Об утверждении Правил организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки

Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 815

Действующий

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены       
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 18 июля 2011 года № 815

Правила
организации и финансирования обучения, содействия в
трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия
занятости, и предоставления им мер государственной поддержки

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки (далее - Правила) определяют порядок организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения в рамках первого направления Программы занятости 2020, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 316 (далее - Программа).
      2. Обучение, содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения включают в себя:
      1) консультации по вопросам обучения и трудоустройства;
      2) направление на бесплатные курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки с выплатой стипендии (далее - профессиональное обучение);
      3) предоставление субсидий обучающимся (на проезд до места обучения и обратно, проживание в общежитии или возмещение затрат, связанных с наймом (арендой) жилища);
      4) поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве (в том числе на социальные рабочие места);
      5) частичное субсидирование заработной платы физических лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости;
      6) психологическую адаптацию.
      3. Центры занятости населения оценивают эффективность запланированных мероприятий и контролируют выполнение участниками Программы обязательств, принятых в рамках социальных контрактов.
      Сведения об участниках Программы и работодателях, изъявивших желание принять участие в реализации Программы, размещаются в автоматизированной информационной системе "Рынок труда".
      4. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
      1) районная/городская комиссия (далее - Комиссия) - межведомственная комиссия при местном исполнительном органе по вопросам реализации Программы;
      2) социальный контракт - соглашение между физическим лицом из числа безработных, самостоятельно занятых и малообеспеченных граждан Республики Казахстан, участвующих в государственных мерах содействия занятости, и центром занятости населения, определяющее права и обязанности сторон;
      3) участники Программы - граждане Республики Казахстан и оралманы из числа самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения, получившие положительное решение центра занятости населения на участие в Программе;
      4) оператор Программы - центральный исполнительный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения;
      5) местный исполнительный орган в области образования - областные управления образования местных исполнительных органов, реализующие функции управления оказанием образовательных услуг в сфере технического и профессионального, послесреднего образования;
      6) уполномоченный орган в области образования - центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;
      7) общенациональная база данных (далее - База данных) - база данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест в разрезе отдельных профессий (специальностей);
      8) активные меры содействия занятости - меры государственной поддержки граждан Республики Казахстан и оралманов из числа самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения, осуществляемые государством в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      9) рабочая группа - группа из числа работников центра занятости населения, представителей органов и организаций образования, работодателей, объединений работников и других заинтересованных организаций, уполномоченная Комиссией для оперативного рассмотрения вопросов направления потенциальных участников Программы на профессиональное обучение;
      10) оралман - этнический казах, постоянно проживавший на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами, и его дети казахской национальности, родившиеся и постоянно проживавшие после приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами, прибывший (прибывшие) в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине и получивший (получившие) соответствующий статус в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О миграции населения";
      11) уполномоченный орган - структурное подразделение местных исполнительных органов, обеспечивающее содействие занятости населения и социальную защиту от безработицы на региональном уровне;
      12) центр занятости населения - государственное учреждение, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы, в целях реализации активных мер содействия занятости.

2. Порядок организации и финансирования обучения, содействия
в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия
занятости, и предоставления им мер государственной поддержки

1. Порядок организации и проведения обучения самозанятого,
безработного и малообеспеченного населения

      5. Центры занятости населения консультируют претендентов на участие в Программе по вопросам, связанным с выбором профессии (специальности), профессиональным обучением и возможным трудоустройством по его завершению, с учетом перечня приоритетных профессий (специальностей), заявленным работодателями и включенными в Базу данных.
      6. Для участия в Программе граждане Республики Казахстан и оралманы из числа самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения (далее - лица) подают в центры занятости населения заявление по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
      7. При подаче заявления предъявляются следующие документы и прилагаются:
      1) копия документа, удостоверяющего личность (удостоверение личности, паспорт гражданина Республики Казахстан, удостоверение оралмана до получения им гражданства Республики Казахстан);
      2) копии регистрационного номера налогоплательщика (РНН) и социального индивидуального кода (СИК) или идентификационного индивидуального номера (ИИН);
      3) копия документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (книга регистрации граждан, справка адресного бюро, справка сельских и/или аульных акимов);
      4) копия трудовой книжки или иной документ, подтверждающий трудовую деятельность (для работников, состоящих в трудовых отношениях);
      5) копии документа об образовании (аттестат, свидетельство, диплом), а также других документов, подтверждающих прохождение обучения (удостоверение, сертификат);
      6) справка о доходах или выписка о доходах, полученная с согласия заявителя из базы данных Республиканского государственного казенного предприятия "Государственный центр по выплате пенсий" Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, заверенная уполномоченным органом;
      7) справка о состоянии здоровья (согласно форме, утвержденной уполномоченным органом в области здравоохранения).
      8. Со дня регистрации заявления для включения в состав участников Программы центр занятости населения осуществляет в течение десяти рабочих дней:
      1) подготовку предложений о включении претендентов в состав участников Программы;
      2) формирование списка претендентов на включение в состав участников Программы;
      3) передачу сформированных списков и документов претендентов, включенных в списки, на рассмотрение Комиссии или рабочей группы.
      9. Комиссия или рабочая группа рассматривает представленные документы и дает рекомендации о включении (либо отказе в этом) в состав участников Программы в течение двух рабочих дней.
      10. Центр занятости населения в течение трех рабочих дней принимает решение о включении в состав участников Программы (либо об отказе в этом) на основании результатов проверки соответствия представленных документов предъявляемым требованиям и рекомендаций Комиссии или рабочей группы.
      11. Центр занятости населения письменно уведомляет заявителя о принятом решении в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.
      12. При формировании списка претендентов на включение в состав участников Программы учитывается уровень образования, наличие профессии (специальности) и квалификация.
      13. Количество претендентов на участие в Программе определяется исходя из объема средств, предусмотренных планом финансирования на обучение и содействие в трудоустройстве на соответствующий финансовый год.
      14. Решение центра занятости населения может быть обжаловано в уполномоченном органе и (или) в суде в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      15. С лицами, включенными в состав участников Программы, центром занятости населения заключается социальный контракт по форме, разработанной оператором Программы.
      16. Участникам Программы, имеющим профессиональное образование, в случае отсутствия подходящей работы, а также участникам Программы не имеющим профессии (специальности), предлагается пройти профессиональное обучение по приоритетным профессиям (специальностям) на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
      Приоритетное право пройти профессиональное обучение имеют участники Программы из числа молодежи и женщин, проживающих в сельской местности.
      17. Профессиональное обучение участников Программы включает в себя:
      1) профессиональную подготовку: лиц, не имеющих профессии (специальности), желающих приобрести профессию (специальность) и работать по этой профессии (специальности); лиц, имеющих не востребованную на рынке труда профессию (специальность), желающих приобрести новую профессию (специальность) и работать по этой профессии (специальности);
      2) переподготовку в целях получения новых профессий (специальностей) в том случае, если участникам Программы не может быть предложена подходящая работа по профессии (специальности) или ими утрачена способность к выполнению работы по определенным профессиям (специальностям);
      3) повышение квалификации в целях совершенствования профессионального мастерства, получения более высоких разрядов (классов, категорий), изучения и освоения прогрессивной техники и технологии с учетом производственной потребности.
      Цели, задачи и особенности организации различных видов и форм профессионального обучения определяются в соответствии с законами Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения", от 27 июля 2007 года "Об образовании" и других нормативных правовых актов.
      18. Профессиональное обучение участников Программы производится по направлению центра занятости населения в организациях образования либо на предприятиях, имеющих право на образовательную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - организации).
      19. Перечень организаций, на базе которых будет осуществляться профессиональное обучение участников Программы по приоритетным профессиям (специальностям), определяется местным исполнительным органом в области образования, который заключает с этими организациями соответствующие двусторонние договоры.         
      При определении организаций для осуществления профессионального обучения учитываются:
      1) осуществление организациями образовательной деятельности в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов;
      2) участие в организации производственной практики.
      Перечень организаций, с которыми заключены договоры на профессиональное обучение участников Программы с указанием профессий (специальностей) и продолжительности обучения, предоставляется местным исполнительным органом в области образования в уполномоченный орган, который доводит его до сведения центров занятости населения соответствующего региона.
      Профессиональное обучение участников Программы по приоритетным профессиям (специальностям) за пределами региона допускается в случае, если в этом регионе отсутствует организация, на базе которой его можно организовать.
      20. Списки участников Программы, направляемых на профессиональное обучение, формируются центрами занятости населения в разрезе организаций и профессий (специальностей) и передаются в местный исполнительный орган в области образования.
      21. Продолжительность профессионального обучения участников Программы устанавливается в зависимости от содержания учебной программы и не должна превышать:
      1) при проведении профессиональной подготовки - тридцати шести месяцев (по специальностям технического и профессионального образования - сроков обучения, указанных в государственных общеобязательных стандартах образования);
      2) при переподготовке - шести месяцев;
      3) при повышении квалификации - трех месяцев.
      22. При прохождении профессионального обучения участнику Программы, успешно прошедшему промежуточную оценку приобретенных знаний и навыков, ежемесячно выплачивается государственная стипендия в размере, установленным законодательством для студентов, обучающихся по государственному образовательному заказу в организациях технического и профессионального образования.
      23. В случае нахождения организации в населенных пунктах за пределами мест постоянного проживания участников Программы, им возмещаются следующие расходы:
      1) на проезд до места обучения и обратно для проходящих профессиональную подготовку в размере не более четырех месячных расчетных показателей (далее - МРП) в течение учебного года, для проходящих переподготовку и повышение квалификации - в размере не более двух МРП за период обучения;
      2) на проживание в общежитии (возмещение расходов на аренду жилья) - в размере не более десяти МРП в месяц на основании представленных документов об оплате услуг за проживание.
      24. Промежуточная и итоговая оценка приобретенных в ходе обучения участниками Программы знаний и навыков осуществляется организацией образования, с участием представителей местного исполнительного органа в области образования, центра занятости населения, работодателей.
      25. По согласованию с центром занятости населения организация отчисляет участника Программы в случаях:
      1) прогулов более пяти учебных дней подряд без уважительных причин;
      2) неуспеваемости или неудовлетворительной промежуточной оценки знаний;
      3) нарушения внутреннего порядка организации образования.
      26. При отчислении участника Программы:
      1) местный исполнительный орган в области образования производит перерасчет по оплате организациям образования, при этом оплата осуществляется пропорционально объему фактически предоставленных услуг;
      2) участник Программы в соответствии с условиями социального контракта возмещает в бюджет стоимость данного объема услуг, а также выплаченные суммы на стипендию, проезд к месту обучения и на проживание.
      27. После успешного завершения профессионального обучения центры занятости населения оказывают участникам Программы содействие в трудоустройстве.
      28. Профессиональное обучение участников Программы с их последующим трудоустройством возможно и при непосредственном участии работодателей (вводится с 2012 года).
      Работодатели, желающие принять участие в профессиональном обучении участников Программы с их последующим трудоустройством, самостоятельно определяют организацию, где будет производиться профессиональное обучение, заключают с ней договор о профессиональном обучении участников Программы, подают в центр занятости населения заявку с указанием количества направляемых на профессиональное обучение участников Программы, организации, перечня профессий (специальностей) и количества рабочих мест, предоставляемых участникам Программы, завершившим обучение. К заявке прилагаются: договор с организацией на профессиональное обучение, учредительные документы работодателя, его РНН и банковские реквизиты.
      Центр занятости населения в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявки заключает с работодателями соответствующий договор и направляет участников Программы в указанную работодателем организацию для прохождения профессионального обучения.
      Работодатель оплачивает организации полную стоимость профессионального обучения.
      Центры занятости населения возмещают работодателям до семидесяти процентов расходов, связанных с обучением участников Программы, по стоимости, установленной в рамках Программы.
      Возмещение расходов работодателя на профессиональное обучение производится после окончания участниками Программы полного курса обучения на основании представленных платежных документов об оплате услуг организации, актов организации о присвоении участникам Программы квалификации (получении специальности) и актов работодателя о приеме участников Программы на постоянную работу.

2. Порядок содействия в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения

      29. Центры занятости населения для трудоустройства участников Программы, имевших профессиональное образование на момент включения в Программу, либо завершивших профессиональное обучение, на основе договоров с работодателями:
      1) содействуют трудоустройству на имеющиеся вакантные рабочие места в организациях (предприятиях, учреждениях);
      2) направляют на созданные работодателями социальные рабочие места на условиях субсидирования государством заработной платы в течение двенадцати месяцев:
      в первые шесть месяцев - не более пятидесяти процентов заработной платы;
      последующие три месяца - не более тридцати процентов заработной платы;
      последние три месяца - не более пятнадцати процентов заработной платы;
      3) обеспечивают временную занятость продолжительностью до девяти месяцев в инфраструктурных проектах, реализуемых в рамках второго и третьего направлений Программы.
      30. В 2011 году размер ежемесячных субсидий на заработную плату участникам Программы, трудоустроенным на социальные рабочие места, с учетом налогов и социальных отчислений в первые шесть месяцев не может превышать 26 тысячи тенге.
      При этом, в течение всего периода действия договора с работодателем уменьшение месячного размера заработной платы не допускается.
      31. В случае отсутствия возможностей трудоустройства по месту постоянного проживания участникам Программы, прошедшим профессиональное обучение, предлагается участие во втором ("Содействие развитию предпринимательства на селе") или третьем ("Повышение мобильности трудовых ресурсов") направлениях Программы.

3. Порядок финансирования обучения и содействия
в трудоустройстве самозанятого, безработного и
малообеспеченного населения

      32. Для финансового обеспечения государственной поддержки, предоставляемой участникам Программы в целях оплаты обучения, возмещения расходов на проезд и проживание, субсидирование заработной платы, из республиканского бюджета выделяются целевые трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы.
      33. Для обеспечения финансовой дисциплины и мониторинга целевого использования бюджетных средств заключаются соглашения о результатах использования целевых трансфертов:
      1) между центральным уполномоченным органом в области образования и акимами областей, городов Астаны и Алматы в части профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе на завершение обучения лиц, ранее принятых на профессиональное обучение в рамках Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров (Дорожной карты) в 2009 и 2010 годах и "Дорожной карты бизнеса 2020";
      2) между оператором Программы и акимами областей, городов Астаны и Алматы в части субсидирования заработной платы.
      34. Центральный уполномоченный орган в области образования, оператор Программы, в соответствии с бюджетным законодательством, производят перечисление целевых текущих трансфертов областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы по соответствующим республиканским бюджетным программам.
      35. Использование целевых текущих трансфертов, выделенных областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в том числе на завершение обучения лиц, ранее принятых на профессиональное обучение в рамках Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров (Дорожной карты) в 2009 и 2010 годах и "Дорожной карты бизнеса 2020", осуществляется на основании договоров с организациями образования, субсидирование заработной платы - на основании договоров с работодателями.
      36. Финансирование профессиональной подготовки кадров из числа лиц, имеющих основное среднее (9 классов) и общее среднее образование (11 классов), в том числе на завершение обучения лиц, ранее принятых на профессиональную подготовку в рамках Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров (Дорожной карты) в 2009 и 2010 годах, в профессиональных лицеях и колледжах по государственному образовательному заказу, осуществляется ежегодно до сроков полного завершения обучения согласно государственным общеобязательным стандартам по специальностям технического и профессионального образования.
      37. Акимы областей, городов Астаны и Алматы ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляют в центральный уполномоченный орган в области образования и оператору Программы отчеты по форме, предусмотренной в соглашениях и отражающих сведения:
      1) о количестве самозанятых, безработных и малообеспеченных граждан, прошедших профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации в разрезе профессий (специальностей);
      2) о количестве трудоустроенных участников Программы, прошедших профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации, в том числе на имеющиеся вакантные постоянные рабочие места; на социальные рабочие места; на временные рабочие места, созданные на инфраструктурных проектах, реализуемых в рамках второго и третьего направлений Программы.

Приложение             
к Правилам организации и финансирования
обучения, содействия в трудоустройстве
лиц, участвующих в активных мерах   
содействия занятости, и предоставления им
мер государственной поддержки     

Директору Центра занятости населения
_____________________ района (города)
от __________________________________
_____________________________________
проживающего по адресу: _____________
_____________________________________
_____________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

      Прошу включить меня в число участников Программы занятости 2020 по направлению "Обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения".
      Приложение на ___ листах:

      копия документа, удостоверяющая личность (удостоверение личности, паспорт гражданина Республики Казахстан, удостоверение оралмана до получения гражданства Республики Казахстан);
      копия регистрационного номера налогоплательщика (РНН) или идентификационного индивидуального номера (ИИН);
      копия социального индивидуального кода (СИК);
      копия документа, подтверждающая регистрацию по постоянному месту жительства (книга регистрации граждан, справка адресного бюро, справка сельских и/или аульных акимов);
      копия трудовой книжки или иной документ, подтверждающий трудовую деятельность (для работников, состоящих в трудовых отношениях);
      копии документа об образовании (аттестат, свидетельство, диплом), а также других документов, подтверждающих прохождение обучения (удостоверение, сертификат);
      справка о доходах или выписку о доходах, полученную с согласия заявителя из Базы данных Республиканского государственного казенного предприятия "Государственный центр по выплате пенсий" Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, заверенную уполномоченным органом;
      справка о состоянии здоровья (согласно форме, утвержденной уполномоченным органом в области здравоохранения).

      Дата                                       подпись

Заявление гражданина(ки) ____________________________________________________________________
принято "____" __________ 20___ г. зарегистрировано под № ____
Ф.И.О., должность и подпись принявшего документы:___________________
____________________________________________________________________

* за достоверность представленных документов несет ответственность заявитель.