Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и актов местных представительных и исполнительных органов Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1998 года № 1278

Обновленный
      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила государственной регистрации нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и актов местных представительных и исполнительных органов Республики Казахстан.
      2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 8 мая 1997 года № 810 P970810_ "Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации нормативных правовых актов" (САПП Республики Казахстан, 1997 г., № 18, ст.165).
      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

        Премьер-Министр
      Республики Казахстан
                                                       Утверждены 

постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1998 года № 1278


                               Правила
        государственной регистрации нормативных правовых актов
    центральных исполнительных и иных центральных государственных
    органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства
     Республики Казахстан, и актов местных представительных и
            исполнительных органов Республики Казахстан

                         1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработаны на основании Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", Указа Президента Республики Казахстан от 4 марта 1997 года № 3379 U973379_ "О Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан и мерах по упорядочению их государственной регистрации", постановления Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1997 года № 1680 P971680_ "Об утверждении Положения о Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан".
      2. Правила определяют:
      1) требования, предъявляемые при государственной регистрации нормативных правовых актов, и сроки регистрации;
      2) требования, предъявляемые к нормативным правовым актам, представляемым на государственную регистрацию;
      3) ведение Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов;
      4) введение в действие зарегистрированных нормативных правовых актов;
      5) порядок отказа в государственной регистрации, приостановления, прекращения действия нормативных правовых актов и внесения соответствующих записей в Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан;
      5-1) порядок отмены и восстановления государственной регистрации. <*>
      Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122 P000122_ .

        2. Требования, предъявляемые при государственной регистрации
             нормативных правовых актов, и сроки их рассмотрения

      3. Нормативные правовые акты представляются в регистрирующий орган в течение двух недель с момента их утверждения (подписания) в трех экземплярах, включая подлинник (оригинальный текст) на государственном и русском языках, на бумажных и электронных носителях (документы с грифом "секретно" представляются в одном экземпляре на государственном и русском языках, на бумажных и электронных носителях) после подписания (утверждения) первым руководителем соответствующего государственного органа.
      Государственный орган, представивший нормативный правовой акт, подписанный (утвержденный) лицом, исполняющим обязанности первого руководителя данного органа, должен также представить копию документа о возложении на него соответствующих обязанностей.
      В случае повторного представления нормативного правового акта на государственную регистрацию, он подлежит переутверждению (переподписанию) соответствующим органом.
      В административно-территориальных единицах, где делопроизводство ведется исключительно на государственном языке, нормативные правовые акты местных органов управления могут представляться в регистрирующий орган без перевода на русский язык. <*>
      Сноска. Пункт 3 - с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 14.06.99г. N 733 P990733_ ; от 24 января 2000 г. N 122 P000122_ .
      4. К нормативному правовому акту прилагаются:
      1) справка-обоснование, в которой отражаются основания для издания нормативного правового акта (компетенция органа, представившего документ на регистрацию; сведения о ранее принятых нормативных правовых актах по данному вопросу и подготовке предложений об их изменении или признании утратившими силу в связи с принятием нормативного правового акта, представленного на государственную регистрацию; иные сведения);
      2) решение уполномоченного органа об утверждении нормативного правового акта, принятое в соответствии с его компетенцией.
      Прилагаемая справка-обоснование должна быть завизирована начальником юридической службы (юрисконсультом - при отсутствии таковой) органа, издавшего данный акт.
      5. Отсутствие в представленных на государственную регистрацию нормативных правовых актах справки - обоснования либо ее несоответствие требованиям, установленным настоящими Правилами, является основанием для возврата документов.
      Сноска. В пункт 5 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122 P000122_ .
      6. Регистрация нормативных правовых актов производится в течение 30 дней с момента представления всех необходимых документов.
      В случае если нормативный правовой акт не подлежит государственной регистрации, об этом письменно сообщается органу, представившему нормативный правовой акт, не позднее семи дней с момента представления документов на регистрацию.
      7. За издание и применение незаконных нормативных правовых актов, а также нарушение порядка их представления на государственную регистрацию, ответственность несут первые руководители в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

                3. Государственная регистрация нормативных
                            правовых актов

      8. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты: имеющие общеобязательное значение; носящие межведомственный характер, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан независимо от срока их действия (постоянные или временные), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан.
      9. Решение вопроса о необходимости государственной регистрации нормативного правового акта является прерогативой Министерства юстиции Республики Казахстан.
      10. Государственная регистрация нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан.
      Государственная регистрация нормативных правовых актов местных

представительных и исполнительных органов осуществляется территориальными 
органами юстиции. 
<*>

     Сноска. В пункт 10 внесены изменения - постановлением Правительства 
РК от 24 января 2000 г. N 122  

P000122_

 .
     11. Государственная регистрация нормативного правового акта включает 
в себя:
     1) юридическую экспертизу на соответствие акта законодательству 
Республики Казахстан;
     2) принятие решения о необходимости государственной регистрации 
данного акта;
     3) присвоение зарегистрированному акту регистрационного номера;
     4) внесение в Реестр государственной регистрации нормативных правовых 
актов;
     5) направление зарегистрированных нормативных правовых актов в 
Республиканский центр правовой информации для внесения их в 
Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан. 
<*>

     Сноска. В пункт 11 внесены изменения - постановлением Правительства 
РК от 24 января 2000 г. N 122  

P000122_

 .
     12. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, 
прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, 
установленном настоящими Правилами.
     
         4. Требования, предъявляемые к нормативным правовым актам,
                представляемым на государственную регистрацию
     


      13. Нормативный правовой акт, представляемый на государственную регистрацию, должен соответствовать следующим требованиям:
      1) соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта:
      для коллегиального органа - в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
      для центрального и местного исполнительного органа - наличие подписи первого руководителя либо лица его замещающего (решение коллегии, не утвержденное первым руководителем либо лицом его замещающим, не является нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации).
      1-1) наличие согласования нормативного правового акта:
      В случае, если законодательством Республики Казахстан предусмотрено обязательное согласование нормативного правового акта, а также, если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других государственных органов, нормативный правовой акт подлежит согласованию с такими органами.
      В случае, когда нормативный правовой акт предусматривает сокращение доходов или увеличение расходов республиканского бюджета, он подлежит согласованию с Министерством финансов.
      Срок согласования нормативных правовых актов не должен превышать 5 рабочих дней и исчисляется со дня поступления нормативного правового акта в соответствующий государственный орган.
      Согласование оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих государственных органов.
      Виза включает в себя наименование должности руководителя органа или его заместителя, личную подпись визирующего, расшифровку подписи, дату и гербовую печать.
      Нормативный правовой акт, подлежащий согласованию или изданный несколькими государственными органами, носит межведомственный характер.
      1-2) при представлении нормативного правового акта на государственную регистрацию руководителем юридической службы (юрисконсультом - при отсутствии таковой) органа, издавшего данный акт, производится его полистное парафирование;
      при согласовании нормативного правового акта парафирование производится и руководителем юридической службы органа, осуществляющего согласование;
      в случаях представления нормативного правового акта, принятого несколькими государственными органами, полистное парафирование производится руководителем юридической службы каждого органа.
      2) анализ соответствия действующему законодательству:
      Конституции Республики Казахстан;
      законам, вносящим изменения и дополнения в Конституцию;
      Конституционным законам Республики Казахстан и указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона;
      кодексам Республики Казахстан, законам, а также указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона;
      нормативным указам Президента Республики Казахстан;
      нормативным постановлениям Парламента Республики Казахстан;
      нормативным постановлениям Правительства Республики Казахстан.
      3) наличие реквизитов нормативного правового акта
      Нормативные правовые акты должны иметь следующие реквизиты:
      государственный Герб Республики Казахстан;
      указание на форму акта: приказ Министра, постановление Государственного комитета или иного центрального государственного органа, решение маслихата, решение и распоряжение акима;
      заголовок, обозначающий предмет регулирования данного нормативного правового акта (если акт о внесении изменений и дополнений, то в заголовке изменяющего акта полностью дается название, дата, регистрационный номер, форма акта, в который вносятся изменения и дополнения);
      место и дату принятия нормативного правового акта;
      регистрационный номер нормативного правового акта;
      подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий нормативный правовой акт;
      гербовую печать.
      4) соблюдение требований к структуре нормативного правового акта:
      основным структурным элементом нормативного правового акта является пункт, содержащий в себе норму права;
      пункты нормативного правового акта могут подразделяться на подпункты, а внутри пунктов, подпунктов могут быть части, выделяемые абзацами;
      каждый пункт нормативного правового акта нумеруется арабскими цифрами;
      нумерация пунктов является сквозной для всего нормативного правового акта;
      нумерация подпунктов самостоятельна для каждого пункта;
      номера подпунктов в пунктах обозначаются арабскими цифрами со скобкой;
      близкие по содержанию пункты могут объединяться в главы;
      несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы, в свою очередь, могут объединяться в части;
      в больших по объему главах могут выделяться параграфы и части параграфа, а в разделах могут аналогично выделяться подразделы.
      5) требования к стилю изложения текста нормативного правового акта:
      текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращение слов. Текст пункта не излагается повторно в других пунктах.
      6) наличие приложений, если в тексте нормативного правового акта есть на них ссылки.
      7) соответствие текстов нормативных правовых актов на государственном и русском языках, в том числе и в приложениях.
      8) при признании структурных частей действующего нормативного правового акта (частей, разделов, подразделов, глав, параграфов, пунктов, подпунктов) утратившими силу, такие части из действующего акта исключаются, но их номера сохраняются. К сохранившемуся номеру добавляется ссылка на нормативный правовой акт о признании акта (или его части) утратившим силу. Нумерация сохранившихся структурных частей не изменяется.
      9)при включении в действующий акт дополнительных структурных частей, они включаются под дополнительными номерами, дублирующие номера тех структурных частей, за которыми следует: раздел 2-1, параграф 8-1, пункт 4-1 и так далее. После текста включенной структурной части в скобках вводится ссылка на акт о включении. Нумерация остальных структурных частей сохраняется.
      10) при изменении текста структурной части действующего акта, такая часть продолжает действовать в измененной редакции. После текста измененной структурной части следует ссылка на то, что часть действует в редакции акта, изменившего ее. <*>
      Сноска. В пункт 13 внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122 P000122_ ; от 11 марта 2001 г. N 341 Р010341_ .
      13-1. В случаях, предусмотренных пунктом 5, а также при несоблюдении требований указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 13 настоящих Правил нормативный правовой акт возвращается органу, представившему данный акт на доработку, без проведения соответствующей юридической экспертизы в течение семи дней. <*>
      Сноска. Дополнены пунктом 13-1 - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122 P000122_ .

             5. Ведение реестра государственной регистрации
                      нормативных правовых актов

      14. Ведение Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции и его территориальными органами.
      В Реестре указываются дата регистрации, присвоенный номер, название нормативного правового акта и органа, представившего его на государственную регистрацию.
      Порядок ведения Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов устанавливается Министерством юстиции Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Пункт 14 - в редакции постановления Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122 P000122_ .

              6. Введение в действие нормативных правовых актов

      15. Государственная регистрация нормативных правовых актов является обязательным условием для введения их в действие. Незарегистрированные нормативные правовые акты не имеют юридической силы.
      16. Нормативные правовые акты вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки введения в действие как в целом, так и в отношении отдельных структурных частей нормативного правового акта.
      17. После государственной регистрации заключение и один экземпляр нормативного правового акта (подлинник) с присвоенным ему регистрационным номером направляется органу, представившему документ на регистрацию с обязательством официального опубликования. Второй экземпляр нормативного правового акта на государственном и русском языке, на бумажном и электронном носителях направляется в Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан, третий - остается в регистрирующем органе.
      Настоящий порядок устанавливается и в случае регистрации нормативного правового акта, изданного несколькими государственными органами.
      Документы с грифом "секретно" после государственной регистрации направляются в одном экземпляре с присвоенными регистрационными номерами органам, представившим на государственную регистрацию данные нормативные правовые акты, без обязательства официального опубликования. В Министерстве юстиции в данном случае делаются соответствующие записи.
      При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным. <*>
      Сноска. В пункт 17 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122 P000122_ .
      18. Нормативные правовые акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов публикуются в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, издаваемом Министерством юстиции Республики Казахстан. При наличии у вышеуказанных государственных органов своих официальных изданий, их нормативные правовые акты могут быть опубликованы в этих изданиях.
      Нормативные правовые акты местных представительных и исполнительных органов Республики Казахстан публикуются в газетах и иных периодических изданиях, определенных маслихатами и акимами для официальных публикаций.
      Не допускается официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

      7. Порядок отказа в государственной регистрации, приостановления,
             прекращения действия нормативных правовых актов
        и внесения соответствующих записей в Государственный реестр
             нормативных правовых актов Республики Казахстан

      19. В регистрации нормативных правовых актов может быть отказано в случаях: если такой акт ущемляет установленные законодательством права и свободы граждан; противоречит нормативным правовым актам вышестоящего уровня; выходит за пределы компетенции органа, его издавшего; не согласован с заинтересованными органами, если согласование необходимо; если нарушен порядок представления актов на государственную регистрацию; если акт не содержит новые правовые нормы.
      Об отказе письменно сообщается органу, представившему нормативный правовой акт на государственную регистрацию, с указанием оснований отказа.
      В случае отказа в государственной регистрации копия нормативного правового акта остается в регистрирующем органе. <*>
      Сноска. В пункт 19 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122 P000122_ .
      20. Нормативный правовой акт (его часть или части) прекращает свое действие в случаях:
      истечения срока, на который был принят акт или его часть (части);
      принятия нового нормативного правового акта, которому противоречат положения ранее изданного правового акта, его часть (части) или который поглощает ранее изданный акт или его часть (части);
      признания принятого акта неконституционным в порядке, установленном Конституцией Республики Казахстан;
      признания акта или его части (частей) недействительными по решению суда;
      признания акта или его части (частей) утратившими силу органом, принявшим этот акт или иным уполномоченным на это органом. <*>
      Сноска. В пункт 20 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122 P000122_ .
      21. При признании нормативного правового акта утратившим силу, органом, принявшим этот акт, или уполномоченным на это органом в недельный срок сообщается в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы и официальные издания, где он ранее был опубликован:
      1) за несвоевременное предоставление информации, ответственность несут первые руководители органа, издавшего нормативный правовой акт;
      2) Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы производят соответствующие записи в Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан, реестре государственной регистрации нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов или реестре нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов.

      7-1. Порядок отмены и восстановления государственной регистрации <*>
      Сноска. Дополнены главой 7-1 - постановлением Правительства РК от 24 января 2000 г. N 122 P000122_ .

      22. В случае обнаружения противоречий действующему законодательству в зарегистрированном нормативном правовом акте, Министерство юстиции или его территориальные органы вправе вынести заключение, утвержденное руководителем (заместителем руководителя) регистрирующего органа об отмене государственной регистрации этого акта.
      23. В Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов производятся соответствующие записи, о чем сообщается в Республиканский центр правовой информации, орган, издавший указанный нормативный правовой акт и в официальные издания, где ранее был опубликован данный нормативный правовой акт.
      24. Регистрирующим органом может быть произведено восстановление

государственной регистрации нормативного правового акта.
     В связи с этим выносится соответствующее заключение, утвержденное 
руководителем (заместителем руководителя) регистрирующего органа, и 
совершаются действия, предусмотренные пунктом 23 настоящих Правил.
     
(Корректор:  И.Склярова
 Специалист: Э.Жакупова)