О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам торговой деятельности, развития биржевой торговли и защиты персональных данных

Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2021 года № 96-VII ЗРК

Действующий

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

      1. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года:

      1) в подпункте 10) пункта 3 статьи 116 слова "электронных торговых площадок" заменить словами "товарных бирж";

      2) в заголовке и тексте статьи 124-1 слова "электронных торговых площадок" заменить словами "товарных бирж".

      2. В Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года "О регулировании торговой деятельности":

      1) подпункт 14-1) статьи 1 исключить;

      2) главу 6 дополнить статьей 32-2 следующего содержания:

      "Статья 32-2. Оптово-распределительные центры

      Оптово-распределительным центром признается многофункциональный инфраструктурный торгово-логистический комплекс, состоящий из складских помещений, павильонов и (или) других помещений со специальным оборудованием, предназначенных для соответствующего хранения и (или) выполнения закупочных, подготовительных, распределительных и (или) иных операций с продовольственными товарами, доля которых составляет не менее шестидесяти процентов от общего ассортимента товаров, и непродовольственными товарами, перечень которых определяется требованиями к оптово-распределительным центрам, для их последующей оптовой и (или) розничной торговли на внутреннем и (или) внешнем рынках.

      Оптово-распределительные центры оказывают комплекс услуг или в зависимости от технологической специализации и вида оказываемых услуг могут делиться на:

      1) оптово-распределительный центр хранения является объектом недвижимости, предназначенным для хранения и выполнения закупочных, подготовительных, распределительных и (или) иных операций с продовольственными товарами, преимущественно располагающимся вблизи мест производства плодоовощной продукции и продукции растениеводства и оказывающим отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям, участникам внешнеторговой деятельности и субъектам внутренней торговли услуги по приемке, хранению и первичной обработке (очистка, калибровка, сортировка, упаковка и другие услуги) сельскохозяйственной продукции для последующего сбыта на внутреннем и внешнем рынках;

      2) оптово-распределительный центр распределения является объектом недвижимости, предназначенным для хранения и распределения продовольственных и непродовольственных товаров по объектам сбыта и оказания логистических услуг по временному хранению и перегрузке (перевалке) товаров для нужд торговых объектов;

      3) оптово-распределительный центр торговли является объектом недвижимости, предоставляющим участникам внешнеторговой деятельности и (или) субъектам внутренней торговли беспрепятственный доступ к торговым площадям, местам хранения и другим помещениям в пределах инфраструктурного торгово-логистического комплекса на период осуществления торговой деятельности.".

      3. В Закон Республики Казахстан от 4 мая 2009 года "О товарных биржах":

      1) в статье 1:

      в подпунктах 1-1) и 2) слова "юридическое лицо, осуществляющее" заменить словами "субъект предпринимательства, осуществляющий";

      подпункты 2-1) и 3) изложить в следующей редакции:

      "2-1) биржевое обеспечение – денежное обеспечение, вносимое на возвратной основе участниками биржевой торговли в товарную биржу или клиринговый центр товарной биржи для участия в биржевых торгах в качестве обеспечения исполнения своих обязательств по заключаемым биржевым сделкам;

      3) биржевая торговля – предпринимательская деятельность по реализации биржевых товаров, осуществляемая на товарной бирже путем проведения биржевых торгов в электронной форме, регистрации и оформления сделок в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах;";

      подпункт 4) исключить;

      подпункты 5), 6), 7), 10) и 11-2) изложить в следующей редакции:

      "5) биржевые торги – процесс, проводимый в рамках правил биржевой торговли, направленный на совершение сделок по биржевым товарам на основе электронных заявок, поданных в электронную торговую систему товарной биржи, обеспечивающую автоматизацию процесса заключения биржевых сделок;

      6) участники биржевой торговли – клиенты, брокеры, дилеры и маркет-мейкеры, взаимодействующие на товарной бирже по установленным правилам биржевой торговли;

      7) биржевой товар – стандартизированный или нестандартизированный товар, допущенный товарной биржей к биржевой торговле с учетом ограничений, установленных настоящим Законом;";

      "10) клиент – физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическое лицо, пользующееся услугами брокера для совершения сделок с биржевым товаром в порядке, установленном настоящим Законом;";

      "11-2) режим двойного встречного аукциона – режим торговли, при котором биржевые сделки заключаются анонимно в результате конкуренции продавцов и покупателей, а цена на стандартизированный товар устанавливается на уровне равновесия спроса и предложения;";

      дополнить подпунктом 11-3) следующего содержания:

      "11-3) маркет-мейкер – юридическое лицо, формирующее и поддерживающее ликвидность биржевого рынка путем выставления котировок и принятия обязательств по покупке и продаже срочных контрактов;";

      в подпункте 14-1) слово "участии" заменить словами "участии товарных бирж,";

      дополнить подпунктом 14-3) следующего содержания:

      "14-3) торговый лот – количество биржевого товара, кратным которому должно быть количество биржевого товара, указанное в заявке на продажу (покупку) биржевого товара;";

      подпункты 16-1) и 16-2) изложить в следующей редакции:

      "16-1) стандартизированный товар – однородный товар, включенный в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, и (или) товар, единицы которого идентичны во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, обладающие свойством полной взаимозаменяемости партий от различных производителей, в том числе углеродные единицы;

      16-2) нестандартизированный товар – товар, не изъятый из оборота или не ограниченный в обороте, за исключением стандартизированных товаров, углеродной единицы, недвижимого имущества и объектов интеллектуальной собственности;";

      дополнить подпунктом 16-3) следующего содержания:

      "16-3) режим стандартного аукциона – режим торговли, при котором биржевые сделки заключаются в ходе аукциона на понижение или повышение по наилучшей цене для покупателя (продавца) – инициатора аукциона;";

      подпункт 17) изложить в следующей редакции:

      "17) члены товарной биржи – брокеры, дилеры и маркет-мейкеры, аккредитованные товарной биржей в порядке, определенном настоящим Законом;";

      подпункт 18) исключить;

      подпункт 19) после слова "участников" дополнить словами "биржевой торговли";

      2) в статье 4:

      подпункт 2-1) изложить в следующей редакции:

      "2-1) разрабатывает и утверждает правила биржевой торговли по согласованию с заинтересованными государственными органами;";

      подпункт 6-1) исключить;

      дополнить подпунктами 10-3), 10-4) и 10-5) следующего содержания:

      "10-3) устанавливает максимальный размер торгового лота в одной торговой сессии, за исключением сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных правилами биржевой торговли;

      10-4) ведет реестр товарных бирж, организующих биржевые торги биржевыми товарами, и реестр товарных бирж, организующих биржевые торги нестандартизированными товарами, а также размещает их на своем интернет-ресурсе;

      10-5) ведет реестр маркет-мейкеров, а также размещает его на своем интернет-ресурсе;";

      3) заголовок главы 3 изложить в следующей редакции:

      "Глава 3. Товарная биржа и ее задачи";

      4) в статье 6:

      в пункте 1:

      часть первую после слова "использованием" дополнить словом "электронной";

      часть третью исключить;

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Уставный капитал товарной биржи составляет:

      для товарной биржи, которая организует торги биржевыми товарами, – не менее шестисоттысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом Республики Казахстан о республиканском бюджете;

      для товарной биржи, которая организует торги только нестандартизированными товарами, – не менее трехсоттысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом Республики Казахстан о республиканском бюджете.

      Товарные биржи формируют уставный капитал в стопроцентном денежном эквиваленте.

      Уставный капитал, сформированный в денежном эквиваленте, представляет собой неснижаемый денежный остаток на специальном банковском счете товарной биржи.";

      5) дополнить статьей 6-1 следующего содержания:

      "Статья 6-1. Задачи товарной биржи

      Основными задачами товарной биржи являются:

      1) создание торгового механизма, имеющего максимально прозрачную систему заключения биржевых сделок по установленным правилам;

      2) развитие организованного рынка товаров;

      3) содействие в развитии конкуренции на товарных рынках;

      4) содействие в обеспечении прозрачности и понятности установления цен на биржевые товары.";

      6) статью 10 изложить в следующей редакции:

      "Статья 10. Правила биржевой торговли

      1. Правила биржевой торговли определяют порядок деятельности участников биржевой торговли при совершении биржевых сделок с биржевыми товарами.

      2. Правила биржевой торговли включают:

      1) условия и порядок аккредитации брокеров, дилеров и маркет-мейкеров, приостановления и прекращения их аккредитации;

      2) условия и порядок аккредитации дилеров, обладающих индустриальным сертификатом, приостановления и прекращения их аккредитации;

      3) условия деятельности маркет-мейкеров;

      4) условия и порядок применения автоматизированных алгоритмов в процессе участия в биржевых торгах;

      5) условия и порядок регистрации клиентов в качестве участников биржевых торгов;

      6) порядок проведения биржевых торгов в режимах торговли, установленных статьей 15-1 настоящего Закона;

      7) порядок проведения биржевых торгов срочными контрактами;

      8) особые условия к проведению биржевых торгов (совершению биржевых сделок с) отдельными видами товаров, включенных в перечень биржевых товаров (режим торговли, максимальный размер торгового лота в одной торговой сессии, диапазон ценовых заявок, ежемесячный (ежеквартальный) объем реализуемого биржевого товара, наличие документов, подтверждающих факты оплаты и поставки (отгрузки) биржевого товара и иные условия);

      9) порядок биржевой торговли нестандартизированными товарами, предусматривающий в том числе повышение внутристрановой ценности в закупаемых недропользователями товарах с учетом международных обязательств Республики Казахстан;

      10) порядок определения размера биржевого обеспечения;

      11) порядок осуществления расчетов по заключенным на биржевых торгах сделкам с биржевыми товарами;

      12) порядок взаимодействия с саморегулируемыми организациями;

      13) порядок обеспечения членами товарной биржи законности биржевой сделки;

      14) условия и порядок приостановления и возобновления биржевых торгов на товарной бирже;

      15) порядок формирования и организации деятельности биржевого арбитража, а также механизмы разрешения споров, связанных с заключением биржевых сделок с биржевыми товарами;

      16) порядок принятия (утверждения) документов по биржевой торговле;

      17) порядок учета и регистрации биржевых сделок с биржевыми товарами на товарной бирже, а также регистрации внебиржевых сделок со стандартизированными товарами;

      18) порядок формирования размера биржевого сбора и обеспечения заявок;

      19) порядок предоставления товарной биржей отчетов уполномоченному органу;

      20) порядок проведения государственных и иных закупок через товарную биржу;

      21) порядок размещения информации о проводимых биржевых торгах на интернет-ресурсе товарной биржи;

      22) условия определения финансовой устойчивости участников биржевой торговли путем их категорирования;

      23) порядок разделения товаров и торгов на товарной бирже по секциям и выставления отдельных требований к каждой секции.

      Отдельные требования к секциям, осуществляющим биржевые торги нефтепродуктами и сжиженным нефтяным газом, включают:

      требования к товарным биржам, на которых допускается реализация соответствующего стандартизированного товара, и порядок подтверждения соответствия товарных бирж таким требованиям;

      требования к участникам биржевой торговли соответствующим стандартизированным товаром;

      требования к организации и проведению биржевых торгов соответствующим стандартизированным товаром.

      3. По организационно-техническим вопросам, связанным с организацией и проведением торгов биржевыми товарами, не урегулированных правилами биржевой торговли и требующих дополнительной регламентации, товарная биржа вправе утверждать соответствующие внутренние документы товарной биржи.";

      7) в статье 11:

      пункт 2 исключить;

      в пункте 3 слово "аффилиированные" заменить словом "аффилированные";

      8) в статье 13:

      в пункте 2:

      дополнить подпунктом 2-5) следующего содержания:

      "2-5) регистрацию клиентов в качестве участников биржевых торгов;";

      подпункт 5) исключить;

      подпункты 10) и 11) изложить в следующей редакции:

      "10) организацию учебных курсов по обучению и повышению квалификации участников биржевой торговли;

      11) эксплуатацию электронной торговой системы товарной биржи;";

      пункт 3 после слова "дилерской" дополнить словом ", маркет-мейкерской";

      дополнить пунктом 5 следующего содержания:

      "5. Товарные биржи и участники биржевой торговли обязаны соответствовать минимальному порогу финансовой устойчивости.";

      9) пункт 1 статьи 13-1 изложить в следующей редакции:

      "1. Государственные закупки на товарной бирже осуществляются в порядке, установленном правилами биржевой торговли.";

      10) пункт 2 статьи 13-2 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

      "1-1) соблюдать правила биржевой торговли;";

      11) дополнить статьей 13-3 следующего содержания:

      "Статья 13-3. Товарная биржа, осуществляющая торговлю углеродными единицами

      Товарная биржа, осуществляющая торговлю углеродными единицами, относится к специализированным товарным биржам.";

      12) в статье 14:

      пункт 2 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:

      "2-1) дифференцированный биржевой сбор в зависимости от объема совершенных сделок членов товарной биржи.

      Для дилеров, обладающих индустриальным сертификатом и осуществляющих на товарной бирже деятельность по реализации производимых ими товаров, дифференцированный сбор устанавливается с учетом повышения внутристрановой ценности в закупаемых недропользователями товарах и с учетом международных обязательств Республики Казахстан;";

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Размеры платежей, взимаемых с участников биржевой торговли, определяются внутренними документами товарной биржи и должны быть доступны для ознакомления участникам биржевой торговли.";

      13) в статье 15:

      пункт 1 после слова "участниками" дополнить словами "биржевой торговли";

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Сделки с биржевыми товарами, включенными в перечень биржевых товаров, совершенные в нарушение требований, предусмотренных подпунктами 2) и 3) пункта 5 настоящей статьи, вне товарных бирж, признаются недействительными по иску заинтересованных лиц, антимонопольного органа либо прокурора.";

      дополнить пунктом 6 следующего содержания:

      "6. Расчеты по заключенным на биржевых торгах сделкам с биржевыми товарами осуществляются в национальной валюте.";

      14) в статье 15-1:

      в подпункте 5) пункта 3 слова "аукциона на" заменить словами "биржевой торговли на";

      в пункте 5 слово "типовыми" исключить;

      дополнить пунктом 7 следующего содержания:

      "7. Товарные биржи при проведении биржевых торгов в режиме двойного встречного аукциона вправе осуществлять страхование биржевых сделок.";

      15) статью 17 дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:

      "7-1. При проведении торгов по государственным закупкам, закупкам недропользователей, закупкам субъектов квазигосударственного сектора в клиринговую организацию вносится обеспечение заявки на участие в биржевых торгах в размере не менее одного процента от суммы закупки.";

      16) заголовок главы 5 изложить в следующей редакции:

      "Глава 5. Деятельность брокеров, дилеров и маркет-мейкеров. Коммерческая тайна на товарной бирже";

      17) в статье 19:

      пункт 1 дополнить частью второй следующего содержания:

      "Лица, осуществляющие деятельность по реализации производимых ими товаров, аккредитуются в качестве дилеров на товарной бирже по предъявлению индустриального сертификата без иных дополнительных требований.";

      дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:

      "1-1. Товарная биржа принимает решение об аннулировании брокерской и дилерской аккредитации на товарной бирже в случаях:

      1) неосуществления брокерской и дилерской деятельности в течение двенадцати последовательных календарных месяцев со дня аккредитации на товарной бирже;

      2) принятия решения о добровольном прекращении осуществления брокерской и дилерской деятельности на товарной бирже;

      3) совершения одного из действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 21 настоящего Закона, более двух раз в течение шести последовательных календарных месяцев.";

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Физическое лицо, которое прямо или косвенно владеет минимальной долей участия в уставном капитале юридического лица, а также осуществляет единоличное управление на основании имеющихся у него гражданско-правовых отношений, не может быть руководителем и (или) учредителем (соучредителем) двух и более брокеров и (или) дилеров.";

      18) в статье 19-1:

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Членами (участниками) саморегулируемой организации являются товарные биржи, брокеры, дилеры и маркет-мейкеры. Товарные биржи, брокеры, дилеры и маркет-мейкеры могут быть членами (участниками) только одной саморегулируемой организации.";

      подпункт 1) части первой пункта 7 изложить в следующей редакции:

      "1) по заявлению брокера, дилера и маркет-мейкера, товарной биржи;";

      19) статью 21 изложить в следующей редакции:

      "Статья 21. Взаимодействие брокера и дилера на товарной бирже

      1. Товарная биржа в пределах своих полномочий регламентирует взаимоотношения брокеров и их клиентов, применяет меры к нарушителям биржевой торговли.

      2. Товарная биржа разрабатывает и утверждает для брокеров и дилеров типовые стандарты по предупреждению коррупции.

      Брокеры и дилеры при осуществлении своей деятельности утверждают стандарты по предупреждению коррупции и принимают соответствующие меры, в том числе по минимизации причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

      3. При взаимодействии с клиентами и (или) их представителями, и (или) третьими лицами, аффилированными с клиентами, брокеру запрещается:

      1) оказывать прямое или косвенное давление на клиентов в целях изменения их рыночного поведения при совершении биржевой сделки;

      2) с целью намеренного завышения (занижения) ценовых заявок на биржевых торгах заключать договоры (подавать, отзывать заявки), не предполагающие их исполнение;

      3) заключать соглашения (вступать в переговоры) между двумя и более клиентами по вопросам установления либо поддержания цен, влияющих на ценообразование реализуемых биржевых товаров;

      4) оказывать предпочтение какому-либо выборному клиенту, влекущее причинение другому клиенту имущественного и иного вреда;

      5) использовать аффилированность с другими брокерами и (или) дилерами для участия в биржевых торгах, которые направлены на снижение конкурентности биржевых торгов.";

      20) дополнить статьей 21-1 следующего содержания:

      "Статья 21-1. Деятельность маркет-мейкеров

      1. Взаимодействие товарной биржи и маркет-мейкера осуществляется на основании соглашения, а также внутренних документов товарной биржи.

      2. Маркет-мейкер участвует в биржевых торгах и осуществляет поддержание цен, спроса, предложения или объема биржевых торгов.

      3. Маркет-мейкер должен иметь непрерывный опыт участия в биржевых торгах в качестве дилера не менее трех лет.

      4. Деятельность маркет-мейкера осуществляется только на биржевых торгах срочными контрактами, базовым активом которых являются стандартизированные товары.

      5. Условия и ограничения деятельности маркет-мейкеров устанавливаются правилами биржевой торговли.";

      21) в пункте 2 статьи 23 слово "Брокеры" заменить словами "Маркет-мейкеры, брокеры".

      4. В Закон Республики Казахстан от 20 июля 2011 года "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов":

      1) преамбулу дополнить словами ", дорожного битума";

      2) в статье 1:

      подпункт 5) исключить;

      подпункт 10) дополнить словами ", дорожный битум";

      подпункт 16) дополнить частью второй следующего содержания:

      "Не относится к производству нефтепродуктов компаундирование, осуществляемое в резервуаре баз нефтепродуктов и (или) емкостях автозаправочных станций в целях изменения физико-химических свойств нефтепродуктов;";

      подпункт 17) исключить;

      3) в статье 7:

      подпункт 2) изложить в следующей редакции:

      "2) разрабатывает и утверждает порядок утверждения и отзыва паспорта производства, форму паспорта производства;";

      подпункты 8), 21) и 21-4) исключить;

      4) подпункт 10-2) статьи 8 исключить;

      5) в статье 12:

      подпункты 4), 5) и 9) пункта 1 исключить;

      в пункте 2 цифры "4), 5)," и "9)," исключить;

      в пункте 3:

      подпункт 6) после слов "производство нефтепродуктов" дополнить словами ", за исключением дорожного битума,";

      подпункт 7) после слов "видов нефтепродуктов" дополнить словами ", за исключением дорожного битума,";

      6) статью 15 исключить;

      7) в статье 19:

      пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания:

      "Положения части первой настоящего пункта не распространяются на реализацию дорожного битума.";

      в пункте 3:

      дополнить частью третьей следующего содержания:

      "Реализация нефтепродуктов, находящихся в емкостях для хранения нефтепродуктов автозаправочных станций (за исключением автозаправочных станций передвижного типа) и (или) баз нефтепродуктов, осуществляемая в связи со сменой собственника и (или) владельца (арендатора) таких автозаправочных станций и (или) баз нефтепродуктов, допускается без слива (отгрузки) нефтепродуктов с таких емкостей.";

      дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания:

      "Реализация, отгрузка и (или) транспортировка, прокачка дорожного битума осуществляются без применения контрольных приборов учета.

      Реализация нефтепродуктов через товарные биржи в соответствии с правилами биржевой торговли может осуществляться без слива (отгрузки) нефтепродуктов с соответствующих резервуаров для хранения нефтепродуктов.";

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. При оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, а также экспорте и импорте нефтепродуктов оформляются сопроводительные накладные в соответствии с правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области оборота нефтепродуктов.

      При розничной реализации нефтепродуктов с автозаправочной станции сопроводительные накладные не оформляются.

      Запрещаются приобретение и (или) хранение нефтепродуктов без сопроводительных накладных, за исключением случая приобретения нефтепродуктов, находящихся в емкостях для хранения нефтепродуктов автозаправочных станций (за исключением автозаправочных станций передвижного типа) и (или) баз нефтепродуктов, осуществляемого в связи со сменой собственника и (или) владельца (арендатора) таких автозаправочных станций и (или) баз нефтепродуктов.";

      8) часть первую пункта 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

      "2. При реализации и (или) отгрузке, а также осуществлении операций по транспортировке нефтепродуктов железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным и воздушным транспортом в обязательном порядке оформляются сопроводительные накладные, за исключением случая реализации нефтепродуктов, находящихся в емкостях для хранения нефтепродуктов автозаправочных станций (за исключением автозаправочных станций передвижного типа) и (или) баз нефтепродуктов, осуществляемой в связи со сменой собственника и (или) владельца (арендатора) таких автозаправочных станций и (или) баз нефтепродуктов.";

      9) в статье 21:

      часть вторую пункта 3 изложить в следующей редакции:

      "Положение части первой настоящего пункта не распространяется на случаи реализации поставщиком нефти мазута и дорожного битума, являющихся продуктами переработки собственного давальческого сырья, другому поставщику нефти в резервуаре производственного объекта производителя нефтепродуктов.";

      пункт 6 после слов "хранение нефтепродуктов" дополнить словами ", за исключением дорожного битума,";

      пункт 8 исключить;

      дополнить пунктом 9 следующего содержания:

      "9. К оптовой реализации нефтепродуктов не относится реализация нефтепродуктов, находящихся в емкостях для хранения нефтепродуктов автозаправочных станций (за исключением автозаправочных станций передвижного типа) и (или) баз нефтепродуктов, осуществляемая розничными реализаторами нефтепродуктов в связи со сменой собственника и (или) владельца (арендатора) таких автозаправочных станций и (или) баз нефтепродуктов.";

      дополнить пунктом 10 следующего содержания:

      "10. Положения части первой пункта 3 и пункта 4 настоящей статьи не распространяются на реализацию нефтепродуктов через товарные биржи в соответствии с правилами биржевой торговли.";

      10) часть вторую пункта 1 статьи 22 дополнить словами ", за исключением случая реализации нефтепродуктов, находящихся в емкостях для хранения нефтепродуктов автозаправочных станций (за исключением автозаправочных станций передвижного типа) и (или) баз нефтепродуктов, осуществляемой розничными реализаторами нефтепродуктов в связи со сменой собственника и (или) владельца (арендатора) таких автозаправочных станций и (или) баз нефтепродуктов.".

      5. В Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года "О газе и газоснабжении":

      1) в статье 1:

      подпункт 13) исключить;

      подпункт 36) изложить в следующей редакции:

      "36) групповая резервуарная установка – инженерное сооружение, состоящее из группы емкостей, предохранительно-запорной и регулирующей арматуры, газопроводов и предназначенное для хранения и подачи сжиженного нефтяного газа в газопотребляющие системы, эксплуатация которого отнесена к сферам естественных монополий в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях;";

      дополнить подпунктом 36-1) следующего содержания:

      "36-1) система учета бытовых баллонов – комплекс технических устройств и программного обеспечения, предназначенный для автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи информации об обороте бытовых баллонов и объемах сжиженного нефтяного газа, реализуемого в бытовых баллонах;";

      подпункт 43) исключить;

      2) в статье 6:

      в подпункте 7) слова "электронных торговых площадок" заменить словами "товарных бирж";

      подпункт 18-1) исключить;

      дополнить подпунктом 18-6) следующего содержания:

      "18-6) разрабатывает и утверждает правила идентификации бытовых баллонов и функционирования систем учета бытовых баллонов;";

      3) в подпункте 1) пункта 4 статьи 7 слова "электронных торговых площадок" заменить словами "товарных бирж";

      4) в статье 10:

      в пункте 3:

      подпункт 4) исключить;

      подпункт 5) изложить в следующей редакции:

      "5) владельцы газонаполнительных станций, газонаполнительных пунктов, групповых резервуарных установок и автогазозаправочных станций;";

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Уполномоченный орган ведет учет и публикует на интернет-ресурсе перечень субъектов систем снабжения сжиженным нефтяным газом.";

      5) пункт 4 статьи 12 изложить в следующей редакции:

      "4. Технические условия на подключение к магистральному газопроводу, газораспределительной системе или групповой резервуарной установке выдаются эксплуатирующей такой объект газотранспортной либо газораспределительной организацией или владельцем групповой резервуарной установки. При этом выданные технические условия являются основанием для проектирования вновь строящихся, модернизируемых и (или) реконструируемых объектов систем газоснабжения.";

      6) в статье 17:

      в пункте 4:

      подпункт 4) исключить;

      подпункт 5) изложить в следующей редакции:

      "5) владельцами газонаполнительных станций, газонаполнительных пунктов, групповых резервуарных установок и автогазозаправочных станций;";

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Газотранспортная или газораспределительная организация или владелец групповых резервуарных установок обязаны обеспечивать на условиях, установленных настоящим Законом, бесперебойное снабжение товарным или сжиженным нефтяным газом потребителей, подключенных к газораспределительной системе или групповой резервуарной установке.";

      в пункте 9:

      абзац первый изложить в следующей редакции:

      "9. Газотранспортная или газораспределительная организация или владелец групповых резервуарных установок вправе в одностороннем порядке приостанавливать подачу товарного или сжиженного нефтяного газа потребителю до устранения нарушений в следующих случаях:";

      подпункт 4) изложить в следующей редакции:

      "4) недопущения представителей газотранспортной или газораспределительной организации или владельца групповых резервуарных установок к газопроводам, газовому оборудованию и приборам учета;";

      7) пункты 3 и 4 статьи 19 изложить в следующей редакции:

      "3. Коммунально-бытовые и бытовые потребители обязаны заключить договор на техническое обслуживание принадлежащих им газопотребляющих систем с газораспределительной организацией или владельцем групповых резервуарных установок, осуществляющими подачу товарного или сжиженного нефтяного газа, либо с независимой специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание газопотребляющих систем, аттестованной в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области промышленной безопасности на право производства работ в области промышленной безопасности.

      4. Коммунально-бытовые и бытовые потребители, использующие сжиженный нефтяной газ в бытовых баллонах, обязаны заключить договор на техническое обслуживание принадлежащего им газового оборудования с владельцем газонаполнительного пункта, осуществляющим розничную реализацию сжиженного нефтяного газа в бытовых баллонах.";

      8) в статье 20:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Статья 20. Государственное регулирование цен оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке Республики Казахстан и цен сжиженного нефтяного газа, реализуемого в рамках плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан вне товарных бирж";

      пункты 1 и 5 изложить в следующей редакции:

      "1. В Республике Казахстан осуществляется государственное регулирование цен оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке Республики Казахстан и цен сжиженного нефтяного газа, реализуемого в рамках плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан (далее – план поставки) вне товарных бирж.";

      "5. Предельная цена сжиженного нефтяного газа, реализуемого в рамках плана поставки вне товарных бирж, устанавливается ежегодно с введением в действие с 1 июля и действует на всей территории Республики Казахстан.";

      пункт 6 исключить;

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Лица, осуществляющие оптовую реализацию товарного газа на внутреннем рынке Республики Казахстан или реализацию сжиженного нефтяного газа в рамках плана поставки вне товарных бирж на территории областей, городов республиканского значения и столицы, обязаны не превышать установленные предельные цены.";

      пункт 10 исключить;

      9) в статье 27:

      в части первой пункта 1:

      подпункт 4) исключить;

      дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:

      "4-1) владельцы газонаполнительных станций – в случае реализации сжиженного нефтяного газа, приобретенного на законных основаниях вне плана поставки, владельцам групповых резервуарных установок, газонаполнительных пунктов и (или) автогазозаправочных станций;";

      пункт 5 исключить;

      10) в статье 27-1:

      в пункте 1 слово "ежемесячно" заменить словом "ежеквартально";

      пункт 2 дополнить словом "кварталу";

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Сводная заявка в части поставки сжиженного нефтяного газа вне товарных бирж формируется на основании заявок лиц, указанных в части первой пункта 11 настоящей статьи, направляемых в соответствующий местный исполнительный орган области, городов республиканского значения и столицы, в срок не позднее чем за тридцать пять календарных дней до начала месяца, предшествующего планируемому кварталу.";

      в пунктах 4 и 5:

      слова "электронные торговые площадки" заменить словами "товарные биржи";

      дополнить словом "кварталу";

      в части первой пункта 9 слово "планируемому" заменить словами "планируемому кварталу";

      в пункте 10 слово "планируемому" заменить словами "планируемому кварталу";

      в пункте 11:

      часть первую изложить в следующей редакции:

      "11. Правом приобретения сжиженного нефтяного газа, реализуемого в рамках плана поставки вне товарных бирж, обладают:

      1) промышленные потребители, использующие сжиженный нефтяной газ в качестве сырья для производства нефтегазохимической продукции;

      2) владельцы групповых резервуарных установок в объемах, подлежащих последующей розничной реализации бытовым и коммунально-бытовым потребителям через групповые резервуарные установки;

      3) владельцы газонаполнительных пунктов в объемах, подлежащих последующей розничной реализации бытовым и коммунально-бытовым потребителям в бытовых баллонах, имеющих уникальные коды, присвоенные системами учета бытовых баллонов.";

      в части второй цифру "3)" заменить цифрой "1)";

      пункт 12 исключить;

      пункт 14 дополнить частью второй следующего содержания:

      "Положение части первой настоящего пункта не распространяется на собственников сжиженного нефтяного газа:

      1) произведенного за пределами территории Республики Казахстан из сырого газа, добываемого в Республике Казахстан, на основании международных договоров Республики Казахстан;

      2) произведенного в рамках партнерства в сфере газа и газоснабжения при реализации инвестиционного проекта по переработке сырого газа в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан в течение периода окупаемости проекта, указанного в соответствующем инвестиционном контракте.";

      11) статью 28 изложить в следующей редакции:

      "Статья 28. Розничная реализация сжиженного нефтяного газа

      1. Розничная реализация сжиженного нефтяного газа осуществляется:

      1) владельцами газонаполнительных станций в случае розничной реализации посредством заправки емкостей хранения сжиженного нефтяного газа бытовых, коммунально-бытовых и промышленных потребителей;

      2) владельцами газонаполнительных пунктов в случае розничной реализации сжиженного нефтяного газа бытовым и коммунально-бытовым потребителям в бытовых баллонах;

      3) владельцами групповых резервуарных установок в случае розничной реализации сжиженного нефтяного газа бытовым и коммунально-бытовым потребителям через групповые резервуарные установки;

      4) владельцами автогазозаправочных станций в случае розничной реализации посредством заправки сжиженным нефтяным газом автомобильных транспортных средств;

      5) производителями, собственниками сжиженного нефтяного газа, произведенного в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья, собственниками сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, в случае розничной реализации сжиженного нефтяного газа промышленным потребителям.

      2. Владельцы групповых резервуарных установок обязаны обеспечивать их сохранность и исправное техническое состояние.

      3. Подключение газового оборудования физических и юридических лиц к системе снабжения сжиженным нефтяным газом, модернизация и (или) реконструкция объектов системы снабжения сжиженным нефтяным газом, а также изменение технологической схемы подключения осуществляются владельцами групповых резервуарных установок за счет таких лиц.

      4. Розничная реализация сжиженного нефтяного газа потребителям через групповые резервуарные установки осуществляется на основании договора розничной реализации сжиженного нефтяного газа между потребителем и владельцем групповых резервуарных установок.

      5. Розничная реализация сжиженного нефтяного газа в бытовых баллонах осуществляется владельцами газонаполнительных пунктов, которые обязаны обеспечивать исправное техническое состояние бытовых баллонов.

      При этом заправка сжиженным нефтяным газом бытовых баллонов допускается на газонаполнительных пунктах.

      6. Владельцы газонаполнительных пунктов обязаны:

      1) осуществлять абонентский учет потребителей, приобретающих сжиженный нефтяной газ в бытовых баллонах;

      2) обследовать наполняемые бытовые баллоны на предмет технической исправности;

      3) осуществлять идентификацию бытовых баллонов уникальным кодом, присваиваемым системами учета бытовых баллонов, и (или) товарным знаком владельца газонаполнительного пункта;

      4) выдавать гарантийный талон качества на каждый продаваемый потребителям бытовой баллон;

      5) обеспечивать аварийное и плановое обслуживание газобаллонных установок.

      7. Запрещаются:

      1) хранение и (или) использование сжиженного нефтяного газа в бытовых баллонах в жилых многоквартирных домах этажностью более двух этажей;

      2) эксплуатация одних и тех же газонаполнительных станций одновременно двумя и более физическими и (или) юридическими лицами;

      3) использование газонаполнительных пунктов и автогазозаправочных станций для реализации сжиженного нефтяного газа одновременно двумя и более физическими и (или) юридическими лицами.

      8. Владельцы групповых резервуарных установок, эксплуатирующие внутридомовое газовое оборудование, предназначенное для подачи сжиженного нефтяного газа в газопотребляющие системы потребителей, обязаны обеспечивать его сохранность и исправное техническое состояние.

      Положение части первой настоящего пункта не распространяется на газовое оборудование, находящееся внутри жилища.";

      12) статью 29 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

      "5. Правила идентификации бытовых баллонов и функционирования систем учета бытовых баллонов устанавливают:

      1) требования к системам учета бытовых баллонов и порядок подтверждения их соответствия таким требованиям;

      2) основания и порядок признания систем учета бытовых баллонов не соответствующими установленным требованиям;

      3) порядок синхронизации систем учета бытовых баллонов с информационной системой уполномоченного органа;

      4) требования к бытовым баллонам и порядок их идентификации;

      5) условия, при которых бытовые баллоны учитываются в системе учета бытовых баллонов;

      6) порядок учета бытовых баллонов в системе учета бытовых баллонов.";

      13) в пунктах 5 и 6 статьи 30 слова "и газосетевые организации" заменить словами "организации и владельцы групповых резервуарных установок".

      6. В Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года "О государственных услугах":

      пункт 2 статьи 19-1 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:

      "6) отсутствие согласия услугополучателя, предоставляемого в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите", на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания государственной услуги.".

      7. В Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 года "О персональных данных и их защите":

      1) в статье 1:

      дополнить подпунктами 2-1) и 2-2) следующего содержания:

      "2-1) государственный сервис контроля доступа к персональным данным (далее – государственный сервис) – услуга, обеспечивающая информационное взаимодействие собственников и (или) операторов, третьих лиц с субъектом персональных данных и уполномоченным органом при доступе к персональным данным, содержащимся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, включая получение от субъекта персональных данных согласия на сбор, обработку персональных данных или их передачу третьим лицам;

      2-2) негосударственный сервис контроля доступа к персональным данным (далее – негосударственный сервис) – услуга, обеспечивающая информационное взаимодействие собственников и (или) операторов, третьих лиц с субъектом персональных данных при доступе к персональным данным, содержащимся в негосударственных объектах информатизации, включая получение от субъекта персональных данных согласия на сбор, обработку персональных данных или их передачу третьим лицам;";

      подпункт 11-2) исключить;

      2) в статье 6:

      часть третью исключить;

      часть четвертую изложить в следующей редакции:

      "Сведения о субъекте, сбор и обработка которых произведены с нарушением законодательства Республики Казахстан, исключаются из общедоступных источников персональных данных в течение одного рабочего дня по требованию субъекта или его законного представителя либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.";

      3) статью 7 изложить в следующей редакции:

      "Статья 7. Условия сбора, обработки персональных данных и особенности сбора, обработки персональных данных из общедоступных источников

      1. Сбор, обработка персональных данных осуществляются собственником и (или) оператором, а также третьим лицом с согласия субъекта или его законного представителя в порядке, определяемом уполномоченным органом, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи и статьей 9 настоящего Закона.

      2. Сбор, обработка персональных данных умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) субъекта осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      3. Распространение персональных данных в общедоступных источниках допускается при наличии согласия субъекта или его законного представителя.

      4. Требования пункта 3 настоящей статьи не распространяются на обладателей информации в случаях публикации информации, обязанность размещения которой установлена законами Республики Казахстан.

      5. Допускается повторный сбор, обработка и распространение третьими лицами персональных данных, опубликованных на основании пунктов 3 и 4 настоящей статьи, при условии наличия ссылки на источник информации.

      6. Обработка персональных данных в виде трансграничной передачи персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона, распространения персональных данных в общедоступных источниках, а также их передачи третьим лицам осуществляется при условии согласия субъекта.

      7. Особенности сбора, обработки персональных данных в электронных информационных ресурсах, содержащих персональные данные, устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации с учетом положений настоящего Закона.

      8. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

      9. Не подлежат обработке персональные данные, содержание и объем которых являются избыточными по отношению к целям их обработки.";

      4) в статье 8:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Субъект или его законный представитель дает (отзывает) согласие на сбор, обработку персональных данных письменно, посредством государственного сервиса, негосударственного сервиса либо иным способом, позволяющим подтвердить получение согласия.

      При сборе и (или) обработке персональных данных, содержащихся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, согласие предоставляется посредством государственного сервиса.";

      пункт 3 исключить;

      дополнить пунктом 4 следующего содержания:

      "4. Согласие на сбор и обработку персональных данных включает:

      1) наименование (фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), бизнес-идентификационный номер (индивидуальный идентификационный номер) оператора;

      2) фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) субъекта;

      3) срок или период, в течение которого действует согласие на сбор, обработку персональных данных;

      4) сведения о возможности оператора или ее отсутствии передавать персональные данные третьим лицам;

      5) сведения о наличии либо отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;

      6) сведения о распространении персональных данных в общедоступных источниках;

      7) перечень собираемых данных, связанных с субъектом;

      8) иные сведения, определяемые собственником и (или) оператором.";

      5) дополнить статьями 8-1 и 8-2 следующего содержания:

      "Статья 8-1. Государственный сервис

      1. Собственники и (или) операторы, третьи лица в случае взаимодействия с объектами информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, содержащими персональные данные, обеспечивают интеграцию собственных объектов информатизации, задействованных в процессах сбора и обработки персональных данных, с государственным сервисом, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1), 2), 9) и 9-2) статьи 9 настоящего Закона.

      Интеграция осуществляется с соблюдением норм законодательства Республики Казахстан по представлению сведений, отнесенных к государственным секретам, личной, семейной, банковской, коммерческой тайне, тайне медицинского работника и иным охраняемым законом тайнам, а также другой конфиденциальной информации.

      В иных случаях интеграция с государственным сервисом осуществляется на добровольной основе.

      Порядок интеграции с государственным сервисом определяется уполномоченным органом и правилами интеграции объектов информатизации "электронного правительства".

      2. Посредством государственного сервиса обеспечиваются:

      1) предоставление субъектом или его законным представителем согласия (отказа) на сбор и (или) обработку персональных данных, содержащихся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц;

      2) отзыв субъектом или его законным представителем согласия на сбор и (или) обработку персональных данных, содержащихся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц;

      3) уведомление субъекта о действиях с его персональными данными, содержащимися в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц (доступ, просмотр, изменение, дополнение, передача, блокирование, уничтожение);

      4) представление субъекту сведений о собственниках и (или) операторах, имеющих согласие на сбор и (или) обработку его персональных данных, содержащихся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц.

      3. В случаях, предусмотренных подпунктами 4), 6), 8) и 9-3) статьи 9 настоящего Закона, обеспечивается уведомление субъекта об инициаторах запросов на доступ (сбор и обработку) к его персональным данным, содержащимся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, через государственный сервис.

      Статья 8-2. Негосударственный сервис

      1. Собственники и (или) операторы, третьи лица в целях оптимизации процедур по получению согласия субъекта или его законного представителя на сбор и (или) обработку персональных данных в случае отсутствия взаимодействия с объектами информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, содержащими персональные данные, вправе использовать негосударственные сервисы.

      2. Посредством негосударственного сервиса обеспечиваются:

      1) предоставление субъектом или его законным представителем согласия (отказа) на сбор и (или) обработку персональных данных;

      2) уведомление субъекта о действиях с его персональными данными (просмотр, изменение, дополнение, передача, блокирование, уничтожение);

      3) уведомление субъекта о доступе третьих лиц к его персональным данным.";

      6) подпункты 1), 6) и 9-1) статьи 9 изложить в следующей редакции:

      "1) осуществления деятельности правоохранительных органов, судов и иных уполномоченных государственных органов, которые возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, исполнительного производства;";

      "6) осуществления законной профессиональной деятельности журналиста и (или) деятельности теле-, радиоканалов, периодических печатных изданий, информационных агентств, сетевых изданий либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии соблюдения требований законодательства Республики Казахстан по обеспечению прав и свобод человека и гражданина;";

      "9-1) получения органами государственных доходов для осуществления налогового (таможенного) администрирования и (или) контроля информации от физических и юридических лиц в соответствии с законами Республики Казахстан;";

      7) пункт 4 статьи 10 изложить в следующей редакции:

      "4. Третьи лица могут получать персональные данные, содержащиеся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, через веб-портал "электронного правительства" при условии согласия субъекта, подтвержденного через государственный сервис.";

      8) пункт 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:

      "1. Распространение персональных данных допускается при условии согласия субъекта или его законного представителя, если при этом не затрагиваются законные интересы иных физических и (или) юридических лиц.";

      9) статью 18 дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:

      "3-1) при выявлении сбора и обработки персональных данных без согласия субъекта или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 7 и статьей 9 настоящего Закона;";

      10) в пункте 1 статьи 22:

      абзац первый изложить в следующей редакции:

      "1. Собственник и (или) оператор, а также третье лицо обязаны принимать необходимые меры по защите персональных данных в соответствии с настоящим Законом и порядком, определяемым Правительством Республики Казахстан, обеспечивающие:";

      дополнить подпунктом 5) следующего содержания:

      "5) регистрацию и учет действий, предусмотренных подпунктами 3), 4), 5) и 6) пункта 4 статьи 8 настоящего Закона.";

      11) подпункт 5) пункта 1 статьи 24 изложить в следующей редакции:

      "5) отозвать согласие на сбор, обработку, распространение в общедоступных источниках, передачу третьим лицам и трансграничную передачу персональных данных, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 8 настоящего Закона;";

      12) в части первой пункта 2 статьи 25:

      дополнить подпунктами 1-1) и 3-1) следующего содержания:

      "1-1) утверждать документы, определяющие политику оператора в отношении сбора, обработки и защиты персональных данных;";

      "3-1) предоставлять по запросу уполномоченного органа в рамках рассмотрения обращений физических и юридических лиц информацию о способах и процедурах, используемых для обеспечения соблюдения собственником и (или) оператором требований настоящего Закона;";

      подпункты 6) и 7) изложить в следующей редакции:

      "6) по обращению субъекта сообщать информацию, относящуюся к нему, в сроки, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;

      7) в случае отказа в предоставлении информации субъекту или его законному представителю представить мотивированный ответ в сроки, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;";

      13) пункт 1 статьи 27-1 дополнить подпунктами 6-1), 7-2), 7-3) и 7-4) следующего содержания:

      "6-1) создает консультативный совет по вопросам персональных данных и их защиты, а также определяет порядок его формирования и деятельности;";

      "7-2) утверждает правила функционирования государственного сервиса контроля доступа к персональным данным;

      7-3) согласовывает интеграцию негосударственных объектов информатизации с объектами информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, при которой осуществляется передача персональных данных и (или) предоставляется доступ к персональным данным;

      7-4) утверждает правила интеграции с государственным сервисом контроля доступа к персональным данным;".

      8. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях":

      строку 46 приложения 1 изложить в следующей редакции:

      "

46.

Лицензия на право занятия деятельностью товарных бирж

1.Биржевые торги биржевыми товарами.
2.Биржевые торги нестандартизированными товарами.

Неотчуждаемая; класс 1

      ".

      9. В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "О доступе к информации":

      подпункт 8) статьи 1 изложить в следующей редакции:

      "8) информация с ограниченным доступом – информация, отнесенная к государственным секретам, личной, семейной, банковской, коммерческой тайне, тайне медицинского работника и (или) иным охраняемым законом тайнам, персональные данные ограниченного доступа, а также служебная информация с пометкой "Для служебного пользования";".

      10. В Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации":

      1) статью 1 дополнить подпунктом 46-2) следующего содержания:

      "46-2) многофакторная аутентификация – способ проверки подлинности пользователя при помощи комбинации различных параметров, в том числе генерации и ввода паролей или аутентификационных признаков (цифровых сертификатов, токенов, смарт-карт, генераторов одноразовых паролей и средств биометрической идентификации);";

      2) в статье 36:

      пункт 1 дополнить частью четвертой следующего содержания:

      "При доступе к электронным информационным ресурсам, содержащим персональные данные ограниченного доступа, применяется многофакторная аутентификация.";

      пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

      "3. При оказании государственной услуги в электронной форме согласие субъекта персональных данных или его законного представителя на сбор и обработку персональных данных посредством информационных систем предоставляется через государственный сервис контроля доступа к персональным данным.

      4. Собственники или владельцы информационных систем государственных органов обязаны уведомлять субъектов персональных данных или их законных представителей через государственный сервис контроля доступа к персональным данным в автоматическом режиме обо всех случаях использования, изменения и дополнения персональных данных в рамках информационного взаимодействия при условии регистрации субъектов персональных данных или их законных представителей на веб-портале "электронного правительства".";

      3) статью 44 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

      "4. Интеграция негосударственной информационной системы с информационной системой государственного органа, при которой осуществляется передача персональных данных и (или) предоставляется доступ к персональным данным, проводится по согласованию с уполномоченным органом в сфере защиты персональных данных.".

      11. В Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О правовых актах":

      часть четвертую пункта 4 статьи 18 исключить.

      12. В Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года "О естественных монополиях":

      в части второй пункта 2 статьи 23 слова "типовыми" исключить.

      Статья 2.

      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением:

      1) абзацев пятого, шестого, десятого, одиннадцатого, двенадцатого и тринадцатого подпункта 7), подпункта 8), абзацев шестого, седьмого подпункта 9) и подпункта 10) пункта 4 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2018 года;

      2) пунктов 2 и 11 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2022 года;

      3) абзаца шестнадцатого подпункта 10) пункта 5 статьи 1, который вводится в действие с 1 сентября 2022 года;

      4) подпункта 11) пункта 3 статьи 1, который вводится в действие с 1 января 2023 года.

      2. Установить, что абзацы десятый, одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый подпункта 7) и подпункт 8) пункта 4 статьи 1 настоящего Закона действуют до 31 декабря 2020 года.

      3. Установить, что:

      1) товарные биржи, действовавшие до принятия настоящего Закона, осуществляют увеличение уставного капитала путем внесения в денежном эквиваленте не менее трехсоттысячекратного размера месячного расчетного показателя в течение двадцати четырех месяцев со дня введения в действие настоящего Закона.

      В случае неисполнения данного требования товарная биржа осуществляет торги только нестандартизированными товарами;

      2) собственники и (или) операторы, взаимодействующие с объектами информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, содержащими персональные данные на момент введения в действие настоящего Закона, обеспечивают интеграцию собственных объектов информатизации, задействованных в процессах сбора и обработки персональных данных, с государственным сервисом контроля доступа к персональным данным, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 9-2) статьи 9 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите", в течение одного года со дня введения в действие настоящего Закона;

      3) собственники и (или) операторы, получившие согласие субъекта или его законного представителя на сбор и (или) обработку персональных данных до введения в действие настоящего Закона, направляют в государственный сервис контроля доступа к персональным данным сведения об указанном согласии в случае последующего осуществления сбора и (или) обработки персональных данных субъекта, содержащихся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц. Предоставление информации, указанной в настоящем подпункте, в государственный сервис контроля доступа к персональным данным осуществляется собственниками и (или) операторами в течение одного года со дня введения в действие настоящего Закона.

      Президент Республики Казахстан К. ТОКАЕВ