В соответствии с пунктом 4 статьи 91 Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) требования к содержанию программы психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью, согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) правила порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью, согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) форму сертификата о прохождении психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью, согласно приложению 3 к настоящему приказу.
2. Комитету по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан |
А. Аймагамбетов |
Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 апреля 2020 года № 165 |
Требования к содержанию программы психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью
1. Программа психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью включает следующие разделы:
1) введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители;
2) представление о потребностях развития приемного ребенка и компетентном подходе приемных родителей. Мотивация совершентствования воспитательных компетенций у кандидатов в приемные родители;
3) особенности развития детей на разных возрастных этапах. Возрастные кризисы детей и понимание причин и проявлений отставания ребенка в развитии;
4) особенности развития и поведения детей, подвергавшихся насилию и жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. Сексуализированное поведение;
5) стадии переживания горя и потери в жизни ребенка и их особенности. Понимание поведения ребенка в период проживания утраты, разрыва с биологической семьей. Депривация;
6) этапы адаптации приемного ребенка и семьи. Представление о путях разрешения конфликтов и осознание слабых и сильных сторон как воспитателя;
7) "трудное" поведение приемного ребенка. Способы реагирования на "трудные" поведение и навыки управления поведением ребенка;
8) представление об основных требованиях к безопасному воспитанию и подходах к формированию полоролевой идентичности детей. Создание безопасной среды для ребенка;
9) осознание семьи как системы и ее составляющих элементах. Понимание потребностей приемного ребенка и возможностей приемной семьи. Готовность на возможное взаимодействие с биологической семьей;
10) основы законодательства Республики Казахстан о семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Взаимодействие с органами опеки;
11) умение отпустить повзрослевшего ребенка либо расстаться с ребенком в случае воссоединения с биологической семьей. Профессиональное сопровождение – как фактор оказания поддержки семьи в период адаптации ребенка.
Общая продолжительность программы должна составлять не менее 42 и не более 60 академических часов и проводится в форме тренинга. Продолжительность обучения в день не менее 3 академических часов. Один академический час составляет 60 минут.
2. Раздел "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", включает изучение следующих тем:
содержание, цели и задачи программы психологической подготовки кандидатов в приемные родители;
выяснение мотивов, ожиданий и понимания ресурсов семьи, связанных с приемом ребенка на воспитание в семью;
выявление кандидатами в приемные родители своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка;
ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями детской психологии, влияние прошлого опыта ребенка (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
осознание и понимание кандидатами в приемные родители предстоящих изменений после перехода ребенка в семью, особенностях протекания периода адаптации ребенка в семье;
ознакомление с понятием "тренинг", содержанием и порядком его проведения.
На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.
3. Раздел "Представление о потребностях развития приемного ребенка и компетентном подходе приемных родителей. Мотивация совершентствования воспитательных компетенций у кандидатов в приемные родители" включает изучение следующих тем:
изучение потребностей развития ребенка на каждом возрастном этапе с учетом обеспечения его безопасности, охраны здоровья, образования, интеллектуального и эмоционального развития, сохранения идентичности, формирования стабильных отношений в приемной семье и т.п.;
социальная адаптация ребенка - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
На изучение данного раздела отводится не менее шести академических часов.
4. Раздел "Особенности развития детей на разных возрастных этапах" включают изучение следующих тем:
рассмотрение основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
изучение психологических потребностей ребенка на разных возрастных этапах, а также связанных с этих понятий "привязанность" и "безопасность";
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка, роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "дезорганизованной привязанности");
представление о возрастных кризисах, развитие умения менять способы обращения с ребенком по мере его роста, осознание своих слабых и сильных сторон как воспитателя детей разных возрастов;
понимание причин и проявлений отставания ребенка в развитии от возрастных норм, прожившего в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На изучение данного раздела отводится не менее шести академических часов.
Сноска. Раздел 4 - в редакции приказа и.о. Министра культуры и спорта РК от 16.08.2022 № 241 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. Раздел "Особенности развития и поведения детей, подвергавшихся насилию и жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. Сексуализированное поведение" включают изучение следующих тем:
информирование кандидатов в приемные родители о видах жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
понимание кандидатами в приемные родители наличия у детей диспропорции развития, а также формирование у кандидатов в приемные родители умения замечать нарушения в развитии ребенка;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своих возможностей воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение;
сформировать у кандидатов реалистичные представления о детях, оставшихся без попечения родителей, и его потребностях.
На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.
6. Раздел "Стадии переживания горя и потери в жизни ребенка и их особенности. Понимание поведения ребенка в период проживания утраты, разрыва с биологической семьей. Депривация" включает изучение следующих тем:
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
знакомство с понятием идентичность, а также с последствиями потери идентичности;
понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка;
сформировать умение оказать поддержку ребенку, переживающему горе, оценить свою готовность соприкоснуться с горем ребенка.
На изучение данного раздела отводится не менее шести академических часов.
7. Раздел "Этапы адаптация приемного ребенка и приемной семьи. Представление о путях разрешения конфликтов и осознание слабых и сильных сторон как воспитателя" включает изучение следующих тем:
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.
8. Раздел "Трудное" поведение приемного ребенка. Способы реагирования на "трудные" поведение и навыки управления поведением ребенка" включает изучение следующих тем:
формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.
9. Раздел "Представление об основных требованиях к безопасному воспитанию и подходах к формированию полоролевой идентичности детей. Создание безопасной среды для ребенка" включают изучение следующих тем:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.
10. Раздел "Осознание семьи как системы и ее составляющих элементах. Понимание потребностей приемного ребенка и возможностей приемной семьи. Готовность на возможное взаимодействие с биологической семьей" включает изучение следующих тем:
роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка;
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
формирование готовности ориентироваться на возможные взаимодействия с кровной семьей.
На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.
11. Раздел "Основы законодательства Республики Казахстан о семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан" включает изучение следующих тем:
рассмотрение форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Казахстан: усыновление, опека (попечительство), патронат, приемная семья, детский дом семейного типа), а также различий между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Республикой Казахстан к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности/невозможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем), патронатным воспитателем или приемным родителем;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем), патронатным воспитателем, приемным родителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные законодательством субъекта Республики Казахстан; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), патронатными воспитателями, приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства), передачи на патронатное воспитание, в приемную семью или детский дом семейного типа - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), патронатных воспитателей, приемных родителей, а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства, патроната, приемной семьи;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства.
На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.
12. Раздел "Умение отпустить повзрослевшего ребенка либо расстаться с ребенком в случае воссоединения с биологической семьей. Профессиональное сопровождение – как фактор оказания поддержки семьи в период адаптации ребенка" включает изучение следующих тем:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
осознание важности умения отпустить ребенка повзрослевшего ребенка либо расстаться с ребенком в случае воссоединения с биологической семьей;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом;
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
На изучение данного раздела отводится не менее трех академических часов.
Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 апреля 2020 года № 165 |
Правила порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью
Глава 1. Общие положения.
1. Правила порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 9 статьи 91 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года "О браке (супружестве) и семье" (далее – Кодекс) и определяет порядок организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – психологическая подготовка).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) организация по оказанию содействия в устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Казахстан – некоммерческая организация, осуществляющая на безвозмездной основе на территории Республики Казахстан содействие в устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи в соответствии с компетенцией, установленной Кодексом, гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, желающим принять и принявшим детей на воспитание, и аккредитованная для осуществления подобной деятельности в порядке, установленном Кодексом.
Глава 2. Порядок организации деятельности по психологической подготовке
3. Психологическая подготовка осуществляется организациями по оказанию содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Казахстан, а также организациями образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств указанных организаций.
4. Психологическая подготовка граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – кандидаты в приемные родители), осуществляется на безвозмездной основе.
5. Кандидаты в приемные родители для прохождения психологической подготовки обращаются с письменным заявлением о прохождении психологической подготовки в произвольной форме в одну из организаций, указанных в пункте 3 настоящих Правилах расположенных на территории Республики Казахстан.
6. Психологическая подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется организациями в соответствии с программой психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – программа).
7. Организации при обращении к ним кандидатов в приемные родители:
1) информируют кандидатов в приемные родители об организации процесса подготовки, комплектовании групп для прохождения психологической подготовки, дате начала и окончания подготовки;
2) заполняют анкету на кандидата в приемные родители, разработанную и утвержденной организацией, включающей в себя согласие на обработку персональных данных;
3) проводят собеседование кандидатов в приемные родители с педагогом-психологом в форме структурированного интервью;
4) определяют дату и время прохождения психологической подготовки кандидатов в приемные родители;
5) организуют психологическую подготовку кандидатов в приемные родители в соответствии с программой;
6) проводят с письменного согласия кандидатов в приемные родители диагностику и психологическое обследование кандидатов в приемные родители и их семей для оценки психологической готовности к приему ребенка в семью;
7) формируют на каждого кандидата в приемную семью личное дело, содержащее документы и материалы, свидетельствующие о прохождении им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики;
8) выдают сертификат о прохождении психологической подготовки граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее – сертификат) в течение 7 рабочих дней после прохождения программы психологической подготовки в полном объеме.
Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа и.о. Министра культуры и спорта РК от 16.08.2022 № 241 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. Психологическая подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в группах численность не менее 6 и не более 22 человек.
Сноска. Пункт 8 - в редакции приказа и.о. Министра культуры и спорта РК от 16.08.2022 № 241 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. Учет выдачи сертификата осуществляется организациями, путем их регистрации в журнале учета выдачи сертификатов, по форме согласно приложению.
10. Журнал учета выдачи сертификатов хранится в организации не менее 15 лет.
11. В случае утраты сертификата либо его непригодности для дальнейшего использования вследствие износов или повреждения кандидат в приемные родители обращается в организацию, выдавшую сертификат, за получением его дубликата.
12. Дубликат сертификата выдается кандидату в приемные родители на основании его письменного заявления при предъявлении документа, удостоверяющего личность, в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления о выдаче дубликата сертификата.
13. Сведения о выдаче дубликата вносятся в журнал учета выдачи сертификатов с соответствующей отметкой в графе "Примечание".
14. Номер сертификата при выдаче дубликата не изменяется, но на бланке в правом углу добавляется надпись "дубликат".
Приложение к Правилам организации деятельности по подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
№ п/п | ФИО кандидата в приемные родители (далее – кандидат), дата рождения | место жите-льства кандидата | дата подачи заявления о прохождении подготовки | дата начала подготовки | дата окончания подготовки | регист- рацион- ный номер | дата выдачи сертификата | серия и номер бланка | подпись канди-дата, дата получе-ния сертификата | примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Приложение 3 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 апреля 2020 года № 165 |
СЕРТИФИКАТ
о прохождении психологической подготовки граждан Республики Казахстан,
постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих
принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
на воспитание в свою семью
№ _______
Сноска. Приложение 3 - в редакции приказа и.о. Министра культуры и спорта РК от 16.08.2022 № 241 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
от "___" ___________ 20___ г. город (село) ___________________________
Настоящее свидетельство выдано
_____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
в том, что он(а) с _______________ г. по ________________ г. прошел(ла) психологическую
подготовку граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории
Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в свою семью в
_____________________________________________________________________.
(полное наименование организации)
Руководитель организации _________________ _____________________________
(подпись) (ФИО (при наличии))
М.П. _____________________________
номер