В соответствии с подпунктом 50) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра просвещения РК от 03.07.2023 № 194 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые Требования к структуре и содержанию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования.
2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан |
А. Аймагамбетов |
Утверждены приказом Министр образования и науки Республики Казахстан от 5 апреля 2022 года № 132 |
Требования к структуре и содержанию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования
Глава 1. Требования к структуре учебников для организаций среднего образования и к учебно-методическим комплексам для дошкольных организаций, организаций среднего образования
1. Структура учебников для организаций среднего образования включает в себя:
1) условные обозначения,
2) оглавление,
3) введение,
4) основное содержание,
5) глоссарий,
6) список литературы,
7) QR-коды (Кью Ар).
2. Условные обозначения являются графическим, буквенным и (или) цифровым символом, наглядно отображающим назначение учебных материалов, на которые следует обращать особое внимание обучающегося. Значение таких символов помещается во введении или в начале учебника.
3. Оглавление включает упорядоченный перечень наименований всех структурных элементов учебников (кроме обложки, титульного листа и оборотной стороны титульного листа) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в учебном издании.
4. Введение учебников включает цель (назначение) издания, читательский адрес, актуальность, особенности авторской концепции, информацию о работе с учебным изданием.
5. Основное содержание учебников представляет дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный и иллюстрированный учебный материал.
6. Глоссарий содержит краткое пояснение к понятиям и терминам, которые вводятся впервые и относятся к изучаемым темам. Понятия и термины, определение которых дано в тексте (на полях, в отдельном текстовом поле), не включаются в глоссарий.
7. Список литературы, в том числе образовательных платформ и веб-ресурсов, представляет список описаний документов, использованных автором при подготовке учебника и аккумулирующий наиболее ценную информацию по теме.
8. QR-коды, предоставляющие онлайн-доступ к действующим аудио- и (или) видеоресурсам разработчика, издательства или другого официального источника, включаются в учебник с соблюдением законодательства об авторских и смежных правах. Размер QR-кода устанавливается исходя из возможности его удобного сканирования мобильным устройством со страниц учебника.
QR-код для многоразового и бесплатного скачивания оцифрованной версии бумажного учебника помещается на последней странице учебника.
9. Структура учебных изданий, входящих в учебно-методический комплекс для дошкольных организаций, организаций среднего образования определяется авторами самостоятельно исходя из их методического назначения.
Глава 2. Требования к содержанию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования
Параграф 1. Требования к содержанию учебников для организаций среднего образования
10. Требования к текстам учебников:
1) соответствие государственным общеобязательным стандартам дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденным приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031), типовым учебным программам начального, основного среднего и общего среднего образования, утвержденным приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 "Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29767) (далее – типовая учебная программа);
2) соответствие типовым учебным планам начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 "Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8170) (далее – типовой учебный план);
3) точность и достоверность приведенных сведений;
4) четкость и ясность изложения материала;
5) доступность информации;
6) лаконичность;
7) логичность и последовательность;
8) систематичность и преемственность излагаемого материала;
9) соответствие современным достижениям науки и общества;
10) соответствие возрастным особенностям;
11) представление материалов с учетом особенностей культуры, менталитета, равных прав и возможностей для мужчин и женщин и других социально-экономических аспектов;
12) отражение интересов народа Республики Казахстан и государства, национальных и общечеловеческих ценностей и достижений, воспитывающих чувство любви и уважения к Родине, национальному культурному коду и обеспечивающих межкультурный диалог, с учетом особенностей учебного предмета;
13) представление знаковых героев прошлого и настоящего, фольклорных персонажей, мотивирующие эпизоды из деятельности успешных представителей науки, инноваций, культуры, спорта и других сфер общественно-экономической жизни в Казахстане и мире;
14) воспитание бережного отношения к окружающей среде;
15) знакомство с профессиями и формирование уважения к труду людей разных профессий;
16) отсутствие материалов, побуждающих страх совершить ошибку, суицид; оправдывающих жестокость, насилие, экстремизм и терроризм;
17) недопущение предвзятости и стереотипного представления учебного материала.
Сноска. Пункт 10 с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 03.07.2023 № 194 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).11. Требования к иллюстрациям учебников:
1) использование для понимания текста;
2) взаимосвязь с текстом;
3) наличие подписей к фотографиям, рисункам, графикам и другим видам наглядности;
4) разнообразие, красочность и единый стиль оформления;
5) соответствие этическим нормам;
6) недопущение искажения или неточности, вызывающие тревогу и (или) замешательство.
12. Требования к заданиям:
1) наличие целей и задач обучения в обобщенном виде;
2) соответствие заданий целям обучения;
3) привитие и развитие компетенций;
4) соблюдение баланса в развитии у обучающихся когнитивных навыков различных уровней;
5) наличие материалов, позволяющих строить индивидуальные траектории обучения;
6) наличие разноуровневых заданий;
7) наличие заданий, позволяющих обучающимся применить изученное в стандартной и новой ситуациях;
8) наличие заданий для закрепления изученного материала;
9) наличие заданий по самооценке, взаимной и групповой оценке;
10) наличие материалов, способствующих формированию ответственного отношения к себе, своему выбору и поступкам;
11) использование информационно-коммуникационных технологий для решения учебных задач;
12) формирование навыков работы с таблицами, картами, схемами, фотографиями, графиками, диаграммами и электронными информационными ресурсами.
13. Требования к языку изложения учебников:
1) разработка учебника (кроме учебников по языковым предметам) для школ с казахским языком обучения на казахском языке, для школ с другими языками обучения – на языке обучения или представление в переводе;
2) соответствие возрастным особенностям обучающихся;
3) соответствие языка изложения материала нормам литературной речи;
4) использование всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование и говорение);
5) соответствие нормам правописания.
Параграф 2. Требования к содержанию учебно-методических комплексов для дошкольных организаций образования
14. Требования к содержанию методического руководства для педагогов:
1) соответствие типовым учебным программам дошкольного воспитания и обучения, утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499 "Об утверждении Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14235) (далее – типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения);
2) соответствие типовым учебным планам дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 "Об утверждении типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8275) (далее – типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения);
3) представление вводных вопросов в начале каждой темы;
4) наличие образцов плана организованной учебной деятельности или методической информации с указанием методов, приемов и форм обучения и воспитания;
5) соответствие предлагаемого материала возрастным особенностям воспитанников;
6) наличие методических материалов по работе с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности;
7) наличие памяток, инструкций и рубрик;
8) наличие списка предлагаемой методической, специальной литературы и (или) действующих веб-сайтов для педагогов.
15. Требования к содержанию рабочей тетради, демонстрационных материалов и альбомов:
1) соответствие типовой учебной программе и типовому учебному плану дошкольного воспитания и обучения;
2) наличие иллюстраций, вызывающих познавательный интерес и расширяющих кругозор воспитанников;
3) подбор материалов, воспитывающих чувство любви и уважения к Родине, обеспечивающих межкультурный диалог, с учетом особенностей образовательной области;
4) представление знаковых героев прошлого и настоящего, а также фольклорных персонажей;
5) наличие заданий, мотивирующих воспитанников использовать свои знания и навыки в соответствии с их возрастными особенностями.
Параграф 3. Требования к содержанию учебно-методических комплексов для организаций среднего образования
16. Требования к содержанию методического руководства:
1) соответствие типовой учебной программе, типовому учебному плану и учебнику;
2) наличие конкретных целей каждого урока;
3) наличие образцов краткосрочных планов урока или представления методической информации, содержащей указания на методы, приемы и формы преподавания и воспитания;
4) наличие ключей (ответов) и пояснений к заданиям и упражнениям учебника;
5) наличие памяток, инструкций и рубрик;
6) наличие списка предлагаемой методической, специальной литературы и (или) действующих веб-сайтов для педагогов;
7) использование специальной и образовательной терминологии, понятий и терминов в соответствии с учебником;
8) наличие рекомендации по вводу предметного языка и терминологии в соответствии с возрастом (классом).
17. Требования к содержанию хрестоматии, сборника диктантов и спутника букваря:
1) подбор материалов в соответствии с типовой учебной программой, типовым учебным планом и учебником;
2) отражение интересов народа Республики Казахстан и государства, национальных и общечеловеческих ценностей и достижений с учетом особенностей учебного предмета;
3) представление знаковых героев прошлого и настоящего, фольклорных персонажей, мотивирующие эпизоды из деятельности успешных представителей науки, инноваций, культуры, спорта и других сфер общественно-экономической жизни в Республике Казахстан и мире;
4) использование специальной и образовательной терминологии, понятий и терминов в соответствии с учебником.
18. Требования к содержанию рабочей тетради и прописей:
1) подбор материалов в соответствии с типовой учебной программой и учебником;
2) соответствие уровня сложности заданий когнитивным особенностям обучающихся;
3) наличие заданий и иллюстраций, вызывающих познавательный интерес и расширяющих кругозор обучающихся.
19. Требования к содержанию сборника заданий, задач и упражнений:
1) соответствие заданий целям обучения, установленным типовой учебной программой;
2) представление заданий для обучающихся с трудностями в обучении и пробелами в знаниях, а также для обучающихся с особыми образовательными потребностями;
3) наличие заданий, задач и упражнений повышенной сложности для выполнения индивидуально, в паре и (или) в группе;
4) наличие заданий, позволяющие обучающимся применить изученное в стандартной и новой ситуациях;
5) наличие заданий для закрепления изученного материала;
6) наличие заданий по самооценке, взаимной и групповой оценке;
7) использование информационно-коммуникационных технологий для решения учебных задач;
8) формирование навыков работы с таблицами, картами, схемами, графиками, диаграммами и электронными информационными ресурсами.
20. Требования к учебному картографическому атласу:
1) соответствие типовой учебной программе;
2) соответствие картографическим материалам Национального картографо-геодезического фонда Республики Казахстан, предусмотренного Законом Республики Казахстан "О геодезии и картографии";
3) соответствие названий объектов, расположенных на территории республики, названиям и их транскрипциям, утвержденным в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан";
4) соответствие названий и границ зарубежных географических объектов актуальной политической карте мира, официальной внешней политике Республики Казахстан и основополагающим документам Организации объединенных наций;
5) доступность и выразительность общегеографической и математической основы карт для обучающихся;
6) соблюдение единого уровня отбора и обобщения информации;
7) соответствие содержания, наглядности и информационной лаконичности возрасту обучающихся;
8) отражение современных и достоверных данных, относящихся к одному временному интервалу;
9) соблюдение требований нанесения условных знаков карт атласа.
Параграф 4. Требования к учебникам для организаций среднего образования и учебно-методическим комплексам для дошкольных организаций и организаций среднего образования в электронной форме
21. Требования к учебнику и учебно-методическим комплексам в электронной форме, наряду с пунктами 1–20 настоящих Требований, дополнительно включают следующие положения:
1) применение понятного (дружественного) интерфейса;
2) использование инструментов обратной связи и контроля;
3) наличие навигационных подсказок;
4) наличие мультимедийного контента и интерактивных заданий;
5) снабжение ключевых тем, понятий и терминов гиперссылками на пояснения и словари;
6) изложение информации на страницах или в пределах прокручиваемой области;
7) функционирование на распространенных компьютерных и мобильных устройствах и их актуальных операционных системах (Windows (Уиндоус), Mac OS (Мак ОС), Android (Андроид), IOS (Ай ОС));
8) использование распространенными бесплатными браузерами или читающими программами, в том числе на внешних носителях информации;
9) отсутствие необходимости в установке дополнительных плагинов для воспроизведения аудио- и видеоматериала;
10) размещение контента на электронных образовательных платформах с онлайн доступом и на внешних носителях информации с офлайн доступом;
11) обеспечение безопасного хранения и пользования персональных данных педагогов, обучающихся и (или) родителей, использующих электронные учебники и учебно-методические комплексы в онлайн-режиме, в соответствии с законами Республики Казахстан "О персональных данных и их защите" и "Об информатизации".