Об утверждении правил разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов

Приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 12 августа 2019 года № 193/НҚ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 августа 2019 года № 19249.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 17) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые правила разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 19 сентября 2016 года № 159 "Об утверждении Правил разработки, сопровождения реализации и развития архитектуры государственных органов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14523, опубликован 12 января 2017 года в информационно-правовой системе "Әділет").

      3. Департаменту цифровизации Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан

  Утвержден
приказом министра
цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
от 12 августа 2019 года № 193/НҚ

Правила разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 17) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации" (далее – Закон) и определяют порядок разработки, реализации, сопровождения реализации, мониторинга и развития архитектуры государственных органов.

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) проект в области информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-проект) – экономически обоснованный комплекс работ по созданию, развитию и сопровождению объектов информатизации "электронного правительства", финансирование которого осуществляются за счет бюджетных средств, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;

      2) проектная документация проекта в области информационно-коммуникационных технологий (далее – проектная документация) - совокупность документов, включающая инвестиционное предложение, финансово-экономическое обоснование, конкурсную документацию, бизнес-план по проектам государственно-частного партнерства, содержащая описание проекта в области информационно-коммуникационных технологий, раскрывающее целесообразность реализации, технико-экономические параметры проекта, а также основные технические и технологические решения;

      3) портфель проектов в области информационно-коммуникационных технологий (далее – портфель ИКТ-проектов) – набор проектов в отрасли информационно-коммуникационных технологий, объединенных вместе с целью эффективного управления их реализацией;

      4) информационное обеспечение – доступность документов, данных и электронных информационных ресурсов, используемых для принятия решений;

      5) государственный орган (далее – ГО) – центральный исполнительный орган и государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, а также местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы;

      6) информационное взаимодействие – процесс обмена сведениями и информацией между структурными подразделениями ГО, ГО с подведомственными организациями, другими ГО, физическими и юридическими лицами;

      7) уполномоченный орган в сфере информатизации (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере информатизации и "электронного правительства";

      8) архитектура ГО – описание текущего и планируемого состояния ГО, включая его задачи, функции, организационную структуру, электронные информационные ресурсы, информационно-коммуникационную инфраструктуру и их взаимосвязь;

      9) текущее состояние архитектуры ГО (далее – текущая архитектура ГО) – представление архитектуры ГО по состоянию на момент ее разработки;

      10) целевое (планируемое) состояние архитектуры ГО (далее – целевая архитектура ГО) – представление архитектуры ГО на будущее время, которое определяет пятилетнюю стратегию информатизации ГО;

      11) масштаб архитектуры ГО – границы по разработке или развитию архитектуры ГО, характеризующиеся временными рамками и количеством структурных и организационных единиц;

      12) контекст архитектуры ГО – внутренняя среда и внешние условия функционирования ГО, в рамках которых осуществляется разработка и развитие архитектуры ГО;

      13) заинтересованная сторона архитектуры ГО и (или) проекта в области информационно-коммуникационных технологий (далее – заинтересованная сторона) - юридическое лицо (государственное юридическое лицо, казенное предприятие, государственное предприятие на праве хозяйственного ведения, субъект квазигосударственного сектора), на деятельность которого окажет влияние разработка или развитие архитектуры ГО, имеющее ожидание и интересы в отношении объектов информатизации "электронного правительства" предназначенных для формирования государственных электронных информационных ресурсов в рамках осуществления государственных функций и оказания государственных услуг;

      14) сервисный интегратор "электронного правительства" (далее – сервисный интегратор) – юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложены функции по методологическому обеспечению развития архитектуры "электронного правительства" и типовой архитектуры "электронного акимата", а также иные функции, предусмотренные Законом;

      15) представление архитектуры ГО (далее – представление) – формализованное описание объектов деятельности ГО и их взаимосвязь в виде архитектурных артефактов (списков, таблиц и моделей) отражающие состояние ГО на определенный момент времени, включая миссию, цели и целевые индикаторы, задачи, функции, организационную структуру, электронные информационные ресурсы, информационно-коммуникационную инфраструктуру ГО и их взаимосвязь;

      16) ограничение архитектуры ГО (далее – ограничение) – внутриведомственные либо внешние ограничения, требования или условия, накладываемые на архитектуру ГО;

      17) методологическое обеспечение разработки, развития и сопровождения реализации архитектуры ГО (далее - методологическое обеспечение) - методика по разработке, развитию и сопровождению реализации архитектуры ГО, разработанная и введенная сервисным интегратором в соответствии с подпунктом 3) статьи 12 Закона.

      Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      3. Совокупность архитектур ГО составляют архитектуру "электронного правительства".

      4. Архитектура ГО предназначена для решения следующих задач:

      1) формирование среднесрочного плана информатизации ГО;

      2) определение приоритетных направлений расходов на информатизацию ГО;

      3) оптимизация расходов на информатизацию ГО;

      4) исключение дублирования объектов информатизации "электронного правительства" и создание возможностей для совместного использования объектов информатизации "электронного правительства" в ГО или несколькими ГО;

      5) определение оптимального уровня и формата автоматизации государственных функций ГО и оказания вытекающих из них государственных услуг;

      6) обеспечение оптимального выбора и эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в реализацию целей и задач ГО.

      5. Архитектура ГО включает описание текущей архитектуры ГО, целевой архитектуры ГО и среднесрочное планирование информатизации ГО и реализации архитектуры ГО.

      6. Целевая архитектура ГО отражает пятилетний план информатизации деятельности ГО.

      7. Формирование архитектуры ГО осуществляется в следующем порядке:

      1) инициация разработки или развития архитектуры ГО;

      2) разработка или развитие архитектуры ГО;

      3) реализация архитектуры ГО;

      4) сопровождение реализации и мониторинг реализации архитектуры ГО.

      8. Типовая архитектура "электронного акимата" состоит из следующих структурных элементов:

      1) типового набора целевых индикаторов информатизации местных исполнительных органов;

      2) типового набора нефункциональных требований к информационно-коммуникационной инфраструктуре (далее – ИК-инфраструктура) и типового состава компонентов ИК-инфраструктуры;

      3) типового набора, включающего в себя:

      группы функций местных исполнительных органов и описание стандартных способов их автоматизации;

      информационные ресурсы и описание подходов к их ведению, управлению и обмену сведениями между ГО;

      описание областей автоматизации и функциональных требований к программным продуктам, направленным на автоматизацию группы функций местных исполнительных органов;

      4) базовых минимальных требований к обязательным типовым ИКТ-проектам, необходимым для реализации инициативы "умных городов" по всем городам Казахстана.

      9. Развитие типовой архитектуры "электронного акимата" как компонента архитектуры "электронного правительства" осуществляется по итогам анализа разработанных архитектур ГО сервисным интегратором с внесением предложений уполномоченному органу по изменению и развитию структурных элементов типовой архитектуры "электронного акимата".

      10. Сервисный интегратор проводит для определения уровня зрелости по управлению архитектурой ГО, на котором находится в текущее время ГО, оценку уровня готовности процессов по управлению архитектурой ГО (далее –Оценка).

      Оценка проводится в соответствии с Методикой операционной оценки деятельности государственных органов по блоку "Организационное развитие государственного органа", утвержденной совместным приказом исполняющего обязанности Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 27 января 2020 года № 32/НҚ и Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 28 января 2020 года № 25 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19950) (далее – Методика).

      Сноска. Пункт 10 – в редакции приказа Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 12.04.2021 № 126/НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Порядок разработки или развития архитектуры ГО

Параграф 1. Инициация разработки или развития архитектуры ГО

      11. В реализацию подпунктов 5) статей 9 и 10 Закона ГО обеспечивают инициацию разработки архитектуры ГО. ГО также обеспечивает инициацию разработки архитектуры ГО в случае планирования ГО разработки документа среднесрочного планирования цифровизации, или установления на протяжении трех и более лет низкой итоговой оценки по направлению "Применение информационных технологий" в соответствии с Методикой.

      12. Уполномоченный орган в рамках координации разработки архитектуры ГО:

      1) разрабатывает и утверждает среднесрочный план разработки или развития архитектур ГО;

      2) уведомляет ГО о необходимости своевременной подачи заявки на разработку или развитие архитектуры ГО.

      13. Основаниями развития архитектуры ГО являются:

      1) реорганизация ГО Республики Казахстан путем их преобразования в соответствующие ГО с передачей функций и полномочий в регулируемой сфере от ГО, в котором архитектура ГО разрабатывалась, в ГО, в котором не разрабатывалась архитектура ГО, а также от ГО в ГО, в которых архитектура ГО разработана;

      2) принятие новых либо внесения изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты или документы Системы государственного планирования, определенные Системой государственного планирования в Республике Казахстан утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 (далее – документы Системы государственного планирования), регулирующих деятельность ГО;

      3) потребность ГО в оптимизации и автоматизации государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг и, как следствие, необходимость создания или развития объектов информатизации "электронного правительства";

      4) изменение требований к информационному обеспечению деятельности, объектам информатизации "электронного правительства" ГО, в том числе из-за изменения функций, структуры ГО;

      5) изменение структуры и (или) объема бюджетных расходов в сфере информатизации;

      6) определение сервисным интегратором в рамках сопровождения реализации архитектуры ГО необходимости внесения изменений или переработки архитектуры ГО.

      14. Приоритетность услуг по разработке или развитию архитектуры ГО обусловлены безотлагательностью и сроками реализации:

      1) норм законов Республики Казахстан по оптимизации и автоматизации государственных функций и государственных услуг;

      2) мероприятий и инициатив по информатизации, в том числе деятельности ГО, определенных положениями документов Системы государственного планирования, посланий, отдельных поручений Президента Республики Казахстан, поручениями Премьер-Министра Республики Казахстан или его заместителей;

      3) изменения подходов к исполнению деятельности ГО с учетом применимых цифровых трендов и ИКТ.

      15. Процесс инициации разработки или развития архитектуры ГО включает следующие операции:

      1) анализ ГО оснований развития архитектуры ГО и приоритетности разработки или развития архитектуры ГО;

      2) подготовка на архитектурном портале "электронного правительства" (далее – архитектурный портал) ГО заявки на инициацию разработки или развитие архитектуры ГО согласно Приложения 1 к настоящим Правилам (далее – Заявка) с указанием оснований и приоритетности разработки или развития архитектуры ГО и отправление ее сервисному интегратору в форме электронного документа;

      3) рассмотрение сервисным интегратором поступившей Заявки и отправление посредством архитектурного портала предложения на Заявку с указанием сроков начала услуги, сроков выполнения услуги и необходимого бюджета на следующий финансовый год;

      4) подтверждение ГО предложения сервисного интегратора и направление посредством архитектурного портала в его адрес уведомления в произвольной форме;

      5) включение необходимого объема финансирования по разработке или развитию архитектуры ГО в бюджетную заявку ГО на очередной плановый период в соответствии с правилами составления и представления бюджетной заявки, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24 ноября 2014 года № 511 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10007) (далее- правила составления и представления бюджетной заявки).

      16. ГО по результатам анализа оснований и приоритетности разработки или развития архитектуры ГО формирует на архитектурном портале и направляет сервисному интегратору Заявку для определения сроков начала и выполнения услуги, необходимого бюджета на следующий финансовый год.

      В случае наступления условий, определенных подпунктом 1) пункта 13 настоящих Правил для разработанного проекта архитектуры ГО, ГО инициирует развитие разработанной архитектуры ГО.

      17. Рассмотрение Заявки осуществляется сервисным интегратором в течение пяти рабочих дней с даты ее поступления.

      18. В рамках рассмотрения Заявки сервисный интегратор оценивает основания, устанавливает приоритетность, определяет объем предстоящей услуги по разработке или развитию архитектуры ГО и планирует необходимые ресурсы для ее выполнения, сроки начала и выполнения услуги, необходимый бюджет с учетом масштаба архитектуры ГО, а также в соответствии с нормативными документами сервисного интегратора по нормам труда, разработанные и введенные в соответствии с пунктом 2 статьи 101 Трудового кодекса от 23 ноября 2015 года.

      По итогам рассмотрения поступившей Заявки сервисный интегратор отправляет посредством архитектурного портала предложение ГО с указанием сроков начала услуги и выполнения услуги, необходимого бюджета на следующий финансовый год.

      19. Потребность в развитии архитектуры ГО определяется основаниями определенных пунктом 13 настоящих Правил и в зависимости от изменений архитектуры ГО, развитие архитектуры ГО делится на следующие уровни масштаба изменений:

      1) изменение архитектуры ГО связано с необходимостью комплексного пересмотра отрасли (сферы) и связанных с ней ИКТ-проектов;

      2) переработка архитектуры ГО связана с необходимостью проведения изменений в компетенциях, задачах и функциях ГО, влекущие за собой кардинальное изменение текущего и целевого состояний архитектуры ГО.

      Переработка архитектуры ГО осуществляется в установленные для разработки архитектуры ГО сроки начала услуги, сроки выполнения услуги и необходимый бюджет.

      20. ГО на архитектурном портале по результатам рассмотрения сервисным интегратором Заявки, осуществляет подтверждение предложения на представленные сервисным интегратором условия в течение пяти рабочих дней с даты его поступления.

      21. Планирование расходов на оказание услуг по разработке или развитию архитектуры ГО производится ГО в соответствии с инструкцией по составлению, представлению и рассмотрению расчета расходов на государственные закупки товаров, работ, услуг в сфере информатизации, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 16 марта 2016 года № 274 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13631) и правилами составления и представления бюджетной заявки.

      По итогам рассмотрения бюджетной заявки уполномоченный орган актуализирует план разработки или развития архитектур ГО в случае не выделения бюджетных средств на разработку или развитие архитектур ГО на очередной плановый период.

      22. Необходимый объем расходов на оказание услуг по разработке или развитию архитектуры ГО включается в бюджетную заявку ГО на очередной плановый период на основании направленного предложения сервисного интегратора в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.

      23. ГО для разработки, сопровождения реализации и развития архитектуры ГО создают рабочую группу - архитектурный совет (далее - архитектурный совет) с полномочиями, а также обеспечивают для сервисного интегратора необходимые организационные и технические условия.

      Архитектурный совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при руководителе ГО. Численный и персональный состав архитектурного совета утверждается руководителем ГО из числа руководителей структурных подразделений, определенных пунктом 25 настоящих Правил.

      24. Результаты рассмотрения вопросов повестки дня заседания архитектурного совета с указанием итогов голосования по каждому вопросу заносятся в соответствующий протокол, который формируется на архитектурном портале и посредством системы электронного документооборота направляется в форме электронного документа для согласования присутствовавшими на заседании членами архитектурного совета. Принятая рекомендация архитектурного совета оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем архитектурного совета. Члены архитектурного совета в случае несогласия с принятой рекомендацией излагают свое мнение, которое приобщается к протоколу заседания.

      25. В состав архитектурного совета включаются:

      руководитель структурного подразделения по информатизации ГО либо лицо его замещающее;

      руководитель или заместитель структурного подразделения ГО, регулирующего сферу (отрасль) и осуществляющего специфичные государственные функции и оказание вытекающих из них государственных услуг, представители подведомственных организаций (по согласованию) для:

      1) обеспечения сбора и своевременного предоставления информации, материалов и документов, необходимых для разработки или развития архитектуры ГО;

      2) участия в интервьюировании и, анкетировании, обсуждении и согласовании результатов разработки или развития архитектуры ГО;

      сотрудники сервисного интегратора, непосредственно осуществляющие разработку, сопровождение реализации или развитие архитектуры ГО.

      Руководителем архитектурного совета является заместитель руководителя ГО, осуществляющий контроль, организацию и координацию работ по информатизации ГО.

      Структурное подразделение по информатизации ГО является рабочим органом архитектурного совета и обеспечивает организацию и координацию деятельности по разработке, сопровождению реализации или развитию архитектуры ГО, а также согласование результатов разработки или развития архитектуры ГО со стороны ГО. Функциями рабочего органа являются подготовка материалов к заседаниям в соответствии со сроками и повесткой дня, определяемыми архитектурным советом, рассылка их членам архитектурного совета, подготовка протоколов заседаний архитектурного совета.

Параграф 2. Разработка или развитие архитектуры ГО

      26. Архитектура ГО для центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, разрабатывается сервисным интегратором в соответствии с настоящими Правилами, требованиями по развитию архитектуры "электронного правительства", утвержденных приказом Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 239 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17046) (далее – Требования), а также на основании целей и задач ГО.

      Архитектура ГО для местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы разрабатывается в соответствии с типовой архитектурой "электронного акимата", утвержденной приказом Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 3 июля 2018 года № 304 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17191) (далее - типовая архитектура "электронного акимата"), настоящими Правилами, Требованиями, а также на основании целей и задач ГО, с учетом направлений деятельности местного исполнительного органа и особенностей социально-экономического развития административно-территориальной единицы.

      Сервисный интегратор при разработке или развитие архитектуры ГО руководствуется настоящими Правилами, Требованиями, типовой архитектурой "электронного акимата" и методологическим обеспечением.

      Архитектура ГО для местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы разработанная сервисным интегратором местному исполнительному органу области, городу республиканского значения, столице, включает описание и положения для местного исполнительного органа района, города областного значения, района в городе, города, города районного значения, поселка, села, сельского округа.

      27. В соответствии с планом разработки или развития архитектур ГО и, согласно утвержденной бюджетной заявке, ГО обеспечивает реализацию положений, предусмотренных параграфом 1 главы 2 настоящих Правил, для осуществления сервисным интегратором разработки или развития (переработки) архитектуры ГО не позднее 1 марта, а для развития (изменения) архитектуры ГО не позднее 1 июля.

      28. Сервисный интегратор формирует ожидания ГО от разработки или развития архитектуры ГО, включая:

      1) контекст архитектуры ГО;

      2) недостатки и ограничения деятельности ГО, решаемые посредством разработки или развития архитектуры ГО;

      3) перечень заинтересованных сторон с указанием их ожиданий.

      29. Процесс разработки или развития архитектуры ГО включает следующие этапы:

      1) определение текущей архитектуры ГО;

      2) описание стратегических целей, целевых индикаторов, задач, показателей и проблем ГО;

      3) формирование целевой архитектуры ГО;

      4) среднесрочное планирование информатизации ГО и реализации архитектуры ГО (далее – План реализации).

      30. В рамках определения текущей архитектуры ГО сервисный интегратор:

      1) определяет отрасли (сферы) государственного управления за которые ответственен ГО, и осуществляемые им специфичные государственные функции и вытекающие из них государственные услуги;

      2) описывает существующий перечень государственных услуг, определенных ГО как подлежащие оптимизации и автоматизации;

      3) описывает организационную структуру и формализует в рамках масштаба архитектуры ГО деятельность ГО в виде бизнес-процессов;

      4) проводит в рамках масштаба архитектуры ГО обследование и описание объектов информатизации "электронного правительства";

      5) описывает существующее информационное обеспечение, включая перечень источников информации и потоков информационного взаимодействия ГО, а также интеграции с компонентами внутреннего и внешнего контуров "электронного правительства";

      6) проводит анализ существующих ИКТ-проектов ГО и зависимости между внутриведомственными, отраслевыми и межведомственными ИКТ-проектами.

      31. В рамках описания стратегических целей, целевых индикаторов, задач и показателей, проблем и возможностей ГО сервисный интегратор:

      1) описывает перечень целей, задач, целевых индикаторов и показателей ГО, отраженных в законах Республики Казахстан и документах Системы государственного планирования, соответствующих контексту разрабатываемой архитектуры ГО;

      2) определяет существующие проблемы (недостатки и ограничения) деятельности, выявляет возможные причины их возникновения, а также рассматривает возможность их решения посредством применения ИКТ в ГО.

      32. В рамках формирования целевой архитектуры ГО сервисный интегратор:

      1) формирует предложения по изменению подходов к исполнению деятельности ГО с учетом применимых цифровых трендов (от 1 до 5 лет);

      2) описывает в рамках масштаба архитектуры ГО целевое состояние бизнес-процессов ГО в регулируемых сферах (отраслях) обеспечивающие реализацию государственных функций и вытекающих из них государственных услуг;

      3) формирует перечень инициатив по цифровизации в виде предлагаемых ИКТ-проектов.

      33. В рамках Плана реализации сервисный интегратор:

      1) формирует предложения по консолидации, приостановлению, отказу от реализации или пересмотру текущих ИКТ-проектов и находящихся в эксплуатации объектов информатизации "электронного правительства", в том числе, изменение приоритета, оптимизация, бюджета, сроков и масштаба реализации, в целях обеспечения соответствия целевой архитектуре ГО;

      2) формализует перечень инициатив по цифровизации в целевой портфель ИКТ-проектов, который, в том числе, включает текущие ИКТ-проекты ГО с учетом рекомендаций по их пересмотру, исключения дублирования объектов информатизации "электронного правительства" и создание возможностей для совместного использования объектов информатизации "электронного правительства" в ГО или несколькими ГО;

      3) проводит описание паспортов ИКТ-проектов с указанием целей и задач, сроков реализации, необходимого объема инвестиций, ожидаемых результатов, содержания с привязкой к целевым бизнес-процессам, подлежащим автоматизации, масштаба, интеграции и формата реализации;

      4) формирует перечень мероприятий по выводу из эксплуатации, замене, постановке на баланс, учету и актуализации сведений об объектах информатизации "электронного правительства", предложения по внесению соответствующих изменений в документы Системы государственного планирования Республики Казахстан третьего уровня;

      5) формирует план-график по реализации ИКТ-проектов целевой архитектуры ГО.

      34. Сервисный интегратор при разработке или развитию архитектуры ГО обеспечивает соблюдение законодательства в сфере информатизации.

      35. Сервисный интегратор по результатам выполнения процесса разработки или развития архитектуры ГО проводит архитектурному совету презентацию для обсуждения и согласования результатов.

      Результатом выполнения мероприятий по разработке или развитию архитектуры ГО является согласованный архитектурным советом проект архитектуры ГО.

Глава 3. Реализация архитектуры ГО

Параграф 1. Согласование и утверждение проекта архитектуры ГО

      36 . Реализация архитектуры ГО включает этапы:

      1) согласование и утверждение проекта архитектуры ГО;

      2) реализация архитектуры ГО.

      37. ГО по результатам разработки или развития архитектуры ГО в течение пяти рабочих дней направляет проект архитектуры ГО на согласование в уполномоченный орган и одновременно в реализацию второго абзаца пункта 1-1 статьи 23 Закона размещает на архитектурном портале для публичного обсуждения материалы Плана реализации, предусмотренные подпунктами 3) и 5) пункта 33 настоящих Правил.

      Изменения архитектуры ГО в рамках развития архитектуры ГО предусмотренные пунктом 19 настоящих Правил согласовываются и утверждаются в соответствии с настоящим параграфом.

      38. Публичное обсуждение Плана реализации на архитектурном портале осуществляется при соблюдении следующих условий:

      к размещенному для публичного обсуждения Плану реализации принимаются замечания и (или) предложения от ГО и зарегистрированных на архитектурном портале организаций (далее - пользователи) только в отношении конкретных структурных элементов паспорта ИКТ-проекта или плана-графика по реализации ИКТ-проектов целевой архитектуры ГО, с кратким обоснованием;

      Срок публичного обсуждения Плана реализации на архитектурном портале составляет пять рабочих дней с даты их размещения на архитектурном портале.

      39. Архитектурный совет рассматривает замечания и (или) предложения, к Плану реализации в срок не позднее пяти рабочих дней после завершения публичного обсуждения, и принимает решение об их принятии либо отклонении с указанием обоснований, с опубликованием на архитектурном портале отчета о завершении публичного обсуждения и принятых решений архитектурным советом (далее-отчет) по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      40. Уполномоченный орган представляет свои предложения или осуществляет согласование проекта архитектуры ГО не позднее пяти рабочих дней с даты опубликования отчета.

      Уполномоченный орган осуществляет рассмотрение и согласование проекта архитектуры ГО параллельно с публичным обсуждением на архитектурном портале.

      41. По результатам публичных обсуждений материалов Плана реализации, предусмотренные подпунктами 3) и 5) пункта 33 настоящих Правил, а также итогов рассмотрения и согласования уполномоченным органом проекта архитектуры ГО, сервисный интегратор в течение десяти рабочих дней по согласованию с архитектурным советом вносит необходимые изменения в проект архитектуры ГО.

      42. ГО по результатам внесенных необходимых изменений в проект архитектуры ГО согласно пункту 41 настоящих Правил, осуществляет в течение десяти рабочих дней утверждение проекта архитектуры ГО первым руководителем ГО либо лицом, его замещающим.

      43. ГО размещает на архитектурном портале результаты разработки или развития архитектуры ГО в течение десяти рабочих дней после утверждения архитектуры ГО с соблюдением пункта 8-1 Единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832.

      44. ГО для реализации подпункта 13) статьи 9 или подпункта 7) статьи 10 Закона размещает на своем интернет-ресурсе информацию в рамках архитектуры ГО, предусмотренную подпунктами 3) и 5) пункта 33 настоящих Правил.

      45. ГО после утверждения архитектуры ГО вносит изменения в документы Системы государственного планирования третьего уровня с целью отражения в них наименования ИКТ-проектов архитектуры ГО, мер и мероприятий по реализации архитектуры ГО направленные на достижение целей и задач ГО.

      В государственную программу в сфере информатизации ГО вносит предложения по изменению, в случае наличия в утвержденной архитектуре ГО межведомственного ИКТ-проекта.

Параграф 2. Реализация архитектуры ГО

      46. ГО обеспечивает реализацию утвержденной архитектуры ГО во исполнение подпунктов 5) статьи 9 и 10 Закона.

      Автоматизация деятельности ГО, в том числе государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг, осуществляется путем создания и развития объектов информатизации "электронного правительства" либо путем приобретения объектов информатизации "электронного правительства" или информационно-коммуникационных услуг в соответствии с утвержденной архитектурой ГО, а в случае ее отсутствия – на основании решения ГО о необходимости автоматизации, согласованного с уполномоченным органом.

      47. ГО реализует утвержденную архитектуру ГО в соответствии с Планом реализации, в том числе, через реализацию ИКТ-проектов, посредством государственных закупок товаров, работ и услуг в сфере информатизации и способами, установленными законодательством Республики Казахстан в сфере информатизации.

      ГО реализует ИКТ-проекты в соответствии с нормативно-технической документацией по созданию объектов информатизации "электронного правительства" и управлению проектами, действующими на территории Республики Казахстан.

      48. В зависимости от выбранной модели финансирования ИКТ-проектов ГО осуществляет мероприятия по реализации ИКТ-проектов, в том числе, разрабатывает и (или) организует разработку необходимой технической и проектной документации ИКТ-проектов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      49. Положения утвержденной архитектуры ГО для дальнейшей реализации включается в состав технической и проектной документации ИКТ-проектов.

      Архитектурный совет подтверждает соответствие технической и проектной документации ИКТ-проектов утвержденной архитектуре ГО, и при необходимости вносит предложения по развитию или актуализации архитектуры ГО.

      50. Структурное подразделение ГО, ответственное за реализацию ИКТ-проектов, и структурное подразделение по информатизации ГО, обеспечивают соответствие реализуемых ИКТ-проектов положениям утвержденной архитектуры ГО.

      51. При проведении ГО функционального обзора в соответствии с методикой по проведению отраслевых (ведомственных) функциональных обзоров деятельности государственных органов утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 февраля 2017 года № 84 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14941), ГО использует необходимые материалы утвержденной архитектуры ГО.

Глава 4. Сопровождение реализации и мониторинг реализации архитектуры ГО

Параграф 1. Сопровождение реализации архитектуры ГО

      52. Сопровождение реализации архитектуры ГО осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, методологическим обеспечением сервисного интегратора и законодательством Республики Казахстан.

      53. Процесс инициации сопровождения реализации архитектуры ГО включает следующие операции:

      1) подготовка уполномоченным органом на архитектурном портале заявки на инициацию сопровождения реализации архитектуры ГО согласно Приложению 3 к настоящим Правилам (далее - Заявка на сопровождение) и отправление ее сервисному интегратору в форме электронного документа;

      2) рассмотрение сервисным интегратором поступившей Заявки на сопровождение и отправление посредством архитектурного портала предложения на Заявку на сопровождение с указанием сроков начала услуги, сроков выполнения услуги и необходимого бюджета;

      3) подтверждение уполномоченным органом принятия предложения сервисного интегратора и направление посредством архитектурного портала в его адрес уведомления;

      4) включение уполномоченным органом необходимого объема финансирования по сопровождению реализации архитектуры ГО в бюджетную заявку на очередной плановый период планирования.

      54. В рамках сопровождения реализации архитектур ГО сервисный интегратор:

      1) проводит оценку соответствия хода реализации ИКТ-проектов и мероприятий по реализации ИКТ-проектов положениям утвержденной архитектуры ГО;

      2) обеспечивает консультационную и методологическую поддержку мероприятий Плана реализации утвержденной архитектуры ГО;

      3) определяет необходимость и уровень масштаба изменений в архитектуру ГО;

      4) формирует рекомендации для ГО по исключению несоответствий, реализуемых ИКТ-проектов и мероприятий, положениям архитектуры ГО;

      5) проводит актуализацию архитектуры ГО на основании предложений архитектурного совета, связанных с редакционными изменениями представлений архитектуры ГО посредством переименования, уточнения и (или) корректировки значений в представлениях архитектуры ГО с целью обеспечения их корректности и применимости.

      По результатам актуализации архитектуры ГО не требуется публичное обсуждение и согласование уполномоченным органом.

      55. Формирование ГО заявки на оказание консультационной и методологической поддержки осуществляется посредством архитектурного портала, где отражено категория вопроса, сам вопрос и удостоверение посредством электронной цифровой подписи.

      Оказание ГО консультационной и методологической поддержки осуществляется, в том числе посредством обращения в Единый контакт-центр по номеру 1414.

      56. Результаты сопровождения реализации архитектуры ГО используются уполномоченным органом при мониторинге реализации архитектур ГО и формировании заключения по оценке эффективности деятельности ГО по применению ИКТ и оценки качества оказания государственных услуг в электронной форме в соответствии с Методикой.

Параграф 2. Мониторинг реализации архитектуры ГО

      57. Уполномоченный орган в реализацию подпункта 41) статьи 7 Закона осуществляет на постоянной и системной основе мониторинг хода реализации утвержденных архитектур ГО.

      58. Уполномоченный орган по результатам мониторинга хода реализации утвержденных архитектур ГО делает выводы об уровне масштаба изменений для развития архитектуры ГО и направляет ГО соответствующее уведомление для реализации подпунктов 5) статьи 9 и 10 Закона.

      59. Уполномоченный орган вносит выводы мониторинга реализации архитектур ГО, оценки степени достижения планируемых результатов ИКТ-проектов в рамках утвержденной архитектуры ГО и мероприятий по реализации ИКТ-проектов в заключение по оценке эффективности деятельности ГО по применению ИКТ и оценки качества оказания государственных услуг в электронной форме в соответствии с Методикой.

  Приложение 1
к Правилам разработки, реализации,
сопровождения реализации,
мониторинга и развития
архитектуры государственных органов

Заявка на инициацию разработки или развития архитектуры ГО

Функциональный масштаб архитектуры ГО

Характеристика

Значение

1. Общее количество структурных подразделений (Департамент, Комитет, Управление)


1.1. Из них регулируемой сфере (отрасли) (реализующие специфичные государственные функции)


2. Наличие и количество территориальных подразделений


3. Перечень подведомственных/подотчетных организаций


4. Перечень регулируемых сфер (отраслей) (например: Здравоохранение, Социальное развитие, Трудовые отношения, Образование, Наука и иные)


5. Количество функциональных задач из положения или устава


6. Количество функций из положения или устава


7. Перечень документов Системы государственного планирования, по которым ГО осуществляют мониторинг достижения целей, задач, целевых индикаторов и показателей деятельности ГО


8. Перечень нормативных правовых актов, по которым ГО осуществляют правовой мониторинг (принятые ими, и (или) разработчиками которых они являлись, либо относящиеся к их компетенции)


9. Перечень принимаемых отчетов от юридических лиц и направляемых в иные ГО


10. Штатная численность ГО, человек


Технологический масштаб архитектуры ГО

1. Общее количество функционирующих объектов информатизации "электронного правительства"


1.1. Количество основных (отраслевых) объектов информатизации "электронного правительства" (объекты информатизации "электронного правительства" реализованные под специфические задачи ГО или имеющие отраслевую специфику, которые отсутствуют в других ГО)


1.2. Количество вспомогательных объектов информатизации "электронного правительства" (объекты информатизации "электронного правительства" и готовые программные продукты, автоматизирующие общие поддерживающие функции, например: бухгалтерский учет, управление кадрами, документооборот, корпоративный портал, платежи и т.п.)


1.3. Количество общих компонентов (системы и готовые программные продукты, реализующих типовые автоматизированные задачи - интеграции, аналитика, управление нормативно-справочной информацией, управление данными, обеспечение защиты информации, геоинформационная система)


2. Количество реализующихся и или запланированных ИКТ-проектов


3. Максимальное количество объектов внедрения информационных систем (зданий и структурных подразделений)


4. Количество собственных и или арендуемых серверных помещений (центров обработки данных)


5. Количество собственного и арендуемого серверного и телекоммуникационного оборудования


6. Количество единиц собственного, арендуемого и или используемого общесистемного программного обеспечения (количество типов ОС, СУБД, серверов приложений, средств защиты информации, антивирусов и т.п.)


  Приложение 2
к Правилам разработки, реализации,
сопровождения реализации,
мониторинга и развития
архитектуры государственных органов

                                          Отчет
            о завершении публичного обсуждения проекта Плана реализации

      "_____________________________________________________________"
                        (наименование ГО)
Дата формирования отчета:
Всего предложений:
Всего ответов:
Всего голосов пользователей "за" (предложение):
Всего голосов пользователей "против" (предложения):
Категория: ГО:

№ п/п

Дата создания

Комментируемая структурная часть

Текст предложения

Текст ответа ГО

Количество голосов пользователей "за" предложение

Количество голосов пользователей "против" предложения

  Приложение 3
к Правилам разработки, реализации,
сопровождения реализации,
мониторинга и развития
архитектуры государственных органов

Заявка на инициацию сопровождения реализации архитектуры ГО

1. Общее количество разработанных и утвержденных архитектур ГО


2. Количество ИКТ-проектов в планах-графиках по реализации ИКТ-проектов разработанных и утвержденных архитектурах ГО