В соответствии с подпунктом 27) статьи 9 Закона Республики Казахстан "О промышленной политике" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила по определению и применению встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности.
2. Департаменту промышленной политики Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
исполняющий обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
М. Карабаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство торговли и интеграции
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
Утверждены приказом исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 27 мая 2022 года № 298 |
Правила по определению и применению встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности
Глава 1. Общие положения
1. Правила по определению и применению встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 27) статьи 9 Закона Республики Казахстан "О промышленной политике" и регламентирует порядок по определению и применению встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) получатель – субъект промышленно-инновационной деятельности, претендующий на получение меры государственного стимулирования промышленности или получивший меры государственного стимулирования промышленности, где одним из источников фондирования являются государственные средства, а также раскрывший государственным органам и субъектам промышленно-инновационной системы, участвующим в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, первичные статистические данные, банковскую и коммерческую тайну на основании письменного согласия субъекта промышленно-инновационной деятельности в соответствии пунктом 8 статьи 28 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, пунктом 4 статьи 50 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике";
2) производительность труда - соотношение объема производства и трудовых ресурсов, рабочего времени, потраченных на производство;
3) отчетный год – календарный год, следующий за очередным календарным годом, где получателем в уполномоченном государственном органе по делам архитектуры, градостроительства и строительства зарегистрирован факт завершения ввода в эксплуатацию проектных мощностей;
4) встречные обязательства – взаимные обязательства субъекта промышленно-инновационной деятельности и государства, принимаемые при предоставлении мер государственного стимулирования промышленности в соответствии с Законом Республики Казахстан "О промышленной политике".
Глава 2. Порядок по определению и применению встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности
3. При предоставлении мер государственного стимулирования промышленности государственные органы и субъекты промышленно-инновационной системы, участвующие в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, принимают обязательства по предоставлению мер государственного стимулирования промышленности.
4. При получении мер государственного стимулирования промышленности получатель принимает встречные обязательства в совокупности или отдельно по следующим направлениям:
1) повышение производительности труда;
2) наращивание производства экспортоориентированных товаров;
3) обеспечение потребностей внутреннего рынка.
5. Встречные обязательства предусматриваются в заключаемом соглашении между сторонами в рамках предоставляемой меры государственного стимулирования промышленности.
6. В случае, если определены несколько встречных обязательств по разным направлениям в рамках одной меры государственного стимулирования промышленности, то данные встречные обязательства применяются в совокупности.
7. В случае, если получателю в течение 1 (одного) календарного года одна мера государственного стимулирования промышленности будет предоставляться повторно, встречные обязательства применяются в отдельности, в рамках каждого заключенного соглашения между сторонами.
8. Для каждой меры государственного стимулирования промышленности определены следующие встречные обязательства:
1) финансирование, включая софинансирование промышленно-инновационных проектов:
в рамках направления "Повышение производительности труда":
повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан;
в рамках направления "Обеспечение потребностей внутреннего рынка":
увеличение объема реализуемой продукции в денежном выражении по итогам третьего отчетного года, и в последующим на ежегодной основе в соответствии с финансово-экономической моделью проекта/организации при утверждении проекта к финансированию;
2) лизинговое финансирование:
в рамках направления "Повышение производительности труда":
увеличение объема производимой продукции после ввода в эксплуатацию в соответствии с проектными показателями при утверждении проекта к финансированию;
повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан;
в рамках направления "Обеспечение потребностей внутреннего рынка":
создание и/или сохранение рабочих мест в течение срока лизинга после ввода в эксплуатацию в соответствии с проектными показателями при утверждении проекта к финансированию;
3) предоставление гарантийных обязательств и поручительств по займам:
в рамках направления "Повышение производительности труда":
повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан;
в рамках направления "Обеспечение потребностей внутреннего рынка":
увеличение объема реализуемой продукции в денежном выражении по итогам третьего отчетного года, и в последующим на ежегодной основе в соответствии с финансово-экономической моделью проекта/организации при утверждении проекта к финансированию;
4) кредитование через финансовые институты:
в рамках направления "Повышение производительности труда":
увеличения объема производимой продукции после ввода в эксплуатацию в соответствии с проектными показателями при утверждении проекта к финансированию;
повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан;
в рамках направления "Обеспечение потребностей внутреннего рынка":
создание и/или сохранение рабочих мест в течение срока лизинга после ввода в эксплуатацию в соответствии с проектными показателями при утверждении проекта к финансированию;
5) осуществление инвестиций в уставные капиталы:
в рамках направления "Повышение производительности труда":
повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан;
в рамках направления "Обеспечение потребностей внутреннего рынка":
увеличение объема реализуемой продукции в денежном выражении по итогам третьего отчетного года, и в последующим на ежегодной основе в соответствии с финансово-экономической моделью проекта/организации при утверждении проекта к финансированию;
6) стимулирование на внутреннем рынке:
в рамках направления "Повышение производительности труда":
увеличение объема доходов предприятия от реализации продукции и оказания услуг не менее чем в 2 (два) раза от вложенной государством суммы в течение 2 (двух) лет;
7) возмещение части затрат субъектов промышленно-инновационной деятельности по продвижению отечественных товаров и услуг обрабатывающей промышленности на внешние рынки:
в рамках направления "Наращивание производства экспортоориентированных товаров":
увеличение объема доходов валютной выручки от реализации продукции и оказания услуг не менее чем на 10% в течение 2 (двух) лет;
8) субсидирование ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам и совершаемым лизинговым сделкам, зарубежным покупателям отечественных высокотехнологичных товаров и услуг обрабатывающей промышленности:
в рамках направления "Наращивание производства экспортоориентированных товаров":
экспорт продукции в денежном выражении на сумму не менее объема предоставленной поддержки;
9) использование механизмов экспортного торгового финансирования, кредитования и страхования, перестрахования и гарантирования сделок по продвижению несырьевого экспорта:
в рамках направления "Наращивание производства экспортоориентированных товаров":
экспорт продукции в денежном выражении на сумму не менее объема предоставленной поддержки;
10) стимулирование повышения производительности труда:
в рамках направления "Повышение производительности труда":
увеличение объема доходов предприятия от реализации продукции и оказания услуг не менее чем в 2 (два) раза от вложенной государством суммы в течение 2 (двух) лет;
11) стимулирование развития территориальных кластеров:
в рамках направления "Повышение производительности труда":
повышение производительности труда участников территориальных кластеров – предприятий производителей продукции не менее чем на 2% по итогам реализации совместных проектов;
в рамках направления "Наращивание производства экспортоориентированных товаров":
увеличение объема экспорта продукции участниками территориальных кластеров не менее чем на 3% по итогам реализации совместных проектов;
12) реструктуризация задолженности (применяются при условии отсутствия действующих встречных обязательств):
в рамках направления "Обеспечение потребностей внутреннего рынка":
увеличение объема реализуемой продукции в денежном выражении по итогам третьего отчетного года, и в последующим на ежегодной основе в соответствии с финансово-экономической моделью проекта/организации при утверждении проекта к финансированию;
13) предоставление промышленных грантов:
в рамках направления "Повышение производительности труда":
увеличение объема производства предприятия на 10% в течение 2 (двух) лет;
повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан;
в рамках направления "Наращивание производства экспортоориентированных товаров":
увеличение объема экспорта на 10% в течение 2 (двух) лет.
9. Расчет уровня исполнения встречных обязательств получателя производится в процентном соотношении устанавливаемого уровня достижения встречных обязательств, определенных в соглашении между сторонами при предоставлении мер государственного стимулирования, и фактического уровня исполнения встречных обязательств по окончании периода, подтвержденного официальными документами, представленными субъектом промышленно-инновационной деятельности.
10. В случае, если к 1 (одному) получателю установлены несколько встречных обязательств при предоставлении 1 (одной) меры государственного стимулирования промышленности, то уровень исполнения встречных обязательств рассчитывается отдельно по каждому встречному обязательству и выводится среднее значение уровня.
11. В случае, если значение уровня исполнения встречных обязательств получателю больше или равно 100 (сто) процентам, то встречные обязательства считаются выполненными.
12. В случае, если значение уровня исполнения встречных обязательств получателя меньше 100 (сто) процентов, то свидетельствует о невыполнении встречных обязательств.
13. В случае невыполнения встречных обязательств субъектами промышленно-инновационной деятельности деньги, полученные ими в рамках мер государственного стимулирования промышленности, подлежат возврату с учетом достигнутого уровня исполнения встречных обязательств и базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на момент получения мер государственного стимулирования промышленности в соответствии с настоящими Правилами, за исключением денег полученных на лизинговое финансирования.
При лизинговом финансировании, в случае невыполнения встречных обязательств субъектами промышленно-инновационной деятельности, предметы лизинга, полученные ими в рамках мер государственного стимулирования промышленности, могут быть досрочно истребованы лизингодателем, в соответствии с условиями договоров финансового лизинга.
14. В случае невыполнения получателем встречных обязательств, субъектом промышленно-инновационной системы, участвующем в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, получателю направляется уведомление о востребовании возврате денежных средств, выданных по мере государственного стимулирования в рамках заключенного сторонами соглашения.
Получатель в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения уведомления, перечисляет денежные средства на расчетный счет субъекта промышленно-инновационной системы, участвующего в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности.
15. При несвоевременном возврате денежных средств, выданных по мере государственного стимулирования, возврат денежных средств осуществляется в соответствии с главой 14 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.
16. Расчет уровня исполнения встречных обязательств, объема возврата денежных средств и процедура возврата денежных средств производится субъектами промышленно-инновационной системы, участвующими в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, самостоятельно, по мере сроков мониторинга встречных обязательств, определенных в соглашении между сторонами в рамках предоставляемой меры государственного стимулирования промышленности.