О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции

Закон Республики Казахстан от 3 января 2022 года № 101-VII ЗРК.

Обновленный

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

      1. В Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года:

      1) пункт 1 статьи 14 дополнить подпунктом 2-11) следующего содержания:

      "2-11) разработка и утверждение формы указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан, выдаваемого субъекту государственного контроля;";

      2) в пункте 3 статьи 92:

      слова "двух лет подряд" заменить словами "одного года";

      дополнить частью второй следующего содержания:

      "Моментом выявления факта неиспользования земельного участка считается дата вручения собственнику земельного участка или землепользователю предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан.";

      3) в пункте 2 статьи 94:

      дополнить частью второй следующего содержания:

      "При проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан иск о принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных статьями 92 и 93 настоящего Кодекса, предъявляется по истечении срока предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан, данного собственнику земельного участка или землепользователю.";

      часть вторую изложить в следующей редакции:

      "Срок для принятия мер по использованию земельного участка по назначению устанавливается один год, а по устранению нарушений законодательства Республики Казахстан – три месяца с момента выявления нарушения законодательства Республики Казахстан, за исключением нерационального использования земельного участка сельскохозяйственного назначения.";

      дополнить частью третьей следующего содержания:

      "Срок для принятия мер по рациональному использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства устанавливается один год.";

      в части четвертой слово "третьей" заменить словом "пятой";

      4) часть первую пункта 3 статьи 145 изложить в следующей редакции:

      "3. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в форме:

      проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

      профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с настоящим Кодексом и Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.";

      5) дополнить статьей 145-1 следующего содержания:

      "Статья 145-1. Порядок проведения профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля

      1. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится государственными инспекторами по использованию и охране земель территориального подразделения в отношении собственников или землепользователей, имеющих земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства (далее для целей настоящей статьи – субъект контроля).

      2. Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются своевременное пресечение и предупреждение неиспользования или нерационального использования земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, предоставление субъекту контроля права самостоятельного устранения выявленных нарушений и снижение административной нагрузки на него.

      3. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится на основании данных дистанционного зондирования земель сельскохозяйственного назначения по фактам неиспользования по назначению и (или) их нерационального использования.

      Результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля подлежат учету территориальным подразделением в специальном журнале регистрации профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью территориального подразделения.

      4. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля осуществляется ежегодно в период с сентября по ноябрь текущего года.

      5. В случае выявления нарушения по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля составляется указание об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан, которое направляется субъекту контроля в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушения.

      6. По результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля не возбуждается административное производство.

      7. В указании об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан отражаются характер нарушения, порядок его устранения, сроки исполнения указания и направления информации о его исполнении путем устранения выявленного нарушения.

      8. Указание об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан вручается нарочно или направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о его вручении субъекту контроля и посредством электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью государственного инспектора по использованию и охране земель территориального подразделения.

      Днем получения указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан, направленного одним из способов, указанных в части первой настоящего пункта, считается дата первой отметки о его получении.

      9. Срок для исполнения указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан устанавливается один год со дня его получения.

      10. Субъект контроля после истечения срока исполнения указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан в течение трех рабочих дней обязан в письменном виде проинформировать территориальное подразделение о его исполнении путем устранения выявленного нарушения.

      11. Государственными инспекторами по использованию и охране земель территориального подразделения после получения от субъекта контроля информации об исполнении указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан проводится контроль за ее достоверностью путем применения данных дистанционного зондирования земель.

      12. Неисполнение указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан в установленный срок, в том числе в виде ненаправления субъектом контроля информации о его исполнении, является основанием для назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в порядке, определенном Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.";

      6) пункт 3 статьи 146 изложить в следующей редакции:

      "3. Предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель в пределах его компетенции, обязательны для всех государственных органов, собственников земельных участков и землепользователей.";

      7) пункт 1 статьи 148 дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:

      "6-1) давать указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан;".

      2. В Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года:

      1) подпункт 57-1) статьи 1 исключить;

      2) подпункт 20-2) статьи 36 исключить.

      3. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года:

      1) подпункт 68-1) пункта 1 статьи 3 исключить;

      2) в статье 41:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Государственным заданием является заказ юридическим лицам с участием государства в уставном капитале, Национальному олимпийскому комитету Республики Казахстан, Национальному паралимпийскому комитету Республики Казахстан, международному технологическому парку "Астана Хаб", автономным организациям образования и их организациям, корпоративному фонду "Aкадемия Елбасы", определяемый Правительством Республики Казахстан, на оказание отдельных государственных услуг, реализацию бюджетных инвестиционных проектов и выполнение других задач, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности и (или) социально-культурного развития государства.

      Выделение бюджетных средств юридическим лицам с участием государства в уставном капитале на выполнение государственного задания осуществляется без увеличения уставного капитала.";

      в пункте 2:

      подпункт 2) изложить в следующей редакции:

      "2) антимонопольного органа на предмет соответствия законодательству Республики Казахстан в области защиты конкуренции, выдаваемого в порядке, определяемом антимонопольным органом.";

      дополнить частью второй следующего содержания:

      "В заключении антимонопольного органа может быть определен обязательный объем государственного задания, передаваемый юридическим лицом, ответственным за выполнение государственного задания, на субподряд с соблюдением конкурсных процедур, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.";

      в пункте 3:

      часть первую изложить в следующей редакции:

      "3. Выполнение государственного задания осуществляется в рамках реализации утвержденных республиканских трехлетних бюджетных программ путем заключения гражданско-правовой сделки между администратором республиканских бюджетных программ и исполнителем государственного задания с указанием в ней показателей результатов.";

      дополнить частью четвертой следующего содержания:

      "Положение части третьей настоящего пункта не распространяется на субъектов квазигосударственного сектора, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, в сфере реализации государственной информационной политики, и на корпоративный фонд "Академия Елбасы".";

      дополнить пунктами 4-1 и 4-2 следующего содержания:

      "4-1. К государственным заданиям могут быть отнесены заказы:

      1) по проведению государственной информационной политики, включая работы по ее техническому и методическому обеспечению;

      2) в сферах модернизации общественного сознания, межэтнических отношений и внутриполитической стабильности, поддержки соотечественников за рубежом и кандасов внутри страны, общественного развития, методического обеспечения реализации государственной молодежной и семейной политики;

      3) в области аэрокосмической деятельности;

      4) в области охраны окружающей среды;

      5) по реализации государственной политики в области религиозной деятельности и взаимодействия с религиозными объединениями;

      6) Национальному олимпийскому и паралимпийскому комитетам Республики Казахстан;

      7) в областях культуры и туристской деятельности, в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия;

      8) в областях образования, науки;

      9) в области здравоохранения, включая услуги по медицинскому обеспечению отдельных категорий государственных служащих и граждан Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      10) по организации и проведению обучения для медицинских работников и иных сотрудников системы Управления делами Президента Республики Казахстан;

      11) по обеспечению безопасности судоходства и мореплавания, содержанию судоходных водных путей и шлюзов;

      12) по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию и развитию сети автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения;

      13) по государственному геологическому изучению недр, а также сбору, хранению, обработке и предоставлению геологической информации;

      14) по проведению научной экономической экспертизы проектов нормативных правовых актов;

      15) по совершенствованию нормативно-технических документов в области архитектуры, градостроительства и строительства, а также жилищно-коммунального хозяйства;

      16) по инвентаризации подземных и надземных коммуникаций на застроенной территории населенных пунктов;

      17) по повышению доступности информации о земельных ресурсах;

      18) по разработке и совершенствованию градостроительных документов общегосударственного значения;

      19) по проведению мероприятий в рамках энергосбережения и повышению энергоэффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

      20) в области ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;

      21) по созданию, обновлению и изданию государственных топографических карт и планов, созданию, развитию и поддержанию в рабочем состоянии государственных геодезических сетей, составлению технических проектов, формированию и ведению Национального картографо-геодезического фонда, созданию и развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных;

      22) в социально-трудовой сфере;

      23) по учету нефти и газового конденсата, оказанию диспетчерских услуг производственных показателей нефтегазовой отрасли Республики Казахстан;

      24) в области поддержки казахстанских кадров и производителей в отношении углеводородов и урана;

      25) в области миграции населения;

      26) по оказанию государственных услуг, реализации бюджетных инвестиционных проектов и выполнению иных задач по поручению и (или) согласованию с Президентом Республики Казахстан.

      Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

      4-2. Для включения в перечень государственных заданий заказы, указанные в пункте 4-1 настоящей статьи, должны соответствовать одному из следующих критериев:

      1) отсутствие иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества;

      2) использование, эксплуатация и содержание стратегических объектов, объектов критически важной инфраструктуры, в том числе информационно-коммуникационной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности, в силу обеспечения общественных интересов и национальной безопасности;

      3) отсутствие конкуренции на соответствующем рынке товаров, работ и услуг;

      4) исключительность и уникальность товара, работы, услуги, объектов интеллектуальной собственности.

      Запрещаются планирование государственного задания и включение в перечень государственных заданий заказов, не отвечающих признакам, предусмотренным частью первой настоящего пункта. Сделки, заключенные в нарушение настоящего пункта, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованных лиц.";

      3) в пункте 2 статьи 154-3:

      часть вторую изложить в следующей редакции:

      "На разработку или корректировку конкурсных документаций республиканских и местных проектов государственно-частного партнерства привлекаются квалифицированные юридические лица.";

      часть третью исключить;

      4) в пункте 3 статьи 154-4:

      часть вторую изложить в следующей редакции:

      "На консультативное сопровождение республиканских и местных проектов государственно-частного партнерства, в случае необходимости, привлекаются квалифицированные юридические лица.";

      часть третью исключить;

      5) в пункте 2 статьи 155-2:

      часть вторую изложить в следующей редакции:

      "На разработку или корректировку конкурсных документаций республиканских и местных концессионных проектов привлекаются квалифицированные юридические лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.";

      часть третью исключить;

      6) в пункте 3 статьи 155-3:

      часть вторую изложить в следующей редакции:

      "На консультативное сопровождение республиканских и местных концессионных проектов привлекаются, в случае необходимости, квалифицированные юридические лица.";

      часть третью исключить;

      7) в подпункте 1) статьи 176 слова "и организации по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства" исключить;

      8) в пункте 4 статьи 179 слова "и организации по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства" исключить.

      4. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года:

      1) пункт 1 статьи 83 дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

      "При проведении анализа регуляторного воздействия проводится оценка воздействия вводимого регуляторного инструмента и (или) требования, ужесточения регулирования на состояние конкурентной среды.

      Правила проведения оценки воздействия на конкуренцию утверждаются антимонопольным органом.";

      2) в статье 90-1:

      в пункте 1 слова "исполнительный орган, его ведомство" заменить словами "государственный орган";

      в пункте 2 слово "исполнительным" заменить словом "государственным";

      3) статью 90-3 изложить в следующей редакции:

      "Статья 90-3. Руководство антимонопольным органом

      Руководство антимонопольным органом осуществляется его первым руководителем.";

      4) в статье 90-6:

      подпункт 13) исключить;

      дополнить подпунктами 20-1) и 20-2) следующего содержания:

      "20-1) разрабатывает и утверждает правила проведения мониторинга деятельности государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц на предмет получения согласия антимонопольного органа при создании, расширении и (или) изменении осуществляемых видов деятельности, а также осуществления исключительно тех видов деятельности, на которые получено согласие антимонопольного органа;

      20-2) осуществляет мониторинг деятельности государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц на предмет получения согласия антимонопольного органа при создании, расширении и (или) изменении осуществляемых видов деятельности, а также осуществления исключительно тех видов деятельности, на которые получено согласие антимонопольного органа;";

      подпункт 27) после слова "осуществляемых" дополнить словами "государственными предприятиями,";

      подпункт 29) дополнить словами ", специального права";

      подпункт 39-1) исключить;

      в подпунктах 39-2) и 39-3) слова "и принятия мер антимонопольного реагирования" исключить;

      дополнить подпунктом 39-4) следующего содержания:

      "39-4) осуществляет мониторинг деятельности лиц, оказывающих меры государственной поддержки, на предмет соблюдения требований, предусмотренных статьей 194 настоящего Кодекса, за исключением деятельности государственных органов и юридических лиц по реализации комплекса антикризисных мероприятий для поддержки экономики, стимулирования деловой активности и занятости населения, инициированных по поручению Президента Республики Казахстан;";

      5) подпункт 2) статьи 90-7 изложить в следующей редакции:

      "2) запрашивать и получать письменную информацию в сроки, установленные антимонопольным органом, которые не могут быть менее пяти рабочих дней, от государственных, местных исполнительных органов, субъектов рынка, должностных и иных физических и юридических лиц, а также письменные и (или) устные объяснения по фактам допущенных нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

      В случае необходимости дополнительных временных затрат лица, указанные в части первой настоящего подпункта, вправе обратиться в антимонопольный орган с мотивированным заявлением о продлении срока предоставления информации по запросу.

      Решение о продлении срока предоставления информации по запросу или об отказе в продлении принимается в течение двух рабочих дней с момента получения мотивированного заявления;";

      6) подпункт 3) пункта 3 статьи 116 дополнить словами ", специального права";

      7) статью 120 изложить в следующей редакции:

      "Статья 120. Ценообразование на товары, производимые и реализуемые субъектами государственной монополии, специального права

      1. Правила ценообразования на товары, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права, утверждаются антимонопольным органом.

      Уполномоченные государственные органы проводят публичные слушания при рассмотрении заявок субъектов государственной монополии, специального права в соответствии с правилами, указанными в части первой настоящего пункта.

      2. Антимонопольный орган проводит экспертизу цен на товары, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права в соответствии с правилами, указанными в части первой пункта 1 настоящей статьи.

      3. Для проведения экспертизы цен на товары субъекты государственной монополии, специального права обязаны предоставить в письменном виде:

      1) информацию об отпускных ценах с приложением обосновывающих материалов, подтверждающих уровень цены, не позднее тридцати календарных дней со дня введения государственной монополии, специального права на товары;

      2) уведомление не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем изменении (повышении и (или) снижении) цен на товары и причинах их изменения (повышения и (или) снижения) с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины изменения (повышения и (или) снижения).

      4. Срок проведения экспертизы цен на товары составляет не более девяноста календарных дней со дня поступления к рассмотрению уведомления или информации. Общий срок проведения экспертизы не должен превышать сто двадцать календарных дней.

      5. В ходе рассмотрения уведомления или информации антимонопольный орган вправе запросить в сроки, установленные настоящим Кодексом, от субъекта государственной монополии, специального права дополнительные сведения и (или) документы, необходимые для принятия решения.

      6. На период представления дополнительных сведений и (или) документов срок рассмотрения уведомления или информации приостанавливается до представления субъектом государственной монополии, специального права соответствующих дополнительных сведений и (или) документов.

      7. Антимонопольный орган возобновляет рассмотрение уведомления или информации после представления дополнительных сведений и (или) документов субъектом государственной монополии, специального права.

      8. Исчисление срока проведения экспертизы цен на товары продолжается со дня ее возобновления.";

      8) часть первую пункта 1 статьи 168 после слова "рынке)" дополнить словами "или потенциальными конкурентами";

      9) в статье 172:

      в пункте 2 слова "и оценки состояния конкурентной среды" заменить словами "состояния конкуренции";

      пункт 7 после слов "государственной монополии," дополнить словами "специального права,";

      10) статью 174 дополнить подпунктом 12) следующего содержания:

      "12) непредоставление равного доступа к ключевой мощности.";

      11) в пункте 1 статьи 175:

      в абзаце первом слово "сопоставимом" заменить словами "соответствующем или сопоставимом";

      в абзац четвертый подпункта 2) внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;

      12) главу 15 дополнить статьей 176-1 следующего содержания:

      "Статья 176-1. Обеспечение равного доступа к ключевой мощности

      1. Ключевой мощностью являются товар, объект инфраструктуры субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение (далее – обладатель ключевой мощности), без доступа к которым другие субъекты рынка не могут осуществлять производство и (или) реализацию товара на соответствующем или смежном товарном рынке.

      2. Товар, объект инфраструктуры субъекта рынка признаются ключевой мощностью при совокупности следующих условий:

      1) дублирование товара, объекта инфраструктуры невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей;

      2) обладатель ключевой мощности вправе владеть, пользоваться и распоряжаться соответствующим товаром, объектом инфраструктуры;

      3) наличие возможности у обладателя ключевой мощности в предоставлении доступа к соответствующему товару, объекту инфраструктуры;

      4) необоснованный отказ обладателя ключевой мощности в доступе к соответствующему товару, объекту инфраструктуры будет оказывать отрицательное влияние на конкуренцию;

      5) доступ к соответствующему объему товара, объекту инфраструктуры обладателя ключевой мощности не предоставляется посредством биржевых торгов.

      3. Обладатели ключевой мощности обязаны предоставлять равный доступ к ключевой мощности другим субъектам рынка в соответствии с правилами равного доступа к ключевой мощности, утверждаемыми антимонопольным органом, за исключением случая, когда иной порядок доступа к соответствующей ключевой мощности регламентирован законодательством Республики Казахстан.

      В случае, если ключевая мощность является сырьевым товаром, обладатели соответствующей ключевой мощности обязаны предоставлять к ней равный доступ только производителям товаров, использующим указанное сырье.

      В случае, если ключевая мощность является программным продуктом, доступ к ней осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности.

      4. Равный доступ к ключевой мощности предоставляется на рыночных условиях.

      5. Требования, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не распространяются на обладателей ключевой мощности в объеме, используемом для собственных нужд и (или) потребителями, входящими с ними в одну группу лиц, без цели дальнейшей перепродажи.

      Положение части первой настоящего пункта не распространяется на субъектов квазигосударственного сектора.";

      13) в статье 177:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Недобросовестной конкуренцией являются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия субъекта рынка (группы лиц) или нескольких субъектов рынка (группы лиц), которые противоречат законодательству Республики Казахстан, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим субъектам рынка – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.";

      в пункте 2:

      абзац первый изложить в следующей редакции:

      "2. К недобросовестной конкуренции относятся в том числе следующие действия:";

      дополнить подпунктом 15) следующего содержания:

      "15) создание барьеров смены продавца (поставщика) товара.";

      14) главу 16 дополнить статьей 191-1 следующего содержания:

      "Статья 191-1. Создание барьеров смены продавца (поставщика) товара

      Созданием барьеров смены продавца (поставщика) товара является предъявление потребителю требований при расторжении договора, не предусмотренных ранее или превышающих требования при заключении договора, а также неразмещение в публичном доступе информации, необходимой для обеспечения свободной смены продавца (поставщика) товара.

      Порядок размещения в публичном доступе информации, необходимой для обеспечения свободной смены продавца (поставщика) товара, определяется антимонопольным органом.";

      15) в статье 192:

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Создание государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, осуществляется с согласия антимонопольного органа.

      Запрещаются создание юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, которые в соответствии с критериями, установленными настоящим Кодексом, относятся к субъектам малого предпринимательства, а также участие государства в них.

      При расширении и (или) изменении осуществляемых видов деятельности государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, необходимо согласие антимонопольного органа.";

      дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:

      "4-1. Проекты правовых актов, предусматривающие создание, расширение и (или) изменение осуществляемых видов деятельности государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, подлежат обязательному согласованию с антимонопольным органом.";

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Создание, расширение и (или) изменение осуществляемых видов деятельности государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, которые осуществляют свою деятельность на территории Республики Казахстан без согласия антимонопольного органа, запрещаются и влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      В случаях, предусмотренных частью первой настоящего пункта, антимонопольный орган выносит предписание об устранении нарушений и их последствий.";

      16) статью 193 изложить в следующей редакции:

      "Статья 193. Государственная монополия и специальное право

      1. Государственной монополией является исключительное право государства на производство, реализацию и (или) покупку какого-либо товара на конкурентном рынке, вводимое в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

      Специальным правом является исключительное или преимущественное право субъекта рынка, закрепляемое законом, на производство, реализацию и (или) покупку какого-либо товара на конкурентном рынке.

      2. Государство вправе ограничивать конкуренцию в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения, путем закрепления законом исключительного права государства на производство и (или) продажу, покупку товара или пользование им либо предоставления законом субъекту рынка специального права.

      3. Субъектом государственной монополии, за исключением Государственной корпорации "Правительство для граждан", Фонда социального медицинского страхования, государственной технической службы, может быть только государственное предприятие, созданное по решению Правительства Республики Казахстан.

      Субъектом специального права может быть государственное предприятие, акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью, определенное в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

      4. Определение субъектом специального права юридического лица, менее ста процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству, допускается только при невозможности определения субъектом специального права юридического лица, сто процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству.

      5. Антимонопольный орган формирует и ведет государственный реестр субъектов государственной монополии, специального права.

      6. Субъектам государственной монополии, специального права запрещается:

      1) производить товары, не относящиеся к сфере государственной монополии, специального права, за исключением деятельности, технологически связанной с производством товаров;

      2) владеть акциями (долями участия в уставном капитале), а также иным образом участвовать в деятельности других юридических лиц;

      3) переуступать права, связанные с государственной монополией, специальным правом;

      4) устанавливать цены на производимые или реализуемые товары, отличающиеся от цен, установленных государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, в порядке, определяемом антимонопольным органом.

      Ограничения, предусмотренные подпунктами 1) и 2) части первой настоящего пункта, не распространяются на Государственную корпорацию "Правительство для граждан", Фонд социального медицинского страхования, государственную техническую службу и Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров.

      При стихийных бедствиях, эпидемии, эпизоотии, а также наличии ограничений, препятствующих дальнейшему продолжению основной деятельности, Правительство Республики Казахстан предоставляет право субъекту государственной монополии, специального права на период до возобновления основной деятельности осуществлять иные, технологически близкие к основной, виды деятельности.

      7. Субъекты государственной монополии, специального права являются организациями публичного интереса и несут обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

      Субъекты государственной монополии, специального права обязаны вести раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду деятельности, в том числе по технологически связанным видам деятельности.

      8. Государственное регулирование деятельности субъектов государственной монополии, специального права осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан.

      9. Перечень видов деятельности, технологически связанных с производством товаров, работ, услуг, утверждается государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, по согласованию с антимонопольным органом.

      10. Контроль за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 настоящей статьи, осуществляется антимонопольным органом в соответствии с настоящим Кодексом.

      11. При введении государственной монополии, специального права соблюдаются следующие условия:

      1) субъекты рынка должны быть извещены о данном решении не менее чем за шесть месяцев до его введения в действие;

      2) субъекты рынка, занимавшиеся производством, продажей или пользовавшиеся этим товаром в течение шестимесячного срока после введения в действие государственной монополии, специального права, вправе осуществлять реализацию этого товара, за исключением совершения сделок, срок исполнения которых превышает вышеуказанный срок;

      3) субъектам рынка возмещается ущерб, причиненный в результате введения государственной монополии, специального права, в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан за счет бюджетных средств.

      12. Лишение статуса субъекта специального права осуществляется в случае двух и более нарушений в течение одного календарного года данным субъектом требований настоящей статьи или злоупотребления им своим монопольным положением на товарном рынке в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

      13. Антимонопольный орган ежегодно проводит анализ деятельности отдельных субъектов государственной монополии, специального права согласно утвержденному графику и не позднее 5 января года, следующего за отчетным, направляет в Правительство Республики Казахстан предложения по передаче в конкурентную среду деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии, специального права.

      При передаче в конкурентную среду не допускаются возникновение монопольного положения и (или) ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

      14. Положения настоящей статьи не распространяются на деятельность единого накопительного пенсионного фонда, дочерних организаций Национального Банка Республики Казахстан, способствующих осуществлению возложенных на него функций и (или) являющихся частью инфраструктуры финансового рынка, субъектов естественной монополии.";

      17) в статье 194:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, антиконкурентные действия (бездействие) государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, при реализации ими государственных функций или оказании мер государственной поддержки, выразившиеся в действиях (бездействии), принятии актов либо решений, которые привели или могут привести к ограничению или устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.";

      пункт 2 дополнить подпунктом 11) следующего содержания:

      "11) непредоставление субъектам рынка равного доступа к мерам государственной поддержки частного предпринимательства.";

      дополнить пунктами 3-1, 3-2 и 3-3 следующего содержания:

      "3-1. Запрещаются при предоставлении мер государственной поддержки частного предпринимательства:

      1) ограничение доступа к мерам государственной поддержки для новых субъектов рынка;

      2) возложение на субъектов частного предпринимательства дополнительных обязательств, которые по своему содержанию не касаются предмета государственной поддержки;

      3) взимание сборов и иных платежей, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

      4) координация деятельности получателей мер государственной поддержки, если это действие приведет или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

      3-2. Введение новых мер государственной поддержки частного предпринимательства, проект нормативного правового акта, определяющего порядок оказания мер государственной поддержки частного предпринимательства, подлежат согласованию с антимонопольным органом с соблюдением требований пункта 3-1 настоящей статьи.

      При согласовании антимонопольным органом введения новых мер государственной поддержки частного предпринимательства, проекта нормативного правового акта, определяющего порядок оказания мер государственной поддержки частного предпринимательства, учитываются:

      1) уровень концентрации товарного рынка;

      2) наличие экономических, технологических, административных барьеров входа на товарный рынок;

      3) доля участия малого, среднего предпринимательства;

      4) динамика появления новых субъектов рынка;

      5) баланс товарного рынка, удовлетворение внутреннего спроса;

      6) уровень государственного участия в предпринимательстве на соответствующем товарном рынке;

      7) достижение целей, целевых индикаторов, задач и показателей развития конкуренции на товарном рынке, утвержденных документами системы государственного планирования;

      8) иные документально подтвержденные обстоятельства, определяющие приоритетность мер государственной поддержки частного предпринимательства, с учетом состояния конкуренции на товарном рынке.

      3-3. Положения пунктов 1, 2, 3-1 и 3-2 настоящей статьи не применяются при реализации комплекса антикризисных мероприятий для поддержки экономики, стимулирования деловой активности и занятости населения, инициированных по поручению Президента Республики Казахстан.";

      18) в статье 195-1:

      подпункт 2) пункта 2 дополнить словами ", разрабатываемый в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми антимонопольным органом";

      дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:

      "5. Методические рекомендации по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса предусматривают:

      1) этапы разработки и внедрения внутреннего акта антимонопольного комплаенса;

      2) содержание мероприятий по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса;

      3) метод (методы) проведения оценки антимонопольных комплаенс-рисков, связанных с деятельностью субъекта рынка;

      4) построение системы внутреннего контроля антимонопольных комплаенс-рисков;

      5) метод (методы) проведения оценки эффективности функционирования внутреннего акта антимонопольного комплаенса;

      6) иные положения по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса.

      6. Наличие у субъекта рынка эффективно функционирующего внутреннего акта антимонопольного комплаенса учитывается при рассмотрении дел о нарушениях законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.";

      19) в статье 196:

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Анализ состояния конкуренции на товарных рынках проводится в соответствии с утверждаемыми антимонопольным органом методиками по проведению анализа состояния конкуренции:

      1) на товарных рынках;

      2) на рынках финансовых услуг – по согласованию с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национальным Банком Республики Казахстан.";

      в пункте 11:

      в части второй:

      слова "и оценка состояния конкурентной среды" заменить словами "состояния конкуренции";

      слово "проводятся" заменить словом "проводится";

      часть третью изложить в следующей редакции:

      "Анализ с целью установления целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде проводится на основании этапов, предусмотренных подпунктами 1) и 2) пункта 3 настоящей статьи, в порядке, определяемом антимонопольным органом.";

      20) пункт 3 статьи 199 изложить в следующей редакции:

      "3. Если в течение одного календарного года с момента вынесения уведомления антимонопольный орган обнаружит в действиях (бездействии) той же организации, наделенной государством функцией регулирования деятельности субъектов рынка, государственного, местного исполнительного органа, субъекта рынка признаки того же нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, перечисленного в пункте 1 настоящей статьи, антимонопольный орган выносит решение о проведении расследования без направления уведомления.";

      21) дополнить статьей 210-1 следующего содержания:

      "Статья 210-1. Доверенное лицо

      1. Для проведения экспертной оценки выполнения требований и обязательств, предусмотренных решением антимонопольного органа о согласии на экономическую концентрацию, субъект рынка вправе привлекать доверенное лицо, определяемое в соответствии с требованиями настоящей статьи.

      2. Доверенным лицом является лицо, которое обладает специальными научными или практическими знаниями по вопросам, являющимся предметом экономической концентрации.

      3. Между доверенным лицом и субъектом рынка заключается договор по типовой форме, утверждаемой антимонопольным органом.

      Доверенное лицо уведомляет антимонопольный орган о заключении договора не позднее десяти календарных дней после даты вступления его в силу.

      4. Доверенное лицо должно быть независимым по отношению к участникам экономической концентрации.

      В качестве доверенного лица не может привлекаться лицо:

      1) которое является участником экономической концентрации либо входящее в одну группу лиц с участником экономической концентрации;

      2) являющееся конкурентом участника экономической концентрации и (или) входящее с таким лицом в одну группу лиц либо входящее в одну группу лиц с лицом, являющимся конкурентом участника экономической концентрации.

      5. Доверенное лицо дает экспертную оценку выполнению субъектом рынка экономических, поведенческих, организационных, структурных и иных требований и обязательств, в том числе касающихся:

      1) разделения субъекта рынка или выделения из его состава юридического лица;

      2) реализации, передачи субъектом рынка имущества, имущественных и иных прав третьим лицам;

      3) разделения функций управления субъектами рынка, входящими в группу лиц, или структурными подразделениями субъекта рынка во избежание конфликта интересов;

      4) производства и (или) реализации товаров, направления инвестиций, выполнения социальных, экономических и иных условий поведения на товарном рынке;

      5) обеспечения недискриминационного доступа к товарам субъекта рынка;

      6) принятия мер по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

      6. Доверенное лицо направляет антимонопольному органу экспертное заключение о выполнении субъектом рынка требований и обязательств, предусмотренных решением антимонопольного органа о согласии на экономическую концентрацию.

      7. Доверенное лицо имеет право получать доступ к электронным и бумажным документам, автоматизированным базам данных (информационным системам), электронным и другим носителям информации соответствующего субъекта рынка, которые необходимы для реализации доверенным лицом своих функций, включая сведения, составляющие конфиденциальную информацию и (или) коммерческую тайну, при условии предоставления письменного обязательства о неразглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

      8. Доверенное лицо вправе отказаться от представления экспертного заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случае, если представленные ему материалы и сведения недостаточны для представления экспертного заключения.

      9. За представление заведомо ложного экспертного заключения доверенное лицо несет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      10. Антимонопольный орган ведет реестр доверенных лиц в порядке, определяемом антимонопольным органом.

      В реестр доверенных лиц включаются кандидаты, предлагаемые объединениями субъектов предпринимательства.

      11. Услуги доверенного лица оплачиваются за счет средств субъекта рынка в соответствии с договором.";

      22) подпункт 1) пункта 2 статьи 216 дополнить словами "или его признаки";

      23) в статье 218:

      в пункте 5 слова "акт о назначении" заменить словами "приказ о проведении";

      дополнить пунктом 7 следующего содержания:

      "7. Срок проведения объединенного расследования исчисляется со дня начала проведения первого по времени расследования.";

      24) в заголовке статьи 221 слова "и обязанности" исключить;

      25) в статье 222:

      в заголовке слово "Приостановление" заменить словами "Приостановление и возобновление";

      дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:

      "1-1. Расследование нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции возобновляется в течение трех рабочих дней:

      1) в случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, – со дня принятия решения антимонопольным органом, органами уголовного преследования, вступления в законную силу судебного акта по другому делу, имеющему значение для расследования нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции;

      2) в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, – со дня завершения другого расследования нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции в отношении этого же объекта расследования;

      3) в случае, предусмотренном подпунктом 3) пункта 1 настоящей статьи, – со дня представления антимонопольному органу заключения эксперта;

      4) в случаях, предусмотренных подпунктом 4) пункта 1 настоящей статьи, – со дня завершения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.";

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. О приостановлении и возобновлении расследования, а также назначении экспертизы должностные лица антимонопольного органа, уполномоченные на проведение расследования, выносят определение. Копия определения о назначении экспертизы направляется эксперту и объекту расследования в течение трех рабочих дней со дня вынесения такого определения.

      Копия определения о приостановлении, возобновлении расследования нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции направляется объекту расследования в течение трех рабочих дней со дня вынесения такого определения.";

      26) пункт 2 статьи 224 изложить в следующей редакции:

      "2. В случае обращения объекта расследования в срок не менее чем за двадцать календарных дней до завершения расследования должностное лицо (должностные лица) антимонопольного органа не позднее двадцати пяти календарных дней со дня получения такого обращения выносит (выносят) на рассмотрение согласительной комиссии проект заключения по результатам расследования нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

      Согласительная комиссия рассматривает проект внесенного заключения в срок не более пяти календарных дней со дня внесения на предмет его полноты и качества приведенных в нем доказательств фактов нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции с приглашением на заседание лиц, участвующих в расследовании.

      По результатам рассмотрения проекта заключения согласительная комиссия выносит свои замечания и рекомендации, которые оформляются протоколом и в течение пяти рабочих дней со дня проведения заседания согласительной комиссии направляются должностному лицу (должностным лицам) для работы.

      В случае несогласия с замечаниями и рекомендациями согласительной комиссии должностное лицо (должностные лица) в течение пяти рабочих дней формирует (формируют) мотивированное заключение, которое подлежит рассмотрению согласительной комиссией в срок не более пяти рабочих дней со дня формирования мотивированного заключения должностным лицом (должностными лицами).".

      5. В Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года "О недрах и недропользовании":

      1) статью 62 дополнить подпунктами 3-1) и 3-2) следующего содержания:

      "3-1) мониторинга выполнения недропользователями обязательств по закупкам товаров, работ и услуг у казахстанских производителей, привлечению казахстанских кадров, обучению казахстанских кадров, финансированию научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ, а также приобретению недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов;

      3-2) формирования и ведения реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию по углеводородам, и их производителей, включая критерии их оценки для внесения в данный реестр в порядке, определяемом уполномоченным органом в области углеводородов;";

      2) статью 63 дополнить подпунктами 3-1) и 3-2) следующего содержания:

      "3-1) мониторинга выполнения недропользователями обязательств по закупкам товаров, работ и услуг у казахстанских производителей, привлечению казахстанских кадров, обучению казахстанских кадров, финансированию научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ, а также приобретению недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче урана;

      3-2) формирования и ведения реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче урана, и их производителей, включая критерии их оценки для внесения в данный реестр в порядке, определяемом уполномоченным органом в области добычи урана;";

      3) пункты 4 и 5 статьи 131 исключить;

      4) в статье 140:

      пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания:

      "Порядок привлечения независимых экспертов определяется уполномоченным органом в области углеводородов.";

      пункты 5, 6 и 8 исключить;

      5) в статье 144:

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Уполномоченный орган в области углеводородов осуществляет сбор информации для включения в информационную систему учета сырой нефти и газового конденсата в целях обработки, хранения, использования, в том числе предоставления и распространения информации в соответствии с утверждаемым им порядком формирования и функционирования информационной системы учета сырой нефти и газового конденсата.";

      в пункте 4 слова "оператору информационной системы учета нефти и газового конденсата" заменить словами "уполномоченному органу в области углеводородов";

      6) пункты 4 и 5 статьи 179 исключить.

      6. В Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года:

      в подпункте 2) статьи 96:

      после слов "банка", "банков" дополнить соответственно словами ", филиала банка-нерезидента Республики Казахстан", ", филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан";

      слово "нему" заменить словом "ним".

      7. В Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения":

      1) в пункте 1 статьи 1:

      в подпунктах 24) и 135) слово "выше" заменить словами "включенного в перечень лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию, выше";

      в подпункте 200) слова "в соответствии" заменить словами ", включенного в перечень лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию, в соответствии";

      подпункты 245) и 246) изложить в следующей редакции:

      "245) предельная цена на торговое наименование лекарственного средства или медицинского изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования – цена на торговое наименование лекарственного средства или медицинского изделия, зарегистрированного в Республике Казахстан, выше которой не может быть произведен закуп в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования;

      246) предельная цена на международное непатентованное наименование лекарственного средства или техническую характеристику медицинского изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования – цена на международное непатентованное наименование лекарственного средства или техническую характеристику медицинского изделия, зарегистрированного в Республике Казахстан, выше которой не может быть произведен закуп в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования;";

      2) часть вторую пункта 5 статьи 196 изложить в следующей редакции:

      "Допускается применение незарегистрированных в Республике Казахстан и не включенных в Казахстанский национальный лекарственный формуляр лекарственных средств и незарегистрированных медицинских изделий для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями и (или) состояниями в порядке, определенном уполномоченным органом.";

      3) пункты 1, 2, 3 и 7 статьи 245 изложить в следующей редакции:

      "1. Государственное регулирование цен осуществляется на зарегистрированные и находящиеся в обращении в Республике Казахстан лекарственные средства для оптовой и розничной реализации, включенные в перечень лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию, а также на зарегистрированные лекарственные средства и медицинские изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования в порядке, определенном уполномоченным органом.

      Перечень лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию для оптовой и розничной реализации, утверждается уполномоченным органом не чаще одного раза в полугодие не позднее десятого числа третьего месяца полугодия по согласованию с антимонопольным органом.

      2. Уполномоченный орган не чаще одного раза в полугодие не позднее десятого числа первого месяца полугодия утверждает по согласованию с антимонопольным органом предельные цены производителя на торговое наименование лекарственного средства, предельные цены на торговое наименование лекарственного средства для розничной и оптовой реализации, включенного в перечень лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию.

      3. Уполномоченный орган утверждает предельную цену на торговое наименование лекарственного средства или медицинского изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования по согласованию с антимонопольным органом, предельную цену на международное непатентованное наименование лекарственного средства или техническую характеристику медицинского изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования.";

      "7. Не допускается оптовая и розничная реализация лекарственных препаратов, включенных в перечень лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию, без предельной цены на лекарственные средства по торговым наименованиям.

      Не допускаются закуп и сооплата зарегистрированных в Республике Казахстан лекарственных средств и медицинских изделий без предельной цены на торговое наименование лекарственного средства или медицинского изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования.";

      4) пункт 1 статьи 246 изложить в следующей редакции:

      "1. Лекарственные средства, предназначенные для оказания минимального, базового и дополнительного объемов медицинской помощи, закупаются под международными непатентованными наименованиями, а в случае индивидуальной непереносимости пациента – под торговыми наименованиями лекарственных средств, зарегистрированными в Республике Казахстан, на основании заключения врачебно-консультативной комиссии и решения местного представительного органа области, городов республиканского значения и столицы. В случае закупа многокомпонентного лекарственного средства указывается его состав.";

      5) подпункт 6) пункта 1 статьи 270 изложить в следующей редакции:

      "6) страхование профессиональной ответственности медицинских работников на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании ими медицинской помощи;".

      8. В Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств":

      часть пятую статьи 6 изложить в следующей редакции:

      "Государственная регистрация государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, осуществляется регистрирующим органом с согласия антимонопольного органа.".

      9. В Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях":

      1) статью 10-5 исключить;

      2) пункт 2 статьи 10-6 изложить в следующей редакции:

      "2. Субъектами информатизации (участниками) в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства являются уполномоченный орган, местные исполнительные органы, субъекты естественных монополий, объединения собственников имущества, простые товарищества, управляющие многоквартирным жилым домом, управляющие компании, субъекты сервисной деятельности, собственники квартир, нежилых помещений и иные субъекты.".

      10. В Закон Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте":

      в части первой подпункта 1) пункта 4 статьи 15 слово "заказом" заменить словом "заданием".

      11. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике":

      1) в статье 1:

      подпункт 24-3) исключить;

      подпункт 33) изложить в следующей редакции:

      "33) субъекты оптового рынка электрической энергии – энергопроизводящие, энергопередающие, энергоснабжающие организации, потребители электрической энергии, системный оператор, оператор (операторы) рынка централизованной торговли, расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии;";

      2) подпункт 1-2) статьи 4 исключить;

      3) подпункт 53) статьи 5 изложить в следующей редакции:

      "53) определяет оператора (операторов) рынка централизованной торговли на конкурсной основе в соответствии с правилами организации централизованных торгов электрической энергией;";

      4) пункт 1-1 статьи 9 дополнить частью четвертой следующего содержания:

      "Под возможностью физического или юридического лица косвенно определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, в соответствии с подпунктом 1) части третьей настоящего пункта понимается распоряжение каждым последующим юридическим лицом более пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) другого юридического лица.";

      5) в статье 12:

      подпункт 1) пункта 3 дополнить словами "и на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды в порядке, предусмотренном подпунктом 2) пункта 3-1 статьи 13 настоящего Закона";

      пункт 4 дополнить словами "и на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды в порядке, предусмотренном подпунктом 2) пункта 3-1 статьи 13 настоящего Закона";

      6) в статье 13:

      подпункт 2) пункта 3-1 изложить в следующей редакции:

      "2) на рынке централизованной торговли электрической энергией, в том числе на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды.

      Доля электрической энергии, подлежащая обязательной продаже через централизованные торги на среднесрочный и долгосрочный периоды, определяется уполномоченным органом по согласованию с антимонопольным органом.

      Порядок расчета фактического объема электрической энергии, подлежащего обязательной продаже через централизованные торги, а также мониторинг исполнения данного требования и порядок формирования цен определяются в соответствии с правилами организации централизованных торгов электрической энергией.

      Для энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию потребителям, входящим с ними в одну группу лиц, объем электрической энергии, подлежащий обязательной продаже через централизованные торги на среднесрочный и долгосрочный периоды, рассчитывается исходя из доли, определенной уполномоченным органом по согласованию с антимонопольным органом, и объема реализованной электрической энергии за вычетом электрической энергии, реализованной потребителям, входящим с ними в одну группу лиц.

      При этом потребителем признается юридическое лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных нужд без дальнейшей продажи.

      В случае, если по итогам торгов энергопроизводящей организацией не реализован объем, указанный в части третьей настоящего подпункта, энергопроизводящая организация вправе реализовать такой объем вне централизованных торгов;";

      пункт 3-3 изложить в следующей редакции:

      "3-3. Энергоснабжающей организации запрещаются:

      1) реализация (продажа) электрической энергии другой энергоснабжающей организации, а также ее приобретение (покупка) у другой энергоснабжающей организации;

      2) реализация (продажа) электрической энергии потребителям, являющимся субъектами оптового рынка электрической энергии, находящимся в перечне потребителей рынка мощности, формируемого системным оператором.

      Перечень потребителей рынка мощности размещается на интернет-ресурсе системного оператора и актуализируется системным оператором по факту изменения состава потребителей рынка мощности.

      Запрет, предусмотренный подпунктом 2) части первой настоящего пункта, не распространяется на следующие случаи реализации электрической энергии потребителям, являющимся субъектами оптового рынка электрической энергии:

      на период сокращения или прекращения производства электрической энергии энергопроизводящей организацией, с которой у потребителя заключен договор на продажу электрической энергии, по причине отсутствия или ограничения технической возможности производства, выдачи электрической энергии, подтвержденной системным оператором в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, за исключением случаев аварийного выбытия мощностей.

      Энергоснабжающая организация вправе реализовывать электрическую энергию потребителю до устранения причин прекращения поставки электрической энергии со стороны энергопроизводящей организации, подтвержденных системным оператором;

      потребителям, включенным в Реестр соответствующей группы лиц;

      в совокупном объеме не более 1 мегаватта среднесуточной (базовой) мощности для поставки обособленным структурным подразделениям потребителя;

      на срок не более сорока пяти календарных дней с момента включения потребителя в перечень потребителей рынка мощности.";

      7) в статье 15-5:

      в пункте 2 слова "и третьей" заменить словами ", третьей и четвертой";

      в подпунктах 1) и 2) части первой пункта 3 слова "и третьей" заменить словами ", третьей и четвертой";

      в пунктах 4 и 15 слова "и третьей" заменить словами ", третьей и четвертой".

      12. В Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года "О концессиях":

      1) подпункт 9) статьи 1 изложить в следующей редакции:

      "9) консультативное сопровождение концессионных проектов – услуги, оказываемые юридическими лицами по сопровождению концессионных проектов, включающие в себя разработку и (или) корректировку конкурсной (аукционной) документации, проектов договоров концессии, оказание консультационных услуг в переговорном процессе комиссии с участником конкурса (аукциона);";

      2) подпункт 6-1) статьи 8 исключить;

      3) подпункт 8) статьи 12 изложить в следующей редакции:

      "8) привлекает, в случае необходимости, юридических лиц по консультативному сопровождению концессионных проектов, финансирование которых осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;";

      4) подпункт 3-1) статьи 13 изложить в следующей редакции:

      "3-1) определяют юридические лица для проведения экспертиз в случаях, установленных подпунктом 3-2) настоящей статьи;";

      5) в частях третьей и четвертой пункта 1 статьи 20 слова ", определяемых Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами," исключить.

      13. В Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности":

      в подпункте 7) статьи 1 слова "а также государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения" заменить словами "государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, а также субъекты государственной монополии, специального права".

      14. В Закон Республики Казахстан от 4 июля 2009 года "О поддержке использования возобновляемых источников энергии":

      пункт 3-2 статьи 2 дополнить частью третьей следующего содержания:

      "Под возможностью физического или юридического лица косвенно определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, в соответствии с подпунктом 1) части второй настоящего пункта понимается распоряжение каждым последующим юридическим лицом более пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) другого юридического лица.".

      15. В Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе":

      1) подпункт 4-5) статьи 13 исключить;

      2) в статье 133:

      подпункт 5) пункта 2 исключить;

      часть вторую пункта 3 изложить в следующей редакции:

      "Государственные предприятия в случаях, указанных в подпункте 3) пункта 2 настоящей статьи, создаются по решению Правительства Республики Казахстан.".

      16. В Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан":

      пункт 2 статьи 16 исключить.

      17. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях":

      в пункте 2 графы 3 строки 15 приложения 1 слова "лабораторная диагностика вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-диагностика)," исключить.

      18. В Закон Республики Казахстан от 10 июня 2014 года "Об инновационном кластере "Парк инновационных технологий":

      пункт 2 статьи 10 исключить.

      19. В Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года "О государственно-частном партнерстве":

      1) подпункт 7) статьи 1 изложить в следующей редакции:

      "7) консультативное сопровождение проектов государственно-частного партнерства – услуги, оказываемые юридическими лицами по сопровождению проектов государственно-частного партнерства, включающие в себя разработку конкурсной (аукционной) документации проекта государственно-частного партнерства, проекта договора государственно-частного партнерства, в том числе консультационные услуги в переговорном процессе между субъектами государственно-частного партнерства;";

      2) подпункт 3) статьи 19 исключить;

      3) подпункт 7) статьи 25 исключить.

      20. В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "О доступе к информации":

      подпункт 5) статьи 8 после слова "монополии" дополнить словами ", специального права".

      21. В Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе Республики Казахстан":

      1) подпункт 18-1) статьи 1 исключить;

      2) подпункт 22-1) пункта 2 статьи 5 исключить.

      22. В Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года "О государственных закупках":

      1) в части второй подпункта 8) пункта 1 статьи 6 цифру "2)," исключить;

      2) в пункте 10 статьи 12 цифру "2)," исключить;

      3) в статье 39:

      в пункте 3:

      подпункт 1) изложить в следующей редакции:

      "1) приобретения услуг, относящихся к сферам естественных монополий;";

      подпункт 2) исключить;

      в подпункте 4):

      слова "вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе" заменить словами ", необходимых для";

      слово "аварий" заменить словами "технологических нарушений";

      подпункты 24) и 27) изложить в следующей редакции:

      "24) приобретения товаров, услуг, связанных с представительскими расходами, когда данные государственные закупки включены в годовой план государственных закупок при его уточнении;";

      "27) приобретения государственным органом товаров, работ, услуг при наличии заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг у акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, сто процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и государственных предприятий, в отношении которых он осуществляет управление в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, соответствующие полномочия которых, в том числе государственного органа, установлены законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан.

      Требование по наличию заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг, не распространяется на приобретение товаров, работ, услуг у организаций, обеспечивающих деятельность органов национальной безопасности, избирательных комиссий;";

      подпункт 38) исключить;

      абзац пятый подпункта 39) исключить;

      подпункт 45) дополнить словами ", когда данные государственные закупки включены в годовой план государственных закупок при его уточнении".

      23. В Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О занятости населения":

      1) в подпункте 5) статьи 1 слова ", центра развития трудовых ресурсов" исключить;

      2) подпункт 1) статьи 7 изложить в следующей редакции:

      "1) по вопросам занятости населения осуществляет координацию местных исполнительных органов;";

      3) статью 8 исключить;

      4) абзац первый пункта 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:

      "1. Местный орган по вопросам занятости населения в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующей информации от центра занятости населения снимает с учета безработного (за исключением членов семей военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, а также лиц, находящихся на их иждивении, не осуществляющих трудовую деятельность, регистрируемых и снимаемых с учета в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам занятости населения) в случаях:";

      5) пункт 2 статьи 25 после слова "работодателем" дополнить словами ", в том числе за счет компенсационных взносов,".

      Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением:

      1) подпункта 1) пункта 4 статьи 1, который вводится в действие с 1 мая 2022 года;

      2) абзаца седьмого подпункта 4), подпунктов 6) и 7), абзаца третьего подпункта 9) и подпункта 16) пункта 4, пунктов 13 и 20 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 июля 2022 года;

      3) подпункта 5) пункта 7 и подпункта 5) пункта 23 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2023 года;

      4) пункта 21 статьи 1, который вводится в действие с 31 декабря 2023 года;

      5) абзацев третьего и четвертого подпункта 3) пункта 22 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2026 года.

      Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными Законом РК от 06.04.2024 № 71-VIII (вводится в действие с 01.01.2024).

      Президент Республики Казахстан К. ТОКАЕВ