О внесении изменений и дополнений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 марта 2016 года № 134 "Об утверждении Правил ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии"

Приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 13 апреля 2022 года № 7. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 апреля 2022 года № 27605

Действующий

      Примечание ИЗПИ!
      Вводится в действие с 01.07.2022

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 марта 2016 года № 134 "Об утверждении Правил ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13588) следующие изменения и дополнения:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Об утверждении Правил ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права";

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Утвердить прилагаемые Правила ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права.";

      в Правилах ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, утвержденных указанным приказом:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Правила ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права";

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Настоящие Правила ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права (далее – Правила) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс).";

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. В целях применения настоящих Правил используются следующие понятия:

      1) субъект специального права – государственное предприятие, акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью, определенное в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 3 статьи 193 Кодекса;

      2) ценообразование – процесс формирования и рассмотрения цен на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права;

      3) база распределения - количественный показатель (показатели), используемый для распределения затрат;

      4) коэффициент распределения - доля косвенных затрат, полученная в результате применения базы распределения для раздельного учета затрат между товарами, работами, услугами;

      5) публичные слушания – процедура обсуждения проекта цен на товары, работы, услуги, отнесенные к государственной монополии, специальному праву, проводимая уполномоченным государственным органом с приглашением потребителей, представителей антимонопольного органа, государственных органов общественных объединений, независимых экспертов, средств массовой информации, Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Республики Казахстан и субъектов государственной монополии, специального права;

      6) вновь образованный субъект – субъект государственной монополии, специального права, производящий и реализующий товары, работы, услуги менее одного календарного года с момента создания, у которого не образовались фактические затраты за один финансовый год;

      7) субъект государственной монополии – государственное предприятие, за исключением Государственной корпорации "Правительство для граждан", Фонда социального медицинского страхования, Государственной технической службы, созданное по решению Правительства Республики Казахстан;

      8) обоснованная цена – цена, определенная на основании обоснованных затрат и прибыли субъекта государственной монополии, специального права;

      9) себестоимость – совокупность затрат, учитываемых уполномоченным органом в цене на производимый и реализуемый субъектом государственной монополии, специального права товар, работу, услугу;

      10) прямые затраты на товар, работу, услугу – затраты, которые прямо и однозначно отнесены к определенному товару, работе, услуге.

      11) косвенные затраты на товар, работу, услугу - затраты, которые не могут быть отнесены прямо и однозначно к определенному товару, работе, услуге, но могут быть распределены на товары, работы, услуги на основе баз распределения, отражающих причины возникновения затрат;

      12) уполномоченный государственный орган – центральный исполнительный орган и (или) его ведомство, осуществляющие руководство соответствующей области государственной монополии, специального права.

      Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.";

      заголовок главы 2 изложить в следующей редакции:

      "Глава 2. Ценообразование на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права";

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Формирование цен на товары, работы, услуги субъекта государственной монополии, специального права осуществляется на основании раздельного учета затрат по каждому виду товаров, работ, услуг.";

      дополнить пунктами 3-1, 3-2, 3-3, 3-4, 3-5, 3-6 и 3-7 следующего содержания:

      "3-1. Ведение раздельного учета представляет собой систему сбора и обобщения данных о доходах и затратах раздельно по каждому виду товаров, работ, услуг.

      3-2. Раздельный учет основывается на первичных документах бухгалтерского и управленческого учета, которые обеспечивают необходимый уровень детализации для разделения доходов и затрат по видам товаров, работ, услуг в соответствии с настоящими Правилами.

      3-3. Для ведения раздельного учета доходов и затрат субъект государственной монополии, специального права определяет собственные базы распределения для каждого вида товаров, работ, услуг в виде отдельного раздела учетной политики, с учетом пункта 3-6 настоящих Правил.

      3-4. В качестве базы распределения субъект государственной монополии, специального права выбирает такие показатели как объем реализации товаров, работ, услуг в натуральном выражении, либо полученный доход от этих товаров, работ, услуг, оплата труда персонала.

      3-5. Доходы от реализации товаров, работ, услуг учитываются раздельно по каждому виду товаров, работ, услуг, в том числе по технологически связанным видам деятельности на основе первичных документов и данных бухгалтерского учета:

      1) по отнесенным к сфере государственной монополии, специального права видам деятельности - в соответствии с фактическим объемом реализации товаров, работ, услуг и ценам, утвержденным уполномоченным органом;

      2) по иным видам деятельности, в том числе технологически связанным с государственной монополией, специальным правом - исходя из доходов от реализации прочих товаров, работ, услуг в зависимости от объемов соответствующих товаров, работ, услуг и цен, по которым данные товары, работы, услуги были предоставлены.

      3-6. Прямые затраты на производство и реализацию товаров, работ, услуг относятся непосредственно на определенный вид товаров, работ, услуг.

      Косвенные затраты на производство и реализацию товаров, работ, услуг относятся на определенный вид товаров, работ, услуг по коэффициентам распределения, рассчитанным на основе баз распределения, определенных учетной политикой.

      3-7. Расходы по оплате труда персонала, связанного с производством и реализацией одного вида товаров, работ, услуг, являются прямыми и полностью относятся на определенный вид товаров, работ, услуг.

      Расходы по оплате труда персонала, связанного с производством и реализацией двух и более видов товаров, работ, услуг, являются косвенными и распределяются на виды товаров, работ, услуг с использованием базы распределения и коэффициента распределения.";

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Формирование цен на товары, работы, услуги производимые и реализуемые вновь образованным субъектом государственной монополии, специального права осуществляется на основании планируемых затрат, при условии повторного прохождения экспертизы цен по истечении календарного года по образуемым фактическим затратам.";

      абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:

      "5. При формировании обоснованной цены на товары, работы, услуги субъекта государственной монополии, специального права в себестоимости учитываются расходы, непосредственно относящиеся к производству (оказанию) товаров, работ, услуг и подтвержденные обосновывающими документами (договорами, счетами-фактурами, финансовыми документами):";

      часть первая абзаца первого пункта 6 изложить в следующей редакции:

      "6. При формировании цен субъекта государственной монополии, специального права в себестоимости не учитываются расходы, не относящиеся непосредственно к производству (оказанию) товаров, работ, услуг, а также не подтвержденные обосновывающими материалами (договорами, счетами-фактурами, финансовыми документами), в том числе:";

      пункт 7 исключить;

      в пункте 8:

      часть первую изложить в следующей редакции:

      "8. Согласно подпункту 29) статьи 90-6 Кодекса антимонопольный орган проводит экспертизу цены на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права в соответствии с настоящими Правилами.";

      часть вторую изложить в следующей редакции:

      "Для проведения экспертизы цен субъекты государственной монополии, специального права представляют:

      1) информацию об отпускных ценах с приложением обосновывающих материалов, подтверждающих уровень цены, не позднее тридцати календарных дней со дня введения государственной монополии, специального права на товары, работы, услуги в письменной форме;

      2) уведомление не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем изменении (повышении и (или) снижении) цен на товары, работы, услуги и причинах их изменения (повышения и (или) снижения) с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины изменения (повышения и (или) снижения).";

      подпункт 11) части третьей изложить в следующей редакции:

      11) учетная политика;";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. В ходе рассмотрения уведомления или информации антимонопольный орган вправе запросить в сроки, которые не могут быть менее пяти рабочих дней, от субъекта государственной монополии, специального права дополнительные сведения и (или) документы, необходимые для принятия решения.";

      пункт 11 изложить в следующей редакции:

      "11. На период представления дополнительных сведений и (или) документов срок рассмотрения приостанавливается до представления субъектом государственной монополии, специального права соответствующих дополнительных сведений и (или) документов.";

      пункт 12 изложить в следующей редакции:

      "12. Антимонопольный орган возобновляет рассмотрение уведомления или информации после представления дополнительных сведений и (или) документов субъектом государственной монополии, специального права.";

      заголовок главы 3 изложить в следующей редакции:

      "Глава 3. Порядок проведения публичных слушаний субъектов государственных монополий, специальных прав на товары, работы, услуги, отнесенные к государственной монополии, специальному праву";

      подпункты 2) и 3) пункта 14 изложить в следующей редакции:

      "2) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов государственной монополии, специального права;

      3) прозрачность формирования цен на товары, работы, услуги, отнесенные к государственной монополии, специальному праву.";

      подпункты 3), 4) и 5) пункта 16 изложить в следующей редакции:

      "3) наименование субъекта государственной монополии, специального права и вид товаров, работ, услуг, отнесенных к государственной монополии, специальному праву на утверждение цен которых поданы уведомление или информация;

      4) контактные телефоны уполномоченного государственного органа и субъекта государственной монополии, специального права по которому возможно получение информации;

      5) адрес интернет-ресурса уполномоченного государственного органа и субъекта государственной монополии, специального права (при наличии).";

      пункт 17 изложить в следующей редакции:

      "17. Субъект государственной монополии, специального права после опубликования информации о дате проведения публичных слушаний по требованию участников публичных слушаний до проведения публичных слушаний, в течении трех рабочих дней письменно представляет:

      проекты цен на товары, работы, услуги, отнесенные к государственной монополии, специальному праву;

      информацию о причинах повышения цен на товары, работы, услуги, отнесенные к государственной монополии, специальному праву с экономически обоснованными расчетами.";

      пункт 23 изложить в следующей редакции:

      "23. В своем выступлении субъект государственной монополии, специального права дает подробное разъяснение и обоснование предлагаемому уровню цен на товары, работы, услуги, отнесенные к государственной монополии, специальному праву с приложением подтверждающих фото, видеоматериалов (при наличии).".

      2. Департаменту экономической концентрации и контроля государственных предприятий Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан (далее – Агентство) порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 июля 2022 года и подлежит официальному опубликованию.

      Председатель Агентства
по защите и развитию конкуренции
Республики Казахстан
С. Жумангарин