Об утверждении положений, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан"

Указ Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года N 643

Обновленный

      В соответствии с пунктом 4 статьи 29_ , статьями 38 и 38-1, пунктом 3 статьи 43_ Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" постановляю: 
      Сноска. Преамбула с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      1. Утвердить прилагаемые:
      1) Положение о прохождении стажировки кандидатом в судьи;
      1-1) Положение о Судебном жюри;
      2) Положение о Республиканской и областных дисциплинарно- квалификационных коллегиях судей;
      3) исключен Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 27.02.2007 N 292; от 01.04.2011 № 1177.
      2. Признать утратившими силу:
      1) Указ Президента Республики Казахстан от 24 мая 1996 года N  3004 "Об утверждении Положения об аттестации судей судов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 22, ст. 189);
      2) Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 1997 года N 3677 "Об утверждении Положения о квалификационных классах судей судов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1997 г., N 45, ст. 412);
      3) Указ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1997 года N 3746 "Об утверждении Положения о дисциплинарной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан, областных и приравненных к ним дисциплинарных коллегиях" (САПП Республики Казахстан, 1997 г., N 49, ст. 453).
      3. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.

      Президент
      Республики Казахстан

Утверждено       
Указом Президента    
Республики Казахстан   
от 26 июня 2001 г. N 643 

Положение
о прохождении стажировки кандидатом в судьи

1. Общие положения

      1. Настоящее Положение в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" определяет условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи.
      2. Основной задачей прохождения стажировки кандидатом в судьи (далее - стажер-кандидат) является изучение специфики работы в районном и приравненном к нему суде (далее - районный суд), приобретение необходимых практических и организаторских навыков для работы в должности судьи.
      Прохождение стажировки осуществляется в целях изучения деловых, профессиональных и моральных качеств стажера-кандидата и определения перспектив осуществления им судейских полномочий.
      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      2-1. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, а также лицам, ранее работавшим постоянными судьями не менее трех лет и в течение шести лет со дня увольнения изъявившим желание вновь занять должность судьи, прохождение стажировки не требуется, за исключением лиц, освобожденных от должности судьи в связи с невыполнением возложенных требований, вступлением в законную силу обвинительного приговора суда, заключением Судебного жюри либо за совершение дисциплинарных проступков.
      Не допускаются к прохождению стажировки лица, уволенные с должности судьи, из правоохранительных органов или с иной государственной службы за порочащие проступки и нарушения законодательства Республики Казахстан при исполнении служебных обязанностей.
      Сноска. Положение дополнено пунктом 2-1 в соответствии с Указом Президента РК от 13.02.2009 № 738; с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      3. Стажировка организуется в районном суде.
      4. Срок стажировки устанавливается председателем областного и приравненного к нему суда (далее - областной суд) в пределах от девяти месяцев до одного года.
      Срок стажировки для лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности свыше пяти лет, а также имеющих ученые степени и звания в определенной отрасли права, устанавливается в пределах от шести до девяти месяцев, в зависимости от стажа, занимаемой должности по юридической специальности и других данных, на основании которых определяется уровень их профессиональной подготовленности для занятия должности судьи.
      Сноска. Пункт 4 в редакции Указа Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      5. Исключен Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

2. Требования, предъявляемые к стажеру-кандидату

      6. К прохождению стажировки допускается гражданин Республики Казахстан:
      1) достигший возраста двадцати пяти лет;
      2) имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет;
      3) сдавший квалификационный экзамен.
      Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 27.02.2007 N 292; от 01.04.2011 № 1177.

3. Условия и порядок прохождения стажировки

      7. Лицо, изъявившее желание пройти стажировку для участия в конкурсе на занятие должности судьи, обращается к председателю областного суда с заявлением о допуске к прохождению стажировки.
      Прохождение стажировки осуществляется в районных судах области, города республиканского значения и столицы, где кандидат на должность судьи зарегистрирован по месту жительства.
      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 27.02.2007 N 292; от 01.04.2011 № 1177.
      8. К заявлению должны быть приложены следующие документы: личный листок по учету кадров, автобиография, копия диплома и приложение к диплому, копия документа, подтверждающего сдачу квалификационного экзамена, служебная характеристика с последнего места работы.
      К заявлению могут быть приложены также другие документы, характеризующие уровень его профессиональных знаний (копии соответствующих документов о присвоении ученых степеней и званий, об окончании специальных курсов и пр.).
      9. По результатам рассмотрения заявления лица о допуске к прохождению стажировки председатель соответствующего областного суда принимает одно из следующих решений:
      1) о допуске лица для прохождения стажировки с указанием срока;
      2) об отказе в допуске к прохождению стажировки.
      Сноска. Пункт 9 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      9-1. В случае, если лицо допущено к прохождению стажировки, председатель областного суда распоряжением определяет районный суд либо районные суды, в котором (ых) осуществляется прохождение стажировки, а также координатора стажировки - судью областного суда, на которого возлагается общая координация и контроль за прохождением стажировки.
      Распоряжение председателя областного суда является основанием для заключения между руководителем канцелярии суда в областях, городах Астане и Алматы и стажером-кандидатом соглашения о прохождении стажировки.
      Соглашение о прохождении стажировки должно содержать:
      1) наименование сторон;
      2) права и обязанности сторон;
      3) место прохождения стажировки;
      4) условия, порядок и сроки прохождения стажировки.
      Типовое соглашение о прохождении стажировки утверждается уполномоченным органом по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов.
      Канцелярией судов в областях, городах Астане и Алматы публикуется информация о стажере-кандидате в средствах массовой информации.
      Сноска. Положение дополнено пунктом 9-1 в соответствии с Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      10. Отказ лицу в допуске к прохождению стажировки должен быть мотивирован.
      Лицу не может быть отказано в прохождении стажировки по мотиву произведенного к этому времени набора большого количества стажеров-кандидатов.
      11. Прохождение стажировки включает в себя выполнение стажером-кандидатом мероприятий, включенных в типовые программы стажировки кандидатов в судьи, утвержденные Председателем Верховного Суда Республики Казахстан, а также разрешение вопросов, связанных с организацией делопроизводства, составлением статистических отчетов, справок, анализов и обобщений судебной практики.
      12. Стажировка организуется по индивидуальному плану, утвержденному председателем районного суда по согласованию с координатором стажировки - судьей областного суда. В план могут быть внесены в последующем изменения и дополнения, о чем немедленно уведомляется стажер-кандидат.
      Сноска. Пункт 12 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      13. По прибытии стажера-кандидата в районный суд председатель суда назначает из числа судей руководителя стажировки - судью районного суда.
      Руководитель стажировки:
      1) определяет необходимый объем работы;
      2) оказывает стажеру-кандидату помощь в повышении уровня профессиональных знаний и приобретении практических навыков;
      3) обеспечивает выполнение плана прохождения стажировки.
      Сноска. Пункт 13 в редакции Указа Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      14. По итогам прохождения стажировки стажер-кандидат составляет письменный отчет о прохождении стажировки, в котором должно быть отражено выполнение им индивидуального плана, а также сведения о выполненных заданиях, определенных руководителем стажировки.
      Одновременно руководитель стажировки - судья районного суда составляет отзыв на стажера-кандидата, утверждаемый председателем районного суда. Отзыв должен содержать сведения о полученных им в ходе стажировки практических навыках и знаниях, степени подготовки, деловых и моральных качествах стажера-кандидата.
      Отзыв на стажера-кандидата, индивидуальный план стажировки с отметками о его выполнении и письменный отчет стажера об итогах прохождения стажировки представляются руководителем стажировки - судьей районного суда на рассмотрение координатора стажировки - судьи областного суда. По результатам их рассмотрения координатор стажировки - судья областного суда вносит материалы на рассмотрение пленарного заседания областного суда.
      Сноска. Пункт 14 в редакции Указа Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      15. Рассмотрение итогов стажировки на пленарном заседании производится не позднее трех месяцев с заслушиванием отчета стажера-кандидата. Отзыв пленарного заседания по отчету стажера-кандидата оформляется в форме заключения, принимаемого большинством голосов, и подписывается председательствующим.

       4. Заключительные положения

      16. Пленарное заседание областного суда рассматривает итоги стажировки кандидатов на должность судьи и представляет в Высший Судебный Совет Республики Казахстан соответствующее заключение. Положительное заключение пленарного заседания областного суда действительно в течение пяти лет.
      Сноска. Пункт 16 в редакции Указа Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      16-1. Отрицательное заключение по результатам рассмотрения итогов стажировки дается пленарным заседанием областного суда в следующих случаях:
      совершения стажером-кандидатом порочащего проступка;
      невыполнения плана прохождения стажировки;
      наличия сведений, характеризующих морально-этический облик стажера-кандидата с отрицательной стороны.
      В случае временного отсутствия стажера-кандидата по уважительным причинам, повлекшего невыполнение плана прохождения стажировки, пленарным заседанием областного суда принимается решение о продлении срока стажировки на период, соответствующий времени его отсутствия.
      В случае получения отрицательного заключения стажер-кандидат допускается к прохождению повторной стажировки на общих основаниях, не ранее чем через один год со дня получения отрицательного заключения.
      Отрицательное заключение рассмотрения итогов стажировки подлежит направлению в областные суды для ведения учета кандидатов на должность судьи, получивших отрицательное заключение.
      Сноска. Положение дополнено пунктом 16-1 в соответствии с Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      17. Прохождение стажировки не влечет оставления стажером-кандидатом основного места работы.

УТВЕРЖДЕНО        
Указом Президента    
Республики Казахстан   
от 26 июня 2001 года N 643

      Сноска. Указ дополнен положением о Судебном жюри в соответствии с Указом Президента РК от 27 февраля 2007 года N 292 .

ПОЛОЖЕНИЕ
о Судебном жюри

1. Общие положения

      1. Настоящее Положение о Судебном жюри (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Республики Казахстан,   Конституционным законом   Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" и определяет полномочия, порядок формирования, организацию работы и деятельность Судебного жюри. 

      2. В целях обеспечения конституционного права каждого на судебную защиту Судебное жюри, как коллегиальный орган, образуется для определения профессиональной пригодности действующего судьи. 

      3. В своей деятельности члены Судебного жюри независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан, Конституционному закону Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" и настоящему Положению. 

      4. Не допускается вмешательство в деятельность Судебного жюри и оказание воздействия на его членов. Член Судебного жюри не вправе давать какую-либо информацию по находящимся в его производстве материалам, принятым решениям.

2. Порядок формирования Судебного жюри

      5. Состав Судебного жюри избирается тайным голосованием на альтернативной основе, сроком на три года пленарным заседанием Верховного Суда Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан из числа действующих судей, а также судей в отставке.
      В состав Судебного жюри входят председатель и шесть членов Судебного жюри.
      Сноска. Пункт 5 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

      6. В бюллетень для тайного голосования включаются все выдвинутые кандидатуры. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов по отношению к другим кандидатам. 

      7. Следующий за избранным по числу набранных голосов кандидат считается запасным членом Судебного жюри и исполняет обязанности члена Судебного жюри в случае отвода или самоотвода членов Судебного жюри, повлекшего отсутствие кворума.
      В случае выбытия кого-либо из членов Судебного жюри проводятся довыборы на оставшийся срок в порядке, установленном настоящим Положением. 

      8. Председатель Судебного жюри избирается составом Судебного жюри из числа ее членов большинством голосов. 

      9. В случае временного отсутствия председателя Судебного жюри по его поручению обязанности председателя исполняет один из членов жюри. 

      10. Судьи и судьи в отставке, рекомендуемые в состав Судебного жюри, должны обладать высокими профессиональными качествами, безупречной личной репутацией, принципиальностью, пользоваться авторитетом судейской общественности. 

      11. В состав Судебного жюри не могут быть избраны Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда Республики Казахстан, председатели и председатели судебных коллегий областных и приравненных к ним судов, члены Высшего Судебного Совета Республики Казахстан, и дисциплинарно-квалификационных коллегий судей.
      Сноска. Пункт 11 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 13.02.2009 № 738; от 01.04.2011 № 1177.

      12. Заседания Судебного жюри проводятся по мере необходимости и правомочны при наличии не менее пяти членов ее состава.
      На время работы Судебного жюри его члены, в соответствии с действующим законодательством , командируются к месту проведения заседания и освобождаются от выполнения других обязанностей. 

      13. О своей деятельности Судебное жюри ежегодно информирует пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан. 

      14. Основаниями для освобождения от исполнения обязанностей председателя или члена Судебного жюри являются:
      1) освобождение судьи от должности, прекращение либо приостановление полномочий или прекращение либо приостановление отставки судьи, входящего в состав Судебного жюри;
      2) совершение членом Судебного жюри порочащего проступка, противоречащего судейской этике;
      3) исключен Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      Освобождение члена Судебного жюри производится решением пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан.
      Сноска. Пункт 14 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

3. Порядок предоставления материалов об определении
профессиональной пригодности судьи, проведения
заседаний и вынесения решения Судебного жюри

       Сноска. Заголовок главы 3 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 13.02.2009 № 738 .

      15. Основанием для рассмотрения на Судебном жюри материалов об определении профессиональной пригодности судьи является решение пленарного заседания областного или Верховного Суда Республики Казахстан о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкие показатели по отправлению правосудия или допустившего систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел.
      Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

      16. При необходимости проведения дополнительной проверки до начала рассмотрения поступивших материалов Судебное жюри вправе истребовать документы и материалы, в том числе судебные дела, при рассмотрении которых были допущены нарушения закона. 

      17. Председателем Судебного жюри по конкретным материалам определяется докладчик и дата их рассмотрения. 

      18. Секретариат Судебного жюри обеспечивает сбор необходимых документов и информирует членов Судебного жюри о дате, времени и месте проведения заседания Судебного жюри. 

      19. Заседание Судебного жюри начинается с оглашения председательствующим состава жюри и лиц, приглашенных на заседание, а также повода, послужившего основанием к рассмотрению материалов. 

      20. Рассмотрение материалов на заседании Судебного жюри происходит с обязательным участием судьи, чья профессиональная квалификация ставится под сомнение.
      В случае неявки судьи, чья профессиональная квалификация ставится под сомнение, по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, объективно воспрепятствовавшие участию на заседании Судебного жюри) заседание Судебного жюри переносится. При отказе судьи от явки на заседание Судебного жюри рассмотрение материалов производится без его участия. 

      21. Судья, в отношении которого на рассмотрение Судебного жюри переданы материалы, вправе заявить мотивированный отвод членам жюри до начала рассмотрения материала.
      Член Судебного жюри не имеет права участвовать в заседании Судебного жюри, если он состоит в родственной связи с судьей, профессиональная квалификация которого ставится под сомнение, либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.
      Любой член Судебного жюри может заявить мотивированный самоотвод от участия в рассмотрении материалов. 

      22. Вопрос об отводе или самоотводе разрешается членами Судебного жюри в отсутствие лица, в отношении которого заявлен отвод (самоотвод), большинством голосов.
      Результаты голосования по заявленному отводу (самоотводу) отражаются в протоколе заседания. 

      23. В случае удовлетворения отвода (самоотвода), повлекшего отсутствие кворума, заседание Судебного жюри откладывается. В этом случае состав Судебного жюри замещается запасным членом Судебного жюри на время рассмотрения конкретного материала. 

      24. Судья, чья профессиональная квалификация ставится под сомнение, имеет право давать пояснения по существу производства, предъявлять необходимые материалы. 

      25. В необходимых случаях на заседание Судебного жюри для дачи объяснений могут быть приглашены председатель суда либо председатель судебной коллегии суда, где работает судья, профессиональная пригодность которого подлежит оценке, а также другие лица. 
      Сноска. Пункт 25 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

      26. По результатам рассмотрения материалов относительно судьи, чья профессиональная квалификация ставится под сомнение, Судебное жюри выносит одно из следующих решений:
      1) о соответствии судьи занимаемой должности;
      2) о принятии необходимых мер по повышению профессиональной квалификации судьи (направление судьи на обучение, установление наставничества над судьей, организация стажировки в вышестоящем суде и другое);
      3) о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности. 

      27. Решение Судебного жюри принимается в совещательной комнате в условиях, исключающих возможность оказать на него любое воздействие. Во время принятия решения в совещательной комнате могут находиться лишь члены Судебного жюри. Член Судебного жюри не вправе воздерживаться от голосования. По предложению члена Судебного жюри голосование может проводиться тайно. Мнение членов Судебного жюри по обсуждаемым вопросам разглашению не подлежит. 

      28. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании Судебного жюри. Решение излагается в письменной форме и подписывается всеми членами жюри, принимавшими участие в заседании. Особое мнение члена Судебного жюри может быть выражено в письменной форме и прилагается к решению. 

      29. Решение Судебного жюри выносится в форме заключения, которое обжалованию не подлежит.
      Копия решения в течение трех суток со дня вынесения направляется судье, в отношении которого рассмотрены материалы, а также в суд, представивший материал.
      Решение о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности направляется Председателю Верховного Суда Республики Казахстан для последующего представления в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.
       Сноска. Пункт 29 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 13.02.2009 № 738 .

      30. Заключение Судебного жюри должно содержать данные о:
      1) составе Судебного жюри;
      2) месте и времени рассмотрения материала;
      3) судье, в отношении которого рассмотрен материал;
      4) суде, направившем материал в Судебное жюри;
      5) обстоятельстве, послужившем основанием для направления материала в Судебное жюри;
      6) пояснениях судьи, в отношении которого рассмотрен материал;
      7) пояснениях других лиц, приглашенных на заседание Судебного жюри;
      8) выводах Судебного жюри с указанием обоснования принятого решения. 

      31. Материалы об определении профессиональной пригодности действующего судьи должны быть рассмотрены в двухмесячный срок со дня их поступления в Судебное жюри. При необходимости этот срок может быть продлен председателем Судебного жюри, но не более чем на один месяц.

3-1. Порядок делегирования судей в Квалификационную комиссию
при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан

       Сноска. Положение дополнено главой 3-1 в соответствии с Указом Президента РК от 13.02.2009 № 738 .

      31-1. Судебное жюри делегирует в Квалификационную комиссию при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан сроком на два года троих судей из своего состава на ротационной основе.
      Кандидаты для делегирования выдвигаются председателем Судебного жюри.
      31-2. Решение Судебного жюри о делегировании принимается на заседании Судебного жюри путем голосования и считается принятым, если за него проголосовало простое большинство членов Судебного жюри, участвующих в голосовании, а также подписывается председателем Судебного жюри.
      Копия решения в течение трех суток направляется в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.
      31-3. Решение Судебного жюри о делегировании оформляется в форме заключения, которое должно содержать данные о:
      1) составе Судебного жюри;
      2) месте и времени рассмотрения вопроса о делегирования судей;
      3) фамилии, имени и отчестве, должности делегируемых судей.

4. Организация работы Судебного жюри

      32. По иным вопросам организации деятельности Судебного жюри, условий и порядка проведения его заседаний, а также осуществления полномочий его членов, пленарным заседанием Верховного Суда Республики Казахстан утверждается регламент Судебного жюри. 

      33. Обеспечение деятельности Судебного жюри осуществляется уполномоченным органом по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов.
      Сноска. Пункт 33 в редакции Указа Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

      34. Рабочим органом Судебного жюри является секретариат Судебного жюри, формируемый из состава государственных служащих уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов.
      Сноска. Пункт 34 в редакции Указа Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

УТВЕРЖДЕНО       
Указом Президента    
Республики Казахстан   
от 26 июня 2001 года N 643

      Сноска. Положение в редакции Указа Президента РК от 27.02.2007 N 292 .

ПОЛОЖЕНИЕ
о Республиканской и областных
дисциплинарно-квалификационных коллегиях судей

1. Общие положения

      1. В соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (далее - Конституционный закон) настоящее Положение о Республиканской и областных дисциплинарно-квалификационных коллегиях судей (далее - Положение) определяет порядок формирования, организацию работы и деятельность дисциплинарно-квалификационных коллегий судей, а также порядок возбуждения ими дисциплинарного производства, рассмотрения дисциплинарных дел, вопросов о подтверждении права судьи на отставку, ее прекращение.
      Сноска. Пункт 1 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

      2. Республиканская и областные дисциплинарно-квалификационные коллегии судей (далее - дисциплинарно-квалификационные коллегии) являются органами по рассмотрению дисциплинарных дел в отношении судей Республики Казахстан, вопросов подтверждения права судьи на отставку и ее прекращение, обладают правом возбуждения дисциплинарного производства, наложения на судей дисциплинарных взысканий в пределах, предоставленных законодательством Республики Казахстан.
      Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

      3. При исполнении своих обязанностей члены дисциплинарно-квалификационных коллегий независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан, Конституционному закону, а также руководствуются в своей деятельности настоящим Положением.
      Никто не вправе вмешиваться в работу дисциплинарно-квалификационных коллегий и оказывать какое-либо воздействие на ее членов. Член дисциплинарно-квалификационной коллегии не обязан давать каких-либо объяснений по существу принятых решений.

       3-1. Деятельность дисциплинарно-квалификационных коллегий основывается на принципах независимости судей и невмешательства в деятельность суда по отправлению правосудия, коллегиального, гласного, беспристрастного и справедливого рассмотрения вопросов, отнесенных Конституционным законом и настоящим Положением к их компетенции.
       Сноска. Положение дополнено пунктом 3-1 в соответствии с Указом Президента РК от 13.02.2009 № 738 .

2. Порядок формирования дисциплинарно-квалификационных
коллегий и их полномочия

      4. Республиканская дисциплинарно-квалификационная коллегия избирается пленарным заседанием Верховного Суда Республики Казахстан тайным голосованием сроком на два года из числа судей Верховного Суда Республики Казахстан в количестве не менее 7 членов.
      Областные дисциплинарно-квалификационные коллегии избираются пленарными заседаниями областных и приравненных к ним судов тайным голосованием сроком на два года из числа судей областных и приравненных к ним судов в количестве от 3 до 7 членов. 

      5. Для избрания в состав дисциплинарно-квалификационных коллегий рекомендуются судьи с судейским стажем не менее пяти лет, имеющие безупречную репутацию .
      Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 13.02.2009 № 738 .

      6. Председатель и секретарь дисциплинарно-квалификационной коллегии избираются из числа членов этой коллегии на ее заседании простым большинством голосов. 

      7. Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда Республики Казахстан, председатели и председатели судебных коллегий областных и приравненных к ним судов, члены Комиссии по судейской этике и Судебного жюри, члены Высшего Судебного Совета Республики Казахстан не могут быть избраны в состав дисциплинарно-квалификационных коллегий.
      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 13.02.2009 № 738; от 01.04.2011 № 1177.

      8. Освобождение членов дисциплинарно-квалификационной коллегии от исполнения обязанностей производится на пленарном заседании соответствующего суда. Выборы нового члена коллегии на оставшийся срок полномочий этой коллегии проводятся в порядке, установленном регламентом пленарного заседания. 

      9. Основаниями для прекращения исполнения обязанностей председателя и членов дисциплинарно-квалификационной коллегии являются:
      1) истечение срока, на который был избран член коллегии;
      2) нарушение законности при рассмотрении судебных дел, повлекшее привлечение судьи к дисциплинарной ответственности;
      3) совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике;
      4) основания, предусмотренные статьями 33-35 Конституционного закона.

      10. Республиканская дисциплинарно-квалификационная коллегия рассматривает:
      1) вопрос о возбуждении дисциплинарного производства в отношении любого судьи Республики;
      2) дисциплинарные дела в отношении председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда Республики Казахстан, председателей и председателей судебных коллегий областных судов, а также дисциплинарные дела, по которым решение о возбуждении дисциплинарного производства принято самой коллегией;
      3) жалобы судей на решения областных дисциплинарно-квалификационных коллегий;
      4) вопрос о подтверждении права судей Верховного Суда Республики Казахстан, председателей и председателей судебных коллегий областных и приравненных к ним судов на отставку и ее прекращение;
      5) исключен Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      Сноска. Пункт 10 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 13.02.2009 № 738; от 01.04.2011 № 1177.

      11. Областные дисциплинарно-квалификационные коллегии в отношении судей областных и приравненных к ним судов, председателей и судей районных и приравненных к ним судов рассматривают:
      1) вопрос о возбуждении дисциплинарного производства;
      2) дисциплинарные дела;
      3) вопрос о подтверждении права судьи на отставку;
      4) вопрос о прекращении отставки;
      5) исключен Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.
      Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

      12. Вопрос о возбуждении дисциплинарного производства в отношении члена дисциплинарно-квалификационной коллегии рассматривается Республиканской дисциплинарно-квалификационной коллегией по решению соответствующего пленарного заседания.
      Дисциплинарное дело в отношении члена дисциплинарно-квалификационной коллегии рассматривается Республиканской дисциплинарно-квалификационной коллегией. 

      13. Информация о работе дисциплинарно-квалификационных коллегий заслушивается на пленарных заседаниях судов не реже одного раза в год.

3. Организация работы дисциплинарно-квалификационной
коллегии

      14. Судья, в отношении которого рассматривается вопрос, вправе заявить мотивированный отвод членам дисциплинарно-квалификационной коллегии до начала рассмотрения дела.
      Вопрос об отводе разрешается всеми присутствующими членами дисциплинарно-квалификационной коллегии в отсутствие лица, заявившего отвод, простым большинством голосов.

      15. Решение дисциплинарно-квалификационной коллегии принимается в совещательной комнате простым большинством голосов в условиях, исключающих возможность оказать на нее любое воздействие. Во время принятия решения в совещательной комнате могут находиться лишь члены дисциплинарно-квалификационной коллегии. Член дисциплинарно-квалификационной коллегии не вправе воздерживаться от голосования. При равенстве голосов принятым считается решение, улучшающее положение судьи, в отношении которого рассматривается вопрос.
      Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях. 

      16. Решение излагается в письменной форме и подписывается всеми членами дисциплинарно-квалификационной коллегии, принимавшими участие в рассмотрении дела или материала. Член дисциплинарно-квалификационной коллегии, оставшийся в меньшинстве, вправе в совещательной комнате письменно изложить особое мнение. Особое мнение вручается председательствующему и приобщается им к материалам дела в запечатанном конверте. С особым мнением, в случае обжалования решения областной дисциплинарно-квалификационной коллегии, ознакамливаются члены Республиканской дисциплинарно-квалификационной коллегии.
      О наличии особого мнения судья и другие лица не извещаются. 

      17. Дисциплинарно-квалификационная коллегия вправе истребовать необходимые документы и материалы для ознакомления от органа или должностного лица, обратившегося с постановкой вопроса о возбуждении дисциплинарного производства, о прекращении отставки судьи, равно как и ознакомиться с судебными делами, при рассмотрении которых судьей были допущены нарушения закона.
      При необходимости разъяснения спорных вопросов дисциплинарно-квалификационная коллегия имеет право получить объяснения соответствующих лиц при строгом соблюдении положений статьи 25 Конституционного закона.

      18. На заседании дисциплинарно-квалификационной коллегии ведется протокол. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем коллегии. 

      19. Рабочим органом дисциплинарно-квалификационной коллегии является секретариат дисциплинарно-квалификационной коллегии, формируемый из состава государственных служащих уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов, канцелярий судов в областях, городах Астане и Алматы.
      Сноска. Пункт 19 в редакции Указа Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

      20. Вопросы организации работы дисциплинарно-квалификационных коллегий, не отраженные в настоящем Положении, и делопроизводство в дисциплинарно-квалификационных коллегиях осуществляются на основании регламента, утверждаемого Республиканской дисциплинарно-квалификационной коллегией.

4. Основания и порядок возбуждения
дисциплинарного производства

      21. Судьи могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только по основаниям, предусмотренным статьей 39 Конституционного закона. 

      22. О возбуждении дисциплинарного производства в отношении председателей судебных коллегий, судей Верховного Суда Республики Казахстан, председателей и председателей судебных коллегий областных и приравненных к ним судов в Республиканскую дисциплинарно-квалификационную коллегию может обратиться Председатель Верховного Суда Республики Казахстан. 
      Сноска. Пункт 22 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

      23. В соответствии со статьей 41 Конституционного закона Республиканская дисциплинарно-квалификационная коллегия может рассмотреть вопрос о возбуждении дисциплинарного производства в отношении любого судьи Республики на основании представления Председателя Верховного Суда Республики Казахстан по факту совершения судьей дисциплинарного проступка, сопряженного с коррупцией или создающего условия для коррупции, а также проступка, вызвавшего общественный резонанс. 

      24. С вопросом о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи областного и приравненного к нему суда, председателя и судьи районного и приравненного к нему суда в соответствующую областную дисциплинарно-квалификационную коллегию вправе обратиться Председатель Верховного Суда Республики Казахстан и председатели местных судов, Комиссии по судейской этике областных филиалов Союза судей Республики Казахстан, первые руководители центральных государственных органов.
       Сноска. Пункт 24 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 13.02.2009 № 738 .

      25. Поводом к рассмотрению вопроса о возбуждении дисциплинарного производства могут служить и сообщения средств массовой информации. 

      26. Обязанность по доказыванию совершения судьей дисциплинарного проступка возлагается на лицо или орган, подавшее обращение. При этом участие данного лица (органа) или его представителя при решении вопроса о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи, рассмотрении дисциплинарного дела обязательно. 

      27. Решение вопроса о наличии оснований для возбуждения дисциплинарного производства принимается в сроки, установленные в статье 42 Конституционного закона. 

      28. Решение о возбуждении дисциплинарного производства или об отсутствии оснований для возбуждения дисциплинарного производства излагается в форме постановления, которое подписывается всеми членами дисциплинарно-квалификационной коллегии. 

      29. Исключен Указом Президента РК от 13.02.2009 № 738 .

      30. Срок рассмотрения дисциплинарного дела регулируется частью второй статьи 42 Конституционного закона.

5. Порядок рассмотрения вопроса о подтверждении права
судьи на отставку и ее прекращение

      31. Рассмотрение вопроса о подтверждении права судьи на отставку осуществляется на основании его заявления. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие безупречную репутацию судьи.
       Сноска. Пункт 31 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 13.02.2009 № 738 .

      32. Заявление о подтверждении права на отставку должно быть рассмотрено в двухнедельный срок с вынесением соответствующего заключения. 

      33. Заключение дисциплинарно-квалификационной коллегии об отсутствии условий на реализацию права на отставку служит основанием в отказе судье в освобождении от должности в форме отставки. 

      34. Отставка судьи прекращается по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 35 Конституционного закона. С представлением о прекращении отставки могут обратиться Председатель Верховного Суда Республики Казахстан, председатели областных и приравненных к ним судов, уполномоченный орган по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов, а также судья по собственному заявлению.
      Сноска. Пункт 34 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

6. Обжалование решений областных
дисциплинарно-квалификационных коллегий

       Сноска. Заголовок главы 6 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 13.02.2009 № 738 .

      35. Решение областной дисциплинарно-квалификационной коллегии по дисциплинарному делу, заключение по вопросу подтверждения права судьи на отставку или ее прекращение могут быть обжалованы в десятидневный срок судьей, в отношении которого вынесено решение или заключение, со дня получения копии решения в Республиканскую дисциплинарно-квалификационную коллегию через областную дисциплинарно-квалификационную коллегию, решение которой является окончательным и обжалованию не подлежит.
      Сноска. Пункт 35 в редакции Указа Президента РК от 13.02.2009 № 738; с изменением, внесенным Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

      36. Исключен Указом Президента РК от 13.02.2009 № 738 .

      37. В случае пропуска срока обжалования решения областной дисциплинарно-квалификационной коллегии по уважительной причине Республиканская дисциплинарно-квалификационная коллегия восстанавливает его по ходатайству судьи, в отношении которого вынесено это решение.
      Сноска. Пункт 37 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

      38. В результате рассмотрения дисциплинарного дела или материала по жалобе Республиканская дисциплинарно-квалификационная коллегия принимает одно из следующих решений:
      1) оставляет решение без изменения;
      2) изменяет решение;
      3) отменяет решение и принимает новое решение;
      4) отменяет решение и направляет дисциплинарное дело для нового рассмотрения в ту же дисциплинарно-квалификационную коллегию;
      5) отменяет решение областной дисциплинарно-квалификационной коллегии и прекращает дисциплинарное дело. 

      39. В случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 38 настоящего Положения, срок нового рассмотрения дела не должен превышать одного месяца. 
      Сноска. Пункт 39 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

      40. Дисциплинарное дело прекращается в случаях:
      1) пропуска сроков возбуждения дисциплинарного дела;
      2) истечения срока привлечения к дисциплинарной ответственности;
      3) необоснованного возбуждения дисциплинарного дела;
      4) отсутствия в действиях судьи дисциплинарного проступка;
      5) когда судья к моменту рассмотрения дела перешел на другую работу или полномочия его прекращены по основаниям, указанным в подпунктах 1-1)-6), 9)-10) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона.
      Сноска. Пункт 40 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

7. Срок действия дисциплинарного взыскания
и порядок его снятия

      41. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его наложения. Если в течение года со дня наложения взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
      В случае наложения на судью нескольких взысканий, он считается имеющим взыскание до истечения годичного срока со дня наложения последнего по времени взыскания. 

      42. По истечении шести месяцев со дня наложения дисциплинарного взыскания оно может быть досрочно снято дисциплинарно-квалификационной коллегией, которой это взыскание было наложено, по ходатайству судьи или органа судейского сообщества при безупречном поведении судьи, его добросовестном отношении к исполнению своих служебных обязанностей.

8. Обеспечение деятельности дисциплинарно-квалификационных
коллегий

      43. Организационное, финансовое и материально-техническое и иное обеспечение деятельности областных дисциплинарно-квалификационных коллегий осуществляется канцеляриями судов в областях, городах Астане и Алматы.
      Деятельность Республиканской дисциплинарно-квалификационной коллегии обеспечивается уполномоченным органом по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховною Суда Республики Казахстан, местных и других судов.
      Сноска. Пункт 43 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.

Утверждено        
Указом Президента     
Республики Казахстан    
от 26 июня 2001 г. N 643  

Положение
о квалификационных классах судей Республики Казахстан

      Сноска. Положение исключено Указом Президента РК от 01.04.2011 № 1177.