Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 17.06.2015 № 443 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 22 декабря 2011 года № 1577
Правила организации и проведения
внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг
1. Общие положения
1. Правила организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 58 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс).
Настоящие Правила определяют порядок организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг, оказываемых субъектами здравоохранения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
2. Экспертиза качества медицинских услуг подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) индикаторы оценки качества медицинских услуг – показатели эффективности, полноты и соответствия медицинских услуг стандартам в области здравоохранения, включающие:
индикаторы структуры – показатели обеспеченности кадровыми, финансовыми и техническими ресурсами;
индикаторы процесса – показатели оценки выполнения технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
индикаторы результата – показатели оценки последствий для здоровья в результате оказания или неоказания медицинской помощи субъектами здравоохранения;
2) внутренние индикаторы – показатели, применяемые при внутренней экспертизе, которые характеризуют эффективность, полноту и соответствие медицинской деятельности каждого структурного подразделения субъекта здравоохранения стандартам в области здравоохранения в целях проведения анализа и оценки качества медицинской деятельности;
3) внешние индикаторы – показатели, применяемые при внешней экспертизе, которые характеризуют эффективность, полноту и соответствие медицинской деятельности субъекта здравоохранения стандартам в области здравоохранения в целях проведения анализа и оценки качества медицинской деятельности;
4) внутрибольничные комиссии – комиссии, создаваемые в организациях, оказывающих стационарную помощь (по профилактике внутрибольничных инфекций, по разбору летальных случаев);
5) служба внутреннего контроля (аудита) – структурное подразделение организации здравоохранения, осуществляющее деятельность по управлению качеством медицинской помощи на уровне организации здравоохранения и наделенная соответствующими полномочиями;
6) ретроспективный анализ – анализ на основе изучения медицинской документации пациентов ранее получивших медицинскую помощь;
7) клинический аудит – подробный ретроспективный и/или текущий анализ проведенных лечебно-диагностических мероприятий на предмет их соответствия стандартам в области здравоохранения;
8) законченный случай – комплекс медицинских услуг, оказанных пациенту на амбулаторно-поликлиническом уровне с момента первичного обращения до завершения лечения;
9) пролеченный случай – комплекс медицинских услуг, оказанных пациенту в стационарных (стационарозамещающих) условиях с момента поступления до выписки;
10) независимый эксперт – физическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для проведения независимой экспертизы деятельности субъектов здравоохранения;
11) экспертиза качества медицинских услуг – совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, осуществляемых для вынесения заключения по уровню качества медицинских услуг, предоставляемых физическими и юридическими лицами, с использованием индикаторов оценки качества медицинских услуг (далее – индикаторы), отражающих показатель эффективности, полноты и соответствия медицинских услуг стандартам в области здравоохранения.
4. Основные принципы экспертизы качества медицинских услуг:
1) системность – экспертиза качества медицинских услуг осуществляется во взаимосвязи индикаторов структуры, процесса и результата;
2) объективность – экспертиза качества медицинских услуг осуществляется с применением стандартов в области здравоохранения;
3) открытость – экспертиза качества медицинских услуг осуществляется с участием независимых экспертов или самостоятельно независимыми экспертами без участия специалистов уполномоченного органа в области здравоохранения в присутствии представителей субъектов здравоохранения.
5. В ходе проведения экспертизы качества медицинских услуг проводится оценка:
1) действий медицинских работников на предмет соблюдения требований стандартов в области здравоохранения, в том числе протоколов диагностики и лечения, утвержденных уполномоченным органом в области здравоохранения;
2) соответствия материально-технических ресурсов субъектов здравоохранения нормативам оснащения, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения.
2. Организация и проведение внутренней экспертизы
качества медицинских услуг
6. Внутренняя экспертиза качества медицинских услуг (далее – внутренняя экспертиза) осуществляется Службой внутреннего контроля (аудита).
7. Структура и состав Службы внутреннего контроля (аудита) утверждаются руководителем организации здравоохранения в зависимости от объема оказываемых медицинских услуг.
8. Служба внутреннего контроля (аудита) координирует деятельность организаций здравоохранения по управлению качеством медицинской помощи по следующим направлениям:
1) решение проблем (жалоб) пациентов на месте по мере их появления и в срок, не превышающий 5 календарных дней, с изучением степени удовлетворенности пациентов уровнем и качеством медицинских услуг посредством проведения их анкетирования;
2) оценка состояния и эффективности использования кадровых и материально-технических ресурсов;
3) оценка технологий оказания медицинской помощи пациентам на соответствие установленным стандартам в области здравоохранения (клинический аудит) и отбор случаев, подлежащих комиссионной оценке;
4) соблюдение правил оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
5) разработка программных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи.
9. Функциями Службы внутреннего контроля (аудита) являются:
1) анализ эффективности деятельности подразделений организации здравоохранения по оценке собственных процессов и процедур, внедрению стандартов в области здравоохранения, применению внутренних индикаторов, установленных в приложении 1 к настоящим Правилам;
2) анализ деятельности внутрибольничных комиссий;
3) представление руководству организации здравоохранения информации о проблемах, выявленных в результате анализа, для принятия соответствующих управленческих решений;
4) обучение и методическая помощь персоналу организации здравоохранения по вопросам обеспечения качества медицинской помощи;
5) изучение мнения сотрудников организации здравоохранения и информирование персонала о мерах по улучшению качества и обеспечению безопасности пациентов в организации.
10. Службой внутреннего контроля (аудита) разрабатывается программа по обеспечению и непрерывному повышению качества медицинской помощи, утверждаемая руководителем организации здравоохранения.
Программа содержит:
1) цель и задачи программы;
2) результаты анализа деятельности структурных подразделений с оценкой внутренних индикаторов, а также соответствия деятельности подразделений установленным стандартам в области здравоохранения;
3) мероприятия по улучшению показателей деятельности каждого подразделения;
4) определение ответственных лиц и сроков исполнения вышеуказанных мероприятий;
5) ожидаемые результаты от реализации программы.
11. Внутренняя экспертиза проводится путем оценки качества медицинской помощи ретроспективно и непосредственно в момент получения пациентами медицинской помощи.
12. Случаи (разделы деятельности – для среднего медицинского персонала), подлежащие внутренней экспертизе, и периодичность проведения внутренней экспертизы установлены в приложении 2 к настоящим Правилам.
13. Все остальные случаи оказания медицинской помощи, кроме перечисленных в приложении 2 к настоящим Правилам, имеют одинаковую возможность быть подвергнутыми внутренней экспертизе, что обеспечивается статистическим методом случайной выборки.
14. Внутренняя экспертиза качества работы средних медицинских работников осуществляется с целью совершенствования организации и оказания современных видов сестринской помощи пациентам и внедрения стандартов медицинской помощи в деятельность средних медицинских работников.
15. В ходе проведения внутренней экспертизы:
1) оцениваются технологии оказания медицинской помощи на соответствие установленным стандартам в области здравоохранения;
2) оцениваются обеспеченность и эффективность использования кадровых и материально-технических ресурсов;
3) определяется степень удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи по количеству обоснованных жалоб на качество медицинских услуг и путем проведения анкетирования пациентов и (или) их родственников;
4) оцениваются соблюдение прав пациентов на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и информирование пациентов о проводимых инвазивных вмешательствах;
5) разрабатываются рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.
16. Результаты внутренней экспертизы выносятся и разбираются на заседаниях внутрибольничных комиссий, на врачебных конференциях с последующим принятием управленческих решений, с целью повышения уровня знаний медицинских работников и выработки оптимальных подходов к лечебно–диагностическому процессу.
3. Организация и проведение внешней экспертизы
качества медицинских услуг
17. Внешняя экспертиза качества медицинских услуг (далее – внешняя экспертиза) проводится:
1) Комитетом контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан и (или) независимыми экспертами в области здравоохранения на предмет соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сфере оказания медицинских услуг в рамках осуществления государственного контроля;
2) Комитетом оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан с целью оценки оказания полного перечня медицинских услуг, достоверности объемов медицинских услуг в соответствии со стандартами в области здравоохранения.
18. Привлечение независимых экспертов к проведению внешней экспертизы осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
19. Внешняя экспертиза субъектов здравоохранения осуществляется в форме плановой и внеплановой проверки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственном контроле и надзоре.
20. При проведении внешней экспертизы, анализируются результаты внутренней экспертизы за проверяемый период на предмет соблюдения принципов внутренней экспертизы качества медицинских услуг, адекватности и эффективности принятых мер службой внутреннего контроля (аудита) организации здравоохранения. В первую очередь, экспертируются результаты внутренней экспертизы случаев, подлежащих обязательной экспертизе, а также случаев рассмотрения обращений пациентов.
На основании результатов внутренней экспертизы выносится заключение о качестве и объективности работы службы внутреннего контроля (аудита) организации здравоохранения.
21. Случаи (разделы деятельности), подлежащие внешней экспертизе в зависимости от вида оказываемой медицинской помощи, установлены в приложении 3 к настоящим Правилам.
22. Анализ внешних индикаторов осуществляется посредством оценки пороговых значений в динамике согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
23. При проведении внешней экспертизы по обращению физического или юридического лица, по разбору летального случая оценивается качество оказания медицинских услуг по конкретному случаю.
24. По результатам внешней экспертизы должностным лицом, проводившим внешнюю экспертизу, составляется акт о результатах внешней экспертизы в двух экземплярах.
В акте о результатах внешней экспертизы указываются:
1) дата, время и место составления акта;
2) дата и номер приказа о назначении внешней экспертизы, на основании которого проведена внешняя экспертиза;
3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего внешнюю экспертизу;
4) наименование или фамилия, имя, отчество проверяемого субъекта, должность представителя физического или юридического лица, присутствовавших при проведении внешней экспертизы;
5) дата, место и период проведения внешней экспертизы;
6) сведения о результатах внешней экспертизы, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере;
7) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя проверяемого субъекта, а также лиц, присутствовавших при проведении внешней экспертизы, их подписи или отказ от подписи;
8) подпись должностного лица (лиц), проводившего внешнюю экспертизу.
25. Акт по результатам внешней экспертизы представляется руководителю субъекта здравоохранения или лицу его замещающему, в случае отсутствия руководителя.
Замечания и (или) возражения по результатам внешней экспертизы излагаются в письменном виде и прилагаются к акту о результатах внешней экспертизы, о чем делается соответствующая отметка.
26. Один экземпляр акта о результатах внешней экспертизы вручается руководителю субъекта здравоохранения либо его представителю для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.
27. По выявленным в результате внешней экспертизы нарушениям, проверяемый субъект в срок, не превышающий 3 календарных дней, при отсутствии возражений, предоставляет информацию о мерах, которые будут приняты для устранения выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются с должностным лицом, проводившим экспертизу.
28. Независимые эксперты в случае выявления оснований для применения административных мер взыскания, в срок, не позднее дня окончания внешней экспертизы направляют материалы в государственный орган, проводивший внешнюю экспертизу, для принятия последним решения о привлечении субъектов здравоохранения к административной ответственности.
29. В случае несогласия с результатами внешней экспертизы субъекты здравоохранения обжалуют их в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
4. Этапы внутренней и внешней
экспертиз качества медицинских услуг
30. Этапы экспертизы качества медицинских услуг:
1) анализ учетной и отчетной документации субъекта здравоохранения проводится с целью сравнительного анализа показателей деятельности субъекта здравоохранения за определенный период работы, с показателями за предыдущий период работы, а также с республиканскими и областными показателями состояния здоровья населения;
2) проведение клинического аудита путем изучения подробного ретроспективного и/или текущего анализа проведенных лечебно-диагностических мероприятий на предмет их соответствия установленным стандартам в области здравоохранения;
3) определение степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи проводится путем анкетирования пациентов и (или) их родственников и по количеству обоснованных обращений граждан на деятельность субъекта здравоохранения;
4) анализ и обобщение результатов экспертизы качества медицинских услуг;
5) принятие мер, направленных на устранение и предупреждение выявленных недостатков по результатам экспертизы качества медицинских услуг.
31. Экспертиза качества медицинских услуг осуществляется путем проведения:
1) текущего анализа, в ходе которого изучается медицинская документация пациентов, получающих медицинскую помощь, на момент проведения экспертизы качества медицинских услуг, при необходимости с осмотром пациента;
2) ретроспективного анализа, в ходе которого изучаются медицинская документация пациентов, получивших медицинскую помощь, на момент проведения экспертизы качества медицинских услуг.
32. При проведении анализа медицинской документации оценивается:
1) качество сбора анамнеза;
2) полнота и обоснованность проведения диагностических исследований;
3) правильность, своевременность и обоснованность выставленного клинического диагноза в течение первых 3 дней с учетом результатов проведенных исследований на догоспитальном этапе;
4) обоснованность нахождения на лечении, получения медицинской помощи в данной форме (амбулаторно-поликлинической, стационарной, стационарозамещающей);
5) своевременность и качество консультаций специалистов;
6) объем, качество и обоснованность проведения лечебных мероприятий, в том числе диспансерных, профилактических и реабилитационных;
7) развитие осложнений после медицинских вмешательств;
8) достигнутый результат;
9) удовлетворенность качеством оказанной медицинской помощи;
10) качество ведения медицинской документации.
На уровне амбулаторно-поликлинической помощи дополнительно оцениваются диспансерные, профилактические и реабилитационные мероприятия.
33. Качество сбора анамнеза оценивается по четырем критериям:
1) отсутствие сбора анамнеза;
2) отсутствие системности сбора с частичными или полными упущениями по основным составляющим (аллергологическая часть, гемотрансфузионная часть, перенесенные заболевания, лекарственная часть, отягощенная наследственность);
3) при полном сборе анамнеза отсутствие выделения существенных деталей, имеющих важное значение в трактовке данного случая;
4) некачественный сбор анамнеза явился причиной тактических ошибок, повлекших возникновение осложнений.
В случаях крайней тяжести состояния пациента или пребывания его в бессознательном состоянии качество сбора анамнеза не учитывается.
34. При оценке соответствия диагностических исследований учитываются пять критериев:
1) диагностические мероприятия и обследования не проводились;
2) диагностические мероприятия имеют неправильную трактовку или отсутствуют, что приводит к неправильной постановке диагноза и подбору тактики лечения;
3) не проведены диагностические исследования, предусмотренные протоколами диагностики и лечения заболеваний;
4) имеется чрезмерный набор диагностических процедур и дополнительных исследований с высоким, неоправданным риском для состояния здоровья пациента;
5) имеется чрезмерный набор диагностических процедур и дополнительных исследований, приведший к необоснованному удлинению сроков лечения, удорожанию стоимости лечения, и не принесший информацию для постановки правильного диагноза.
Объективные причины непроведения диагностических процедур и мероприятий, необходимых в соответствии с требованиями протоколов диагностики и лечения заболеваний, такие, как отсутствие оборудования, недостаточная квалификация врача, затруднение проведения диагностических исследований из-за крайней тяжести состояния больного и экстренных показаний к реанимационным мероприятиям или оперативному пособию, отражаются в результатах экспертизы качества медицинских услуг. Проводится оценка влияния невыполнения стандарта по обследованию на последующие этапы осуществления медицинской помощи.
35. Оценка правильности и точности постановки клинического диагноза проводится по четырем критериям:
1) диагноз поставлен неправильно или отсутствует, в том числе диагноз неполный, не соответствует международной классификации болезней или общепринятым классификациям;
2) не выделен ведущий патологический синдром, определяющий тяжесть течения заболевания, не распознаны сопутствующие заболевания, а также осложнения;
3) диагноз правильный, но неполный, не выделен ведущий патологический синдром, хотя выделены осложнения, но не распознаны важные для исхода сопутствующие заболевания;
4) диагноз основного заболевания правильный, однако, не диагностированы сопутствующие заболевания, важные для результата лечения.
Объективные причины неправильной и (или) несвоевременной диагностики, такие, как атипичное течение основного заболевания, завуалированное наличие тяжелого сопутствующего заболевания, редко встречающиеся осложнения и сопутствующие заболевания, отражаются в результатах экспертизы качества медицинских услуг. Проводится оценка влияния неправильной и (или) несвоевременной постановки диагноза на последующие этапы осуществления медицинской помощи.
36. Оценка своевременности и качества консультаций специалистов осуществляется по четырем критериям:
1) консультации не проведены, что привело к ошибочной трактовке симптомов и синдромов, которые отрицательно повлияли на исход заболевания;
2) консультации проведены вовремя, но мнение консультанта не учтено при постановке правильного диагноза, что частично повлияло на исход заболевания;
3) консультации проведены вовремя, мнение консультанта учтено при определении правильного диагноза, но не выполнены рекомендации консультанта по лечению, что частично повлияло на исход заболевания;
4) мнение консультанта ошибочно, что повлияло на исход заболевания.
В случаях проведения консультаций с опозданием, проводится оценка объективности причин несвоевременной консультации и влияния несвоевременной постановки диагноза на последующие этапы оказания медицинской помощи.
37. Оценка назначенных лечебных мероприятий проводится по следующим критериям:
1) отсутствие лечения при наличии показаний;
2) лечение назначено без показаний;
3) при лечении назначены малоэффективные лечебные мероприятия без учета особенностей течения заболевания у данного пациента, сопутствующих заболеваний, осложнений;
4) лечебные мероприятия выполнены не полностью, без учета функциональной недостаточности органов и систем, особенностей механизма действия лекарственных веществ;
5) преждевременное прекращение лечения при недооценке клинического эффекта и/или утяжелении течения заболевания, кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента;
6) несоблюдение требований нормативных правовых актов в области здравоохранения, в том числе значительное отклонение от протоколов диагностики и лечения заболеваний, наличие полипрагмазии без тяжелого побочного действия лекарств и развития нового патологического синдрома;
7) несоблюдение нормативных правовых актов в области здравоохранения, в том числе полное отклонение от требований протоколов диагностики и лечения заболеваний, наличие полипрагмазии, приведшее к развитию нового патологического синдрома и ухудшению состояния пациента.
При оценке лечебных мероприятий учитывается и отражается в результатах экспертизы качества медицинской помощи наличие обстоятельств, создающих затруднение или невозможность проведения эффективных лечебных мероприятий, и оказавших или способствовавших оказанию влияния на исход заболевания.
38. При проведении экспертизы качества медицинской помощи на уровне стационара проводится оценка обоснованности отказов в госпитализации, оценка качества оказания медицинской помощи в приемных отделениях стационаров, наличие преемственности со станциями (отделениями) скорой помощи, доступности населения к стационарной помощи. На уровне амбулаторно-поликлинической помощи проводится оценка доступности медицинской помощи для пациентов, организация работы регистратуры.
39. Оценке качества медицинской помощи подлежат возникшие осложнения и осложнения, обусловленные низким техническим качеством исполнения операции, послеоперационные осложнения, являющиеся следствием выполнения хирургических манипуляций и применения других методов исследования.
40. Качество ведения медицинской документации определяется по наличию, полноте и качеству записей в соответствии с формами первичной медицинской документации организаций здравоохранения, утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения.
В ходе проведения экспертизы качества медицинских услуг оценивается оформление информированного согласия пациента на проведение инвазивных вмешательств, отказа от предлагаемого лечения, а также обоснованность непроведения патологоанатомического исследования, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 56 Кодекса.
41. Диспансерные мероприятия оцениваются исходя из их влияния на состояние больного, частоту возникновения обострений заболевания, их тяжесть и длительность с точки зрения своевременности, регулярности врачебных осмотров, проведенного лабораторного и инструментального обследования, назначения профилактического лечения, по следующим критериям:
1) кратность диспансерного наблюдения;
2) качество обследования и соответствие видов обследований утвержденным протоколам диагностики и лечения заболеваний, обоснованности проведения лабораторно-диагностических исследований, не вошедших в протоколы;
3) качество лечения и соответствие назначенного лечения протоколам диагностики и лечения заболеваний, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения;
4) при направлении на госпитализацию наличие показаний к стационарному лечению;
5) наблюдение после выписки из стационара;
6) наличие продолжения лечения в том случае, если больной был направлен на стационарное лечение, но в стационар не поступил;
7) статистические данные достоверности снятия с учета в связи с выздоровлением.
42. Профилактические (скрининги, вакцинация, диспансеризация детей первого года жизни, наблюдение за беременными, мероприятия по планированию семьи) и реабилитационные мероприятия оцениваются с учетом наличия показаний к их проведению, своевременности проведения, уровня первичного выявления заболеваний, принятых мер по результатам медицинского осмотра, выполнения комплекса оздоровительных мероприятий, результатов оздоровления.
43. Оценка профилактических мероприятий за детьми до 5 лет проводится по следующим критериям:
1) соблюдение сроков наблюдения за детьми и полнота осмотров специалистами;
2) своевременность рекомендаций по уходу и вскармливанию;
3) адекватность рекомендаций по уходу и вскармливанию в соответствии с принципами интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста;
4) соблюдение календаря профилактических прививок;
5) наличие контроля за состоянием здоровья ребенка после проведения прививки;
6) обоснованность медицинских отводов.
44. Оценка профилактических мероприятий за беременными женщинами проводится по следующим критериям:
1) сроки взятия на учет и динамика наблюдения по беременности;
2) полнота и эффективность обследования, включая наличие пренатального скрининга;
3) своевременность диагностики осложнений беременности и экстрагенитальной патологии, в том числе наличие консультаций профильных специалистов с целью выявления экстрагенитальной патологии;
4) соответствие группы риска беременной женщины запланированному уровню госпитализации;
5) обеспечение беременных женщин лекарственными препаратами на бесплатной и (или) льготной основе.
45. Оценка достигнутого результата проводится по следующим критериям:
1) достижение ожидаемого клинического эффекта при соблюдении технологии оказания медицинской помощи;
2) отсутствие клинического эффекта лечебных и профилактических мероприятий вследствие некачественного проведения диагностических мероприятий (неполный сбор анамнеза, отсутствие или неправильная интерпретация результатов обследования, установление неправильного или неточного диагноза);
3) не достигнут ожидаемый клинический эффект вследствие проведения малоэффективных лечебных, профилактических мероприятий без учета особенностей течения заболевания у данного пациента, сопутствующих заболеваний, осложнений, особенностей механизма действия лекарственных веществ;
4) наличие полипрагмазии, обусловившее развитие нежелательных последствий.
46. По завершению экспертизы качества медицинских услуг, при отклонении оказания медицинской помощи классифицируются и делаются выводы:
1) о соответствии (несоответствии) оказанной медицинской помощи требованиям действующего законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения;
2) о предоставлении пациенту бесплатной медицинской помощи в объеме, гарантированном государством;
3) о наличии оснований для применения мер дисциплинарного и (или) административного воздействия с указанием конкретных лиц.
Приложение 1
к Правилам организации и проведения
внутренней и внешней экспертиз
качества медицинских слуг
Внутренние индикаторы оценки качества медицинских услуг
№ |
Наименование |
Периодичность |
Источник |
Пороговое значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Индикаторы оценки качества медицинских услуг для организаций, |
||||
1 |
Удельный вес случаев |
Ежемесячно |
Отчетные данные, |
Значение индикатора |
1) |
Показатель досуточной |
Ежеквартально |
Медицинская карта |
Значение индикатора |
2 |
Послеоперационная |
Ежемесячно |
Отчетные данные, |
Значение индикатора |
1) |
Удельный вес |
Ежеквартально |
Отчетные данные, |
Значение |
2) |
Удельный вес |
Ежеквартально |
Отчетные данные, |
Значение индикатора |
3 |
Число случаев материнской |
Ежедневно |
Данные мониторинга |
Значение индикатора |
1) |
Удельный вес случаев родового травматизма |
Ежеквартально |
История родов |
Значение индикатора |
2) |
Удельный вес экстренных |
Ежеквартально |
История родов |
Значение индикатора |
3) |
Удельный вес беременных |
Ежеквартально |
Журнал учета |
Значение индикатора |
4) |
Полнота выявления |
Ежеквартально |
История родов |
Значение индикатора |
4 |
Количество |
Ежемесячно |
Карта учета |
Уменьшение |
1) |
Удельный вес случаев |
Ежеквартально |
История родов |
Значение индикатора |
2) |
Показатель |
Ежеквартально |
История родов |
Уменьшение значения |
3) |
Показатель соблюдения |
Ежеквартально |
История развития |
Значение |
4) |
Показатель ранней |
Ежеквартально |
История развития |
Уменьшение |
5 |
Показатель |
Ежемесячно |
Журнал учета |
Значение индикатора |
1) |
Удельный вес |
Ежемесячно |
Медицинская карта |
Значение |
2) |
Удельный вес |
Ежемесячно |
История развития |
Значение индикатора |
6 |
Показатель повторного |
Ежемесячно |
Отчетные данные, |
Значение индикатора |
7 |
Случаи расхождения |
Ежемесячно |
Протокол |
Значение индикатора |
8 |
Общее количество |
Ежемесячно |
Журнал регистрации |
Значение индикатора |
Индикаторы оценки качества медицинских услуг для организаций, |
||||
9 |
Показатель общей |
Ежеквартально |
Данные областного |
Уменьшение значения |
1) |
Показатель первичного |
1 раз в год |
Данные Медико- |
Уменьшение значения |
10 |
Удельный вес случаев |
Ежедневно |
Карта учета материнской |
Значение индикатора |
1) |
Удельный вес |
Ежеквартально |
Медицинская карта |
Увеличение |
2) |
Охват контрацепцией |
Ежеквартально |
Медицинская карта |
Значение индикатора |
3) |
Случаи беременности ЖФВ |
Ежеквартально |
Статистическая |
Значение индикатора |
4) |
Уровень абортов по |
Ежеквартально |
Статистическая |
Уменьшение значения |
5) |
Удельный вес беременных |
Ежеквартально |
Статистическая |
Уменьшение значения |
11 |
Детская смертность до 5 |
Ежедневно |
Карта учета |
Уменьшение значения |
1) |
Удельный вес обученных |
1 раз в год |
Отчет отдела |
Значение индикатора |
2) |
Показатель умерших |
Ежеквартально |
АИС "Млад", данные |
Уменьшение значения |
3) |
Показатель посещаемости |
Ежеквартально |
История развития |
Значение индикатора |
4) |
Удельный вес экстренной |
Ежеквартально |
Данные "Мединформ" |
Уменьшение значения |
5) |
Удельный вес из числа |
Ежеквартально |
Журнал кабинета |
Значение индикатора |
6) |
Случаи ВПР у |
Ежеквартально |
История развития |
Значение индикатора |
7) |
Удельный вес детей в |
Ежеквартально |
История развития |
Значение индикатора |
8) |
Удельный вес детей, |
Ежеквартально |
История развития |
Увеличение |
12 |
Удельный вес запущенных |
Ежеквартально |
Программный |
Уменьшение значения |
1) |
Охват населения |
1 раз в год |
План проведения |
Значение индикатора |
2) |
Показатель выявляемости |
Ежеквартально |
Журнал регистрации |
Значение индикатора |
3) |
Показатель выявляемости |
Ежеквартально |
Журнал регистрации |
Значение индикатора |
4) |
Число больных туберкулезом, |
Ежеквартально |
Медицинская карта |
Значение индикатора |
5) |
Количество больных |
Ежеквартально |
Медицинская карта |
Увеличение |
13 |
Удельный вес числа |
1 раз в год |
База данных |
Уменьшение |
1) |
Удельный вес числа |
1 раз в год |
База данных |
Увеличение |
2) |
Показатель 5-летней выживаемости больных злокачественными новообразованиями |
1 раз в год |
База данных |
Значение индикатора |
14 |
Общее количество |
Ежеквартально |
Журнал регистрации |
Уменьшение |
15 |
Уровень госпитализации |
Ежеквартально |
Статистическая |
Уменьшение значения |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
ПМСП - первичная медико-санитарная помощь
ЖФВ – женщины фертильного возраста
ОКИ – острая кишечная инфекция
ОРИ – острая респираторная инфекция
ИВБДВ – интегрированное ведение болезней детского возраста
РДРВ – развитие детей раннего возраста
ВПР – врожденные пороки развития
ККМФД – Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан
МКБ – 10 - Международная классификация болезней X пересмотра
АИС – автоматическая информационная система
Приложение 2
к Правилам организации и проведения
внутренней и внешней экспертиз
качества медицинских услуг
Внутренняя экспертиза качества медицинских услуг
Случаи (разделы |
Ответственные за |
Результаты внутренней |
1 |
2 |
3 |
1. В организации, |
Служба внутреннего контроля |
1. Общее количество |
Приложение 3
к Правилам организации и проведения
внутренней и внешней экспертиз
качества медицинских услуг
Внешняя экспертиза качества медицинских услуг
Случаи (разделы |
Лица, осуществляющие |
Выводы по результатам |
1 |
2 |
3 |
1. В организациях, |
Специалисты государственного |
1. О соответствии |
* При установлении факта необъективного, некачественного проведения внутренней экспертизы, внешней экспертизой охватываются 100 % указанных случаев.
Приложение 4
к Правилам организации и проведения
внутренней и внешней экспертиз
качества медицинских услуг
Внешние индикаторы оценки качества медицинских услуг
№ |
Наименование |
Единица |
Периодичность |
Источник |
Пороговое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Индикаторы оценки качества медицинских услуг для организаций, |
|||||
1 |
Удельный вес |
Число случаев |
Ежемесячно |
Отчетные данные |
Значение индикатора |
2 |
Послеоперацион- |
Количество умерших в |
Ежемесячно |
Отчетные данные, |
Значение индикатора |
3 |
Число случаев |
Абсолютное |
Ежедневно |
Данные мониторинга |
Значение |
4 |
Количество |
Абсолютное |
Ежедневно |
Карта учета |
Уменьшение |
5 |
Показатель |
Количество |
Ежемесячно |
Журнал учета |
Значение индикатора стремиться к нулю |
6 |
Показатель |
Число повторных |
Ежемесячно |
Отчетные данные, |
Значение индикатора |
7 |
Случаи |
Количество |
Ежемесячно |
Протокол |
Значение |
8 |
Общее количество |
Количество |
Ежемесячно |
Журнал |
Значение |
Индикаторы оценки качества медицинских услуг для организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь |
|||||
9 |
Показатель |
Абсолютное |
Ежеквартально |
Данные областного |
Уменьшение значения |
10 |
Удельный вес |
Количество случаев |
Ежедневно |
Карта учета |
Значение |
11 |
Детская |
Количество детской смертности в возрасте от 0 до 5 лет, предотвратимая на уровне ПМСП (ОКИ, ОРИ) на количество детей в возрасте от 0 до 5 лет среди прикрепленного населения |
Ежедневно |
Карта учета |
Уменьшение |
12 |
Случаи беременности |
Количество случаев |
Ежеквартально |
Статистическая |
Значение |
13 |
Удельный вес |
Количество |
Ежеквартально |
Программный |
Уменьшение значения |
14 |
Количество |
Количество |
Ежеквартально |
Программный |
Уменьшение значения |
15 |
Общее |
Расчет на общее |
Ежемесячно |
Журнал |
Значение |
16 |
Уровень |
Количество пролеченных |
Ежеквартально |
Статистическая |
Уменьшение значения |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
ПМСП - первичная медико-санитарная помощь
ЖФВ – женщины фертильного возраста
ОКИ – острая кишечная инфекция
ОРИ – острая респираторная инфекция
ВПР – врожденные пороки развития
ККМФД – Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан
МКБ – 10 - Международная классификация болезней десятого пересмотра
АИС – автоматическая информационная система