Примечание ИЗПИ!
Заголовок предусмотрен в редакции приказа Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 28.11.2022 № 464/НҚ (вводится в действие с 01.01.2023).
В соответствии с подпунктом 17) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации" ПРИКАЗЫВАЮ:
Примечание ИЗПИ!Пункт 1 предусмотрен в редакции приказа Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 28.11.2022 № 464/НҚ (вводится в действие с 01.01.2023).
1. Утвердить прилагаемые правила разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов.
2. Признать утратившим силу приказ Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 19 сентября 2016 года № 159 "Об утверждении Правил разработки, сопровождения реализации и развития архитектуры государственных органов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14523, опубликован 12 января 2017 года в информационно-правовой системе "Әділет").
3. Департаменту цифровизации Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан |
Утвержден приказом министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 12 августа 2019 года № 193/НҚ |
Примечание ИЗПИ!
Правила предусмотрены в редакции приказа Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 28.11.2022 № 464/НҚ (вводится в действие с 01.01.2023).
Правила разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 17) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации" (далее – Закон) и определяют порядок разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) проект в области информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-проект) – экономически обоснованный комплекс работ по созданию, развитию и сопровождению объектов информатизации "электронного правительства", финансирование которого осуществляются за счет бюджетных средств, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;
2) проектная документация проекта в области информационно-коммуникационных технологий (далее – проектная документация) - совокупность документов, включающая инвестиционное предложение, финансово-экономическое обоснование, конкурсную документацию, бизнес-план по проектам государственно-частного партнерства, содержащая описание проекта в области информационно-коммуникационных технологий, раскрывающее целесообразность реализации, технико-экономические параметры проекта, а также основные технические и технологические решения;
3) портфель проектов в области информационно-коммуникационных технологий (далее – портфель ИКТ-проектов) – набор проектов в отрасли информационно-коммуникационных технологий, объединенных вместе с целью эффективного управления их реализацией;
4) информационное обеспечение – доступность документов, данных и электронных информационных ресурсов, используемых для принятия решений;
5) государственный орган (далее – ГО) – центральный исполнительный орган и государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, а также местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы;
6) информационное взаимодействие – процесс обмена сведениями и информацией между структурными подразделениями ГО, ГО с подведомственными организациями, другими ГО, физическими и юридическими лицами;
7) уполномоченный орган в сфере информатизации (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере информатизации и "электронного правительства";
8) архитектура ГО – описание текущего и планируемого состояния ГО, включая его задачи, функции, организационную структуру, электронные информационные ресурсы, информационно-коммуникационную инфраструктуру и их взаимосвязь;
9) текущее состояние архитектуры ГО (далее – текущая архитектура ГО) – представление архитектуры ГО по состоянию на момент ее разработки;
10) целевое (планируемое) состояние архитектуры ГО (далее – целевая архитектура ГО) – представление архитектуры ГО на будущее время, которое определяет пятилетнюю стратегию информатизации ГО;
11) масштаб архитектуры ГО – границы по разработке или развитию архитектуры ГО, характеризующиеся временными рамками и количеством структурных и организационных единиц;
12) контекст архитектуры ГО – внутренняя среда и внешние условия функционирования ГО, в рамках которых осуществляется разработка и развитие архитектуры ГО;
13) заинтересованная сторона архитектуры ГО и (или) проекта в области информационно-коммуникационных технологий (далее – заинтересованная сторона) - юридическое лицо (государственное юридическое лицо, казенное предприятие, государственное предприятие на праве хозяйственного ведения, субъект квазигосударственного сектора), на деятельность которого окажет влияние разработка или развитие архитектуры ГО, имеющее ожидание и интересы в отношении объектов информатизации "электронного правительства" предназначенных для формирования государственных электронных информационных ресурсов в рамках осуществления государственных функций и оказания государственных услуг;
14) сервисный интегратор "электронного правительства" (далее – сервисный интегратор) – юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложены функции по методологическому обеспечению развития архитектуры "электронного правительства" и типовой архитектуры "электронного акимата", а также иные функции, предусмотренные Законом;
15) представление архитектуры ГО (далее – представление) – формализованное описание объектов деятельности ГО и их взаимосвязь в виде архитектурных артефактов (списков, таблиц и моделей) отражающие состояние ГО на определенный момент времени, включая миссию, цели и целевые индикаторы, задачи, функции, организационную структуру, электронные информационные ресурсы, информационно-коммуникационную инфраструктуру ГО и их взаимосвязь;
16) ограничение архитектуры ГО (далее – ограничение) – внутриведомственные либо внешние ограничения, требования или условия, накладываемые на архитектуру ГО;
17) методологическое обеспечение разработки, развития и сопровождения реализации архитектуры ГО (далее - методологическое обеспечение) - методика по разработке, развитию и сопровождению реализации архитектуры ГО, разработанная и введенная сервисным интегратором в соответствии с подпунктом 3) статьи 12 Закона.
Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Совокупность архитектур ГО составляют архитектуру "электронного правительства".
4. Архитектура ГО предназначена для решения следующих задач:
1) формирование среднесрочного плана информатизации ГО;
2) определение приоритетных направлений расходов на информатизацию ГО;
3) оптимизация расходов на информатизацию ГО;
4) исключение дублирования объектов информатизации "электронного правительства" и создание возможностей для совместного использования объектов информатизации "электронного правительства" в ГО или несколькими ГО;
5) определение оптимального уровня и формата автоматизации государственных функций ГО и оказания вытекающих из них государственных услуг;
6) обеспечение оптимального выбора и эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в реализацию целей и задач ГО.
5. Архитектура ГО включает описание текущей архитектуры ГО, целевой архитектуры ГО и среднесрочное планирование информатизации ГО и реализации архитектуры ГО.
6. Целевая архитектура ГО отражает пятилетний план информатизации деятельности ГО.
7. Формирование архитектуры ГО осуществляется в следующем порядке:
1) инициация разработки или развития архитектуры ГО;
2) разработка или развитие архитектуры ГО;
3) реализация архитектуры ГО;
4) сопровождение реализации и мониторинг реализации архитектуры ГО.
8. Типовая архитектура "электронного акимата" состоит из следующих структурных элементов:
1) типового набора целевых индикаторов информатизации местных исполнительных органов;
2) типового набора нефункциональных требований к информационно-коммуникационной инфраструктуре (далее – ИК-инфраструктура) и типового состава компонентов ИК-инфраструктуры;
3) типового набора, включающего в себя:
группы функций местных исполнительных органов и описание стандартных способов их автоматизации;
информационные ресурсы и описание подходов к их ведению, управлению и обмену сведениями между ГО;
описание областей автоматизации и функциональных требований к программным продуктам, направленным на автоматизацию группы функций местных исполнительных органов;
4) базовых минимальных требований к обязательным типовым ИКТ-проектам, необходимым для реализации инициативы "умных городов" по всем городам Казахстана.
9. Развитие типовой архитектуры "электронного акимата" как компонента архитектуры "электронного правительства" осуществляется по итогам анализа разработанных архитектур ГО сервисным интегратором с внесением предложений уполномоченному органу по изменению и развитию структурных элементов типовой архитектуры "электронного акимата".
10. Сервисный интегратор проводит для определения уровня зрелости по управлению архитектурой ГО, на котором находится в текущее время ГО, оценку уровня готовности процессов по управлению архитектурой ГО (далее –Оценка).
Оценка проводится в соответствии с Методикой операционной оценки деятельности государственных органов по блоку "Организационное развитие государственного органа", утвержденной совместным приказом исполняющего обязанности Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 27 января 2020 года № 32/НҚ и Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 28 января 2020 года № 25 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19950) (далее – Методика).
Сноска. Пункт 10 – в редакции приказа Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 12.04.2021 № 126/НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 2. Порядок разработки или развития архитектуры ГО
Параграф 1. Инициация разработки или развития архитектуры ГО
11. В реализацию подпунктов 5) статей 9 и 10 Закона ГО обеспечивают инициацию разработки архитектуры ГО. ГО также обеспечивает инициацию разработки архитектуры ГО в случае планирования ГО разработки документа среднесрочного планирования цифровизации, или установления на протяжении трех и более лет низкой итоговой оценки по направлению "Применение информационных технологий" в соответствии с Методикой.
12. Уполномоченный орган в рамках координации разработки архитектуры ГО:
1) разрабатывает и утверждает среднесрочный план разработки или развития архитектур ГО;
2) уведомляет ГО о необходимости своевременной подачи заявки на разработку или развитие архитектуры ГО.
13. Основаниями развития архитектуры ГО являются:
1) реорганизация ГО Республики Казахстан путем их преобразования в соответствующие ГО с передачей функций и полномочий в регулируемой сфере от ГО, в котором архитектура ГО разрабатывалась, в ГО, в котором не разрабатывалась архитектура ГО, а также от ГО в ГО, в которых архитектура ГО разработана;
2) принятие новых либо внесения изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты или документы Системы государственного планирования, определенные Системой государственного планирования в Республике Казахстан утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 (далее – документы Системы государственного планирования), регулирующих деятельность ГО;
3) потребность ГО в оптимизации и автоматизации государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг и, как следствие, необходимость создания или развития объектов информатизации "электронного правительства";
4) изменение требований к информационному обеспечению деятельности, объектам информатизации "электронного правительства" ГО, в том числе из-за изменения функций, структуры ГО;
5) изменение структуры и (или) объема бюджетных расходов в сфере информатизации;
6) определение сервисным интегратором в рамках сопровождения реализации архитектуры ГО необходимости внесения изменений или переработки архитектуры ГО.
14. Приоритетность услуг по разработке или развитию архитектуры ГО обусловлены безотлагательностью и сроками реализации:
1) норм законов Республики Казахстан по оптимизации и автоматизации государственных функций и государственных услуг;
2) мероприятий и инициатив по информатизации, в том числе деятельности ГО, определенных положениями документов Системы государственного планирования, посланий, отдельных поручений Президента Республики Казахстан, поручениями Премьер-Министра Республики Казахстан или его заместителей;
3) изменения подходов к исполнению деятельности ГО с учетом применимых цифровых трендов и ИКТ.
15. Процесс инициации разработки или развития архитектуры ГО включает следующие операции:
1) анализ ГО оснований развития архитектуры ГО и приоритетности разработки или развития архитектуры ГО;
2) подготовка на архитектурном портале "электронного правительства" (далее – архитектурный портал) ГО заявки на инициацию разработки или развитие архитектуры ГО согласно Приложения 1 к настоящим Правилам (далее – Заявка) с указанием оснований и приоритетности разработки или развития архитектуры ГО и отправление ее сервисному интегратору в форме электронного документа;
3) рассмотрение сервисным интегратором поступившей Заявки и отправление посредством архитектурного портала предложения на Заявку с указанием сроков начала услуги, сроков выполнения услуги и необходимого бюджета на следующий финансовый год;
4) подтверждение ГО предложения сервисного интегратора и направление посредством архитектурного портала в его адрес уведомления в произвольной форме;
5) включение необходимого объема финансирования по разработке или развитию архитектуры ГО в бюджетную заявку ГО на очередной плановый период в соответствии с правилами составления и представления бюджетной заявки, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24 ноября 2014 года № 511 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10007) (далее- правила составления и представления бюджетной заявки).
16. ГО по результатам анализа оснований и приоритетности разработки или развития архитектуры ГО формирует на архитектурном портале и направляет сервисному интегратору Заявку для определения сроков начала и выполнения услуги, необходимого бюджета на следующий финансовый год.
В случае наступления условий, определенных подпунктом 1) пункта 13 настоящих Правил для разработанного проекта архитектуры ГО, ГО инициирует развитие разработанной архитектуры ГО.
17. Рассмотрение Заявки осуществляется сервисным интегратором в течение пяти рабочих дней с даты ее поступления.
18. В рамках рассмотрения Заявки сервисный интегратор оценивает основания, устанавливает приоритетность, определяет объем предстоящей услуги по разработке или развитию архитектуры ГО и планирует необходимые ресурсы для ее выполнения, сроки начала и выполнения услуги, необходимый бюджет с учетом масштаба архитектуры ГО, а также в соответствии с нормативными документами сервисного интегратора по нормам труда, разработанные и введенные в соответствии с пунктом 2 статьи 101 Трудового кодекса от 23 ноября 2015 года.
По итогам рассмотрения поступившей Заявки сервисный интегратор отправляет посредством архитектурного портала предложение ГО с указанием сроков начала услуги и выполнения услуги, необходимого бюджета на следующий финансовый год.
19. Потребность в развитии архитектуры ГО определяется основаниями определенных пунктом 13 настоящих Правил и в зависимости от изменений архитектуры ГО, развитие архитектуры ГО делится на следующие уровни масштаба изменений:
1) изменение архитектуры ГО связано с необходимостью комплексного пересмотра отрасли (сферы) и связанных с ней ИКТ-проектов;
2) переработка архитектуры ГО связана с необходимостью проведения изменений в компетенциях, задачах и функциях ГО, влекущие за собой кардинальное изменение текущего и целевого состояний архитектуры ГО.
Переработка архитектуры ГО осуществляется в установленные для разработки архитектуры ГО сроки начала услуги, сроки выполнения услуги и необходимый бюджет.
20. ГО на архитектурном портале по результатам рассмотрения сервисным интегратором Заявки, осуществляет подтверждение предложения на представленные сервисным интегратором условия в течение пяти рабочих дней с даты его поступления.
21. Планирование расходов на оказание услуг по разработке или развитию архитектуры ГО производится ГО в соответствии с инструкцией по составлению, представлению и рассмотрению расчета расходов на государственные закупки товаров, работ, услуг в сфере информатизации, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 16 марта 2016 года № 274 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13631) и правилами составления и представления бюджетной заявки.
По итогам рассмотрения бюджетной заявки уполномоченный орган актуализирует план разработки или развития архитектур ГО в случае не выделения бюджетных средств на разработку или развитие архитектур ГО на очередной плановый период.
22. Необходимый объем расходов на оказание услуг по разработке или развитию архитектуры ГО включается в бюджетную заявку ГО на очередной плановый период на основании направленного предложения сервисного интегратора в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.
23. ГО для разработки, сопровождения реализации и развития архитектуры ГО создают рабочую группу - архитектурный совет (далее - архитектурный совет) с полномочиями, а также обеспечивают для сервисного интегратора необходимые организационные и технические условия.
Архитектурный совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при руководителе ГО. Численный и персональный состав архитектурного совета утверждается руководителем ГО из числа руководителей структурных подразделений, определенных пунктом 25 настоящих Правил.
24. Результаты рассмотрения вопросов повестки дня заседания архитектурного совета с указанием итогов голосования по каждому вопросу заносятся в соответствующий протокол, который формируется на архитектурном портале и посредством системы электронного документооборота направляется в форме электронного документа для согласования присутствовавшими на заседании членами архитектурного совета. Принятая рекомендация архитектурного совета оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем архитектурного совета. Члены архитектурного совета в случае несогласия с принятой рекомендацией излагают свое мнение, которое приобщается к протоколу заседания.
25. В состав архитектурного совета включаются:
руководитель структурного подразделения по информатизации ГО либо лицо его замещающее;
руководитель или заместитель структурного подразделения ГО, регулирующего сферу (отрасль) и осуществляющего специфичные государственные функции и оказание вытекающих из них государственных услуг, представители подведомственных организаций (по согласованию) для:
1) обеспечения сбора и своевременного предоставления информации, материалов и документов, необходимых для разработки или развития архитектуры ГО;
2) участия в интервьюировании и, анкетировании, обсуждении и согласовании результатов разработки или развития архитектуры ГО;
сотрудники сервисного интегратора, непосредственно осуществляющие разработку, сопровождение реализации или развитие архитектуры ГО.
Руководителем архитектурного совета является заместитель руководителя ГО, осуществляющий контроль, организацию и координацию работ по информатизации ГО.
Структурное подразделение по информатизации ГО является рабочим органом архитектурного совета и обеспечивает организацию и координацию деятельности по разработке, сопровождению реализации или развитию архитектуры ГО, а также согласование результатов разработки или развития архитектуры ГО со стороны ГО. Функциями рабочего органа являются подготовка материалов к заседаниям в соответствии со сроками и повесткой дня, определяемыми архитектурным советом, рассылка их членам архитектурного совета, подготовка протоколов заседаний архитектурного совета.
Параграф 2. Разработка или развитие архитектуры ГО
26. Архитектура ГО для центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, разрабатывается сервисным интегратором в соответствии с настоящими Правилами, требованиями по развитию архитектуры "электронного правительства", утвержденных приказом Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 239 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17046) (далее – Требования), а также на основании целей и задач ГО.
Архитектура ГО для местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы разрабатывается в соответствии с типовой архитектурой "электронного акимата", утвержденной приказом Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 3 июля 2018 года № 304 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17191) (далее - типовая архитектура "электронного акимата"), настоящими Правилами, Требованиями, а также на основании целей и задач ГО, с учетом направлений деятельности местного исполнительного органа и особенностей социально-экономического развития административно-территориальной единицы.
Сервисный интегратор при разработке или развитие архитектуры ГО руководствуется настоящими Правилами, Требованиями, типовой архитектурой "электронного акимата" и методологическим обеспечением.
Архитектура ГО для местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы разработанная сервисным интегратором местному исполнительному органу области, городу республиканского значения, столице, включает описание и положения для местного исполнительного органа района, города областного значения, района в городе, города, города районного значения, поселка, села, сельского округа.
27. В соответствии с планом разработки или развития архитектур ГО и, согласно утвержденной бюджетной заявке, ГО обеспечивает реализацию положений, предусмотренных параграфом 1 главы 2 настоящих Правил, для осуществления сервисным интегратором разработки или развития (переработки) архитектуры ГО не позднее 1 марта, а для развития (изменения) архитектуры ГО не позднее 1 июля.
28. Сервисный интегратор формирует ожидания ГО от разработки или развития архитектуры ГО, включая:
1) контекст архитектуры ГО;
2) недостатки и ограничения деятельности ГО, решаемые посредством разработки или развития архитектуры ГО;
3) перечень заинтересованных сторон с указанием их ожиданий.
29. Процесс разработки или развития архитектуры ГО включает следующие этапы:
1) определение текущей архитектуры ГО;
2) описание стратегических целей, целевых индикаторов, задач, показателей и проблем ГО;
3) формирование целевой архитектуры ГО;
4) среднесрочное планирование информатизации ГО и реализации архитектуры ГО (далее – План реализации).
30. В рамках определения текущей архитектуры ГО сервисный интегратор:
1) определяет отрасли (сферы) государственного управления за которые ответственен ГО, и осуществляемые им специфичные государственные функции и вытекающие из них государственные услуги;
2) описывает существующий перечень государственных услуг, определенных ГО как подлежащие оптимизации и автоматизации;
3) описывает организационную структуру и формализует в рамках масштаба архитектуры ГО деятельность ГО в виде бизнес-процессов;
4) проводит в рамках масштаба архитектуры ГО обследование и описание объектов информатизации "электронного правительства";
5) описывает существующее информационное обеспечение, включая перечень источников информации и потоков информационного взаимодействия ГО, а также интеграции с компонентами внутреннего и внешнего контуров "электронного правительства";
6) проводит анализ существующих ИКТ-проектов ГО и зависимости между внутриведомственными, отраслевыми и межведомственными ИКТ-проектами.
31. В рамках описания стратегических целей, целевых индикаторов, задач и показателей, проблем и возможностей ГО сервисный интегратор:
1) описывает перечень целей, задач, целевых индикаторов и показателей ГО, отраженных в законах Республики Казахстан и документах Системы государственного планирования, соответствующих контексту разрабатываемой архитектуры ГО;
2) определяет существующие проблемы (недостатки и ограничения) деятельности, выявляет возможные причины их возникновения, а также рассматривает возможность их решения посредством применения ИКТ в ГО.
32. В рамках формирования целевой архитектуры ГО сервисный интегратор:
1) формирует предложения по изменению подходов к исполнению деятельности ГО с учетом применимых цифровых трендов (от 1 до 5 лет);
2) описывает в рамках масштаба архитектуры ГО целевое состояние бизнес-процессов ГО в регулируемых сферах (отраслях) обеспечивающие реализацию государственных функций и вытекающих из них государственных услуг;
3) формирует перечень инициатив по цифровизации в виде предлагаемых ИКТ-проектов.
33. В рамках Плана реализации сервисный интегратор:
1) формирует предложения по консолидации, приостановлению, отказу от реализации или пересмотру текущих ИКТ-проектов и находящихся в эксплуатации объектов информатизации "электронного правительства", в том числе, изменение приоритета, оптимизация, бюджета, сроков и масштаба реализации, в целях обеспечения соответствия целевой архитектуре ГО;
2) формализует перечень инициатив по цифровизации в целевой портфель ИКТ-проектов, который, в том числе, включает текущие ИКТ-проекты ГО с учетом рекомендаций по их пересмотру, исключения дублирования объектов информатизации "электронного правительства" и создание возможностей для совместного использования объектов информатизации "электронного правительства" в ГО или несколькими ГО;
3) проводит описание паспортов ИКТ-проектов с указанием целей и задач, сроков реализации, необходимого объема инвестиций, ожидаемых результатов, содержания с привязкой к целевым бизнес-процессам, подлежащим автоматизации, масштаба, интеграции и формата реализации;
4) формирует перечень мероприятий по выводу из эксплуатации, замене, постановке на баланс, учету и актуализации сведений об объектах информатизации "электронного правительства", предложения по внесению соответствующих изменений в документы Системы государственного планирования Республики Казахстан третьего уровня;
5) формирует план-график по реализации ИКТ-проектов целевой архитектуры ГО.
34. Сервисный интегратор при разработке или развитию архитектуры ГО обеспечивает соблюдение законодательства в сфере информатизации.
35. Сервисный интегратор по результатам выполнения процесса разработки или развития архитектуры ГО проводит архитектурному совету презентацию для обсуждения и согласования результатов.
Результатом выполнения мероприятий по разработке или развитию архитектуры ГО является согласованный архитектурным советом проект архитектуры ГО.
Глава 3. Реализация архитектуры ГО
Параграф 1. Согласование и утверждение проекта архитектуры ГО
36 . Реализация архитектуры ГО включает этапы:
1) согласование и утверждение проекта архитектуры ГО;
2) реализация архитектуры ГО.
37. ГО по результатам разработки или развития архитектуры ГО в течение пяти рабочих дней направляет проект архитектуры ГО на согласование в уполномоченный орган и одновременно в реализацию второго абзаца пункта 1-1 статьи 23 Закона размещает на архитектурном портале для публичного обсуждения материалы Плана реализации, предусмотренные подпунктами 3) и 5) пункта 33 настоящих Правил.
Изменения архитектуры ГО в рамках развития архитектуры ГО предусмотренные пунктом 19 настоящих Правил согласовываются и утверждаются в соответствии с настоящим параграфом.
38. Публичное обсуждение Плана реализации на архитектурном портале осуществляется при соблюдении следующих условий:
к размещенному для публичного обсуждения Плану реализации принимаются замечания и (или) предложения от ГО и зарегистрированных на архитектурном портале организаций (далее - пользователи) только в отношении конкретных структурных элементов паспорта ИКТ-проекта или плана-графика по реализации ИКТ-проектов целевой архитектуры ГО, с кратким обоснованием;
Срок публичного обсуждения Плана реализации на архитектурном портале составляет пять рабочих дней с даты их размещения на архитектурном портале.
39. Архитектурный совет рассматривает замечания и (или) предложения, к Плану реализации в срок не позднее пяти рабочих дней после завершения публичного обсуждения, и принимает решение об их принятии либо отклонении с указанием обоснований, с опубликованием на архитектурном портале отчета о завершении публичного обсуждения и принятых решений архитектурным советом (далее-отчет) по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
40. Уполномоченный орган представляет свои предложения или осуществляет согласование проекта архитектуры ГО не позднее пяти рабочих дней с даты опубликования отчета.
Уполномоченный орган осуществляет рассмотрение и согласование проекта архитектуры ГО параллельно с публичным обсуждением на архитектурном портале.
41. По результатам публичных обсуждений материалов Плана реализации, предусмотренные подпунктами 3) и 5) пункта 33 настоящих Правил, а также итогов рассмотрения и согласования уполномоченным органом проекта архитектуры ГО, сервисный интегратор в течение десяти рабочих дней по согласованию с архитектурным советом вносит необходимые изменения в проект архитектуры ГО.
42. ГО по результатам внесенных необходимых изменений в проект архитектуры ГО согласно пункту 41 настоящих Правил, осуществляет в течение десяти рабочих дней утверждение проекта архитектуры ГО первым руководителем ГО либо лицом, его замещающим.
43. ГО размещает на архитектурном портале результаты разработки или развития архитектуры ГО в течение десяти рабочих дней после утверждения архитектуры ГО с соблюдением пункта 8-1 Единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832.
44. ГО для реализации подпункта 13) статьи 9 или подпункта 7) статьи 10 Закона размещает на своем интернет-ресурсе информацию в рамках архитектуры ГО, предусмотренную подпунктами 3) и 5) пункта 33 настоящих Правил.
45. ГО после утверждения архитектуры ГО вносит изменения в документы Системы государственного планирования третьего уровня с целью отражения в них наименования ИКТ-проектов архитектуры ГО, мер и мероприятий по реализации архитектуры ГО направленные на достижение целей и задач ГО.
В государственную программу в сфере информатизации ГО вносит предложения по изменению, в случае наличия в утвержденной архитектуре ГО межведомственного ИКТ-проекта.
Параграф 2. Реализация архитектуры ГО
46. ГО обеспечивает реализацию утвержденной архитектуры ГО во исполнение подпунктов 5) статьи 9 и 10 Закона.
Автоматизация деятельности ГО, в том числе государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг, осуществляется путем создания и развития объектов информатизации "электронного правительства" либо путем приобретения объектов информатизации "электронного правительства" или информационно-коммуникационных услуг в соответствии с утвержденной архитектурой ГО, а в случае ее отсутствия – на основании решения ГО о необходимости автоматизации, согласованного с уполномоченным органом.
47. ГО реализует утвержденную архитектуру ГО в соответствии с Планом реализации, в том числе, через реализацию ИКТ-проектов, посредством государственных закупок товаров, работ и услуг в сфере информатизации и способами, установленными законодательством Республики Казахстан в сфере информатизации.
ГО реализует ИКТ-проекты в соответствии с нормативно-технической документацией по созданию объектов информатизации "электронного правительства" и управлению проектами, действующими на территории Республики Казахстан.
48. В зависимости от выбранной модели финансирования ИКТ-проектов ГО осуществляет мероприятия по реализации ИКТ-проектов, в том числе, разрабатывает и (или) организует разработку необходимой технической и проектной документации ИКТ-проектов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
49. Положения утвержденной архитектуры ГО для дальнейшей реализации включается в состав технической и проектной документации ИКТ-проектов.
Архитектурный совет подтверждает соответствие технической и проектной документации ИКТ-проектов утвержденной архитектуре ГО, и при необходимости вносит предложения по развитию или актуализации архитектуры ГО.
50. Структурное подразделение ГО, ответственное за реализацию ИКТ-проектов, и структурное подразделение по информатизации ГО, обеспечивают соответствие реализуемых ИКТ-проектов положениям утвержденной архитектуры ГО.
51. При проведении ГО функционального обзора в соответствии с методикой по проведению отраслевых (ведомственных) функциональных обзоров деятельности государственных органов утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 февраля 2017 года № 84 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14941), ГО использует необходимые материалы утвержденной архитектуры ГО.
Глава 4. Сопровождение реализации и мониторинг реализации архитектуры ГО
Параграф 1. Сопровождение реализации архитектуры ГО
52. Сопровождение реализации архитектуры ГО осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, методологическим обеспечением сервисного интегратора и законодательством Республики Казахстан.
53. Процесс инициации сопровождения реализации архитектуры ГО включает следующие операции:
1) подготовка уполномоченным органом на архитектурном портале заявки на инициацию сопровождения реализации архитектуры ГО согласно Приложению 3 к настоящим Правилам (далее - Заявка на сопровождение) и отправление ее сервисному интегратору в форме электронного документа;
2) рассмотрение сервисным интегратором поступившей Заявки на сопровождение и отправление посредством архитектурного портала предложения на Заявку на сопровождение с указанием сроков начала услуги, сроков выполнения услуги и необходимого бюджета;
3) подтверждение уполномоченным органом принятия предложения сервисного интегратора и направление посредством архитектурного портала в его адрес уведомления;
4) включение уполномоченным органом необходимого объема финансирования по сопровождению реализации архитектуры ГО в бюджетную заявку на очередной плановый период планирования.
54. В рамках сопровождения реализации архитектур ГО сервисный интегратор:
1) проводит оценку соответствия хода реализации ИКТ-проектов и мероприятий по реализации ИКТ-проектов положениям утвержденной архитектуры ГО;
2) обеспечивает консультационную и методологическую поддержку мероприятий Плана реализации утвержденной архитектуры ГО;
3) определяет необходимость и уровень масштаба изменений в архитектуру ГО;
4) формирует рекомендации для ГО по исключению несоответствий, реализуемых ИКТ-проектов и мероприятий, положениям архитектуры ГО;
5) проводит актуализацию архитектуры ГО на основании предложений архитектурного совета, связанных с редакционными изменениями представлений архитектуры ГО посредством переименования, уточнения и (или) корректировки значений в представлениях архитектуры ГО с целью обеспечения их корректности и применимости.
По результатам актуализации архитектуры ГО не требуется публичное обсуждение и согласование уполномоченным органом.
55. Формирование ГО заявки на оказание консультационной и методологической поддержки осуществляется посредством архитектурного портала, где отражено категория вопроса, сам вопрос и удостоверение посредством электронной цифровой подписи.
Оказание ГО консультационной и методологической поддержки осуществляется, в том числе посредством обращения в Единый контакт-центр по номеру 1414.
56. Результаты сопровождения реализации архитектуры ГО используются уполномоченным органом при мониторинге реализации архитектур ГО и формировании заключения по оценке эффективности деятельности ГО по применению ИКТ и оценки качества оказания государственных услуг в электронной форме в соответствии с Методикой.
Параграф 2. Мониторинг реализации архитектуры ГО
57. Уполномоченный орган в реализацию подпункта 41) статьи 7 Закона осуществляет на постоянной и системной основе мониторинг хода реализации утвержденных архитектур ГО.
58. Уполномоченный орган по результатам мониторинга хода реализации утвержденных архитектур ГО делает выводы об уровне масштаба изменений для развития архитектуры ГО и направляет ГО соответствующее уведомление для реализации подпунктов 5) статьи 9 и 10 Закона.
59. Уполномоченный орган вносит выводы мониторинга реализации архитектур ГО, оценки степени достижения планируемых результатов ИКТ-проектов в рамках утвержденной архитектуры ГО и мероприятий по реализации ИКТ-проектов в заключение по оценке эффективности деятельности ГО по применению ИКТ и оценки качества оказания государственных услуг в электронной форме в соответствии с Методикой.
Приложение 1 к Правилам разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов |
Заявка на инициацию разработки или развития архитектуры ГО
Функциональный масштаб архитектуры ГО
Характеристика | Значение |
1. Общее количество структурных подразделений (Департамент, Комитет, Управление) | |
1.1. Из них регулируемой сфере (отрасли) (реализующие специфичные государственные функции) | |
2. Наличие и количество территориальных подразделений | |
3. Перечень подведомственных/подотчетных организаций | |
4. Перечень регулируемых сфер (отраслей) (например: Здравоохранение, Социальное развитие, Трудовые отношения, Образование, Наука и иные) | |
5. Количество функциональных задач из положения или устава | |
6. Количество функций из положения или устава | |
7. Перечень документов Системы государственного планирования, по которым ГО осуществляют мониторинг достижения целей, задач, целевых индикаторов и показателей деятельности ГО | |
8. Перечень нормативных правовых актов, по которым ГО осуществляют правовой мониторинг (принятые ими, и (или) разработчиками которых они являлись, либо относящиеся к их компетенции) | |
9. Перечень принимаемых отчетов от юридических лиц и направляемых в иные ГО | |
10. Штатная численность ГО, человек |
Технологический масштаб архитектуры ГО
1. Общее количество функционирующих объектов информатизации "электронного правительства" | |
1.1. Количество основных (отраслевых) объектов информатизации "электронного правительства" (объекты информатизации "электронного правительства" реализованные под специфические задачи ГО или имеющие отраслевую специфику, которые отсутствуют в других ГО) | |
1.2. Количество вспомогательных объектов информатизации "электронного правительства" (объекты информатизации "электронного правительства" и готовые программные продукты, автоматизирующие общие поддерживающие функции, например: бухгалтерский учет, управление кадрами, документооборот, корпоративный портал, платежи и т.п.) | |
1.3. Количество общих компонентов (системы и готовые программные продукты, реализующих типовые автоматизированные задачи - интеграции, аналитика, управление нормативно-справочной информацией, управление данными, обеспечение защиты информации, геоинформационная система) | |
2. Количество реализующихся и или запланированных ИКТ-проектов | |
3. Максимальное количество объектов внедрения информационных систем (зданий и структурных подразделений) | |
4. Количество собственных и или арендуемых серверных помещений (центров обработки данных) | |
5. Количество собственного и арендуемого серверного и телекоммуникационного оборудования | |
6. Количество единиц собственного, арендуемого и или используемого общесистемного программного обеспечения (количество типов ОС, СУБД, серверов приложений, средств защиты информации, антивирусов и т.п.) |
Приложение 2 к Правилам разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов |
Отчет
о завершении публичного обсуждения проекта Плана реализации
"_____________________________________________________________"
(наименование ГО)
Дата формирования отчета:
Всего предложений:
Всего ответов:
Всего голосов пользователей "за" (предложение):
Всего голосов пользователей "против" (предложения):
Категория: ГО:
№ п/п | Дата создания | Комментируемая структурная часть | Текст предложения | Текст ответа ГО | Количество голосов пользователей "за" предложение | Количество голосов пользователей "против" предложения |
Приложение 3 к Правилам разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов |
Заявка на инициацию сопровождения реализации архитектуры ГО
1. Общее количество разработанных и утвержденных архитектур ГО | |
2. Количество ИКТ-проектов в планах-графиках по реализации ИКТ-проектов разработанных и утвержденных архитектурах ГО |