Об утверждении Правил по определению и применению встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности

Приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 27 мая 2022 года № 298. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 мая 2022 года № 28281.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 27) статьи 9 Закона Республики Казахстан "О промышленной политике" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила по определению и применению встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности.

      2. Департаменту промышленной политики Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      исполняющий обязанности
Министра индустрии
и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
М. Карабаев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство торговли и интеграции
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

  Утверждены приказом
исполняющего обязанности
Министра индустрии
и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
от 27 мая 2022 года № 298

Правила по определению и применению встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности

Глава 1. Общие положения

      1. Правила по определению и применению встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 27) статьи 9 Закона Республики Казахстан "О промышленной политике" и регламентирует порядок по определению и применению встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности.

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) получатель – субъект промышленно-инновационной деятельности, претендующий на получение меры государственного стимулирования промышленности или получивший меры государственного стимулирования промышленности, где одним из источников фондирования являются государственные средства, а также раскрывший государственным органам и субъектам промышленно-инновационной системы, участвующим в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, первичные статистические данные, банковскую и коммерческую тайну на основании письменного согласия субъекта промышленно-инновационной деятельности в соответствии пунктом 8 статьи 28 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, пунктом 4 статьи 50 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике";

      2) производительность труда - соотношение объема производства и трудовых ресурсов, рабочего времени, потраченных на производство;

      3) отчетный год – календарный год, следующий за очередным календарным годом, где получателем в уполномоченном государственном органе по делам архитектуры, градостроительства и строительства зарегистрирован факт завершения ввода в эксплуатацию проектных мощностей;

      4) встречные обязательства – взаимные обязательства субъекта промышленно-инновационной деятельности и государства, принимаемые при предоставлении мер государственного стимулирования промышленности в соответствии с Законом Республики Казахстан "О промышленной политике".

Глава 2. Порядок по определению и применению встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности

      3. При предоставлении мер государственного стимулирования промышленности государственные органы и субъекты промышленно-инновационной системы, участвующие в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, принимают обязательства по предоставлению мер государственного стимулирования промышленности.

      4. При получении мер государственного стимулирования промышленности получатель принимает встречные обязательства в совокупности или отдельно по следующим направлениям:

      1) повышение производительности труда;

      2) наращивание производства экспортоориентированных товаров;

      3) обеспечение потребностей внутреннего рынка.

      5. Встречные обязательства предусматриваются в заключаемом соглашении между сторонами в рамках предоставляемой меры государственного стимулирования промышленности.

      6. В случае, если определены несколько встречных обязательств по разным направлениям в рамках одной меры государственного стимулирования промышленности, то данные встречные обязательства применяются в совокупности.

      7. В случае, если получателю в течение 1 (одного) календарного года одна мера государственного стимулирования промышленности будет предоставляться повторно, встречные обязательства применяются в отдельности, в рамках каждого заключенного соглашения между сторонами.

      8. Для каждой меры государственного стимулирования промышленности определены следующие встречные обязательства:

      1) финансирование, включая софинансирование промышленно-инновационных проектов:

      в рамках направления "Повышение производительности труда":

      повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      в рамках направления "Обеспечение потребностей внутреннего рынка":

      увеличение объема реализуемой продукции в денежном выражении по итогам третьего отчетного года, и в последующим на ежегодной основе в соответствии с финансово-экономической моделью проекта/организации при утверждении проекта к финансированию;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      2) лизинговое финансирование:

      в рамках направления "Повышение производительности труда":

      увеличение объема производимой продукции после ввода в эксплуатацию в соответствии с проектными показателями при утверждении проекта к финансированию;

      повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      в рамках направления "Обеспечение потребностей внутреннего рынка":

      создание и/или сохранение рабочих мест в течение срока лизинга после ввода в эксплуатацию в соответствии с проектными показателями при утверждении проекта к финансированию;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      3) предоставление гарантийных обязательств и поручительств по займам:

      в рамках направления "Повышение производительности труда":

      повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      в рамках направления "Обеспечение потребностей внутреннего рынка":

      увеличение объема реализуемой продукции в денежном выражении по итогам третьего отчетного года, и в последующим на ежегодной основе в соответствии с финансово-экономической моделью проекта/организации при утверждении проекта к финансированию;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      4) кредитование через финансовые институты:

      в рамках направления "Повышение производительности труда":

      увеличения объема производимой продукции после ввода в эксплуатацию в соответствии с проектными показателями при утверждении проекта к финансированию;

      повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      в рамках направления "Обеспечение потребностей внутреннего рынка":

      создание и/или сохранение рабочих мест в течение срока лизинга после ввода в эксплуатацию в соответствии с проектными показателями при утверждении проекта к финансированию;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      5) осуществление инвестиций в уставные капиталы:

      в рамках направления "Повышение производительности труда":

      повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      в рамках направления "Обеспечение потребностей внутреннего рынка":

      увеличение объема реализуемой продукции в денежном выражении по итогам третьего отчетного года, и в последующим на ежегодной основе в соответствии с финансово-экономической моделью проекта/организации при утверждении проекта к финансированию;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      6) стимулирование на внутреннем рынке:

      в рамках направления "Повышение производительности труда":

      увеличение объема доходов предприятия от реализации продукции и оказания услуг не менее чем в 2 (два) раза от вложенной государством суммы в течение 2 (двух) лет;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      7) возмещение части затрат субъектов промышленно-инновационной деятельности по продвижению отечественных товаров и услуг обрабатывающей промышленности на внешние рынки:

      в рамках направления "Наращивание производства экспортоориентированных товаров":

      увеличение объема доходов валютной выручки от реализации продукции и оказания услуг не менее чем на 10% в течение 2 (двух) лет;

      8) субсидирования ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам и совершаемым лизинговым сделкам банками второго уровня, Банком Развития Казахстана, иными юридическими лицами, осуществляющими лизинговую деятельность, зарубежным покупателям отечественных высокотехнологичных товаров и услуг обрабатывающей промышленности, которые подлежат страхованию со стороны Экспортно-кредитного агентства Казахстана:

      в рамках направления "Наращивание производства экспортоориентированных товаров":

      экспорт продукции в денежном выражении на сумму не менее объема предоставленной поддержки;

      9) использование механизмов экспортного торгового финансирования, кредитования и страхования, перестрахования и гарантирования сделок по продвижению несырьевого экспорта:

      в рамках направления "Наращивание производства экспортоориентированных товаров":

      экспорт продукции в денежном выражении на сумму не менее объема предоставленной поддержки;

      10) стимулирование повышения производительности труда:

      в рамках направления "Повышение производительности труда":

      увеличение объема доходов предприятия от реализации продукции и оказания услуг не менее чем в 2 (два) раза от вложенной государством суммы в течение 2 (двух) лет;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      11) стимулирование развития территориальных кластеров:

      в рамках направления "Повышение производительности труда":

      повышение производительности труда участников территориальных кластеров – предприятий производителей продукции не менее чем на 2% по итогам реализации совместных проектов;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      в рамках направления "Наращивание производства экспортоориентированных товаров":

      увеличение объема экспорта продукции участниками территориальных кластеров не менее чем на 3% по итогам реализации совместных проектов;

      12) реструктуризация задолженности (применяются при условии отсутствия действующих встречных обязательств):

      в рамках направления "Обеспечение потребностей внутреннего рынка":

      увеличение объема реализуемой продукции в денежном выражении по итогам третьего отчетного года, и в последующим на ежегодной основе в соответствии с финансово-экономической моделью проекта/организации при утверждении проекта к финансированию;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      13) предоставление промышленных грантов:

      в рамках направления "Повышение производительности труда":

      увеличение объема производства предприятия на 10% в течение 2 (двух) лет;

      повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан;

      повышение уровня локализации продукции путем увеличения объема используемых при производстве казахстанских комплектующих и сырья (увеличение доли внутристрановой ценности в товарах не менее чем на 5%, подтверждаемое сертификатом "СТ-KZ");

      в рамках направления "Наращивание производства экспортоориентированных товаров":

      увеличение объема экспорта на 10% в течение 2 (двух) лет.

      Сноска. Пункт 8 - в редакции и.о. Министра промышленности и строительства РК от 18.01.2024 № 23 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом Министра промышленности и строительства РК от 27.05.2024 № 192 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Расчет уровня исполнения встречных обязательств получателя производится в процентном соотношении устанавливаемого уровня достижения встречных обязательств, определенных в соглашении между сторонами при предоставлении мер государственного стимулирования, и фактического уровня исполнения встречных обязательств по окончании периода, подтвержденного официальными документами, представленными субъектом промышленно-инновационной деятельности.

      10. В случае, если к 1 (одному) получателю установлены несколько встречных обязательств при предоставлении 1 (одной) меры государственного стимулирования промышленности, то уровень исполнения встречных обязательств рассчитывается отдельно по каждому встречному обязательству и выводится среднее значение уровня.

      11. В случае, если значение уровня исполнения встречных обязательств получателю больше или равно 100 (сто) процентам, то встречные обязательства считаются выполненными.

      12. В случае, если значение уровня исполнения встречных обязательств получателя меньше 100 (сто) процентов, то свидетельствует о невыполнении встречных обязательств.

      13. В случае невыполнения встречных обязательств субъектами промышленно-инновационной деятельности деньги, полученные ими в рамках мер государственного стимулирования промышленности, подлежат возврату с учетом достигнутого уровня исполнения встречных обязательств и базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на момент получения мер государственного стимулирования промышленности в соответствии с настоящими Правилами, за исключением денег полученных на лизинговое финансирования.

      При лизинговом финансировании, в случае невыполнения встречных обязательств субъектами промышленно-инновационной деятельности, предметы лизинга, полученные ими в рамках мер государственного стимулирования промышленности, могут быть досрочно истребованы лизингодателем, в соответствии с условиями договоров финансового лизинга.

      14. В случае невыполнения получателем встречных обязательств, субъектом промышленно-инновационной системы, участвующем в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, получателю направляется уведомление о востребовании возврате денежных средств, выданных по мере государственного стимулирования в рамках заключенного сторонами соглашения.

      Получатель в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения уведомления, перечисляет денежные средства на расчетный счет субъекта промышленно-инновационной системы, участвующего в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности.

      15. При несвоевременном возврате денежных средств, выданных по мере государственного стимулирования, возврат денежных средств осуществляется в соответствии с главой 14 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.

      16. Расчет уровня исполнения встречных обязательств, объема возврата денежных средств и процедура возврата денежных средств производится субъектами промышленно-инновационной системы, участвующими в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, самостоятельно, по мере сроков мониторинга встречных обязательств, определенных в соглашении между сторонами в рамках предоставляемой меры государственного стимулирования промышленности.