О Методике расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 года № 144

Действующий

      Во исполнение пункта 1 статьи 6 Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
      1. Утвердить прилагаемую Методику расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
      2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

      Председатель Коллегии
      Евразийской экономической комиссии             В. Христенко

УТВЕРЖДЕНА         
Решением Коллегии      
Евразийской экономической комиссии
от 25 июня 2013 г. № 144   

МЕТОДИКА
расчета макроэкономических показателей, определяющих
устойчивость экономического развития государств – членов
Таможенного союза и Единого экономического пространства

      1. Настоящая Методика разработана в целях реализации Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года (далее – Соглашение).
      Методологической основой расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее – государства-члены), являются рекомендации Международного валютного фонда, изложенные в следующих документах: Руководство по статистике государственных финансов (2001 год), Статистика внешнего долга. Руководство для составителей и пользователей (2003 год), Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика (2007 год).
      2. Настоящая Методика применяется Евразийской экономической комиссией и государствами-членами для расчета в сопоставимых условиях следующих макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов:
      а) дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления;
      б) долг сектора государственного управления;
      в) уровень инфляции (индекс потребительских цен).
      3. В настоящей Методике используются понятия, которые означают следующее:
      «безусловные долговые обязательства» – денежные требования кредитора к сектору государственного управления по выплате суммы основного долга в установленный срок, которые подлежат неукоснительному исполнению и к которым относятся:
      кредитные соглашения и договоры, в том числе соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств;
      займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
      иные безусловные обязательства, отнесенные законодательством государства-члена к долговым;
      «взносы (отчисления) на социальные нужды» – фактические или условно исчисленные поступления в фонд социального обеспечения от работодателей, перечисляющих средства от имени своих работников, либо от лиц, работающих не по договору найма, или незанятых лиц, перечисляющих средства от собственного имени;
      «дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления» – превышение расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его доходами (превышение доходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его расходами);
      «долг сектора государственного управления» – остаток признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления перед резидентами и нерезидентами государств-членов на конкретную дату без учета взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
      «доходы (расходы) консолидированного бюджета сектора государственного управления» – все виды операций, включаемые в консолидированный бюджет сектора государственного управления, которые приводят к увеличению (уменьшению) чистой стоимости активов сектора государственного управления;
      «консолидированный бюджет сектора государственного управления» – денежный фонд сектора государственного управления, включая поступления (прямые налоги и другие поступления от организаций нефтяного сектора) и использование средств Национального фонда Республики Казахстан,за исключением взаимосвязанных показателей по консолидированным позициям;
      «сектор государственного управления» – органы государственного управления,включающие в себя центральное правительство (центральные органы управления и фонд социального обеспечения), региональные органы управления, местные (муниципальные) органы управления;
      «социальные трансферты» – текущие пособия,выделяемые из фонда социального обеспечения для покрытия нужд населения, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию или иные семейные обстоятельства;
      «уполномоченные органы» – органы исполнительной власти государств-членов, в компетенцию которых входит расчет макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития этих государств;
      «уровень инфляции (индекс потребительских цен)» – изменение во времени общего уровня цен на потребительские товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами для непроизводственного потребления за деньги;
      «условные долговые обязательства» – сумма полученных и непогашенных на конкретную дату негосударственных займов, обеспеченных гарантиями и поручительствами сектора государственного управления (если иное не предусмотрено законодательством государств-членов);
      «финансовый год» – период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года;
      «фонд социального обеспечения» – вне бюджетная организация, деятельность которой состоит в обеспечении функционирования социальных программ путем предоставления социальных трансфертов (выплат) населению за счет взносов (отчислений) на социальные нужды, а именно:
      в Республике Беларусь – Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;
      в Российской Федерации – Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации.
      4. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления рассчитывается по формуле:

Д(П)Б = ДКБ – РКБ,

      где:
      Д(П)Б – дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренный в единицах национальной валюты;
      ДКБ – доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты;
      РКБ – расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты.
      В состав доходов (расходов) консолидированного бюджета сектора государственного управления не включаются операции с финансовыми активами, в том числе с бюджетными кредитами.
      Макроэкономический показатель, определяющий дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитывается по формуле:

Б = Д(П)Б / ВВП Ч 100 %,

      где:
      Б – дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
      ВВП – объем валового внутреннего продукта в текущих ценах финансового года, измеренный в единицах национальной валюты.
      5. Долг сектора государственного управления рассчитывается по формуле:

      ДСГУ = ЦП + ОУР + МУ,

      где:
      ДСГУ – долг сектора государственного управления;
      ЦП – долг центрального правительства (центральных органов управления);
      ОУР – долг региональных органов управления;
      МУ – долг местных (муниципальных) органов управления.
      В состав долга сектора государственного управления не включаются условные долговые обязательства сектора государственного управления и долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования.
      Величина долга сектора государственного управления определяется по номинальной стоимости.
      Макроэкономический показатель, определяющий долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту,рассчитывается как отношение суммы долга сектора государственного управления на последний день финансового года (отчетного периода) к объему валового внутреннего продукта за год.
      Пересчет долга сектора государственного управления в процентах к валовому внешнему продукту осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена.
      6. Методика расчета уровня инфляции (индекса потребительских цен) в государствах-членах основывается на международной методологии, изложенной в Руководстве по индексу потребительских цен: теория и практика (Международный валютный фонд, 2007 год).
      Уровень инфляции (индекс потребительских цен) рассчитывается в годовом выражении в процентах декабрь анализируемого года к декабрю предыдущего года, а также дополнительно (в аналитических целях)из расчета месяц анализируемого года к соответствующему месяцу предыдущего года, в среднем за период в процентах к соответствующему периоду предыдущего года и на конец периода к декабрю предыдущего года.
      Расчет уровня инфляции (индекса потребительских цен) производится государствами-членами в соответствии с национальной методологией.
      При расчете уровня инфляции (индекса потребительских цен) допускаются различия в структуре потребительской корзины, а также в долях (весах) потребления товаров и услуг в общем объеме потребительской корзины исходя из национальных особенностей потребления.
      7. Государства-члены представляют в Евразийскую экономическую комиссию информацию по показателям дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления, долга сектора государственного управления, уровня инфляции (индекса потребительских цен), рассчитанным в соответствии с настоящей Методикой, а также в порядке и в сроки, установленные Порядком обмена информацией между уполномоченными органами государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и Евразийской экономической комиссией в целях проведения согласованной макроэкономической политики, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 декабря 2012 г.№ 270.
      В аналитических целях, а также для всесторонней оценки финансово-экономического состояния государств-членов уполномоченные органы представляют в Евразийскую экономическую комиссию на постоянной основе ежеквартально (нарастающим итогом с начала года) информацию об операциях сектора государственного управления в соответствии со структурой по форме согласно приложению № 1, об операциях с финансовыми активами сектора государственного управления, включающими операции с бюджетными кредитами, в соответствии со структурой по форме согласно приложению № 2 и о долге сектора государственного управления в соответствии со структурой по форме согласно приложению № 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1         
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих   
устойчивость экономического развития
государств – членов Таможенного союза
и Единого экономического пространства

(форма)

СТРУКТУРА
операций консолидированного бюджета сектора
государственного управления

Наименование

Единица измерения


млрд.единиц
национальной     валюты

в %
к валовому
внутреннему
продукту

Бюджет центральных органов управления (федеральный (республиканский) бюджет)*



     доходы



     расходы

        в том числе социальное
        обеспечение (социальная
        помощь)



     дефицит (профицит)



Бюджет региональных органов управления*




доходы




расходы




дефицит (профицит)



Бюджет местных органов управления*




     доходы




     расходы




     дефицит (профицит)




Бюджет фонда социального обеспечения*



     доходы

       в том числе взносы (отчисления)
       на социальные нужды



     расходы

       в том числе социальные
       трансферты



     дефицит (профицит)



Национальный фонд Республики Казахстан*



     прямые налоги от организаций

     нефтяного сектора



     другие поступления от операций,

     осуществляемых организациями

     нефтяного сектора



Консолидированный бюджет сектора государственного управления без учета взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям**



     доходы



     расходы



     дефицит (профицит)



____________

* Информация представляется по итогам финансового года.

** Информация представляется ежеквартально и по итогам финансового года.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2         
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих  
устойчивость экономического развития
государств – членов Таможенного союза
и Единого экономического пространства

(форма)

                                   СТРУКТУРА
операций с финансовыми активами сектора государственного управления

Код*

Наименование

Единица измерения

млрд. единиц
национальной      валюты

в % к
валовому
внутреннему
продукту

32

Финансовые активы



321

Внутренние



3212

Валюта и депозиты



3213

Ценные бумаги, кроме акций



3214

Кредиты и займы

   в том числе:




   бюджетам других уровней




   юридическим лицам-резидентам




   физическим лицам-резидентам




   иностранным государствам



3215

Акции и другие формы участия в капитале



3218

Прочая дебиторская задолженность



322

Внешние



3222

Валюта и депозиты



3223

Ценные бумаги, кроме акций



3224

Кредиты и займы

   в том числе:




   юридическим лицам-нерезидентам




   иностранным государствам



3225

Акции и другие формы участия в капитале



3228

Прочая дебиторская задолженность



________________

*Код операций с финансовыми активами приведен в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (Международный валютный фонд, 2001 год).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3         
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих   
устойчивость экономического развития
государств – членов Таможенного союза
и Единого экономического пространства

(форма)

                             СТРУКТУРА
               долга сектора государственного управления

Наименование

Единица измерения

млрд. единиц
национальной
   валюты

в % к валовому
  внутреннему
   продукту*

Долг центрального правительства



Долг региональных органов управления



Долг местных (муниципальных) органов управления



Долг сектора государственного управления без учета взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям



Условные долговые обязательства**



_____________

* Указывается в соответствии с методологией государства – члена Таможенного союза и Единого экономического пространства.

** Информация представляется в аналитических целях.