан страны, так и лиц, прибывающих из-за рубежа. В конечном итоге это приведет к значительному повышению привлекательности национального турпродукта и будет способствовать вхождению Казахстана в систему мирового туристского рынка как важной сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества в рамках международной торговли услугами. Будет создана развитая конкурентоспособная туристская индустрия, которая может стать одним из значимых доходных секторов среди несырьевых отраслей экономики государства. При этом в республике будут созданы реальные условия и возможности для того, чтобы Казахстан стал центром туризма центральноазиатского региона.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Государственной программе развития
туризма в Республике Казахстан
на 2007-2011 годы,
утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан
от 29 декабря 2006 года N 231
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
туристской деятельности (2005 год)
Количество предприятий, |
Объем предоставленных работ услуг, тыс. тенге |
|||||||||
в |
в том числе |
всего |
в том числе |
|||||||
т ф |
инди- |
о р |
инди- |
турист- |
индиви- |
объектами |
индиви- |
|||
Республика |
1424 |
846 |
30 |
385 |
163 |
24516807,1 |
3208760,1 |
146330,2 |
20767394,1 |
394322,7 |
Акмолин- |
44 |
16 |
5 |
15 |
8 |
213882,9 |
9281,2 |
5504,4 |
192064,3 |
7033,0 |
Актюбин- |
52 |
20 |
23 |
9 |
698463,3 |
31296,7 |
659172,4 |
7994,2 |
||
Алматин- |
71 |
30 |
3 |
20 |
18 |
425202,2 |
69062,7 |
9591,0 |
238230,0 |
108318,5 |
Атырауская |
63 |
22 |
38 |
3 |
2502050,0 |
187782,0 |
2309704,0 |
4564,0 |
||
Восточно- |
124 |
34 |
2 |
55 |
33 |
684646,8 |
19356,0 |
304,0 |
596028,1 |
68958,7 |
Жамбылская |
33 |
11 |
10 |
12 |
155354,4 |
7494,0 |
139371,4 |
8489,0 |
||
Западно- |
19 |
6 |
5 |
8 |
624549,6 |
73683,8 |
58463,8 |
492402,0 |
||
Караган- |
122 |
46 |
5 |
45 |
26 |
1161009,1 |
47226,9 |
52209,9 |
967875,8 |
93696,5 |
Коста- |
27 |
10 |
10 |
7 |
137316,8 |
8681,0 |
123577,4 |
5058,4 |
||
Кызылор- |
28 |
3 |
1 |
12 |
12 |
176425,8 |
6821,2 |
550,3 |
147641,5 |
21412,8 |
Мангис- |
28 |
15 |
12 |
1 |
1442290,0 |
75772,0 |
1366413,0 |
105,0 |
||
Павлодар- |
55 |
23 |
31 |
1 |
360478,1 |
15322,7 |
344993,9 |
161,5 |
||
Северо- |
30 |
15 |
10 |
5 |
196155,6 |
40227,0 |
151286,3 |
4642,3 |
||
Южно- |
44 |
16 |
1 |
18 |
9 |
236310,2 |
14808,2 |
2065,8 |
215644,0 |
3792,2 |
г. Астана |
79 |
28 |
4 |
36 |
11 |
4468011,3 |
1278246,7 |
15653,0 |
3129741,1 |
44370,5 |
г. Алматы |
605 |
551 |
4 |
42 |
8 |
11034661,0 |
1323698,0 |
1988,0 |
9693248,9 |
15726,1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к Государственной программе развития
туризма в Республике Казахстан
на 2007-2011 годы,
утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан
от 29 декабря 2006 года N 231
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
туристской индустрии (2005 год)
Количество обслуженных посетителей |
Доход от |
Поступ- |
||||
всего |
в том числе |
|||||
въездной |
выездной |
внутрен- |
||||
Всего: |
10649,0 |
4365,0 |
3004,0 |
3280,0 |
30553,4 |
6526,5 |
из них: |
||||||
туристскими |
456,1 |
40,4 |
218,0 |
197,7 |
5902,6 |
554,6 |
объектами |
1361,3 |
264,2 |
1097,1 |
23153,5 |
5317,5 |
|
санаторно- |
209,6 |
69,0 |
140,6 |
256,0 |
532,6 |
|
особо |
391,6 |
130,4 |
261,2 |
9,1 |
2,2 |
|
учреждениями |
2412,0 |
828,6 |
1583,4 |
1232,2 |
119,6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к Государственной программе развития
туризма в Республике Казахстан
на 2007-2011 годы,
утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан
от 29 декабря 2006 года N 231
ПОКАЗАТЕЛИ
объемов расходов нерезидентов в Казахстане
и резидентов в зарубежных странах (в млн. долл. США)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к Государственной программе развития
туризма в Республике Казахстан
на 2007-2011 годы,
утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан
от 29 декабря 2006 года N 231
ДИНАМИКА РОСТА
объемов туристских потоков в Республике Казахстан
по видам туризма (тыс. чел.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
к Государственной программе развития
туризма в Республике Казахстан
на 2007-2011 годы,
утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан
от 29 декабря 2006 года N 231
Количество обслуженных посетителей
по видам туризма в разрезе областей
Количество обслуженных посетителей |
||||
всего |
в том числе |
|||
въездной |
выездной |
внутренний |
||
Республика Казахстан |
1817402 |
304664 |
217961 |
1294777 |
Акмолинская |
58529 |
1377 |
480 |
56672 |
Актюбинская |
63733 |
9222 |
4765 |
49746 |
Алматинская |
152593 |
971 |
32080 |
119542 |
Атырауская |
91883 |
30963 |
5122 |
55798 |
Восточно-Казахстанская |
168320 |
8434 |
3200 |
156686 |
Жамбылская |
40101 |
2204 |
4416 |
33481 |
Западно-Казахстанская |
36498 |
6333 |
7905 |
22260 |
Карагандинская |
161477 |
14387 |
14164 |
132926 |
Костанайская |
39148 |
4482 |
2424 |
32242 |
Кызылординская |
15141 |
2020 |
746 |
12375 |
Мангистауская |
59050 |
8203 |
2487 |
48360 |
Павлодарская |
60353 |
2626 |
2900 |
54827 |
Северо-Казахстанская |
53843 |
6237 |
8911 |
38695 |
Южно-Казахстанская |
55020 |
4172 |
1217 |
49631 |
г. Астана |
251432 |
31900 |
31783 |
187749 |
г. Алматы |
510281 |
171133 |
95361 |
243787 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
к Государственной программе развития
туризма в Республике Казахстан
на 2007-2011 годы,
утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан
от 29 декабря 2006 года N 231
ОБЪЕМ
произведенной продукции (работ и услуг) (в млн. тенге)
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
---|---|---|---|
ВСЕГО в том числе: |
9055,0 |
22386,9 |
29944,0 |
Туристские фирмы |
2926,2 |
3204,2 |
5028,0 |
Гостиницы и прочие места |
2181,4 |
14530,7 |
17737,5 |
гостиницы с ресторанами |
1547,5 |
12886,4 |
15927,0 |
гостиницы без ресторанов |
524,4 |
1297,5 |
1533,3 |
молодежные туристские лагеря |
33,5 |
41,4 |
57,7 |
кемпинги |
- |
148,9 |
0,7 |
прочие места проживания |
76,0 |
156,5 |
218,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
к Государственной программе развития
туризма в Республике Казахстан
на 2007-2011 годы,
утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан
от 29 декабря 2006 года N 231
ПРОГНОЗ
увеличения туристского потока по приоритетным видам туризма
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
к Государственной программе развития
туризма в Республике Казахстан
на 2007-2011 годы,
утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан
от 29 декабря 2006 года N 231
ПРОГНОЗ
поступлений в бюджет от въездного туризма (в млн. тенге)
Рост потока |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
4500 |
273050 |
||||
5400 |
342900 |
||||
6000 |
381000 |
||||
7000 |
444500 |
||||
9500 |
603250 |