Сноска. По всему тексту слова "государственные комитеты", "государственным комитетам", "государственных комитетов" исключены - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2003 года N 511.
В тексте слова "центрального исполнительного органа Республики Казахстан по пожарной безопасности", "Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по пожарной безопасности", "центральный исполнительный орган Республики Казахстан по пожарной безопасности", "центральным исполнительным органом Республики Казахстан по пожарной безопасности", "центральным исполнительным органом по пожарной безопасности" заменены соответственно словами "уполномоченного органа в области пожарной безопасности", "Уполномоченный орган в области пожарной безопасности", "уполномоченный орган в области пожарной безопасности", "уполномоченным органом в области пожарной безопасности" - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
По всему тексту:
слова ", независимо от форм собственности,", "независимо от форм собственности", "независимо от их форм собственности", "независимо от формы их собственности", ", независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности," исключены;
слова "органы противопожарной службы", "органов противопожарной службы", "Органы противопожарной службы", "органами противопожарной службы", "органа противопожарной службы", "органом противопожарной службы", "органах противопожарной службы", "органам противопожарной службы" заменены соответственно словами "органы государственной противопожарной службы", "органов государственной противопожарной службы", "Органы государственной противопожарной службы", "органами государственной противопожарной службы", "органа государственной противопожарной службы", "органом государственной противопожарной службы", "органах государственной противопожарной службы", "органам государственной противопожарной службы";
слова "Уполномоченный орган в области пожарной безопасности", "уполномоченный орган в области пожарной безопасности", "уполномоченного органа в области пожарной безопасности", "уполномоченным органом в области пожарной безопасности" заменены соответственно словами "Уполномоченный орган", "уполномоченный орган", "уполномоченного органа", "уполномоченным органом" - Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Обеспечение пожарной безопасности является неотъемлемой частью государственной деятельности по охране жизни и здоровья людей, собственности, национального богатства и окружающей среды.
Настоящий Закон регулирует правовые отношения государственных органов, физических и юридических лиц, в области обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Казахстан.
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) объект с массовым пребыванием людей - здания, сооружения и помещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительных, спортивных, культурно-просветительских и зрелищных организаций, культовых учреждений, развлекательных заведений, вокзалов всех видов транспорта, рассчитанные на одновременное пребывание ста и более человек, а также здания и сооружения организаций здравоохранения, образования, гостиниц, рассчитанные на одновременное пребывание двадцати пяти и более человек;
2) аккредитация - официальное признание уполномоченным органом в области пожарной безопасности правомочий юридического лица выполнять работы по проведению независимой оценки рисков в области пожарной безопасности;
3) аттестат аккредитации - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области пожарной безопасности, удостоверяющий право юридического лица выполнять работы по проведению независимой оценки рисков в области пожарной безопасности;
4) добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров, зарегистрированный в реестре добровольных пожарных;
5) селитебная территория - часть территории населенного пункта, которая предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов;
6) объект - имущество физических или юридических лиц, государственное имущество, в том числе здания, сооружения, строения, технологические установки, оборудование, агрегаты и иное имущество, к которому установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
7) пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства;
8) добровольные противопожарные формирования - общественные объединения, создаваемые для осуществления мероприятий по профилактике и тушению степных пожаров, а также пожаров в организациях, населенных пунктах, в которых не созданы органы государственной противопожарной службы;
9) противопожарная служба - совокупность созданных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, органов управления, сил и средств органов государственной противопожарной службы в областях, городе республиканского значения, столице, городах областного значения, районах, а также негосударственных противопожарных служб, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;
10) пожарная безопасность - состояние защищенности людей, имущества, общества и государства от пожаров;
11) требования пожарной безопасности - специальные условия технического и (или) социального характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Республики Казахстан;
12) независимая оценка рисков в области пожарной безопасности - предпринимательская деятельность по установлению соответствия или несоответствия объектов требованиям пожарной безопасности;
13) государственный контроль в области пожарной безопасности - деятельность уполномоченного органа в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан в области пожарной безопасности;
14) уполномоченный орган в области пожарной безопасности (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство в области пожарной безопасности;
15) меры пожарной безопасности - действия по выполнению требований пожарной безопасности;
16) первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - действия по спасению и эвакуации людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
17) пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
18) экспертная организация - организация, аккредитованная в установленном порядке на осуществление деятельности по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности;
19) объект жизнеобеспечения - организации здравоохранения, телекоммуникаций, связи, газо-, энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, прекращение (приостановка) эксплуатации которых влечет за собой нарушение деятельности социальной и инженерной инфраструктур населенных пунктов и территорий.
Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
в области пожарной безопасности
Законодательство Республики Казахстан в области пожарной безопасности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, а также других законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих вопросы пожарной безопасности.
Статья 3. Основные принципы обеспечения пожарной
безопасности
Основными принципами обеспечения пожарной безопасности являются:
- охрана жизни и здоровья людей, собственности, национального богатства и окружающей среды в области пожарной безопасности;
- заблаговременное определение степени риска в деятельности организаций и граждан, обучение мерам предупреждения и осуществление профилактических мероприятий в области пожарной безопасности;
- обязательность тушения пожара, проведения первоочередных аварийно-спасательных и других необходимых работ, оказания медицинской помощи, социальной защиты граждан и пострадавших работников, возмещения вреда, причиненного вследствие пожара здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования.
Статья 4. Система обеспечения пожарной безопасности
в Республике Казахстан
Система пожарной безопасности в Республике Казахстан - это совокупность экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер, а также сил и технических средств противопожарной службы, направленных на предотвращение пожара и ущерба от него.
Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя центральные и местные исполнительные органы, обеспечивающие пожарную безопасность, органы государственной противопожарной службы, негосударственные противопожарные службы, пожарно-технические научно-исследовательские учреждения, пожарно-технические учебные заведения, предприятия пожарно-технической продукции.
Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 31.01.2006 N 125; от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Глава 2
Компетенция государственных органов
в области пожарной безопасности
Сноска. Заголовок главы 2 редакции Закона РК от 31.01.2006 N 125.
Статья 5. Полномочия Правительства Республики
Казахстан в области пожарной безопасности
Правительство Республики Казахстан в области пожарной безопасности:
- разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению;
- утверждает отраслевые программы в области пожарной безопасности;
- руководит деятельностью государственных органов, контролирует выполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;
- определяет порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области пожарной безопасности;
- определяет порядок государственного учета пожаров и их последствий;
- устанавливает лимит штатной численности органов государственной противопожарной службы;
- устанавливает перечень селитебных территорий и особо важных объектов государственной собственности, защищаемых противопожарной службой от пожаров;
- осуществляет международное сотрудничество и определяет порядок деятельности иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации пожаров на территории Республики Казахстан;
- утверждает Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов государственной противопожарной службы;
- утверждает перечень организаций и объектов, на которых в обязательном порядке создается противопожарная служба;
- утверждает технические регламенты в области пожарной безопасности;
- устанавливает порядок тушения степных пожаров, а также пожаров в населенных пунктах, в которых не созданы органы государственной противопожарной службы;
- устанавливает порядок согласования требований, не установленных нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности;
- определяет порядок возмещения затрат, производимых в случае привлечения органов государственной противопожарной службы к тушению пожаров в организациях и на объектах, на которых в обязательном порядке должна быть создана противопожарная служба;
- утверждает порядок осуществления деятельности негосударственных противопожарных служб;
- устанавливает образцы и нормы положенности форменной одежды и специального обмундирования для сотрудников органов государственной противопожарной службы;
- утверждает нормы по обеспечению питанием курсантов пожарно-технических учебных заведений, находящихся на казарменном положении;
- утверждает порядок проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 16.07.1999 N 437; от 05.05.2000 N 48; от 29.12.2003 N 511; от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 31.01.2006 N 125; от 29.12.2006 N 209 (порядок введения в действие см. статью 2); от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования); от 06.01.2011 № 379-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) проводит единую государственную политику, осуществляет межотраслевую координацию в области пожарной безопасности;
2) утверждает и согласовывает нормативы, стандарты и правила в области пожарной безопасности;
3) осуществляет государственный контроль в области пожарной безопасности;
4) организует исследовательскую деятельность, пропаганду знаний, обучение граждан и специалистов в области пожарной безопасности;
5) (исключен)
6) осуществляет дознание по пожарам в пределах своих полномочий;
6-1) утверждает программу, курсы обучения и квалификационные требования по специальной подготовке специалистов в области пожарной безопасности противопожарных служб;
7) координирует деятельность противопожарных служб;
8) исключен Законом РК от 06.01.2011 № 379-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
9) осуществляет прием на службу лиц рядового и начальствующего состава органов государственной противопожарной службы, перемещение по службе, увольнение со службы, решение вопросов присвоения специальных званий в пределах своей компетенции;
9-1) исключен Законом РК от 06.01.2011 № 379-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
10) контролирует осуществление производства об административных правонарушениях;
11) согласовывает проекты стандартов, норм и правил, устанавливающих требования пожарной безопасности на строительство объектов;
12) разрабатывает технические регламенты в области пожарной безопасности;
13) осуществляет государственный контроль за выполнением требований, установленных техническими регламентами в области пожарной безопасности;
14) утверждает правила пожарной безопасности;
15) ведет государственный учет в области пожарной безопасности;
15-1) совершенствует систему отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики преступности, защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, доверия со стороны населения, с определением механизмов внешней оценки, даваемой представительными органами и общественностью, с введением рейтинговой оценки уровня коррупции, а также устанавливает различные формы сотрудничества с институтами гражданского общества;
16) разрабатывает и утверждает формы ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан";
17) проводит аккредитацию организаций по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности;
18) ведет государственный реестр экспертных организаций;
19) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Статья 6 в редакции Закона РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); с изменениями, внесенными законами РК от 31.01.2006 N 125; от 29.12.2006 N 209 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 19.03.2010 № 258-IV; от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 06.01.2011 № 379-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 7. Полномочия центральных государственных
органов в области пожарной безопасности
Центральные государственные органы в пределах своей компетенции:
1) разрабатывают и согласовывают нормативы, стандарты и правила, ведут государственный учет в области пожарной безопасности и представляют его данные в уполномоченный орган;
2) образуют отраслевые пожарно-технические комиссии;
3) обеспечивают контроль за состоянием пожарной безопасности в государственных органах, проводят мероприятия по предупреждению пожаров;
4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Статья 7 в редакции Закона РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); с изменением, внесенным Законом РК от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).
Статья 8. Полномочия местных исполнительных органов
областей, городов республиканского значения и
столицы, районов (городов областного значения)
в области пожарной безопасности
Сноска. Заголовок статьи 8 с изменениями, внесенными Законом РК от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).
К полномочиям местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, районов (городов областного значения) в области пожарной безопасности относятся:
1) информирование населения и организаций о мерах в области пожарной безопасности;
2) обеспечение в пределах своей компетенции социальной защиты граждан и работников, пострадавших вследствие пожаров, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования;
3) тушение степных пожаров, а также пожаров в населенных пунктах, в которых не созданы органы государственной противопожарной службы; P070000542
4) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 8 в редакции Закона РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); с изменениями, внесенными законами РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).
Глава 3
Статус и компетенция органов
государственной противопожарной службы
Сноска. Заголовок главы 3 в редакции Закона РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 9. Статус органов государственной противопожарной
службы
Органы государственной противопожарной службы являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан предупреждение пожаров, контроль в области пожарной безопасности и тушение пожаров.
Органы государственной противопожарной службы состоят из уполномоченного органа, ведомства уполномоченного органа, его территориальных подразделений и государственных учреждений, в том числе пожарно-технических учебных заведений.
Органы государственной противопожарной службы имеют знамена, описание которых утверждается Президентом Республики Казахстан.
Сноска. Статья 9 в новой редакции - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125; с изменениями, внесенными Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 9-1. Компетенция органов государственной
противопожарной службы
Органы государственной противопожарной службы:
1) осуществляют контроль в области пожарной безопасности;
2) (исключен - Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2);
3) (исключен - от 12 января 2007 года N 222)
4) осуществляют дознание по делам о пожарах и нарушениях правил пожарной безопасности ;
5) осуществляют производство об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан;
6) разрабатывают меры по мобилизационной подготовке и мобилизации подразделений противопожарной службы, повышению устойчивости их работы при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, обеспечивают постоянную готовность к мобилизации органов государственной противопожарной службы;
7) (исключен - Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2);
8) осуществляют контроль за готовностью пожарных подразделений в населенных пунктах и на объектах независимо от их ведомственной принадлежности к борьбе с пожарами;
9) обеспечивают охрану от пожаров селитебных территорий и особо важных объектов государственной собственности.
Приостановление частично или полностью работы организаций, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, запрещение эксплуатации зданий, сооружений, электрических сетей, приборов отопления и ведения пожароопасных работ, осуществляемых субъектами с нарушением норм и правил пожарной безопасности , а также при невыполнении предусмотренных проектами требований пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, расширении или техническом перевооружении организаций, объекта, сооружения, здания, производятся судом по заявлению уполномоченного органа и территориальных органов государственной противопожарной службы в областях (городе республиканского значения, столице), городах областного значения, районах .
Исковое заявление о приостановлении или запрещении частично или полностью работы субъекта направляется уполномоченным органом и территориальными органами государственной противопожарной службы в областях (городе республиканского значения, столице), городах областного значения, районах в суд в порядке и на основаниях, установленных законами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 9-1 в новой редакции - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125. Внесены изменения - от 29 декабря 2006 г. N 209 (порядок введения в действие см. статью 2 ); от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 9-2. (исключена - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125).
Статья 9-3. (исключена - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125).
Статья 9-4. Учебные заведения в области
пожарной безопасности
Учебные заведения в области пожарной безопасности создаются в целях подготовки специалистов с высшим образованием по специальностям, определяемым уполномоченным органом в области образования и повышения квалификации сотрудников противопожарной службы.
Главными задачами учебных заведений в области пожарной безопасности являются:
1) создание условий для профессионального роста и повышения квалификации сотрудников органов государственной противопожарной службы;
2) подготовка специалистов для органов государственной противопожарной службы;
3) проведение научных исследований по актуальным проблемам совершенствования деятельности в соответствии с профилем подготовки специалистов, внедрение полученных результатов исследований в учебный процесс и практику.
Сноска. Дополнен статьей 9-4 - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); статья с изменениями, внесенными Законом РК от 27 июля 2007 года N 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 9-5. Государственный контроль в области пожарной
безопасности
1. Государственный контроль в области пожарной безопасности осуществляется в форме проверки и иных формах.
Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан". Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
2. К должностным лицам, осуществляющим государственный контроль, относятся:
Главный государственный инспектор Республики Казахстан по государственному контролю - руководитель органов государственной противопожарной службы;
заместители Главного государственного инспектора Республики Казахстан по государственному контролю - заместители руководителя органов государственной противопожарной службы;
государственные инспекторы Республики Казахстан по государственному контролю - специалисты по государственному контролю органов государственной противопожарной службы;
главные государственные инспекторы областей, города республиканского значения, столицы по государственному контролю - руководители территориальных органов государственной противопожарной службы;
заместители главных государственных инспекторов областей, города республиканского значения, столицы по государственному контролю - заместители руководителей территориальных органов государственной противопожарной службы;
государственные инспекторы областей, города республиканского значения, столицы, городов областного значения, районов по государственному контролю - специалисты по государственному контролю территориальных органов государственной противопожарной службы.
3. Контроль в области пожарной безопасности в подземных сооружениях шахт, рудников, копей, на открытых угольных разрезах, на территории лесов и тугайных массивов, а также на воздушном, железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте осуществляется соответствующими уполномоченными органами Республики Казахстан.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических учреждений Республики Казахстан, а также представительств Республики Казахстан за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
4. По результатам проведенного государственного контроля в зависимости от установленных нарушений требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан в области пожарной безопасности государственными инспекторами выносятся следующие акты:
1) акт по результатам проведения проверки;
2) протокол об административном правонарушении;
3) предписание об устранении нарушений требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан в области пожарной безопасности;
4) постановление о привлечении виновных лиц к административной ответственности в случае нарушения законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан в области пожарной безопасности.
5. Контролю за соблюдением норм, правил, технических регламентов и стандартов в области пожарной безопасности подлежат индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Сноска. Закон дополнен статьей 9-5 в соответствии с Законом РК от 31.01.2006 N 125; с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2006 N 209 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 9-6. Порядок осуществления контроля
в области пожарной безопасности
Сноска. Статья 9-6 исключена Законом РК от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Глава 3-1
Правовое положение сотрудников органов
государственной противопожарной службы
Сноска. Глава 3-1 дополнена Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2); в редакции Закона РК от 06.01.2011 № 379-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 10. Правовое регулирование труда сотрудников и иных
работников органов государственной
противопожарной службы
Трудовые отношения сотрудников органов государственной противопожарной службы регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан "О правоохранительной службе".
Трудовые отношения иных работников органов государственной противопожарной службы регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
Статья 11. Специальные звания сотрудников органов
государственной противопожарной службы
Сотрудникам органов государственной противопожарной службы присваиваются специальные звания.
Перечень должностных лиц государственной противопожарной службы, которым присваиваются специальные звания, а также соответствующие им предельные звания в центральных и территориальных подразделениях утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Статья 11-1. Финансирование органов государственной
противопожарной службы
Финансирование органов государственной противопожарной службы осуществляется за счет бюджетных средств.
Глава 3-2
Социальная защита сотрудников и финансирование
органов государственной противопожарной службы
Сноска. Глава 3-2 дополнена Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2); исключена Законом РК от 06.01.2011 № 379-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Глава 3-3
Участие негосударственных противопожарных служб
в области обеспечения пожарной безопасности
Сноска. Глава 3-3 дополнена Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 12. Негосударственная противопожарная служба
1. Негосударственная противопожарная служба - деятельность физических или юридических лиц по предупреждению и тушению пожаров, обеспечению пожарной безопасности и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с пожарами в организациях и на объектах, на которых отсутствуют подразделения государственной противопожарной службы. P08000949
Перечень организаций и объектов, на которых в обязательном порядке создается негосударственная противопожарная служба, утверждается Правительством Республики Казахстан.
2. К основным задачам негосударственной противопожарной службы относятся:
1) предупреждение и тушение пожаров на соответствующих объектах;
2) проведение первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров на соответствующих объектах.
3. Пожарная безопасность организаций и объектов, на которых в обязательном порядке создается противопожарная служба, может быть обеспечена путем заключения договоров с негосударственной противопожарной службой.
4. Негосударственная противопожарная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность противопожарной службы.
Субъекты негосударственной противопожарной службы обязаны оказывать содействие в выполнении задач в области пожарной безопасности органам государственной противопожарной службы.
Негосударственная противопожарная служба обязана выполнять все законные требования сотрудников органов государственной противопожарной службы, предусмотренные настоящим Законом.
5. На работу в негосударственную противопожарную службу могут быть приняты граждане Республики Казахстан, достигшие совершеннолетия и прошедшие специальную подготовку и курсы обучения.
Не могут быть приняты на работу в негосударственную противопожарную службу лица, состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, ограниченного состояния здоровья, алкоголизма или наркомании, а также имеющие судимость, которая ко времени поступления на работу в негосударственную противопожарную службу не погашена или не снята в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
Негосударственная противопожарная служба обязана обеспечивать своих работников специальным обмундированием и противопожарным снаряжением по нормам, установленным для органов государственной противопожарной службы.
6. Негосударственная противопожарная служба должна соответствовать нормам положенности по пожарной технике, пожарно-техническому вооружению и оборудованию, установленным для органов государственной противопожарной службы.
Сноска. Статья 12 в редакции Закона РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 13. Добровольные противопожарные формирования
1. В целях осуществления мероприятий по профилактике и тушению степных пожаров, а также пожаров в организациях, населенных пунктах, в которых не созданы органы государственной противопожарной службы, могут создаваться добровольные противопожарные формирования.
2. К основным задачам добровольных противопожарных формирований относятся:
1) предупреждение и ликвидация степных пожаров, а также пожаров в организациях, населенных пунктах, в которых не созданы органы государственной противопожарной службы;
2) проведение первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением степных пожаров, а также пожаров в организациях, населенных пунктах, в которых не созданы органы государственной противопожарной службы;
3) выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности.
В соответствии с возложенными задачами добровольные противопожарные формирования проводят мероприятия по обучению населения мерам пожарной безопасности и осуществлению их подготовки к действиям при возникновении пожара.
3. Добровольные противопожарные формирования комплектуются добровольными пожарными.
В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.
Граждане, принятые в добровольные пожарные, регистрируются в реестре добровольных пожарных, ведение которого осуществляется добровольным противопожарным формированием, и проходят первоначальную подготовку.
Программа первоначальной подготовки добровольных пожарных утверждается уполномоченным органом.
Последующая подготовка добровольных пожарных осуществляется в добровольном противопожарном формировании.
Программа последующей подготовки добровольных пожарных разрабатывается руководителем добровольного противопожарного формирования и утверждается руководителем территориального подразделения уполномоченного органа.
4. Для своевременного реагирования на пожары руководителем добровольного противопожарного формирования по согласованию с территориальным подразделением уполномоченного органа определяются порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.
5. Гарантии в случае гибели (смерти) или увечья добровольного пожарного в период выполнения им работ по предупреждению и тушению пожаров, обеспечению пожарной безопасности и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, устанавливаются уставом добровольного противопожарного формирования.
6. Территориальное подразделение уполномоченного органа ведет реестр добровольных противопожарных формирований.
Сноска. Статья 13 в редакции Закона РК от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).
Глава 4
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 14. Правовое регулирование в области пожарной
безопасности
Правовое регулирование в области пожарной безопасности - установление в нормативных правовых актах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным правовым актам в области пожарной безопасности относятся нормы и правила пожарной безопасности, инструкции, технические регламенты и иные нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности к продукции и процессам ее жизненного цикла устанавливаются в технических регламентах.
Нормативные правовые акты, разрабатываемые государственными органами и устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с уполномоченным органом.
Сноска. Статья 14 в редакции - Закона РК от 29 декабря 2006 г. N 209 (порядок введения в действие см. статью 2).
Статья 15. Разработка и реализация мер пожарной
безопасности
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Республики Казахстан, нормативными правовыми актами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожарах.
Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы ликвидации пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и административно-территориальных образований разрабатываются и реализуются соответствующими государственными органами.
Сноска. В статью 15 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 15-1. Разделение объектов по степени
пожарной опасности
Сноска. Глава 4 дополнена статьей 15-1 в соответствии с Законом РК от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); исключена Законом РК от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).
Статья 16. Тушение пожаров
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение граждан, имущества и ликвидацию пожаров.
Тушение пожаров на селитебных территориях, стратегических, особо важных государственных объектах и объектах жизнеобеспечения государственной собственности осуществляется органами государственной противопожарной службы.
Тушение степных пожаров, а также пожаров в населенных пунктах, в которых не созданы органы государственной противопожарной службы, осуществляется местными исполнительными органами на соответствующей территории.
Тушение пожаров на других объектах осуществляется негосударственными противопожарными службами.
В случае привлечения органов государственной противопожарной службы к тушению пожаров в организациях и на объектах, на которых в обязательном порядке создается противопожарная служба, возмещение затрат производится в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Сумма затрат зачисляется в республиканский бюджет.
Порядок организации тушения пожаров и привлечения к этому негосударственных противопожарных служб устанавливается уполномоченным органом. P080000949
Выезд подразделений противопожарной службы на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке.
Для вызова подразделений противопожарной службы в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 101.
При тушении пожаров работник противопожарной службы имеет право на беспрепятственный доступ во все жилые, производственные и другие помещения, а также принимать любые меры, направленные на спасение граждан, предотвращение распространения огня и на ликвидацию пожара.
Все подразделения противопожарной службы, привлекаемые к тушению, подчиняются руководителю тушения пожара. Никто, кроме уполномоченных на то должностных лиц органов государственной противопожарной службы, не имеет права вмешиваться в его действия или отменять его распоряжения при тушении пожаров.
Руководитель уполномоченного органа является старшим оперативным начальником в отношении всех противопожарных служб.
Руководители территориальных органов государственной противопожарной службы являются старшими оперативными начальниками в отношении всех противопожарных служб, расположенных на территории соответствующей области (города республиканского значения, столицы), города областного значения, района.
Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав противопожарной службы, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
Тушение пожаров на объектах органов национальной безопасности, внутренних дел и обороны Республики Казахстан, воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, лесного хозяйства регламентируется соглашениями между уполномоченным органом и соответствующими юридическими лицами Республики Казахстан.
При ликвидации аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, не связанных с тушением пожаров, силы и средства (кроме денежных средств) органов государственной противопожарной службы поступают в распоряжение руководителя по их ликвидации.
При тушении пожаров сотрудники органов государственной противопожарной службы имеют право:
1) привлекать для тушения пожаров силы и средства противопожарных служб, транспортные и другие материально-технические средства; P020000801
2) приостанавливать работу цехов и объектов на период проведения работ по тушению и ликвидации пожаров, при необходимости отдавать распоряжение на эвакуацию людей, материальных ценностей из опасной зоны;
3) ограничивать или временно запрещать доступ граждан на отдельные участки, территории, в помещения зданий в целях обеспечения их безопасности при пожарах;
4) беспрепятственно проходить в жилые и иные помещения, организации граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом, в целях обеспечения личной безопасности граждан при пожарах для принятия мер, направленных на спасение граждан, предотвращение распространения огня и ликвидацию пожара;
5) вскрывать в необходимых случаях закрытые двери и окна, а также ограждающие конструкции для спасения людей и тушения пожаров;
6) использовать для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, средства связи, имущество и иные материальные средства организаций, транспорт при тушении и ликвидации пожаров с возмещением ущерба владельцам в случае его причинения.
Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными законами РК от 16.07.1999 N 437; от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 31.01.2006 N 125; от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).
Статья 17. Производство пожарно-технической
продукции
Пожарно-техническая продукция производится на договорной основе в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, а также в порядке, осуществляемом предпринимательской деятельностью.
Виды пожарно-технической продукции, применяемые на территории Республики Казахстан, определяются уполномоченным органом.
Сноска. В статью 17 внесены изменения - Законом РК от 16 июля 1999 г. N 437.
Статья 18. Выполнение работ и оказание услуг
в области пожарной безопасности
В Республике Казахстан могут создаваться и функционировать негосударственные организации, выполняющие работы и оказывающие услуги в области пожарной безопасности, к которым относятся:
- производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;
- выполнение проектных, изыскательских работ;
- научно-техническое консультирование и проведение экспертизы, за исключением экспертных работ, отнесенных к исключительной компетенции государственной экспертизы проектов;
- испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
- обучение населения мерам пожарной безопасности;
- осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
- огнезащитные и трубопечные работы;
- производство, ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих веществ;
- строительство, реконструкция и ремонт зданий и сооружений противопожарной службы;
- производство, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
- независимая оценка рисков в области пожарной безопасности;
- другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается органами государственной противопожарной службы.
Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными законами РК от 16.07.1999 N 437; от 02.07.2003 N 454; от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).
Статья 19. Пропаганда знаний, обучение населения
и специалистов в области пожарной
безопасности
Пропаганда знаний в области пожарной безопасности осуществляется уполномоченным органом и местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы, районов (города областного значения) и общественными объединениями. Для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации.
Обучение граждан ведется в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, организациях по месту работы и жительства, а специалистов - в организациях послесреднего и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, центрах по подготовке к действиям в области пожарной безопасности, организациях по месту работы.
Требования к содержанию программ и порядок обучения мерам пожарной безопасности определяются уполномоченным органом.
Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 27 июля 2007 года N 320 (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 20. Право населения на информацию в области
пожарной безопасности
Информацию в области пожарной безопасности составляют сведения о степени риска и потенциальной пожарной опасности деятельности организаций, необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации пожаров. Она является открытой и гласной, подлежит опубликованию через средства массовой информации.
Государственные органы и органы местного государственного управления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.
Сноска. В статью 20 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 21. Государственный учет пожаров
и их последствий
Государственный учет пожаров и их последствий осуществляется уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом в области государственной статистики.
Государственные органы, организации представляют отчетность о пожарах и их последствиях в органы государственной противопожарной службы.
Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 31.01.2006 N 125; от 19.03.2010 № 258-IV.
Статья 22. Научно-техническое обеспечение
пожарной безопасности
Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности осуществляют научно-исследовательские организации и учебные заведения.
Финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности осуществляется за счет бюджетных средств и других источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Координация научных исследований возлагается на уполномоченный орган.
Сноска. В статью 22 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.
Статья 23. Подтверждение соответствия
в области пожарной безопасности
Подтверждение соответствия в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 23 в редакции - Закона РК от 29 декабря 2006 г. N 209 (порядок введения в действие см. статью 2). Статья с изменениями, внесенными Законом РК от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования).
Глава 4-1.
Общие требования пожарной безопасности
Сноска. Глава 4-1 дополнена - Законом РК от 29 декабря 2006 г. N 209 (порядок введения в действие см. статью 2).
Статья 23-1. Объекты технического регулирования в
области пожарной безопасности
Объектами технического регулирования в области пожарной безопасности являются продукция и процессы ее жизненного цикла.
Статья 23-2. Требования пожарной безопасности при
проектировании, строительстве, реконструкции
и производстве
При проектировании, строительстве, реконструкции и производстве объектов технического регулирования должны соблюдаться требования по:
1) размещению объектов;
2) применению объектов;
3) пожарно-технической классификации объектов;
4) обеспечению объектов зданиями и сооружениями пожарных депо;
5) обеспечению безопасности людей;
6) предотвращению распространения пожара;
7) обеспечению возможности тушения пожара;
8) ведению спасательных работ при тушении пожара.
Статья 23-3. Требования пожарной безопасности при
эксплуатации, хранении, транспортировке,
применении и реализации
При эксплуатации, хранении, транспортировке, применении и реализации объектов технического регулирования должны соблюдаться требования по:
1) организационным и техническим мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности;
2) путям эвакуации людей;
3) обеспечению безопасности людей и порядка действия при возникновении пожара;
4) оснащенности и рабочему состоянию инженерных систем;
5) оснащенности и рабочему состоянию систем пожарной автоматики, ее обслуживанию и выводам в места с постоянным пребыванием обслуживающего персонала; E02000517_1
6) оснащенности и рабочему состоянию пожарной техники;
7) предотвращению распространения пожара;
8) обеспечению возможности тушения пожара;
9) содержанию территорий, зданий и сооружений, помещений объектов;
10) обеспечению ведения спасательных работ при тушении пожара.
Глава 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 24. Права и обязанности граждан в области
пожарной безопасности
Граждане Республики Казахстан имеют право:
- на защиту их жизни, здоровья и личного имущества в случае пожаров;
- быть информированными о пожарной опасности, которой они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Республики Казахстан, и о мерах необходимой безопасности;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие пожаров, в порядке, установленном действующим законодательством;
- участвовать в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности общественных пожарных объединений.
Граждане Республики Казахстан обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности;
- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них противопожарную службу;
- до прибытия подразделений противопожарной службы принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
- оказывать содействие противопожарной службе при тушении пожаров;
- выполнять предписания и иные законные требования органов государственной противопожарной службы;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, возможность органам государственной противопожарной службы проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля в области пожарной безопасности.
Сноска. Статья 24 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 25. Права и обязанности организаций в области
пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности и пожаротушения возлагается на руководителей организаций.
Организации, имеют право:
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в порядке, установленном настоящим Законом, негосударственную противопожарную службу, которую они содержат за счет собственных средств, а также привлекать негосударственную противопожарную службу на основе договоров;
- вносить в государственные органы и местные представительные органы предложения по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на объектах организаций;
- устанавливать меры социального и экономического стимулирования по обеспечению пожарной безопасности в пределах, определенных законодательством;
- получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов государственной противопожарной службы.
Организации обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания и иные законные требования органов государственной противопожарной службы;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- создавать или содержать негосударственную противопожарную службу в организациях и на объектах, на которых в обязательном порядке создается противопожарная служба, в том числе на основании договоров с негосударственной противопожарной службой;
- содержать в исправном состоянии системы и средства пожаротушения, не допускать их использования не по назначению;
- оказывать содействие противопожарной службе при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- осуществлять меры по внедрению автоматических средств обнаружения и тушения пожаров;
- предоставлять в установленном Правительством порядке при тушении пожаров на территориях организаций необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для подразделений противопожарной службы, участвующих в выполнении действий по тушению пожаров и привлеченных к тушению пожаров сил; P020000801
- обеспечивать доступ представителям противопожарной службы при осуществлении ими служебных обязанностей на территории организаций в установленном законодательством порядке;
- предоставлять органам государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать противопожарной службе о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и подъездов.
Сноска. Статью 25 с изменениями, внесенными законами РК от 16.07.1999 N 437; от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).
Глава 5-1. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности
Сноска. Кодекс дополнен главой 5-1 в соответствии с Законом РК от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).
Статья 25-1. Проведение независимой оценки рисков в области
пожарной безопасности
1. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности проводится на основании договора, заключаемого между собственником объекта и экспертной организацией.
Экспертная организация не вправе осуществлять иную деятельность, выполнять другие работы и (или) оказывать услуги в области пожарной безопасности, а также не может проводить независимую оценку рисков в области пожарной безопасности на объекте, принадлежащем ей на праве собственности.
2. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности включает следующие мероприятия:
1) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта, а также уровень подготовки персонала;
2) обследование объекта для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта, выявления возможности возникновения и развития пожара, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также для определения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;
3) проведение расчетов по оценке рисков в области пожарной безопасности в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан;
4) подготовку вывода о соответствии или несоответствии объекта требованиям пожарной безопасности.
Результаты проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности оформляются в виде заключения.
В течение пяти рабочих дней после составления заключения экспертная организация представляет копию заключения в территориальное подразделение уполномоченного органа.
Срок действия заключения составляет три года.
3. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности не проводится на объектах государственной собственности, объектах с массовым пребыванием людей и жизнеобеспечения.
Результаты независимой оценки рисков являются основанием для распределения объектов по степени риска.
Статья 25-2. Аккредитация организаций по независимой оценке
рисков в области пожарной безопасности
1. Аккредитация организаций по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности осуществляется уполномоченным органом.
2. Экспертными организациями могут быть организации, имеющие в своем штате не менее трех специалистов, отвечающих одному из следующих условий:
1) имеющих высшее образование в области пожарной безопасности;
2) имеющих иное высшее образование и стаж работы в государственной и (или) негосударственной противопожарных службах не менее пяти лет, прошедших специальные курсы обучения.
Специальные курсы обучения специалистов для экспертных организаций проводятся в специализированных учебных организациях, требования к ним, а также условия и порядок прохождения специальных курсов обучения определяются уполномоченным органом.
3. Для аккредитации организация представляет следующие документы:
1) заявление;
2) нотариально засвидетельствованную копию устава организации;
3) копию свидетельства о государственной регистрации организации в качестве юридического лица;
4) нотариально засвидетельствованные копии документов специалистов организации об образовании, о стаже работы в государственной и (или) негосударственной противопожарных службах, а также прохождении ими специального курса обучения;
5) сведения о помещении, об оборудовании, принадлежащим организации на праве собственности или ином законном основании.
4. Для рассмотрения документов об аккредитации и принятия решения по ним создается постоянно действующая комиссия, состав и порядок деятельности которой определяются руководителем уполномоченного органа.
Рассмотрение документов об аккредитации осуществляется комиссией в течение тридцати рабочих дней, исчисляемых с момента их поступления в уполномоченный орган.
В случае принятия положительного решения уполномоченным органом вносится соответствующая запись в государственный реестр экспертных организаций и заявителю выдается аттестат аккредитации.
5. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в аккредитации в случаях несоответствия представленных документов требованиям пунктов 2 и 3 настоящей статьи.
При отказе в аккредитации заявителю в течение пяти рабочих дней направляется мотивированный письменный ответ с указанием причин такого отказа.
6. Заявители при возникновении споров по вопросам аккредитации вправе обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
7. Аттестаты аккредитации, выданные уполномоченным органом, действительны на всей территории Республики Казахстан и имеют срок действия пять лет.
Срок действия аттестата аккредитации исчисляется с момента принятия решения об аккредитации.
В связи с истечением срока действия аттестата аккредитации экспертной организацией для повторной аккредитации представляются документы, предусмотренные в настоящей статье.
8. В аттестате аккредитации указываются:
1) наименование (название и указание на организационно-правовую форму), местонахождение организации;
2) регистрационный номер аттестата аккредитации;
3) дата регистрации аттестата аккредитации в государственном реестре экспертных организаций;
4) срок действия аттестата аккредитации.
Бланки аттестата аккредитации являются документами строгой отчетности, имеют защиту и номер.
Аттестат аккредитации выдается в единственном экземпляре, передача аттестата аккредитации другим юридическим лицам запрещена.
Утерянные, испорченные аттестаты аккредитации считаются недействительными со дня подачи экспертной организацией письменного заявления (с приложением документов, подтверждающих факт утери, порчи аттестата аккредитации) уполномоченному органу.
Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата аттестата аккредитации.
9. Лишение аттестата аккредитации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
10. Действие аттестата аккредитации прекращается по следующим основаниям:
1) представление экспертной организацией заявления с просьбой о прекращении действия аттестата аккредитации;
2) истечение срока действия аттестата аккредитации;
3) ликвидация юридического лица;
4) лишение аттестата аккредитации.
11. В случае прекращения действия аттестата аккредитации экспертная организация обязана в десятидневный срок возвратить аттестат аккредитации в уполномоченный орган.
Глава 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 26. Расследование пожаров и их последствий
Расследование пожаров и установление их последствий производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В случае выявления нарушений правил пожарной безопасности или бездействия должностных лиц и граждан материалы расследования подлежат передаче в соответствующие органы для привлечения виновных к ответственности.
Статья 27. Ответственность за нарушение законов
и иных нормативных правовых актов в
области пожарной безопасности
Юридические и физические лица за нарушение законов и иных нормативных правовых актов о пожарной безопасности и допущенные пожары несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 27 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 28. Возмещение ущерба, причиненного пожаром
здоровью и имуществу граждан, окружающей
среде и объектам хозяйствования
Возмещение ущерба, причиненного вследствие пожаров здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 28-1. Ответственность сотрудников органов
государственной противопожарной службы
и право обжалования их действий
(бездействия)
За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей сотрудники органов государственной противопожарной службы несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Действия (бездействие) сотрудников органов государственной противопожарной службы могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан .
Сноска. Глава 6 дополнена статьей 28-1 в соответствии с Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Глава 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Сноска. Заголовок главы 7 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 29. Порядок разрешения споров в области
пожарной безопасности
Споры в области пожарной безопасности разрешают суды в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 30. Надзор за соблюдением законности в
деятельности противопожарной службы
Надзор за соблюдением законности в деятельности противопожарной службы от имени государства осуществляют органы прокуратуры Республики Казахстан.
Статья 31. Международные договоры в области пожарной
безопасности
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, что установлены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 32. Переходные положения
Сотрудники органов государственной противопожарной службы, которым до 1 января 2009 года присвоены специальные звания полковник внутренней службы (противопожарной службы) или генерал-майор внутренней службы (противопожарной службы), вправе уволиться по достижении следующих предельных возрастов:
1) полковник внутренней службы (противопожарной службы) - пятидесяти лет;
2) генерал-майор внутренней службы (противопожарной службы) - пятидесяти пяти лет.
Сноска. Глава 7 дополнена статьей 32 в соответствии с Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Президент
Республики Казахстан