О государственных закупках

Закон Республики Казахстан от 16 мая 2002 года N 321

Действующий

      Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления государственными органами, государственными учреждениями, государственными предприятиями, а также акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами закупок товаров, работ и услуг у поставщиков в целях эффективного использования имеющихся в их распоряжении денег.

Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
                Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) аффилиированное лицо заказчика - юридическое лицо, пятьдесят и более процентов акций (доли участия) которого принадлежит (передано в управление) данному заказчику;
      2) аффилиированное лицо потенциального поставщика - любое физическое или юридическое лицо, которое имеет право прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые данным потенциальным поставщиком решения, в том числе в силу договора или иной сделки, а также любое физическое или юридическое лицо, в отношении которого данный потенциальный поставщик имеет такое право;
      3) государственные закупки - приобретение государственными органами, государственными учреждениями, государственными предприятиями и акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, а также аффилиированными с ними юридическими лицами товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег;
      4) договор о государственных закупках - гражданско-правовой договор, заключенный между заказчиком и поставщиком в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
      5) заказчик - государственные органы, государственные учреждения, государственные предприятия и акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, а также аффилиированные с ними юридические лица. Заказчик является инициатором конкурса;
      6) конкурс - способ проведения государственных закупок, направленный на приобретение заказчиком товаров, работ и услуг и обеспечивающий открытую и добросовестную конкуренцию между потенциальными поставщиками;
      7) конкурсная документация - документация, представляемая потенциальному поставщику для подготовки конкурсной заявки, в которой содержатся условия и порядок проведения конкурса;
      8) обеспечение конкурсной заявки - залог денег или банковская гарантия, представленная потенциальным поставщиком, изъявившим желание принять участие в конкурсе;
      9) однородные товары, работы и услуги - товары, работы и услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми;
      10) организатор конкурса - заказчик или лицо, определенное заказчиком в соответствии с настоящим Законом для организации и проведения конкурса;
      11) периодическая печать - периодические печатные издания, определяемые заказчиком или организатором конкурса, уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, где публикуются сведения о готовящихся к проведению и проведенных государственных закупках;
      12) поставщик - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено законодательными актами), выступающее в качестве контрагента заказчика в заключенном с ним договоре о государственных закупках;
      13) потенциальный поставщик - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено законодательными актами), участвующее в процессе государственных закупок с целью заключения договора о государственных закупках;
      14) уполномоченный орган - государственный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан, осуществляющий регулирование процесса государственных закупок.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
                государственных закупках

      1. Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на Конституции  Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

      Статья 3. Принципы правового регулирования процесса
                государственных закупок

      Правовое регулирование процесса государственных закупок основывается на принципах:
      1) оптимального и эффективного расходования используемых для закупки денег;
      2) предоставления всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процессе государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом;
      3) добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков;
      4) гласности процесса государственных закупок.    

      Статья 4. Процесс государственных закупок

      Процесс государственных закупок включает в себя:
      1) формирование номенклатуры и объемов закупаемых товаров, работ и услуг;
      2) выбор поставщика, заключение с ним договора о государственных закупках;
      3) исполнение договоров о государственных закупках.

      Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:
      1) обеспечивает разработку и реализацию государственной политики в области государственных закупок;
      2) обобщает и разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов по вопросам государственных закупок, а также принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      3) осуществляет координацию и мониторинг процесса государственных закупок;
      4) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
      5) разрабатывает форму отчетности по вопросам государственных закупок, порядок ее составления и представления;
      6) разрабатывает и утверждает методические материалы, типовую конкурсную документацию, оказывает консультационную помощь организаторам конкурсов по вопросам государственных закупок;
      7) до заключения договоров о государственных закупках принимает решения о пересмотре или отмене решений организаторов конкурсов, заказчиков и конкурсных комиссий, принятых с нарушением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
      8) предъявляет в суды иски о признании недействительными сделок, заключенных с нарушением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
      9) рассматривает дела об административных правонарушениях в области законодательства Республики Казахстан о государственных закупках и налагает административные взыскания в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
      10) осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 6. Гласность в деятельности, связанной с
                государственными закупками

      1. Сведения о готовящихся к проведению и проведенных государственных закупках, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, публикуются организатором конкурса в периодической печати и представляются уполномоченному органу по формам и в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
      2. Уполномоченный орган регулярно публикует информацию о государственных закупках в периодической печати и (или) размещает в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернет и другие) для планирования потенциальным поставщиком своего участия в процессе государственных закупок.

      Статья 7. Ограничения, связанные с процессом
                государственных закупок

      1. Близкие родственники (родители, супруг(а), братья, сестры, дети) или свойственники (братья, сестры, родители и дети супруга(и) должностного или доверенного лица потенциального поставщика, участвующего в процессе государственных закупок, не вправе представлять интересы заказчика, связанные с процессом государственных закупок.
      2. Потенциальный поставщик и (или) его работник, оказывавший консультационные услуги заказчику по подготовке конкурсной документации, не вправе участвовать в конкурсе по государственным закупкам товаров, работ и услуг, связанном с оказанными консультационными услугами.
      3. Потенциальный поставщик и его аффилиированное лицо не имеют права участвовать в одном конкурсе (лоте).
      4. При отклонении конкурсной заявки по основаниям, указанным в настоящей статье, в протоколе об итогах конкурса отражаются обоснования ее отклонения, которые сообщаются потенциальному поставщику, представившему данную конкурсную заявку.

      Статья 8. Квалификационные требования, предъявляемые к
                потенциальному поставщику

      1. Для участия в процессе государственных закупок потенциальный поставщик должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:
      1) обладать профессиональной квалификацией, а также опытом работы на рынке закупаемых товаров, работ и услуг;
      2) иметь необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы для исполнения обязательств по договору о государственных закупках;
      3) обладать гражданской правоспособностью для заключения договора о государственных закупках;
      4) являться платежеспособным, не подлежать ликвидации, на его имущество не должен быть наложен арест, его финансово-хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      5) не быть привлеченным судом к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по заключенным в течение последних двух лет договорам о государственных закупках.
      Требования о необходимости обладания опытом работы на рынке закупаемых товаров, работ и услуг не распространяются на субъектов малого предпринимательства, поддержка которых осуществляется в соответствии со статьей 27 настоящего Закона.
      2. Потенциальный поставщик в подтверждение соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, представляет организатору конкурса копии аттестатов, свидетельств, патентов, лицензий, сертификатов, дипломов и справок.
      Юридические лица, для которых законодательными актами Республики Казахстан установлено обязательное проведение аудита, представляют также аудиторский отчет за последний финансовый год.
      3. Потенциальный поставщик в случае представления им неполной или недостоверной информации по квалификационным требованиям не допускается к участию в процессе государственных закупок в течение одного года с момента установления такого факта.
      Полнота и достоверность представляемой информации устанавливаются в момент рассмотрения конкурсной комиссией документов, подтверждающих соответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям.
      4. Организатор конкурса не вправе устанавливать к
потенциальному поставщику квалификационные требования, не предусмотренные настоящим Законом. Потенциальный поставщик вправе не представлять информацию, не относящуюся к предъявляемым к нему квалификационным требованиям.

      Статья 9. Способы осуществления государственных закупок

      1. Государственные закупки осуществляются одним из следующих способов:
      1) открытого конкурса;
      2) закрытого конкурса;
      3) выбора поставщика с использованием запроса ценовых предложений;
      4) из одного источника;
      5) через открытые товарные биржи.
      2. Открытый и закрытый конкурсы могут проводиться с использованием двухэтапных процедур.
      3. Для осуществления государственных закупок способами, указанными в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 настоящей статьи, организатор конкурса образовывает конкурсную комиссию.
      Порядок организации и проведения государственных закупок, образования и деятельности конкурсной комиссии, а также отраслевые особенности закупок товаров, работ и услуг и сроки заключения договоров по ним определяются Правительством Республики Казахстан.
      4. Государственные органы, государственные учреждения и казенные предприятия в течение десяти рабочих дней со дня утверждения финансового плана утверждают годовой план государственных закупок, в котором указываются планируемая номенклатура и объем закупаемых товаров, работ и услуг, способ и сроки осуществления государственных закупок.
      Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, а также аффилиированные с ними юридические лица ежегодно, не позднее первого апреля, на основе бюджетов (бизнес-планов) утверждают годовой план государственных закупок, в котором указываются планируемая номенклатура и объем закупаемых товаров, работ и услуг, способ и сроки осуществления государственных закупок.
      Заказчик в течение семи рабочих дней после утверждения годового плана государственных закупок представляет его в уполномоченный орган.
      5. В целях бесперебойного обеспечения деятельности государственных органов, государственных учреждений и казенных предприятий заказчик вправе продлить действие договора о государственных закупках товаров, работ и услуг по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан, на первый квартал следующего года в объеме, не превышающем объема государственных закупок по данному договору в первом квартале текущего года, в случае, если в установленные законодательными актами Республики Казахстан сроки не приняты закон о республиканском бюджете или решение маслихата о местном бюджете на соответствующий год.
      6. Способ осуществления государственных закупок выбирается заказчиком в соответствии с настоящим Законом.

Глава 2. Осуществление государственных закупок
способом открытого конкурса

      Статья 10. Организация открытого конкурса

      1. Открытый конкурс является основным способом осуществления государственных закупок, за исключением случаев, для которых настоящим Законом предусмотрен иной способ осуществления закупок.
      2. Конкурс организует и проводит организатор конкурса.
      3. Администратор республиканских бюджетных программ вправе выступать в качестве организатора конкурса для подведомственных ему государственных учреждений, а также определить среди них единого организатора конкурса.
      В случае, если заказчиком является государственный орган или государственное учреждение, организатором конкурса может быть определен другой государственный орган или государственное учреждение.
      Аким соответствующей административно-территориальной единицы для администраторов местных бюджетных программ вправе определить среди них единого организатора конкурса.
      Администратор местных бюджетных программ, за исключением случаев определения акимом соответствующей административно-территориальной единицы единого организатора конкурса, вправе выступать в качестве организатора конкурса для подведомственных ему государственных учреждений по уровням соответствующих бюджетов, а также может определить среди них единого организатора конкурса.
      Государственные предприятия и акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, вправе выступать в качестве единого организатора конкурса для своих аффилиированных юридических лиц, а также вправе определить среди них единого организатора конкурса.
      Национальный Банк Республики Казахстан вправе выступать в качестве организатора конкурса для государственных предприятий и акционерных обществ, учредителем (уполномоченным органом) которых он является.
      4. Несколько заказчиков, кроме подведомственных государственным органам государственных учреждений, могут провести единый конкурс по государственной закупке однородных товаров, работ и услуг. При этом единый организатор конкурса определяется Правительством Республики Казахстан.

      Статья 11. Объявление (уведомление) о проведении
                 конкурса

      1. Объявление (уведомление) о проведении конкурса должно содержать следующие сведения:
      1) наименование и местонахождение организатора конкурса;
      2) объем, наименование предполагаемых государственных закупок и место поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг;
      3) требуемые сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
      4) место и способы получения конкурсной документации;
      5) место и окончательный срок представления конкурсных заявок, а также место, дату и время вскрытия конвертов с конкурсными заявками;
      6) другую необходимую информацию, определяемую организатором конкурса.
      2. Объявление о проведении открытого конкурса должно быть опубликовано в периодической печати не позднее чем за один месяц, а государственные предприятия и акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, а также аффилиированные с ними юридические лица имеют право опубликовать его за двадцать календарных дней до дня окончания приема заявок на участие в этом конкурсе.

      Статья 12. Содержание конкурсной документации

      1. Организатор конкурса обязан представить всем потенциальным поставщикам конкурсную документацию, содержащую следующую информацию:
      1) требования к документам, которые должны быть представлены потенциальным поставщиком в подтверждение его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям;
      2) описание и требуемые технические и качественные характеристики закупаемых товаров, работ и услуг, включая технические спецификации, планы, чертежи и эскизы;
      3) количество закупаемого товара, объемы выполняемых работ и оказываемых услуг;
      4) место поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;
      5) требуемые сроки поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;
      6) условия платежа и типовой договор о государственных закупках;
      7) описание всех критериев, кроме цены, на основе которых будет определяться выигравшая конкурсная заявка, в том числе относительное значение каждого из таких критериев, описание способа оценки и сопоставления конкурсных заявок;
      8) соответствующее указание и описание способа оценки и сопоставления альтернативных конкурсных заявок, если допускаются альтернативные характеристики товаров, работ и услуг, условия договора или другие требования, изложенные в конкурсной документации;
      9) методику расчета цены конкурсной заявки, включая указание на то, должна ли цена содержать другие элементы (расходы на транспортировку и страхование, оплату таможенных пошлин, налогов и сборов и другое), кроме стоимости самих товаров, работ и услуг;
      10) валюту или валюты, в которых должна быть выражена цена конкурсной заявки, и курс, который будет применен для приведения цен конкурсных заявок к единой валюте в целях их сопоставления и оценки;
      11) требования к языку составления и представления конкурсных заявок, договора о государственных закупках в соответствии с законодательством Республики Казахстан о языках;
      12) условия внесения, содержание и форму обеспечения конкурсной заявки;
      13) соответствующее указание на право потенциального поставщика изменять или отзывать свою конкурсную заявку до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок;
      14) способ, место и окончательный срок представления конкурсных заявок (но не позднее пятнадцати часов местного времени рабочего дня) и срок их действия;
      15) соответствующее указание на право потенциального поставщика представлять часть конкурсной заявки, в которой указывается цена закупаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, непосредственно в момент вскрытия конвертов с конкурсными заявками;
      16) способы, с помощью которых потенциальные поставщики могут запрашивать разъяснения по содержанию конкурсной документации, и сообщение о намерении организатора конкурса на этом этапе провести встречу с потенциальными поставщиками, которая проводится в открытой форме и протоколируется;
      17) место, дату и время вскрытия конвертов с конкурсными заявками (но не позже двух часов с момента истечения окончательного срока представления конкурсных заявок);
      18) процедуры, используемые для вскрытия конвертов с конкурсными заявками и рассмотрения конкурсных заявок;
      19) сведения о должностных лицах организатора конкурса, уполномоченных его представлять при проведении конкурса;
      20) условия внесения, форму, объем и способ обеспечения исполнения обязательств по договору о государственных закупках;
      21) условия и порядок предоставления приоритета отечественным товаропроизводителям - потенциальным поставщикам.
      2. При проведении конкурса по закупке однородных товаров, работ и услуг организатор конкурса обязан в конкурсной документации разделить товары, работы и услуги на части (лоты) по месту их поставки (выполнения, оказания). При проведении конкурса по закупке нескольких видов однородных товаров, работ и услуг организатор конкурса обязан в конкурсной документации разделить товары, работы и услуги на части (лоты) по их однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания). При этом победитель конкурса определяется по каждому лоту товаров, работ и услуг.
      3. В случаях, когда проводятся государственные закупки подрядных работ на строительство объектов со сроком строительства более шести месяцев, организатор конкурса вправе указать в конкурсной документации максимальную сумму, предусмотренную для закупки.
      4. Организатор конкурса вправе взимать плату за представленную конкурсную документацию, не превышающую фактические затраты на копирование конкурсной документации, а в случае проведения закрытого конкурса также на ее рассылку в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан.
      Если организатором конкурса является государственное учреждение, такая плата зачисляется в доход соответствующего бюджета.
      5. Потенциальный поставщик вправе обратиться с запросом о разъяснении положений конкурсной документации, но не позднее десяти календарных дней до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок. Организатор конкурса обязан в трехдневный срок с момента регистрации запроса ответить на него и без указания, от кого поступил запрос, сообщить такое разъяснение всем потенциальным поставщикам, которым организатор конкурса представил конкурсную документацию.
      6. Организатор конкурса вправе в срок не позднее семи календарных дней до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок по собственной инициативе или в ответ на запрос потенциального поставщика внести изменения в конкурсную документацию путем оформления протокола.
      Внесенные изменения имеют обязательную силу, и о них незамедлительно сообщается всем потенциальным поставщикам, которым организатор конкурса представил конкурсную документацию. При этом окончательный срок представления конкурсных заявок продлевается организатором конкурса на срок не менее чем на десять календарных дней для учета потенциальными поставщиками этих изменений в конкурсных заявках.
      7. Организатор конкурса вправе провести встречу с потенциальными поставщиками для разъяснения положений конкурсной документации в определенном месте и в соответствующее время, указанные в конкурсной документации. При этом организатор конкурса составляет протокол, содержащий представленные в ходе этой встречи запросы о разъяснении конкурсной документации без указания их источника, а также ответы на эти запросы. Протокол незамедлительно направляется конкурсной комиссии и всем потенциальным поставщикам, которым организатор конкурса представил конкурсную документацию.
      8. Конкурсная документация составляется на основании типовой, утверждаемой уполномоченным органом.
      Конкурсную документацию утверждает организатор конкурса.

      Статья 13. Срок действия, представление, изменение и
                 отзыв конкурсных заявок

      1. Потенциальный поставщик, изъявивший желание участвовать в конкурсе, обязан до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок представить организатору конкурса в запечатанном конверте конкурсную заявку в соответствии с конкурсной документацией.
      Потенциальный поставщик несет все расходы, связанные с подготовкой и подачей своей конкурсной заявки, а также с его участием во встрече, проводимой организатором конкурса в соответствии с пунктом 7 статьи 12 настоящего Закона. Организатор конкурса, заказчик и конкурсная комиссия не несут обязательства по возмещению этих расходов, независимо от результатов конкурса.
      2. Конкурсная заявка остается в силе в течение срока, указанного в ней в соответствии с конкурсной документацией.
      3. Организатор конкурса не позднее десяти календарных дней до истечения срока действия конкурсных заявок вправе запросить потенциальных поставщиков продлить этот срок на конкретный период времени. Потенциальный поставщик вправе отклонить такой запрос, не утрачивая права на возврат внесенного им обеспечения конкурсной заявки, и срок действия его конкурсной заявки закончится по истечении непродленного срока действия.
      4. Потенциальный поставщик вправе изменить или отозвать свою конкурсную заявку до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок, не утрачивая права на возврат внесенного им обеспечения конкурсной заявки. Такое изменение или уведомление об отзыве является действительным, если оно получено организатором конкурса до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок.
      5. Конкурсная заявка, представленная по истечении окончательного срока представления конкурсных заявок, не вскрывается и возвращается потенциальному поставщику.

      Статья 14. Обеспечение конкурсной заявки

      1. Потенциальный поставщик, изъявивший желание участвовать в конкурсе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, обязан внести обеспечение конкурсной заявки в размере трех процентов от общей заявленной суммы в форме, способом и на условиях, предусмотренных в конкурсной документации, гарантирующих, что он не отзовет или не изменит свою конкурсную заявку после истечения окончательного срока представления конкурсных заявок, а также заключит в случае признания его конкурсной заявки выигравшей договор о государственных закупках.
      2. Потенциальные поставщики не вносят обеспечения конкурсной заявки, если:
      1) они являются субъектами малого предпринимательства и (или) организациями, производящими товары, работы и услуги, создаваемыми общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, и только в том случае, если объем предлагаемых ими товаров, работ и услуг в стоимостном выражении не превышает шеститысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законодательством Республики Казахстан на соответствующий финансовый год;
      2) предметом государственных закупок является проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок;
      3) они участвуют на первом этапе конкурса с использованием двухэтапных процедур.
      3. Обеспечение конкурсной заявки может представляться в виде:
      1) залога денег, размещаемых в банке;
      2) банковской гарантии.
      4. Срок действия обеспечения конкурсной заявки должен быть не менее чем срок действия самой конкурсной заявки.
      5. Обеспечение конкурсной заявки не возвращается потенциальному поставщику, представившему конкурсную заявку и соответствующее обеспечение, в случаях, если потенциальный поставщик:
      1) отозвал или изменил конкурсную заявку после истечения окончательного срока представления конкурсной заявки;
      2) не заключил договор о государственных закупках, будучи определенным в качестве победителя конкурса;
      3) не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках после подписания договора о государственных закупках в форме, объеме и на условиях, предусмотренных в конкурсной документации.
      При этом в случаях осуществления государственных закупок за счет средств государственного бюджета сумма обеспечения конкурсной заявки зачисляется в доход соответствующего бюджета или Национального Банка Республики Казахстан, если он является организатором конкурса.
      6. Организатор конкурса возвращает внесенное обеспечение конкурсной заявки потенциальному поставщику в течение пяти рабочих дней с момента наступления следующих случаев:
      1) истечения срока действия конкурсной заявки;
      2) вступления в силу договора о государственных закупках;
      3) прекращения процедур государственных закупок без определения победителя конкурса;
      4) отзыва конкурсной заявки до истечения окончательного срока представления конкурсных заявок;
      5) отклонения конкурсной заявки как не отвечающей требованиям конкурсной документации.

      Статья 15. Вскрытие конвертов с конкурсными заявками

      1. Конкурсная комиссия вскрывает конверты с конкурсными заявками в срок, во время и в месте, указанные в конкурсной документации. Потенциальный поставщик, представивший конкурсную заявку, или его уполномоченный представитель вправе присутствовать при вскрытии конвертов с конкурсными заявками.
      2. При вскрытии конвертов с конкурсными заявками конкурсная комиссия объявляет присутствующим лицам наименования и местонахождение потенциальных поставщиков, участвующих в конкурсе, предложенные ими цены, отзыв и изменения конкурсных заявок, если они отражены документально, информацию о наличии или отсутствии документов, составляющих конкурсную заявку, и составляет протокол вскрытия конкурсных заявок.
      Копия протокола вскрытия конкурсных заявок, подписанная членами конкурсной комиссии, выдается потенциальным поставщикам, присутствующим при процедуре вскрытия, отсутствующим - направляется в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения от них запроса.

      Статья 16. Рассмотрение, оценка и сопоставление
                 конкурсных заявок и подведение итогов
                 конкурса

      1. При рассмотрении, оценке и сопоставлении конкурсных заявок:
      1) конкурсная комиссия вправе запросить у потенциальных поставщиков разъяснения в связи с их конкурсными заявками с тем, чтобы облегчить рассмотрение, оценку и сопоставление конкурсных заявок;
      2) не допускаются запросы, предложения или разрешения с тем, чтобы привести конкурсную заявку, не отвечающую требованиям конкурсной документации, в соответствие с этими требованиями.
      2. Конкурсная комиссия рассматривает конкурсную заявку как отвечающую требованиям конкурсной документации, если в ней присутствуют грамматические или арифметические ошибки, которые можно исправить, не затрагивая существа конкурсной заявки.
      3. Конкурсная комиссия отклоняет конкурсную заявку, если:
      1) потенциальный поставщик, представивший данную конкурсную заявку, не соответствует квалификационным требованиям;
      2) потенциальный поставщик не внес обеспечение конкурсной заявки в форме, объеме и на условиях, предусмотренных в конкурсной документации, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 статьи 14 настоящего Закона;
      3) данная конкурсная заявка не отвечает требованиям конкурсной документации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;
      4) цены конкурсных заявок потенциальных поставщиков, допущенных к участию в конкурсе, превышают сумму, выделенную для закупки данных товаров, работ или услуг.
      4. Если на участие в конкурсе представили конкурсные заявки менее двух потенциальных поставщиков, удовлетворяющих квалификационным требованиям, то конкурсная комиссия признает конкурс несостоявшимся.
      При проведении конкурса на закупку однородных видов товаров, работ и услуг конкурс по какому-либо лоту признается конкурсной комиссией несостоявшимся в случае, если конкурсные заявки по данному лоту представили менее двух потенциальных поставщиков, отвечающих квалификационным требованиям.
      Конкурс также признается конкурсной комиссией несостоявшимся, если все представленные конкурсные заявки были отклонены как не отвечающие требованиям конкурсной документации.
      5. Если конкурс признан несостоявшимся в целом или по какому-либо лоту, то заказчик вправе рекомендовать организатору конкурса:
      1) изменить содержание конкурсной документации и провести повторный конкурс;
      2) провести конкурс с использованием двухэтапных процедур.
      6. Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет конкурсные заявки, которые были приняты для участия в конкурсе, и определяет выигравшую конкурсную заявку на основе самой низкой цены или с учетом следующих критериев:
      1) цена конкурсной заявки;
      2) расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт закупаемых товаров;
      3) сроки поставки товаров, завершения работ или оказания услуг;
      4) функциональные, технические и качественные характеристики товаров;
      5) условия платежа;
      6) условия гарантий на товары, работы и услуги;
      7) другие критерии, обеспечивающие наиболее высокую экономическую эффективность (дополнительные инвестиции, стимулирование занятости, передачу технологии и подготовку управленческих, научных и производственных кадров);
      8) поддержка отечественных товаропроизводителей - потенциальных поставщиков в соответствии со статьей 26 настоящего Закона;
      9) квалификационные данные потенциального поставщика.
      7. В случае, когда предметом государственных закупок является привлечение консультационных услуг, критериями отбора являются:
      1) цена конкурсной заявки;
      2) качественные характеристики консультационных услуг;
      3) опыт работы потенциального поставщика на рынке этих услуг;
      4) квалификационные данные, репутация, надежность, профессиональная компетентность потенциального поставщика.
      8. Конкурсная комиссия подводит итоги конкурса в срок не более десяти календарных дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными заявками, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
      9. Итоги конкурса оформляются в виде протокола в соответствии со статьей 17 настоящего Закона, подписываемого присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии.
      10. Организатор конкурса в течение трех рабочих дней со дня подведения итогов конкурса представляет в уполномоченный орган копии протокола об итогах конкурса.
      Организатор конкурса в течение семи рабочих дней со дня подведения итогов конкурса извещает всех принявших участие потенциальных поставщиков путем опубликования в периодической печати результатов конкурса с указанием его названия, победителя и его адреса, наименования и цены единицы товара, работ и услуг, предложенных победителем конкурса.

      Статья 17. Протокол об итогах конкурса

      1. При осуществлении государственных закупок посредством конкурса конкурсная комиссия обязана оформить протокол об итогах конкурса, в котором должна содержаться следующая информация:
      1) наименование и краткое описание закупаемых товаров, работ и услуг с указанием наименования и места нахождения победителя конкурса по каждому лоту и условия, по которым определен победитель;
      2) наименование и местонахождение потенциальных поставщиков, представивших конкурсные заявки;
      3) о квалификационных данных потенциальных поставщиков, представивших конкурсные заявки, или об отсутствии таких данных;
      4) цена и краткое изложение других основных условий каждой конкурсной заявки;
      5) изложение оценки и сопоставление конкурсных заявок;
      6) указание причин отклонения конкурсных заявок;
      7) указание причин, если в результате конкурса не был определен победитель;
      8) обобщенное изложение запросов о разъяснении конкурсной документации, ответов на них, а также обобщенное изложение изменений и дополнений к конкурсной документации;
      9) срок, в течение которого должен быть подписан договор о государственных закупках (но не более трех рабочих дней с момента получения уведомления победителем конкурса).
      2. Информация, предусмотренная в пункте 1 настоящей статьи, представляется после подведения итогов конкурса по требованию любого потенциального поставщика, представившего конкурсную заявку на участие в конкурсе. Если эта информация составляет государственные секреты Республики Казахстан, то она представляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных секретах.

Глава 3. Осуществление государственных
закупок другими способами

      Статья 18. Закрытый конкурс

      1. Закрытый конкурс проводится по согласованию с уполномоченным органом в случаях, когда товары, работы и услуги по причине их сложного или специализированного характера имеются только у ограниченного числа потенциальных поставщиков, которые заранее известны организатору конкурса.
      2. Уведомление о проведении закрытого конкурса должно быть направлено всем потенциальным поставщикам, у которых имеются в наличии закупаемые товары, работы и услуги, в срок не позднее чем за один месяц до дня окончания приема заявок на участие в этом конкурсе.
      Список потенциальных поставщиков, которым направляется уведомление, утверждается руководителем заказчика.
      3. При осуществлении государственных закупок способом закрытого конкурса применяются нормы, предусмотренные главой 2 настоящего Закона, если иное не установлено настоящей статьей.

      Статья 19. Конкурс с использованием двухэтапных процедур

      1. Конкурс с использованием двухэтапных процедур проводится в случаях, когда:
      1) сложно сформулировать подробные спецификации товаров, работ и услуг и определить их технические и иные характеристики и (или) необходимо запросить предложения от потенциальных поставщиков либо провести с ними переговоры по возникшим вопросам;
      2) необходимо проведение научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок;
      3) одноэтапный открытый конкурс или закрытый конкурс не привел к определению победителя конкурса.
      2. Конкурс с использованием двухэтапных процедур представляет собой совокупность следующих этапов:
      1) запрос на основе конкурсной документации у потенциальных поставщиков предложений, касающихся технических, качественных или иных характеристик закупаемых товаров, работ и услуг, договорных условий их поставки (выполнения, оказания); рассмотрение первоначальных конкурсных заявок, представленных потенциальными поставщиками без указания цен, в соответствии с конкурсной документацией; рассмотрение квалификационных данных потенциальных поставщиков; обсуждение при необходимости с потенциальными поставщиками, соответствующими квалификационным требованиям, вопросов, касающихся технических, качественных или иных характеристик товаров, работ и услуг, договорных условий их поставки (выполнения, оказания);
      2) внесение организатором конкурса изменений в конкурсную документацию на основе представленных потенциальными поставщиками технических, качественных или иных характеристик товаров, работ и услуг; представление потенциальными поставщиками, прошедшими первый этап конкурса, окончательных конкурсных заявок; их оценка и сопоставление с учетом ценовых предложений и критериев оценки; подведение итогов конкурса.
      3. При осуществлении государственных закупок посредством конкурса с использованием двухэтапных процедур первоначальная конкурсная документация может не содержать информацию, изложенную в подпунктах 2), 7)-9) пункта 1 статьи 12 настоящего Закона.
      4. Потенциальный поставщик вправе не представлять окончательную конкурсную заявку, не утрачивая права на возврат обеспечения конкурсной заявки.
      5. Конкурсная комиссия подводит итоги конкурса с использованием двухэтапных процедур в срок не более десяти календарных дней со дня вскрытия конвертов с окончательными конкурсными заявками.
      6. При осуществлении государственных закупок способом открытого конкурса с использованием двухэтапных процедур применяются нормы, предусмотренные главой 2 настоящего Закона, если иное не установлено настоящей статьей.
      При осуществлении государственных закупок способом закрытого конкурса с использованием двухэтапных процедур применяются нормы, предусмотренные в статье 18 настоящего Закона, если иное не установлено настоящей статьей.

      Статья 20. Выбор поставщика с использованием запроса
                 ценовых предложений

      1. Выбор поставщика с использованием запроса ценовых предложений проводится на имеющиеся в наличии товары, работы и услуги, подробная спецификация которых не имеет для заказчика существенного значения, при этом решающим условием является цена.
      2. Выбор поставщика с использованием запроса ценовых предложений применяется только в случае, если годовые объемы государственных закупок каких-либо однородных товаров, работ и услуг в стоимостном выражении не превышают двухтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законодательством Республики Казахстан на соответствующий финансовый год.
      3. В целях применения способа выбора поставщика с использованием запроса ценовых предложений не допускается дробление годовых объемов закупок однородных видов товаров, работ и услуг в течение финансового года на части, размер хотя бы одной из которых менее установленного пунктом 2 настоящей статьи.
      4. Заказчик запрашивает письменные ценовые предложения на закупаемые товары, работы и услуги не менее чем у двух неаффилиированных потенциальных поставщиков и рассматривает все поступившие в установленный срок ценовые предложения. Заказчик закупает товар, работу и услугу у потенциального поставщика, представившего самое низкое ценовое предложение.

      Статья 21. Государственные закупки из одного источника

      1. Государственные закупки из одного источника означают закупки без применения конкурса и проводятся только в случаях, когда:
      1) закупаемые товары, работы и услуги имеются в наличии только у потенциального поставщика, являющегося субъектом естественной монополии, или какой-либо конкретный потенциальный поставщик обладает исключительными правами в отношении данных товаров, работ и услуг при отсутствии альтернативы;
      2) вследствие объявления чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, возникает срочная потребность в данных товарах, работах и услугах, что исключает возможность проведения конкурсов;
      3) у заказчика, закупившего товары, оборудование, технологию или услуги у какого-либо поставщика, возникает необходимость произвести у того же поставщика другие закупки в целях унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами;
      4) конкурс признан несостоявшимся и предпринятые заказчиком меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 16 настоящего Закона, не привели к заключению договора о государственных закупках;
      5) поставщики товаров, работ и услуг, закупка которых имеет важное стратегическое значение, определяются Правительством Республики Казахстан в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
      2. Если годовой объем закупок однородных товаров, работ и услуг в стоимостном выражении превышает двухтысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного законодательством Республики Казахстан на соответствующий финансовый год, государственные закупки в случаях, предусмотренных в подпунктах 1), 3) и 4) пункта 1 настоящей статьи, за исключением закупок товаров, работ и услуг у субъектов естественной монополии, осуществляются заказчиком по согласованию с уполномоченным органом. Не допускается дробление годовых объемов закупок однородных видов товаров, работ и услуг в течение финансового года на части, размер хотя бы одной из которых менее двухтысячекратного месячного расчетного показателя.
      3. При осуществлении государственных закупок из одного источника конкурсная комиссия запрашивает у потенциального поставщика все необходимые обоснования предлагаемой этим потенциальным поставщиком цены на товары, работы и услуги.
      4. При осуществлении государственных закупок из одного источника потенциальный поставщик должен соответствовать квалификационным требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Закона.
      5. При осуществлении государственных закупок из одного источника конкурсная комиссия обязана составить протокол о закупках, в котором должна содержаться следующая информация:
      1) обоснование применения способа государственных закупок из одного источника;
      2) краткое описание товаров, работ и услуг, закупаемых из одного источника;
      3) наименование и местонахождение поставщика, с которым будет заключен договор о государственных закупках, и цена такого договора.

      Статья 22. Государственные закупки через открытые
                 товарные биржи

      В случае, если в процессе государственных закупок приобретаются товары, включенные в перечень биржевых товаров, подлежащих реализации только через открытые товарные биржи, государственные закупки производятся в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.

      Статья 23. Заключение договора о государственных
                 закупках

      1. Заказчик подписывает и направляет с уведомлением потенциальному поставщику - победителю конкурса проект договора о государственных закупках, составленный в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Победитель конкурса в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления о признании его конкурсной заявки выигравшей и проекта договора о государственных закупках обязан подписать этот договор или письменно уведомить заказчика об имеющихся разногласиях или об отказе от подписания договора.
      3. Если потенциальный поставщик, который признан победителем конкурса, не подписывает договор о государственных закупках в сроки, установленные пунктом 2 настоящей статьи, то заказчик вправе заключить договор с другим участником конкурса, предложение которого является для заказчика наиболее предпочтительным после предложения победителя в соответствии с протоколом об итогах конкурса.
      4. Не допускается вносить какие-либо изменения и новые условия в проект договора о государственных закупках или в подписанный договор о государственных закупках, которые могут изменить содержание предложения, явившегося основой для выбора поставщика.
      5. Заказчик вправе потребовать от поставщика внести обеспечение исполнения договора о государственных закупках, и поставщик обязан внести данное обеспечение только в случае, если это было предусмотрено в конкурсной документации в размерах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан.
      6. Договор о государственных закупках должен предусматривать штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее его исполнение сторонами.

Глава 4. Специальные положения

      Статья 24. Особые условия государственных закупок для
                 обеспечения потребностей обороны,
                 правопорядка и национальной безопасности

      Государственные закупки для обеспечения потребностей обороны, правопорядка и национальной безопасности проводятся в соответствии с настоящим Законом, за исключением случаев, когда для процесса государственных закупок требуется установление особого порядка, обеспечивающего соблюдение режима секретности, а также гарантии национальной безопасности и обороноспособности Республики Казахстан. Особый порядок проведения таких закупок устанавливается Правительством Республики Казахстан.

      Статья 25. Особые условия приобретения услуг,
                 гарантированных государством для
                 физических лиц

      В случаях, когда законодательными актами Республики Казахстан и актами Правительства Республики Казахстан право выбора поставщика услуг, гарантированных государством, предоставлено непосредственно физическому лицу, заказчик осуществляет государственные закупки данных услуг у поставщика, выбранного физическим лицом, по фиксированным ценам (тарифам) в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

      Статья 26. Условия защиты отечественного
                 товаропроизводителя

      1. Отечественные товаропроизводители - потенциальные поставщики при определении выигравшей конкурсной заявки имеют приоритет, порядок и условия предоставления которого определяются Правительством Республики Казахстан.
      2. Условие предоставления приоритета отечественным товаропроизводителям - потенциальным поставщикам должно быть предусмотрено в конкурсной документации.
      3. Если предметом государственных закупок являются работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на территории Республики Казахстан, заказчик вправе потребовать выполнения работ (оказания услуг) с использованием отечественного (казахстанского) сырья и материалов, местных (казахстанских) трудовых и производственных ресурсов. Такое требование должно быть предусмотрено в конкурсной документации.

      Статья 27. Поддержка субъектов малого
                 предпринимательства и организаций
                 общественных объединений инвалидов при
                 осуществлении государственных закупок

      1. При организации конкурса по государственным закупкам организатор конкурса обязан осуществить закупки отдельных видов товаров, работ и услуг у субъектов малого предпринимательства и (или) организаций, производящих товары, работы и услуги, создаваемых общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан.
      При этом названные организации общественных объединений инвалидов должны иметь численность инвалидов не менее пятидесяти одного процента от общего числа работников.
      2. Номенклатура товаров, работ и услуг и их объемы (в процентном выражении), закупаемые у субъектов малого предпринимательства и указанных организаций общественных объединений инвалидов, ежегодно определяются Правительством Республики Казахстан.
      3. В случае, если конкурсные заявки не поступили от субъектов малого предпринимательства и (или) данных организаций общественных объединений инвалидов Республики Казахстан, организатор конкурса вправе осуществить закупки на общих основаниях в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Глава 5. Заключительные положения

      Статья 28. Контроль за исполнением договоров о
                 государственных закупках

      Контроль за исполнением договоров о государственных закупках осуществляется заказчиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 29. Обжалование действий и решений организатора
                 конкурса, заказчика и конкурсной комиссии

      1. В случае нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в ходе проведения процесса государственных закупок потенциальный поставщик вправе обжаловать действия и решения организатора конкурса, заказчика и конкурсной комиссии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. При этом объектом обжалования не может быть выбор способа осуществления государственных закупок.
      2. В случае нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках уполномоченный орган вправе признать недействительными решения организатора конкурса, заказчика или конкурсной комиссии до заключения договора о государственных закупках и прекратить процесс государственных закупок.
      При этом, если договор о государственных закупках заключен или вступил в силу, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с иском о признании данной сделки недействительной.

      Статья 30. Разрешение споров

      Все споры, возникающие в процессе государственных закупок, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства
                 Республики Казахстан о государственных
                 закупках

      Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

      Статья 32. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
      2. Признать утратившим силу Закон  Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. "О государственных закупках" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 17-18, ст. 216; 1998 г., N 23, ст. 415; 1999 г., N 23, ст. 932).

      Президент
      Республики Казахстан