Сноска. Заголовок с изменением, внесенным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.05.2015 № 47 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).
Во исполнение пункта 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение № 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
Сноска. Преамбула с изменением, внесенным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.05.2015 № 47 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).1. Утвердить прилагаемую Методику расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств – членов Евразийского экономического союза.
Сноска. Пункт 1 с изменением, внесенным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.05.2015 № 47 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии | |
Евразийской экономической комиссии | В. Христенко |
УТВЕРЖДЕНА Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. № 144 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 г. № 47) |
МЕТОДИКА
расчета макроэкономических показателей, определяющих
устойчивость экономического развития государств–членов
Евразийского экономического союза
Сноска. Методика в редакции решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.05.2015 № 47 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).
1. Настоящая Методика разработана в соответствии с пунктом 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение № 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Методологической основой расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – показатели, государства-члены), являются Система национальных счетов (2008 год) и рекомендации Международного валютного фонда, изложенные в следующих документах: Руководство по статистике государственных финансов (2014 год), Статистика долга государственного сектора. Руководство для составителей и пользователей (2013 год), Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика (2007 год).
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 № 39 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования); от 30.07.2024 № 90 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).2. Настоящая Методика применяется Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия) и государствами-членами для расчета в сопоставимых условиях следующих показателей:
а) дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления (в процентах к валовому внутреннему продукту);
б) долг сектора государственного управления (в процентах к валовому внутреннему продукту);
в) уровень инфляции (индекс потребительских цен).
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 № 39 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).3. В настоящей Методике используются понятия, которые означают следующее:
"безусловные долговые обязательства" – денежные требования кредитора к сектору государственного управления по выплате суммы основного долга в установленный срок, которые подлежат неукоснительному исполнению и к которым относятся:
займы, осуществляемые путем привлечения кредитов;
займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
иные безусловные обязательства, отнесенные законодательством государства-члена к долговым;
"внешний долг сектора государственного управления" – остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внешним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"внутренний долг сектора государственного управления" – остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внутренним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления" – превышение расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления с учетом операций с нефинансовыми активами над его доходами (превышение доходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его расходами с учетом операций с нефинансовыми активами);
"долг сектора государственного управления" – остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных внешних и внутренних долговых обязательств сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"доходы (расходы) консолидированного бюджета сектора государственного управления" – все виды операций, включаемые в консолидированный бюджет сектора государственного управления, которые приводят к увеличению (уменьшению) чистой стоимости активов сектора государственного управления;
"консолидированный бюджет сектора государственного управления" – совокупность бюджетов подсекторов сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"национальный (резервный) фонд" – часть средств бюджета центральных органов управления, сосредотачиваемых на специализированных счетах и подлежащих обособленному учету и управлению для решения задач, направленных на обеспечение макроэкономической устойчивости и развитие экономики государства-члена;
"операции с нефинансовыми активами" – операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов нефинансовых активов, включающих в себя основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведенные активы;
"операции с финансовыми активами" – операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов финансовых активов, включающих в себя финансовые требования, монетарное золото и специальные права заимствования (СДР), предоставляемые Международным валютным фондом в порядке распределения;
"операции с обязательствами" – операции (принятие за минусом погашения), приводящие к изменению запасов обязательств;
"сектор государственного управления" – органы государственного управления, относящиеся к подсекторам сектора государственного управления: центральное правительство (центральные органы управления и фонд социального обеспечения), региональные органы управления, местные (муниципальные) органы управления;
"уполномоченные органы" – органы исполнительной власти государств-членов, в компетенцию которых входят расчет показателей и (или) взаимодействие с Комиссией по вопросам предоставления и получения необходимой информации;
"уровень инфляции (индекс потребительских цен)" – изменение во времени общего уровня цен на потребительские товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами (населением) для непроизводственного потребления, рассчитываемое как отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;
"условные долговые обязательства" – сумма полученных и непогашенных на конкретную дату негосударственных займов, обеспеченных гарантиями и поручительствами сектора государственного управления (если иное не предусмотрено законодательством государств-членов);
"фиксированный набор потребительских товаров и услуг" –перечень репрезентативно отобранных товаров и услуг, потребляемых домашними хозяйствами (населением), с определенными количественными соотношениями составляющих его элементов, не меняющимися в течение заданного периода времени;
"фонд социального обеспечения" – внебюджетная организация, деятельность которой состоит в обеспечении функционирования социальных программ путем предоставления социальных трансфертов (выплат) населению за счет взносов (отчислений) на социальные нужды, а именно:
в Республике Армения – отсутствует;
в Республике Беларусь – Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
в Республике Казахстан – акционерное общество "Государственный фонд социального страхования и некоммерческое акционерное общество "Фонд обязательного медицинского страхования";
в Кыргызской Республике – Социальный фонд Кыргызской Республики, который включает в себя Пенсионный фонд, Государственный накопительный пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики и Фонд оздоровления трудящихся;
в Российской Федерации – Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 № 39 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования); от 30.07.2024 № 90 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).4. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления рассчитывается по формуле:
Д(П)КБ = ДКБ – РКБ – ОНФА,
где:
Д(П)КБ – дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренный в единицах национальной валюты;
ДКБ – доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренные в единицах национальной валюты;
РКБ – расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренные в единицах национальной валюты;
ОНФА – операции с нефинансовыми активами консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренные в единицах национальной валюты.
Показатель дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту рассчитывается по формуле:
Д(П)КБ (%) = Д(П)КБ / ВВП х 100 %,
где:
Д(П)КБ (%) – дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
Д(П)КБ – дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренный в единицах национальной валюты;
ВВП – объем валового внутреннего продукта за отчетный период, измеренный в единицах национальной валюты.
Комиссия самостоятельно рассчитывает показатель дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на основе предоставляемой уполномоченным органом в Комиссию информации.
Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 № 39 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования); от 30.07.2024 № 90 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).5. Долг сектора государственного управления рассчитывается по формуле:
ДСГУ = ДЦОУ + ДРОУ + ДМОУ –
К,где:
ДСГУ – долг сектора государственного управления;
ДЦОУ – долг центральных органов управления;
ДРОУ – долг региональных органов управления;
ДМОУ – долг местных (муниципальных) органов управления;
К – взаимосвязанные показатели по консолидируемым позициям.
Долг сектора государственного управления состоит из внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления, выраженного в иностранной валюте (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) и национальной валюте.
В состав долга сектора государственного управления не включаются условные долговые обязательства сектора государственного управления и долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования.
Величина долга сектора государственного управления определяется по номинальной стоимости.
Показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту рассчитывается как отношение суммы номинального объема долга сектора государственного управления (внешнего и внутреннего), выраженного в иностранной валюте (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) на конец отчетного периода, пересчитанного в национальную валюту по официальному курсу на конец отчетного периода, и номинального объема долга сектора государственного управления (внешнего и внутреннего), выраженного в национальной валюте на конец отчетного периода, к объему валового внутреннего продукта:
где:
ДСГУ (%) – долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
ДСГУВнеш’ – объем внешнего долга сектора государственного управления в единицах иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) на конец отчетного периода, пересчитанного в национальную валюту по официальному курсу государства-члена на конец отчетного периода;
ДСГУВнеш – объем внешнего долга сектора государственного управления в единицах национальной валюты на конец отчетного периода;
ДСГУВн’ – объем внутреннего долга сектора государственного управления в единицах иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) на конец отчетного периода, пересчитанного в национальную валюту по официальному курсу на конец отчетного периода;
ДСГУВн – объем внутреннего долга сектора государственного управления в единицах национальной валюты на конец отчетного периода;
ВВП – объем валового внутреннего продукта в единицах национальной валюты в текущих ценах. Для расчета показателя долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на конец отчетного года используется годовой объем валового внутреннего продукта. Для расчета показателя долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на конец отчетного квартала используется совокупный объем валового внутреннего продукта за 4 квартала, включая объем валового внутреннего продукта в отчетном квартале.
Комиссия самостоятельно рассчитывает показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на основе предоставляемой уполномоченным органом в Комиссию информации.
Сноска. Пункт 5 - в редакции решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 № 90 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).6. Показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) в годовом выражении измеряется как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах декабря анализируемого года к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.
Для квартального мониторинга уровня инфляции (индекса потребительских цен) используется показатель, измеренный в годовом выражении как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах последнего месяца квартала текущего года к его стоимости в ценах аналогичного месяца предыдущего года.
Расчет уровня инфляции (индекса потребительских цен) производится государствами-членами в соответствии с национальной методологией.
При расчете уровня инфляции (индекса потребительских цен) допускаются различия в фиксированном наборе потребительских товаров и услуг, а также в долях (весах) потребления в общем объеме фиксированного набора потребительских товаров и услуг исходя из национальных особенностей потребления товаров и услуг домашними хозяйствами (населением) в государствах-членах.
Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 № 39 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования); от 30.07.2024 № 90 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).7. Уполномоченные органы с учетом положений пунктов 4 – 6 настоящей Методики предоставляют в Комиссию информацию по показателям согласно приложению, а также в соответствии со следующими форматами, утверждаемыми Комиссией:
дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления – форматы F12.01.01 и F12.01.04 "Бюджет сектора государственного управления (по методологии Международного валютного фонда, кассовым методом)";
долг сектора государственного управления – форматы F12.10.01 и F12.10.04 "Долговые обязательства государства";
уровень инфляции (индекс потребительских цен) – формат F11.07.12 "Индексы потребительских цен";
валовой внутренний продукт – форматы F01.02.01 "Валовой внутренний продукт и образование доходов по видам экономической деятельности" и F01.07.04 "Валовой внутренний продукт".
Предоставление уполномоченными органами в Комиссию указанной информации осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение № 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Сноска. Пункт 7 с изменением, внесенным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 № 90 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования). ПЕРЕЧЕНЬ
показателей, используемых для расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития
Сноска. Приложение - в редакции решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 № 90 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).
Код* | |
I. Операции консолидированного бюджета сектора государственного управления | |
1. Доходы бюджета центральных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 1 |
2. Расходы бюджета центральных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 2 |
3. Платежи на обслуживание долга центральных органов управления, выплачиваемые из бюджета центральных органов управления | 24 |
4. Операции с нефинансовыми активами бюджета центральных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 31 |
5. Дефицит (профицит) бюджета центральных органов управления | CSD |
6. Доходы бюджета региональных органов управления | 1 |
7. Расходы бюджета региональных органов управления | 2 |
8. Платежи на обслуживание долга региональных органов управления, выплачиваемые из бюджета региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 24 |
9. Операции с нефинансовыми активами бюджета региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 31 |
10. Дефицит (профицит) бюджета региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | CSD |
11. Доходы бюджета местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 1 |
12. Расходы бюджета местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 2 |
13. Платежи на обслуживание долга местных (муниципальных) органов управления, выплачиваемые из бюджета местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 24 |
14. Операции с нефинансовыми активами бюджета местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 31 |
15. Дефицит (профицит) бюджета местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | CSD |
16. Доходы бюджета фонда социального обеспечения (в миллионах единиц национальной валюты) | 1 |
17. Расходы бюджета фонда социального обеспечения (в миллионах единиц национальной валюты) | 2 |
18. Операции с нефинансовыми активами бюджета фонда социального обеспечения (в миллионах единиц национальной валюты) | 31 |
19. Дефицит (профицит) бюджета фонда социального обеспечения | CSD |
20. Доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 1 |
21. Расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 2 |
22. Платежи на обслуживание долга сектора государственного управления, выплачиваемые из консолидированного бюджета сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 24 |
23. Операции с нефинансовыми активами консолидированного бюджета сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты) | 31 |
24. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты) | CSD |
25. Средства национального (резервного) фонда на начало отчетного периода (в миллионах единиц национальной валюты) | |
26. Поступления в национальный (резервный) фонд в отчетном периоде (в миллионах единиц национальной валюты) | |
27. Использование национального (резервного) фонда в отчетном периоде (в миллионах единиц национальной валюты) | |
28. Средства национального (резервного) фонда на конец отчетного периода (в миллионах единиц национальной валюты) | |
II. Операции с финансовыми активами и обязательствами | |
29. Финансовые активы (в миллионах единиц национальной валюты) | 32 |
30. Внутренние финансовые активы (в миллионах единиц национальной валюты) | 321 |
31. Ценные бумаги, кроме акций (в миллионах единиц национальной валюты) | 3213 |
32. Кредиты и займы (в миллионах единиц национальной валюты) | 3214 |
33. Акции и другие формы участия в капитале (в миллионах единиц национальной валюты) | 3215 |
34. Прочая дебиторская задолженность (в миллионах единиц национальной валюты) | 3218 |
35. Внешние финансовые активы (в миллионах единиц национальной валюты) | 322х |
36. Ценные бумаги, кроме акций (в миллионах единиц национальной валюты) | 3223 |
37. Кредиты и займы (в миллионах единиц национальной валюты) | 3224 |
38. Акции и другие формы участия в капитале (в миллионах единиц национальной валюты) | 3225 |
39. Прочая дебиторская задолженность (в миллионах единиц национальной валюты) | 3228 |
40. Монетарное золото и СДР (в миллионах единиц национальной валюты) | 323 |
41. Обязательства (в миллионах единиц национальной валюты) | 33 |
42. Внутренние обязательства (в миллионах единиц национальной валюты) | 331 |
43. Валюта и депозиты (в миллионах единиц национальной валюты) | 3312 |
44. Ценные бумаги, кроме акций (в миллионах единиц национальной валюты) | 3313 |
45. Кредиты и займы (в миллионах единиц национальной валюты) | 3314 |
46. Прочая кредиторская задолженность (в миллионах единиц национальной валюты) | 3318 |
47. Внешние обязательства (в миллионах единиц национальной валюты) | 332 |
48. Валюта и депозиты (в миллионах единиц национальной валюты) | 3322 |
49. Ценные бумаги, кроме акций (в миллионах единиц национальной валюты) | 3323 |
50. Кредиты и займы (в миллионах единиц национальной валюты) | 3324 |
51. Прочая кредиторская задолженность (в миллионах единиц национальной валюты) | 3328 |
III. Долг сектора государственного управления | |
1. Долг центрального правительства | |
52. Внешний долг центрального правительства (в миллионах единиц иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США)) | |
53. Внешний долг центрального правительства (в миллионах единиц национальной валюты) | |
54. Внутренний долг центрального правительства (в миллионах единиц иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) | |
55. Внутренний долг центрального правительства (в миллионах единиц национальной валюты) | |
56. Условные долговые обязательства центрального правительства | |
2. Долг региональных органов управления | |
57. Внешний долг региональных органов управления | |
58. Внешний долг региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | |
59. Внутренний долг региональных органов управления | |
60. Внутренний долг региональных органов управления | |
61. Условные долговые обязательства региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)** | |
3. Долг местных (муниципальных) органов управления | |
62. Внешний долг местных (муниципальных) органов управления | |
63. Внешний долг местных (муниципальных) органов управления | |
64. Внутренний долг местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц иностранной валюты ((эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США)) | |
65. Внутренний долг местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) | |
66. Условные долговые обязательства местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)** | |
4. Долг сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям | |
67. Внешний долг сектора государственного управления | |
68. Внешний долг сектора государственного управления | |
69. Внутренний долг сектора государственного управления | |
70. Внутренний долг сектора государственного управления | |
71. Условные долговые обязательства сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты)** |
______________
* Классификационные коды, используемые в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (МВФ, 2014 год) для идентификации видов операций, других экономических потоков и позиций по запасам активов и обязательств.
** Информация предоставляется в аналитических целях.".