Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона на 2005-2007 годы (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, и по итогам полугодия, не позднее 20 января и 20 июля, представлять информацию о ходе их реализации в Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.
3. Министерству экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан по итогам полугодия, не позднее 1 февраля и 1 августа, представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Программы.
4. Рекомендовать акимам Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей в разрабатываемых региональных программах предусматривать комплексные меры и механизмы по развитию территорий, подпадающих под действие Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Есимова А.С.
6. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 20 сентября 2005 года N 927
ПРОГРАММА
ПО КОМПЛЕКСНОМУ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ
БЫВШЕГО СЕМИПАЛАТИНСКОГО ИСПЫТАТЕЛЬНОГО
ЯДЕРНОГО ПОЛИГОНА НА 2005-2007 ГОДЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Паспорт
2. Введение
3. Анализ современного состояния проблемы
Параграф 1 . Общая характеристика
Параграф§2 . Состояние здоровья населения
Параграф§3 . Радиационная ситуация на территории бывшего Семипалатинского
испытательного ядерного полигона
Параграф§4 . Состояние объектов социальной инфраструктуры
Параграф§5 . Социальная защита населения региона
4. Цель и задачи Программы
5. Основные направления и механизм реализации Программы
Параграф§1 . Медицинская реабилитация населения и снижение уровня заболеваемости в
регионе
Параграф§2 . Обеспечение радиационной и ядерной безопасности и оценка масштабов
поствзрывных явлений для Семипалатинского региона
Параграф§3 . Развитие социальной инфраструктуры и социальная защита населения
Параграф§4 . Диверсификация научно-технического потенциала
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
8. План мероприятий по реализации Программы по комплексному решению проблем бывшего
Семипалатинского испытательного ядерного полигона на 2005-2007 годы
1. Паспорт программы
Наименование Программа по комплексному решению проблем
бывшего Семипалатинского испытательного
ядерного полигона на 2005-2007 годы
Основание Постановление Правительства Республики
для разработки Казахстан от 31 августа 2004 года N 917
"О Среднесрочном плане социально-
экономического развития Республики
Казахстан на 2005-2007 годы";
пункт 2 распоряжения Премьер-Министра
Республики Казахстан от 22 августа 2003
года N 182-р "О создании межведомственной
рабочей группы по выработке предложений по
комплексному решению проблем бывшего
Семипалатинского испытательного ядерного
полигона и Приаралья";
поручение Премьер-Министра Республики
Казахстан от 8 июня 2004 года
N 20-58/Ужым-792,1;
протокольное решение межведомственной
комиссии по проблемам Семипалатинского
региона от 14 мая 2002 года;
протокольное решение Высшей научно-
технической комиссии при Правительстве
Республики Казахстан от 13 марта 2003 года
N 24-2/005-528-1;
протокольное решение межведомственной
рабочей группы по выработке предложений по
реабилитации и использованию земель бывших
военно-испытательных полигонов,
использовавшихся ранее в интересах военных
ведомств СССР от 20 февраля 2004 года;
протокольное решение межведомственной
комиссии по вопросам региональной политики
от 18 мая 2005 года N№11-9/005-920
Основной Министерство экономики и бюджетного
разработчик планирования Республики Казахстан;
Министерство энергетики и минеральных
ресурсов Республики Казахстан
Цель Улучшение экологических, экономических и
медико-социальных факторов, оказывающих
влияние на качественный уровень
жизнедеятельности населения региона
Задачи Медицинская реабилитация населения и
снижение уровня заболеваемости в регионе;
радиологическая оценка территорий,
подвергшихся радиоактивному заражению, и
принятие мер по обеспечению безопасности
населения;
развитие социальной инфраструктуры;
диверсификация научно-технического
потенциала бывшего Семипалатинского
испытательного ядерного полигона
Источники Реализация Программы потребует
финансирования финансирования из средств республиканского
бюджета в размере 4945,2 млн. тенге, в том
числе в 2005 году - 1634,3 млн. тенге,
2006 году - 2517,97 млн. тенге,
2007 году - 792,9 млн. тенге
Ожидаемые Реализация Программы и принятие всех
результаты от предусмотренных в ней мер будут
реализации способствовать снижению уровня
Программы заболеваемости в регионе, улучшению
радиационной обстановки на отдельных
участках бывшего Семипалатинского
испытательного ядерного полигона
Сроки 2005-2007 годы
реализации
2. Введение
Программа по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона на 2005-2007 годы разработана на основании предложений заинтересованных государственных органов, акиматов Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей и членов межведомственной рабочей группы, созданной распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 22 августа 2003 года N 182-р "О создании межведомственной рабочей группы по выработке предложений по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона и Приаралья".
Проблема экологической безопасности республики напрямую связана с радиационной обстановкой на территории бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона (далее - СИП).
В настоящее время не до конца выявлены и утверждены границы территорий, подвергшихся радиоактивному заражению.
На территориях, прилегающих к СИП, наблюдается высокая заболеваемость населения.
Результаты, полученные в ходе выполнения работ по ликвидации инфраструктуры проведения ядерных испытаний, исследований в рамках международных программ и проектов, а также при реализации Республиканской целевой научно-технической программы "Развитие атомной энергетики в Республике Казахстан", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 1999 года N 235, наряду с проблемами радиоэкологии региона выявили целый ряд новых проблем. Эти проблемы связаны прежде всего с вопросами безопасности ядерных и радиационно-опасных объектов и режима нераспространения.
На территории СИП не упорядочена хозяйственная деятельность. Наблюдается несанкционированная деятельность физических и юридических лиц, в связи с чем возникает возможность вторичного переноса радиоактивности.
Необходимость решения проблем СИП признана международной общественностью. Генеральная Ассамблея ООН, признав серьезность ситуации, приняла три резолюции по вопросу оказания помощи региону:
1) от 16 декабря 1997 года N A/RES/52/169M "Международное сотрудничество и координация деятельности в целях реабилитации населения и экологии и экономического развития Семипалатинского региона в Казахстане";
2) от 16 ноября 1998 года N A/RES/53/1H "Международное сотрудничество и координация деятельности в целях реабилитации здоровья населения и природной среды и экономического развития Семипалатинского региона Казахстана";
3) от 27 ноября 2000 года N A/RES/55/44 "Международное сотрудничество и координация деятельности в целях реабилитации населения и экологии и экономического развития Семипалатинского региона Казахстана".
Несмотря на принимаемые меры в рамках отдельных государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ, международной помощи, отсутствует целостный подход по разрешению проблем региона. Нет системной работы по изучению экологии, состояния водных ресурсов, здоровья населения. Проводившиеся ранее исследования носят по существу фрагментарный характер.
Все это вызвало необходимость в разработке единого программного документа, предусматривающего комплексное решение существующих проблем, что позволит проводить системный мониторинг региона и на основании полученных результатов принимать адекватные управленческие решения.
3. Анализ современного состояния проблемы
Параграф 1. Общая характеристика
Семипалатинский испытательный ядерный полигон расположен на пересечении трех областей Казахстана: Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской и занимает площадь 18 тыс. кв. км. За время функционирования СИП (1949-1989 годы) на его территории было проведено 466 ядерных испытаний, в том числе 30 наземных, 88 воздушных и 348 подземных ядерных взрывов, при этом 13 взрывов повлекли за собой выброс радиоактивных газов в атмосферу. По различным оценкам экспертов около 1,2 миллиона жителей было подвержено влиянию радиационного излучения.
Указом Президента Республики Казахстан от 29 августа 1991 года N 409 Семипалатинский испытательный ядерный полигон был закрыт.
Нормами Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне", установлены территории, подвергшиеся воздействию ядерных испытаний. К ним отнесены территории бывшей Семипалатинской области, Глубоковский, Шемонаихинский, Уланский, Зайсанский, Зыряновский, Тарбагатайский районы, города Усть-Каменогорск, Риддер, а также населенные пункты в пределах границ бывших Таврического, Самарского, Серебрянского районов Восточно-Казахстанской области, Баянаульский, Майский, Лебяжинский районы Павлодарской области, Каркаралинский район Карагандинской области, включая населенные пункты бывшего Егиндыбулакского района этой же области (далее - Семипалатинский регион).
При классификации указанных территорий к зоне чрезвычайного радиационного риска отнесены населенные пункты в пределах границ населенных пунктов бывшего Саржалского сельсовета Абайского района, Долонского и Боденелинского сельсоветов Бескарагайского района, населенные пункты Сарапан и Иса бывшего Жанасемейского района бывшей Семипалатинской области.
К зоне максимального радиационного риска отнесены населенные пункты Абайского, Бескарагайского районов, а также населенные пункты в пределах границ бывших Абралинского и Жанасемейского районов бывшей Семипалатинской области, Акжарского и Малдарского сельсоветов Майского района Павлодарской области.
Работы по ликвидации последствий ядерных испытаний, начатые после закрытия полигона, включают ликвидацию инфраструктуры испытаний ядерного оружия, конверсию объектов военно-промышленного комплекса, объективную оценку масштабов и степени радиоактивного загрязнения природной среды, а также разработку и реализацию мер, исключающих влияние последствий ядерных испытаний на здоровье населения.
Параграф 2. Состояние здоровья населения
Целенаправленное медицинское оздоровление населения, проживающего на территориях, прилегающих к СИП, началось после утверждения постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 марта 1997 года N 336 Программы медицинской реабилитации населения, пострадавшего вследствие испытаний на бывшем Семипалатинском испытательном ядерном полигоне в 1949-1990 годы.
Научные исследования, проводимые научно-исследовательским институтом радиационной медицины и экологии, позволили получить данные о параметрах радиационной ситуации и доз облучения, оценить последствия испытаний для здоровья населения.
За счет средств республиканского бюджета в 2003 году Научно-исследовательскому институту радиационной медицины и экологии оказана высокоспециализированная медицинская помощь 1300 жителям Семипалатинского региона на сумму 45 млн. тенге. Республиканским госпиталем инвалидов Великой Отечественной войны оказана высококвалифицированная медицинская помощь около 3000 пострадавшим вследствие ядерных испытаний на сумму 127 млн. тенге.
В решении вопросов по улучшению медицинского обслуживания населения Семипалатинского региона оказывают помощь международные организации.
Так, Правительством Японии реализован проект, заключающийся в поставке медицинского оборудования и внедрении новых технологий ранней диагностики ряда онкологических заболеваний.
При технической поддержке данного проекта в течение 2002-2003 годов проведено обследование населения, проживающего в Абайском и Бескарагайском районах Восточно-Казахстанской области.
С 2001 года реализуется проект ТАСИС по оценке генетических последствий радиационного и химического загрязнения для населения Казахстана.
Вместе с тем намеченные вышеуказанной Программой медицинской реабилитации населения, пострадавшего вследствие испытаний на бывшем Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, мероприятия носят ограниченный характер, что сказывается на их эффективности.
Заболеваемость населения в Восточно-Казахстанской области за 2002-2003 годы превышала республиканские показатели за этот же период времени примерно в 1,25 раза. Так, за 2002 и 2003 годы заболеваемость на 100 тыс. населения по региону составила соответственно 71825,7 и 69638,0 против республиканских показателей за указанные годы 57517,8 и 56413,9 соответственно.
Заболеваемость детей в Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Павлодарской областях за 2002-2003 годы превысила республиканские показатели в 1,21-1,25 раза и составила на 100 тыс. детского населения по Восточно-Казахстанской области 107584,5 и 120479,2, по Карагандинской области - 90235,1 и 103846,5, по Павлодарской области - 86602,2 и 103440,2 против республиканских показателей за указанные годы 78315,2 и 87619,3 соответственно.
Онкологическая заболеваемость населения региона самая высокая по республике и составила на 100 тыс. населения в 2002-2003 годах по Восточно-Казахстанской области 1143,6 и 1121,0, по Карагандинской области - 688,7 и 635,2, по Павлодарской области - 476,8 и 506,2 против республиканских показателей за указанные годы 523,0 и 519,2 соответственно.
Общая смертность в этих областях остается высокой и составила на 100 тыс. населения в 2002-2003 годах по Восточно-Казахстанской области 1229,8 и 1276,4 (в том числе от онкологических заболеваний - 185,7 и 190,0 соответственно), по Карагандинской области - 1237,1 и 1299,3 (158,9 и 152,8), по Павлодарской области - 1095,4 и 1152,7 (154,4 и 162,5).
При этом по республике за 2002-2003 годы показатель смертности составил на 100 тыс. населения 1005,3 и 1041,5, в том числе от онкологических заболеваний - 128,7 и 126,6 соответственно.
В связи с этим возникает необходимость в подготовке комплексного анализа состояния здоровья населения, проживающего на территориях, прилегающих к СИП, и реализации дополнительных мер по его оздоровлению.
Параграф 3. Радиационная ситуация на территории бывшего
Семипалатинского испытательного ядерного полигона
Во исполнение Соглашения между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки относительно уничтожения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, ликвидации последствий аварийных ситуаций и предотвращения распространения ядерного оружия от 13 декабря 1993 года выполнены работы по ликвидации инфраструктуры проведения ядерных испытаний.
Объекты, предназначенные для проведения подземных испытаний - 181 штольня горного массива Дегелен, 13 неиспользованных скважин и 12 шахтных пусковых установок на площадке Балапан приведены в состояние, не позволяющее применять их для испытания ядерного оружия (закрытие порталов, ликвидация объектов).
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 28 марта 1997 года выполнена часть работ по консервации объектов носителей "чувствительной" информации и отходов оружейной деятельности, расположенных на некоторых испытательных площадках СИП.
В 2004 году за счет средств республиканского бюджета начаты работы по уточнению и согласованию границ бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона.
Вместе с тем, всесторонняя радиологическая оценка их до сих пор не проведена, хотя с начала 1990-х годов ряд международных организаций, включая Международное агентство по атомной энергии (далее - МАГАТЭ), проводили оценку полигона и прилегающих территорий.
Границы полигона до конца еще не выявлены и не утверждены.
Исследованная площадь в сравнении с площадью всей территории СИП незначительна.
В настоящее время обследовано около 40 % территории полигона с достоверностью при площадном обследовании - 25 %, при местном (локальном) обследовании - 90 %.
В связи с ограниченным финансированием площадные обследования проводятся по мелкомасштабной сетке. Только при обнаружении участков с повышенным радиационным фоном осуществляется локальное обследование по крупномасштабной сетке.
Результаты радиоэкологических исследований, проведенных на территории СИП в последние годы, выявили участки значительного радиоактивного загрязнения, включая и загрязнения ядерными материалами. В первую очередь эти загрязнения связаны с испытательными площадками и следами облаков ядерных взрывов.
Важной проблемой СИП является также загрязнение почв радионуклидами, что может в свою очередь вызвать загрязнение источников воды.
На территориях, считавшихся ранее относительно благополучными в радиационном отношении (северная и западная части СИП), обнаружены участки, которые идентифицированы как места проведения испытаний боевых радиоактивных веществ. Имеются места, загрязненные компонентами ракетного топлива. Выявляются участки со значительным радиоактивным загрязнением, которые имеют относительно небольшие размеры, носят локальный характер и связаны, по мнению специалистов, с результатами несанкционированной деятельности. Как правило, это поиск добычи лома черных и цветных металлов.
Кроме того, на территории СИП расположены три из четырех имеющихся в Казахстане исследовательских ядерных реакторов. Они размещены на двух экспериментальных комплексах (площадках) Национального ядерного центра Республики Казахстан, на одном из которых также находится пункт долговременного хранения отработанных ампульных источников ионизирующих излучений, имеющий республиканское значение.
В настоящее время хранилище, расположенное на комплексе "Байкал", содержит более 20 тысяч ампульных источников ионизирующих излучений со всей территории Республики Казахстан. Здесь же планируется размещение отработанного ядерного топлива, вывозимого с остановленного реактора БН-350.
Все это актуализирует проблему обеспечения безопасности как в целом территории полигона, так и объектов, ранее входивших в инфраструктуру проведения испытаний ядерного оружия и уничтоженных (законсервированных) в ходе проведения работ по их ликвидации.
Проблема безопасности бывшего полигона напрямую связана и с ведением несанкционированной деятельности на территории бывшего полигона, в связи с чем возникает возможность вторичного переноса радиоактивности.
В целях выявления и пресечения такой деятельности в республиканском государственном предприятии "Национальный ядерный центр Республики Казахстан" создается Служба мониторинга хозяйственной деятельности, состоящая из мобильных групп патрулирования.
Однако еще не обеспечивается полное исключение попыток проникновения в ранее закрытые штольни со стороны физических лиц с целью извлечения лома черных и цветных металлов. По состоянию на конец 2002 года из 181 закрытых штолен в 109 были попытки проникновения. При этом нельзя исключать возможности проникновения в штольни с целью извлечения отходов ядерной оружейной деятельности.
Ведение хозяйственной деятельности на территории СИП регламентируется Земельным Кодексом Республики Казахстан, законами Республики Казахстан "Об использовании атомной энергии" , "О радиационной безопасности населения" , "О лицензировании" , "О недрах и недропользовании" , постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 1998 года N 100 "О лицензировании деятельности, связанной с использованием атомной энергии".
Функции государственного надзора за обеспечением радиационной безопасности при ведении работ на СИП возложены на Комитет по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, который осуществляет лицензирование любого вида хозяйственной деятельности на СИП, как деятельности, связанной с использованием атомной энергии.
Однако в настоящее время на территории СИП из 17 юридических лиц, осуществляющих свою деятельность, только 3 предприятия имеют лицензию Комитета по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. Основной причиной этого является абсолютная прозрачность границ бывшего полигона.
Все это вызывает необходимость организации постоянного мониторинга за обеспечением безопасности ядерных и радиационно-опасных объектов.
Ядерные испытания, помимо вышеперечисленных проблем, породили еще и проблему радиофобии. В связи с этим возникает необходимость организации широкого информирования общественности о сути явлений, происходящих на СИП. Кроме того, знание проблемы и нормативной правовой базы, регламентирующей проведение хозяйственной деятельности на территории СИП, будет способствовать соблюдению юридическими и физическими лицами требований радиационной и экологической безопасности.
Параграф 4. Состояние объектов социальной инфраструктуры
В последние годы предпринят ряд мер по развитию социальной инфраструктуры территорий, прилегающих к СИП.
Так, с 2000 по 2003 годы в регионе СИП построено за счет республиканского и местных бюджетов 9 школ, 2 пришкольных интерната, спортивный комплекс и 5 объектов питьевого водоснабжения общей стоимостью 991,7 млн. тенге.
При Научно-исследовательском институте радиационной медицины и экологии в городе Семипалатинске открыта консультативно-диагностическая поликлиника для проведения мероприятий по скринингу заболеваний в сельской местности.
В связи с увеличением больных злокачественными заболеваниями, в особенности раком молочной железы, при онкологическом диспансере города Семипалатинска в 2003 году построен маммологический центр.
В 2004 году на данной территории за счет средств республиканского бюджета начато строительство двух школ, трех объектов здравоохранения, в том числе строительство радиологического центра в городе Семипалатинске. На эти цели в республиканском бюджете предусмотрено 649,2 млн. тенге.
Действует клинический учебный центр Семипалатинской государственной медицинской академии - Восточно-Казахстанский областной центр реабилитации населения, являющийся крупным лечебным учреждением области. Он имеет партнерские отношения по вопросам диагностики с другими центрами Казахстана, а также США и Японии. Центр обеспечен в достаточном объеме вспомогательными подразделениями и опытными кадрами.
Вместе с тем, в регионе отмечается недостаток специализированных медицинских организаций, оснащенных современным медицинским оборудованием для проведения совместных методов лучевого лечения, радиоизотопных методов диагностики, дозиметрии онкологических больных.
Существующие объекты здравоохранения в основном расположены в приспособленных помещениях, не соответствующих современным санитарным требованиям, и недостаточно оснащены необходимым оборудованием.
На территориях, прилегающих к СИП, имеются проблемы, связанные с обеспечением населения качественной питьевой водой.
Так, в Восточно-Казахстанской области в среднем 70,2 % населения обеспечивается водопроводной водой, 27,8 % - водой из децентрализованных источников, 0,5 % - привозной водой, 1,5 % - водой из открытых водоемов, а в сельской местности по данным за первое полугодие 2004 года только 19,4 % населения пользуются водопроводной водой.
Проведенные обследования показали, что в текущем году по Восточно-Казахстанской области 56 водопроводных сооружений области не отвечают санитарным требованиям из-за отсутствия обеззараживающих установок, устройства зоны санитарной охраны и несвоевременного проведения планово-предупредительных работ, в связи с чем возникает угроза попадания радионуклидов в питьевую воду.
В связи с этим в настоящее время принимаются дополнительные меры по улучшению питьевого водоснабжения региона. В рамках реализации Государственной программы развития сельских территорий, программы "Питьевые воды" в 2004 году за счет средств республиканского бюджета реализуются проекты по водоснабжению 16 населенных пунктов на сумму 1133,36 млн. тенге.
Параграф 5. Социальная защита населения региона
Социальная поддержка населения, проживающего на территориях, прилегающих к СИП, осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" (далее - Закон). Законом установлен статус граждан и классификация территорий, пострадавших от воздействия ядерных испытаний, определен перечень компенсаций, льгот и других мероприятий, предусмотрена выплата единовременной денежной компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний (далее - компенсация).
Ежегодно в республиканском бюджете предусматриваются средства для выплаты компенсации лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим в соответствии с Законом первоочередное право на ее получение. В 2004 году на эти цели предусмотрено 197,1 млн. тенге.
Гражданам, проживающим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска и вышедшим на пенсию до 1 января 1998 года, выплачивается надбавка к пенсиям.
Большая часть кредиторской задолженности, образовавшейся в 1995-1997 годах по экологическим надбавкам к пенсиям, погашена. На выплату задолженности по экологическим надбавкам к пенсиям граждан в 2004 году в республиканском бюджете предусмотрено 652,0 млн. тенге.
Регистрация остальных категорий граждан, имеющих право на получение единовременной денежной компенсации, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. При этом координация работы по регистрации и учету граждан, имеющих право на компенсацию, осуществляется специальными комиссиями, создаваемыми при акиматах.
Вместе с тем реальной актуализированной базы о выплате единовременной денежной компенсации работающим гражданам не имеется, в связи с чем в соответствии с поручением Правительства Республики Казахстан продолжается инвентаризация базы данных получателей компенсации.
Согласно Закону работающее население имеет право на дополнительную оплату труда и дополнительный трудовой отпуск в соответствии с классификацией территории, на которой они проживают.
Вместе с тем согласно норме Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года "О труде в Республике Казахстан" заработная плата работника определяется в зависимости от количества, качества и сложности выполняемой работы, а дополнительная оплата труда не предусматривается.
В связи с этим возникает необходимость устранения данного противоречия в этих законодательных актах.
Во всех населенных пунктах, прилегающих к территории СИП, осуществляются мероприятия по оказанию адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам и решению вопросов занятости населения.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2003 году уровень безработицы по Восточно-Казахстанской области составил 7,3 % против 8,8 % по республике, во втором квартале 2004 года - соответственно 7,0 % и 8,3 %.
В тоже время необходимо отметить, что предусмотренные Законом социальные выплаты и льготы не обеспечивают решения главных проблем региона - оздоровление населения и улучшение радиационной обстановки.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является улучшение экологических, экономических и медико-социальных факторов, оказывающих влияние на качественный уровень жизнедеятельности населения региона.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
медицинская реабилитация населения и снижение уровня заболеваемости в регионе;
радиологическая оценка территорий, подвергшихся радиоактивному заражению, и принятие мер по обеспечению безопасности населения;
развитие социальной инфраструктуры;
диверсификация научно-технического потенциала СИП.
Решение этих задач предполагает разработку и реализацию широкого круга мер разной направленности.
5. Основные направления и механизм
реализации Программы
Достижение поставленной цели и решение задач будут осуществляться по четырем основным направлениям:
медицинская реабилитация населения и снижение уровня заболеваемости в регионе;
радиологическая оценка территорий, подвергшихся радиоактивному заражению, и принятие мер по обеспечению безопасности населения;
развитие социальной инфраструктуры;
диверсификация научно-технического потенциала.
Выполнение Программы будет осуществляться на основе плана мероприятий по ее реализации.
Комплексность мероприятий позволит скоординировать деятельность и мобилизовать возможности всех уровней исполнительной власти на обеспечение целенаправленных и согласованных действий по всем направлениям плана мероприятий по ликвидации последствий ядерных испытаний на СИП.
Будут осуществляться постоянный мониторинг и оценка эффективности реализации Программы посредством контроля исполнения плана мероприятий по реализации Программы.
Параграф 1. Медицинская реабилитация населения и
снижение уровня заболеваемости в регионе
Для оздоровления населения СИП предусматривается:
подготовить комплексное заключение о состоянии здоровья населения, проживающего на территориях, подпадающих под действие Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне", в том числе в сравнении с 1992 годом;
подготовить предложения по созданию системы целевой профилактики, диагностики и диспансеризации населения, подвергшегося воздействию ядерных испытаний и объемных техногенных источников ионизирующего излучения;
продолжить работу по созданию Государственного медицинского автоматизированного регистра населения Республики Казахстан, подвергшегося воздействию испытаний ядерного оружия и объемных техногенных источников ионизирующего излучения;
выработать предложения по созданию Национального банка крови и тканей населения, подвергшегося воздействию испытаний ядерного оружия;
усилить работу по активизации международной помощи в рамках реализации международной программы, принятой по итогам Токийской Международной конференции по проблемам Семипалатинского региона 1999 года, и Программы Организация Объединенных Наций "Международное сотрудничество и координация деятельности в целях реабилитации населения, экологии и экономического развития Семипалатинского региона Казахстана";
выработать предложения по оснащению медицинским оборудованием организаций здравоохранения города Курчатова Восточно-Казахстанской области с учетом специфики медицинского обслуживания населения, работающего на ядерных установках.
В регионе будут приняты дополнительные меры по совершенствованию диагностики и лечения онкологических заболеваний, укреплению материально-технической базы здравоохранения.
В этих целях в рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года N 1438, предусмотрено завершить в 2006 году строительство Радиологического центра областного онкологического диспансера в городе Семипалатинске. В 2005 году предусматривается начать строительство Центра лучевой терапии при онкологическом диспансере в городе Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области. На строительство указанных объектов в течение 2005-2007 годов предполагается выделить из республиканского бюджета 1625,6 млн. тенге бюджетных средств.
В связи со строительством новых объектов по медицинской реабилитации населения Семипалатинского региона, оснащенных современным оборудованием, предполагается:
выработать меры по рациональному использованию вводимого в эксплуатацию радиологического центра областного онкологического диспансера в городе Семипалатинске Восточно-Казахстанской области;
разработать План мероприятий по внедрению современных технологий лечения больных в связи со строительством Центра лучевой терапии при онкологическом диспансере в городе Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области;
проработать вопросы участия МАГАТЭ в оснащении оборудованием строящегося радиологического центра областного онкодиспансера в городе Семипалатинске.
Параграф 2. Обеспечение радиационной и ядерной
безопасности и оценка масштабов поствзрывных явлений
для Семипалатинского региона
В целях обеспечения безопасности бывшего СИП предполагается реализовать меры, включающие:
проведение ревизии, обустройство границ бывшего СИП и разработку нормативно-технической базы, регламентирующей безопасное проведение работ и мониторинг ведения хозяйственной деятельности;
обеспечение безопасности ядерных и радиационно-опасных объектов и проведение мероприятий по поддержанию режима нераспространения;
проведение комплекса мероприятий по ликвидации и консервации отходов ядерной оружейной деятельности, радиоактивных и токсичных отходов и по ремедиации (восстановлению) радиационно-загрязненных территорий;
оценку масштабов поствзрывных явлений и создание достоверных карт радиационной обстановки на территории СИП;
создание информационной системы принятия управленческих решений и организацию работ по информированию и просвещению населения по вопросам радиоэкологии СИП.
Помимо указанных мероприятий на территориях, прилегающих к СИП, будут реализованы региональные программы экологической направленности, предусматривающие решение таких задач, как охрана атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов, обеспечение радиационной безопасности и другие.
Параграф 3. Развитие социальной инфраструктуры и
социальная защита населения
В целях дальнейшего развития социальной инфраструктуры Программой предусматривается проанализировать состояние сети здравоохранения, образования и объектов питьевого водоснабжения в населенных пунктах, прилегающих к бывшему СИП.
В рамках реализации государственных программ реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года N 1438, развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459, развития сельских территорий на 2004-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149, предполагается построить в 2005-2007 годах 8 школ, 1 центральную районную и 2 противотуберкулезные больницы.
Кроме того, в этот период предполагается начать строительство центральной районной больницы.
На эти цели за трехлетний период предполагается выделить из республиканского бюджета 3647,4 млн. тенге.
В рамках Государственной программы развития сельских территорий на 2004-2010 годы, программы "Питьевые воды" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года N 93, в течение 2005-2007 годов будет построено, завершено строительство или реконструировано 7 объектов питьевого водоснабжения. На водоснабжение населенных пунктов, прилегающих к СИП, за три года предполагается выделить из республиканского бюджета 1818,6 млн. тенге.
Для улучшения уровня жизни населения предусматривается усилить работу по созданию постоянных рабочих мест и дальнейшему снижению безработицы на территориях, прилегающих к бывшему СИП.
Предусматривается выработать предложения по внесению изменений в Закон Республики Казахстан "О социальной защите населения, пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" по приведению термина "дополнительная оплата труда" работающему населению, проживающему в населенных пунктах, прилегающих к бывшему СИП, в соответствие с законодательством Республики Казахстан о труде.
Гражданам, проживающим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска и вышедшим на пенсию до 1 января 1998 года, будет продолжена выплата надбавки к пенсиям.
Параграф 4. Диверсификация научно-технического потенциала
В целях дальнейшего развития территории и научно-технического потенциала СИП предполагается:
сформировать и реализовать программу научно-технического обеспечения создания и эксплуатации казахстанского термоядерного материаловедческото реактора ТОКАМАК;
реализовать проект создания казахстанского термоядерного материаловедческого реактора ТОКАМАК;
выработать предложения по модернизации базовых исследовательских ядерных реакторов Республиканского государственного предприятия "Национальный ядерный центр Республики Казахстан" в целях ядерной и радиационной безопасности;
разработать технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта "Создание радиационно-защитной камеры и пункта длительного хранения на комплексе исследовательских реакторов "Байкал-1";
проработать вопросы финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики территорий, подпадающих под действие Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан;
проработать вопросы кредитования субъектов малого предпринимательства на территориях, подпадающих под действие Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне".
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Реализация Программы потребует финансирования из средств республиканского бюджета в размере 4945,2 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 1634,3 млн. тенге, 2006 году - 2517,97 млн. тенге, 2007 году - 792,9 млн. тенге.
Эти средства будут направлены на строительство и реконструкцию объектов, включенных в Перечень приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ) в составе Среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2004 года N 917 (далее - Перечень), а также в рамках текущих бюджетных программ. Конкретный объем средств будет ежегодно уточняться в процессе формирования республиканского бюджета на соответствующий год.
В целях развития социальной инфраструктуры региона из республиканского бюджета в 2005-2007 годах предусматривается выделить 7091,5 млн. тенге на строительство объектов образования, здравоохранения и питьевого водоснабжения в рамках действующих государственных и отраслевых (секторальных) программ.
К ним относятся:
Государственная программа развития сельских территорий на 2004-2010 годы;
Государственная программа реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы;
Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы;
Отраслевая программа "Питьевые воды" на 2002-2010 годы и другие.
Кроме того, на реализацию проектов в рамках программ развития города Семипалатинска Восточно-Казахстанской области на 2006-2008 годы, охраны окружающей среды на 2005-2007 годы и вне программ (строительство моста через реку Иртыш, модернизация теплоснабжения в городе Семипалатинске и другие) предполагается выделить из республиканского бюджета 38766,6 млн. тенге.
Предполагается продолжить работу по привлечению средств международных организаций и стран-доноров на нужды Семипалатинского региона.
Усилия будут направлены на обеспечение синергии национальных органов и международных партнеров в целях реализации программы. При этом будет учтен опыт и использованы наработки по реализации международной программы, принятой по итогам Токийской Международной конференции 1999 года по проблемам Семипалатинского региона.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация Программы позволит осуществить медицинскую реабилитацию населения, проживающего на прилегающих к СИП территориях, повысить уровень медицинского обслуживания граждан, улучшить состояние сети объектов социальной инфраструктуры.
Будут восстановлены и натурно обозначены границы СИП, созданы три подробные карты радиационного загрязнения технических площадок на его территории, восстановлены отдельные загрязненные участки.
Кроме того, будут сформированы нормативная правовая база, регламентирующая порядок проведения хозяйственной деятельности на территории СИП и система мониторинга этой деятельности.
Реализация Программы будет способствовать диверсификации научно-технического потенциала СИП. Будет сформирована и реализована программа научно-технического обеспечения создания и эксплуатации казахстанского термоядерного материаловедческого реактора ТОКАМАК, и реализован проект создания ТОКАМАКа.
8. План мероприятий по реализации Программы
по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского
испытательного ядерного полигона на 2005-2007 годы <*>
Сноска. В раздел 8 внесены изменения постановлением Правительства РК от 24 мая 2006 года N 448 .
N |
Мероприятие |
Форма завершения |
Ответ- |
Срок |
Пред- |
Источник |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Медицинская реабилитация населения и снижение уровня заболеваемости в регионе |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1.1 |
Подготовить |
Информация |
МЗ |
1 |
Не тре- |
|
1.2 |
Подготовить |
Предложения Правитель- |
МЗ |
1 |
Не тре- |
|
1.3 |
Продолжить |
Предложения Правитель- |
МЗ |
1 |
Не тре- |
|
1.4 |
Выработать |
Предложения Правитель- |
МЗ |
2 |
Не тре- |
|
1.5 |
Усилить ра- |
Информация |
МИД |
20 |
Не тре- |
|
1.6 |
Выработать |
Информация |
МЗ |
20 |
Не тре- |
|
1.7 |
Разработать |
Информация |
МЗ |
20 |
Не тре- |
|
1.8 |
Выработать |
ПредложенияПравитель- |
МЗ |
4 |
Не тре- |
|
1.9 |
Проработать |
Информация |
МЭМР |
20 |
Не тре- |
|
2. Обеспечение радиационной и ядерной безопасности и оценка масштабов поствзрывных явлений для Семипалатинского региона |
||||||
2.1 |
Провести ре- |
Информация |
МЭМР |
20 |
2005 |
Респуб- |
2.2 |
Обеспечить |
Информация |
МЭМР |
20 |
2005 |
Респуб- |
2.3 |
Провести |
Информация |
МЭМР |
20 |
2005 |
Респуб- |
2.4 |
Оценить мас- |
Информация |
МЭМР |
20 |
2005 |
Респуб- |
2.5 |
Создать ин- |
Информация |
МЭМР |
20 |
2005 |
Респуб- |
3. Развитие социальной инфраструктуры и социальная защита населения |
||||||
3.1 |
Проанализи- |
Информация |
МЗ |
20 |
В рамках |
|
3.2 |
Проанализи- |
Информация |
МОН |
20 июля |
В рамках |
|
3.3 |
Проанализи- |
Информация |
МСХ |
20 июля |
В рамках |
|
3.4 |
Выработать |
Предложения Правитель- |
МТСЗН |
4 |
Не тре- |
|
3.5 |
Усилить ра- |
Информация |
Акимы |
20 |
Не тре- |
|
4. Диверсификация научно-технического потенциала | ||||||
4.1 |
Сформировать |
Проект |
МЭМР |
4 |
2005 год - |
Респуб- |
4.2 |
Реализовать |
Информация |
МЭМР |
20 |
2005 |
Респуб- |
4.3 |
Выработать |
Предложения Правитель- |
МЭМР |
3 |
Не тре- |
|
4.4 |
Разработать |
Информация |
МЭМР |
20 |
2005 |
Респуб- |
4.5 |
Создать тех- |
Информация |
МЭМР |
20 |
2006 |
Респуб- |
4.6 |
Проработать |
Информация |
МИТ |
20 июля 2006 года |
Не тре- |
|
4.7 |
Проработать |
Информация Министер- |
МИТ |
2 |
Не тре- |
МСХ - Министерство сельского хозяйства
МЗ - Министерство здравоохранения
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения
МОН - Министерство образования и науки
МЭМР - Министерство энергетики и минеральных ресурсов
МИД - Министерство иностранных дел
МИТ - Министерство индустрии и торговли
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования
АО - Акционерное общество