Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления государственными органами, государственными учреждениями, а также государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами закупок товаров, работ и услуг у поставщиков в целях эффективного использования имеющихся в их распоряжении денег.
<*>
Сноска. В преамбулу внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) аффилиированные лица государственных предприятий, юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, - лица (за исключением государственных органов, осуществляющих регулирование деятельности государственных предприятий, юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, в рамках предоставленных им полномочий), которые имеют возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, решения, в том числе в силу осуществления прав по владению акциями (долями) основной организации, договора, а также любое лицо, в отношении которого государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, имеют такое право;
2) аффилиированное лицо потенциального поставщика - любое физическое или юридическое лицо, которое имеет право прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые данным потенциальным поставщиком решения, в том числе в силу договора или иной сделки, а также любое физическое или юридическое лицо, в отношении которого данный потенциальный поставщик имеет такое право;
2-1) государственная монополия в сфере государственных закупок - сфера деятельности, хозяйствование в которой осуществляется исключительно государственными органами и (или) государственными предприятиями на основании законодательных актов Республики Казахстан, а также в случаях, когда введение конкуренции нецелесообразно из соображений национальной безопасности, обеспечения правопорядка, безопасности высших должностных лиц государства, интересов обороны и оборонно-промышленного комплекса. Перечень субъектов государственной монополии и сферы, в которых данные субъекты занимают монопольное положение, определяется Правительством Республики Казахстан;
3) государственные закупки - приобретение государственными органами, государственными учреждениями, а также государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег, за исключением случаев, предусмотренных статьей 27-1 настоящего Закона;
3-1) демпинговая цена конкурсной заявки - цена конкурсной заявки потенциального поставщика, по которой предлагаются товары, работы и услуги, значительно ниже уровня цен, сложившихся на определенном товарном рынке;
4) договор о государственных закупках - гражданско-правовой договор, заключенный между заказчиком и поставщиком в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан; K990409
5) заказчик - государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними юридические лица. Заказчик является инициатором конкурса;
6) конкурс - способ проведения государственных закупок, направленный на приобретение заказчиком товаров, работ и услуг и обеспечивающий открытую и добросовестную конкуренцию между потенциальными поставщиками;
7) конкурсная документация - документация, представляемая потенциальному поставщику для подготовки конкурсной заявки, в которой содержатся условия и порядок проведения конкурса;
8) обеспечение конкурсной заявки - залог денег или банковская гарантия, представленная потенциальным поставщиком, изъявившим желание принять участие в конкурсе;
9) однородные товары, работы и услуги - товары, работы и услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми;
10) организатор конкурса - заказчик или лицо, определенное заказчиком в соответствии с настоящим Законом для организации и проведения конкурса;
11) периодическая печать - периодические печатные издания, определяемые уполномоченным органом в порядке , установленном законодательством Республики Казахстан, где публикуются сведения о готовящихся к проведению и проведенных государственных закупках;
12) поставщик - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено законодательными актами), выступающее в качестве контрагента заказчика в заключенном с ним договоре о государственных закупках;
13) потенциальный поставщик - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено законодательными актами), участвующее в процессе государственных закупок с целью заключения договора о государственных закупках;
14) уполномоченный орган - государственный
орган
, определяемый Правительством Республики Казахстан, осуществляющий регулирование процесса государственных закупок.
<*>
Сноска. В статью 1 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
государственных закупках
1. Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на
Конституции
Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы правового регулирования процесса
государственных закупок
Правовое регулирование процесса государственных закупок основывается на принципах:
1) оптимального и эффективного расходования используемых для закупки денег;
2) предоставления всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процессе государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом;
3) добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков;
4) гласности процесса государственных закупок.
Статья 4. Процесс государственных закупок
Процесс государственных закупок включает в себя:
1) формирование номенклатуры и объемов закупаемых товаров, работ и услуг;
2) выбор поставщика, заключение с ним договора о государственных закупках;
3) исполнение договоров о государственных закупках.
Статья 5. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) обеспечивает разработку и реализацию государственной политики в области государственных закупок;
2) обобщает и разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов по вопросам государственных закупок, а также принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) осуществляет координацию и мониторинг процесса государственных закупок;
3-1) осуществляет ведение Государственного реестра субъектов, обязанных осуществлять закупки товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;
V053500
4) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
5) разрабатывает форму отчетности по вопросам государственных закупок, порядок ее составления и представления;
V032300
6) разрабатывает и утверждает методические материалы, типовую конкурсную документацию, оказывает консультационную помощь организаторам конкурсов по вопросам государственных закупок;
7) до заключения договоров о государственных закупках принимает решения о пересмотре или отмене решений организаторов конкурсов, заказчиков и конкурсных комиссий, принятых с нарушением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
8) предъявляет в суды иски о признании недействительными сделок, заключенных с нарушением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
9) рассматривает дела об административных правонарушениях в области законодательства Республики Казахстан о государственных закупках и налагает административные взыскания в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
V042686
K010155
9-1) вносит по вопросам своей компетенции предписания, обязательные для исполнения, заказчикам и организаторам конкурса, а также членам и секретарю конкурсной комиссии;
9-2) в случае обжалования действий конкурсной комиссии, организатора конкурса или заказчика вправе приостанавливать заключение договора о государственных закупках на период проведения соответствующей проверки, но на срок не более тридцати календарных дней;
9-3) анализирует номенклатуру и объемы закупаемых товаров, работ и услуг;
9-4) запрашивает и получает необходимую отчетность, информацию и материалы от заказчиков;
9-5) проверяет достоверность представленных отчетных данных;
9-6) в пределах своей компетенции принимает обязательные для исполнения заказчиками решения по вопросам организации и проведения государственных закупок;
9-7) контролирует организацию и проведение государственных закупок;
9-8) в случае, когда при проведении конкурса по государственным закупкам товаров, работ и услуг были допущены нарушения законодательства Республики Казахстан, которые повлияли на его итоги, и если проведенный конкурс не привел к определению победителя конкурса и заключению договора - принимает решения о признании конкурса недействительным;
9-9) привлекает для проведения экспертиз и консультаций специалистов государственных органов и иных организаций;
10) осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Предписания уполномоченного органа могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
K990411
<*>
Сноска. В статью 5 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 6. Гласность в деятельности, связанной с
государственными закупками
1. Сведения о готовящихся к проведению и проведенных государственных закупках, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, публикуются организатором конкурса в периодической печати и представляются уполномоченному органу по формам и в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
P021158
2. Уполномоченный орган регулярно публикует информацию о государственных закупках в периодической печати и (или) размещает в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернет и другие) для планирования потенциальным поставщиком своего участия в процессе государственных закупок.
Статья 6-1. Государственный реестр субъектов, обязанных
осуществлять закупки товаров, работ и услуг за
счет имеющихся в их распоряжении денег в
соответствии с законодательством Республики
Казахстан о государственных закупках
Государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними юридические лица подлежат включению в Государственный реестр субъектов, обязанных осуществлять закупки товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.
Порядок включения и исключения из Государственного реестра субъектов, обязанных осуществлять закупки товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, устанавливается уполномоченным органом.
V053500
<*>
Сноска. Дополнен статьей 6-1 - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 7. Ограничения, связанные с процессом
государственных закупок
1. Близкие родственники (родители, супруг(а), братья, сестры, дети) или свойственники (братья, сестры, родители и дети супруга(и) должностного или доверенного лица потенциального поставщика, участвующего в процессе государственных закупок, не вправе представлять интересы заказчика, связанные с процессом государственных закупок.
2. Потенциальный поставщик и (или) его работник, оказывавший консультационные услуги заказчику по подготовке конкурсной документации, не вправе участвовать в конкурсе по государственным закупкам товаров, работ и услуг, связанном с оказанными консультационными услугами.
3. Потенциальный поставщик и его аффилиированное лицо не имеют права участвовать в одном конкурсе (лоте).
4. При отклонении конкурсной заявки по основаниям, указанным в настоящей статье, в протоколе об итогах конкурса отражаются обоснования ее отклонения, которые сообщаются потенциальному поставщику, представившему данную конкурсную заявку.
Статья 8. Квалификационные требования, предъявляемые к
потенциальному поставщику
1. Для участия в процессе государственных закупок потенциальный поставщик должен соответствовать следующим квалификационным требованиям, за исключением случаев, предусмотренных
статьей 20
и пунктом 4
статьи 21
настоящего Закона:
1) обладать профессиональной квалификацией, а также опытом работы на соответствующем рынке закупаемых товаров, работ и услуг не менее одного года;
2) иметь необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы для исполнения обязательств по договору о государственных закупках;
3) обладать гражданской правоспособностью для заключения договора о государственных закупках;
4) являться платежеспособным, не подлежать ликвидации, на его имущество не должен быть наложен арест, его финансово-хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) не быть привлеченным к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по заключенным в течение последних двух лет договорам о государственных закупках на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Требования о необходимости обладания опытом работы на рынке закупаемых товаров, работ и услуг не распространяются на субъектов малого предпринимательства и организации общественных объединений инвалидов в случаях, когда они являются потенциальными поставщиками в соответствии со
статьей 27
настоящего Закона.
1-1. При участии в конкурсах по государственным закупкам потенциальных поставщиков-физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, с целью реализации ими заказчику товаров, принадлежащих таким потенциальным поставщикам-физическим лицам на праве собственности, их соответствие квалификационным требованиям не требуется, за исключением требований, предусмотренных подпунктами 3) и 5) пункта 1 настоящей статьи.
2. Потенциальный поставщик в
подтверждение
соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, представляет организатору конкурса копии аттестатов, свидетельств, патентов, лицензий, сертификатов, дипломов и справок.
Юридические лица, для которых законодательными актами Республики Казахстан установлено обязательное проведение аудита, представляют также аудиторский отчет за последний финансовый год.
Z980304
3. Потенциальный поставщик в случае представления им недостоверной информации по квалификационным требованиям не допускается к участию в процессе государственных закупок в течение одного года с момента установления такого факта.
Полнота и достоверность представляемой информации устанавливаются в момент рассмотрения конкурсной комиссией документов, подтверждающих соответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям.
Организатор конкурса в срок не позднее трех рабочих дней со дня подведения итогов конкурса обязан информировать уполномоченный орган обо всех установленных фактах предоставления потенциальными поставщиками недостоверной информации.
При предъявлении государственными органами, государственными учреждениями, государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, а также аффилиированными с ними юридическими лицами исков в суд о неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиками обязательств по заключенным договорам о государственных закупках они обязаны в случае удовлетворения их исковых требований в течение трех рабочих дней после вступления в силу решения суда информировать уполномоченный орган с направлением в его адрес копии решения суда, заверенной в установленном порядке.
Информация о потенциальных поставщиках, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям, а также о потенциальных поставщиках, которые были привлечены к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязательств по заключенным в течение последних двух лет договорам о государственных закупках на основании решения суда, вступившего в законную силу, размещается на WEB-сайте уполномоченного органа.
4. Организатор конкурса не вправе устанавливать к потенциальному поставщику квалификационные требования, не предусмотренные настоящим Законом. Потенциальный поставщик вправе не представлять информацию, не относящуюся к предъявляемым к нему квалификационным требованиям.
<*>
Сноска. В статью 8 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 9. Способы осуществления государственных закупок
1. Государственные закупки осуществляются одним из следующих способов:
1) открытого конкурса;
2) закрытого конкурса;
3) выбора поставщика с использованием запроса ценовых предложений;
4) из одного источника;
5) через открытые товарные биржи.
2. Открытый и закрытый конкурсы могут проводиться с использованием двухэтапных процедур.
3. Для осуществления государственных закупок способами, указанными в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 настоящей статьи, организатор конкурса образовывает конкурсную комиссию.
Порядок
организации и проведения государственных закупок, образования и деятельности конкурсной комиссии, а также отраслевые особенности закупок товаров, работ и услуг и сроки заключения договоров по ним определяются Правительством Республики Казахстан.
4. Государственные органы, государственные учреждения и казенные предприятия в течение десяти рабочих дней со дня утверждения финансового плана утверждают годовой план государственных закупок, в котором указываются планируемая номенклатура и объем закупаемых товаров, работ и услуг, способ и сроки осуществления государственных закупок.
Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, юридические лица, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними юридические лица ежегодно, не позднее первого апреля, на основе бюджетов (бизнес-планов) утверждают годовой план государственных закупок, в котором указываются планируемая номенклатура и объем закупаемых товаров, работ и услуг, способ и сроки осуществления государственных закупок.
Заказчик в течение семи рабочих дней после утверждения годового плана государственных закупок представляет его в уполномоченный орган.
Форма
годового плана государственных закупок утверждается уполномоченным органом.
5. В целях бесперебойного обеспечения деятельности государственных органов, государственных учреждений и казенных предприятий заказчик вправе продлить действие договора о государственных закупках товаров, работ и услуг по
перечню
, определяемому Правительством Республики Казахстан, на первый квартал следующего года в объеме, не превышающем объема государственных закупок по данному договору в первом квартале текущего года, в случае, если в установленные законодательными актами Республики Казахстан
сроки
не приняты закон о республиканском бюджете или решение маслихата о местном бюджете на соответствующий год.
Национальный Банк Республики Казахстан и государственные учреждения, финансируемые за счет средств бюджета Национального Банка Республики Казахстан, в целях бесперебойного обеспечения их деятельности также вправе продлить действие договора о государственных закупках товаров, работ и услуг по
перечню
, определяемому Правительством Республики Казахстан, в соответствии с частью первой пункта 5 настоящей статьи на первый квартал следующего года в объеме, не превышающем объема государственных закупок по данному договору в первом квартале текущего года, в случае, если к началу нового финансового года не утвержден бюджет Национального Банка Республики Казахстан.
Договоры на долгосрочные подрядные работы в строительстве и на сопутствующие им товары и (или) услуги, а также договоры о приобретении товаров, технологический срок изготовления которых превышает один год, могут заключаться на срок более одного года.
Порядок
заключения таких договоров устанавливается Правительством Республики Казахстан.
6. Способ осуществления государственных закупок выбирается заказчиком в соответствии с настоящим Законом.
<*>
Сноска. В статью 9 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 10. Организация открытого конкурса
1. Открытый конкурс является основным способом осуществления государственных закупок, за исключением случаев, для которых настоящим Законом предусмотрен иной способ осуществления закупок.
2. Конкурс организует и проводит организатор конкурса.
Заказчик после утверждения бюджета (бизнес-плана) вправе принять решение о проведении конкурса по государственным закупкам товаров, работ и услуг, необходимых в следующем году и предусмотренных утвержденным бюджетом (бизнес-планом).
3. Администратор республиканских бюджетных программ вправе выступать в качестве организатора конкурса для подведомственных ему государственных учреждений, а также определить среди них единого организатора конкурса.
В случае, если заказчиком является государственный орган или государственное учреждение, организатором конкурса может быть определен другой государственный орган или государственное учреждение.
Аким соответствующей административно-территориальной единицы для администраторов местных бюджетных программ вправе определить среди них единого организатора конкурса.
Администратор местных бюджетных программ, за исключением случаев определения акимом соответствующей административно-территориальной единицы единого организатора конкурса, вправе выступать в качестве организатора конкурса для подведомственных ему государственных учреждений по уровням соответствующих бюджетов, а также может определить среди них единого организатора конкурса.
Государственные предприятия и юридические лица, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, вправе выступать в качестве единого организатора конкурса для своих аффилиированных юридических лиц, а также вправе определить среди них единого организатора конкурса.
Национальный Банк Республики Казахстан вправе выступать в качестве организатора конкурса для государственных предприятий и юридических лиц, учредителем (уполномоченным органом) которых он является.
4. Несколько заказчиков, кроме подведомственных государственным органам государственных учреждений, могут провести единый конкурс по государственной закупке однородных товаров, работ и услуг. При этом
единый организатор
конкурса определяется Правительством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 11. Объявление (уведомление) о проведении
конкурса
1. Объявление (уведомление) о проведении конкурса должно содержать следующие сведения:
1) наименование и местонахождение организатора конкурса;
2) объем, наименование предполагаемых государственных закупок и место поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг;
3) требуемые сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
4) место и способы получения конкурсной документации, а также реквизиты для ее оплаты;
5) место и окончательный срок представления конкурсных заявок, а также место, дату и время вскрытия конвертов с конкурсными заявками;
6) другую необходимую информацию, определяемую организатором конкурса.
2. Объявление о проведении открытого конкурса должно быть опубликовано на государственном и русском языках в периодической печати не позднее чем за тридцать календарных дней до дня окончания приема заявок на участие в конкурсе.
Одновременно объявления могут быть опубликованы на web-сайте уполномоченного органа.
В случае признания конкурса несостоявшимся объявление о проведении повторного открытого конкурса должно быть опубликовано в периодической печати не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня окончания приема заявок на участие в этом конкурсе.
<*>
Сноска. В статью 11 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 12. Содержание конкурсной документации
1. Организатор конкурса обязан представить всем потенциальным поставщикам конкурсную документацию, содержащую следующую информацию:
1) требования к документам, которые должны быть представлены потенциальным поставщиком в подтверждение его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям;
2) описание и требуемые технические и качественные характеристики закупаемых товаров, работ и услуг, включая технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а при необходимости с указанием нормативно-технической документации;
3) количество закупаемого товара, объемы выполняемых работ и оказываемых услуг;
4) место поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;
5) требуемые сроки поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;
6) условия платежа и типовой договор о государственных закупках;
7) описание всех критериев, кроме цены, на основе которых будет определяться выигравшая конкурсная заявка, в том числе относительное значение каждого из таких критериев, описание способа оценки и сопоставления конкурсных заявок;
8) соответствующее указание и описание способа оценки и сопоставления альтернативных конкурсных заявок, если допускаются альтернативные характеристики товаров, работ и услуг, условия договора или другие требования, изложенные в конкурсной документации;
9) методику расчета цены конкурсной заявки, включая указание на то, должна ли цена содержать другие элементы (расходы на транспортировку и страхование, оплату таможенных пошлин, налогов и сборов и другое), кроме стоимости самих товаров, работ и услуг;
10) валюту или валюты, в которых должна быть выражена цена конкурсной заявки, и курс, который будет применен для приведения цен конкурсных заявок к единой валюте в целях их сопоставления и оценки;
11) требования к языку составления и представления конкурсных заявок, договора о государственных закупках в соответствии с
законодательством
Республики Казахстан о языках;
12) условия внесения, содержание и форму обеспечения конкурсной заявки;
13) соответствующее указание на право потенциального поставщика изменять или отзывать свою конкурсную заявку до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок;
14) способ, место и окончательный срок представления конкурсных заявок (но не позднее пятнадцати часов местного времени рабочего дня) и срок их действия;
15) соответствующее указание на право потенциального поставщика представлять часть конкурсной заявки, в которой указывается цена закупаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, непосредственно в момент вскрытия конвертов с конкурсными заявками;
16) способы, с помощью которых потенциальные поставщики могут запрашивать разъяснения по содержанию конкурсной документации, и сообщение о намерении организатора конкурса на этом этапе провести встречу с потенциальными поставщиками, которая проводится в открытой форме и протоколируется;
17) место, дату и время вскрытия конвертов с конкурсными заявками (но не позже двух часов с момента истечения окончательного срока представления конкурсных заявок);
18) процедуры, используемые для вскрытия конвертов с конкурсными заявками и рассмотрения конкурсных заявок;
19) сведения о должностных лицах организатора конкурса, уполномоченных его представлять при проведении конкурса;
20) условия внесения, форму, объем и способ обеспечения исполнения обязательств по договору о государственных закупках;
21) условия и порядок предоставления приоритета отечественным товаропроизводителям - потенциальным поставщикам.
2. При проведении конкурса по закупке однородных товаров, работ и услуг организатор конкурса обязан в конкурсной документации разделить товары, работы и услуги на части (лоты) по месту их поставки (выполнения, оказания). При проведении конкурса по закупке нескольких видов однородных товаров, работ и услуг организатор конкурса обязан в конкурсной документации разделить товары, работы и услуги на части (лоты) по их однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания). При этом победитель конкурса определяется по каждому лоту товаров, работ и услуг.
3. В случаях, когда проводятся государственные закупки подрядных работ на строительство объектов со сроком строительства более шести месяцев, организатор конкурса вправе указать в конкурсной документации максимальную сумму, предусмотренную для закупки.
4. Организатор конкурса вправе взимать плату за представленную конкурсную документацию, не превышающую фактические затраты на копирование конкурсной документации, а в случае проведения закрытого конкурса также на ее рассылку в
порядке
и на условиях, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан.
Если организатором конкурса является государственное учреждение, такая плата зачисляется в доход соответствующего бюджета.
5. Потенциальный поставщик вправе обратиться с запросом о разъяснении положений конкурсной документации, но не позднее десяти календарных дней до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок. Организатор конкурса обязан в трехдневный срок с момента регистрации запроса ответить на него и без указания, от кого поступил запрос, сообщить такое разъяснение всем потенциальным поставщикам, которым организатор конкурса представил конкурсную документацию.
6. Организатор конкурса вправе в срок не позднее пяти календарных дней до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок по собственной инициативе или в ответ на запрос потенциального поставщика внести изменения в конкурсную документацию путем оформления протокола.
Внесенные изменения имеют обязательную силу, и о них незамедлительно сообщается всем потенциальным поставщикам, которым организатор конкурса представил конкурсную документацию. При этом окончательный срок представления конкурсных заявок продлевается организатором конкурса на срок не менее чем на десять календарных дней для учета потенциальными поставщиками этих изменений в конкурсных заявках.
7. Организатор конкурса вправе провести встречу с потенциальными поставщиками для разъяснения положений конкурсной документации в определенном месте и в соответствующее время, указанные в конкурсной документации. При этом организатор конкурса составляет протокол, содержащий представленные в ходе этой встречи запросы о разъяснении конкурсной документации без указания их источника, а также ответы на эти запросы. Протокол незамедлительно направляется конкурсной комиссии и всем потенциальным поставщикам, которым организатор конкурса представил конкурсную документацию.
8. Конкурсная документация составляется на основании
типовой
, утверждаемой уполномоченным органом.
Конкурсную документацию утверждает организатор конкурса.
<*>
Сноска. В статью 12 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 13. Срок действия, представление, изменение и
отзыв конкурсных заявок
1. Потенциальный поставщик, изъявивший желание участвовать в конкурсе, обязан до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок представить организатору конкурса в запечатанном конверте
конкурсную заявку
в соответствии с конкурсной документацией.
P021158
Потенциальный поставщик несет все расходы, связанные с подготовкой и подачей своей конкурсной заявки, а также с его участием во встрече, проводимой организатором конкурса в соответствии с пунктом 7 статьи 12 настоящего Закона. Организатор конкурса, заказчик и конкурсная комиссия не несут обязательства по возмещению этих расходов, независимо от результатов конкурса.
2. Конкурсная заявка остается в силе в течение срока, указанного в ней в соответствии с конкурсной документацией.
P021158
3. Организатор конкурса не позднее десяти календарных дней до истечения срока действия конкурсных заявок вправе запросить потенциальных поставщиков продлить этот срок на конкретный период времени. Потенциальный поставщик вправе отклонить такой запрос, не утрачивая права на возврат внесенного им обеспечения конкурсной заявки, и срок действия его конкурсной заявки закончится по истечении непродленного срока действия.
4. Потенциальный поставщик вправе изменить или отозвать свою конкурсную заявку до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок, не утрачивая права на возврат внесенного им обеспечения конкурсной заявки. Такое изменение или уведомление об отзыве является действительным, если оно получено организатором конкурса до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок.
5. Конкурсная заявка, представленная по истечении окончательного срока представления конкурсных заявок, не вскрывается и возвращается потенциальному поставщику.
Статья 14. Обеспечение конкурсной заявки
1. Потенциальный поставщик, изъявивший желание участвовать в конкурсе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, обязан внести
обеспечение
конкурсной заявки в размере от одного до трех процентов от общей заявленной суммы в форме, способом и на условиях, предусмотренных в конкурсной документации, гарантирующих, что он не отзовет или не изменит свою конкурсную заявку после истечения окончательного срока представления конкурсных заявок, а также заключит в случае признания его конкурсной заявки выигравшей договор о государственных закупках. При этом размер обеспечения конкурсной заявки для всех участников конкурса должен быть одинаковым.
2. Потенциальные поставщики не вносят обеспечения конкурсной заявки, если:
1) они являются субъектами малого предпринимательства и только в том случае, если в целом по конкурсу объем предлагаемых ими товаров, работ и услуг в стоимостном выражении не превышает шеститысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
1-1) они являются организациями, производящими товары, работы и услуги, создаваемыми общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, и только в том случае, если в целом по конкурсу объем предлагаемых ими товаров, работ и услуг в стоимостном выражении не превышает восемнадцатитысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
2) предметом государственных закупок является проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок;
3) они участвуют на первом этапе конкурса с использованием двухэтапных процедур;
4) они являются физическими лицами, участвующими в конкурсе по государственным закупкам жилья на вторичном рынке;
5) они являются неправительственными организациями, участвующими в конкурсе на получение государственного социального заказа.
3. Обеспечение конкурсной заявки может представляться в виде:
1) залога денег, размещаемых в банке;
2) банковской гарантии.
4. Срок действия обеспечения конкурсной заявки должен быть не менее чем срок действия самой конкурсной заявки.
5. Обеспечение конкурсной заявки не возвращается потенциальному поставщику, представившему конкурсную заявку и соответствующее обеспечение, в случаях, если потенциальный поставщик:
1) отозвал или изменил конкурсную заявку после истечения окончательного срока представления конкурсной заявки;
2) не заключил договор о государственных закупках, будучи определенным в качестве победителя конкурса;
3) не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках после подписания договора о государственных закупках в форме, объеме и на условиях, предусмотренных в конкурсной документации.
При этом в случаях осуществления государственных закупок за счет средств государственного бюджета сумма обеспечения конкурсной заявки зачисляется в доход соответствующего бюджета или Национального Банка Республики Казахстан, если он является организатором конкурса.
6. Организатор конкурса возвращает внесенное обеспечение конкурсной заявки потенциальному поставщику в течение пяти рабочих дней с момента наступления следующих случаев:
1) истечения срока действия конкурсной заявки;
2) вступления в силу договора о государственных закупках;
3) прекращения процедур государственных закупок без определения победителя конкурса;
4) отзыва конкурсной заявки до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок;
5) отклонения конкурсной заявки как не отвечающей требованиям конкурсной документации;
6) определения победителем конкурса другого потенциального поставщика.
<*>
Сноска. В статью 14 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
; от 12 апреля 2005 г.
N 35
.
Статья 15. Вскрытие конвертов с конкурсными заявками
1. Конкурсная комиссия вскрывает конверты с конкурсными заявками в срок, во время и в месте, указанные в конкурсной документации. Потенциальный поставщик, представивший конкурсную заявку, или его уполномоченный представитель вправе присутствовать при вскрытии конвертов с конкурсными заявками.
2. При вскрытии конвертов с конкурсными заявками конкурсная комиссия объявляет присутствующим лицам наименования и местонахождение потенциальных поставщиков, участвующих в конкурсе, предложенные ими цены, отзыв и изменения конкурсных заявок, если они отражены документально, информацию о наличии или отсутствии документов, составляющих конкурсную заявку, и составляет
протокол
вскрытия конкурсных заявок.
Копия протокола вскрытия конкурсных заявок, подписанная членами и секретарем конкурсной комиссии, выдается потенциальным поставщикам, присутствующим при процедуре вскрытия, отсутствующим - направляется в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения от них запроса.
<*>
Сноска. В статью 15 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 16. Рассмотрение, оценка и сопоставление
конкурсных заявок и подведение итогов
конкурса
1. При рассмотрении, оценке и сопоставлении конкурсных заявок:
1) конкурсная комиссия вправе запросить у потенциальных поставщиков разъяснения в связи с их конкурсными заявками с тем, чтобы облегчить рассмотрение, оценку и сопоставление конкурсных заявок;
1-1) с целью уточнения сведений, содержащихся в конкурсных заявках потенциальных поставщиков, конкурсная комиссия вправе запрашивать необходимую информацию у соответствующих государственных органов, физических и юридических лиц;
2) не допускаются запросы, предложения или разрешения с тем, чтобы привести конкурсную заявку, не отвечающую требованиям конкурсной документации, в соответствие с этими требованиями.
1-1. При оценке конкурсной заявки потенциального поставщика учитываются все расходы заказчика, связанные с приобретением у этого потенциального поставщика товаров, работ и услуг.
2. Конкурсная комиссия рассматривает конкурсную заявку как отвечающую требованиям конкурсной документации, если в ней присутствуют грамматические или арифметические ошибки, которые можно исправить, не затрагивая существа конкурсной заявки.
3. Конкурсная комиссия отклоняет конкурсную заявку, если:
1) потенциальный поставщик, представивший данную конкурсную заявку, не соответствует квалификационным требованиям;
2) потенциальный поставщик не внес обеспечение конкурсной заявки в форме, объеме и на условиях, предусмотренных в конкурсной документации, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2
статьи 14
настоящего Закона;
3) данная конкурсная заявка не отвечает требованиям конкурсной документации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;
3-1) данная конкурсная заявка подана лицом, в чьих интересах осуществляется приобретение товаров, работ и услуг;
4) цена конкурсной заявки потенциального поставщика, допущенного к участию в конкурсе, превышает сумму, выделенную для закупки данных товаров, работ и услуг.
P021158
При проведении конкурса по государственным закупкам подрядных работ на строительство объектов и на сопутствующие им товары и (или) услуги, а также на приобретение товаров, технологический срок изготовления которых превышает один год, конкурсная заявка потенциального поставщика, допущенного к участию в конкурсе, также отклоняется в случае, если цена его конкурсной заявки превышает сумму, предусмотренную для закупки данных товаров, работ и услуг.
3-1. Конкурсная комиссия вправе отклонить конкурсную заявку потенциального поставщика в случае, если цена его конкурсной заявки является демпинговой.
Порядок
определения демпинговой цены конкурсной заявки устанавливается Правительством Республики Казахстан.
4. Если на участие в конкурсе представили конкурсные заявки менее двух потенциальных поставщиков, удовлетворяющих квалификационным требованиям, то конкурсная комиссия признает конкурс несостоявшимся.
При проведении конкурса на закупку однородных видов товаров, работ и услуг конкурс по какому-либо лоту признается конкурсной комиссией несостоявшимся в случае, если конкурсные заявки по данному лоту представили менее двух потенциальных поставщиков, отвечающих квалификационным требованиям.
Конкурс также признается конкурсной комиссией несостоявшимся, если представлено менее двух конкурсных заявок, отвечающих требованиям конкурсной документации.
5. Если конкурс признан несостоявшимся в целом или по какому-либо лоту, то заказчик вправе рекомендовать организатору конкурса:
1) при необходимости изменить содержание конкурсной документации и провести повторный конкурс;
2) провести конкурс с использованием двухэтапных процедур.
6. Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет конкурсные заявки, которые были приняты для участия в конкурсе, и определяет выигравшую конкурсную заявку на основе самой низкой цены с учетом следующих критериев:
1) (исключен)
2) расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт закупаемых товаров;
3) сроки поставки товаров, завершения работ или оказания услуг;
4) функциональные, технические и качественные характеристики товаров;
5) условия платежа;
6) условия гарантий на товары, работы и услуги;
7) другие критерии, обеспечивающие наиболее высокую экономическую эффективность (дополнительные инвестиции, стимулирование занятости, передачу технологии и подготовку управленческих, научных и производственных кадров), а также опыт работы на соответствующем рынке закупаемых товаров, работ и услуг;
8) поддержка отечественных товаропроизводителей - потенциальных поставщиков в соответствии со
статьей 26
настоящего Закона;
9) квалификационные данные потенциального поставщика.
7. В случае, когда предметом государственных закупок является привлечение консультационных услуг, критериями отбора являются:
1) цена конкурсной заявки;
2) качественные характеристики консультационных услуг;
3) опыт работы потенциального поставщика на рынке этих услуг;
4) квалификационные данные, репутация, надежность, профессиональная компетентность потенциального поставщика.
8. Конкурсная комиссия подводит итоги конкурса в срок не более десяти календарных дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными заявками, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
P021158
9. Итоги конкурса оформляются в виде протокола в соответствии со
статьей 17
настоящего Закона, подписываемого присутствующими на заседании членами и секретарем конкурсной комиссии.
10. Организатор конкурса в течение трех рабочих дней со дня подведения итогов конкурса представляет в уполномоченный орган копии протокола об итогах конкурса.
Организатор конкурса в течение семи рабочих дней со дня подведения итогов конкурса извещает всех принявших участие потенциальных поставщиков путем опубликования в периодической печати, если иное не предусмотрено настоящим Законом, результатов конкурса с указанием его названия, победителя и его адреса, наименования и цены единицы товара, работ и услуг, предложенных победителем конкурса.
<*>
Сноска. В статью 16 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 17. Протокол об итогах конкурса
1. При осуществлении государственных закупок посредством конкурса конкурсная комиссия обязана оформить
протокол
об итогах конкурса, в котором должна содержаться следующая информация:
1) наименование и краткое описание закупаемых товаров, работ и услуг с указанием наименования и места нахождения победителя конкурса по каждому лоту и условия, по которым определен победитель;
2) наименование и местонахождение потенциальных поставщиков, представивших конкурсные заявки;
3) о квалификационных данных потенциальных поставщиков, представивших конкурсные заявки, или об отсутствии таких данных;
4) цена и краткое изложение других основных условий каждой конкурсной заявки;
5) изложение оценки и сопоставление конкурсных заявок;
6) указание причин отклонения конкурсных заявок;
7) указание причин, если в результате конкурса не был определен победитель;
8) обобщенное изложение запросов о разъяснении конкурсной документации, ответов на них, а также обобщенное изложение изменений и дополнений к конкурсной документации;
9) срок, в течение которого должен быть подписан договор о государственных закупках (но не более трех рабочих дней с момента получения уведомления победителем конкурса);
10) в случае если конкурс состоялся, то сумма, выделенная для закупки.
Потенциальный поставщик, представивший конкурсную заявку, вправе обжаловать итоги конкурса в уполномоченный орган в течение пяти календарных дней со дня опубликования итогов конкурса в периодической печати. При этом споры, возникающие в процессе осуществления государственных закупок, рассматриваются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
P03010S
2. Протокол об итогах конкурса представляется после подведения итогов конкурса по требованию любого потенциального поставщика, представившего конкурсную заявку на участие в конкурсе. В случае если эта информация содержит сведения, составляющие государственные секреты Республики Казахстан, то она предоставляется в порядке, установленном
законодательством
Республики Казахстан о государственных секретах.
<*>
Сноска. В статью 17 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
1. Закрытый конкурс проводится по согласованию с уполномоченным органом в случаях, когда товары, работы и услуги по причине их сложного или специализированного характера имеются только у ограниченного числа потенциальных поставщиков, которые заранее известны организатору конкурса.
2. Уведомление о проведении закрытого конкурса должно быть направлено всем потенциальным поставщикам, у которых имеются в наличии закупаемые товары, работы и услуги, в срок не позднее чем за один месяц до дня окончания приема заявок на участие в этом конкурсе.
Список потенциальных поставщиков, которым направляется уведомление, утверждается руководителем заказчика.
3. При осуществлении государственных закупок способом закрытого конкурса применяются нормы, предусмотренные
главой 2
настоящего Закона, если иное не установлено настоящей статьей.
Статья 19. Конкурс с использованием двухэтапных процедур
1. Конкурс с использованием двухэтапных процедур проводится в случаях, когда:
1) сложно сформулировать подробные спецификации товаров, работ и услуг и определить их технические и иные характеристики и (или) необходимо запросить предложения от потенциальных поставщиков либо провести с ними переговоры по возникшим вопросам;
2) необходимо проведение научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок;
3) одноэтапный открытый конкурс или закрытый конкурс не привел к определению победителя конкурса.
P021158
2. Конкурс с использованием двухэтапных процедур представляет собой совокупность следующих этапов:
1) запрос на основе конкурсной документации у потенциальных поставщиков предложений, касающихся технических, качественных или иных характеристик закупаемых товаров, работ и услуг, договорных условий их поставки (выполнения, оказания); рассмотрение первоначальных конкурсных заявок, представленных потенциальными поставщиками без указания цен, в соответствии с конкурсной документацией; рассмотрение квалификационных данных потенциальных поставщиков; обсуждение при необходимости с потенциальными поставщиками, соответствующими квалификационным требованиям, вопросов, касающихся технических, качественных или иных характеристик товаров, работ и услуг, договорных условий их поставки (выполнения, оказания);
2) внесение организатором конкурса изменений в конкурсную документацию на основе представленных потенциальными поставщиками технических, качественных или иных характеристик товаров, работ и услуг; представление потенциальными поставщиками, прошедшими первый этап конкурса, окончательных конкурсных заявок; их оценка и сопоставление с учетом ценовых предложений и критериев оценки; подведение итогов конкурса.
3. При осуществлении государственных закупок посредством конкурса с использованием двухэтапных процедур первоначальная конкурсная документация может не содержать информацию, изложенную в подпунктах 2), 7)-9) пункта 1
статьи 12
настоящего Закона.
4. Потенциальный поставщик вправе не представлять окончательную конкурсную заявку, не утрачивая права на возврат обеспечения конкурсной заявки.
5. Конкурсная комиссия подводит итоги конкурса с использованием двухэтапных процедур в срок не более десяти календарных дней со дня вскрытия конвертов с окончательными конкурсными заявками.
6. При осуществлении государственных закупок способом открытого конкурса с использованием двухэтапных процедур применяются нормы, предусмотренные главой 2 настоящего Закона, если иное не установлено настоящей статьей.
При осуществлении государственных закупок способом закрытого конкурса с использованием двухэтапных процедур применяются нормы, предусмотренные в
статье 18
настоящего Закона, если иное не установлено настоящей статьей.
Статья 20. Выбор поставщика с использованием запроса
ценовых предложений
1. Выбор поставщика с использованием запроса ценовых предложений проводится на имеющиеся в наличии товары, работы и услуги, подробная спецификация которых не имеет для заказчика существенного значения, при этом решающим условием является цена.
P021158
2. Выбор поставщика с использованием запроса ценовых предложений применяется только в случае, если годовые объемы государственных закупок каких-либо однородных товаров, работ и услуг в стоимостном выражении не превышают четырехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта.
Государственные органы и государственные учреждения, содержащиеся за счет средств государственного бюджета, бюджета Национального Банка Республики Казахстан, вправе выбирать поставщика с использованием запроса ценовых предложений только в случае, если годовые объемы государственных закупок каких-либо однородных товаров, работ и услуг в стоимостном выражении не превышают двухтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
3. В целях применения способа выбора поставщика с использованием запроса ценовых предложений не допускается дробление годовых объемов закупок однородных видов товаров, работ и услуг в течение финансового года на части, размер хотя бы одной из которых менее установленного пунктом 2 настоящей статьи.
4. Заказчик запрашивает письменные ценовые предложения на закупаемые товары, работы и услуги не менее чем у двух неаффилиированных потенциальных поставщиков и рассматривает все поступившие в установленный срок ценовые предложения. Заказчик закупает товар, работу и услугу у потенциального поставщика, представившего самое низкое ценовое предложение.
<*>
Сноска. В статью 20 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 21. Государственные закупки из одного источника
1. Государственные закупки из одного источника означают закупки без применения конкурса и проводятся только в случаях, когда:
1) закупаемые товары, работы и услуги имеются в наличии только у потенциального поставщика, являющегося
субъектом
естественной монополии, или какой-либо конкретный потенциальный поставщик обладает исключительными правами в отношении данных товаров, работ и услуг при отсутствии альтернативы;
1-1) закупаемые товары, работы и услуги имеются в наличии только у субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке, доля которого на таком рынке равна ста процентам, или при отсутствии альтернативы;
1-2) закупаемые товары, работы и услуги имеются в наличии только у потенциального поставщика, являющегося
субъектом
государственной монополии;
2) вследствие объявления чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, возникает срочная потребность в данных товарах, работах и услугах, что исключает возможность проведения конкурсов;
3) у заказчика, закупившего товары, оборудование, технологию, работы или услуги у какого-либо поставщика, возникает необходимость произвести у того же поставщика другие закупки в целях унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией, работами или услугами;
4) конкурс признан несостоявшимся и (или) принятые заказчиком меры, предусмотренные пунктом 5
статьи 16
настоящего Закона, не привели к заключению договора о государственных закупках. При этом настоящее положение не распространяется на случаи, когда конкурс был признан недействительным;
5) поставщики товаров, работ и услуг, закупка которых имеет важное стратегическое значение, определяются Правительством Республики Казахстан в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи;
6) товары, работы и услуги закупаются государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами при возникновении поломок, выхода из строя коммуникаций, механизмов, агрегатов, запасных частей и материалов в пути следования, требующих незамедлительного восстановления, с обязательным последующим уведомлением уполномоченного органа в срок не более десяти календарных дней;
7) имеется необходимость в осуществлении государственных закупок товаров, работ и услуг ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов конкурса;
8) местный исполнительный орган в случае неспособности залогодателя - гражданина Республики Казахстан исполнять обязательства по ипотечному жилищному займу приобретает право требования по ипотечному жилищному займу.
2. Если годовой объем закупок однородных товаров, работ и услуг для государственных органов и государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, бюджета Национального Банка Республики Казахстан, в стоимостном выражении превышает двухтысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, а для государственных предприятий, юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, а также аффилиированных с ними юридических лиц - четырехтысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, государственные закупки в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 1-1), 3), 4) и 7) пункта 1 настоящей статьи, осуществляются заказчиком по согласованию с уполномоченным органом. Не требуют согласования с уполномоченным органом закупки товаров, работ и услуг субъектов естественной монополии или субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке, доля которого на таком рынке равна ста процентам.
Не допускается дробление годовых объемов закупок однородных видов товаров, работ и услуг в течение финансового года на части, размер хотя бы одной из которых менее:
1) двухтысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, для государственных органов и государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, бюджета Национального Банка Республики Казахстан;
2) четырехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, для государственных предприятий, юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, а также аффилиированных с ними юридических лиц.
При осуществлении государственных закупок в соответствии с подпунктом 1-2) пункта 1 настоящей статьи заказчики вправе закупать у субъектов государственной монополии только те услуги, в части которых данные субъекты определены в качестве субъектов государственной монополии. При этом согласование с уполномоченным органом не требуется.
3. При осуществлении государственных закупок из одного источника конкурсная комиссия запрашивает у потенциального поставщика все необходимые обоснования предлагаемой этим потенциальным поставщиком цены на товары, работы и услуги.
Образование конкурсной комиссии не требуется при проведении государственных закупок способом из одного источника в случае, предусмотренном подпунктом 6) пункта 1 настоящей статьи.
4. При осуществлении государственных закупок из одного источника потенциальный поставщик должен соответствовать квалификационным требованиям, предусмотренным
статьей 8
настоящего Закона, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1), 1-1), 1-2) и 6) пункта 1 настоящей статьи.
Порядок
согласования государственных закупок способом из одного источника, а также перечень документов, необходимых для рассмотрения обращений в этих случаях, устанавливаются уполномоченным органом, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1), 1-1), 1-2) и 6) пункта 1 настоящей статьи.
5. При осуществлении государственных закупок из одного источника конкурсная комиссия обязана составить
протокол
о закупках, в котором должна содержаться следующая информация:
1) обоснование применения способа государственных закупок из одного источника;
2) краткое описание товаров, работ и услуг, закупаемых из одного источника;
3) наименование и местонахождение поставщика, с которым будет заключен договор о государственных закупках, и цена такого договора.
<*>
Сноска. В статью 21 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
; от 9 июля 2004 г.
N 587
.
Статья 22. Государственные закупки через открытые
товарные биржи
В случае если в процессе государственных закупок приобретаются товары, включенные в
перечень
биржевых товаров, подлежащих реализации только через открытые товарные биржи, то государственные закупки производятся на товарных биржах в соответствии с
законодательством
Республики Казахстан о товарных биржах.
В случае, если годовые объемы государственных закупок каких-либо однородных товаров, включенных в перечень биржевых товаров, в стоимостном выражении не превышают четырехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, а для государственных органов и государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, бюджета Национального Банка Республики Казахстан, двухтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, заказчики вправе выбрать иной способ осуществления государственных закупок, если иной минимальный объем не определен
законодательством
Республики Казахстан о товарных биржах.
<*>
Сноска. Статья 22 - в редакции Закона РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 23. Заключение договора о государственных
закупках
1. Заказчик подписывает и направляет с уведомлением потенциальному поставщику - победителю конкурса проект договора о государственных закупках, составленный на основании типового договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Победитель конкурса в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления о признании его конкурсной заявки выигравшей и проекта договора о государственных закупках обязан подписать этот договор или письменно уведомить заказчика об имеющихся разногласиях или об отказе от подписания договора.
3. Срок заключения договора о государственных закупках не может быть более тридцати календарных дней со дня подведения итогов конкурса.
4. Не допускается вносить какие-либо изменения и (или) новые условия в проект договора о государственных закупках или в подписанный договор о государственных закупках (за исключением уменьшения цены), которые могут изменить содержание предложения, явившегося основой для выбора поставщика.
Допускается внесение изменений в проект договора о государственных закупках или в подписанный договор о государственных закупках в части уменьшения цены при условии неизменности качества, объемов и других условий, явившихся основой для выбора поставщика.
Заказчик до подписания договора о государственных закупках вправе провести переговоры с потенциальным поставщиком с целью уменьшения цены договора. При этом потенциальный поставщик вправе не соглашаться на такое уменьшение, что не предоставляет заказчику права на уклонение от подписания договора с потенциальным поставщиком, признанным победителем конкурса по государственным закупкам товаров, работ и услуг.
В случае если в процессе исполнения договора о государственных закупках цены на аналогичные закупаемые товары, работы и услуги изменились в сторону уменьшения, то по обоюдному согласию заказчика и поставщика в договор о государственных закупках могут быть внесены соответствующие изменения с учетом положений, предусмотренным настоящим пунктом.
5. Заказчик вправе потребовать от поставщика внести обеспечение исполнения договора о государственных закупках, и поставщик обязан внести данное обеспечение только в случае, если это было предусмотрено в конкурсной документации в размерах и
порядке
, установленных Правительством Республики Казахстан.
6. Договор о государственных закупках должен предусматривать штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее его исполнение сторонами.
<*>
Сноска. В статью 23 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 24. Особые условия государственных закупок для
обеспечения потребностей обороны,
правопорядка и национальной безопасности
Государственные закупки для обеспечения потребностей обороны, правопорядка и национальной безопасности проводятся в соответствии с настоящим Законом, за исключением случаев, когда для процесса государственных закупок требуется установление особого порядка, обеспечивающего соблюдение режима секретности, а также гарантии национальной безопасности и обороноспособности Республики Казахстан. Особый порядок проведения таких закупок устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Статья 24-1. Особые условия приобретения услуг
государственным органом, уполномоченным на
распоряжение государственной собственностью
Государственные закупки услуг по проведению анализа эффективности управления активами, оценке стоимости объектов приватизации и их финансового состояния, выполнения инвестиционных обязательств проводятся в особом
порядке
, определяемом Правительством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Дополнен статьей 24-1 - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 25. Особые условия приобретения услуг,
гарантированных государством для
физических лиц
В случаях, когда законодательными актами Республики Казахстан и актами Правительства Республики Казахстан право выбора поставщика услуг, гарантированных государством, предоставлено непосредственно физическому лицу, заказчик осуществляет государственные закупки данных услуг у поставщика, выбранного физическим лицом, по фиксированным ценам (тарифам) в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 25-1. Осуществление государственных закупок с
использованием информационных систем
1. Государственные закупки товаров, работ и услуг с использованием информационных систем осуществляются в специальном порядке. Специальный порядок осуществления процесса государственных закупок, особенности допуска в информационные системы, номенклатура, объемы и заказчики, которые обязаны осуществлять государственные закупки товаров, работ и услуг через информационные системы, создаваемые для обеспечения процесса государственных закупок, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
2. Осуществление хозяйствования в сфере информационных систем, создаваемых для обеспечения процесса государственных закупок, является государственной монополией.
<*>
Сноска. Дополнен статьей 25-1 - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 26. Условия защиты отечественного
товаропроизводителя
1. Отечественные товаропроизводители - потенциальные поставщики при определении выигравшей конкурсной заявки имеют приоритет, порядок и условия предоставления которого определяются Правительством Республики Казахстан.
P021158
2. Условие предоставления приоритета отечественным товаропроизводителям - потенциальным поставщикам должно быть предусмотрено в конкурсной документации.
3. Если предметом государственных закупок являются работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на территории Республики Казахстан, заказчик вправе потребовать выполнения работ (оказания услуг) с использованием отечественного (казахстанского) сырья и материалов, местных (казахстанских) трудовых и производственных ресурсов. Такое требование должно быть предусмотрено в конкурсной документации.
Статья 27. Поддержка субъектов малого
предпринимательства и организаций
общественных объединений инвалидов при
осуществлении государственных закупок
1. При организации конкурса по государственным закупкам организатор конкурса обязан осуществить закупки отдельных видов товаров, работ и услуг у субъектов малого предпринимательства и (или) организаций, производящих товары, работы и услуги, создаваемых общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан.
Z970131
При этом названные организации общественных объединений инвалидов должны иметь численность инвалидов не менее пятидесяти одного процента от общего числа работников.
1-1. Для реализации положений, установленных пунктом 1 настоящей статьи, организатор конкурса проводит конкурс, к которому допускаются только субъекты малого предпринимательства и (или) организации, производящие товары, работы и услуги, создаваемые общественными объединениями инвалидов.
P021158
При осуществлении государственных закупок товаров, работ и услуг у субъектов малого предпринимательства и (или) организаций, производящих товары, работы и услуги, создаваемых общественными объединениями инвалидов, выбор поставщика среди них осуществляется в соответствии с положениями, предусмотренными
главой 2
настоящего Закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае признания конкурса по государственным закупкам не состоявшимся по основаниям, предусмотренным
статьей 16
настоящего Закона, организатор конкурса вправе в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Закона провести повторный конкурс на общих основаниях.
2. Номенклатура товаров, работ и услуг и их объемы (в процентном выражении), закупаемые у субъектов малого предпринимательства и указанных организаций общественных объединений инвалидов, ежегодно определяются Правительством Республики Казахстан.
3. В случае, если конкурсные заявки не поступили от субъектов малого предпринимательства и (или) данных организаций общественных объединений инвалидов Республики Казахстан, организатор конкурса вправе осуществить закупки на общих основаниях в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 27 внесены изменения - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
.
Статья 27-1. Товары, работы и услуги, приобретение которых
не является предметом государственных закупок
1. Предметом государственных закупок не являются:
1) общественные работы, организуемые местными исполнительными органами;
2) заработная плата, пособия, командировочные расходы и другие обязательные платежи в бюджет, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;
3) авторское вознаграждение, выплачиваемое авторам произведений науки, литературы и искусства;
4) закупки товаров, работ и услуг, осуществляемые государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, или аффилиированными с ними юридическими лицами, определенными победителями конкурса по государственным закупкам, необходимые для выполнения своих договорных обязательств, установленных в результате данного конкурса;
5) представительские расходы (расходы по проведению официального приема лиц, производимые в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание правления органов, содержащихся за счет средств бюджета Национального Банка Республики Казахстан, совета директоров, ревизионной комиссии, для проведения собрания акционеров, их транспортному обеспечению, буфетному (фуршетному) обслуживанию во время переговоров, по оплате услуг переводчиков, не состоящих в штате организации);
6) расходы, необходимые для участия в выставках, семинарах, конференциях, совещаниях, а также приобретение материалов выставок, семинаров, конференций, совещаний, приобретение периодических печатных изданий;
7) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников за рубежом;
8) залог, гарантия и другие способы обеспечения исполнения обязательства по договорам о привлечении финансовых услуг;
8-1) приобретение имущества с целью передачи в лизинг в рамках осуществления лизинговой деятельности;
9) передача в лизинг, факторинг, франчайзинг, выплата вознаграждения по договору комиссии, доверительное управление, субсидирование в части выплаты средств из бюджета непосредственно получателю субсидии;
10) приобретение услуг рейтинговых агентств, финансовые услуги (за исключением страховыx услуг, а также привлечения финансовых услуг субъектами естественных монополий);
11) расходование средств грантов, предоставляемых на безвозмездной основе государствами, правительствами государств, международными и государственными организациями, зарубежными неправительственными общественными организациями и фондами, чья деятельность носит благотворительный и международный характер, Правительству Республики Казахстан для достижения определенных целей (задач), а также средств, выделяемых на софинансирование данных грантов в случаях, когда в соглашениях об их предоставлении предусмотрены иные процедуры приобретения товаров, работ и услуг;
12) государственный образовательный заказ;
13) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи;
14) расходы, связанные с участием на торгах (аукционах), приобретение имущества (активов), реализуемого на торгах (аукционах):
судебными исполнителями в соответствии с
законодательством
Республики Казахстан об исполнительном производстве;
проводимых в соответствии с
законодательством
Республики Казахстан о банкротстве;
проводимых в соответствии с земельным
законодательством
Республики Казахстан;
при приватизации государственного имущества;
по
перечню
, определяемому Правительством Республики Казахстан;
15) приобретение ценных бумаг;
16) монетарная деятельность Национального Банка Республики Казахстан;
17) услуги по дизайну банкнот и монет, товары, работы и услуги, связанные с изготовлением национальной валюты Республики Казахстан - тенге;
18) деятельность Национального Банка Республики Казахстан по доверительному управлению Национальным фондом Республики Казахстан;
19) проведение внешнего аудита Национального фонда Республики Казахстан;
20) деятельность Инвестиционного фонда Республики Казахстан, связанная с осуществлением инвестиций в уставный капитал организаций, а также приобретение товаров, работ и услуг данными организациями при условии, что до осуществления такого инвестирования на них не распространялось действие настоящего Закона;
21) оплата юридической помощи, оказываемой адвокатами лицам, освобожденным от ее оплаты в соответствии со
статьей 72
Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан,
статьями 114
и 304
Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан,
статьей 590
Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях и пунктом 2
статьи 5
(за исключением случаев, предусмотренных статьей 6) Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности", и возмещение расходов, связанных с защитой и представительством в этих случаях, адвокатские услуги по уголовным делам, когда обвиняемый или подозреваемый не имеет права выбора;
22) оплата за совершаемые нотариальные действия;
23) оплата за предоставление земельных участков на основе актов государственных органов;
24) приобретение государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами (за исключением субъектов естественных монополий) товаров с целью их последующей оптово-розничной реализации по
перечню
, определяемому Правительством Республики Казахстан;
25) закупки товаров, работ и услуг, предусмотренные
законодательством
Республики Казахстан о выборах;
26) оплата за изготовление государственных наград, нагрудного знака депутата, государственных поверительных клейм, паспортов граждан Республики Казахстан (в том числе служебных и дипломатических), удостоверений личности граждан Республики Казахстан, вида на жительство иностранца в Республике Казахстан, удостоверения лица без гражданства, акцизных марок, документов об образовании государственного образца;
27) приобретение услуг по обработке статистических данных;
28) приобретение государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами услуг по проведению независимой научно-технической экспертизы инноваций в целях принятия решения по финансированию инновационной деятельности;
29) приобретение товаров, работ и услуг организациями по основному предмету деятельности, осуществляемое в соответствии с международными соглашениями Республики Казахстан, по
перечню
, определяемому Правительством Республики Казахстан;
30) приобретение при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными ее осуществлять:
услуг лиц, изъявивших согласие оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
служебных помещений, транспортных и иных технических средств, имущества;
создание конспиративных предприятий и организаций;
услуг должностных лиц и специалистов, обладающих необходимыми научно-техническими или иными специальными познаниями;
31) приобретение уполномоченным государственным органом по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы консалтинговых услуг, включая услуги членов Международного совета уполномоченного государственного органа по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы.
2. При осуществлении закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заказчики обязаны руководствоваться принципами правового регулирования процесса государственных закупок, установленными
статьей 3
настоящего Закона.
<*>
Сноска. Дополнен статьей 27-1 - Законом РК от 5 июля 2004 г.
N 569
; внесены изменения - от 23 декабря 2005 года N
108
(вводится в действие со дня его официального опубликования); от 5 июня 2006 года
N 146
(порядок введения в действие см.
ст.2
); от 4 июля 2006 года N
150
(вводится в действие со дня официального опубликования).
Статья 28. Контроль за исполнением договоров о
государственных закупках
Контроль за исполнением договоров о государственных закупках осуществляется заказчиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан. P041134 V990742
Статья 29. Обжалование действий и решений организатора
конкурса, заказчика и конкурсной комиссии
1. В случае нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в ходе проведения процесса государственных закупок потенциальный поставщик вправе обжаловать действия и решения организатора конкурса, заказчика и конкурсной комиссии в порядке, установленном
законодательством
Республики Казахстан. При этом объектом обжалования не может быть выбор способа осуществления государственных закупок.
2. В случае нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках уполномоченный орган вправе признать недействительными решения организатора конкурса, заказчика или конкурсной комиссии до заключения договора о государственных закупках и прекратить процесс государственных закупок.
При этом, если договор о государственных закупках заключен или вступил в силу, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с иском о признании данной сделки недействительной.
Все споры, возникающие в процессе государственных закупок, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. P03010S
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан о государственных
закупках
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. K010155
Статья 32. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу
Закон
Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. "О государственных закупках" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 17-18, ст. 216; 1998 г., N 23, ст. 415; 1999 г., N 23, ст. 932).
Президент
Республики Казахстан