Оглавление

Об утверждении требований к содержанию программы психологической подготовки, порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сиро

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 апреля 2020 года № 165. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 апреля 2020 года № 20507.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 4 статьи 91 Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить:

      1) требования к содержанию программы психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью, согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) правила порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью, согласно приложению 2 к настоящему приказу;

      3) форму сертификата о прохождении психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью, согласно приложению 3 к настоящему приказу.

      2. Комитету по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и
науки Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

  Приложение 1 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 27 апреля 2020 года № 165

Требования к содержанию программы психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью

      1. Программа психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью включает следующие разделы:

      1) введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители;

      2) представление о потребностях развития приемного ребенка и компетентном подходе приемных родителей. Мотивация совершентствования воспитательных компетенций у кандидатов в приемные родители;

      3) особенности развития детей на разных возрастных этапах. Возрастные кризисы детей и понимание причин и проявлений отставания ребенка в развитии;

      4) особенности развития и поведения детей, подвергавшихся насилию и жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. Сексуализированное поведение;

      5) стадии переживания горя и потери в жизни ребенка и их особенности. Понимание поведения ребенка в период проживания утраты, разрыва с биологической семьей. Депривация;

      6) этапы адаптации приемного ребенка и семьи. Представление о путях разрешения конфликтов и осознание слабых и сильных сторон как воспитателя;

      7) "трудное" поведение приемного ребенка. Способы реагирования на "трудные" поведение и навыки управления поведением ребенка;

      8) представление об основных требованиях к безопасному воспитанию и подходах к формированию полоролевой идентичности детей. Создание безопасной среды для ребенка;

      9) осознание семьи как системы и ее составляющих элементах. Понимание потребностей приемного ребенка и возможностей приемной семьи. Готовность на возможное взаимодействие с биологической семьей;

      10) основы законодательства Республики Казахстан о семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Взаимодействие с органами опеки;

      11) умение отпустить повзрослевшего ребенка либо расстаться с ребенком в случае воссоединения с биологической семьей. Профессиональное сопровождение – как фактор оказания поддержки семьи в период адаптации ребенка.

      Общая продолжительность программы должна составлять не менее 42 и не более 60 академических часов и проводится в форме тренинга. Продолжительность обучения в день не менее 3 академических часов. Один академический час составляет 60 минут.

      2. Раздел "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", включает изучение следующих тем:

      содержание, цели и задачи программы психологической подготовки кандидатов в приемные родители;

      выяснение мотивов, ожиданий и понимания ресурсов семьи, связанных с приемом ребенка на воспитание в семью;

      выявление кандидатами в приемные родители своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка;

      ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями детской психологии, влияние прошлого опыта ребенка (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

      осознание и понимание кандидатами в приемные родители предстоящих изменений после перехода ребенка в семью, особенностях протекания периода адаптации ребенка в семье;

      ознакомление с понятием "тренинг", содержанием и порядком его проведения.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      3. Раздел "Представление о потребностях развития приемного ребенка и компетентном подходе приемных родителей. Мотивация совершентствования воспитательных компетенций у кандидатов в приемные родители" включает изучение следующих тем:

      изучение потребностей развития ребенка на каждом возрастном этапе с учетом обеспечения его безопасности, охраны здоровья, образования, интеллектуального и эмоционального развития, сохранения идентичности, формирования стабильных отношений в приемной семье и т.п.;

      социальная адаптация ребенка - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

      проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

      проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

      На изучение данного раздела отводится не менее шести академических часов.

      4. Раздел "Особенности развития детей на разных возрастных этапах" включают изучение следующих тем:

      рассмотрение основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

      изучение психологических потребностей ребенка на разных возрастных этапах, а также связанных с этих понятий "привязанность" и "безопасность";

      потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка, роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

      причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

      типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "дезорганизованной привязанности");

      представление о возрастных кризисах, развитие умения менять способы обращения с ребенком по мере его роста, осознание своих слабых и сильных сторон как воспитателя детей разных возрастов;

      понимание причин и проявлений отставания ребенка в развитии от возрастных норм, прожившего в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      На изучение данного раздела отводится не менее шести академических часов.

      Сноска. Раздел 4 - в редакции приказа и.о. Министра культуры и спорта РК от 16.08.2022 № 241 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      5. Раздел "Особенности развития и поведения детей, подвергавшихся насилию и жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. Сексуализированное поведение" включают изучение следующих тем:

      информирование кандидатов в приемные родители о видах жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

      понимание кандидатами в приемные родители наличия у детей диспропорции развития, а также формирование у кандидатов в приемные родители умения замечать нарушения в развитии ребенка;

      семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

      оценка кандидатом в приемные родители своих возможностей воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение;

      сформировать у кандидатов реалистичные представления о детях, оставшихся без попечения родителей, и его потребностях.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      6. Раздел "Стадии переживания горя и потери в жизни ребенка и их особенности. Понимание поведения ребенка в период проживания утраты, разрыва с биологической семьей. Депривация" включает изучение следующих тем:

      потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

      причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

      типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");

      знакомство с понятием идентичность, а также с последствиями потери идентичности;

      понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка;

      сформировать умение оказать поддержку ребенку, переживающему горе, оценить свою готовность соприкоснуться с горем ребенка.

      На изучение данного раздела отводится не менее шести академических часов.

      7. Раздел "Этапы адаптация приемного ребенка и приемной семьи. Представление о путях разрешения конфликтов и осознание слабых и сильных сторон как воспитателя" включает изучение следующих тем:

      особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

      этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

      тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

      роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      8. Раздел "Трудное" поведение приемного ребенка. Способы реагирования на "трудные" поведение и навыки управления поведением ребенка" включает изучение следующих тем:

      формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

      эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

      причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

      понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      9. Раздел "Представление об основных требованиях к безопасному воспитанию и подходах к формированию полоролевой идентичности детей. Создание безопасной среды для ребенка" включают изучение следующих тем:

      создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

      способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

      предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

      медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      10. Раздел "Осознание семьи как системы и ее составляющих элементах. Понимание потребностей приемного ребенка и возможностей приемной семьи. Готовность на возможное взаимодействие с биологической семьей" включает изучение следующих тем:

      роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка;

      родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

      стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

      способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

      социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

      семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

      понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;

      формирование готовности ориентироваться на возможные взаимодействия с кровной семьей.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      11. Раздел "Основы законодательства Республики Казахстан о семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан" включает изучение следующих тем:

      рассмотрение форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Казахстан: усыновление, опека (попечительство), патронат, приемная семья, детский дом семейного типа), а также различий между формами семейного устройства;

      требования, предъявляемые законодательством Республикой Казахстан к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности/невозможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем), патронатным воспитателем или приемным родителем;

      правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

      порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

      порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;

      порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем), патронатным воспитателем, приемным родителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

      меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные законодательством субъекта Республики Казахстан; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

      защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

      порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), патронатными воспитателями, приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

      правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства), передачи на патронатное воспитание, в приемную семью или детский дом семейного типа - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), патронатных воспитателей, приемных родителей, а также членов их семей;

      порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

      последствия отмены усыновления, опеки и попечительства, патроната, приемной семьи;

      порядок обжалования решений органов опеки и попечительства.

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

      12. Раздел "Умение отпустить повзрослевшего ребенка либо расстаться с ребенком в случае воссоединения с биологической семьей. Профессиональное сопровождение – как фактор оказания поддержки семьи в период адаптации ребенка" включает изучение следующих тем:

      родительские и профессиональные функции приемной семьи;

      осознание важности умения отпустить ребенка повзрослевшего ребенка либо расстаться с ребенком в случае воссоединения с биологической семьей;

      взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

      информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;

      взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом;

      обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;

      обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

      проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

      составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

      На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.

  Приложение 2 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 27 апреля 2020 года № 165

Правила порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью

Глава 1. Общие положения.

      1. Правила порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 9 статьи 91 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года "О браке (супружестве) и семье" (далее – Кодекс) и определяет порядок организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – психологическая подготовка).

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) организация по оказанию содействия в устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Казахстан – некоммерческая организация, осуществляющая на безвозмездной основе на территории Республики Казахстан содействие в устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи в соответствии с компетенцией, установленной Кодексом, гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, желающим принять и принявшим детей на воспитание, и аккредитованная для осуществления подобной деятельности в порядке, установленном Кодексом.

Глава 2. Порядок организации деятельности по психологической подготовке

      3. Психологическая подготовка осуществляется организациями по оказанию содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Казахстан, а также организациями образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств указанных организаций.

      4. Психологическая подготовка граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – кандидаты в приемные родители), осуществляется на безвозмездной основе.

      5. Кандидаты в приемные родители для прохождения психологической подготовки обращаются с письменным заявлением о прохождении психологической подготовки в произвольной форме в одну из организаций, указанных в пункте 3 настоящих Правилах расположенных на территории Республики Казахстан.

      6. Психологическая подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется организациями в соответствии с программой психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – программа).

      7. Организации при обращении к ним кандидатов в приемные родители:

      1) информируют кандидатов в приемные родители об организации процесса подготовки, комплектовании групп для прохождения психологической подготовки, дате начала и окончания подготовки;

      2) заполняют анкету на кандидата в приемные родители, разработанную и утвержденной организацией, включающей в себя согласие на обработку персональных данных;

      3) проводят собеседование кандидатов в приемные родители с педагогом-психологом в форме структурированного интервью;

      4) определяют дату и время прохождения психологической подготовки кандидатов в приемные родители;

      5) организуют психологическую подготовку кандидатов в приемные родители в соответствии с программой;

      6) проводят с письменного согласия кандидатов в приемные родители диагностику и психологическое обследование кандидатов в приемные родители и их семей для оценки психологической готовности к приему ребенка в семью;

      7) формируют на каждого кандидата в приемную семью личное дело, содержащее документы и материалы, свидетельствующие о прохождении им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики;

      8) выдают сертификат о прохождении психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – сертификат) в течение 7 рабочих дней после прохождения программы психологической подготовки в полном объеме.

      Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа и.о. Министра культуры и спорта РК от 16.08.2022 № 241 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8. Психологическая подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в группах численность не менее 6 и не более 22 человек.

      Сноска. Пункт 8 - в редакции приказа и.о. Министра культуры и спорта РК от 16.08.2022 № 241 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Учет выдачи сертификата осуществляется организациями, путем их регистрации в журнале учета выдачи сертификатов, по форме согласно приложению.

      10. Журнал учета выдачи сертификатов хранится в организации не менее 15 лет.

      11. В случае утраты сертификата либо его непригодности для дальнейшего использования вследствие износов или повреждения кандидат в приемные родители обращается в организацию, выдавшую сертификат, за получением его дубликата.

      12. Дубликат сертификата выдается кандидату в приемные родители на основании его письменного заявления при предъявлении документа, удостоверяющего личность, в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления о выдаче дубликата сертификата.

      13. Сведения о выдаче дубликата вносятся в журнал учета выдачи сертификатов с соответствующей отметкой в графе "Примечание".

      14. Номер сертификата при выдаче дубликата не изменяется, но на бланке в правом углу добавляется надпись "дубликат".

  Приложение к Правилам
организации деятельности по
подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без
попечения родителей

№ п/п

ФИО кандидата в приемные родители (далее – кандидат), дата рождения

место жите-льства кандидата

дата подачи заявления о прохождении подготовки

дата начала подготовки

дата окончания подготовки

регист- рацион- ный номер

дата выдачи сертификата

серия и номер бланка

подпись канди-дата, дата получе-ния сертификата

примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  Приложение 3
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 27 апреля 2020 года № 165

                              СЕРТИФИКАТ
      о прохождении психологической подготовки граждан Республики Казахстан,
      постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих
      принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
                  на воспитание в свою семью
                        № _______

      Сноска. Приложение 3 - в редакции приказа и.о. Министра культуры и спорта РК от 16.08.2022 № 241 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      от "___" ___________ 20___ г. город (село) ___________________________
      Настоящее свидетельство выдано
_____________________________________________________
      (фамилия, имя, отчество (при наличии)
в том, что он(а) с _______________ г. по ________________ г. прошел(ла) психологическую
подготовку граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории
Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в свою семью в
_____________________________________________________________________.
                        (полное наименование организации)
Руководитель организации _________________ _____________________________
                                    (подпись)             (ФИО (при наличии))
М.П. _____________________________
номер