I. Общие положения
Настоящая Инструкция устанавливает порядок применения административных положений по всем видам налогов и другим обязательным платежам в бюджет (далее - налоги).
II. Порядок применения
административных положений и налогового учета
Все административные положения, предусмотренные в разделах Х и ХI Указа Президента Республики Казахстан U952235_ "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", применяются ко всем видам налогов, если в других разделах Указа не установлено иное. <*>
Сноска. Раздел II - с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
III. Проверка полноты и
своевременности поступления платежей в бюджет
1. Контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов юридическими и физическими лицами осуществляется исключительно органами налоговой службы.
2. Проверки по одному и тому же виду налога производятся не чаще одного раза в полугодие, а комплексные проверки - не чаще одного раза в год.
Внеочередные проверки производятся с письменного разрешения Главной налоговой инспекции в отношении конкретного налогоплательщика, а также в случаях, установленных уголовно-процессуальным законодательством. При обнаружении признаков преступления проверки производятся подразделениями налоговой полиции на основаниях, в порядке и сроки, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством <*> .
Сноска. Пункт 2 - с изменениями, внесенными Приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 29.12.95 г. N 365.
IV. Порядок определения
объекта обложения в отдельных случаях
1. По физическим и юридическим лицам, преимущественно работающим с наличными денежными средствами или имеющим ограниченный оборот по реализации товаров, работ (услуг) и ограниченное число занятых в них работников, включая крестьянские и фермерские хозяйства, налоговая служба, по согласованию с соответствующими финансовыми органами, определяет порядок уплаты налогов на основе патента, фиксированной суммы налогов или упрощенной системы определения налоговой базы и ведения налогового учета.
Положение об упрощенной системе определения налоговой базы и ведения налогового учета для юридических лиц - субъектов малого предпринимательства приведено в приложении 4 к настоящей Инструкции.
Положение о порядке выдачи органами налоговой службы Республики Казахстан патентов физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, приведено в приложении 5 к настоящей Инструкции.
Законом установлено, что в стоимость патента крестьянских и фермерских хозяйств, для которых земля является основным средством производства, входит только фиксированный суммарный земельный налог с учетом балла бонитета земли, сезонность, погодные условия и отдаленность от рынков сбыта.
Порядок определения фиксированного суммарного земельного налога с крестьянских и фермерских хозяйств устанавливается Правительством Республики Казахстан. <*>
Сноска. Пункт 1 - в новой редакции согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
2. В случае нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, уничтожения или утраты учетных документов, а также при невозможности определения объекта обложения органы налоговой службы определяют объект обложения и налог на основе прямых и косвенных методов (активов, оборота, издержек производства и др.). Порядок определения объекта обложения на основании применения одного из способов косвенных методов приведен в приложении 6 к настоящей Инструкции. <*>
Сноска. Пункт 2 - с дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
3. В случае, если физическое лицо показало доход, который не соответствует расходам, произведенным на личное потребление, в том числе на приобретение имущества, налоговая служба определяет доход и налог на основе произведенных им расходов с учетом доходов прошлых периодов.
4. Доход подлежит обложению налогом также в случаях, когда другими лицами и органами оспаривается законность получения указанного дохода.
5. Если по решению суда или арбитражного суда доход подлежит изъятию в бюджет в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, то указанный доход изымается за вычетом суммы уплаченного с него налога.
6. Если налогоплательщик применяет в своих коммерческих или финансовых операциях со связанной стороной цены, отличающиеся от применяемых между независимыми предприятиями, то в целях налогообложения налоговая служба корректирует доход налогоплательщика на возникшую разницу в ценах. При проведении таких операций налоговая служба может переквалифицировать эти операции с целью определения реальной их сущности и наложения взысканий.
Если проводится сравнение цен между связанными организациями с ценами между независимыми организациями, то под термином "связанные организации" необходимо понимать организации, связанные между собой совместным участием, то есть взаимное учредительство, либо наличие одних учредителей, дочерние предприятия, отношения между юридическим лицами внутри холдинговых организаций, юридические лица, объединенные между собой договорами о совместной деятельности, в отношении хозяйственных договоров, не связанных с предметом совместной деятельности и т.п. <*>
Сноска. Пункт 6 - с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
7. Бартерные операции в отношении всех налогов рассматриваются как реализация продукции (работ, услуг) по применяемым ценам с обязательным оформлением этих операций налоговыми счетами-фактурами. При занижении стоимости бартерных операций в налоговых счетах-фактурах налоговая служба корректирует объекты налогообложения с учетом применяемых налогоплательщиком цен и производит перерасчет по налогам с применением установленных санкций за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.
При обмене продукции либо ее передаче безвозмездно сумма сделки для целей налогообложения юридическим лицом определяется исходя из средневзвешенной цены реализации такой или аналогичной продукции, рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной реализации за месяц, исходя из цены ее последней реализации, но не ниже фактической себестоимости.
V. Регистрационный номер налогоплательщика
1. Налоговая служба присваивает каждому налогоплательщику регистрационный номер, который используется в отношении всех налогов.
2. Налоговая служба присваивает регистрационные номера юридическим и физическим лицам, не являющимся налогоплательщиками, но осуществляющим платежи в бюджет, которые удерживаются у источника выплаты.
3. Юридические и физические лица обязаны указывать свой регистрационный номер налогоплательщика в налоговой декларации расчетных и других документах, используемых в налоговых целях, сообщать свой номер любому лицу, выплачивающему доход. Налоговая служба указывает регистрационный номер налогоплательщика во всех посылаемых налогоплательщику сообщениях, имеющих отношение к его налоговым обязательствам. <*>
Сноска. Пункт 3 - с дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
4. Физические лица, зарегистрированные в качестве субъектов предпринимательской деятельности, и юридические лица обязаны обратиться в налоговую службу за регистрационным номером в течение 10 дней со дня регистрации. Другие налогоплательщики обязаны обратиться в налоговую службу за регистрационным номером в течение 10 дней после начала работы по трудовому договору (контракту) или по договору подряда (найма) либо возникновению других обязательств по налогам.
5. Иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан, обязано зарегистрироваться в органах налоговой службы по месту нахождения постоянного учреждения независимо от того, будет ли в дальнейшем его деятельность признана подлежащей налогообложению или нет в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и международными договорами, заключенными от имени правительства Республики Казахстан (или от имени правительства бывшего СССР).
6. Представительство иностранной компании, не осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан, рассматривается как постоянное учреждение иностранного юридического лица и становится на учет в органы налоговой службы как плательщик местных налогов, сборов и платежей в части, касающейся этого представительства (например, подоходный налог с заработной платы работников представительства и т.п.).
7. Нерезиденту Республики Казахстан, имеющему постоянный источник дохода в Республике Казахстан или имеющему несколько источников дохода в Республике Казахстан, присваивается регистрационный номер налогоплательщика. Основанием для постановки на учет в налоговом органе служит письменное заявление предприятия, выплачивающего доход этому нерезиденту.
Порядок учета и регистрации иностранных юридических лиц приведен в положении N 1 к настоящей Инструкции. VI. Переписка с налогоплательщиками 1. Любое направляемое налоговой службой уведомление или другие документы должны быть: - составлены в письменном виде; - подписаны руководителем или уполномоченным должностным лицом с указанием их фамилий и инициалов; - направлены или вручены налогоплательщику; - заверены гербовой печатью. <*>
Сноска. Пункт 1 - в новой редакции согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
2. Определены два юридически приемлемых способа вручения документов физическому и юридическому лицу. Документ считается врученным, если он выдан налогоплательщику лично. Кроме того, считается, что налоговая служба выполнила требования о порядке вручения документа, если последний выслан по заказной почте по официальному месту жительства лица либо по его обычному адресу. Моментом получения налогоплательщиком уведомления считается день вручения почтой уведомления, а моментом признания налоговой службой факта вручения уведомления налогоплательщику является день получения налоговой службой от почты документа, подтверждающего факт вручения.
3. Для предупреждения возможности использования процедурных ошибок, допущенных в документах налоговой службы, как основания для уклонения от выполнения налоговых или иных обозначенных в уведомлении обязательств, действие указанного раздела распространяется на случаи, когда не были соблюдены в полной мере правила вручения уведомления, однако это не помешало доставке уведомления налогоплательщику.
Пример.
Документ был вручен не самому налогоплательщику, а его жене, которая затем передала его адресату. Если налоговая служба сможет доказать факт действительного получения уведомления налогоплательщиком (на основании, например, заявления его супруги), уведомление будет рассматриваться как врученное с соблюдением должных условий.
В случае, если налогоплательщик в действительности использовал наименование предприятия, организации, отличающееся от официально зарегистрированного названия, уведомление отправляется по официальному адресу налогоплательщика с использованием его неофициального названия и будет считаться официально врученным.
Пример.
Налогоплательщик зарегистрировал свое предприятие под названием "Ресторан Романо", а в действительности использовал название "Кафе Романо". Если побывавший на предприятии налоговый инспектор выпишет уведомление о начисленной сумме налога на предприятие под названием "Кафе Романо", это не дает права налогоплательщику ссылаться на то, что уведомление не имеет силы, поскольку официально зарегистрированное название отличается от указанного в документе.
VII. Определение сроков
Течение установленного срока начинается на следующий день после фактического события или юридического действия, которыми определено его начало. Срок истекает в конце последнего дня установленного периода. Если последний день срока приходится на нерабочий день, срок истекает в конце следующего рабочего дня. VIII. Права налогоплательщика 1. Налогоплательщик имеет право: - представлять документы,подтверждающие право на льготы по налогам; - знакомиться с актами проведенных проверок; - представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок; - в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов; - не представлять информацию и документы, не относящиеся к налогообложению. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И СБОР ИНФОРМАЦИИ IХ. Составление и хранение учетной документации
1. Налогоплательщики обязаны вести учетную документацию в соответствии с нормативными актами Главной налоговой инспекции.
2. Налогоплательщики обязаны хранить данную учетную документацию в течение 5 лет.
3. Если отдельные документы налогоплательщика составлены на иностранных языках, налоговая служба вправе потребовать их перевода на казахский или русский языки.
Х. Подача налоговых деклараций
1. Налогоплательщики представляют органам налоговой службы налоговую декларацию в следующие сроки (по форме, установленной Главной налоговой инспекцией):
- по подоходному налогу - до 31 марта года, следующего за отчетным;
- по налогу на добавленную стоимость - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если среднемесячные платежи за квартал составляют менее 500 минимальных месячных заработных плат, то отчетным периодом является квартал. Если среднемесячные платежи за квартал составляют более 500 минимальных месячных заработных плат, то отчетным периодом является месяц;
- по налогу на операции с ценными бумагами - до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если среднеквартальные платежи за год составляют менее 20 минимальных заработных плат, декларация представляется один раз в год до 31 марта года, следующего за отчетным. Если среднеквартальные платежи за год составляют более 20 месячных расчетных показателей, декларация представляется один раз в квартал; <*>
- по акцизам - ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, с выделением суммы акцизов, подлежащих уплате, и фактически уплаченной, за каждые десять дней отчетного месяца;
- по специальным платежам и налогам недропользователей - в
сроки, установленные в контракте; - все виды бонусов и роялти - в сроки, установленные в контракте; - по налогу на сверхприбыль, полученную в отчетном году - к 15 апреля года, следующего за отчетным; - по земельному налогу ежегодно - не позднее 1 июля текущего года; - по налогу на транспортные средства - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным; - по налогу на имущество - к 31 марта года, следующего за отчетным.
Сноска. Пункт 1 - с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от аля 1997 года N 37.
2. При завершении налогоплательщиком предпринимательской деятельности в Республике Казахстан налоговая служба может потребовать от налогоплательщика представить декларацию о доходах за период меньший чем 12 месяцев, путем вручения письменного уведомления, в котором указываются причины и дата, когда и за какой период должна быть представлена декларация.
3. При ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия или налогоплательщик незамедлительно письменно сообщает об этом налоговой службе. В течение пятнадцати дней после принятия решения о ликвидации юридического лица налогоплательщик обязан представить в органы налоговой службы декларацию о совокупном годовом доходе и вычетах.
4. При прекращении резидентом предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица, им в 15-дневный срок представляется декларация о совокупном годовом доходе и вычетах в органы налоговой службы.
5. Налоговая декларация должна быть подписана налогоплательщиком, или в случае отсутствия или недееспособности налогоплательщика, его законным представителем, аудитором, оказывающим услуги по составлению налоговой декларации налогоплательщика, который обязан проставить печать и указать свой регистрационный номер налогоплательщика.
ХI. Предоставление информации о платежах
Налогоплательщик, осуществляющий оплату за выполненные работы или оказанные услуги, обязан по требованию налоговой службы предоставлять информацию о суммах, выплаченных исполнителю.
Пример.
Если налоговой службе стало известно, что инвестиционная компания вложила средства в другую страну, действуя от имени многочисленных физических лиц, то налоговая служба может заинтересоваться личностями тех, кто стоит за этими инвестициями, и другими относящимися к делу сведениями.
ХII. Продление срока
представления налоговой декларации
1. Согласно просьбе налогоплательщика, руководитель органа налоговой службы может продлить срок подачи декларации на период не более одного года, если налогоплательщик подает просьбу о продлении срока до его наступления.
2. Продление срока представления декларации не изменяет срока уплаты налога.
Пример.
Налогоплательщик хотел бы отложить дату подачи декларации по подоходному налогу за 1996 год с 31 марта 1997 г. до 30 сентября 1997 г. Начальник налоговой инспекции разрешает продлить срок подачи декларации. Однако налогоплательщик должен уплатить пени с 11 апреля 1997 г. за несвоевременную уплату налога, за каждый день просрочки (включая день оплаты), так как срок окончательного расчета по подоходному налогу установлен в течение 10 дней после представления декларации.
ХIII. Банковские счета
1. Банки и другие организации, выполняющие отдельные виды банковских операций, обязаны:
- при открытии налогоплательщику расчетных и иных счетов учесть регистрационный номер налогоплательщика, сообщенный органами налоговой службы, уведомить последних об открытии налогоплательщику указанных счетов в течение десяти банковских дней и не проводить операции по счетам без проставления в банковских документах регистрационных номеров налогоплательщиков; <*>
- в первоочередном порядке исполнять платежные поручения налогоплательщиков на уплату налогов с их расчетных или других счетов. В таком же порядке исполнять инкассовые поручения (распоряжения) органов налоговой службы на взимание с налогоплательщиков сумм налогов, штрафов и пени, не внесенных в установленные сроки.
В случае отсутствия средств в тенге на счетах налогоплательщика в течение 10 банковских дней начиная со следующего дня после выставления органами налоговой службы инкассовых поручений (распоряжений) взимание недоимки по налогам, а также сумм штрафов и пени производить с валютных счетов налогоплательщиков с применением курса тенге к иностранным валютам, котируемого Национальным банком Республики Казахстан на дату направления органами налоговой службы инкассовых поручений (распоряжений), в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.
При отсутствии или недостаточности денежных средств налогоплательщиков - юридических лиц на счетах в банках взимание недоимки по налогам, а также сумм штрафов и пени обращать на денежные средства на расчетных (текущих) счетах в банках их дебиторов в пределах сумм, причитающихся недоимщику;
- зачислять (перечислять в банк или другое финансовое учреждение, осуществляющее кассовое исполнение бюджетной системы) суммы налогов в доход соответствующего бюджета в день совершения операций по списанию денег с расчетного или иного счета налогоплательщика;
- допускать работников налоговой службы к проверке совершенных (или текущих) операций по расчетным или иным счетам, наличия денежных средств на этих счетах; <*>
- по решению органов налоговой службы в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 172 Указа, прекратить все расходные операции на расчетных и других счетах налогоплательщиков и в первоочередном порядке исполнять указания, касающиеся безусловного перечисления соответствующих налогов;
- предоставлять органам налоговой службы информацию об операциях, совершенных с расчетных или других счетов в течение определенного периода, о наличии денежных средств на счетах налогоплательщиков, о их финансовых операциях в течение предшествующего года и о начисленных процентах в форме и в сроки, установленные Главной налоговой инспекцией. <*>
Сноска. Абзацы второй, седьмой, девятый пункта 1 - с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
ХIV. Сроки исковой давности
Срок исковой давности на требования органов налоговой службы об уплате пересмотренной суммы налога или ранее начисленной суммы налога, а также на требования налогоплательщиков о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налога устанавливается в пять лет <*> .
Сноска. Раздел XIY - с изменениями, внесенными Приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 29.12.95 г. N 365.
ХV. Уведомление о начисленной сумме налога
1. Налоговая служба в случае начисления сумм налогов по
результатам произведенной документальной или камеральной проверки вручает уведомление, содержащее следующие сведения: - фамилию, имя и отчество (или наименование) налогоплательщика; - регистрационный номер налогоплательщика, если налогоплательщику был присвоен такой номер; - дату уведомления; - объект, к которому относится уведомление и ставка налога; - сумму начисленного налога и штрафных санкций; - требование уплатить налог и сроки уплаты; - место и способ уплаты налога; - порядок обжалования. Процедура вручения уведомления описана в пунктах 1, 2 раздела V настоящей Инструкции. 2. Для напоминания налогоплательщикам сроках уплаты налогов налоговая служба направляет налогоплательщикам также уведомления с указанием срока уплаты и других требуемых реквизитов. СБОР НАЛОГОВ ХVI. Уплата налогов 1. Налоги уплачиваются в следующие сроки: а) по подоходному налогу: - суммы текущих авансовых платежей вносятся не позднее 20 числа каждого месяца налогового года;
- окончательный расчет и уплата подоходного налога производится по истечении 10 дней со дня представления декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах за отчетный год, но не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным;
- юридические и физические лица, удерживающие подоходный налог с физических лиц у источника выплаты, обязаны при получении средств на выплату зарплаты в банках и других организациях, выполняющих отдельные виды банковских операций, перечислять налог в бюджет одновременно с получением этих средств, в других случаях - в течение пяти банковских дней после окончания месяца, в котором была произведена выплата; <*>
Сноска. Абзац третий подпункта а) - в новой редакции согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
б) по налогу на добавленную стоимость:
- если среднемесячный платеж налогоплательщика составит за квартал более 1000 минимальных месячных заработных плат, то текущие авансовые платежи вносятся 13-го числа, 23-го числа и 3-го числа следующего месяца;
- если среднемесячный платеж за квартал составит менее 500 минимальных месячных заработных плат, то текущие авансовые платежи не вносятся;
- окончательный расчет и уплата налога производится за каждый отчетный период до или в день установленного срока по представлении декларации (не позднее 15 числа, месяца следующего за отчетным периодом);
- по импортируемым товарам уплачивается в день, определяемый таможенным законодательством Республики Казахстан для уплаты таможенных платежей; <*>
в) по акцизам:
- по товарам (спирт этиловый питьевой и спирт этиловый очищенный, произведенный из пищевого сырья; водка; ликеро-водочные изделия; крепленые напитки, крепленые соки и бальзамы; вина; коньяки; шампанские вина; пиво; виноматериалы) сумма налога подлежит перечислению в бюджет не позднее чем на 3-й банковский день после дня, в течение которого произведена реализация товаров;
- по иным подакцизным товарам (табачные изделия; прочие изделия, содержащие табак; осетровая и лососевая рыбы, икры осетровых и лососевых рыб, деликатесы, приготовленные из осетровых и лососевых рыб и икры; ювелирные изделия из золота, платины или серебра; выделанные и невыделанные меховые шкурки (кроме шкурок крота, кролика, собаки, оленя и овчины); изделия из натурального меха, включая: пальто, полупальто, жакеты, накидки, палантины, боа, шарфы, головные уборы и воротники, шубы, пластины (кроме изделий из шкурок крота, кролика, собаки, оленя и овчины); пальто, полупальто, жакеты, накидки с применением отделки из меха (за исключением меха крота, кролика, собаки, овчины); одежда из натуральной кожи; изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы; бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо; легковые автомобили; огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретенных для нужд органов государственной власти) сумма налога подлежит перечислению не позднее чем:
на 13-й день месяца за реализацию, осуществленную в течение десяти дней месяца;
на 23-й день месяца за реализацию, осуществленную в течение вторых десяти дней месяца;
на 3-й день месяца, следующего за отчетным месяцем, по реализации за оставшиеся дни отчетного месяца;
по продукции, выработанной из давальческого сырья, уплачивается в момент передачи продукции заказчику;
- по импортируемым товарам уплачивается в день, определяемый таможенным законодательством Республики Казахстан;
- по игорному бизнесу акциз, исчисленный по полученной выручке, вносится в сроки, указанные в подпункте "иные подакцизные товары";
г) по налогу на операции с ценными бумагами:
- налог, поступивший на счет продавца, вносится им в бюджет в течение трех банковских дней;
- фондовые биржи вносят причитающиеся суммы налогов в течение трех банковских дней после оформления сделок;
- эмитент вносит в бюджет по истечении месяца причитающиеся суммы налогов 20-го числа следующего месяца после занижения данной суммы;
д) по специальным платежам и налогам недропользователей:
- все виды бонусов и роялти уплачиваются обусловленные контрактом;
- налог на сверхприбыль, полученную в отчетном году, уплачивается к 15 апреля года, следующего за отчетным;
ж) по земельному налогу:
- земельный налог уплачивается сельскохозяйственными землевладельцами и землепользователями и физическими лицами - владельцами земельных участков не позднее 1 октября текущего года;
- несельскохозяйственные землепользователи - юридические лица уплачивают земельный налог равными долями 20 февраля, 20 мая, 20 августа и 20 ноября текущего года;
з) по налогу на транспортные средства производится в срок до 1 сентября текущего года;
и) по налогу на имущество:
- текущие авансовые платежи уплачиваются юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью равными долями 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября налогового года;
- уплата фактически причитающегося налога, исчисляемого по состоянию на 31 декабря отчетного года, или возврат переплаты производится 10 апреля года, следующего за отчетным;
- уплата налога физическими лицами по имуществу, находящемуся в личном пользовании, производится не позднее 1 октября текущего года.
В случаях, когда налоговая служба вручает налогоплательщику уведомление о начисленной сумме налога, налог подлежит уплате в установленные в уведомлении сроки, а если срок в уведомлении не указан, то в течение пяти банковских дней со дня получения налоговым органом от почты документа, подтверждающего факт вручения, либо пяти банковских дней со дня получения налогоплательщиком уведомления, если уведомление вручено ему лично. <*>
Сноска. Подпункты а), б), и) пункта 1 - с изменениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
ХVII. Возврат излишне
уплаченной суммы налога
1. Если сумма, уплаченная в бюджет по какому-либо виду налога, превышает начисленную, налоговая служба должна зачесть сумму превышения в счет уплаты налогоплательщиком других налогов без его согласия.
2. Если у налогоплательщика нет непогашенных налоговых обязательств, он может дать согласие на то, чтобы налоговая служба зачла превышение в счет его обязательств по предстоящим платежам.
3. Если же налогоплательщик не дает согласия на зачет переплаты налога в счет обязательств по предстоящим платежам, налоговый орган по письменному заявлению налогоплательщика обязан в 20-дневный срок возвратить сумму переплаты. Данное положение не распространяется на сумму превышения налога на добавленную стоимость, сложившуюся в результате превышения суммы налога, относимого в зачет, над суммой начисленного налога за отчетный период. Возмещение сумм налога на добавленную стоимость производится в течение 10 дней с момента получения налоговой службой заявления налогоплательщика а по торгово-посреднической деятельности в течение 90 дней.
В случае, если после уплаты начисленной суммы налога выясняется, что сумма налога была определена неправильно и в результате этого начисленная сумма пересматривается, то налоговый орган должен возвратить по письменному заявлению налогоплательщика, либо может зачесть в счет обязательств по предстоящим платежам.
ХVIII. Продление сроков
уплаты налога и штрафных санкций <*>
Сноска. Название раздела ХVIII - с изменениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
1. Руководитель органа налоговой службы по согласованию с руководителем соответствующего финансового органа на основе обоснованного письменного заявления от налогоплательщика продлевает сроки уплаты налогов и (или) штрафных санкций сроком не более, чем на один налоговый год.
Пример.
Налогоплательщик подает заявление в письменной форме о перенесении срока уплаты подоходного налога с 31 марта 1997 г. до 30 сентября 1997 г. Причина, установленная в просьбе, сочтена налоговым и финансовым органами обоснованной для продления срока уплаты платежа.
При этом, период продления платежа не может быть установлен позднее 31 марта 1998 г. <*>
Сноска. Пункт 1 - в новой редакции согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 я 1997 года N 37.
2. Несмотря на предоставление отсрочки уплаты налога, продление срока уплаты налогов не освобождает налогоплательщика от уплаты пени за несвоевременный взнос налога в бюджет.
Пример.
Предположим, что имеются те же факты, что и в вышеизложенном примере. Однако налогоплательщик не освобождается от уплаты пени, которая начисляется на протяжении всего периода отсрочки до момента уплаты налога в бюджет.
Порядок продления срока уплаты налога и штрафных санкций определяется Правительством Республики Казахстан. <*>
Сноска. Пункт 2 - с дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
3. Налогоплательщик может быть освобожден от уплаты пени по представляемой отсрочке уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, предназначенные для промышленной переработки, на три месяца. В случае непогашения задолженности начисляется пеня с первого дня после истечения указанного трехмесячного периода.
Продление срока уплаты налога, предоставленное в период до 1 июля 1997 года, осуществляется без начисления пени за несвоевременный взнос налога в бюджет. <*>
Сноска. Пункт 3 - дополнен новым абзацем согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
4. При обнаружении органами налоговой службы ранее не установленных органами налоговой службы занижений сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, сумма занижений взимается без начисления пени и применения штрафных санкций. К штрафным санкциям относятся только штрафы.
Пример.
Налоговый инспектор областного (районного) налогового органа после осуществления перепроверки юридического лица по правильности исчисления подоходного налога за определенный период, установил нарушения, ранее не выявленные налоговым инспектором районной
инспекции. В этом случае в бюджет взыскивается только сумма налога без применения санкций. <*> Сноска. Пункт 4 - с изменениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37. ХIХ. Порядок погашения задолженности по налогам 1. Погашение задолженности перед государственным бюджетом производится в следующей очередности: а) начисленные пени; б) начисленные штрафы; в) сумма налога. Предусмотренный порядок погашения задолженности перед бюджетом усиливает ответственность налогоплательщиков. 2. До 1 января 1998 года установлена следующая очередность погашения задолженности перед государственным бюджетом: 1) сумма налога; 2) начисленные пени; 3) начисленные штрафы. <*> Сноска. Раздел XIX - дополнен пунктом 2 согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ <*>
Сноска. Нумерация разделов (XX-XXXII) - введена Приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 29.12.95 г. N 365.
ХХ. Взимание налогов
органами налоговой службы
1. Налог, который начислен, является долгом перед государством и подлежит обязательной уплате в доход бюджета.
2. В случае неуплаты налогов или текущих, авансовых платежей в доход бюджета в сроки, установленные разделом ХV настоящей Инструкции, органы налоговой службы имеют право взимать со счетов налогоплательщиков или его дебиторов средства в пределах образовавшейся задолженности по налогам, штрафам и пени, если налогоплательщик или его дебиторы согласны с уплатой такой задолженности. <*>
Сноска. Пункт 2 - с дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
3. Согласием по уплате задолженности считается: представление налогоплательщиком декларации по налогам; необжалование выявленной и начисленной задолженности по налогам, штрафам и пени в течение 5 банковских дней.
Суммы задолженности, указанные налогоплательщиком в декларации, являются согласием на взимание налоговым органом с его счетов сумм в пределах задолженности по налогам, штрафам, пени.
Пример.
Если налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию по налогу, но не уплатил задолженность, исчисленную в декларации, то налоговый орган вправе направить в учреждение банка, где обслуживается налогоплательщик, распоряжение о взыскании с его счета в бюджет суммы задолженности. Заявление налогоплательщика на такие действия налогового органа к рассмотрению не подлежит.
Налогоплательщик вправе в течение 5 банковских дней после получения им уведомления о выявленной и доначисленной налоговым органом задолженности по налогам, штрафам и пеням обжаловать действия налогового органа путем подачи в налоговый орган ходатайства о его пересмотре в административном порядке, а при несогласии с вынесенным решением - в порядке, установленном в разделе "Разрешение споров" настоящей Инструкции.
ХХI. Обеспечение уплаты налогов
1. Для обеспечения уплаты задолженности, органы налоговой службы имеют право в случае отсутствия средств на счетах налогоплательщика и его дебиторов вынести решение об ограничении распоряжения имуществом налогоплательщика в порядке, определенном Правительством.
2. Ограниченное в распоряжении имущество остается в пользовании налогоплательщика, который несет ответственность за его сохранность.
3. В случае погашения задолженности решение об ограничении распоряжения <*> .
Сноска. Пункты 1, 2, 3 - с изменениями, внесенными Приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 29.12.95 г. N 365.
ХХII. Порядок обращения взыскания
на имущество налогоплательщика
1. Налоговая служба имеет право с согласия налогоплательщика обратить взыскание на его ограниченное в распоряжении имущество в пределах суммы задолженности <*> .
Сноска. Пункт 1 - с изменениями, внесенными Приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 29.12.95 г. N 365.
2. Согласие налогоплательщика на обращение взыскания на его ограниченное в распоряжении имущество является необжалование налогоплательщиком решения органа налоговой службы об ограничении распоряжения в течение 5 банковских дней.
Если налогоплательщик не погасил в установленные сроки налоги в бюджет и у его дебиторов на счете нет средств для погашения задолженности, то руководитель налоговой службы накладывает ограничение на распоряжение имуществом налогоплательщика.
Ограничению на распоряжение подлежит только тот объем имущества, который необходим для полного погашения суммы налога, а также для покрытия расходов по его оценке, хранению и реализации.
Налогоплательщик имеет право обжаловать решение об ограничении
распоряжения имуществом в течение 5 банковских дней со дня получения налоговым органом извещения от отделения связи, либо 5 банковских дней со дня получения налогоплательщиком уведомления, если уведомление вручено ему лично <*> . Сноска. Пункт 2 - с изменениями, внесенными Приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 29.12.95 г. N 365. ХХIII. Реализация ограниченного в распоряжении имущества 1. Ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика реализуется на специализированном открытом аукционе, порядок и условия проведения которого определяются Правительством Республики Казахстан <*> . Сноска. Название раздела XXIII и пункт 1 - с изменениями,внесенными Приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 29.12.95 г. N 365 и приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
ХХIY. Взыскание сумм, которые
причитаются налогоплательщику
В соответствии с процедурой взыскания руководитель налоговой службы имеет право направлять третьим лицам (в том числе работодателю, банку или другому финансовому учреждению) уведомление, предписывающее уплату в соответствующий бюджет любой суммы, причитающейся налогоплательщику до дня вручения уведомления о взыскании на имущество, а также получать такие суммы с банковского счета третьей стороны - дебиторов. <*>
По истечении 5 банковских дней после вручения уведомления, налоговая служба вправе выставить распоряжение на ту сумму налога с банковского счета третьей стороны, т.е. дебиторов.
В случае выявления у недоимщика дополнительного источника получения дохода налоговый орган направляет письменное уведомление работодателю, подписывающее удержание из заработной платы недоимщика суммы задолженности (не более 50 процентов заработной платы, причитающейся к выплате, согласно ст. 108 КЗОТа КазССР).
Сноска. Абзац первый раздела XXIY - с изменениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от
7 февраля 1997 года N 37. ХХY. Приостановление экспортных операций При обращении взыскания на имущество налогоплательщика таможенные органы Республики Казахстан на основании уведомления, направленного органами налоговой службы, приостанавливают экспортные операции налогоплательщика путем наложения ареста на экспортируемые товары. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ХХYI. Ответственность за неудержание подоходного налога у источника выплаты
Неудержанные суммы подоходного налога у источника выплаты дохода взыскиваются с юридических и физических лиц, выплативших доход. За несвоевременное удержание подоходного налога у источника выплаты начисляется пени в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Казахстан в день уплаты этих сумм, за каждый день просрочки (включая день оплаты). <*>
Сноска. Раздел XXVI - в новой редакции согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
ХХYII. Пени по
просроченным налоговым платежам
1. Своевременно неуплаченные суммы налогов, в том числе текущие авансовые платежи, взыскиваются в бюджет с начислением пени в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Казахстан в день уплаты этих сумм, за каждый день просрочки (включая день оплаты).
Ставки рефинансирования ежемесячно публикуются в средствах массовой информации.
Начисление пени производится по следующей методике. Если ставка рефинансирования Национального банка, например, составляет 65 процентов, то при исчислении суммы пени за несвоевременно уплаченные суммы налогов необходимо данную ставку умножить на 1,5-кратную ставку рефинансирования и разделить на 365 дней (65х1,5:365=0.27% за один день).
Пример.
Налогоплательщик 25 июля уплатил подоходный налог в сумме 20 тыс. тенге , при сроке уплаты 20 июля. Пеня начисляется за 5 дней. В данном случае сумма пени составит 270 тенге (20 тыс. тг.х0.27%х5 дней:100).
Излишне уплаченные суммы по какому-либо виду налога засчитываются налоговым органом в счет недоимки по другим видам налогов.
Если у налогоплательщика остался после зачета остаток переплаты по какому-либо виду налога, то зачет в счет текущих авансовых платежей, а также по другим видам налогов производится по письменному заявлению налогоплательщика. Этот порядок распространяется на все виды налогов.
При наличии переплаты по какому-либо виду налога исчисление налогоплательщиком текущего авансового платежа производится в установленном порядке, а уплата следующего за отчетным периодом текущего авансового платежа может производиться с учетом суммы переплаты, но налогоплательщик обязан об этом письменно поставить в известность налоговый орган.
Пеня при документальных проверках по налогам (в том числе и по текущим авансовым платежам) не начисляется, если у налогоплательщика есть переплата по этому же виду налога, налоговый орган не произвел зачет переплаты в счет уплаты других налогов и налогоплательщик не представил письменное заявление о возврате переплаченной суммы. Этот порядок распространяется на все виды налогов.
Если у налогоплательщика имеется превышение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, и он не обратился в налоговый орган с заявлением о возмещении сумм налога на добавленную стоимость, то указанное превышение зачитывается по налогу на добавленную стоимость в периоде, следующем за отчетным, и пеня в таком случае несвоевременно уплаченным текущим авансовым платежам налога на добавленную стоимость не начисляется.
Если у налогоплательщика по какому-либо виду налога нет переплаты превышения и нет письменного заявления налогоплательщика, пеня по несвоевременно уплаченным текущим авансовым платежам этого вида налога начисляется независимо от наличия переплаты по другим видам налогов.
Пример.
Налогоплательщик занизил сумму налога в декларации (4 видов) и имеет переплату по одному виду налога. В этом случае штрафы налагаются за занижение каждого вида налога, пересчитывается подлежащая к уплате сумма подоходного налога, а затем исчисляется пеня с учетом переплаты в бюджет по тому виду налога, по которому она имеется. При этом учитывается дата возникновения переплаты в бюджет. <*>
Сноска. Пункт 1 - с дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
2. Несвоевременный возврат сумм переплаты налогов, кроме подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость, по заявлению налогоплательщиков или неправильно удержанных сумм возвращается налогоплательщику с выплатой процента в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Казахстан в день уплаты этих сумм за каждый день просрочки (включая день оплаты).
Пени в пользу налогоплательщика за несвоевременный возврат сумм переплаты налогов, кроме подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость, по заявлению налогоплательщика начисляются начиная с 21-го дня после подачи им заявления, кроме налога на имущество, по которому пеня начисляется с 11-го дня после представления налогоплательщиком декларации по результатам налогового года в сроки, предусмотренные для представления декларации по подоходному налогу.
Пени в пользу налогоплательщика за несвоевременный возврат превышения суммы налога, относимого в зачет, над суммой начисленного налога за отчетный период, кроме подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость, начисляется с 11-го дня с момента получения налоговой службой письменного заявления налогоплательщика, при этом по торгово-посреднической деятельности налогоплательщика - начиная с 91-го дня с момента получения письменного заявления.
Пеня на неправильно удержанные налоговым органом суммы (налоги, текущие авансовые платежи, пени, штрафы), кроме подлежаших возмещению сумм налога на добавленную стоимость, начисляется со дня, следующего за неправильным удержанием.
Пени начисляются только на просроченные, заниженные суммы налогов (в том числе текущих авансовых платежей), кроме подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость, на суммы начисленных пени и штрафов пени не начисляется.
Если налогоплательщик самостоятельно, до проверки налоговой службы либо с помощью аудиторской службы, обнаружил допущенные им в прошедшем налоговом году нарушения налогового законодательства, то он обязан в установленный срок внести в доход бюджета причитающиеся суммы налога и пени в определенном размере за период с момента допущения нарушения до момента внесения в бюджет дополнительной суммы налога, а также обратиться в налоговую службу с письменным нием, в котором описывается характер исправленных нарушений и указываются суммы дополнительно начисленных и внесенных в доход бюджета налогов и пени. Налоговая служба обязана принимать заявления налогоплательщика и декларацию (отчет) с изменениями, предварительно проверив фактическое поступление платежей в бюджет <*> .
Сноска. Пункт 2 - с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 29.12.95 г. N 365 и приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
ХХYIII. Штрафы за несвоевременное
представление декларации
На юридическое или физическое лицо, не представившее налоговую декларацию в установленные сроки без достаточных оснований, налагается штраф за каждый месяц непредставления декларации в размере 5 процентов суммы, подлежащей к уплате, но не уплаченной по декларации.
При нарушении срока представления декларации штраф налагается в полном размере независимо от количества дней просрочки в каждом месяце.
Пример:
В декларации по налогу на добавленную стоимость или по счету налогоплательщика чистая сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, начислена в сумме 150 тыс. тг., фактически налогоплательщик уплатил 130 тыс. тенге. Если налогоплательщик представил декларацию после установленного срока, то применяется штраф в размере 5 процентов от неуплаченной суммы, т.е. от 20 тыс. тг. и составит 1 тыс. тг.
Если налогоплательщик самостоятельно, до проверки налогового органа, в течение налогового года внес исправление и учет объектов налогообложения (при условии, что нарушения допущены в этом налоговом году), извещать об этом налоговый орган не нужно, с него взыскивается пеня в установленном размере за период с момента допущения нарушения до момента внесения в доход бюджета сумм перерасчета налога.
Если во время документальной проверки будет установлено, что налогоплательщик не представил налоговые декларации, налоговая задолженность должна быть начислена с оформлением уведомления о начисленной сумме налога. При этом должны быть предъявлены штрафы за несвоевременное представление декларации в размере 5 процентов с суммы, подлежащей к уплате, но не уплаченной по декларации, за занижение размера сумм текущих и авансовых платежей - в размере 100 процентов, за проведение операций по реализации товаров (работ, услуг) без отражения в учете - в размере 100 процентов стоимости указанных товаров (работ, услуг) и пени за своевременно неуплаченные суммы налогов, в том числе текущих и авансовых платежей в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Казахстан. В этом случае пункт 1 статьи 163 Указа не применяется, так как не представляется возможным сравнить доначисленную сумму налога с декларацией. <*>
Сноска. Раздел XXVIII - дополнен абзацем 4 согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
ХХIХ. Штрафы за занижение налогов,
текущих авансовых платежей
и объектов налогообложения <*>
Сноска. Название раздела XXIX - с дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
1. За занижение размера налога в декларации, повлекшее недоплату, на налогоплательщика налагается штраф в размере 100 процентов от заниженной суммы налога. Если занижение налога не привело к недоплате налога на момент представления декларации, то штрафные санкции к налогоплательщику не применяются. <*>
Пример:
В декларации по налогу на добавленную стоимость чистая сумма налога, начисленная за отчетный месяц, составила 140 тыс. тенге, а проверкой установлено 180 тыс. тенге, то штраф в размере 100 процентов применяется к 40 тыс. тенге (180-140).
Сноска. Пункт 1 - с дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
2. За занижение размера сумм текущих авансовых платежей за месяц налагается штраф в размере 100 процентов от заниженной суммы текущих авансовых платежей.
Пример:
Налогоплательщиком в бухгалтерском учете по счету 80 "Прибыли и убытки" по итогам работы за месяц отражена прибыль в размере 1000,0 тыс. тенге. Проверкой налоговым органом бухгалтерских документов определено, что по счету 80 должно было быть отражено 3000,0 тыс. тенге. Заниженная сумма текущих авансовых платежей составляет 600,0 тыс. тенге (2000,0 тыс. тенге х 30% : 100). Штраф в размере 100 процентов за занижение размера текущих авансовых платежей будет применяться к 600,0 тыс. тенге.
По налогу на добавленную стоимость при применении штрафных санкций имеется особенность.
Если налогоплательщик занижает текущие авансовые платежи по сравнению с 1/9 суммы налога по предыдущему кварталу или фактическому обороту за текущие декады, то налоговым органом начисляется штраф в размере 100 процентов от неуплаченной 1/9 суммы налога. <*>
Сноска. Пункт 2 - с дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
3. За проведение операций по реализации товаров (работ, услуг) без отражения в учете налагается штраф в размере 100 процентов стоимости указанных товаров (работ, услуг).
Под этим следует понимать различные действия в учете, неучет объектов налогообложения, в результате чего занижаются суммы причитающихся налогов. Операцией по реализации товаров (работ, услуг) без отражения в учете является операции, повлиявшие на уменьшение дохода от реализации товаров (работ, услуг) другим хозяйствующим субъектам. На неучтенные товары налог не начисляется и не включается в результаты деятельности, так как сумма неучтенных товаров полностью взыскивается в доход бюджета.
Пример:
При проверке налоговым инспектором на складе готовой продукции налогоплательщика обнаружен неучтенный товар, не отраженный в учете, на сумму 500,0 тыс. тенге. В этом случае штраф применяется в размере 100 процентов от стоимости неучтенного товара и сразу перечисляется в доход бюджета после обнаружения неучтенного товара. Налог не начисляется. <*>
Сноска. Пункт 3 - с дополнениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
4. В случае превышения суммы фактически начисленного подоходного налога за год над суммой авансовых платежей в течение года в размере, превышающем 10 процентов, на налогоплательщика налагается штраф в размере 2 процентов налогооблагаемого дохода, при превышении 25 процентов - в размере 5 процентов налогооблагаемого дохода. <*>
Сноска. Раздел XXIX - дополнен пунктом 4 согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
5. На лицо, не состоящее на учете по налогу на добавленную стоимость, за выписку налогового счета-фактуры с учетом налога на добавленную стоимость налагается штраф в размере 100 процентов суммы налога на добавленную стоимость, указанной в налоговом счете-фактуре и подлежащей перечислению в бюджет, но не перечисленной. <*>
Сноска. Раздел XXIX - дополнен пунктом 5 согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
ХХХ. Ответственность банков
и организаций, осуществляющих
отдельные виды банковских операций
1. К банкам и другим организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, не выполняющим (не выполнившим) требования статьи 147 Указа, применяются санкции в виде взыскания:
1) 5 процентов от суммы совершенных расходных операций по расчетным и иным счетам юридических и физических лиц в случае невыполнения ими требований;
2) пени за несоблюдение очередности списания с расчетных и других счетов юридических лиц суммы налогов в бюджет и сумм санкций за задержку зачисления (перечисления) списанных со счетов налогоплательщиков-клиентов сумм в доход бюджета, а также за возврат без исполнения налогоплательщику платежных поручений на уплату платежей в бюджет в размере, предусмотренном статьей 161 настоящего Указа. С налогоплательщиков за эти дни пени не взимаются.
2. С банков взимаются также пени в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, за каждый день просрочки сверх установленных сроков с перечислением их в местный бюджет за задержку налоговых платежей по поручениям клиентов.
РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
ХХХI. Пересмотр решений налоговой службы
1. Налогоплательщик, оспаривающий начисленную сумму налога или иные решения налоговой службы, может обратиться в подразделение налоговой службы, вынесшее данное решение, с ходатайством о его пересмотре в административном порядке. В ходатайстве должны быть изложены доводы и указаны документы, на которых налогоплательщик основывает свою просьбу.
2. Налоговая служба рассматривает ходатайство налогоплательщика
о пересмотре, выносит по нему обоснованное решение и уведомляет о нем налогоплательщика в течение 30 дней. 3. Решение органа налоговой службы может быть обжаловано в вышестоящий орган налоговой службы или в суд. В случае, если вышестоящий орган налоговой службы не отвечает на жалобу в течение 30 дней, ходатайство может быть подано в следующий вышестоящий орган налоговой службы. ХХХII. Обжалование в суд Налогоплательщик вправе обжаловать решение налоговой службы в суд в порядке и на условиях, установленных действующем законодательством. Начальник Главной налоговой инспекции Форма N 1 к инструкции ГНИ N 43 от 01.07.95 г. В налоговый отдел по _________ району ________________ области Государственного налогового комитета Республики Казахстан <*> Сноска. Форма 1 - с изменениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37. Заявление иностранного юридического лица о начале деятельности в Республике Казахстан
1.Полное наименование иностранного юридического лица................ .................................................................... ....................................................................
2. Страна, в которой зарегистрировано юридическое лицо с приложением подтверждающих документов о наличии регистрации..................... ....................................................................
3. Адрес юридического лица в стране его регистрации................. ....................................................................
4. Адрес постоянного учреждения иностранного юридического лица в Республике Казахстан................................................ .................................................................... Телефон...................................... Факс..................
4.1 В случае перемены адреса или других изменений, касающихся деятельности, обязуюсь сообщить ....................................
5. Дата начала деятельности в Республики Казахстан.................. ....................................................................
6. Виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом в Республике Казахстан........................................................... .................................................................... .................................................................... ....................................................................
7. Фамилия и имя лица, ответственного за предоставление налоговой
декларации.......................................................... 8. С порядком регистрации, налогообложения, сроков уплаты и предоставления отчетности ознакомлены............................... Дата.............. Подпись лица, ответственного за предоставление налоговой декларации.......................... Заявление зарегистрировано "___"____199__ года в налоговом органе........................... Подпись налогового работника.................. Форма N 2 к инструкции ГНИ N 43 от 01.07.95 г. В налоговый отдел по _________ району ________________ области Государственного налогового комитета Республики Казахстан <*> Сноска. Форма 2 - с изменениями, внесенными приказом Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37. Заявление иностранного юридического лица о прекращении деятельности в Республике Казахстан
1. Полное наименование иностранного юридического лица, зарегистрированного в Республике Казахстан....................... ................................................................. .................................................................
2. Страна, в которой зарегистрировано юридическое лицо........... .................................................................
3. Адрес юридического лица в стране его регистрации.............. .................................................................
4. Адрес постоянного учреждения юридического лица в Республике Казахстан........................................................ ................................................................. Телефон.............................. Факс.......................
5. Дата прекращения деятельности в Республике Казахстан.......... .................................................................
6. Причины прекращения деятельности иностранного юридического лица ................................................................. ................................................................. .................................................................
7. Номер и дата регистрации свидетельства иностранного юридического лица в налоговом органе о начале деятельности через постоянное
учреждение....................................................... 8. Фамилия и имя лица, ответственного за предоставление налоговой декларации....................................................... Дата .............Подпись лица, ответственного за предоставление налоговой декларации......................... Заявление зарегистрировано "___" _________199__ года в налоговом органе................................... Подпись налогового работника ....................... Форма N 3 к инструкции ГНИ N 43 от 01.07.95 г. Свидетельство о регистрации в налоговых целях иностранного юридического лица в Республике Казахстан Выдано........................................................... ................................................................. (полное наименование юридического лица) в том, что оно зарегистрировано "___"_____199___ года в............................................................... (наименование органа налоговой службы) в связи с осуществлением в Республике Казахстан деятельности через нное учреждение, расположенное по адресу:................. ................................................................ Срок действия Свидетельства до "___"_____199 года продлен до "___"_____199 года продлен до "___"_____199 года "___"_____199 года Руководитель налогового органа .......................... (подпись) Место печати
Приложение N 4 <*>
к Инструкции Государственного налогового комитета Республики Казахстан N 43 от 01.07.95 г.
Сноска. Инструкция "Об административных положениях по налогам и другим обязательным платежам в бюджет" - дополнена приложением N 4 согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
П О Л О Ж Е Н И Е
Об упрощенной системе определения налоговой
базы и ведения налогового учета для
юридических лиц - субъектов малого
предпринимательства
Настоящее Положение определяет правовые основы ведения и применения упрощенной системы определения налоговой базы и ведения налогового учета для юридических лиц - субъектов малого предпринимательства (далее - организации).
Статья 1. Общие положения
1. Упрощенная система определения налоговой базы и ведения налогового учета применяется в соответствии с пунктом 1 статьи 138 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года N 2235.
Право выбора системы определения налоговой базы и ведения налогового учета, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется организациям на основании заявлений, представленных в налоговый орган, в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
2. Применение упрощенной системы определения налоговой базы и ведения налогового учета организациями, подпадающими под действие настоящего Положения, предусматривает замену уплаты подоходного налога, налога на имущество и земельного налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Для организаций, применяющих упрощенную систему определения налоговой базы и ведения налогового учета сохраняется действующий порядок уплаты остальных общегосударственных налогов и местных налогов и сборов, таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, отчислений в государственные внебюджетные фонды, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Организациям, применяющим упрощенную систему определения налоговой базы и ведения налогового учета, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных стандартами бухгалтерского учета.
4. Для организаций, применяющих упрощенную систему определения налоговой базы и ведения налогового учета, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
Статья 2. Субъекты упрощенной системы определения
налоговой базы и налогового учета
1. Действие упрощенной системы определения налоговой базы и ведения налогового учета распространяется на организации при выполнении следующих условий:
1) с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в филиалах и подразделениях.
2) если совокупный размер годовой валовой выручки не превышает суммы 10000-кратного месячного расчетного показателя.
2. Под действие упрощенной системы определения налоговой базы и ведения налогового учета не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия развлекательного бизнеса.
3. Организации имеют право в предусмотренном настоящим Положением порядке перейти на упрощенную систему определения налоговой базы и ведения налогового учета, если за предшествующий налоговый год совокупный размер годовой валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы 10000-кратного месячного расчетного показателя.
Вновь созданная организация, подавшая заявление на право применения системы упрощенного определения налоговой базы и ведения налогового учета, может принять упрощенную систему определения налоговой базы и ведения налогового учета с момента начала хозяйственной деятельности.
Статья 3. Объекты обложения организаций в упрощенной
системе определения налоговой базы и ведения
налогового учета
1. Объектом обложения единым налогом организаций является валовая выручка, полученная за отчетный период.
2. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Статья 4. Ставки единого налога
1. Ставка единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности организаций устанавливается представительными органами областей, городов республиканского значения в процентном исчислении от валовой выручки и является единой для всех хозяйствующих субъектов данного региона, применяющих упрощенную систему определения налоговой базы и ведения налогового учета.
При этом суммы единого налога, подлежащие уплате организациями за отчетный период, не могут быть ниже определенных расчетным путем.
Статья 5. Порядок применения упрощенной системы определения
налоговой базы и ведения налогового учета
1. Официальным документом, удостоверяющим право применения организациями упрощенной системы определения налоговой базы и ведения налогового учета, является патент, выдаваемый сроком до одного налогового года налоговыми органами по месту постановки на налоговый учет.
Форма патента устанавливается Государственным налоговым комитетом Республики Казахстан и является единой на всей территории Республики Казахстан.
2. Стоимость патента для организаций, подпадающих под действие настоящего Положения, устанавливается с учетом ставок единого налога решением налогового органа по месту постановки организации на налоговый учет в зависимости от вида деятельности.
Выплата стоимости патента осуществляется организациями ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемых налоговым органом. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога.
3. Организациям патент выдается налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого до начала налогового года, при соблюдении следующих условий:
- если общее число работников, занятых в малом предприятии, не превышает предельной численности, установленной в соответствии с настоящим Положением;
- если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;
- если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.
Филиалы и подразделения, являющиеся налогоплательщиками, представляют в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенные копии патентов, выданных организации не позднее, чем за 15 дней до начала очередного квартала.
4. Решение о переходе организации на упрощенную систему определения налоговой базы и ведения налогового учета или мотивированный отказ выносится налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления.
5. При получении патента в налоговом органе организация предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации, местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.
По истечении срока действия патента по заявлению организации налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.
На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными документами Государственного налогового комитета Республики Казахстан.
При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с соблюдением указанных в настоящей статье условий и наложением на организацию штрафа, в размере 5 процентов стоимости патента.
Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями, применяющими упрощенную систему определения налоговой базы и ведения налогового учета, устанавливаются Государственным налоговым комитетом Республики Казахстан.
6. По итогам хозяйственной деятельности за квартал организация представляет в налоговый орган в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги учета доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием валовой выручки, полученной за отчетный период.
При превышении определенной настоящим Положением предельной численности работающих или если совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика превысил сумму 10000-кратного месячного расчетного показателя, то налогоплательщик переходит на уставленную Указом Президента Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" систему налогообложения, учета и отчетности, начиная с квартала, в котором должен быть представлен отчет согласно пункту 6 настоящей статьи.
7. Отказ от применения упрощенной системы определения налоговой базы и ведения налогового учета и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности может осуществляться организациями с начала очередного налогового года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее, чем за 15 дней до завершения налогового года.
Статья 6. Ответственность организаций, применяющих систему
упрощенного определения налоговой базы и ведения
налогового учета
Организации, применяющие систему упрощенного определения налоговой базы и ведения налогового учета, несут ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с положениями Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 24.04.95 г. N 2235 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".
Приложение N 5 <*>
к Инструкции Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 01.07.95 г. N 43
Сноска. Инструкция "Об административных положениях по налогам и другим обязательным платежам в бюджет" - дополнена приложением N 5 согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке выдачи органами налоговой службы
Республики Казахстан патентов физическим лицам,
занимающимся предпринимательской деятельностью
1. Выдача гражданам патентов на занятие предпринимательской деятельностью должна осуществляться налоговыми органами в точном соответствии с имеющимся решением (приказом) начальника областного налогового управления.
При этом необходимо иметь в виду, что патент (разрешение) на занятие предпринимательской деятельностью выдается налоговыми органами на основании письменного заявления физического лица по месту постоянного жительства.
2. Получение гражданами патента является одновременно их государственной регистрацией, как предпринимателей.
3. Налоговые управления по областям и г. Алматы определяют виды предпринимательской деятельности, осуществляемые на основе патента. Целесообразно устанавливать выдачу патентов на занятие предпринимательской деятельностью, связанной с необходимостью разъездов или иного перемещения (перевозки пассажиров и грузов на личном транспорте, фотопромысел, ремонт и строительство домов и т.п.), а также на другие виды деятельности, по которым затрудняется определение учета доходов. Патенты целесообразно выдавать и в случаях, когда граждане изъявляют желание реализовать свои товары за пределами того района или города, где они постоянно проживают.
Для получения патента граждане предъявляют налоговой службе паспорт, фотографию размером 3х4 см, квитанцию о внесении платы за патент.
4. Физическое лицо, выкупившее патент, может осуществлять предпринимательскую деятельность как по месту жительства, так и в других городах и районах Республики Казахстан. Об этом специально указывается в выдаваемом разрешении на занятие предпринимательской деятельностью.
Исходя из изложенного, налоговым органам вменяется в обязанность осуществлять контроль за осуществлением предпринимательской деятельности не только гражданами, постоянно проживающими в населенных пунктах, обслуживаемых данными налоговыми органами, но и гражданами, занимающимися такой деятельностью по разрешениям, выданным в порядке, изложенном выше.
Материалы проверок в таких случаях сообщаются налоговым органам по месту постоянного жительства граждан.
5. При взимании платы за патент необходимо руководствоваться следующими положениями:
а) плата взимается из расчета того количества месяцев, в течение которых гражданину разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. При этом деятельность свыше 15 дней рассматривается как работа за полный календарный месяц;
б) граждане, имеющие патенты на право занятия предпринимательской деятельностью, освобождаются от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности и представления декларации.
6. Налоговые органы обязаны учитывать выдаваемые патенты, для чего необходимо завести специальные книги учета. В этих книгах должны быть указаны следующие основные сведения: фамилия, имя и отчество гражданина, его постоянное место жительство, основание для выдачи патента, дата выдачи и номер, дата сдачи в налоговый орган и др.
7. Суммы платы за патенты зачисляются в доход местного бюджета в порядке, установленном для зачисления подоходного налога с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В связи с этим налоговые органы обязаны принять меры, обеспечивающие правильность приема отделениями Акционерного народного сберегательного банка Казахстана и учреждениями Национального банка Республики Казахстан сумм указанной платы и зачисления этих сумм в бюджет.
8. Патент является неотчуждаемым, передача его другим лицам запрещается. В случае утери предпринимателем патента, при наличии уважительных причин, налоговый орган выдает ему дубликат патента.
Любые копии патентов (в том числе ксерокопии и фотокопии) не являются документами, на основании которых может осуществляться предпринимательская деятельность, и подлежит немедленному изъятию у н.
9. Патент считается действительным в пределах одного налогового года. В случаях, когда в лицензии указан срок менее года, патент выдается на срок действия данной лицензии.
10. При прекращении занятия предпринимательской деятельностью и при переезде на постоянное место жительство в другой район или город патент подлежит сдаче в налоговый орган, выдавший этот документ.
При возобновлении в течение календарного года занятия предпринимательской деятельностью, а также при изменении вида занятий такой деятельностью, патент должен быть выбран вновь в общеустановленном порядке.
11. Проекты платы за патенты должны быть разработаны на основании средних по области данных о суммах годового дохода лиц, выполняющих ту или иную работу в порядке предпринимательской деятельности по свидетельству, и среднего по области годового заработка лиц, занимающихся аналогичной деятельностью в производственных кооперативах и других общественных организациях.
12. Под годовыми доходами лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, следует понимать суммы доходов, которые ныне выявляются налоговыми органами и облагаются подоходным налогом. В этом случае из учтенных сумм валового дохода (выручки от продажи изделий или от оказания услуг) вычитаются суммы расходов граждан на приобретение сырья и материалов для производственной деятельности, на наем (поднаем) и содержание специальных производственных помещений и на текущий ремонт инвентаря.
Годовой доход лиц, работающих в производственных кооперативах и организациях общественных организациях по специальностям и профессиям, аналогичным тому или иному виду предпринимательской деятельности, определяется как средняя сумма годового заработка этих работников.
На основании указанных сведений определяется средний годовой доход по тому или иному виду деятельности. С суммы этого дохода определяется сумма налога по ставкам подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, для физических лиц.
Исчисленная таким образом сумма налога должна представлять собой размер платы за патент. Размер такой платы устанавливается с округлением до полных тенге.
13. С учетом специфики некоторых видов предпринимательской деятельности (например, перевозка пассажиров на личном транспорте) может быть применен иной метод расчета платы за патент.
14. При составлении решений по проекту размеров платы за патент следует предусмотреть следующее:
- в случаях, когда в отдельных районах области размеры доходов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, значительно отклоняются от средних данных по области, должна быть предусмотрена возможность утверждения для таких районов платы за патенты в повышенном или пониженном размерах;
- поскольку сумма фактических доходов граждан по тем или иным видам деятельности могут впоследствии изменяться, должна быть предусмотрена возможность пересмотра платы за патенты в будущем.
15. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью на основании свидетельства, обязаны вносить в бюджет суммы текучих платежей не позднее 20 числа каждого месяца налогового года в размере ставки налога, установленной статьей 29 Указа Президента Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" и принимаемой к финансовому результату за предшествующий месяц.
Декларацию о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью на основании свидетельства, представляют органам налоговой службы по месту налоговой регистрации до 31 марта года, следующего за отчетным. Примерный расчет исчисления платы за патент 1. Средний годовой доход лиц, занятых данным видом предпринимательской деятельности, по материалам обследований налоговых органов области 90000 тенге 2. Средний годовой заработок лиц, занятых аналогичной деятельностью в производственных кооперативах 84000 тенге 3. Средний годовой доход, исходя из данных, приведенных в п.п. 1 и 2 87000 тенге 4. Сумма подоходного налога в год с дохода, указанного в п.3, по ставкам, установленным для налогообложения, подоходным налогом, удерживаемым у источника выплаты 13920 тенге 5. Возможный размер за патент в год 14000 тенге
Приложение N 6 <*>
к Инструкции Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 01.07.95 г. N 43
Сноска. Инструкция "Об административных положениях по налогам и другим обязательным платежам в бюджет" - дополнена приложением N 6 согласно приказу Государственного налогового комитета Республики Казахстан от 7 февраля 1997 года N 37.
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТА ОБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВАНИИ
ПРИМЕНЕНИЯ ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ КОСВЕННЫХ МЕТОДОВ
Организация бухгалтерского учета, составления отчетности и уплата подоходного налога юридическими лицами осуществляется в общеустановленном порядке.
В случае нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, уничтожения или утраты учетных документов, а также при невозможности определения объекта обложения органы налоговой службы определяют объект обложения и налог на основе прямых и косвенных методов (активов, оборота, издержек производства и др.).
При установлении в производственных кооперативах и товариществах с ограниченной ответственностью фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, уничтожения или утраты учетных документов, а также при невозможности определения объекта обложения можно применить косвенный метод исчисления подоходного налога. При этом также следует учесть, что на этих организациях небольшой оборот реализации продукции (работ и услуг), товаров, что не осложняет использование данного метода.
Рассмотрим порядок определения объекта обложения на основании применения одного из способов косвенных методов.
При определении объекта обложения используются финансовая отчетность, представленная в налоговый комитет, выписки банка по расчетному, валютному и иным счетам, сводные таблицы расчетов индексов цен на товары и услуги Национального статистического агентства Республики Казахстан, а также можно использовать бухгалтерские документы, обнаруженные в ходе встречной проверки (контракты, договора, накладные и другие).
Например, по данным выписок банка за второе полугодие 1996 года на расчетный счет малого предприятия "Айдос" поступило денежных средств в сумме 40187,8 тыс. тенге, из них сдано наличными 753,7 тыс. тенге, остальные суммы поступили от покупателей за ликеро-водочную продукцию и масло.
Расчет косвенного метода:
Определяем доход от реализации продукции по каждому виду отдельно, исходя из имеющихся документов:
- доход от реализации пива:
МП "Айдос" приобрело пиво баночное по цене 0,04 ДМ, или 1,9 тенге (по курсу 1 ДМ - 47,44 тенге, договор поставки N 15 от 28.11.96 г.). Реализовалось пиво ТОО фирме "Азимут" по цене 15 тенге на общую сумму 3500000 тенге (накладные на отпуск товара). Надбавка составляет 13,1 тенге (15-1,9). Далее определяет количество реализованного пива 233333 банок (3500000:15). Отсюда доход от реализации продукции составил 3056662 тенге (233333х13,1);
- доход от реализации спирта:
Малое предприятие приобрело спирт по цене за 1 литр 0,15 ДМ или 7 тенге. Реализовывался спирт по следующим ценам 53,38 тенге и 64,05 тенге (накладные на отпуск товара). Средняя цена реализации составит 58,7 тенге (53,38 + 64,05):2. Следовательно, надбавка составляет 51,7 тенге (58,7-7). Зная, что по выписке банка ТОО "Содружество" перечислило малому предприятию (27.07.96 г.) за спирт 1000000 тенге. Исходя из этого определим количество реализованного спирта 17036 литров (1000000:58,7). Отсюда доход от реализации спирта составит 880761 тенге (17036х51,7);
- доход от реализации шампанского:
Малым предприятием приобретено шампанское по цене 0,13 ДМ или 6 тенге. Реализовано шампанское по следующим ценам 68,05 тенге, 59,2, 45, 43, 46 и 52 тенге. Средняя цена реализации составит 52,2 тенге (68,05 + 59,2 + 45 + 43 + 46 + 52):6. Следовательно, надбавка составила 46,2 тенге (52,2-6).
По данным выписки банка ТОО фирма "Азимут" перечислила малому предприятию за шампанское на общую сумму 4214100 тенге (23.10.96 г. - 1000000 тенге, 20.11.96 г. - 2864100 тенге, 20.12.96 г. - 350000 тенге). Исходя из этого, определяется количество реализованного шампанского, которое составит 80730 бутылок и доход от реализации будет 3729726 тенге (80730х46,2);
- доход от реализации масла сливочного:
Малое предприятие приобрело масло сливочное в марте месяце по цене 3 дол. за 1 кг. (контракт N 41/1 от 23.02.96 г., на момент приобретения курс - 65,3 тенге). Значит, цена приобретения 1 кг масла сливочного составит 195,9 тенге (3 дол. х 65,3). По данным выписки банка в июле месяце на расчетный счет малого предприятия поступили денежные средства за реализацию масла сливочного 18181570 тенге. Зная цену приобретения, можно определить количество реализованного масла сливочного, которое составляет 92810 тенге (18181570:195,9). Согласно данных расчетов индексов цен на товары и услуги за 1996 год Госкомитета по статистике и анализу средняя цена реализации на масло сливочное в июле месяце составила 228 тенге. Исходя из этого сумма надбавки составляет 32,1 тенге (228-195,9). Отсюда доход от реализации масла сливочного будет 3163294 тенге (98545х32,1).
Доход от реализации всей продукции определен в сумме 10830443 тенге, в том числе пива - 3056662 тенге, спирта - 880761 тенге, шампанского - 3729726 тенге, масла сливочного - 3163294 тенге.
По данным выписок банка в себестоимость продукции (работ, услуг) были включены расходы в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг) на общую сумму 2065603 тенге, в том числе июль - 591596 тенге, август - 308891 тенге, сентябрь - 124775 тенге, октябрь - 211141 тенге, ноябрь - 287318 тенге, декабрь - 541882 тенге.
После нахождения доходов и расходов малого предприятия определяем налогооблагаемую прибыль (доход - НДС - затраты), которая составляет 6959766 тенге (10830443-1805074-2065603). Отсюда подоходный налог с юридических лиц составляет 2087929 тенге (6959766х 30:100).
В соответствии с п. 1 ст. 163 Указа за занижение налога на налогоплательщика налагается штраф в размере 100 процентов от заниженной суммы налога, которая составляет 2087929 тенге.
Согласно п. 1 ст. 161 Указа своевременно неуплаченные суммы налога взыскиваются в бюджет с начислением пени в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Казахстан, которая составляет 136401 тенге.
По результатам проверки доначислено подоходного налога со штрафными санкциями 4312259 тенге (2087929+2087929+136401).