О Методике расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 года № 144

Обновленный

      Во исполнение пункта 1 статьи 6 Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
      1. Утвердить прилагаемую Методику расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
      2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

      Председатель Коллегии
      Евразийской экономической комиссии             В. Христенко

УТВЕРЖДЕНА         
Решением Коллегии      
Евразийской экономической комиссии
от 25 июня 2013 г. № 144   

МЕТОДИКА
расчета макроэкономических показателей, определяющих
устойчивость экономического развития государств – членов
Таможенного союза и Единого экономического пространства

      1. Настоящая Методика разработана в целях реализации Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года (далее – Соглашение).
      Методологической основой расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее – государства-члены), являются рекомендации Международного валютного фонда, изложенные в следующих документах: Руководство по статистике государственных финансов (2001 год), Статистика внешнего долга. Руководство для составителей и пользователей (2003 год), Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика (2007 год).
      2. Настоящая Методика применяется Евразийской экономической комиссией и государствами-членами для расчета в сопоставимых условиях следующих макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов:
      а) дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления;
      б) долг сектора государственного управления;
      в) уровень инфляции (индекс потребительских цен).
      3. В настоящей Методике используются понятия, которые означают следующее:
      «безусловные долговые обязательства» – денежные требования кредитора к сектору государственного управления по выплате суммы основного долга в установленный срок, которые подлежат неукоснительному исполнению и к которым относятся:
      кредитные соглашения и договоры, в том числе соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств;
      займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
      иные безусловные обязательства, отнесенные законодательством государства-члена к долговым;
      «взносы (отчисления) на социальные нужды» – фактические или условно исчисленные поступления в фонд социального обеспечения от работодателей, перечисляющих средства от имени своих работников, либо от лиц, работающих не по договору найма, или незанятых лиц, перечисляющих средства от собственного имени;
      «внешний долг сектора государственного управления» – остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внешним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
      «внутренний долг сектора государственного управления» – остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внутренним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
      «дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления» – превышение расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления с учетом операций с нефинансовыми активами над его доходами (превышение доходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его расходами с учетом операций с нефинансовыми активами);
      «долг сектора государственного управления» – остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных внешних и внутренних долговых обязательств сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
      «доходы (расходы) консолидированного бюджета сектора государственного управления» – все виды операций, включаемые в консолидированный бюджет сектора государственного управления, которые приводят к увеличению (уменьшению) чистой стоимости активов сектора государственного управления;
      «консолидированный бюджет сектора государственного управления» – денежный фонд сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
      «операции с нефинансовыми активами» – операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов нефинансовых активов, включающих в себя основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведенные активы;
      «операции с финансовыми активами» – операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов финансовых активов, включающих в себя финансовые требования, монетарное золото и специальные права заимствования (СДР), предоставляемые Международным валютным фондом в порядке распределения;
      «сектор государственного управления» – органы государственного управления,включающие в себя центральное правительство (центральные органы управления и фонд социального обеспечения), региональные органы управления, местные (муниципальные) органы управления;
      «социальные трансферты» – текущие пособия, выделяемые из фонда социального обеспечения и (или) из бюджета центральных, региональных и местных (муниципальных) органов управления для покрытия нужд населения, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию или иные семейные обстоятельства;
      «уполномоченные органы» – органы исполнительной власти государств-членов, в компетенцию которых входит расчет макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития этих государств;
      «уровень инфляции (индекс потребительских цен)» – изменение во времени общего уровня цен на потребительские товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами (населением) для непроизводственного потребления, рассчитываемое как отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;
      «условные долговые обязательства» – сумма полученных и непогашенных на конкретную дату негосударственных займов, обеспеченных гарантиями и поручительствами сектора государственного управления (если иное не предусмотрено законодательством государств-членов);
      «фиксированный набор потребительских товаров и услуг» –перечень репрезентативно отобранных товаров и услуг, потребляемых домашними хозяйствами (населением), с определенными количественными соотношениями составляющих его элементов, не меняющимися в течение заданного периода времени;
      «финансовый год» – период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года;
      «фонд социального обеспечения» – вне бюджетная организация, деятельность которой состоит в обеспечении функционирования социальных программ путем предоставления социальных трансфертов (выплат) населению за счет взносов (отчислений) на социальные нужды, а именно:
      в Республике Беларусь – Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;
      в Республике Казахстан – акционерное общество «Государственный фонд социального страхования»;
      в Российской Федерации – Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации.
      Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2014 № 30 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).
      4. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления рассчитывается по формуле:

Д(П)КБ = ДКБ – РКБ – ОНФА,

      где:
      Д(П)КБ – дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренный в единицах национальной валюты;
      ДКБ – доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты;
      РКБ – расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты;
      ОНФА – операции с нефинансовыми активами консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты.
      Макроэкономический показатель, определяющий дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитывается по формуле:

Д(П)КБ (%) = Д(П)КБ / ВВП Х 100 %,

      где:
      Д(П)КБ (%) – дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
      ВВП – объем валового внутреннего продукта в текущих ценах финансового года, измеренный в единицах национальной валюты.
      Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2014 № 30 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).
      5. Долг сектора государственного управления рассчитывается по формуле:

      ДСГУ = ДЦП + ДРОУ + ДМОУ,

      где:
      ДСГУ – долг сектора государственного управления;
      ДЦП – долг центрального правительства (центральных органов управления);
      ДРОУ – долг региональных органов управления;
      ДМОУ – долг местных (муниципальных) органов управления.
      Долг сектора государственного управления состоит из внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления.
      В состав долга сектора государственного управления не включаются условные долговые обязательства сектора государственного управления и долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования.
      Величина долга сектора государственного управления определяется по номинальной стоимости.
      Макроэкономический показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту рассчитывается как сумма значений показателей внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления в процентах к объему валового внутреннего продукта:

ДСГУ (%) = ДСГУВнешний (%) + ДСГУВнутренний (%),

      где:
      ДСГУ (%) – долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
      ДСГУВнешний (%) – внешний долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
      ДСГУВнутренний (%) – внутренний долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту.
      Показатели внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления в процентах к объему валового внутреннего продукта рассчитываются как сумма отношений номинальных объемов долга, выраженных в иностранной и национальной валютах заимствования, на последний день отчетного периода (финансовый год, квартал) к сумме квартальных объемов валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала). При этом часть номинального объема внешнего и внутреннего долга на последний день отчетного периода (финансовый год, квартал), выраженная в иностранной валюте заимствования, делится на сумму квартальных объемов валового внутреннего продукта
(за 4 предшествующих квартала), выраженных в национальной валюте и пересчитанных в иностранную валюту заимствования по среднему квартальному курсу национальной валюты, рассчитанному национальными (центральным) банками государств-членов, а часть номинального объема внешнего и внутреннего долга на последний день отчетного периода (финансовый год, квартал), выраженная в национальной валюте заимствования, делится на сумму квартальных объемов валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженных в национальной валюте.
      Уполномоченные органы государств-членов рассчитывают квартальный и годовой макроэкономический показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту в соответствии с настоящей Методикой.
      По предложению государства-члена Евразийская экономическая комиссия самостоятельно рассчитывает макроэкономический показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на основе представляемой в соответствии с законодательством этого государства-члена в Евразийскую экономическую комиссию информации о номинальных объемах внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления в валютах заимствования на последний день отчетного периода (финансовый год, квартал), квартальных объемах валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженных в национальной валюте, а также среднем квартальном курсе национальной валюты к иностранной валюте заимствования, рассчитанному национальным (центральным) банком этого государства-члена.
      Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2014 № 30 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).
      6. Методика расчета уровня инфляции (индекса потребительских цен) в государствах-членах основывается на международной методологии, изложенной в Руководстве по индексу потребительских цен: теория и практика (Международный валютный фонд, 2007 год).
      Показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) в годовом выражении измеряется как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах декабря анализируемого года к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.
      Для квартального мониторинга уровня инфляции (индекса потребительских цен) используется показатель, измеренный в годовом выражении как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах последнего месяца квартала текущего года к его стоимости в ценах аналогичного месяца предыдущего года.
      В аналитических целях используется показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) за период с начала года, измеряемый как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах анализируемого месяца к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.
      Расчет уровня инфляции (индекса потребительских цен) производится государствами-членами в соответствии с национальной методологией.
      При расчете уровня инфляции (индекса потребительских цен) допускаются различия в фиксированном наборе потребительских товаров и услуг, а также в долях (весах) потребления в общем объеме фиксированного набора потребительских товаров и услуг исходя из национальных особенностей потребления товаров и услуг домашними хозяйствами (населением) в государствах-членах.
      Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2014 № 30 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).
      7. Уполномоченные органы государств-членов представляют в Евразийскую экономическую комиссию информацию по показателям дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления, долга сектора государственного управления, уровня инфляции (индекса потребительских цен), рассчитанным в соответствии с настоящей Методикой, а также в порядке и в сроки, установленные Порядком обмена информацией между уполномоченными органами государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и Евразийской экономической комиссией в целях проведения согласованной макроэкономической политики, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 декабря 2012 г. № 270.
      В аналитических целях уполномоченные органы представляют в Евразийскую экономическую комиссию на постоянной основе ежеквартально (нарастающим итогом с начала года) информацию об операциях сектора государственного управления в соответствии со структурой по форме согласно приложению № 1, об операциях с финансовыми активами сектора государственного управления, включающими операции с бюджетными кредитами, в соответствии со структурой по форме согласно приложению № 2 и о долге сектора государственного управления в соответствии со структурой по форме согласно приложению № 3.
      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2014 № 30 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1         
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих   
устойчивость экономического развития
государств – членов Таможенного союза
и Единого экономического пространства

(форма)

                         СТРУКТУРА
         операций консолидированного бюджета сектора
                  государственного управления

      Сноска. Приложение 1 в редакции решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2014 № 30 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).

Наименование

Единица измерения

млрд. единиц
национальной
валюты

в %
к валовому
внутреннему
продукту

Бюджет центральных органов управления
(федеральный (республиканский) бюджет)*



доходы



расходы
в том числе социальные трансферты из них пенсии



операции с нефинансовыми активами



дефицит (профицит)



Бюджет региональных органов управления*



доходы



расходы



операции с нефинансовыми активами



дефицит (профицит)



Бюджет местных (муниципальных) органов управления*



доходы



расходы



операции с нефинансовыми активами



дефицит (профицит)



Бюджет фонда социального обеспечения*



доходы
в том числе взносы (отчисления) на социальные нужды



расходы
в том числе социальные трансферты из них пенсии



операции с нефинансовыми активами



дефицит (профицит)



Консолидированный бюджет сектора государственного
управления, за исключением взаимосвязанных
показателей по консолидируемым позициям**



доходы



расходы



операции с нефинансовыми активами



дефицит (профицит)



___________
      * Информация представляется по итогам финансового года. Расчет осуществляется в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (Международный валютный фонд, 2001 год).
      ** Информация представляется ежеквартально и по итогам финансового года. Расчет осуществляется в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (Международный валютный фонд, 2001 год).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2         
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих  
устойчивость экономического развития
государств – членов Таможенного союза
и Единого экономического пространства

(форма)

                           СТРУКТУРА
операций с финансовыми активами сектора государственного управления

      Сноска. Приложение 2 с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2014 № 30 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).

Код*

Наименование

Единица измерения

млрд. единиц
национальной      валюты

в % к
валовому
внутреннему
продукту

32

Финансовые активы



321

Внутренние



3212

Валюта и депозиты



3213

Ценные бумаги, кроме акций



3214

Кредиты и займы

   в том числе:




   бюджетам других уровней




   юридическим лицам-резидентам




   физическим лицам-резидентам



3215

Акции и другие формы участия в капитале



3218

Прочая дебиторская задолженность



322

Внешние



3222

Валюта и депозиты



3223

Ценные бумаги, кроме акций



3224

Кредиты и займы

   в том числе:




   юридическим лицам-нерезидентам




   иностранным государствам



3225

Акции и другие формы участия в капитале



3228

Прочая дебиторская задолженность



323

Монетарное золото и СДР



________________

*Код операций с финансовыми активами приведен в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (Международный валютный фонд, 2001 год)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3          
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих     
устойчивость экономического развития
государств – членов Таможенного союза
и Единого экономического пространства
(в редакции Решения Коллегии    
Евразийской экономической комиссии
от 6 марта 2014 г. № 30)    

(форма)           

                              СТРУКТУРА
            долга сектора государственного управления

      Сноска. Приложение 3 в редакции решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2014 № 30 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).

Наименование

Единица измерения

млрд. единиц
валюты

в % к валовому
внутреннему продукту

Долг центрального правительства



внешний:



в иностранной валюте



в национальной валюте



внутренний:



в иностранной валюте



в национальной валюте



Долг региональных органов управления



внешний:



в иностранной валюте



в национальной валюте



внутренний:



в иностранной валюте



в национальной валюте



Долг местных (муниципальных) органов
управления



внешний:



в иностранной валюте



в национальной валюте



внутренний:



в иностранной валюте



в национальной валюте



Долг сектора государственного управления, за
исключением взаимосвязанных показателей по
консолидируемым позициям



внешний:



в иностранной валюте



в национальной валюте



внутренний:



в иностранной валюте



в национальной валюте



Условные долговые обязательства*



____________
      * Информация представляется в аналитических целях