В целях реализации государственной политики в области туризма, создания условий для его развития как одной из важных отраслей экономики страны Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития туристской отрасли на 2003-2005 годы (далее - Программа).
2. Центральным, местным исполнительным и иным государственным органам обеспечить своевременное выполнение Программы.
3. Агентству Республики Казахстан по туризму и спорту 2 раза в год в январе и июле представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мухамеджанова Б.А.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 29 декабря 2002 года N 1445
Программа развития туристской отрасли на
2003-2005 годы <*>
Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 28 апреля 2004 г. N 476 .
1. Паспорт
Наименование Программа развития туристской отрасли на
2003-2005 годы
Основание для Указ Президента Республики Казахстан от 17
разработки февраля 2000 года N 344 "О дальнейших мерах
по реализации Стратегии развития в Казахстане
до 2030 года", поручение Руководителя
Администрации Президента Республики
Казахстан от 20 декабря 2001 года N 4867.
Основной Агентство Республики Казахстан по туризму и
разработчик спорту.
Цель Программы Главная цель Программы - создание
современного высокоэффективного и
конкурентоспособного туристского комплекса,
обеспечивающего широкие возможности для
удовлетворения потребностей казахстанских и
иностранных граждан в разнообразных
туристских услугах, разработка экономических
и правовых механизмов развития отрасли и
реализация мер на государственном уровне по
обеспечению качества турпродукта Казахстана.
Задачи Программы В соответствии с поставленными целями
первоочередными задачами Программы являются:
обеспечение системы новых подходов
государственного регулирования в туризме,
отвечающих изменившимся социально-экономическим
условиям, целям, принципам и задачам
осуществления туристской деятельности;
усиление роли государства в управлении,
регулировании взаимодействия между
исполнительными органами и организациями,
действующими в сфере туризма, через
республиканский уполномоченный орган;
совершенствование нормативной правовой
базы развития туризма в Республике Казахстан,
механизма государственного регулирования в этой
сфере;
принятие мер по кадровому, научно-методическому,
рекламно-информационному обеспечению туристской
отрасли;
развитие инфраструктуры туризма. Разработка
комплекса мер по содействию модернизации
материальной базы туризма, активизации
строительства новых объектов;
продвижение казахстанского туристского
продукта на мировой рынок туристских услуг;
обеспечение развития малого предпринимательства,
стимулирование занятости населения в области
туризма и обслуживающей сфере;
создание условий для инвестирования и других форм
финансирования, кредитования субъектов отрасли.
Сроки реализации 2003-2005 годы
Программы
Финансирование Предполагаемые расходы для реализации Программы
Программы составляют: из республиканского бюджета - на 2003
год - 32604 тыс. тенге, 2004 год - 34028 тыс.
тенге, 2005 год - 35729 тыс. тенге; из местного
бюджета - на 2003 год - 125989,7 тыс. тенге,
2004 год - 131389 тыс. тенге, 2005 год - 142854
тыс. тенге, а также возможно привлечение других
средств.
Ожидаемые Предполагается обеспечить стабильный рост общего
результаты потока туристов:
по внутреннему туризму объемы увеличатся с
56 тысяч человек в 2003 году до 90 тысяч человек
в 2005 году;
по въездному туризму - с 24 тысяч туристов в
2003 году до 60 тысяч к концу 2005 года.
За период с 2003 по 2005 годы поступления в
бюджет от въездного туризма составят 111,3
млн. долларов США.
2. Введение
Программа развития туристской отрасли на 2003-2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2000 года N 344 "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития в Казахстане до 2030 года".
Программа охватывает основные проблемы обеспечения устойчивого развития отрасли, как приоритетного сектора экономики.
В рамках исполнения обязательств Ташкентской декларации глав тюркоязычных государств от 21 октября 1996 года Республикой Казахстан были подписаны Указ Президента Республики Казахстан от 30 апреля 1997 года N 3476 "О реализации Ташкентской декларации глав тюркоязычных государств, проекта ЮНЕСКО и Всемирной туристской организации по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан", Указ Президента Республики Казахстан от 27 февраля 1998 года N 3859 "О Государственной программе "Возрождение исторических центров Великого Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма".
В целях развития туристской инфраструктуры и продвижения казахстанского туристского продукта на мировой рынок был принят ряд постановлений Правительства Республики Казахстан: от 26 октября 2000 года N 1604 "Об утверждении Плана мероприятий по формированию туристского имиджа Казахстана на 2000-2003 годы", от 30 октября 2000 года N 1631 "Об образовании Координационного совета по туризму", от 29 декабря 2000 года N 1947 "О первоочередных мерах развития туристской отрасли", 6 марта 2001 года постановлением Правительства Республики Казахстан N 333 утверждена Концепция развития туризма в Республике Казахстан.
Современная туристская индустрия, базирующаяся на уникальном природном и культурном потенциале Республики Казахстан, разнообразии ландшафта и природы, способном удовлетворить любые запросы туристов, является естественным системообразующим фактором гибкой интеграции туризма в систему мировых хозяйственных связей, одной из наиболее динамично развивающихся и эффективных по отдаче на вложенный капитал отраслью.
Комплексная реализация казахстанского турпродукта, основанная на развитии смежных с туризмом отраслей (транспортно-коммуникационная инфраструктура, сервис, строительство, страхование и др.) и стимулировании инвестиционной активности, обеспечит стабильный рост занятости, доходов страны и населения.
В связи с достижением пределов рекреационной емкости традиционных районов мирового туристского рынка и необходимостью обновления и расширения списка посещаемых территорий у Казахстана возникает реальная возможность занять свою нишу в системе международного туризма.
Большая роль отводится координации политики развития и планирования в туристской отрасли на межгосударственном, государственном и частном уровнях, обеспечению форм государственного управления и поддержки развития туризма в Республике Казахстан на базе скоординированного механизма - Программы развития туристской отрасли на 2003-2005 годы.
3. Анализ современного состояния туристской отрасли
На текущий момент существует множество нерешенных проблем развития туристской отрасли в республике. Объективно сложился ряд факторов, препятствующих становлению отрасли. Это прежде всего слабый менеджмент как в самой туристской индустрии, так и в смежных с ней отраслях, а также износ основных фондов имеющихся объектов туристской инфраструктуры.
До настоящего времени не рассматривались вопросы о влиянии туризма на национальную, внутреннюю и экономическую безопасность страны, а также обеспечение безопасности пребывания иностранных туристов в Казахстане.
Государственные органы по статистике не выделяли туризм как самостоятельную отрасль. Однако работа по совершенствованию учета туристских показателей проводилась в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации. В этих целях ежегодно пересматривались формы статистической отчетности, и в настоящее время вводятся новые бланки обследования. Туризм представляет собой пример межотраслевой деятельности, что требует внедрения вспомогательного счета.
Одним из главнейших вопросов развития туристской отрасли является проблема финансирования, для решения которой необходимо:
обеспечить соответствующий уровень государственного и частного менеджмента;
обеспечить четкую координацию действий центральных и региональных уровней власти;
содействовать развитию частных инициатив;
разработать эффективную систему продвижения казахстанского турпродукта на внешние и внутренние рынки;
принять необходимые нормативные правовые акты по вопросам инвестирования и налогообложения;
упростить процедуры въезда иностранных туристов в Казахстан;
сформировать информационное пространство отрасли.
Важным аспектом развития туризма в Казахстане является развитие социального туризма, в том числе детского, являющегося основой реализации прав казахстанцев на отдых и одним из главных факторов развития рынка социальных услуг.
Как показывает анализ статистики туристского рынка, с 1996 по 2000 годы наблюдается снижение всех основных показателей туризма более чем в 3 раза (приложения 1, 2). За период с 1996 по 2000 годы сложилось отрицательное сальдо по перемещению через границу туристов из числа иностранных граждан и резидентов Республики Казахстан, т.е. выезжало больше чем въезжало. Доля выездного туризма составляет 45,8 процента, внутреннего - 37,9 процента, а въездного - 16,3 процента.
Общее число обслуженных туристскими организациями туристов в 2000 году составило всего 146915 человек, что на 36 процентов меньше, чем в 1999 году.
Въездной туризм
Анализ статистики въездного туризма по странам показывает, что с 1996 года по 2000 год доля туристов, прибывающих из стран СНГ, продолжала уменьшаться в среднем на 2,5 тысячи человек в год.
В структуре въездного туризма в рассматриваемом периоде наибольшую долю составили туристы из стран дальнего зарубежья, число которых с 1995 по 1999 год увеличивалось по сравнению с предыдущим годом примерно в 1,5 раза.
В 2000 году среди всей численности посетителей-нерезидентов, воспользовавшихся услугами туристских организаций (23868 человек), доля туристов из стран СНГ составила около 14 процентов, из стран дальнего зарубежья - около 86 процентов.
В целом, в 2000 году в Республике Казахстан побывали туристы примерно из 80 стран.
В основном услугами туристских организаций воспользовались нерезиденты из России, Кыргызстана, Узбекистана, Украины, Таджикистана. Наибольший поток туристов-нерезидентов из стран дальнего зарубежья наблюдался из Германии, США, Великобритании, Франции, Японии, Италии, Китая, Турции, Австрии, Нидерландов.
Среднее количество дней пребывания туристов из стран СНГ составляет 4-5 дней, из дальнего зарубежья - 17 дней.
Анализ въездного потока туристов по целям пребывания показал, что 89,7 процента нерезидентов прибывает в Казахстан с деловыми и профессиональными целями.
Согласно статистическим данным за время своего пребывания один иностранный турист оставляет в республике в среднем 700 долларов США.
Выездной туризм
Число резидентов, выезжавших за границу по туристским путевкам с 1996 по 2000 годы, также постоянно снижалось. Снижение выездного туризма происходило в основном за счет уменьшения числа туристов, выезжавших в страны дальнего зарубежья.
Доля казахстанских туристов, выехавших за границу в 2000 году, составила 5,4 процента от общего числа выехавших за границу резидентов, 12 процентов из них выезжало в страны СНГ, 88 процентов - в страны дальнего зарубежья.
Всего в 2000 году туристы из Республики Казахстан посетили около 70 стран мира. При этом основная масса туристов-резидентов выезжала в Кыргызстан и Россию. Из государств дальнего зарубежья наибольшей популярностью среди жителей Казахстана пользуются Турция, Германия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, Иран.
Количество дней пребывания казахстанских туристов в странах СНГ в среднем составляет 6 дней, в странах дальнего зарубежья - 7 дней. При этом целями выезда являются деловые и профессиональные цели (73,2 процента), досуг и отдых (16,5 процента).
В выездном туризме большей частью преобладает шоп-туризм.
Внутренний туризм
В 1996-1997 годах на внутреннем туристском рынке туристскими фирмами ежегодно обслуживалось в среднем 12 тысяч человек. Этот показатель в 1998-1999 годах снизился до 2-х тысяч человек.
Тенденция к снижению объемов внутреннего туризма продолжает иметь место и в настоящее время. Так основные показатели по этому виду туризма в 2000 году были ниже показателей 1999 года на 23 процента (приложение 3).
3.1. Общая прибыль, генерируемая от деятельности туристских организаций
Доход, полученный от оказания туристских услуг, распределяется между туристскими организациями (отечественными и иностранными) и государством (налоги и сборы). Наибольший доход, связанный с туристской деятельностью, создает выездной туризм - 77 процентов. Въездной туризм обладает большим потенциалом в генерировании дохода, поскольку, несмотря на небольшую численность въезжающих в Казахстан туристов (16,3 процента от общего потока), он составляет 13 процентов дохода от деятельности турорганизаций. Внутренний туризм, занимая 38 процентов в общем объеме туристского потока, генерирует только 10 процентов дохода (приложение 4).
В государственный бюджет от общего дохода генерируемого туристскими организациями в виде налогов и сборов перечисляется 51 процент.
На сегодняшний день наибольший доход (62 процента) Республика Казахстан получает от деятельности туристских организаций, работающих на выездном направлении, въездной туризм дает 24 процента дохода, внутренний туризм - 14 процентов. Практика развития мирового туризма показывает, что все государства заинтересованы в первую очередь в развитии въездного и внутреннего туризма, так как первый вид обеспечивает валютные поступления в казну государства - доход, а второй аккумулирует средства внутри государства и способствует развитию инфраструктуры туризма.
3.2. Туристские организации
За период с 1996 по 1999 годы количество туристских организаций возрастало ежегодно примерно на 40 турфирм. В 2000 году по сравнению с 1999 годом их количество увеличилось на 265 (62 процента).
По статистическим данным на 1 января 2001 года в Казахстане функционируют 690 туристских организаций, 639 (93 процента) из которых представлены малыми предприятиями с численностью персонала от 5 до 50 человек. Ими реализуется 72 процента общего объема туристских услуг. Малые туристские организации приносят республике доход в размере 7,6 млн. долларов США или 79 процентов всего дохода, получаемого Казахстаном от деятельности турорганизаций в целом.
Средние туристские фирмы с численностью персонала от 50 до 250 человек (43) составляют 6 процентов от общего числа туристских организаций. На их долю приходится 28 процентов туристского потока и 21 процент дохода (2,1 млн. долларов США).
Крупных туристских организаций в Казахстане - 8. Их деятельность охватывает лишь 0,4 процента всего потока туристов и в основном ориентирована на предоставление визовых, экскурсионных и прочих услуг, не входящих в стоимость туристской путевки. Доход Республики Казахстан от их деятельности составляет 1,72 тыс. долларов США (0,02 процента всего дохода от деятельности турорганизаций).
3.3. Состояние развития туризма в разрезе областей
Наряду с общей тенденцией снижения объема туристского потока в республике с 1998-2000 годы наблюдался спад туристской активности и в регионах страны (приложение 5).
В 2000 году за счет роста деловой активности отмечен некоторый подъем туристской деятельности (по сравнению с 1999 годом) в Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской областях, которые не являются традиционными центрами туризма. В последние годы причиной развития здесь въездного, выездного и внутреннего туризма является бизнес.
Одновременно с этим наблюдалось сокращение объемов туристского потока в традиционных туристских регионах: Южно-Казахстанской, Алматинской областях и в городе Алматы.
Наибольшие объемы въездного туризма распределены между городами Астана, Алматы, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Алматинской, Атырауской и Актюбинской областями. При этом с деловыми и профессиональными целями в эти регионы приезжает 89 человек из 100.
Практически во всех областях Казахстана среднее количество дней пребывания туристов-нерезидентов составляет менее 1 дня, кроме города Алматы и Атырауской области (4-5 дней).
Выездной туризм наиболее развит в городах Алматы, Астане, Карагандинской, Павлодарской, Алматинской, Актюбинской, Мангистауской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях. Целью поездок граждан Казахстана в эти регионы являются деловые и профессиональные интересы (73 человек из 100), а также досуг и отдых (16 человек из 100).
Наибольшее развитие внутреннего туризма отмечается в городах Астане, Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Павлодарской областях.
3.4. Инфраструктура туризма
Объекты размещения туристов
В Республике Казахстан 319 объектов размещения туристов: из них гостиниц - 159, санаториев - 34, зон отдыха - 29, домов отдыха - 26, туристских баз - 17, оздоровительных лагерей - 13, гостевых домов - 12, санаториев-профилакториев - 11, охотничьих домов - 10, профилакториев - 8.
Большинство гостиниц (149) размещено в городах Астане, Алматы Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. 66 процентов из их числа относится к субъектам малого предпринимательства, 29 процентов - к субъектам среднего предпринимательства и только 5 процентов (8 гостиниц) относится к крупным организациям.
Из общего числа гостиниц 87 процентов находится в частной, 9 процентов - в коммунальной собственности и 4 процента образованы совместно с иностранными участниками.
Единовременная вместимость гостиниц в 2000 году составляет 16389 мест, число всех номеров 9124. Низкая загруженность (всего 20 процентов в 2000 году) и увеличение расходов на содержание устаревшей материально-технической базы привели к превышению расходов над доходами в деятельности большинства гостиниц. В 2000 году убыток от эксплуатации гостиничного комплекса в целом по республике составил 15,6 тыс. долларов США.
Основные доходы государством получены от гостиничных комплексов в Актюбинской, Атырауской, Карагандинской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях. В остальных регионах гостиницы работали с убытками. Отрицательное сальдо сложилось в работе гостиниц городов Астаны, Алматы, Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областей.
Основную долю расходов, определяющую убыточность всех объектов размещения, составляют заработная плата работникам, налоги и прочие платежи в бюджет. Исключение составляют молодежные общежития и горные турбазы, расходы в которых на капитальный и текущий ремонты, приобретение оборудования составляют наименьшую долю.
Наибольшие доходы республике приносит деятельность гостиниц с ресторанами, которые представляют более распространенную категорию объектов данного типа.
Как показывает анализ развития туристской отрасли, состояние существующей инфраструктуры туризма подошло к критическому уровню из-за ветхости многих гостиниц и других мест проживания и питания туристов, построенных в 50-60 годы.
Транспорт
1) Международные аэропорты.
На сегодня Казахстан располагает аэропортами, имеющими допуск к международным авиаперевозкам по временной схеме: РГП "Международный аэропорт "Астана", ОАО "Международный аэропорт "Алматы", ОАО "Международный аэропорт "Актобе", ОАО "Международный аэропорт "Актау", ОАО "Международный аэропорт "Акжол", ОАО "Международный аэропорт "Атырау", ОАО "Международный аэропорт "Аулие-ата", ОАО "Международный аэропорт "Семейавиа", ОАО "Международный аэропорт "Сары-арка", ОАО "Аэропорт "Усть-Каменогорск", ОАО "Аэропорт "Павлодар", ОАО "Аэропорт "Шымкент", ОАО "Аэропорт "Петропавловск", ОАО "Аэропорт "Костанай".
2) Железные дороги.
Территорию Республики Казахстан с севера на юг пересекают 3 ветви железных дорог, которые связывают южный регион Казахстана с западной, центральной, северной и восточной частями Казахстана. Наиболее развита сеть железных дорог в граничащем с Россией северном регионе республики.
Казахстан имеет железнодорожные выходы в 3 соседние страны: Россию, Кыргызстан, Китай.
3) Автомобильные дороги.
Наибольший интерес для развития туризма представляют следующие дороги:
1. Бишкек - Алматы - Хоргос;
2. Шымкент - Кызылорда - Актюбинск - Уральск - Самара;
3. Алматы - Караганда - Петропавловск - Челябинск;
4. Алматы - Караганда - Астана - Костанай - Челябинск;
5. Омск - Павлодар - Семипалатинск - Майкапчагай;
6. Астрахань - Атырау - Актау - Бекдаш.
В период с 2002 по 2005 годы намечается реализация проектов по реконструкции, реабилитации и развитию объектов придорожного сервиса и инфраструктуры вдоль вышеназванных автотранспортных коридоров.
4) Порты.
Порт Актау на Каспийском море связывает Казахстан с портами России, Туркменистана, Азербайджана и Ирана.
В Республике Казахстан имеются сообщения по внутренним водным путям с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
Большинство туристов-нерезидентов для своего путешествия используют воздушный транспорт, доля которого в общем объеме перевозок туристов составляет 84,8 процентов. Железнодорожным транспортом перевозится 7,8 процентов туристов, международными автобусами - 3,5 процентов, прочими сухопутными средствами - 3,8 процентов, водным транспортом - около 0,01 процента.
70 процентов туристов-резидентов также предпочитают воздушный транспорт. На междугородних автобусах путешествуют 22 процента, на железнодорожном транспорте - 7 процентов, прочих сухопутных средствах - 1 процент туристов.
4. Цели и задачи Программы
4.1. Основные цели Программы
Главной целью Программы является создание в Республике Казахстан современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей казахстанских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, разработка экономических и правовых механизмов приоритетной поддержки въездного и внутреннего туризма, обеспечение устойчивого притока иностранной валюты в экономику страны, развитие смежных секторов экономики.
Программа также направлена на достижение следующих целей:
формирование имиджа Казахстана как привлекательного туристского объекта;
формирование национального турпродукта и обеспечение его качества в соответствии с мировым уровнем;
комплексное развитие туризма на основе поддержки и выбора оптимальных методов государственного регулирования отрасли.
4.2. Основные задачи Программы
В соответствии с поставленными целями первоочередных задач Программы являются:
обеспечение системы новых подходов государственного регулирования в туризме, отвечающих изменившимся социально-экономическим условиям, целям, принципам и задачам осуществления туристской деятельности;
усиление роли государства в управлении, регулировании взаимодействия между исполнительными органами и организациями, действующими в сфере туризма, через республиканский уполномоченный орган;
совершенствование нормативной правовой базы развития туризма в Республике Казахстан, механизма государственного регулирования в этой сфере;
принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли;
развитие инфраструктуры туризма, разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов;
продвижение казахстанского туристского продукта на мировой рынок туристских услуг;
обеспечение развития малого предпринимательства, стимулирование занятости населения в области туризма и обслуживающей сфере;
создание условий для инвестирования и других форм финансирования, кредитования субъектов отрасли.
5. Основные направления и механизм
реализации программы
5.1. Развитие системы государственного регулирования
и поддержки туристской деятельности
В этом направлении необходимо реализовать следующие меры:
разработать проекты нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования международной торговли туристскими услугами с учетом возможного присоединения Республики Казахстан ко Всемирной торговой организации;
совершенствовать законодательство по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, миграции, упрощения визовых процедур, таможенного и пограничного контроля;
совершенствовать систему статистического учета и отчетности в сфере туризма, в том числе ввести показатели, характеризующие финансовые результаты функционирования учреждений и организаций отрасли;
подготовить предложения по совершенствованию методики формирования платежного баланса туристской отрасли с учетом рекомендаций Всемирной туристской организации и решений Статистической комиссии ООН;
разработать политику государственного регулирования в вопросах ценообразования для определения оптимального порога рентабельности туристского бизнеса в целях обеспечения конкурентоспособности и стабильной доходности всех производителей на рынке туристских услуг;
обеспечить безопасность национального туризма;
развивать сотрудничество в области туризма с зарубежными странами на основе международных договоров;
улучшить качество обслуживания туристов в соответствии с требованиями стандартизации, сертификации, лицензирования туристской деятельности;
совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
обеспечить достаточный уровень финансирования отрасли, в том числе за счет привлечения кредитных ресурсов;
обеспечить максимальный уровень координации деятельности в сфере туризма между заинтересованными центральными исполнительными и другими государственными органами, а также между государственным и частным секторами.
5.2. Развитие и сохранение культурно-исторических и
рекреационных зон Казахстана
В этом направлении необходимо реализовать следующие меры:
обеспечить сохранение и рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов;
обеспечить пропаганду среди населения ценностей туризма и бережного отношения к окружающей среде;
обеспечить меры по охране окружающей среды и иных туристских ресурсов;
создать благоприятные условия для развития социального туризма среди различных социально-демографических категорий и групп населения.
5.3. Маркетинг и продвижение казахстанского
туристского продукта
В этом направлении необходимо предусмотреть:
разработку стратегии экспорта национального турпродукта и развития международного сотрудничества в области туризма;
организацию туристских выставок и других мероприятий;
внедрение прогрессивных унифицированных стандартов в продаже турпродуктов;
обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев населения Казахстана, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах;
разработку планов развития специализированных видов туризма в Республике Казахстан (экологического, социального, детского и юношеского, спортивно-оздоровительного, культурно-познавательного и др.);
обеспечение развития в регионах социального и самодеятельного туризма;
рекламно-информационное обеспечение продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках;
подготовку методических указаний и научно-проектных обоснований для разработки региональных программ развития туризма.
5.4. Научно-методическое обеспечение, подготовка
кадров и система повышения квалификации
работников туризма
В этом направлении необходимо:
разработать перечень специальностей в сфере высшего, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для развития туристской отрасли;
определить совместно с заинтересованными государственными органами меры по улучшению качества профессиональной подготовки специалистов, повышение их квалификации и переподготовки;
создать совместно со Всемирной туристской организацией, Казахстанской туристской ассоциацией, вузами Казахстана и международными образовательными учреждениями постоянно действующие курсы профессиональной подготовки кадров для туристской отрасли;
обеспечить проведение в республике научно-практических конференций и участие Казахстана в международных туристских событиях по ключевым проблемам развития туристской индустрии.
5.5. Развитие материально-технической базы
индустрии туризма
В этом направлении необходимо предпринять меры по:
развитию материально-технической базы туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов;
повышению конкурентоспособности на рынке услуг авиаперевозок, развитию пассажирских перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте;
разработке схемы перспективного размещения туристских объектов и развитию туристской инфраструктуры на территории Республики Казахстан;
контролю за землепользованием и применением норм застройки в районах развития туризма;
созданию соответствующего мировым стандартам гостинично-сервисного комплекса, а также сети туристских комплексов, этнографических музеев и зон отдыха;
развитию в имеющихся и потенциальных туристских зонах сопутствующей инфраструктуры: телекоммуникаций, водоэлектроснабжения, канализации и системы удаления твердых отходов;
реконструкции гостиниц и других мест проживания туристов на региональном уровне и внедрению их стандартизации в соответствии с международной практикой;
развитию системообразующих туристских объектов (туркомплексы международного уровня) путем привлечения иностранных инвестиций;
разработке проектов и строительству туристских объектов, в том числе средних и малых средств размещения, с учетом обеспечения их круглогодичного использования.
5.6. Обеспечение безопасности туризма
Программа определяет следующие приоритетные направления повышения уровня безопасности в области туризма:
безопасность жизни и здоровья туристов;
развитие рынка страхования в туризме;
защита прав потребителей;
противопожарная безопасность;
безопасность в местах размещения и питания;
безопасность на транспорте;
осуществление специальной подготовки туристских кадров и контроля за соблюдением норм, правил по технике безопасности в деятельности туроператоров и турагентов по обслуживанию туристов;
защита и охрана туристской среды;
информирование по вопросам защиты и безопасности;
борьба с организованной преступностью и терроризмом;
создание местных систем обеспечения защиты и безопасности туристов и местного населения.
5.7. Информационное обеспечение туристской отрасли
В этом направлении необходимо:
провести комплексный анализ состояния и прогноза развития туристского рынка на основе интерактивной геоинформационной системы с целью наиболее эффективного использования природного и культурно-исторического потенциала Республики Казахстан;
разработать модель территориального зонирования туристской индустрии по регионам страны в привязке к транспортным путям, инженерным и инфраструктурным объектам;
разработать систему мер по организации электронного бронирования и введению электронных платежей за услуги турорганизаций;
внедрить интерактивную геоинформационную систему во все смежные с туризмом отрасли.
5.8. Основные технико-экономические условия
для реализации Программы
Основными технико-экономическими условиями для реализации настоящей Программы являются:
развитие системы единого информационного пространства в отрасли;
разработка и реализация первоочередных системообразующих турпродуктов и туробъектов, обеспечивающих устойчивое развитие туристской индустрии республики;
разработка региональных программ развития туризма по внутриотраслевым секторам;
оценка оптимальных объемов в инвестициях в соответствии с необходимыми темпами развития отрасли по регионам;
создание и реализация сервисной инфраструктуры системообразующих туристских объектов;
создание системы многоканального маркетинга, охватывающего все стадии продвижения национального турпродукта до потребителя.
5.9. Международное сотрудничество в области туризма
Основными направлениями развития международного сотрудничества в туристской отрасли являются:
сотрудничество со Всемирной туристской организацией (ВТО), реализация трансконтинентального проекта ЮНЕСКО и ВТО "Комплексное исследование Шелкового пути", участие на сессиях Генеральной Ассамблеи ВТО и других мероприятиях, проводимых этой организацией;
реализация ранее подписанных и заключение новых международных соглашений с иностранными государствами о сотрудничестве в области туризма;
участие в крупнейших международных туристских выставках и ярмарках, проведение ежегодной казахстанской международной туристской выставки;
разработка и реализация следующих международных проектов:
"Страна древних тюрков" (Казахстан-Россия-Монголия-Китай);
ежегодная международная ярмарка народных промыслов в г. Астане - "Этнографический базар".
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Сумма финансирования из средств государственного бюджета, необходимая для реализации Программы до 2005 года, составляет 502593,7 тыс. тенге. Предполагаемая сумма затрат из республиканского бюджета на реализацию данной Программы в соответствии с прилагаемым проектом Плана мероприятий составляет: на 2003 год - 32604 тыс. тенге, на 2004 год - 34028 тыс. тенге, на 2005 год - 35729 тыс. тенге. Из местного бюджета - на 2003 год - 125 989,7 тыс. тенге, на 2004 год - 131389 тыс. тенге, на 2005 год - 142854 тыс. тенге.
Мероприятия по реализации Программы будут осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местном бюджетах на соответствующий год, и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
6.1. Организация управления и обеспечение контроля
за реализацией Программы
Организация управления и обеспечение контроля за реализацией Программы осуществляются государственным уполномоченным органом в сфере туризма в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Республики Казахстан и методическими документами совместно со всеми заинтересованными центральными исполнительными и другими государственными органами, акимами областей, городов Астаны и Алматы.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
В ходе реализации Программы предполагается обеспечить стабильный рост общего потока туристов по внутреннему и въездному видам туризма с 80 тысяч человек в 2003 году до 150 тысяч в 2005 году, при этом ожидается ежегодный прирост в среднем 17500 человек.
Предполагается увеличить объемы въездного туризма с 24 тысяч туристов в 2003 году до 60 тысяч к концу 2005 года. При этом со стратегической точки зрения важным является то, что доля въездного туризма в общем числе туристов на обоих направлениях увеличится с 30 процентов в 2003 году до 40 процента в последующие годы и достигнет 7 тысяч человек в год.
Объемы внутреннего туризма увеличатся с 56 тысяч человек в 2003 году до 90 тысяч человек в 2005 году. Планируется достичь роста потока туристов внутри республики до 10500 человек в год (приложение 6).
Эффективность реализации Программы рассчитана по показателям, прогнозируемым на 2003-2005 годы (приложение 6).
При условии, что в среднем один иностранный турист за время своего пребывания приносит в бюджет около 700 долларов США, ежегодное пополнение бюджета от въездного туризма составит:
в 2003 году - 32,2 млн.долларов США;
в 2004 году - 37,1 млн.долларов США;
в 2005 году - 42 млн. долларов США.
Итого за период с 2003 по 2005 годы поступления в бюджет от въездного туризма составят 111,3 миллионов долларов США.
Учитывая, что в мировой практике обслуживание одного иностранного туриста создает 9 рабочих мест, то в 2003 году за счет въездного туризма можно будет поддержать потенциальную занятость 414 тысяч рабочих мест, в 2004 году - 477 тысяч рабочих мест, в 2005 году - 540 тысяч рабочих мест.
С учетом того, что среднемесячная зарплата работников по найму растет примерно на 20 процентов в год (или на 6 процентов в реальном выражении), благодаря увеличению объемов въездного туризма доходы занятого населения будут также увеличиваться (приложение 7).
Реализация Программы позволит обеспечить значительные поступления в республиканский бюджет.
Разработанные в Программе меры будут способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа и, в конечном итоге, приведут к значительному повышению привлекательности национального турпродукта как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.
8. План мероприятий по реализации Программы
развития туристской отрасли на 2003-2005 годы
-------------------------------------------------------------------
N ! Мероприятие ! Форма !Ответст- !Сроки !Предпо-!Источник
п/п! !завершения!венные за!испол-!лагаем.!финанси-
! ! !исполне- !нения !расходы!рования
! ! !ние (реа-!(реа- !(тыс. !
! ! !лизацию) !лиза- !тенге) !
! ! ! !ции) ! !
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-------------------------------------------------------------------
1. Развитие системы государственного регулирования и
поддержки туристской деятельности
1.1. Совершенствование нормативно-правовой базы туризма
1. Разработать нормы Проект АТурС, де- 2250,0 на реа-
и требования по норматив- МЗ, АЧС, кабрь лизацию
вопросам соблюде- ного местные 2003 в преде-
ния технических и правового исполни- года лах
санитарных акта тельные средств
условий для органы местного
обеспечения отдыха бюджета
туристов-инвалидов
на всех объектах
туристской
инфраструктуры
2. Разработать и Государ- АТурС, январь не тре-
утвердить ственные МИТ 2003 буется
государственные стандарты года
стандарты в сфере
туризма и
гостиничного
хозяйства
3. Внести Предложе- АТурС, ноябрь не тре-
предложения по ния Пра- МИД, МВД, 2003 буется
подписанию с вительству КНБ (по года
Кыргызской Республики согласо-
Республикой и Казахстан ванию),
Республикой ОАО "На-
Узбекистан циональ-
Соглашений о ная
взаимности компания
признания виз в "Шелковый
целях создания путь-Ка-
единого захстан"
туристского
пространства, а
также развития
туризма на
Великом Шелковом
пути
1.2. Сохранение и рациональное использование
культурно-исторических и природных рекреационных
зон Казахстана
4. Разработать Решения Местные сен- 16000,0 в преде-
рекомендации по местных исполни- тябрь лах
застройке исполни- тельные 2003 средств
объектов тельных органы года местного
инфраструктуры органов бюджета
туризма в районах
его развития
5. Проводить работу Информа- МИТ, 1 в преде-
по привлечению ция Пра- АТурС, квар- лах
прямых инвестиций вительству местные тал средств
в инфраструктуру Республики исполни- еже- местного
туризма Казахстан тельные годно 2003 год-бюджета
органы 28850,0, и других
2004 год-источни-
21500,0, ков
2005 год-
16500,0
6. Организовать Информа- МИТ, сен- 2004 год-в преде-
семинары для ция Пра- АТурС тябрь 445,0, лах
предпринимателей вительству еже- 2005 год-средств
туристского Республики годно 445,0 республи-
бизнеса по Казахстан канского
составлению бюджета
бизнес-планов и
инвестиционных
проектов для
привлечения
грантов,
технической
помощи и
инвестиций с
участием
международных и
отечественных
экспертов
1.3. Безопасность туризма в Республике Казахстан
7. Разработать и Отчет Пра- МЗ, май не тре-
реализовать вительству АТурС 2003 буется
комплекс мер по Республики года
организации Казахстан
медицинского
обслуживания и
оказанию
экстренной
медицинской помощи
туристам,
определению и
сертифицированию
медицинских
учреждений,
соответствующих
требованиям
оказания
экстренных
медицинских услуг
8. Информировать Информа- МЗ, Ежеме- Не тре-
туристские ция АТурС сячно буется
организации
республики о
странах,
неблагополучных по
карантинным и
особо опасным
инфекциям с
периодическим его
обновлением на
основании данных
Всемирной
организации
здравоохранения
1.4. Совершенствование статистического учета
показателей туристской отрасли
9. Разработать формы Приказы АС, сен- в преде-
статистической АС АТурС тябрь лах
отчетности и еже- средств
инструментария для годно респуб-
проведения ликан-
дополнительных ского
аналитических бюджета*
обследований в
целях внедрения в
практику
вспомогательного
счета туризма
10. Разработать и Приказы АС АС, де- в преде-
внедрить АТурС кабрь лах
статистическую 2004 средств
номенклатуру года респуб-
видов деятельности 2005 ликан-
и услуг в области года ского
туризма (СНДУТ) бюджета*
11. Разработать Методоло- АС, де- в преде-
методологию учета гические АТурС кабрь лах
и определить разработ- 2004 средств
себестоимость ки, ут- года респуб-
затрат вержденные 2005 ликан-
реализованного приказом года ского
турпродукта, в АС бюджета*
этих целях
провести пилотное
обследование
12. Организовать Информа- АС, ноябрь внебюд-
проведение ция Прави- АТурС 2003 жетные
республиканского тельству года источни-
семинара по ки
статистике туризма
для работников
областных
управлений
статистики,
туристских и
других
заинтересованных
организаций
* Агентство РК по статистике включает в свою бюджетную программу на 2004-2005 годы. Сумма уточняется ежегодно после утверждения Плана статистических работ.
13. Проводить Информа- АТурС, сен-
республиканский ция Прави- местные тябрь 2003 год-
семинар-совещание тельству исполни- еже- 571,3, в преде-
по вопросам Республики тельные годно 2004 год-лах
развития Казахстан органы 515,0 средств
туристской отрасли 2005 год-респуб-
571,3 ликан-
ского
бюджета
2. Развитие инфраструктуры туризма
14. Провести Информа- АТурС, ок- 2510,0 в преде-
инвентаризацию ция Прави- местные тябрь лах
объектов туризма, тельству исполни- 2003 средств
разработать Республики тельные года местного
меры по развитию Казахстан органы бюджета
социального
туризма
15. Разработать меры Отчет Пра- МТК, апрель 2003 год-
по реализации вительству местные еже- 4582,0, в преде-
проектов развития Республики исполни- год- 2004 год- лах
объектов Казахстан тельные но 45580,0 средств
придорожной органы, 2005 год- местного
инфраструктуры и ВКО 48115,0 бюджета
сервисного ВКО
обслуживания, в
том числе на
казахстанской
трассе Шелкового
пути
16. Активизировать Отчет Пра- Местные март 2003 год-
работу по вительству исполни- еже- 4510,0 в преде-
укреплению Республики тельные год- 2004 год- лах
материально- Казахстан органы, но 3187,0 средств
технической базы ОАО "На- 2005 год- местного
курортно- циональ- 5739,5 бюджета
оздоровительных ная ком-
объектов пания 2003 год-
республики и их "Шелковый 24000,0 собст-
рациональному путь-Ка- 2004 год венные
использованию захстан" 14000,0 средства
2005 год ОАО "На-
42000,0 циональ-
ная ком-
пания
"Шелко-
вый путь
-Казах-
стан" и
другие
источни-
ки
3. Маркетинг и продвижение казахстанского
туристского продукта
3.1. Укрепление туристского имиджа Казахстана и
расширение международного сотрудничества
17. Проводить Отчет Пра- АТурС, апрель 2003 год-
Казахстанскую вительству МИД, еже- 3882,2 в преде-
международную Республики МВД, год- 2004 год лах
туристскую ярмарку Казахстан местные но 3850,0 средств
"Туризм и исполни- 2005 год респуб-
путешествия" в тельные 3882,2 ликан-
городе Алматы органы ского
бюджета
2003 год-
8249,7 в преде-
2004 год лах
11010,0 средств
2005 год местного
14024,0 бюджета
18 Обеспечить Отчет Пра- АТурС, март 2003 год-
участие Казахстана вительству МИД, еже- 8793,3 в преде-
на Международной Республики МООС, год- 2004 год- лах
туристской бирже Казахстан местные но 9008,0 средств
ITB в городе исполни- 2005 год- респуб-
Берлине тельные 8753,3 ликан-
(Федеративная органы ского
Республика 2003 год- бюджета
Германия) 3658,0 в преде-
2004 год- лах
7491,0 средств
2005 год- местного
7411,5 бюджета
19. Обеспечить участие Отчет Пра- АТурС, апрель 2003 год-
Казахстана на вительству МИД, еже- 4090,8 в преде-
Московской Республики МООС, год- 2004 год- лах
международной Казахстан местные но 3278,0 средств
выставке исполни- 2005 год- респуб-
"Путешествия и тельные 4090,8 ликан-
туризм" в городе органы ского
Москве (Российская 2003 год- бюджета
Федерация) 2457,0 в преде-
2004 год- лах
6881,0 средств
2005 год- местного
6147,0 бюджета
20. Обеспечить участие Отчет Пра- АТурС, фев- 2003 год- в преде-
Казахстана на вительству МИД, раль 4603,3 лах
Мадридской Республики МООС, еже- 2004 год- средств
международной Казахстан местные год- 5516,0 респуб-
туристской ярмарке исполни- но 2005 год- ликан-
FITUR (Испания) тельные 4603,3 ского
органы 2003 год- бюджета
2432,0 в преде-
2004 год- лах
3261,0 средств
2005 год- местного
7954,4 бюджета
21. Обеспечить участие Отчет Пра- АТурС, ноябрь2003 год-
Казахстана на вительству МИД, еже- 8783,5 в преде-
Всемирной Республики МООС, год- 2004 год- лах
туристской бирже в Казахстан местные но 8055,0 средств
городе Лондоне исполни- 2005 год- респуб-
(Великобритания) тельные 8763,4 ликан-
органы ского
2003 год- бюджета
3477,0 в преде-
2004 год- лах
7095,0 средств
2005 год- местного
8252,6 бюджета
22. Организовать Информация АТурС, декабрь 2004 год-в преде-
участие Казахстана Правитель- МИД 2004 621,0 лах
на очередных ству года средств
заседаниях Республики респуб-
комиссий Казахстан ликан-
Всемирной ского
туристской бюджета
организации для
Европы
23 Обеспечить участие Информация АТурС, 2003 1169,1 в преде-
Казахстана на XV и Прави- МИД год лах
XYI сессиях тельству 2005 1169,1 средств
Генеральной Республики год респуб-
Ассамблеи Казахстан ликан-
Всемирной ского
туристской бюджета
организации
24 Обеспечить участие Информация АТурС, 2003 710,6 в преде-
Казахстана на Прави- МИД год лах
заседаниях тельству 2005 710,6 средств
Всемирной Республики год респуб-
туристской Казахстан ликан-
организации по ского
проекту Шелкового бюджета
пути
25 Освещать вопросы Информация Мининформ,де- не тре-
развития Прави- АТС кабрь буется
туристской отрасли тельству еже-
в Республике Республики годно
Казахстан в Казахстан
средствах массовой
информации
26 Реализовать меры Отчет Пра- МИД, МВД ок- не тре-
по упрощению вительству тябрь буется
визовых процедур Республики еже-
для иностранных Казахстан годно
граждан
27 Принять меры по Отчет Пра- МИД, АТК, январь не тре-
оптимизации вительству МВД, КНБ 2003 буется
визовых, Республики (по сог- года
пограничных, Казахстан ласова-
таможенных и нию)
регистрационных
процедур для
иностранных
туристов
28 Организовать Отчет Пра- Минкультуры,де- не тре-
участие вительству АТС, кабрь буется
международных Республики МИД еже-
туристских Казахстан годно
организаций,
туристской
общественности
страны и
государственных
уполномоченных
органов по
туризму в
мероприятиях по
подготовке и
проведению
юбилейных,
исторических дат
29 Создать Информация АТурС, июль 2003 год- в преде-
рекламные буклеты Прави- местные еже- 16740,0 лах
по видам туризма тельству исполни- год 2004 год- средств
Республики тельные но 11847,0 местного
Казахстан органы 2005 год- бюджета
15280,0
30 Создать рекламно- Информация АТурС, июль в преде-
информационный Прави- МТК, МИД, 2003 6400,0 лах
материал на тельству местные года средств
электронных Республики исполни- местного
носителях Казахстан тельные бюджета
"Казахстан-новый органы
уникальный
туристский объект"
31 Создать фотоальбом Информация МООС, де- в преде-
и буклеты о Прави- местные кабрь лах
национальных тельству исполни- 2003 5510,0 средств
парках, Республики тельные года местного
заповедниках, Казахстан органы, бюджета
памятниках природы АТурС
и других объектах
природно-
заповедного фонда
Казахстана
32 Создать рекламно- Информация ОАО "На- 2003 6050,0 в преде-
информационный Правитель- циональ- год лах
пакет "Великий ству ная ком- средств
Шелковый путь - Республики пания местного
Казахстан", Казахстан "Шелковый бюджета,
включающий карты путь-Ка- собст-
туристских захстан", венные
маршрутов, МКИОС, средства
изготовление МООС, ОАО "На-
сувениров и местные циональ-
продукцию народных исполни- ная ком-
ремесел тельные пания
органы "Шелко-
вый путь
-Казах-
стан"
(по сог-
ласова-
нию)
3.2. Реализация международных проектов
33 Проводить Информация Местный май
фестиваль "Это в АТурС исполни- еже- в преде-
наши горы" тельный годно 2003 год-лах
орган 604,0 средств
Южно- 204 год- местного
Казах- 1500,0 бюджета
станской 2005 год-
области 2000,0
34 Проводить Информация Местный август2004 год-
Международный в АТурС исполни- еже- 1850,0 в преде-
фестиваль "Белуха" тельный год- 2005 год-лах
орган но 1850,0 средств
Восточно- 2003 год-респуб-
Казах- 4500,0 ликан-
станской 2004 год-ского
области 1611,0 бюджета,
АТС 2005 год в преде-
1800,0 лах
средств
местного
бюджета
35 Разработать и Информация Местные де- в преде-
реализовать в АТурС исполни- кабрь 2004 год-лах
туристский маршрут тельные 2004- 1300,0 средств
"Ата журтка органы 2005 2005 год-местного
саяхат", Алматин- г.г. 500,0 бюджета
направленный на ской и и других
развитие туризма Южно- источ-
для казахской Казах- ников
диаспоры за станской
рубежом и других областей
иностранных
туристов
36 Разработать и Информация Местный июнь 2003 год- в преде-
реализовать в АТурС исполни- 2003- 1000,0 лах
туристский тельный 2004 2004 год- средств
маршрут "Хан - орган г.г. 1000,0 местного
Ордалы Сарайчик", Атырау- бюджета
направленный на ской
развитие въездного области
и внутреннего АТС
туризма
37 Провести Иле- Информация Местный май 2004 год- в преде-
Балхашскую регату в АТурС исполни- еже- 890,0 лах
тельный год- 2005 год- средств
орган но 890,0 респуб-
Алматин- 2003 год- ликанского
ской 500,0 бюджета,
области 2004 год- в преде-
АТС 1000,0 лах
2005 год- средств
1000,0 местного
бюджета
3.3. Пропаганда среди населения ценностей туризма
и охраны окружающей среды
38. Организовать для Отчет Пра- Местные сен-
школьников вительству исполни- тябрь 2003 год-
тематические Республики тельные еже- 3940,0 в преде-
автобусные и Казахстан органы год- 2004 год- лах
пешеходные но 6406,0 средств
экскурсии по 2005 год- местного
туристским 7410,0 бюджета
объектам
Казахстана
39. Рассмотреть Информация Мининформ,январь 2004 год- в преде-
возможности Правитель- местные еже- 720,0 лах
размещения в ству исполни- годно 2005 год- средств
электронных СМИ Республики тельные 720,0 местного
заказа на Казахстан органы бюджета
производство и
трансляцию
теле- и радио-
программ,
пропагандирующих
развитие туризма
в Казахстане
Итого: 502593,7 тыс. тенге,
в т.ч.:
из республиканского бюджета - 102361 тыс. тенге,
в т.ч.:
2003 г. - 32604,0
2004 г. - 34028,0
2005 г. - 35729,0
из местного бюджета - 400232,7 тыс. тенге,
в т.ч.:
2003 г. - 125989,7
2004 г. - 131389,0
2005 г. - 142854,02
-------------------------------------------------------------------
Приложение 1
к Программе развития
туристской отрасли
на 2003-2005 годы
Национальный туризм в Республике Казахстан
(диаграмму см. на бумажном варианте)
Приложение 2
к Программе развития
туристской отрасли
на 2003-2005 годы
Выездной туризм
-------------------------------------------------------------------
!1996 г. !1997 г. !1998 г. !1999 г.!2000 г.
-------------------------------------------------------------------
Резиденты РК, выехавшие
за границу (без
численности граждан,
выехавших на ПМЖ) 522720 419404 502358 398634 1246731
-------------------------------------------------------------------
в т.ч. туристов (лиц,
воспользовавшихся
услугами туристских
организаций и
принадлежащих им
гостиниц, кемпингов и
прочих мест для
проживания) 418039 174071 145716 106078 67360
-------------------------------------------------------------------
в % к общей численности
выезжавших 79,97% 41,50% 29,01% 26,61% 5,40%
-------------------------------------------------------------------
Въездной туризм
-------------------------------------------------------------------
!1996 г. !1997 г. !1998 г. !1999 г.!2000 г.
-------------------------------------------------------------------
Посетители-нерезиденты,
въехавшие в РК (без
численности граждан,
въехавших на ПМЖ) 202050 284346 256752 393602 1682548
-------------------------------------------------------------------
в т.ч. туристов (лиц,
воспользовавшихся
услугами туристских
организаций и
принадлежащих им
гостиниц, кемпингов и
прочих мест для
проживания) 23498 27683 34542 50154 23868
-------------------------------------------------------------------
в % к общей численности
въезжавших 11,63% 9,74% 13,45% 12,74% 1,42%
-------------------------------------------------------------------
Внутренний туризм
-------------------------------------------------------------------
!1996 г. !1997 г. !1998 г. !1999 г.!2000 г.
-------------------------------------------------------------------
Внутренний туризм 45871 58667 60806 72088 55687
-------------------------------------------------------------------
Приложение 3
к Программе развития
туристской отрасли
на 2003-2005 годы
Въезд в Казахстан иностранных граждан
-------------------------------------------------------------------
!Обслужено туристов и экскурсантов (человек)
-------------------------------------------------------------------
!1996 г. !1997 г. !1998 г. !1999 г. !2000 г.
-------------------------------------------------------------------
Въездной туризм 23498 27683 34542 50154 23868
-------------------------------------------------------------------
СНГ 10360 7254 4861 5796 3266
-------------------------------------------------------------------
Страны дальнего
зарубежья 13138 20429 29681 44358 20602
-------------------------------------------------------------------
Выезд граждан Казахстана за границу
-------------------------------------------------------------------
!Обслужено туристов и экскурсантов (человек)
-------------------------------------------------------------------
!1996 г. !1997 г. !1998 г. !1999 г. !2000 г.
-------------------------------------------------------------------
Выездной туризм 418039 174071 145716 106078 67360
-------------------------------------------------------------------
СНГ 4000 6749 2562 3904 8027
-------------------------------------------------------------------
Страны дальнего
зарубежья 412248 167322 143154 102174 59333
-------------------------------------------------------------------
Внутренний туризм
-------------------------------------------------------------------
!Обслужено туристов и экскурсантов (человек)
-------------------------------------------------------------------
!1996 г. !1997 г. !1998 г. !1999 г. !2000 г.
-------------------------------------------------------------------
Внутренний туризм 45871 58667 60806 72088 55687
-------------------------------------------------------------------
Приложение 4
к Программе развития
туристской отрасли
на 2003-2005 года
Общая прибыль, генерированная от деятельности
туристских фирм в 2000 году (в млн. долл. США)
-------------------------------------------------------------------
!Доход, !Всего !Перечислено средств ту- !Доход РК
!образуемый!средств !ристским организациям !от дея-
!от дея- !получено !------------------------!тельнос-
!тельности !турист- !Туристским!Отечественным!ти ту-
!туристских!скими !фирмам !организациям !ристских
!организа- !организа-!других ! !органи-
!ций* !циями !государств! !заций**
-------------------------------------------------------------------
Всего 16,0 11,2 3,8 3,9 8,3
Въездной 2,1 2,0 0,0 0,1 2,0
туризм
Выездной
туризм 12,3 8,0 3,8 3,4 5,1
Внутренний
туризм 1,6 1,2 0,0 0,4 1,2
-------------------------------------------------------------------
*Стоимость путевки + стоимость визовых, экскурсионных и прочих услуг, не входящих в стоимость путевки.
**Всего средств получено туристскими организациями, перечислено средств турфирмам других государств.
Приложение 5
к Программе развития
туристской отрасли
на 2003-2005 годы
Состояние развития туризма в разрезе областей
и городов Алматы и Астаны
-------------------------------------------------------------------
!Обслужено туристов и экскурсантов (чел.)
!-----------------------------------------
!1998 г. !1999 г. !2000 г. ! 2000 г., %
-------------------------------------------------------------------
Республика Казахстан 241064 228320 146915 100,00%
Акмолинская 322 4375 252 0,21%
Актюбинская 2894 1877 2373 1,94%
Алматинская 19685 13039 3721 3,05%
Атырауская 1046 582 343 0,28%
Восточно-Казахстанская 9898 7950 8961 7,34%
Жамбылская 968 2078 2002 1,64%
Западно-Казахстанская 3439 2142 3377 2,77%
Карагандинская 10837 6910 12070 9,89%
Костанайская 1187 3972 503 0,41%
Кызылординская 599 138 388 0,32%
Мангистауская 2406 1133 2412 1,98%
Павлодарская 4998 4578 4132 3,39%
Северо-Казахстанская 7164 2310 120 0,10%
Южно-Казахстанская 8406 5198 1567 1,28%
город Астана 48534 69619 34307 28,12%
город Алматы 118681 102419 70387 57,69%
-------------------------------------------------------------------
Приложение 6
к Программе развития
туристской отрасли
на 2003-2005 годы
Прогноз увеличения объемов внутреннего
и въездного туризма
(диаграмму см. на бумажном варианте)
Приложение 7
к Программе развития
туристской отрасли
на 2003-2005 годы
Прогноз увеличения дохода занятого населения
-------------------------------------------------------------------
! 2001 г. ! 2002 г. ! 2003 г. ! 2004 г. ! 2005 г.
-------------------------------------------------------------------
Средняя зарплата
работников по
найму 100 106 112,4 119 125
долл.США долл.США долл.США долл.США долл.США
-------------------------------------------------------------------
Увеличение
доходов занятого
населения на: 21,6 37,2 46,5 56,8 67,5
млн.долл. млн.долл. млн.долл. млн.долл. млн.долл.
-------------------------------------------------------------------