Во исполнение пункта 1 статьи 6 Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии В. Христенко
УТВЕРЖДЕНА
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 25 июня 2013 г. № 144
МЕТОДИКА
расчета макроэкономических показателей, определяющих
устойчивость экономического развития государств – членов
Таможенного союза и Единого экономического пространства
1. Настоящая Методика разработана в целях реализации Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года (далее – Соглашение).
Методологической основой расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее – государства-члены), являются рекомендации Международного валютного фонда, изложенные в следующих документах: Руководство по статистике государственных финансов (2001 год), Статистика внешнего долга. Руководство для составителей и пользователей (2003 год), Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика (2007 год).
2. Настоящая Методика применяется Евразийской экономической комиссией и государствами-членами для расчета в сопоставимых условиях следующих макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов:
а) дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления;
б) долг сектора государственного управления;
в) уровень инфляции (индекс потребительских цен).
3. В настоящей Методике используются понятия, которые означают следующее:
«безусловные долговые обязательства» – денежные требования кредитора к сектору государственного управления по выплате суммы основного долга в установленный срок, которые подлежат неукоснительному исполнению и к которым относятся:
кредитные соглашения и договоры, в том числе соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств;
займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
иные безусловные обязательства, отнесенные законодательством государства-члена к долговым;
«взносы (отчисления) на социальные нужды» – фактические или условно исчисленные поступления в фонд социального обеспечения от работодателей, перечисляющих средства от имени своих работников, либо от лиц, работающих не по договору найма, или незанятых лиц, перечисляющих средства от собственного имени;
«дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления» – превышение расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его доходами (превышение доходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его расходами);
«долг сектора государственного управления» – остаток признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления перед резидентами и нерезидентами государств-членов на конкретную дату без учета взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
«доходы (расходы) консолидированного бюджета сектора государственного управления» – все виды операций, включаемые в консолидированный бюджет сектора государственного управления, которые приводят к увеличению (уменьшению) чистой стоимости активов сектора государственного управления;
«консолидированный бюджет сектора государственного управления» – денежный фонд сектора государственного управления, включая поступления (прямые налоги и другие поступления от организаций нефтяного сектора) и использование средств Национального фонда Республики Казахстан,за исключением взаимосвязанных показателей по консолидированным позициям;
«сектор государственного управления» – органы государственного управления,включающие в себя центральное правительство (центральные органы управления и фонд социального обеспечения), региональные органы управления, местные (муниципальные) органы управления;
«социальные трансферты» – текущие пособия,выделяемые из фонда социального обеспечения для покрытия нужд населения, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию или иные семейные обстоятельства;
«уполномоченные органы» – органы исполнительной власти государств-членов, в компетенцию которых входит расчет макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития этих государств;
«уровень инфляции (индекс потребительских цен)» – изменение во времени общего уровня цен на потребительские товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами для непроизводственного потребления за деньги;
«условные долговые обязательства» – сумма полученных и непогашенных на конкретную дату негосударственных займов, обеспеченных гарантиями и поручительствами сектора государственного управления (если иное не предусмотрено законодательством государств-членов);
«финансовый год» – период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года;
«фонд социального обеспечения» – вне бюджетная организация, деятельность которой состоит в обеспечении функционирования социальных программ путем предоставления социальных трансфертов (выплат) населению за счет взносов (отчислений) на социальные нужды, а именно:
в Республике Беларусь – Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;
в Российской Федерации – Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации.
4. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления рассчитывается по формуле:
Д(П)Б = ДКБ – РКБ,
где:
Д(П)Б – дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренный в единицах национальной валюты;
ДКБ – доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты;
РКБ – расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты.
В состав доходов (расходов) консолидированного бюджета сектора государственного управления не включаются операции с финансовыми активами, в том числе с бюджетными кредитами.
Макроэкономический показатель, определяющий дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитывается по формуле:
Б = Д(П)Б / ВВП Ч 100 %,
где:
Б – дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
ВВП – объем валового внутреннего продукта в текущих ценах финансового года, измеренный в единицах национальной валюты.
5. Долг сектора государственного управления рассчитывается по формуле:
ДСГУ = ЦП + ОУР + МУ,
где:
ДСГУ – долг сектора государственного управления;
ЦП – долг центрального правительства (центральных органов управления);
ОУР – долг региональных органов управления;
МУ – долг местных (муниципальных) органов управления.
В состав долга сектора государственного управления не включаются условные долговые обязательства сектора государственного управления и долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования.
Величина долга сектора государственного управления определяется по номинальной стоимости.
Макроэкономический показатель, определяющий долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту,рассчитывается как отношение суммы долга сектора государственного управления на последний день финансового года (отчетного периода) к объему валового внутреннего продукта за год.
Пересчет долга сектора государственного управления в процентах к валовому внешнему продукту осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена.
6. Методика расчета уровня инфляции (индекса потребительских цен) в государствах-членах основывается на международной методологии, изложенной в Руководстве по индексу потребительских цен: теория и практика (Международный валютный фонд, 2007 год).
Уровень инфляции (индекс потребительских цен) рассчитывается в годовом выражении в процентах декабрь анализируемого года к декабрю предыдущего года, а также дополнительно (в аналитических целях)из расчета месяц анализируемого года к соответствующему месяцу предыдущего года, в среднем за период в процентах к соответствующему периоду предыдущего года и на конец периода к декабрю предыдущего года.
Расчет уровня инфляции (индекса потребительских цен) производится государствами-членами в соответствии с национальной методологией.
При расчете уровня инфляции (индекса потребительских цен) допускаются различия в структуре потребительской корзины, а также в долях (весах) потребления товаров и услуг в общем объеме потребительской корзины исходя из национальных особенностей потребления.
7. Государства-члены представляют в Евразийскую экономическую комиссию информацию по показателям дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления, долга сектора государственного управления, уровня инфляции (индекса потребительских цен), рассчитанным в соответствии с настоящей Методикой, а также в порядке и в сроки, установленные Порядком обмена информацией между уполномоченными органами государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и Евразийской экономической комиссией в целях проведения согласованной макроэкономической политики, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 декабря 2012 г.№ 270.
В аналитических целях, а также для всесторонней оценки финансово-экономического состояния государств-членов уполномоченные органы представляют в Евразийскую экономическую комиссию на постоянной основе ежеквартально (нарастающим итогом с начала года) информацию об операциях сектора государственного управления в соответствии со структурой по форме согласно приложению № 1, об операциях с финансовыми активами сектора государственного управления, включающими операции с бюджетными кредитами, в соответствии со структурой по форме согласно приложению № 2 и о долге сектора государственного управления в соответствии со структурой по форме согласно приложению № 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих
устойчивость экономического развития
государств – членов Таможенного союза
и Единого экономического пространства
(форма)
СТРУКТУРА
операций консолидированного бюджета сектора
государственного управления
Наименование |
Единица измерения |
|||||
млрд.единиц |
в % |
|||||
Бюджет центральных органов управления (федеральный (республиканский) бюджет)* |
||||||
доходы |
||||||
расходы в том числе социальное |
||||||
дефицит (профицит) |
||||||
Бюджет региональных органов управления* |
||||||
доходы |
||||||
расходы |
||||||
дефицит (профицит) |
||||||
Бюджет местных органов управления* |
||||||
доходы |
||||||
расходы |
||||||
дефицит (профицит) |
Бюджет фонда социального обеспечения* |
||
доходы в том числе взносы (отчисления) |
||
расходы в том числе социальные |
||
дефицит (профицит) |
||
Национальный фонд Республики Казахстан* |
||
прямые налоги от организаций нефтяного сектора |
||
другие поступления от операций, осуществляемых организациями нефтяного сектора |
||
Консолидированный бюджет сектора государственного управления без учета взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям** |
||
доходы |
||
расходы |
||
дефицит (профицит) |
____________
* Информация представляется по итогам финансового года.
** Информация представляется ежеквартально и по итогам финансового года.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих
устойчивость экономического развития
государств – членов Таможенного союза
и Единого экономического пространства
(форма)
СТРУКТУРА
операций с финансовыми активами сектора государственного управления
Код* |
Наименование |
Единица измерения |
|
млрд. единиц |
в % к |
||
32 |
Финансовые активы |
||
321 |
Внутренние |
||
3212 |
Валюта и депозиты |
||
3213 |
Ценные бумаги, кроме акций |
||
3214 |
Кредиты и займы в том числе: |
||
бюджетам других уровней |
|||
юридическим лицам-резидентам |
|||
физическим лицам-резидентам |
|||
иностранным государствам |
|||
3215 |
Акции и другие формы участия в капитале |
||
3218 |
Прочая дебиторская задолженность |
||
322 |
Внешние |
||
3222 |
Валюта и депозиты |
||
3223 |
Ценные бумаги, кроме акций |
3224 |
Кредиты и займы в том числе: |
||
юридическим лицам-нерезидентам |
|||
иностранным государствам |
|||
3225 |
Акции и другие формы участия в капитале |
||
3228 |
Прочая дебиторская задолженность |
________________
*Код операций с финансовыми активами приведен в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (Международный валютный фонд, 2001 год).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих
устойчивость экономического развития
государств – членов Таможенного союза
и Единого экономического пространства
(форма)
СТРУКТУРА
долга сектора государственного управления
Наименование |
Единица измерения |
|
млрд. единиц |
в % к валовому |
|
Долг центрального правительства |
||
Долг региональных органов управления |
||
Долг местных (муниципальных) органов управления |
||
Долг сектора государственного управления без учета взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям |
||
Условные долговые обязательства** |
_____________
* Указывается в соответствии с методологией государства – члена Таможенного союза и Единого экономического пространства.
** Информация представляется в аналитических целях.