Об утверждении Правил внутренней торговли

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 апреля 2005 года
N 371. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 1034

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 23.12.2015 № 1034 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Примечание РЦПИ!
      В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 264.
      

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года "О регулировании торговой деятельности" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила внутренней торговли.

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит опубликованию.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждены                
постановлением Правительства      
Республики Казахстан          
от 21 апреля 2005 года N 371      

Правила внутренней торговли

1. Общие положения

       1. Настоящие Правила внутренней торговли (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года "О регулировании торговой деятельности" и определяют порядок осуществления внутренней торговой деятельности на территории Республики Казахстан.

      2. Настоящие Правила не распространяются на отношения по обороту отдельных видов товаров, которые регулируются специальными законодательными актами Республики Казахстан.

      3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
      1) автолавка - специализированное автотранспортное средство, оснащенное торговым оборудованием;
      2) ассортимент товара - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков;
      3) внутренняя торговля (внутренняя торговая деятельность) - торговая деятельность, осуществляемая на территории Республики Казахстан;
      4) выездная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством;
      5) выносной прилавок - легко возводимое перевозное или переносное торговое место, располагаемое на специально определенном месте;
      6) качество товара - совокупность потребительских свойств товара;
      7) киоск - оснащенное торговым оборудованием некапитальное переносное строение, не имеющее торгового зала, установленное на специально отведенном земельном участке;
      8) магазин - капитальное стационарное строение или его часть, обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже;
      9) оптовая торговля - предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназначенных для последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
      10) палатка - легко возводимое строение из сборно-разборных конструкций, оснащенное торговым оборудованием и располагаемое на специально определенном месте;
      11) покупатель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар;
      12) продавец - субъект торговой деятельности, осуществляющий торговую деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
      13) розничная торговля - предпринимательская деятельность по продаже товаров потребителям для их личного использования;
      14) срок годности - период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению;
      15) срок хранения - период, в течение которого товар при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативных документах;
      16) скоропортящиеся пищевые продукты - пищевые продукты, требующие специальных условий транспортировки, хранения и реализации в строго регламентируемые сроки;
      17) товар - любой, не изъятый из оборота, продукт труда, предназначенный для продажи или обмена;
      18) товарное соседство - условия, исключающие совместное хранение и реализацию сырых и готовых продуктов, предотвращающие их загрязнение и проникновение посторонних запахов, отражающихся на качестве товара;
      19) торговая деятельность - предпринимательская деятельность физических и юридических лиц, направленная на осуществление купли-продажи товаров;
      20) торговая информация - сведения о товаре, изготовителе, продавце, предусмотренные законодательством и доводимые до покупателя с целью ознакомления с товаром и особенностями его использования;
      21) торговый автомат - автоматизированное устройство, предназначенное для продажи товаров;
      22) торговый дом - капитальное стационарное строение, в котором расположена совокупность торговых объектов и объектов общественного питания, управляемых как единое целое, предназначенное для торговой деятельности и обеспеченное торговыми, административно-бытовыми и складскими помещениями и площадкой для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории;
      23) торговый зал - специально оборудованная основная часть торгового помещения, предназначенная для обслуживания покупателей;
      24) торговый инвентарь - предметы, предназначенные для осуществления торговой деятельности;
      25) торговый объект - имущественный комплекс, используемый субъектами торговой деятельности для осуществления торговой деятельности;
      26) торговый рынок - обособленный имущественный комплекс с централизацией функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны, действующий на постоянной основе, изолированный от прилегающей территории, предназначенный для торговой деятельности и обеспеченный площадкой для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории;
      27) цена - денежное выражение стоимости товара;
      28) уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование и координацию в сфере торговой деятельности;
      29) общественное питание - предпринимательская деятельность, связанная с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания;
      30) ресторан - объект общественного питания и отдыха, предлагающий ассортимент блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, а также алкогольную продукцию с обязательным предоставлением услуг официантов потребителям;
      31) кафе - объект общественного питания и отдыха, предлагающий ассортимент блюд несложного приготовления, а также алкогольную продукцию с обязательным предоставлением услуг официантов потребителям;
      32) бар - объект общественного питания и отдыха, предлагающий потребителям закуски, десерты и кондитерские изделия, а также алкогольную продукцию;
      33) столовая - объект общественного питания с самостоятельным обслуживанием потребителей.
      Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.06.2011 № 738 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).

2. Субъекты и объекты внутренней торговой деятельности

      4. К субъектам внутренней торговой деятельности относятся физические или юридические лица, осуществляющие в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, торговую деятельность.

      5. К объектам внутренней торговли относятся торговые объекты и объекты общественного питания.

      6. К торговым объектам относятся:
      1) торговый автомат;
      2) выносной прилавок;
      3) автолавка;
      4) палатка;
      5) киоск;
      6) магазин;
      7) торговый дом;
      8) торговый рынок.

      7. Специализация торгового объекта определяется его собственником по согласованию с государственными органами санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      8. Объекты общественного питания подразделяются на следующие категории:
      1) ресторан;
      2) кафе;
      3) бар;
      4) столовая.

3. Требования к осуществлению торговой деятельности

Параграф 1. Общие требования к осуществлению
торговой деятельности

       9. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.

      10. Продавец при осуществлении торговой деятельности соблюдает с учетом профиля и специализации требования, установленные в национальных стандартах, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.
      Сноска. Пункт 10 в редакции постановления Правительства РК от 23.07.2013 № 735.

      11. Продавец располагает необходимым помещением, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасность товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателем товаров.

      12. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он представляет информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
      Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателем местах.
      Аналогичная информация также доводится до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного местонахождения продавца.

      13. Продавец своевременно в наглядной и доступной форме доводит до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, а именно:
      1) наименование товара;
      2) страну происхождения товара, наименование и местонахождение (адрес) изготовителя товара, местонахождение организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
      3) обозначение стандартов, требованиям которых должен соответствовать товар;
      4) сведения о потребительских свойствах и составе товара;
      5) способ, правила и условия эффективного и безопасного использования и хранения товара;
      6) гарантийные обязательства и порядок предъявления претензий;
      7) дату изготовления, срок службы или срок хранения и годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
      8) условия приобретения товара;
      9) оптовую и (или) розничную цену товара, в том числе с указанием налога на добавленную стоимость;
      10) сведения о качестве товара и товарном знаке изготовителя;
      11) при продаже аудио-, аудиовизуальной продукции, программ для электронных вычислительных машин и баз данных - сведения об обладателе авторских и (или) смежных прав на произведение.

      14. Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), продавец доводит до покупателя эту информацию.

      15. При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям и представляет потребителю по его требованию один из следующих документов:
      1) сертификат или декларацию о соответствии и санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности товара;
      2) копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата или уполномоченным органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
      3) товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом);
      4) в случае воспроизведения произведений по авторскому (лицензионному) договору - копию договора.
      Документы, указанные в подпунктах 3) и 4), заверяются подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его реквизитов.

      16. Информация о товаре, его изготовителе и продавце доводится до сведения покупателя способами, установленными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров, или международными стандартами.
      Данная информация должна соответствовать требованиям, установленным законодательными актами Республики Казахстан.

      17. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на государственном и русском языках, а при необходимости, по усмотрению продавца, на других языках.

      18. К продаже не допускаются:
      1) товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, изготовленные с нарушением авторских и (или) смежных прав или с незаконным использованием чужого товарного знака;
      2) товары, изъятые из оборота;
      3) товары, оборот которых ограничен законодательством Республики Казахстан, без получения специального разрешения;
      4) подакцизные товары , подлежащие маркировке в установленном порядке, без наличия на них акцизных марок;
      5) товары ненадлежащего качества, не отвечающие требованиям безопасности и не соответствующие нормативным документам, техническим условиям;
      6) иные товары, запрещенные к продаже законодательством   Республики Казахстан.

      19. Продавец представляет наглядную и достоверную информацию об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемом виде торговли при продаже товаров. При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с информацией о качестве и безопасности продукции.

      20. Продавец предоставляет возможность покупателю осмотреть предлагаемый товар, провести проверку свойств или демонстрацию его действия, если это не исключено ввиду характера товара.

      21. Покупателю предоставляется возможность проверить качество, комплектность, меру, вес и цену приобретаемых товаров, их удобства, а также получить информацию по безопасному и правильному их использованию.
      Продавец в таких случаях предоставляет ему контрольно-измерительные приборы, в том числе для самостоятельной проверки указанных характеристик, и, при необходимости, способствует направлению их на экспертизу.

      22. Продавец обеспечивает наличие четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара.

      23. Цены на товары определяются субъектами торговой деятельности самостоятельно. Государственное регулирование цен допускается только в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

      24. Договор купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан или договором между продавцом и покупателем.

      25. Продавец при осуществлении торговой деятельности применяет контрольно-кассовые машины с фискальной памятью в порядке и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

      26. Продавец предлагает покупателю услуги, связанные с продажей товаров, которые могут быть включены в стоимость товара.
      При этом покупателю предоставляется возможность отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.

      27. Продавец не обуславливает продажу одних товаров обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей.

      28. Продавец передает покупателю товар надлежащего качества в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности с относящимися к товару документами и принадлежностями.
      Требования к качеству, таре и (или) упаковке передаваемого товара, его комплектности, принадлежностям и документации, комплекту товаров, а также к условиям доставки товара устанавливаются законодательством Республики Казахстан.

      29. При продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок продавец не может продать товар другому покупателю в течение этого срока.
      Если иное не предусмотрено договором между продавцом и покупателем, неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в течение определенного договором срока могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от приобретения товара.

      30. Покупателю предоставляется возможность в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар надлежащего качества в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом.
      При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупателю предоставляется возможность возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
      По договоренности продавец предоставляет возможность покупателю обменять приобретенный товар на аналогичный товар, при первом его поступлении в продажу.
      Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

      31. Покупателю, которому передан товар ненадлежащего качества, если недостатки товара не были оговорены продавцом, предоставляется возможность по своему выбору потребовать от продавца:
      1) соразмерного уменьшения покупной цены;
      2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
      3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
      4) замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору;
      5) отказа от исполнения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Параграф 2. Требования к торговым объектам

      32. Объекты торговой деятельности, за исключением торговых автоматов, выносных прилавок, автолавок, палаток и киосков, оснащаются:
      1) вывесками (на государственном, русском и других, по желанию продавца, языках) с указанием фирменного наименования своей организации, ее местонахождения (адреса) и режима работы;
      2) указателями торговых зон по специализациям;
      3) планами с указанием всех необходимых объектов: торговых рядов, справочного бюро, санузлов, контрольных средств измерений и другими;
      4) указателями направлений к торговым подразделениям (овощные, фруктовые, мясные, молочные, бытовые товары, одежда, обувь и другими), пунктам питания, контрольным весам, выходам, стоянкам автотранспорта, детским площадкам;
      5) стоянками для парковки автотранспорта;
      6) санузлами;
      7) охраной.

      33. Объекты торговой деятельности должны отвечать правилам техники безопасности, ветеринарным, санитарно-эпидемиологическимпротивопожарным и другим требованиям, установленным для соответствующего объекта торговой деятельности.

      34. Размещение торгового оборудования в торговом объекте обеспечивает потребителям свободный доступ к местам торговли, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийной или чрезвычайной ситуации.

      35. В непродовольственных торговых объектах (залах торговых объектов) при продаже вещей (одежда, обувь) создаются условия для их примерки, а для сложно-технических и других товаров, требующих проверки, условия для ее проведения.

      36. Торговля сельскохозяйственной продукцией осуществляется с соблюдением принципов товарного соседства из посуды, изготовленной из материалов, разрешенных к применению в Республике Казахстан государственными органами санитарно-эпидемиологической службы.

      37. Торговый объект оснащается необходимым торговым инвентарем, оборудованием, в том числе средствами измерений, допущенными к применению в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан "Об обеспечении единства измерений".

Параграф 2-1. Общие требования к осуществлению деятельности объектов
общественного питания по категориям: ресторан, кафе, бар, столовая

      Сноска. Раздел 3 дополнен параграфом 2-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 30.06.2011 № 738 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).

      37-1. На объектах общественного питания (ресторанах, кафе, барах, столовых) должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества.
      37-2. Размещение объектов общественного питания (ресторанов, кафе, баров, столовых), предоставление земельных участков, утверждение проектной документации на строительство и реконструкцию, ввод в эксплуатацию допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
      37-3. Архитектурно-планировочные решения и конструктивные элементы зданий объектов общественного питания (ресторанов, кафе, баров, столовых) и используемое техническое оборудование должны соответствовать государственным нормативным документам в области архитектуры, градостроительства и строительства, а также Техническим регламентам, действующим на территории Республики Казахстан.
      37-4. Допускается размещение объектов общественного питания (ресторанов, кафе, баров, столовых) в отдельно стоящих и пристроенных зданиях, помещениях, встроенных в общественные здания, на первых и цокольных этажах зданий, а также на территории промышленных объектов.
      В зданиях жилого назначения допускается размещение только встроено-пристроенных объектов общественного питания (ресторанов, кафе, баров, столовых) с ограниченным количеством мест и площади помещений.
      37-5. Объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые), расположенные в жилых зданиях, должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений. Для объектов малой производительности допускается загрузка с парадного входа до начала ее работы.
      37-6. При размещении объектов общественного питания (ресторанов, кафе, баров, столовых) в жилых зданиях их помещения должны соответствовать требованиям государственных нормативных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства по уровню шума, вибрации и требованиям звукоизоляции.
      37-7. Не допускаются размещение летних площадок объектов общественного питания (ресторанов, кафе, баров, столовых) под окнами первого этажа жилых зданий и на тротуарах, а также установка технологического оборудования по приготовлению пищи и звукопроизводящей аппаратуры.
      37-8. На объектах общественного питания (ресторанах, кафе, барах, столовых) не допускаются размещение помещений под жилье, работ и услуг, не связанных с общественным питанием, а также содержание животных и птиц.
      37-9. На объектах общественного питания (ресторанах, кафе, барах, столовых) должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийных ситуациях и вывешиваются на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию потребителей, как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации.
      37-10. Объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые) должны быть обеспечены исправными первичными средствами пожаротушения согласно определению необходимого количества первичных средств пожаротушения, оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре согласно действующим нормам, оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе иметь искусственное и естественное освещение, горячее и холодное водоснабжение, канализационную, отопительную, вентиляционную системы, телефонную связь.
      37-11. На строящихся и реконструируемых объектах общественного питания (ресторанах, кафе, барах, столовых) для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в залах, специально оборудованные туалетные комнаты согласно действующим требованиям государственных нормативных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства.
      37-12. На объектах общественного питания (ресторанах, кафе, барах, столовых) в соответствии со спецификой обслуживаемого контингента могут быть предусмотрены зоны специального обслуживания, например диетического, лечебно-профилактического, детского питания.
      37-13. Размещение производственных помещений и оборудования в этих помещениях должно обеспечивать последовательность (поточность) технологических процессов производства и реализации продукции, а также соблюдение санитарных правил, норм технологического проектирования.
      37-14. Территория объектов общественного питания (ресторанов, кафе, баров, столовых) должна быть благоустроена, содержаться в чистоте, на ней должны быть предусмотрены площадки для временной парковки транспорта, асфальтированная или бетонированная площадка для установки контейнеров с крышками для сбора мусора. Площадка мусоросборника располагается на расстоянии не менее 25 метров от объектов и от окон и дверей жилых домов.

Параграф 3. Санитарно-эпидемиологические и ветеринарные
требования при организации и осуществлении
торговой деятельности

      38. Субъекты торговой деятельности, занимающиеся хранением и реализацией пищевых продуктов, должны соблюдать санитарно-эпидемиологические правила и нормы, гигиенические нормативы в соответствии с законодательством Республики Казахстан .

      39. Субъекты торговой деятельности, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению и реализации продуктов и сырья животного происхождения, ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок, проходят процедуру идентификации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области ветеринарии.

      40. Работники торговых объектов и объектов общественного питания, реализующие продовольственные товары и предоставляющие услуги общественного питания, проходят медицинский осмотр и гигиеническое обучение в порядке, установленном уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4. Виды внутренней торговли

       41. К видам внутренней торговли относятся оптовая и розничная торговля, общественное питание и иные, установленные законодательством виды торговли (аукционная, комиссионная, приграничная, выездная, выставочно-ярмарочная, электронная, биржевая торговля и торговля по заказам).

Параграф 1. Порядок осуществления оптовой торговли

      42. Оптовая торговля осуществляется в специализированных или смешанных, при наличии обособленных мест, отделенных от мест осуществления розничной торговли магазинах, торговых домах и торговых рынках.
      При наличии обособленных мест допускается оптовая торговля овощной и плодоовощной продукцией с транспортных средств.

      43. По широте ассортимента товаров оптовая торговля может быть специализированной и универсальной.
      Специализированная оптовая торговля ориентируется на торговлю определенными видами товаров.
      Универсальная оптовая торговля ориентируется на торговлю несколькими видами товаров.

      44. Торговый объект, при осуществлении оптовой торговли, в зависимости от специфики ассортимента и конкретных условий функционирования может размещаться как в зонах производства товара, так и в центрах их массового потребления.

      45. При осуществлении оптовой торговли не могут устанавливаться:
      1) уровни и пределы цен на товары, реализуемые на торговых объектах;
      2) размеры вознаграждения, взимаемого посредниками на торговом объекте, за посредничество при сделках.

      46. При осуществлении оптовой торговли собственники торговых объектов обеспечивают следующие требования:
      1) продажу, закупку, хранение товаров;
      2) создание организационных условий для ведения оптовой торговли, заключения торговых сделок;
      3) обеспечение контроля качества реализуемых товаров и соблюдение требований настоящих Правил;
      4) обеспечение субъектов оптовой торговли весоизмерительным оборудованием и другими видами услуг;
      5) создание и обеспечение функционирования инженерной инфраструктуры, техническое обслуживание холодильного, торгового и иного оборудования и механизмов;
      6) охрану торгового объекта и безопасность ведения оптовой купли-продажи.
      На территории объекта оптовой торговли также могут располагаться службы уполномоченных государственных органов в области технического регулирования и метрологии, санитарно-эпидемиологической службы, ветеринарного надзора и отделения (филиалы) банковских и финансовых учреждений, связи и другие.
      Сноска. Пункт 46 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 28.06.2008 N 637 (порядок введения в действие см. п. 2 ).

      47. При осуществлении оптовой торговли допускается осуществление расчетов по заключенным договорам купли-продажи в безналичном порядке.
      По согласованию с участниками оптовых торгов (собственниками товара), при осуществлении оптовой торговли допускаются аукционные и конкурсные торги.

Параграф 2. Порядок осуществления розничной торговли

       48. Продавец, осуществляющий розничную торговлю, реализует товар каждому, кто обратится за покупкой товара, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан установлено ограничение по возрасту потребителя при продаже каких-либо товаров. В таких случаях продавец отказывает в продаже, если потребитель не предъявил документы, подтверждающие его возраст.

      49. При осуществлении розничной торговли продавец передает покупателю товары, предназначенные для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

      50. Розничная торговля осуществляется через магазины, торговые дома, торговые рынки, торговые автоматы, киоски, автолавки, палатки и выносные прилавки.

      51. При розничной продаже каждая единица товара упаковывается, расфасовывается, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан или договором либо не вытекает из природы самого товара.

      52. Выставление товаров, демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (описание, каталоги, фотоснимки и тому подобное) в месте их продажи признаются публичной офертой независимо от того, указаны ли цены и другие существенные условия договора купли-продажи, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

      53. Розничная торговля вне торговых мест путем сетевого маркетинга, общественных распространителей, продажи по почте и другими способами регулируется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан .

      54. Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не установлено законодательными актами или договором розничной купли-продажи, в том числе, условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель.

Параграф 3. Порядок осуществления торговли
объектами общественного питания

      55. Субъекты торговой деятельности для производства, переработки, реализации и организации потребления собственной продукции, а также других продовольственных товаров и организации потребления продукции общественного питания и предоставления услуг используют имущественный комплекс - ресторан, кафе, столовую, бар.

      56. - 61. Исключены постановлением Правительства РК от 30.06.2011 № 738 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).

      62. Субъекты торговой деятельности осуществляют свою деятельность, как в торговых залах объекта общественного питания, так и за их пределами, если иное не установлено настоящими Правилами.
      Помещения объекта общественного питания устанавливаются и оборудуются в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством Республики Казахстан.
      Сноска. Пункт 62 в редакции постановления Правительства РК от 30.06.2011 № 738 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).

      63. Объекты общественного питания, кроме информации, указанной в пункте 13 настоящих Правил, представляют покупателю следующие сведения:
      1) об ассортименте предлагаемой продукции;
      2) о перечне предоставляемых услуг.

      64. Объектами общественного питания, обслуживающими определенный контингент покупателей (рабочие, учащиеся, пассажиры, зрители и другие), устанавливается режим работы в соответствии с режимом работы, расписанием занятий, графиком движения самолетов, поездов, автобусов по согласованию с администрациями организаций, учреждений, при которых они находятся.

      65. Представление посетителям меню в объектах общественного питания признается предложением (публичной офертой) на заключение договора розничной купли-продажи товаров общественного питания, указанных в меню.

      66. Исключен постановлением Правительства РК от 30.06.2011 № 738 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).

5. Порядок осуществления иных видов торговли

Параграф 1. Аукционная торговля

       67. Аукционная торговля по продаже товаров осуществляется путем проведения публичных торгов.
      Стартовая цена может определяться исходя из рыночной стоимости товара на момент проведения торгов продавцом, конечная цена определяется покупателем в результате проведения торгов.

      68. При конкурсных торгах в форме аукциона продавец обязуется продать предмет аукциона тому участнику аукциона, который предложит за него наиболее высокую цену.

      69. Аукционная торговля может проводиться на условиях повышения или понижения цены, от объявленной продавцом.

      70. Условиями аукционной торговли, проводимой на понижение цен, может быть предусмотрена минимальная цена, по которой предмет может быть продан.

      71. Предметом аукционной торговли может быть любое движимое или недвижимое имущество, кроме товаров, указанных в пункте 18 настоящих Правил.

      72. Предложения об участии в аукционной торговле содержат сведения о предмете аукциона, месте и времени его проведения.

      73. Лица, пожелавшие принять участие в аукционной торговле, до начала аукциона, если иное не установлено условиями его проведения, представляют заявку на участие в аукционе и вносят установленную сумму гарантийного взноса.

      74. Если предмет аукциона не пожелал приобрести ни один из его участников, исходная цена может быть снижена или предмет аукциона снят с данного аукциона.

      75. Если иное не установлено условиями аукциона, с участником аукциона, предложившим наибольшую цену, заключается договор о продаже ему предмета аукциона.

      76. Если покупатель отказался заключить договор, предусмотренный пунктом 75 настоящих Правил, он исключается из числа участников аукциона, гарантийный взнос ему не возвращается, а предмет аукциона, от приобретения которого отказался покупатель, может быть снова выставлен на торги.

      77. Лицам, принявшим участие в аукционе, но ничего не купившим на нем, сумма гарантийного взноса возвращается.
      Лицам, купившим какой-либо из предметов аукциона, сумма гарантийного взноса засчитывается в счет уплаченной покупной цены.

Параграф 2. Комиссионная торговля

       78. Товары на комиссию принимаются от граждан Республики Казахстан, иностранных граждан, лиц без гражданства.

      79. За комитентом сохраняется право собственности на товар, принятый на комиссию, до момента его продажи (передачи) покупателю, если иной порядок перехода права собственности не предусмотрен гражданским законодательством Республики Казахстан.

      80. Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него товара, переданного комитентом для продажи.

      81. По соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию принимаются новые и бывшие в употреблении непродовольственные товары.

      82. Прием товаров на комиссию оформляется путем составления договора комиссии в письменной форме, подписываемого комиссионером и комитентом, в котором содержатся следующие сведения:
      1) номер договора, дата его составления;
      2) наименование и реквизиты сторон (адрес, расчетный счет, телефон комиссионера, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность комитента);
      3) наименование товара;
      4) степень износа и недостатки бывшего в употреблении товара;
      5) цена товара;
      6) размер и порядок уплаты комиссионного вознаграждения;
      7) условия принятия товара на комиссию; порядок проведения и размер уценки товара; сроки реализации товара до и после его уценки; условия и порядок возврата комитенту не проданного комиссионером товара;
      8) условия и порядок расчетов между комиссионером и комитентом; размер оплаты расходов комиссионера по хранению товара, принятого на комиссию, если по соглашению сторон эти расходы подлежат возмещению.
      В договор, которым оформляется прием товаров на комиссию, по соглашению сторон могут быть включены дополнительные условия, не ущемляющие права комитента.
      Если на комиссию сдается несколько товаров, их наименования и цены могут указываться в перечне товаров, являющемся неотъемлемой частью договора, которым оформляется прием товаров на комиссию. Указанный договор составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается комитенту, второй остается у комиссионера.

      83. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники (далее именуются - транспортные средства), номерные агрегаты к ним как отечественного, так и иностранного производства, подлежащие государственной регистрации в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, принимаются на комиссию при наличии документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и агрегаты к ним, снятие их с учета в связи с продажей.

      84. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней принимаются на комиссию в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными настоящими Правилами.

      85. Не принимаются на комиссию товары, предусмотренные в пункте 18 настоящих Правил, а также товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; предметы личной гигиены; парфюмерно-косметические товары; изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования; товары бытовой химии; лекарственные средства.

      86. При приеме товара на комиссию к нему прикрепляется товарный ярлык, а на мелкие изделия (часы, бусы, броши и другие аналогичные изделия) - ценник с указанием номера документа, оформляемого при приеме товара, и цены.
      В перечне товаров, принятых на комиссию, и товарном ярлыке указываются сведения, характеризующие состояние товара (новый, бывший в употреблении, степень износа, основные товарные признаки, недостатки товара). В отношении принятых на комиссию транспортных средств в эти сведения включаются идентификационный номер, марка, модель транспортного средства, наименование (тип), год выпуска, номера двигателя, шасси (рамы), кузова (прицепа), регистрационного знака "транзит", цвет кузова (кабины), пробег по данным спидометра, серия и номер паспорта транспортного средства, а в отношении транспортного средства, ввезенного на территорию Республику Казахстан, также указываются номер и дата документа, подтверждающего его таможенное оформление в соответствии с законодательством Республики Казахстан .
      Перечень товаров, принятых на комиссию, и товарный ярлык подписываются комиссионером и комитентом.

      87. Комиссионер может предоставлять комитенту с его согласия дополнительные услуги (по приему и оценке товара на дому, доставке крупногабаритного товара от комитента на торговый объект и другие).

      88. Комитент может в любое время отказаться от исполнения договора комиссии, отменив данное комиссионеру поручение. Комиссионер может требовать возмещения убытков, вызванных отменой поручения.
      Комитент в срок, установленный договором комиссии, а если такой срок не установлен, незамедлительно распоряжается своим имуществом, находящимся в ведении комиссионера.
      Если комитент не распорядился своим имуществом, комиссионер может сдать товар на хранение за счет комитента либо продать его по возможно более выгодной для комитента цене.

      89. Споры, возникающие между комиссионером и комитентом по выполнению условий договора комиссии, рассматриваются в соответствии с законодательством Республики Казахстан .

      90. Цена товара определяется соглашением комиссионера и комитента.

      91. Комитент уплачивает комиссионеру комиссионное вознаграждение, размер которого определяется соглашением сторон.
      Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрены и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, обычно взимаемом при сравнимых обстоятельствах за аналогичные услуги.

      92. Товар, принятый на комиссию, поступает в продажу не позднее следующего дня после его приема, за исключением выходных и праздничных дней.
      В случае задержки в поступлении товара в продажу по вине комиссионера последний уплачивает комитенту за каждый день просрочки неустойку в размере трех процентов от суммы вознаграждения. По соглашению сторон может быть установлен более высокий размер неустойки.

      93. Принятое на себя поручение комиссионер исполняет в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре таких указаний - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, на наиболее выгодных для комитента условиях.

      94. Комиссионер может отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответ на свой запрос. Комиссионер уведомляет комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным.
      Комиссионеру может быть предоставлена комитентом возможность отступать от его указаний без предварительного запроса. В этом случае комиссионер в разумный срок уведомляет комитента о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором комиссии.

      95. Новый товар с недостатками, не обнаруженными при приеме его на комиссию и выявленными до продажи (передачи) покупателю, снимается с реализации и возвращается комитенту, если не доказано, что недостатки возникли по вине комиссионера, без оплаты расходов комиссионера по хранению товара. По соглашению сторон может быть определен иной порядок использования этого товара.

      96. При продаже товара, имеющего гарантийный срок, если он не истек, покупателю передаются полученный от комитента гарантийный талон, технический паспорт, сервисная книжка или иной заменяющий ее документ, подтверждающий возможность покупателя на использование оставшегося гарантийного срока.

      97. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены комиссионером, может по своему выбору потребовать:
      1) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
      2) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
      3) соразмерного уменьшения покупной цены;
      4) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
      5) возмещения расходов на устранение недостатков товара.
      При этом покупатель может потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
      Требования покупателя, указанные в подпунктах 1), 4) и 5) настоящего пункта, подлежат удовлетворению с согласия комиссионера.
      Вместо предъявления указанных в настоящем пункте требований, покупатель может отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
      При этом покупатель по требованию комиссионера и за его счет возвращает полученный товар ненадлежащего качества.

      98. Порядок и размеры уценки товаров, принятых на комиссию, согласовываются комиссионером и комитентом при заключении договора комиссии.
      Способ уведомления комитента о вызове и сроки его явки определяются соглашением сторон.
      При отказе комитента от уценки ему возвращается товар с возмещением комиссионеру расходов по его хранению, если это предусмотрено договором.
      Проведение оценок товара отражается в прилагаемом к договору перечне товаров, принятых на комиссию, товарном ярлыке или ценнике.

      99. В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

      100. Комиссионер, продавший имущество по цене ниже согласованной с комитентом, возмещает последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки, а также то, что он не имел возможности получить предварительного согласия комитента на отступление от его указаний.

      101. Деньги за проданный товар выплачиваются комиссионером комитенту не позднее, чем на третий день после продажи товара.
      Выплата денег за проданный товар, а также возврат принятого на комиссию, но непроданного товара производятся по предъявлении комитентом документа, подтверждающего заключение договора комиссии, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность комитента.
      По желанию комитента выплата ему денег за проданный товар может производиться комиссионером по безналичному расчету.

      102. Выплата денег за проданный товар, а также возврат непроданного товара могут быть произведены комиссионером лицу, уполномоченному комитентом, по предъявлении доверенности, оформленной в установленном порядке, и документа, подтверждающего заключение договора комиссии.

      103. Требования комитента, связанные с ненадлежащим исполнением договора комиссии, могут быть предъявлены комиссионеру в течение 30 дней со дня выплаты комитенту денег за проданный товар либо возврата ему непроданного товара, если соглашением сторон не установлен иной срок.

Параграф 3. Торговля по заказам

      104. Торговля по заказам осуществляется путем представления продавцом сведений на основе рекламы и иных способов распространения информации о товарах.

      105. Продажа товаров по заказу может осуществляться также наборными (стандартными) посылками. Наборные (стандартные) посылки могут включать комплекты товаров различного назначения.

      106. Торговля по заказам осуществляется посредством передачи и (или) приема заказов субъектами торговой деятельности непосредственно у покупателя, в местах выездной торговли, посредством телефонного или почтового заказа.

      107. Цена услуги по приему и выполнению заказа, порядок оплаты, срок доставки определяются договором.

      108. Отпуск товаров по заказу производится в упакованном виде.
      Стоимость упаковки (бумага, пергамент, целлофан и прочее), без которой товар не может быть реализован, включается в цену товара.
      Продавец может по желанию покупателя оказывать дополнительные услуги по упаковке товара в специальную тару (корзины, коробки, полиэтиленовые сумки и прочее), комплектовать заказы в подарочном оформлении, оказывать услуги по доставке товаров на дом.
      Образцы специальной тары с указанием ее стоимости выставляются на обозрение покупателей. Упаковка товаров и средства доставки отвечают требованиям санитарных правил и норм и обеспечивают сохранность товаров .

      109. Плата за комплектование заказа, расходы по доставке товаров на дом покупателю, а также за оказание других дополнительных услуг включаются в стоимость заказа и определяются продавцом на основе прейскуранта.

      110. Доставка товара в пределах населенного пункта осуществляется нарочно, доставка товаров из других мест может осуществляться также посредством заключения договора с транспортной или почтовой организацией.
      В случае доставки товаров из другого населенного пункта, получение расчета за товар, а также оплата услуг транспортной или почтовой организации осуществляются агентом продавца.

      111. Прием, выдача и доставка заказов производятся в согласованное с покупателем время. Оплата приобретаемых товаров допускается за наличный и безналичный расчет.

      112. При комплектовании принятого заказа продавец не вносит изменения в ассортимент товаров без согласования с покупателем. При отсутствии какого-либо из заказанных товаров продавец предупреждает покупателя и предлагает ему соответствующую замену.

      113. Заказы на товары принимаются от каждого, кто обратится за покупкой товара, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан установлено ограничение по возрасту потребителя при продаже каких-либо товаров. Прием и выдача заказов осуществляются по телефону, по месту работы граждан и в прочих местах, если иное не предусмотрено законодательством .

      114. Заказ, возвращенный ввиду невозможности вручения покупателю в оговоренный срок, используется продавцом по своему усмотрению.

      115. В случае отказа заказчика от принятия заказа, выполненного без нарушений условий договора, заказчик возмещает продавцу стоимость услуг по транспортировке товара к заказчику и обратно.

      116. При нарушении продавцом условий договора покупателю по своему выбору предоставляется возможность установить новый срок исполнения заказа, потребовать уменьшения платы за товар, расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков или применить иные меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Параграф 4. Приграничная торговля

       117. Приграничная торговля осуществляется физическими и юридическими лицами на приграничной территории Республики Казахстан и соответствующей приграничной территории сопредельного государства.

      118. Порядок осуществления приграничной торговли определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также условиями, определенными международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, с сопредельными государствами.

Параграф 5. Выездная торговля

       119. Выездная торговля осуществляется для удовлетворения потребительских нужд в товарах, отсутствующих на соответствующей территории, либо в случае отсутствия торговых объектов на данной территории.

      120. Субъекты торговой деятельности осуществляют выездную торговлю в специально отведенных местах, определенных местным исполнительным органом.
      Выездная торговля осуществляется с автолавок и (или) палаток.
      При осуществлении выездной торговли субъекты торговой деятельности руководствуются нормами настоящих Правил.

Параграф 6. Выставочно-ярмарочная торговля

       121. Выставочно-ярмарочная торговля осуществляется путем организации выставок и ярмарок центральными исполнительными органами, их структурными подразделениями или местными исполнительными органами, а также субъектами торговой деятельности с целью изучения конъюнктуры рынка, содействия в организации купли-продажи товаров, заключения договоров и установления новых торговых связей. Выставочно-ярмарочная торговля связана с демонстрацией образцов товаров.
      Проведение субъектами торговой деятельности выставочно-ярмарочной торговли в общественных местах осуществляется путем согласования времени и места проведения с местным исполнительным органом соответствующей территории.
      Субъекты торговой деятельности, осуществляющие выставочно-ярмарочную торговлю, в своей деятельности руководствуются нормами настоящих Правил.

      122. Вывоз товара за пределы Республики Казахстан для осуществления выставочно-ярмарочной торговли, подлежащего обратному ввозу на условиях и в сроки, установленные договором, регулируется в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Параграф 7. Электронная торговля

      123. Электронная торговля осуществляется путем заключения торговых сделок на основе соглашения (договора) участников электронной торговли на куплю-продажу товаров с использованием электронных средств связи.

      124. Защита прав и законных интересов участников электронной торговли осуществляется в порядке, предусмотренном для субъектов торговой деятельности.

      125. Порядок осуществления электронной торговли определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Параграф 8. Биржевая торговля товарами

       126. Биржевая торговля осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.

      127. Биржа осуществляет организационную и регулирующую деятельность, непосредственно связанную с ведением оптовой торговли биржевыми товарами.

      128. Биржи не осуществляют торговую, торгово-посредническую и любую иную деятельность, непосредственно не связанную с биржевой торговлей.

      129. Биржевой товар, выносимый биржей на публичные торги, отвечает требованиям нормативной документации и действующим стандартам.

      130. Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей в ходе биржевых торгов договор (соглашение, контракт), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей в соответствии с действующим законодательством .

      131. На сделки, совершенные на бирже в неустановленном порядке, не распространяются гарантии биржи.

      132. В ходе биржевых торгов участники биржевой торговли могут совершать сделки, связанные:
      1) со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
      2) со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
      3) со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на будущую поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);
      4) с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);
      5) с биржевым товаром или контрактом, установленным в правилах биржевой торговли .

      133. Участниками биржевой торговли являются брокерские организации, брокеры, дилеры и разовые посетители.

      134. Биржевая торговля осуществляется путем:
      1) совершения биржевых сделок от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (брокерской деятельности);
      2) совершения биржевых сделок от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже (дилерской деятельности);
      3) совершения биржевых сделок разовыми посетителями от своего имени и за свой счет.

      135. По требованию участника биржевой торговли биржа организовывает экспертизу качества реальных товаров, реализуемых через гласные публичные торги, на соответствие требованиям нормативной документации.

      136. Биржа самостоятельно устанавливает:
      1) правила биржевой торговли и другие правила;
      2) ставки платежей, взимаемых в пользу биржи с ее членов и других участников биржевой торговли за услуги, оказываемые биржей и ее подразделениями;
      3) размеры экономических санкций, предусмотренных условиями биржевого договора, взимаемых за нарушение устава биржи, правил биржевой торговли и других правил, установленных биржей.

      137. Бирже запрещается устанавливать:
      1) уровни и пределы цен на биржевой товар;
      2) размер вознаграждения, взыскиваемого участниками биржевых торгов за посредничество в биржевых сделках.

      138. Прейскурант тарифов за услуги и комиссионных, взимаемых с участников биржевых торгов, размещается на доступных для ознакомления любому участнику биржевой торговли местах.

6. Требования к продаже отдельных видов товаров

Параграф 1. Требования к продаже
продовольственных товаров

       139. Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи освобождаются от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара удаляются. Продавец также производит проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия к товарам необходимой документации и информации, указанных в пунктах 13 и 140 настоящих Правил.

      140. На этикетках, ярлыках, листках-вкладышах и стикерах упаковочных материалов и изделий, кроме информации, указанной в пункте 13 настоящих Правил, с учетом видов пищевых продуктов указываются на государственном и русском языках сведения о (об):
      1) пищевой ценности продукта (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
      2) назначении и условиях применения (в том числе продуктов детского, диетического и лечебно-профилактического питания и биологически активных добавок);
      3) способах и условиях изготовления готовых блюд (для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
      4) условиях и сроках хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения) и сроках годности;
      5) дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов;
      6) составе, включая пищевые и биологически активные добавки, и применяемых генетически модифицированных источниках.

      141. В случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объем фасуемых скоропортящихся товаров не превышает объем их реализации в течение одного дня торговли.
      На расфасованном товаре указываются его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности.

      142. Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
      Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов.

      143. Цена продовольственных товаров, продаваемых на развес, определяется по весу нетто.

      144. В местах торговли продовольственными товарами могут продаваться сопутствующие непродовольственные товары и оказываться услуги общественного питания, не приводящие к ухудшению качества и безопасности продовольственных товаров и условий их продажи, установленных обязательными требованиями санитарно-эпидемиологических правил и норм и стандартов, и учитываться принцип товарного соседства.

      145. Продукты и сырье животного происхождения, поступившие на торговые объекты для продажи, подлежат государственному ветеринарному надзору и подвергаются лабораторному анализу в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области ветеринарии.

Параграф 2. Требования к продаже хлебобулочных
и кондитерских изделий

       146. Субъекты торговой деятельности, занимающиеся продажей хлебобулочных и кондитерских изделий, в своей деятельности руководствуются настоящими Правилами, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, нормативно-техническими документами, которые имеются в каждом торговом объекте по торговле данными товарами.

      147. Продажа хлебобулочных изделий в торговой сети всех форм собственности производится в специализированных и фирменных хлебобулочных и кондитерских магазинах, хлебобулочных отделах продовольственных магазинов.

      148. Каждая партия хлебобулочных и кондитерских изделий сопровождается товаротранспортной накладной с указанием времени выхода продукции из печи, а также сертификатом соответствия.

      149. Магазины самообслуживания оборудуются для отбора покупателями хлебобулочных и кондитерских изделий металлическими щипцами, ложечками, лопатками из расчета не менее двух штук на каждый погонный метр оборудования, на котором размещены хлеб и хлебобулочные изделия.

      150. По желанию покупателей штучные хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке) разрешается разрезать на 2-4 равные части.

      151. Для резки хлебобулочного изделия применяются рычажные или ручные хлеборезные ножи, лезвия которых для сокращения количества крошек, быстрой и равной нарезки постоянно и хорошо оттачиваются.

      152. В случае продажи некачественных хлебобулочных и кондитерских изделий работники торгового объекта по торговле хлебобулочными и кондитерскими изделиями по требованию покупателя обменивают их на качественные.

Параграф 3. Требования к продаже текстильных,
трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви

       153. Текстильные товары (ткани и нетканые материалы и изделия из них), трикотажные изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь до подачи в торговый зал проходят предпродажную подготовку, которая включает:
      1) распаковку, рассортировку и осмотр товара;
      2) проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации, указанной в пункте 13 настоящих Правил;
      3) при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт.

      154. Предлагаемые для продажи товары группируются по видам, моделям, размерам, ростам и выставлены в торговом зале. С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара.
      Трикотажные, швейные, меховые товары и обувь для мужчин, женщин и детей размещаются в торговом зале отдельно.
      Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары - по видам меха.
      Каждый образец ткани также сопровождается информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена, а изделия из меха - информацией о виде меха.

      155. Товары имеют ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья).

      156. Продавец предоставляет покупателю условия для примерки швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви. Для этой цели торговые залы необходимо оборудовать примерочными кабинами с зеркалами, оснастить банкетками или скамейками, а также подставками.

      157. Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых тканей при продаже покупателю производится путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке (столе) в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру.
      Отмеривание всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, может производиться также способом наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменая металлическая мерная лента.
      Не допускаются добавление к покупке отрезной ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом (хазовых концов), если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.

      158. Продавец при отпуске тканей, одежды, меховых товаров и обуви в присутствии покупателя проверяет качество товара (путем внешнего осмотра), точность меры (количества), правильность подсчета стоимости покупки.

      159. Ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

Параграф 4. Требования к продаже технически сложных
товаров бытового назначения

       160. Бытовая радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, а также другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки проходят предпродажную подготовку, которая включает:
      1) распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек;
      2) осмотр товара, в частности: проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации, указанной в пункте 13 настоящих Правил;
      3) при необходимости сборку изделия и его наладку.

      161. По требованию покупателя продавец ознакомливает его с устройством и действием товаров, демонстрирует в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.

      162. Продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним, осуществляют сборку и (или) установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого покупателем в соответствии с требованиями стандартов или технической документацией, прилагаемой к товару (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), не допускаются.
      Если стоимость сборки и (или) установки товара включена в его стоимость, то указанные работы выполняются продавцом или соответствующей организацией бесплатно.
      В случае, если стоимость сборки и (или) установки товара не включена в его стоимость, то продавец доводит до сведения покупателя при продаже товаров информацию об организациях, выполняющих указанные работы.

Параграф 5. Требования к продаже парфюмерно-
косметических товаров

       163. До подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары распаковываются и осматриваются, проверяются качество (по внешним признакам) каждой единицы товара и наличие на нем необходимой информации, указанных в пунктах 13 и 164 настоящих Правил.

      164. Информация о парфюмерно-косметических товарах помимо сведений, указанных в пункте 13 настоящих Правил, с учетом особенностей конкретного товара содержит сведения о его назначении, ингредиентах, входящих в состав изделия, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения.

      165. Покупателю предоставляется возможность ознакомиться со свойствами товара (запах, цвет, объем и другое) и его специфическими характеристиками.

      166. При передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой покупателю предлагается возможность проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты. Аэрозольная упаковка товара проверяется лицом, осуществляющим продажу, на функционирование упаковки в присутствии покупателя.

Параграф 6. Требования к продаже легковых автомобилей,
мототехники, прицепов и номерных агрегатов

       167. Легковые автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним проходят предпродажную подготовку, виды и объемы которой определяются изготовителями продукции. В сервисной книжке на товар или ином заменяющем ее документе продавец делает отметку о проведении такой подготовки.

      168. При демонстрации предлагаемого к продаже товара обеспечивается свободный доступ покупателя к нему.

      169. При передаче товара покупателю одновременно передаются установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы, в том числе сервисная книжка или иной заменяющий ее документ, а также документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, для их государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

      170. Продавец при передаче товара проверяет в присутствии покупателя качество выполненных работ по предпродажной подготовке товара, а также его комплектность.

Параграф 7. Требования к продаже изделий из драгоценных
металлов и драгоценных камней

       171. Реализация ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, часов в корпусе из драгоценных металлов осуществляется через торговые объекты, оснащенные охранными элементами или специальной охраной.

      172. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал проходят предпродажную подготовку, которая включает:
      1) осмотр и разбраковку изделий;
      2) проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Республики Казахстан (для изделий казахстанского производства) и изготовителя;
      3) сохранность пломб и ярлыков;
      4) сортировку по размерам.
      Сноска. Пункт 172 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 28.06.2008 N 637 (порядок введения в действие см. п. 2 ).

      173. Объекты торговой деятельности, где производится продажа ювелирных изделий из драгоценных и полудрагоценных металлов и камней, оснащаются весовыми приборами соответствующих типов и классов точности.
      При продаже ювелирных изделий из драгоценных и полудрагоценных металлов и камней используются весы и разновесы, имеющие свидетельства уполномоченного органа в области технического регулирования и метрологии о своевременной поверке.
      Взвешивание золота и платины производится с точностью до 0,01 г, серебра - до 0,1 г. Драгоценные камни взвешиваются с точностью до 0,01 карата, полудрагоценные - до 0,01 г, поделочные до 0,1 г.
      Ювелирные и золотые изделия взвешиваются с точностью до 0,01 г, серебряные изделия - до 0,1 г.
      По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.
      Сноска. Пункт 173 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 28.06.2008 N 637 (порядок введения в действие см. п. 2 ).

      174. Предусмотренный настоящими Правилами порядок продажи изделий из золота полностью распространяется на изделия из платины и палладия.

      175. Продажа ювелирных изделий, предметов сервировки стола, украшений помещений и других изделий из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий и их сплавы), изделий с драгоценными камнями и жемчугом, а также изделий из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, произведенных как в Республике Казахстан, так и ввезенных на ее территорию, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков изготовителей.
      Продажа ограненных драгоценных природных камней и жемчуга осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или на набор продаваемых камней.

      176. При продаже изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ограненных драгоценных природных камней используется индивидуальная упаковка.

      177. В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе веса, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке-дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.

Параграф 8. Требования к продаже аудио-, аудиовизуальной
продукции, программам для электронных вычислительных
машин и баз данных

       178. Продажа экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных на любых видах материальных носителей производится с соблюдением авторских и (или) смежных прав в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан на основе соглашений продавцов, реализующих данную продукцию, с правообладателями произведений.

      179. В отношении аудиовизуального произведения продавец помимо сведений, указанных в пункте 13 настоящих Правил, представляет покупателю следующую информацию:
      1) наименование фильма, студии, на которой снят фильм и год его выпуска;
      2) основные фильмографические данные (жанр, аннотация, сведения об авторе сценария, режиссере, композиторе, исполнителях главных ролей и другие);
      3) продолжительность фильма (в минутах);
      4) рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории;
      5) сведения об обладателе авторских и (или) смежных прав на произведение.

      180 В отношении экземпляра фонограммы продавец помимо сведений, указанных в пункте 13 настоящих Правил, представляет покупателю следующую информацию:
      1) наименование каждого музыкального произведения, записанного на материальном носителе;
      2) продолжительность музыкального произведения (в минутах);
      3) сведения об авторах музыки и слов музыкального произведения;
      4) сведения об обладателе авторских и (или) смежных прав на произведение.

      181. В отношении программы для электронных вычислительных машин и базы данных продавец помимо сведений, указанных в пункте 13 настоящих Правил, представляет покупателю следующую информацию:
      1) наименование программы для электронных вычислительных машин и базы данных;
      2) системные требования;
      3)аннотацию, жанр;
      4) сведения об обладателе авторских и (или) смежных прав на произведение;
      5) использование приобретенного программного обеспечения путем приобретения "коробочной версии", лицензии на программное обеспечение.

      182. Товар эротического содержания допускается к реализации только в специализированных магазинах.

      183. Торговля экземплярами аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин, базы данных на любых видах материальных носителей разрешается только при наличии выходных данных на упаковке и (или) наклейке: наименования и местонахождения изготовителя (импортера) экземпляров продукции, сведений об обладателе авторских и (или) смежных прав.

      184. Продукция, имеющая возрастные ограничения зрительской аудитории, демонстрируется и реализуется только лицам, достигшим возраста, указанного на упаковке продукции.
 

      184-1. Торговля экземплярами аудио-, аудиовизуальных произведений, программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на любых материальных носителях осуществляется только в торговых домах и магазинах.
      Сноска. Параграф 8 дополнен пунктом 184-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 28.06.2008 N 637 (порядок введения в действие см. п. 2 ).

7. Контроль за соблюдением настоящих Правил

       185. Контроль за соблюдением требований настоящих Правил осуществляется уполномоченным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      186. Субъект торговой деятельности оказывает содействие должностным лицам уполномоченных органов в проведении проверки и принимает меры к устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе проведенной проверки.

      187. По результатам проведенных проверок при выявлении нарушений действующего законодательства Республики Казахстан контролирующие органы принимают меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      188. Субъекты торговой деятельности несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.