Об утверждении требований к структуре и содержанию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 апреля 2022 года № 132. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 апреля 2022 года № 27415

Действующий

      В соответствии с подпунктом 19-4) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Требования к структуре и содержанию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования.

      2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и науки
Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

  Утверждены приказом
Министр образования и науки
Республики Казахстан
от 5 апреля 2022 года № 132

Требования к структуре и содержанию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования

Глава 1. Требования к структуре учебников для организаций среднего образования и к учебно-методическим комплексам для дошкольных организаций, организаций среднего образования

      1. Структура учебников для организаций среднего образования включает в себя:

      1) условные обозначения,

      2) оглавление,

      3) введение,

      4) основное содержание,

      5) глоссарий,

      6) список литературы,

      7) QR-коды (Кью Ар).

      2. Условные обозначения являются графическим, буквенным и (или) цифровым символом, наглядно отображающим назначение учебных материалов, на которые следует обращать особое внимание обучающегося. Значение таких символов помещается во введении или в начале учебника.

      3. Оглавление включает упорядоченный перечень наименований всех структурных элементов учебников (кроме обложки, титульного листа и оборотной стороны титульного листа) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в учебном издании.

      4. Введение учебников включает цель (назначение) издания, читательский адрес, актуальность, особенности авторской концепции, информацию о работе с учебным изданием.

      5. Основное содержание учебников представляет дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный и иллюстрированный учебный материал.

      6. Глоссарий содержит краткое пояснение к понятиям и терминам, которые вводятся впервые и относятся к изучаемым темам. Понятия и термины, определение которых дано в тексте (на полях, в отдельном текстовом поле), не включаются в глоссарий.

      7. Список литературы, в том числе образовательных платформ и веб-ресурсов, представляет список описаний документов, использованных автором при подготовке учебника и аккумулирующий наиболее ценную информацию по теме.

      8. QR-коды, предоставляющие онлайн-доступ к действующим аудио- и (или) видеоресурсам разработчика, издательства или другого официального источника, включаются в учебник с соблюдением законодательства об авторских и смежных правах. Размер QR-кода устанавливается исходя из возможности его удобного сканирования мобильным устройством со страниц учебника.

      QR-код для многоразового и бесплатного скачивания оцифрованной версии бумажного учебника помещается на последней странице учебника.

      9. Структура учебных изданий, входящих в учебно-методический комплекс для дошкольных организаций, организаций среднего образования определяется авторами самостоятельно исходя из их методического назначения.

Глава 2. Требования к содержанию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования

Параграф 1. Требования к содержанию учебников для организаций среднего образования

      10. Требования к текстам учебников:

      1) соответствие государственным общеобязательным стандартам образования, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669), типовым учебным программам начального, основного среднего и общего среднего образования, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 "Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8424) (далее – типовая учебная программа);

      2) соответствие типовым учебным планам начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 "Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8170) (далее – типовой учебный план);

      3) точность и достоверность приведенных сведений;

      4) четкость и ясность изложения материала;

      5) доступность информации;

      6) лаконичность;

      7) логичность и последовательность;

      8) систематичность и преемственность излагаемого материала;

      9) соответствие современным достижениям науки и общества;

      10) соответствие возрастным особенностям;

      11) представление материалов с учетом особенностей культуры, менталитета, равных прав и возможностей для мужчин и женщин и других социально-экономических аспектов;

      12) отражение интересов народа Республики Казахстан и государства, национальных и общечеловеческих ценностей и достижений, воспитывающих чувство любви и уважения к Родине, национальному культурному коду и обеспечивающих межкультурный диалог, с учетом особенностей учебного предмета;

      13) представление знаковых героев прошлого и настоящего, фольклорных персонажей, мотивирующие эпизоды из деятельности успешных представителей науки, инноваций, культуры, спорта и других сфер общественно-экономической жизни в Казахстане и мире;

      14) воспитание бережного отношения к окружающей среде;

      15) знакомство с профессиями и формирование уважения к труду людей разных профессий;

      16) отсутствие материалов, побуждающих страх совершить ошибку, суицид; оправдывающих жестокость, насилие, экстремизм и терроризм;

      17) недопущение предвзятости и стереотипного представления учебного материала.

      11. Требования к иллюстрациям учебников:

      1) использование для понимания текста;

      2) взаимосвязь с текстом;

      3) наличие подписей к фотографиям, рисункам, графикам и другим видам наглядности;

      4) разнообразие, красочность и единый стиль оформления;

      5) соответствие этическим нормам;

      6) недопущение искажения или неточности, вызывающие тревогу и (или) замешательство.

      12. Требования к заданиям:

      1) наличие целей и задач обучения в обобщенном виде;

      2) соответствие заданий целям обучения;

      3) привитие и развитие компетенций;

      4) соблюдение баланса в развитии у обучающихся когнитивных навыков различных уровней;

      5) наличие материалов, позволяющих строить индивидуальные траектории обучения;

      6) наличие разноуровневых заданий;

      7) наличие заданий, позволяющих обучающимся применить изученное в стандартной и новой ситуациях;

      8) наличие заданий для закрепления изученного материала;

      9) наличие заданий по самооценке, взаимной и групповой оценке;

      10) наличие материалов, способствующих формированию ответственного отношения к себе, своему выбору и поступкам;

      11) использование информационно-коммуникационных технологий для решения учебных задач;

      12) формирование навыков работы с таблицами, картами, схемами, фотографиями, графиками, диаграммами и электронными информационными ресурсами.

      13. Требования к языку изложения учебников:

      1) разработка учебника (кроме учебников по языковым предметам) для школ с казахским языком обучения на казахском языке, для школ с другими языками обучения – на языке обучения или представление в переводе;

      2) соответствие возрастным особенностям обучающихся;

      3) соответствие языка изложения материала нормам литературной речи;

      4) использование всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование и говорение);

      5) соответствие нормам правописания.

Параграф 2. Требования к содержанию учебно-методических комплексов для дошкольных организаций образования

      14. Требования к содержанию методического руководства для педагогов:

      1) соответствие типовым учебным программам дошкольного воспитания и обучения, утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499 "Об утверждении Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14235) (далее – типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения);

      2) соответствие типовым учебным планам дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 "Об утверждении типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8275) (далее – типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения);

      3) представление вводных вопросов в начале каждой темы;

      4) наличие образцов плана организованной учебной деятельности или методической информации с указанием методов, приемов и форм обучения и воспитания;

      5) соответствие предлагаемого материала возрастным особенностям воспитанников;

      6) наличие методических материалов по работе с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности;

      7) наличие памяток, инструкций и рубрик;

      8) наличие списка предлагаемой методической, специальной литературы и (или) действующих веб-сайтов для педагогов.

      15. Требования к содержанию рабочей тетради, демонстрационных материалов и альбомов:

      1) соответствие типовой учебной программе и типовому учебному плану дошкольного воспитания и обучения;

      2) наличие иллюстраций, вызывающих познавательный интерес и расширяющих кругозор воспитанников;

      3) подбор материалов, воспитывающих чувство любви и уважения к Родине, обеспечивающих межкультурный диалог, с учетом особенностей образовательной области;

      4) представление знаковых героев прошлого и настоящего, а также фольклорных персонажей;

      5) наличие заданий, мотивирующих воспитанников использовать свои знания и навыки в соответствии с их возрастными особенностями.

Параграф 3. Требования к содержанию учебно-методических комплексов для организаций среднего образования

      16. Требования к содержанию методического руководства:

      1) соответствие типовой учебной программе, типовому учебному плану и учебнику;

      2) наличие конкретных целей каждого урока;

      3) наличие образцов краткосрочных планов урока или представления методической информации, содержащей указания на методы, приемы и формы преподавания и воспитания;

      4) наличие ключей (ответов) и пояснений к заданиям и упражнениям учебника;

      5) наличие памяток, инструкций и рубрик;

      6) наличие списка предлагаемой методической, специальной литературы и (или) действующих веб-сайтов для педагогов;

      7) использование специальной и образовательной терминологии, понятий и терминов в соответствии с учебником;

      8) наличие рекомендации по вводу предметного языка и терминологии в соответствии с возрастом (классом).

      17. Требования к содержанию хрестоматии, сборника диктантов и спутника букваря:

      1) подбор материалов в соответствии с типовой учебной программой, типовым учебным планом и учебником;

      2) отражение интересов народа Республики Казахстан и государства, национальных и общечеловеческих ценностей и достижений с учетом особенностей учебного предмета;

      3) представление знаковых героев прошлого и настоящего, фольклорных персонажей, мотивирующие эпизоды из деятельности успешных представителей науки, инноваций, культуры, спорта и других сфер общественно-экономической жизни в Республике Казахстан и мире;

      4) использование специальной и образовательной терминологии, понятий и терминов в соответствии с учебником.

      18. Требования к содержанию рабочей тетради и прописей:

      1) подбор материалов в соответствии с типовой учебной программой и учебником;

      2) соответствие уровня сложности заданий когнитивным особенностям обучающихся;

      3) наличие заданий и иллюстраций, вызывающих познавательный интерес и расширяющих кругозор обучающихся.

      19. Требования к содержанию сборника заданий, задач и упражнений:

      1) соответствие заданий целям обучения, установленным типовой учебной программой;

      2) представление заданий для обучающихся с трудностями в обучении и пробелами в знаниях, а также для обучающихся с особыми образовательными потребностями;

      3) наличие заданий, задач и упражнений повышенной сложности для выполнения индивидуально, в паре и (или) в группе;

      4) наличие заданий, позволяющие обучающимся применить изученное в стандартной и новой ситуациях;

      5) наличие заданий для закрепления изученного материала;

      6) наличие заданий по самооценке, взаимной и групповой оценке;

      7) использование информационно-коммуникационных технологий для решения учебных задач;

      8) формирование навыков работы с таблицами, картами, схемами, графиками, диаграммами и электронными информационными ресурсами.

      20. Требования к учебному картографическому атласу:

      1) соответствие типовой учебной программе;

      2) соответствие картографическим материалам Национального картографо-геодезического фонда Республики Казахстан, предусмотренного Законом Республики Казахстан "О геодезии и картографии";

      3) соответствие названий объектов, расположенных на территории республики, названиям и их транскрипциям, утвержденным в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан";

      4) соответствие названий и границ зарубежных географических объектов актуальной политической карте мира, официальной внешней политике Республики Казахстан и основополагающим документам Организации объединенных наций;

      5) доступность и выразительность общегеографической и математической основы карт для обучающихся;

      6) соблюдение единого уровня отбора и обобщения информации;

      7) соответствие содержания, наглядности и информационной лаконичности возрасту обучающихся;

      8) отражение современных и достоверных данных, относящихся к одному временному интервалу;

      9) соблюдение требований нанесения условных знаков карт атласа.

Параграф 4. Требования к учебникам для организаций среднего образования и учебно-методическим комплексам для дошкольных организаций и организаций среднего образования в электронной форме

      21. Требования к учебнику и учебно-методическим комплексам в электронной форме, наряду с пунктами 120 настоящих Требований, дополнительно включают следующие положения:

      1) применение понятного (дружественного) интерфейса;

      2) использование инструментов обратной связи и контроля;

      3) наличие навигационных подсказок;

      4) наличие мультимедийного контента и интерактивных заданий;

      5) снабжение ключевых тем, понятий и терминов гиперссылками на пояснения и словари;

      6) изложение информации на страницах или в пределах прокручиваемой области;

      7) функционирование на распространенных компьютерных и мобильных устройствах и их актуальных операционных системах (Windows (Уиндоус), Mac OS (Мак ОС), Android (Андроид), IOS (Ай ОС));

      8) использование распространенными бесплатными браузерами или читающими программами, в том числе на внешних носителях информации;

      9) отсутствие необходимости в установке дополнительных плагинов для воспроизведения аудио- и видеоматериала;

      10) размещение контента на электронных образовательных платформах с онлайн доступом и на внешних носителях информации с офлайн доступом;

      11) обеспечение безопасного хранения и пользования персональных данных педагогов, обучающихся и (или) родителей, использующих электронные учебники и учебно-методические комплексы в онлайн-режиме, в соответствии с законами Республики Казахстан "О персональных данных и их защите" и "Об информатизации".