Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила государственной регистрации нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и актов местных представительных и исполнительных органов Республики Казахстан.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 8 мая 1997 года № 810
P970810_
"Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации нормативных правовых актов" (САПП Республики Казахстан, 1997 г., № 18, ст.165).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Правила
государственной регистрации нормативных правовых актов
центральных исполнительных и иных центральных государственных
органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства
Республики Казахстан, и актов местных представительных и
исполнительных органов Республики Казахстан
1. Настоящие Правила разработаны на основании Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", Указа Президента Республики Казахстан от 4 марта 1997 года № 3379
U973379_
"О Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан и мерах по упорядочению их государственной регистрации", постановления Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1997 года № 1680
P971680_
"Об утверждении Положения о Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан".
2. Правила определяют:
1) требования, предъявляемые при государственной регистрации нормативных правовых актов, и сроки регистрации;
2) требования, предъявляемые к нормативным правовым актам, представляемым на государственную регистрацию;
3) ведение Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов;
4) введение в действие зарегистрированных нормативных правовых актов;
5) порядок отказа в государственной регистрации, приостановления, прекращения действия нормативных правовых актов;
5-1)
(исключен - N 1017 от 1.10.2004)
<*>
Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122
P000122_
; от 1 октября 2004 г.
N 1017
;
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года N 99.
2. Требования, предъявляемые при государственной регистрации
нормативных правовых актов, и сроки их рассмотрения
3. Нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции и его территориальные органы в течение двух недель с момента их утверждения (подписания) первым руководителем соответствующего государственного органа в печатном виде, заверенные печатью государственного органа, и в электронном виде, удостоверенные посредством электронной цифровой подписи, в четырех экземплярах, включая подлинник (оригинальный текст) на государственном и русском языках (документы с грифом "секретно" представляются в двух экземплярах на государственном и русском языках, в печатном виде).
Государственный орган, представивший нормативный правовой акт, подписанный (утвержденный) лицом, исполняющим обязанности первого руководителя данного органа, должен также представить копию документа о возложении на него соответствующих обязанностей.
В случае повторного представления нормативного правового акта на государственную регистрацию, он подлежит переутверждению (переподписанию) соответствующим органом и представляется в Министерство юстиции и его территориальные органы в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом.
В административно-территориальных единицах, где делопроизводство ведется исключительно на государственном языке, нормативные правовые акты местных органов управления могут представляться в регистрирующий орган без перевода на русский язык.
<*>
Сноска. Пункт 3 - с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 14.06.99г. N 733
P990733_
; от 24 января 2000 г. N 122
P000122_
; от 2 октября 2002 г. N 1082
Р021082_
; от 1 октября 2004 г.
N 1017
;
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года N 99.
4. К нормативному правовому акту прилагаются:
1) справка-обоснование по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, которая должна содержать следующие основные сведения:
основание принятия нормативного правового акта (компетенция органа) со ссылкой на соответствующую норму нормативного правового акта;
обоснование необходимости принятия нормативного правового акта (конкретные цели, мотивы и в связи с чем принят акт);
о ранее принятых нормативных правовых актах по данному вопросу и подготовке предложений об их изменении или признании утратившими силу, в связи с принятием нормативного правового акта;
о ранее принятых нормативных правовых актах по данному вопросу, в государственной регистрации которых было отказано;
о сокращении доходов или увеличении расходов государственного бюджета (республиканского, местного);
необходимость согласования нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами;
2) решение уполномоченного органа об утверждении нормативного правового акта, принятое в соответствии с его компетенцией.
Прилагаемая справка-обоснование должна быть подписана начальником юридической службы (юрисконсультом - при отсутствии таковой) органа, издавшего данный акт.
При отсутствии указанных лиц справку-обоснование подписывает первый руководитель органа, издавшего данный акт.
<*>
Сноска. В пункт 4 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 2 октября 2002 г. N 1082
P021082_
; от 1 октября 2004 г.
N 1017
.
5. Отсутствие в представленных на государственную регистрацию нормативных правовых актах справки - обоснования либо ее несоответствие требованиям, установленным настоящими Правилами, является основанием для возврата документов.
Сноска. В пункт 5 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122
P000122_
.
6. Регистрация нормативных правовых актов производится в течение 30 дней с момента представления всех необходимых документов.
В случае если нормативный правовой акт не подлежит государственной регистрации, об этом письменно сообщается органу, представившему нормативный правовой акт, не позднее семи дней с момента представления документов на регистрацию.
Запросы Министерства юстиции и его территориальных органов о представлении того или иного акта для решения вопроса о необходимости государственной регистрации исполняются государственными органами в течение двух недель с момента поступления такого запроса.
<*>
Сноска. В пункт 6 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 2 октября 2002 г. N 1082
P021082_
.
7. За издание и применение незаконных нормативных правовых актов, а также нарушение порядка их представления на государственную регистрацию, ответственность несут первые руководители в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
8. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты: имеющие общеобязательное значение; носящие межведомственный характер, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан независимо от срока их действия (постоянные или временные), в том числе акты, содержащие государственные секреты, за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В пункт 8 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 1 октября 2004 г.
N 1017
9. Решение вопроса о необходимости государственной регистрации нормативного правового акта является прерогативой Министерства юстиции Республики Казахстан и его территориальных органов.
<*>
Сноска. В пункт 9 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 2 октября 2002 г. N 1082
P021082_
.
10. Государственная регистрация нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан.
Государственная регистрация нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов осуществляется территориальными органами юстиции.
<*>
Сноска. В пункт 10 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122
P000122_
.
11. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
1) юридическую экспертизу на соответствие акта законодательству Республики Казахстан;
2) принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
3) присвоение зарегистрированному акту номера государственной регистрации;
4) внесение в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов;
5) направление зарегистрированных нормативных правовых актов в Республиканский центр правовой информации для внесения их в Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В пункт 11 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122
P000122_
;
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года N 99.
12. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.
4. Требования, предъявляемые к нормативным правовым актам,
представляемым на государственную регистрацию
13. Нормативный правовой акт, представляемый на государственную регистрацию, должен соответствовать следующим требованиям:
1) соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта:
для коллегиального органа - в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
для центрального и местного исполнительного органа - наличие подписи первого руководителя либо лица его замещающего (решение коллегии, не утвержденное первым руководителем либо лицом его замещающим, не является нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации).
1-1) наличие согласования нормативного правового акта:
В случае, если законодательством Республики Казахстан предусмотрено обязательное согласование нормативного правового акта, а также, если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других государственных органов, нормативный правовой акт подлежит согласованию с такими органами.
Согласование нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами осуществляется в силу их компетенции, при этом такая заинтересованность в согласовании нормативного правового акта устанавливается, исходя из предмета рассматриваемых вопросов.
В случае, когда нормативный правовой акт предусматривает сокращение доходов или увеличение расходов республиканского бюджета, он подлежит согласованию с Министерством экономики и бюджетного планирования.
Срок согласования нормативных правовых актов не должен превышать 5 рабочих дней и исчисляется со дня поступления нормативного правового акта в соответствующий государственный орган.
Согласование оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих государственных органов, на основном виде нормативного правового акта.
Виза включает в себя наименование должности руководителя органа или его заместителя, личную подпись визирующего, расшифровку подписи, дату и гербовую печать.
1-2) при представлении нормативного правового акта на государственную регистрацию руководителем юридической службы (юрисконсультом - при отсутствии таковой) органа, издавшего данный акт, производится его полистное парафирование;
при согласовании нормативного правового акта парафирование производится и руководителем юридической службы органа, осуществляющего согласование;
в случаях представления нормативного правового акта, принятого несколькими государственными органами, полистное парафирование производится руководителем юридической службы каждого органа.
2) анализ соответствия действующему законодательству:
Конституции Республики Казахстан;
законам, вносящим изменения и дополнения в Конституцию;
Конституционным законам Республики Казахстан и указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона;
кодексам Республики Казахстан, законам, а также указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона;
нормативным постановлениям Парламента Республики Казахстан;
нормативным указам Президента Республики Казахстан;
нормативным постановлениям Правительства Республики Казахстан;
нормативным правовым актам государственных органов.
3) наличие реквизитов нормативного правового акта
Нормативные правовые акты должны иметь следующие реквизиты:
государственный Герб Республики Казахстан;
указание на форму акта: приказ, постановление центрального государственного органа, решение маслихата, постановление акимата, решение акима;
заголовок, обозначающий предмет регулирования данного нормативного правового акта (если акт о внесении изменений и дополнений, то в заголовке изменяющего и/или дополняющего акта указывается форма, дата утверждения, регистрационный номер, полное название акта, в который вносятся изменения и дополнения, в указанной последовательности);
место и дату принятия нормативного правового акта;
регистрационный номер нормативного правового акта;
подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий нормативный правовой акт;
гербовую печать.
4) соблюдение требований к структуре нормативного правового акта:
основным структурным элементом нормативного правового акта является пункт, содержащий в себе норму права;
пункты нормативного правового акта могут подразделяться на подпункты, а внутри пунктов, подпунктов могут быть части, выделяемые абзацами;
каждый пункт нормативного правового акта нумеруется арабскими цифрами;
нумерация пунктов является сквозной для всего нормативного правового акта;
нумерация подпунктов самостоятельна для каждого пункта;
номера подпунктов в пунктах обозначаются арабскими цифрами со скобкой;
близкие по содержанию пункты могут объединяться в главы;
несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы, в свою очередь, могут объединяться в части;
в больших по объему главах могут выделяться параграфы и части параграфа, а в разделах могут аналогично выделяться подразделы;
нумерация параграфов в каждой главе и подразделов в каждом разделе нормативного правового акта является самостоятельной.
5) требования к стилю изложения текста нормативного правового акта:
текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии. Не допускается употребление положений декларативного характера, не несущих смысловой и правовой нагрузки, устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращение слов. Текст пункта не излагается повторно в других пунктах.
6) наличие приложений, если в тексте нормативного правового акта есть на них ссылки.
7) соответствие текстов нормативных правовых актов на государственном и русском языках, в том числе и в приложениях.
7-1) при признании нормативного правового акта утратившим силу одновременно признаются утратившими силу все нормативные правовые акты либо их части, которыми вносились изменения и дополнения в данный акт.
8) при признании структурных частей действующего нормативного правового акта (частей, разделов, подразделов, глав, параграфов, пунктов, подпунктов) утратившими силу, такие части из действующего акта исключаются, но их номера сохраняются и в дальнейшем не используются. К сохранившемуся номеру добавляется ссылка на нормативный правовой акт о признании акта (или его части) утратившим силу. Нумерация сохранившихся структурных частей не изменяется.
9)при включении в действующий акт дополнительных структурных частей, они включаются под дополнительными номерами, дублирующие номера тех структурных частей, за которыми следует: раздел 2-1, параграф 8-1, пункт 4-1 и так далее. После текста включенной структурной части в скобках вводится ссылка на акт о включении. Нумерация остальных структурных частей сохраняется.
10) при изменении текста структурной части действующего акта, такая часть продолжает действовать в измененной редакции. После текста измененной структурной части следует ссылка на то, что часть действует в редакции акта, изменившего ее.
10-1) при внесении изменений и дополнений в содержание текста нормативного правового акта или его структурной части в объеме, превышающем половину содержания текста таковой, принимается ее новая редакция.
<*>
Сноска. В пункт 13 внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122
P000122_
; от 11 марта 2001 г. N 341
P010341_
; от 2 октября 2002 г. N 1082
Р021082_
; от 26 ноября 2003 г.
N 1184
; от 1 октября 2004 г.
N 1017
;
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года N 99.
13-1. В случаях, предусмотренных пунктом 5, а также при несоблюдении требований, указанных в пункте 3, подпунктах 1-1), 1-2), 3), 4), 5), 6) и 7) пункта 13 настоящих Правил нормативный правовой акт возвращается органу, представившему данный акт на доработку, без проведения соответствующей юридической экспертизы в течение семи дней.
<*>
Сноска. Дополнены пунктом 13-1 - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122
P000122_
. Новая редакция - постановлением Правительства РК от 2 октября 2002 г. N 1082
P021082_
.
Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 1 октября 2004 г.
N 1017
14. Ведение Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции и его территориальными органами.
В Реестре указываются дата регистрации, присвоенный номер, название нормативного правового акта и органа, представившего его на государственную регистрацию.
Порядок ведения Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов устанавливается Министерством юстиции Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Пункт 14 - в редакции постановления Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122
P000122_
.
15. Государственная регистрация нормативных правовых актов является обязательным условием для введения их в действие. Незарегистрированные нормативные правовые акты не имеют юридической силы.
16. Нормативные правовые акты вводятся в действие в соответствии со
статьей 36
Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах".
<*>
Сноска. Пункт 16 - в редакции постановления Правительства РК от 1 октября 2004 г.
N 1017
17. После государственной регистрации заключение и один экземпляр нормативного правового акта (подлинник) с присвоенным ему номером государственной регистрации направляются органу, представившему нормативный правовой акт на регистрацию, с обязательством официального опубликования в случае, если данный акт касается прав, свобод и обязанностей граждан, второй и третий экземпляры в печатном виде, заверенные печатью государственного органа, и электронном виде, удостоверенные посредством электронной цифровой подписи, направляются в Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан для ведения Государственного реестра нормативных правовых актов и эталонного контрольного банка нормативных правовых актов Республики Казахстан, четвертый экземпляр нормативного правового акта остается в регистрирующем органе.
Настоящий порядок устанавливается и в случае регистрации нормативного правового акта, изданного несколькими государственными органами.
Заключение и один экземпляр нормативного правового акта с грифом "секретно" (подлинник) с присвоенным ему номером государственной регистрации направляется органу, представившему документ на регистрацию, без обязательства опубликования в печатном издании. Второй экземпляр остается в Министерстве юстиции и его территориальных органах.
При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
<*>
Сноска. В пункт 17 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122
P000122_
; от 2 октября 2002 г. N 1082
P021082_
;
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года N 99.
18. Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов, а также местных представительных и исполнительных органов осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Пункт 18 - в редакции постановления Правительства РК от 2 октября 2002 г. N 1082
P021082_
.
7. Порядок отказа в государственной регистрации, приостановления,
прекращения действия нормативных правовых актов
Сноска. Заголовок главы 7 с изменениями -
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года N 99.
19. В регистрации нормативных правовых актов может быть отказано в случаях: если такой акт ущемляет установленные законодательством права и свободы граждан; противоречит нормативным правовым актам вышестоящего уровня; выходит за пределы компетенции органа, его издавшего; не согласован с заинтересованными органами, если согласование необходимо; если нарушен порядок представления актов на государственную регистрацию; если акт не содержит новые правовые нормы.
Об отказе письменно сообщается органу, представившему нормативный правовой акт на государственную регистрацию, с указанием оснований отказа.
В случае отказа в государственной регистрации копия нормативного правового акта остается в регистрирующем органе.
<*>
Сноска. В пункт 19 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122
P000122_
.
19-1. В течение пятнадцати дней со дня получения отказа в государственной регистрации нормативного правового акта, руководитель государственного органа либо лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий акт об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого было отказано и направляет его копию в Министерство юстиции или его территориальные органы.
В случае возвращения нормативного правового акта без проведения соответствующей юридической экспертизы, государственный орган устраняет выявленные нарушения и представляет его повторно на государственную регистрацию в течение тридцати дней с момента возвращения в порядке, установленном пунктом 3 настоящих Правил.
Данный порядок не распространяется в отношении местного представительного органа, который устраняет выявленные нарушения и представляет нормативный правовой акт повторно на государственную регистрацию в порядке, установленном пунктом 3 настоящих Правил с момента его утверждения на очередной сессии маслихата.
<*>
Сноска. Дополнены пунктом 19-1 - постановлением Правительства РК от 1 октября 2004 г.
N 1017
20. Нормативный правовой акт (его часть или части) прекращает свое действие в случаях:
истечения срока, на который был принят акт или его часть (части);
принятия нового нормативного правового акта, которому противоречат положения ранее изданного правового акта, его часть (части) или который поглощает ранее изданный акт или его часть (части);
признания принятого акта неконституционным в порядке, установленном Конституцией Республики Казахстан;
признания акта или его части (частей) недействительными по решению суда;
признания акта или его части (частей) утратившими силу органом, принявшим этот акт или иным уполномоченным на это органом.
<*>
Сноска. В пункт 20 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122
P000122_
.
20-1. В случае ликвидации, реорганизации или преобразования органа, принявшего нормативные правовые акты, вопросы о признании его актов утратившими силу, внесении в них изменений и дополнений решаются его правопреемником или вышестоящим органом.
<*>
Сноска. Дополнены пунктом 20-1 - постановлением Правительства РК от 1 октября 2004 г.
N 1017
.
21. При признании нормативного правового акта утратившим силу, либо приостановлении его действия на определенный срок, органом, принявшим этот акт, или уполномоченным на это органом в недельный срок сообщается в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы и официальные издания, где он ранее был опубликован, с приложением соответствующего подтверждающего акта:
1) за несвоевременное предоставление информации, ответственность несут первые руководители органа, издавшего нормативный правовой акт;
2) Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы производят соответствующие записи в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов, Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Приостановление действия нормативного правового акта или его отдельных норм осуществляется отдельным нормативным правовым актом.
<*>
Сноска. В пункт 21 внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 2 октября 2002 г. N 1082
P021082_
; от 1 октября 2004 г.
N 1017
;
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года N 99.