Об утверждении требований к содержанию программы психологической подготовки, порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью и формы сертификата о прохождении такой подготовки

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 апреля 2020 года № 165. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 апреля 2020 года № 20507.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 4 статьи 91 Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить:

      1) требования к содержанию программы психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью, согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) правила порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью, согласно приложению 2 к настоящему приказу;

      3) форму сертификата о прохождении психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью, согласно приложению 3 к настоящему приказу.

      2. Комитету по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и
науки Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

  Приложение 1 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 27 апреля 2020 года № 165

Требования к содержанию программы психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью

      1. Программа психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью включает следующие разделы:

      1) введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители;

      2) представление о потребностях развития приемного ребенка и компетентном подходе приемных родителей. Мотивация совершентствования воспитательных компетенций у кандидатов в приемные родители;

      3) особенности развития детей на разных возрастных этапах. Возрастные кризисы детей и понимание причин и проявлений отставания ребенка в развитии;

      4) особенности развития и поведения детей, подвергавшихся насилию и жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. Сексуализированное поведение;

      5) стадии переживания горя и потери в жизни ребенка и их особенности. Понимание поведения ребенка в период проживания утраты, разрыва с биологической семьей. Депривация;

      6) этапы адаптации приемного ребенка и семьи. Представление о путях разрешения конфликтов и осознание слабых и сильных сторон как воспитателя;

      7) "трудное" поведение приемного ребенка. Способы реагирования на "трудные" поведение и навыки управления поведением ребенка;

      8) представление об основных требованиях к безопасному воспитанию и подходах к формированию полоролевой идентичности детей. Создание безопасной среды для ребенка;

      9) осознание семьи как системы и ее составляющих элементах. Понимание потребностей приемного ребенка и возможностей приемной семьи. Готовность на возможное взаимодействие с биологической семьей;

      10) основы законодательства Республики Казахстан о семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Взаимодействие с органами опеки;

      11) умение отпустить повзрослевшего ребенка либо расстаться с ребенком в случае воссоединения с биологической семьей. Профессиональное сопровождение – как фактор оказания поддержки семьи в период адаптации ребенка.

      Общая продолжительность программы должна составлять не менее 42 и не более 60 академических часов и проводится в форме тренинга. Продолжительность обучения в день не менее 3 академических часов. Один академический час составляет 60 минут.

      2. Раздел "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", включает изучение следующих тем:

      содержание, цели и задачи программы психологической подготовки кандидатов в приемные родители;

      выяснение мотивов, ожиданий и понимания ресурсов семьи, связанных с приемом ребенка на воспитание в семью;

      выявление кандидатами в приемные родители своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка;

      ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями детской психологии, влияние прошлого опыта ребенка (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

      осознание и понимание кандидатами в приемные родители предстоящих изменений после перехода ребенка в семью, особенностях протекания периода адаптации ребенка в семье;

      ознакомление с понятием "тренинг", содержанием и порядком его проведения.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      3. Раздел "Представление о потребностях развития приемного ребенка и компетентном подходе приемных родителей. Мотивация совершентствования воспитательных компетенций у кандидатов в приемные родители" включает изучение следующих тем:

      изучение потребностей развития ребенка на каждом возрастном этапе с учетом обеспечения его безопасности, охраны здоровья, образования, интеллектуального и эмоционального развития, сохранения идентичности, формирования стабильных отношений в приемной семье и т.п.;

      социальная адаптация ребенка - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

      проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

      проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

      На изучение данного раздела отводится не менее шести академических часов.

      4. Раздел "Особенности развития детей на разных возрастных этапах" включают изучение следующих тем:

      рассмотрение основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

      изучение психологических потребностей ребенка на разных возрастных этапах, а также связанных с этих понятий "привязанность" и "безопасность";

      потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка, роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

      причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

      типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "дезорганизованной привязанности");

      представление о возрастных кризисах, развитие умения менять способы обращения с ребенком по мере его роста, осознание своих слабых и сильных сторон как воспитателя детей разных возрастов;

      понимание причин и проявлений отставания ребенка в развитии от возрастных норм, прожившего в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      На изучение данного раздела отводится не менее шести академических часов.

      Сноска. Раздел 4 - в редакции приказа и.о. Министра культуры и спорта РК от 16.08.2022 № 241 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      5. Раздел "Особенности развития и поведения детей, подвергавшихся насилию и жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. Сексуализированное поведение" включают изучение следующих тем:

      информирование кандидатов в приемные родители о видах жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

      понимание кандидатами в приемные родители наличия у детей диспропорции развития, а также формирование у кандидатов в приемные родители умения замечать нарушения в развитии ребенка;

      семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

      оценка кандидатом в приемные родители своих возможностей воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение;

      сформировать у кандидатов реалистичные представления о детях, оставшихся без попечения родителей, и его потребностях.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      6. Раздел "Стадии переживания горя и потери в жизни ребенка и их особенности. Понимание поведения ребенка в период проживания утраты, разрыва с биологической семьей. Депривация" включает изучение следующих тем:

      потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

      причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

      типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");

      знакомство с понятием идентичность, а также с последствиями потери идентичности;

      понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка;

      сформировать умение оказать поддержку ребенку, переживающему горе, оценить свою готовность соприкоснуться с горем ребенка.

      На изучение данного раздела отводится не менее шести академических часов.

      7. Раздел "Этапы адаптация приемного ребенка и приемной семьи. Представление о путях разрешения конфликтов и осознание слабых и сильных сторон как воспитателя" включает изучение следующих тем:

      особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

      этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

      тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

      роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      8. Раздел "Трудное" поведение приемного ребенка. Способы реагирования на "трудные" поведение и навыки управления поведением ребенка" включает изучение следующих тем:

      формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

      эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

      причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

      понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      9. Раздел "Представление об основных требованиях к безопасному воспитанию и подходах к формированию полоролевой идентичности детей. Создание безопасной среды для ребенка" включают изучение следующих тем:

      создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

      способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

      предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

      медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      10. Раздел "Осознание семьи как системы и ее составляющих элементах. Понимание потребностей приемного ребенка и возможностей приемной семьи. Готовность на возможное взаимодействие с биологической семьей" включает изучение следующих тем:

      роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка;

      родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

      стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

      способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

      социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

      семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

      понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;

      формирование готовности ориентироваться на возможные взаимодействия с кровной семьей.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      11. Раздел "Основы законодательства Республики Казахстан о семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан" включает изучение следующих тем:

      рассмотрение форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Казахстан: усыновление, опека (попечительство), патронат, приемная семья, детский дом семейного типа), а также различий между формами семейного устройства;

      требования, предъявляемые законодательством Республикой Казахстан к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности/невозможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем), патронатным воспитателем или приемным родителем;

      правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

      порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

      порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;

      порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем), патронатным воспитателем, приемным родителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

      меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные законодательством субъекта Республики Казахстан; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

      защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

      порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), патронатными воспитателями, приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

      правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства), передачи на патронатное воспитание, в приемную семью или детский дом семейного типа - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), патронатных воспитателей, приемных родителей, а также членов их семей;

      порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

      последствия отмены усыновления, опеки и попечительства, патроната, приемной семьи;

      порядок обжалования решений органов опеки и попечительства.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      12. Раздел "Умение отпустить повзрослевшего ребенка либо расстаться с ребенком в случае воссоединения с биологической семьей. Профессиональное сопровождение – как фактор оказания поддержки семьи в период адаптации ребенка" включает изучение следующих тем:

      родительские и профессиональные функции приемной семьи;

      осознание важности умения отпустить ребенка повзрослевшего ребенка либо расстаться с ребенком в случае воссоединения с биологической семьей;

      взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

      информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;

      взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом;

      обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;

      обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

      проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

      составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

  Приложение 2 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 27 апреля 2020 года № 165

Правила порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью

Глава 1. Общие положения.

      1. Правила порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 91 Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье" (далее – Кодекс), подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах" (далее – Закон) и определяет порядок организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – психологическая подготовка), а также порядок оказания государственной услуги "Прием документов на психологическую подготовку граждан, Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью.

      Сноска. Пункт 1 – в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.08.2025 № 198 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) организация по оказанию содействия в устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Казахстан – некоммерческая организация, осуществляющая на безвозмездной основе на территории Республики Казахстан содействие в устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи в соответствии с компетенцией, установленной Кодексом, гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, желающим принять и принявшим детей на воспитание, и аккредитованная для осуществления подобной деятельности в порядке, установленном Кодексом.

Глава 2. Порядок организации деятельности по психологической подготовке

      3. Психологическая подготовка осуществляется организациями по оказанию содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Казахстан, а также организациями образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств указанных организаций.

      4. Психологическая подготовка граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – кандидаты в приемные родители), осуществляется на безвозмездной основе.

      5. Исключен приказом Министра просвещения РК от 29.08.2025 № 198 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6. Психологическая подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется организациями в соответствии с программой психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – программа).

      7. Организации при обращении к ним кандидатов в приемные родители:

      1) информируют кандидатов в приемные родители об организации процесса подготовки, комплектовании групп для прохождения психологической подготовки, дате начала и окончания подготовки;

      2) заполняют анкету на кандидата в приемные родители, разработанную и утвержденной организацией, включающей в себя согласие на обработку персональных данных;

      3) проводят собеседование кандидатов в приемные родители с педагогом-психологом в форме структурированного интервью;

      4) определяют дату и время прохождения психологической подготовки кандидатов в приемные родители;

      5) организуют психологическую подготовку кандидатов в приемные родители в соответствии с программой;

      6) проводят с письменного согласия кандидатов в приемные родители диагностику и психологическое обследование кандидатов в приемные родители и их семей для оценки психологической готовности к приему ребенка в семью;

      7) формируют на каждого кандидата в приемную семью личное дело, содержащее документы и материалы, свидетельствующие о прохождении им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики;

      8) выдают сертификат о прохождении психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – сертификат) в течение 7 рабочих дней после прохождения программы психологической подготовки в полном объеме.

      Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа и.о. Министра культуры и спорта РК от 16.08.2022 № 241 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8. Психологическая подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в группах численность не менее 6 и не более 22 человек.

      Сноска. Пункт 8 - в редакции приказа и.о. Министра культуры и спорта РК от 16.08.2022 № 241 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Учет выдачи сертификата осуществляется организациями, путем их регистрации в журнале учета выдачи сертификатов, по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      Сноска. Пункт 9 – в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.08.2025 № 198 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. Журнал учета выдачи сертификатов хранится в организации не менее 15 лет.

      11. В случае утраты сертификата либо его непригодности для дальнейшего использования вследствие износов или повреждения кандидат в приемные родители обращается в организацию, выдавшую сертификат, за получением его дубликата.

      12. Дубликат сертификата выдается кандидату в приемные родители на основании его письменного заявления при предъявлении документа, удостоверяющего личность, в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления о выдаче дубликата сертификата.

      13. Сведения о выдаче дубликата вносятся в журнал учета выдачи сертификатов с соответствующей отметкой в графе "Примечание".

      14. Номер сертификата при выдаче дубликата не изменяется, но на бланке в правом углу добавляется надпись "дубликат".

Глава 3. Порядок оказания государственной услуги

      Сноска. Правила дополнены главой 3 в соответствии с приказом Министра просвещения РК от 29.08.2025 № 198 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      15. Подача документов для прохождения психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью осуществляется в соответствии с Перечнем основных требований к оказанию государственной услуги "Прием документов на психологическую подготовку граждан, Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью" согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      Кандидаты в приемные родители (далее – услугополучатель) для прохождения психологической подготовки подают заявление по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

      16. Государственная услуга "Прием документов на психологическую подготовку граждан, Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью" оказывается организациями по оказанию содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Казахстан, а также организациями образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – услугодатель).

      17. Услугодатель в течение 1 (одного) рабочего дня с момента получения документов проверяет полноту представленных документов.

      День приема документов не входит в срок оказания государственной услуги.

      Сведения о документах, удостоверяющих личность, услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".

      Услугодатель получает согласие у услугополучателя на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, при оказании государственной услуги, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

      Услугодатель получает цифровые документы из сервиса цифровых документов через реализованную интеграцию при условии согласия владельца документа, предоставленного посредством зарегистрированного на портале абонентского номера сотовой связи пользователя путем передачи одноразового пароля или путем отправления короткого текстового сообщения в качестве ответа на уведомление портала.

      При представлении услугополучателем неполного пакета документов и (или) документов с истекшим сроком действия услугодатель отказывает услугополучателю в приеме заявления.

      18. По итогам проверки документов услугодатель в течение 4 (четырех) рабочих дней направляет услугополучателю уведомление об организации процесса психологической подготовки с указанием даты начала и окончания подготовки.

      Уведомление об организации процесса психологической подготовки выдается через канцелярию услугодателя нарочно.

      При выявлении оснований для отказа в оказании государственной услуги по основаниям, указанным в пункте 9 перечень основных требований к оказанию государственной услуги настоящих Правил услугодатель не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до завершения срока оказания государственной услуги согласно статьи 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК РК) направляет услугополучателю уведомление о предварительном решений об отказе в оказании государственной услуги, а также о времени и месте проведения заслушивания для возможности выразить услугополучателю позицию по предварительному решению.

      Процедура заслушивания проводится в соответствии со статьей 73 АППК РК.

      По результатам заслушивания услугодатель в течение 2 (двух) рабочих дней направляет решение либо мотивированный отказ в оказании государственной услуги услугополучателю.

      19. Общий срок рассмотрения документов и получения уведомления об организации процесса психологической подготовки составляет 5 (пять) рабочих дней.

      20. Услугодатель обеспечивает внесение данных в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг о стадии оказания государственной услуги в соответствии с Правилами внесения данных в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг о стадии оказания государственной услуги, утвержденными приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 14 июня 2013 года № 452 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8555).

Глава 4. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) услугодателя и (или) его должностных лиц в процессе оказания государственной услуги

      Сноска. Правила дополнены главой 4 в соответствии с приказом Министра просвещения РК от 29.08.2025 № 198 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      21. Жалоба на решение, действий (бездействия) услугодателя по вопросам оказания государственных услуг подается на имя руководителя услугодателя, в уполномоченный орган по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг (далее – орган, рассматривающий жалобу), в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Рассмотрение жалобы по вопросам оказания государственных услуг производится вышестоящим административным органом, должностным лицом, органом, рассматривающим жалобу.

      Жалоба подается услугодателю и (или) должностному лицу, чье решение, действие (бездействие) обжалуются.

      Услугодатель, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее в орган, рассматривающий жалобу.

      При этом услугодатель, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не направляет жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение 3 (трех) рабочих дней примет решение либо административное действие, полностью удовлетворяющие требования, указанные в жалобе.

      Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес услугодателя, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона подлежит рассмотрению в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня ее регистрации.

      Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес органа, рассматривающего жалобу, подлежит рассмотрению в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня ее регистрации.

      Если иное не предусмотрено законом, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке в соответствии с пунктом 5 статьи 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.

      В случаях несогласия с решением принятом по результатам обжалования оказания государственной услуги услугополучатель обращается в суд в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

  Приложение 1
к Правилам порядка организации
деятельности по
психологической
подготовке граждан
Республики Казахстан,
постоянно проживающих на
территории
Республики Казахстан,
желающих принять детей-сирот,
детей, оставшихся без
попечения родителей, на
воспитание в свою семью

      Сноска. Правый верхний угол приложения – в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.08.2025 № 198 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

№ п/п

ФИО кандидата в приемные родители (далее – кандидат), дата рождения

место жите-льства кандидата

дата подачи заявления о прохождении подготовки

дата начала подготовки

дата окончания подготовки

регист- рацион- ный номер

дата выдачи сертификата

серия и номер бланка

подпись канди-дата, дата получе-ния сертификата

примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 
  Приложение 2
к Правилам порядка
организации деятельности по
психологической подготовке
граждан Республики Казахстан,
постоянно проживающих на
территории Республики
Казахстан, желающих принять
детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, на
воспитание в свою семью";

Перечень основных требований к оказанию государственной услуги "Прием документов на психологическую подготовку граждан, Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью"

      Сноска. Правила дополнены приложением 2 в соответствии с приказом Министра просвещения РК от 29.08.2025 № 198 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1

Наименование услугодателя

Организации по оказанию содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2

Способы предоставления государственной услуги

канцелярия услугодателей;

3

Срок оказания государственной услуги

5 (пять) рабочих дней

4

Форма оказания

Бумажная

5

Результат оказания государственной услуги

Уведомление об организации процесса подготовки психологической подготовки граждан, Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью, с указанием даты начала и окончания подготовки либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги по основаниям, установленным пунктом 9 настоящего Перечня требований.

6

Размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан

Бесплатно

7

График работы услугодателя, Государственной корпорации и объектов информации

услугодателей с 09.00 до 18.00 часов с перерывом на обед с 13.00 до 14.00 часов, за исключением выходных и праздничных дней, в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

8

Перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги

1) заявление;
2) документ, удостоверяющий личность либо электронный документ из сервиса цифровых документов (требуется для идентификации личности);

9

Основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законами Республики Казахстан

1) установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;
2) несоответствие услугополучателя и (или) представленных материалов, объектов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям, установленным настоящими Правилами;
3) отсутствие согласия услугополучателя, предоставляемого в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите", на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания государственной услуги.

10

Иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги, в том числе оказываемой в электронной форме

Информацию о порядке и статусе оказания государственной услуги услугополучатель получает посредством Единого контакт-центра: 1414, 8 800 080 7777.

 
  Приложение 3 к Правилам
порядка организации
деятельности по
психологической подготовке
граждан Республики Казахстан,
постоянно проживающих на
территории Республики
Казахстан, желающих принять
детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, на
воспитание в свою семью"
форма
  Руководителю
___________________________
(наименование органа)
____________________________
фамилия, имя, отчество
(при его наличии)
от _________________________
фамилия, имя, отчество
(при его наличии)
проживающий (ая) по адресу,
телефон

Заявление

      Сноска. Правила дополнены приложением 3 в соответствии с приказом Министра просвещения РК от 29.08.2025 № 198 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Я, __________________________________________________________
                  (фамилия, имя, отчество (при его наличии), год рождения)

      прошу записать меня для прохождения психологической подготовки кандидатов в приҰмные родители.

      Даю согласие на сбор и обработку моих персональных данных, необходимых для получения государственной услуги "Прием документов на психологическую подготовку граждан, Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью", в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан " О персональных данных и их защите".

      "____" ____________ 20__ года подпись лица

  Приложение 3
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 27 апреля 2020 года № 165

                              СЕРТИФИКАТ
      о прохождении психологической подготовки граждан Республики Казахстан,
      постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих
      принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
                  на воспитание в свою семью
                        № _______

      Сноска. Приложение 3 - в редакции приказа и.о. Министра культуры и спорта РК от 16.08.2022 № 241 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      от "___" ___________ 20___ г. город (село) ___________________________
      Настоящее свидетельство выдано
_____________________________________________________
      (фамилия, имя, отчество (при наличии)
в том, что он(а) с _______________ г. по ________________ г. прошел(ла) психологическую
подготовку граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории
Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в свою семью в
_____________________________________________________________________.
                        (полное наименование организации)
Руководитель организации _________________ _____________________________
                                    (подпись)             (ФИО (при наличии))
М.П. _____________________________
номер