Сноска. Заголовок - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и подпунктом 4-5) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права.
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 178 "Об утверждении Правил ценообразования на товары, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10150, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 26 февраля 2015 года).
3. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | |
национальной экономики | |
Республики Казахстан | Е. Досаев |
Утверждены приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 марта 2016 года № 134 |
Правила ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права
Сноска. Заголовок - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).
Сноска. Правила в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 10.12.2018 № 96 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права (далее – Правила) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс).
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).2. В целях применения настоящих Правил используются следующие понятия:
1) субъект специального права – государственное предприятие, акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью, определенное в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 3 статьи 193 Кодекса;
2) ценообразование – процесс формирования и рассмотрения цен на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права;
3) база распределения - количественный показатель (показатели), используемый для распределения затрат;
4) коэффициент распределения - доля косвенных затрат, полученная в результате применения базы распределения для раздельного учета затрат между товарами, работами, услугами;
5) публичные слушания – процедура обсуждения проекта цен на товары, работы, услуги, отнесенные к государственной монополии, специальному праву, проводимая уполномоченным государственным органом с приглашением потребителей, представителей антимонопольного органа, государственных органов общественных объединений, независимых экспертов, средств массовой информации, Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Республики Казахстан и субъектов государственной монополии, специального права;
6) вновь образованный субъект – субъект государственной монополии, специального права, производящий и реализующий товары, работы, услуги менее одного календарного года с момента создания, у которого не образовались фактические затраты за один финансовый год;
7) субъект государственной монополии – государственное предприятие, за исключением Государственной корпорации "Правительство для граждан", Фонда социального медицинского страхования, Государственной технической службы, созданное по решению Правительства Республики Казахстан;
8) обоснованная цена – цена, определенная на основании обоснованных затрат и прибыли субъекта государственной монополии, специального права;
9) себестоимость – совокупность затрат, учитываемых уполномоченным органом в цене на производимый и реализуемый субъектом государственной монополии, специального права товар, работу, услугу;
10) прямые затраты на товар, работу, услугу – затраты, которые прямо и однозначно отнесены к определенному товару, работе, услуге.
11) косвенные затраты на товар, работу, услугу - затраты, которые не могут быть отнесены прямо и однозначно к определенному товару, работе, услуге, но могут быть распределены на товары, работы, услуги на основе баз распределения, отражающих причины возникновения затрат;
12) уполномоченный государственный орган – центральный исполнительный орган и (или) его ведомство, осуществляющие руководство соответствующей области государственной монополии, специального права.
Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).Глава 2. Ценообразование на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права
Сноска. Заголовок главы 2 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).
3. Формирование цен на товары, работы, услуги субъекта государственной монополии, специального права осуществляется на основании раздельного учета затрат по каждому виду товаров, работ, услуг.
Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).3-1. Ведение раздельного учета представляет собой систему сбора и обобщения данных о доходах и затратах раздельно по каждому виду товаров, работ, услуг.
Сноска. Правила дополнены пунктом 3-1 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).3-2. Раздельный учет основывается на первичных документах бухгалтерского и управленческого учета, которые обеспечивают необходимый уровень детализации для разделения доходов и затрат по видам товаров, работ, услуг в соответствии с настоящими Правилами.
Сноска. Правила дополнены пунктом 3-2 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).3-3. Для ведения раздельного учета доходов и затрат субъект государственной монополии, специального права определяет собственные базы распределения для каждого вида товаров, работ, услуг в виде отдельного раздела учетной политики, с учетом пункта 3-6 настоящих Правил.
Сноска. Правила дополнены пунктом 3-3 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).3-4. В качестве базы распределения субъект государственной монополии, специального права выбирает такие показатели как объем реализации товаров, работ, услуг в натуральном выражении, либо полученный доход от этих товаров, работ, услуг, оплата труда персонала.
Сноска. Правила дополнены пунктом 3-4 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).3-5. Доходы от реализации товаров, работ, услуг учитываются раздельно по каждому виду товаров, работ, услуг, в том числе по технологически связанным видам деятельности на основе первичных документов и данных бухгалтерского учета:
1) по отнесенным к сфере государственной монополии, специального права видам деятельности - в соответствии с фактическим объемом реализации товаров, работ, услуг и ценам, утвержденным уполномоченным органом;
2) по иным видам деятельности, в том числе технологически связанным с государственной монополией, специальным правом - исходя из доходов от реализации прочих товаров, работ, услуг в зависимости от объемов соответствующих товаров, работ, услуг и цен, по которым данные товары, работы, услуги были предоставлены.
Сноска. Правила дополнены пунктом 3-5 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).3-6. Прямые затраты на производство и реализацию товаров, работ, услуг относятся непосредственно на определенный вид товаров, работ, услуг.
Косвенные затраты на производство и реализацию товаров, работ, услуг относятся на определенный вид товаров, работ, услуг по коэффициентам распределения, рассчитанным на основе баз распределения, определенных учетной политикой.
Сноска. Правила дополнены пунктом 3-6 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).3-7. Расходы по оплате труда персонала, связанного с производством и реализацией одного вида товаров, работ, услуг, являются прямыми и полностью относятся на определенный вид товаров, работ, услуг.
Расходы по оплате труда персонала, связанного с производством и реализацией двух и более видов товаров, работ, услуг, являются косвенными и распределяются на виды товаров, работ, услуг с использованием базы распределения и коэффициента распределения.
Сноска. Правила дополнены пунктом 3-7 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).4. Формирование цен на товары, работы, услуги производимые и реализуемые вновь образованным субъектом государственной монополии, специального права осуществляется на основании планируемых затрат, при условии повторного прохождения экспертизы цен по истечении календарного года по образуемым фактическим затратам.
Сноска. Пункт 4 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).5. При формировании обоснованной цены на товары, работы, услуги субъекта государственной монополии, специального права в себестоимости учитываются расходы, непосредственно относящиеся к производству (оказанию) товаров, работ, услуг и подтвержденные обосновывающими документами (договорами, счетами-фактурами, финансовыми документами):
1) материальные расходы, определяемые исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договора, счета-фактуры), и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, материальных ресурсов на выпуск единицы товаров, работ, услуг и (или) годовых норм материальных ресурсов;
2) средства, направляемые субъектом на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, при наличии документального технического подтверждения необходимости их проведения и сводных сметных расчетов, объектных, локальных и ресурсных смет (отдельно по каждому объекту);
3) выделяемые субъекту субсидии из средств государственного бюджета, которые учитываются в уменьшение затратной части цены, за исключением субсидий, направленных на расходы, не учтенные в затратной части цены;
4) на оплату труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда в соответствии с трудовым законодательством, учитываются при формировании цен, при этом при определении расходов на оплату труда в расчет принимаются фактическая численность персонала (административно-управленческого и производственного) и среднемесячная заработная плата, принятая в действующих ценах, с учетом прогнозируемого изменения уровня инфляции;
5) на амортизационные отчисления, которые определяются с использованием метода, предусмотренного учетной политикой субъекта, и направляются на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств на реализацию инвестиционных программ (проектов);
6) расходы на выплату вознаграждений за заемные средства на реализацию инвестиционного проекта или приобретение основных средств, задействованных в производстве товаров, работ, услуг (в случае отсутствия инвестиционной программы (проекта), при наличии документального подтверждения необходимости их привлечения, условий финансирования потенциальных поставщиков, услуг и возврата заемных ресурсов;
7) на аудиторские, консалтинговые, маркетинговые услуги;
8) на оплату за эмиссию в окружающую среду;
9) на обязательные виды страхования, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, учитываемые в расходах периода.
Сноска. Пункт 5 с изменением, внесенным приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).6. При формировании цен субъекта государственной монополии, специального права в себестоимости не учитываются расходы, не относящиеся непосредственно к производству (оказанию) товаров, работ, услуг, а также не подтвержденные обосновывающими материалами (договорами, счетами-фактурами, финансовыми документами), в том числе:
1) амортизационные отчисления основных средств, не используемых при производстве (оказании) товаров, работ, услуг;
2) платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
3) безнадежные долги;
4) штрафы, пени, неустойка и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, судебные издержки;
5) штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода;
6) убытки от хищений;
7) на содержание не задействованных активов в производстве обслуживающих хозяйств и участков;
8) на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных организаций, учебных заведений, за исключением организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования;
9) на содержание оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда;
10) на погашение ссуд, включая беспроцентные, полученных работниками организации на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством;
11) на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий;
12) на благоустройство садовых товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осуществление других расходов общего характера);
13) на оказание спонсорской помощи;
14) на потери от брака;
15) на приобретение, аренду и содержание квартир, жилых зданий и сооружений, мест в общежитиях и гостиницах для персонала субъектов, за исключением вахтовой организации производства;
16) на приобретение подарков к юбилейным датам или выдаваемые в виде поощрения работникам;
17) на сверхнормативные технические и коммерческие потери, порчу и недостачу товарно-материальных ценностей, запасы на складах и другие непроизводительные расходы;
18) на премирование и другие формы стимулирования по итогам работы;
19) на проведение и организацию обучающих курсов, семинаров, тренингов, лекций, выставок, дискуссий, встреч с деятелями науки и искусства, научно-технических конференций, за исключением мероприятий, связанных с производственной необходимостью;
20) на членские взносы в общественные организации и ассоциации;
21) на оплату учебных отпусков работников, обучающихся в организациях образования;
22) на оплату путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии за счет средств субъекта, кроме затрат, связанных с реабилитационным лечением профессиональных заболеваний;
23) страховые платежи (взносы, уплачиваемые субъектом по договорам личного и имущественного страхования, заключенных субъектом в пользу своих работников), за исключением отчислений, установленных главой 2 Закона Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года "Об обязательном социальном страховании";
24) на оплату дополнительно предоставленных (сверх предусмотренных статьей 87 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, оплату проезда членов семьи работника к месту использования отпуска и обратно;
25) льготы работникам субъекта, кроме предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
26) на компенсацию стоимости питания детям, находящимся в дошкольных учреждениях, санаториях и оздоровительных лагерях;
27) отчисления профессиональным союзам на цели, определенные коллективным договором.
Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).7. Исключен приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).
8. Согласно подпункту 29) статьи 90-6 Кодекса антимонопольный орган проводит экспертизу цены на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права в соответствии с настоящими Правилами.
Для проведения экспертизы цен субъекты государственной монополии, специального права представляют:
1) информацию об отпускных ценах с приложением обосновывающих материалов, подтверждающих уровень цены, не позднее тридцати календарных дней со дня введения государственной монополии, специального права на товары, работы, услуги в письменной форме;
2) уведомление не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем изменении (повышении и (или) снижении) цен на товары, работы, услуги и причинах их изменения (повышения и (или) снижения) с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины изменения (повышения и (или) снижения).
К уведомлению о предстоящем изменении (повышении и (или) снижении) цен прилагаются:
1) документы, подтверждающие причины изменения (повышения и (или) снижения) (копии соответствующих договоров, подтверждающие изменение (повышение и (или) снижение) стоимости сырья, материалов, услуг);
2) проект цен по каждому виду деятельности;
3) бухгалтерский баланс;
4) отчет о прибылях и убытках;
5) отчет по труду и заработной плате;
6) отчет о производственно-финансовой деятельности;
7) наличие и движение основных средств и нематериальных активов;
8) сводные данные о доходах и расходах, применяемые для расчета проекта цен с расшифровками по статьям затрат в целом по предприятию и отдельно по каждому виду деятельности;
9) сведения о применяемой системе оплаты труда;
10) сведения о применяемых нормах расхода сырья и материалов, нормативной численности работников;
11) учетная политика;
12) инвестиционные программы (проекты), в случае их наличия;
13) годовая смета затрат, направленных на текущий и капитальный ремонт и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств;
14) годовая смета затрат, направленных на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств;
15) расчет амортизационных отчислений с указанием сроков эксплуатации основных средств;
16) документы, подтверждающие планируемый объем реализации – протоколы намерений, договоры, расчеты объемов производства (поставки), данные о проектной мощности и фактическом ее использовании, а также при снижении объемов производства (поставки) субъектами представляется обоснование;
17) расшифровка дебиторской и кредиторской задолженностей;
18) протокол о проведении публичных слушаний.
Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).9. Срок проведения экспертизы составляет не более девяноста календарных дней с момента поступления к рассмотрению уведомления или информации. Общий срок проведения экспертизы не превышает сто двадцать календарных дней.
10. В ходе рассмотрения уведомления или информации антимонопольный орган вправе запросить в сроки, которые не могут быть менее пяти рабочих дней, от субъекта государственной монополии, специального права дополнительные сведения и (или) документы, необходимые для принятия решения.
Сноска. Пункт 10 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).11. На период представления дополнительных сведений и (или) документов срок рассмотрения приостанавливается до представления субъектом государственной монополии, специального права соответствующих дополнительных сведений и (или) документов.
Сноска. Пункт 11 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).12. Антимонопольный орган возобновляет рассмотрение уведомления или информации после представления дополнительных сведений и (или) документов субъектом государственной монополии, специального права.
Сноска. Пункт 12 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).13. Исчисление срока проведения экспертизы продолжается со дня ее возобновления.
Глава 3. Порядок проведения публичных слушаний субъектов государственных монополий, специальных прав на товары, работы, услуги, отнесенные к государственной монополии, специальному праву
Сноска. Заголовок главы 3 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).
14. Принципы проведения публичных слушаний:
1) гласность;
2) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов государственной монополии, специального права;
3) прозрачность формирования цен на товары, работы, услуги, отнесенные к государственной монополии, специальному праву.
Сноска. Пункт 14 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).15. Уполномоченный государственный орган, за двадцать календарных дней до даты проведения публичных слушаний размещает на своем интернет-ресурсе и опубликовывает в республиканских печатных изданиях объявление о проведении публичных слушаний.
Публичные слушания проводятся до предоставления в антимонопольный орган уведомления или информации для проведения экспертизы цен.
16. Объявление о предстоящем публичном слушании включает следующие сведения:
1) наименование и местонахождение организатора слушаний;
2) дату, место и время проведения слушаний;
3) наименование субъекта государственной монополии, специального права и вид товаров, работ, услуг, отнесенных к государственной монополии, специальному праву на утверждение цен которых поданы уведомление или информация;
4) контактные телефоны уполномоченного государственного органа и субъекта государственной монополии, специального права по которому возможно получение информации;
5) адрес интернет-ресурса уполномоченного государственного органа и субъекта государственной монополии, специального права (при наличии).
Сноска. Пункт 16- в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).17. Субъект государственной монополии, специального права после опубликования информации о дате проведения публичных слушаний по требованию участников публичных слушаний до проведения публичных слушаний, в течении трех рабочих дней письменно представляет:
проекты цен на товары, работы, услуги, отнесенные к государственной монополии, специальному праву;
информацию о причинах повышения цен на товары, работы, услуги, отнесенные к государственной монополии, специальному праву с экономически обоснованными расчетами.
Сноска. Пункт 17 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).18. Слушания проводятся в помещении, указанном в объявлении о предстоящем публичном слушании, с обеспечением беспрепятственного доступа.
19. Для проведения публичных слушаний из числа сотрудников уполномоченного государственного органа назначается председатель публичных слушаний (далее – Председатель). Председатель назначает секретаря публичных слушаний из числа работников уполномоченного государственного органа, который ведет протокол.
20. В процессе проведения публичных слушаний ведется протокол в письменной форме.
21. Председатель устанавливает регламент на каждые публичные слушания.
22. Председатель в назначенное время открывает слушания, объявляет их цель и повестку дня. Председатель ознакамливает участников с регламентом проведения слушаний.
23. В своем выступлении субъект государственной монополии, специального права дает подробное разъяснение и обоснование предлагаемому уровню цен на товары, работы, услуги, отнесенные к государственной монополии, специальному праву с приложением подтверждающих фото, видеоматериалов (при наличии).
Сноска. Пункт 23 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13.04.2022 № 7 (вводится в действие с 01.07.2022).24. Председатель задает вопросы выступающим на публичных слушаниях, излагает свою позицию по рассматриваемым вопросам, прерывает выступление участника слушаний, нарушающего регламент слушаний, а также выступления, не имеющие отношение к теме публичных слушаний.
Лицу, нарушающему порядок во время проведения публичных слушаний, Председатель делает предупреждение. При повторном нарушении порядка лицо, участвующее в слушаниях, удаляется из помещения.
25. Участники публичных слушаний высказывают свою точку зрения, мнения по рассматриваемому вопросу, задают вопросы выступающим, используют в своем выступлении вспомогательные материалы (плакаты, графики и другие) и прикладывают письменное выступление к протоколу.
26. Председатель подводит итоги слушаний и закрывает публичные слушания.