Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании

Совместный приказ Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 455 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 39. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 ноября 2018 года № 17674.

Обновленный

      Сноска. Заголовок в редакции совместного приказа Министра информации и общественного развития РК от 30.03.2019 № 40 и Министра национальной экономики РК от 04.04.2019 № 24 (вводится в действие с 11.04.2019).
      Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие настоящего приказа см. п. 5.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЕМ:

      1. Утвердить:

      1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании (далее – критерии) согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

      2) проверочный лист в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании (далее – проверочный лист) в отношении теле-, радиокомпаний согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;

      3) проверочный лист в отношении операторов телерадиовещания согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу.

      2. Признать утратившим силу совместный приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1282 и исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 844 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13009, опубликован 29 февраля 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет").

      3. Комитету информации Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего совместного приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа представление в Юридический департамент Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра информации и коммуникаций Республики Казахстан.

      5. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением строки, порядковый номер 30, приложения 1 к критериям, строки, порядковый номер 29, приложения 2 к совместному приказу, которые вводятся в действие с 11 января 2019 года.

Министр информации и коммуникаций
Республики Казахстан
Д. Абаев

Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Т. Сулейменов

      СОГЛАСОВАН
Комитет по правовой статистике и
специальным учетам Генеральной
прокуратуры Республики Казахстан

  Приложение 1
к совместному приказу
Министра информации
и коммуникаций
Республики Казахстан
31 октября 2018 года
№ 455 и Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 31 октября 2018 года № 39

Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс) и Правилами формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17371).

      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:

      1) значительное нарушение – нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области телерадиовещания, создающие предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровья человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства, а также неисполнение предписаний уполномоченного органа, наличие двух подтвержденных жалоб и обращений в отношении субъекта (объекта) контроля;

      2) незначительное нарушение – нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области телерадиовещания, несоблюдение которых не создает предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, но выполнение, которых является обязательным для субъектов телерадиовещания при осуществлении своей деятельности, а также наличие одной подтвержденной жалобы либо обращения;

      3) грубое нарушение – нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области телерадиовещания, связанные с несоблюдением запрещающей нормы законодательства Республики Казахстан (запрещается, не допускается, не разрешается), а также нарушение требований, которые влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства, наличие трех и более подтвержденных жалоб и обращений в отношении субъекта (объекта) контроля;

      4) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта (объекта) контроля жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

      5) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля с целью назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;

      6) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании;

      7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;

      8) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;

      9) субъекты (объекты) контроля в области телерадиовещания – операторы телерадиовещания и теле-, радиокомпании.

      3. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Глава 2. Объективные критерии

      4. Определение риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании осуществляется в зависимости от вероятности причинения вреда в результате деятельности субъекта (объекта) контроля жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства деятельностью субъектов (объектов) контроля, связанную с не обеспечением конституционных гарантий прав на свободное получение информации и распространение ее любыми, не запрещенными законами, способами, свободы слова и творчества, информационной безопасности личности, общества и государства при использовании услуг телерадиовещания.

      5. По объективным критериям к высокой степени риска относятся следующие субъекты (объекты) контроля:

      теле-, радиокомпании.

      6. По объективным критериям, не отнесенным, к высокой степени риска относятся следующие субъекты (объекты) контроля:

      операторы телерадиовещания.

      7. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных по объективным критериям к высокой степени риска, применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

Глава 3. Субъективные критерии

      8. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных и сбор информации;

      2) анализ информации и оценка рисков.

      9. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области телерадиовещания.

      Для оценки степени рисков по субъективным критериям используются следующие источники информации:

      результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (справка, заключение, рекомендации и другие), в том числе в порядке, определенном правилами проведения мониторинга средств массовой информации;

      наличие и количество подтвержденных жалоб либо обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов;

      результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля. При этом, степень тяжести нарушений (грубая, значительная, незначительная) устанавливается в случаях несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;

      результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.

      10. Оценка степени риска субъектов (объектов) контроля и отнесение их к высокой или субъектов (объектов) контроля, не отнесенных к высокой степени риска по субъективным критериям, осуществляется по следующим показателям:

      1) субъективные критерии по информационному источнику "результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (справка, заключение, рекомендации и другие), в том числе в порядке, определенном правилами проведения мониторинга средств массовой информации" определяются согласно приложению 1 к настоящим Критериям;

      2) субъективные критерии по информационному источнику "наличие и количество подтвержденных жалоб либо обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов" определяются согласно приложению 2 к настоящим Критериям;

      3) субъективные критерии по информационному источнику "результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля. При этом, степень тяжести нарушений (грубая, значительная, незначительная) устанавливается в случаях несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах" определяются согласно приложению 3 к настоящим Критериям;

      4) субъективные критерии по информационному источнику "результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями" определяются согласно приложению 4 к настоящим Критериям.

      11. На основании источников информации определяются субъективные критерии, по которым присваиваются степени риска согласно приложениям 1, 2, 3 и 4 к настоящим Критериям.

      12. Субъективные критерии разработаны на основании требований законодательства Республики Казахстан в области телерадиовещания, рекламы и защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (далее – Требования), перечисленных в проверочных листах, которые имеют степени нарушений:

      1) грубые;

      2) значительные;

      3) незначительные.

      Степени нарушений приведены в приложениях 1, 2, 3 и 4 к настоящим Критериям.

      13. Для отнесения субъекта (объекта) контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

      При выявлении одного грубого нарушения, к субъекту (объекту) контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,

      где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,

      где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн,

      где:

      SР – общий показатель степени риска;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      14. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа в соответствии с пунктом 13 настоящих Критериев рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.

      По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:

      к высокой степени риска – при показателе степени риска от 61 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;

      не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 включительно и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

Глава 4. Заключительные положения

      15. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля не может быть чаще одного раза в год.

      16. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Кодекса.

      17. Списки профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта (объекта) контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.

  Приложение 1
к Критериям оценки степени риска
за соблюдением законодательства
Республики Казахстан
о телерадиовещании

Субъективные критерии по информационному источнику "результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (справка, заключение, рекомендации и другие), в том числе в порядке, определенном правилами проведения мониторинга средств массовой информации"

      Сноска. Субъективные критерии с изменениями, внесенными совместным приказом Министра информации и общественного развития РК от 30.03.2019 № 40 и Министра национальной экономики РК от 04.04.2019 № 24 (вводится в действие с 11.04.2019); совместным приказом Министра информации и общественного развития РК от 10.11.2020 № 366 и Министра национальной экономики РК от 17.11.2020 № 87 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после официального опубликования).

№ п/п

Критерии

Степень нарушений

1.

Количество отечественных телепрограмм, за исключением рекламы, менее пятидесяти процентов в еженедельном объеме телерадиовещания отечественных телеканалов

незначительная

2.

Количество музыкальных произведений казахстанских авторов либо исполнителей и отечественных радиопрограмм, за исключением рекламы, в еженедельном объеме радиовещания отечественных радиоканалов:
1) с 1 января 2018 года – менее сорока пяти процентов;
2) с 1 января 2020 года – менее пятидесяти процентов

незначительная

3.

Размер дополнительной информации, носящей характер коммерческой рекламы, превышающей двадцать пять процентов площади кадра и нарушающей текстовый или информационный материал в телепрограммах

незначительная

4.

Распространение рекламы на теле-, радиоканалах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, превышающей двадцать процентов от общего объема вещания в сутки, за исключением бегущей строки, социальной рекламы, информации о собственной продукции теле-, радиоканалов (анонсов), не содержащей рекламы третьих лиц, объявления о мероприятиях, подготовленных и проводимых теле-, радиоканалом, а также рекламы, размещаемой в месте события, транслируемого в прямом эфире или записи повтора прямого эфира

незначительная

5.

Распространение телеторговли на телеканалах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, превышающей более тридцати процентов от общего объема вещания рекламы в сутки

незначительная

6.

Распространение рекламы в виде наложений, в том числе способом бегущей строки, более семи с половиной процентов площади кадра и нарушающей текстовый или информационный материал в телепрограммах

незначительная

7.

Размещение оператором телерадиовещания обязательных теле-, радиоканалов, не в приоритетном в цифровом вещании последовательных чисел, начиная с первого и более, и в аналоговом вещании путем размещения в начале сетки разделения частот каналов

незначительная

8.

Выход в эфир теле-, радиоканалов без объявления своего наименования

значительная

9.

Еженедельный объем теле-, радиопрограмм на казахском языке по времени менее суммарного объема теле-, радиопрограмм на других языках

значительная

9-1.

Объем теле-, радиопрограмм (передач по телерадиовещательным каналам) на казахском языке в интервалах времени продолжительностью шесть часов каждый, исчисляемый с ноля часов местного времени, менее суммарного объема теле-, радиопрограмм (передач по телерадиовещательным каналам) на других языках

значительная

9-2.

Объем рекламы на казахском языке в интервалах времени через каждые шесть часов, исчисляемых с ноля часов местного времени, менее суммарного объема рекламы, распространяемой на других языках

значительная

10.

Пропуск собственником теле-, радиоканала срока распространения теле-, радиопрограмм в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет

значительная

11.

Несоблюдение требования по обеспечению не менее одной телепрограммы новостного характера в период с шестнадцати до двадцати двух часов местного времени сурдопереводом или переводом в виде субтитров

значительная

12.

Необеспечение обязательных сообщений, размещаемых на телеканалах, сурдопереводом или переводом в виде субтитров

значительная

13.

Ретрансляция в еженедельном объеме отечественными теле-, радиоканалами теле-, радиопрограмм иностранных теле-, радиоканалов, превышающем двадцать процентов от общего объема теле-, радиопрограмм

значительная

14.

Размещение информации о вакансиях для приема на работу, содержащую требования дискриминационного характера в сфере труда

значительная

15.

Распространение радиоканалов посредством аналогового эфирного радиовещания без лицензии для занятия деятельностью по распространению радиоканалов

значительная

16.

Распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством эфирного цифрового телерадиовещания без лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов

значительная

17.

Распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством спутникового телерадиовещания без лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов

значительная

18.

Распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством кабельного и эфирно-кабельного телерадиовещания без лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов

значительная

19.*

Создание помех радиопередающим и (или) радиоприемным средствам связи посредством индивидуальных наземных спутниковых приемных устройств

значительная

20.*

Распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством спутникового телерадиовещания при отсутствии наличия разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) и лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов

значительная

21.

Распространение телепрограмм в период с 06:00 до 22:00 по местному времени, которые могут нанести вред физическому, психическому, нравственному, моральному и духовному развитию детей и подростков, а также фильмов, индексируемых в соответствии с Законом Республики Казахстан "О культуре" индексом "Е 18"

грубая

22.

Распространение рекламы при ретрансляции операторами телерадиовещания иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан, за исключением:
1) социальной рекламы;
2) рекламы, размещаемой в месте события, транслируемого в прямом эфире или записи повтора прямого эфира;
3) рекламы, распространяемой иностранными теле-, радиоканалами, специализирующимися исключительно на сообщениях и материалах рекламного характера

грубая

23.

Размещение рекламы о деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды

грубая

24.

Реклама табака и табачных изделий

грубая

25.

Реклама алкогольной продукции

грубая

26.

Реклама электронного казино и интернет-казино

грубая

27.

Распространение в средствах массовой информации или сетях телекоммуникаций персональных и биометрических данных лица, включая информацию о его родителях и иных законных представителях, иной информации, позволяющей установить личность, о ребенке, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) и о несовершеннолетних, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении административных и (или) уголовных правонарушений

грубая

28.

Прерывание рекламой, в том числе способом бегущей строки, трансляции официальных сообщений, выступлений кандидатов в Президенты Республики Казахстан и в депутаты представительных органов, образовательных и религиозных телепрограмм, а также демонстрацию детских телепрограмм, за исключением рекламы, предназначенной для детей и подростков

грубая

29.

Распространение рекламы на теле-, радиоканалах в дни национального траура

грубая

30.

Распространение посредством телерадиовещания информационной продукции без указания знака возрастной категории или без сообщения возрастной категории в начале теле-, радиопрограммы, а также при каждом возобновлении после ее прерывания

грубая

31.

Распространение операторами телерадиовещания теле-, радиоканалов, не поставленных на учет в уполномоченном органе

грубая

32.

Распространение операторами телерадиовещания иностранных теле-, радиоканалов, не поставленных на учет в уполномоченном органе

грубая

33.

Отсутствие обязательных теле-, радиоканалов у операторов телерадиовещания

грубая

34.

Распространение рекламы товаров (работ, услуг), запрещенных к рекламе законодательством Республики Казахстан

значительная

35.

Распространение рекламы соответствующего товара (работ, услуг), а также самого рекламодателя, подлежащего лицензированию, без указания номера лицензии и наименования органа, выдавшего лицензию, кроме рекламы на радио

значительная

36.

Распространение недобросовестной и недостоверной рекламы, за исключением случаев антиконкурентных действий (бездействия) государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, недобросовестной конкуренции

значительная

37.

Распространение неэтичной и скрытой рекламы

значительная

38.

Использование рекламы для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны

значительная

39.

Распространение рекламы в общем объеме вещания рекламы в сутки продолжительностью более двадцати процентов в период времени с восемнадцати до двадцати трех часов местного времени в течение часа времени вещания

значительная

40.

Распространение социальной рекламы, размещаемой на безвозмездной основе на обязательных теле-, радиоканалах, менее десяти выходов в интервале времени продолжительностью восемнадцать часов, исчисляемом с шести часов утра местного времени, с обязательными двумя выходами в интервале времени продолжительностью шесть часов, исчисляемом с восемнадцати часов местного времени ежедневно

незначительная

41.

Распространение социальной рекламы неравномерно в течение всего ежедневного ее выхода в эфир на территории Республики Казахстан на казахском и русском языках, а также по усмотрению рекламодателя и на других языках

незначительная

42.

Визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, за исключением социальной рекламы и рекламы товаров (работ, услуг) для несовершеннолетних, а также товаров (работ, услуг), которые не повлекут за собой вредного воздействия на физическое, психическое здоровье и нравственность несовершеннолетних

значительная

43.

Распространение в радиопрограммах социальной рекламы с упоминанием о спонсорах продолжительностью более трех секунд о каждом, в телепрограммах социальной рекламы с упоминанием о спонсорах продолжительностью более трех секунд о каждом, и такому упоминанию отведено более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, – более чем пять процентов рекламной площади (пространства)

незначительная

44.

Превышение звука при трансляции рекламы громче звука транслируемой программы

значительная

45.

Распространение социальной рекламы с упоминанием о средствах индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением упоминания о государственных органах, органах местного самоуправления, спонсорах, физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи, а также упоминания в социальной рекламе о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей

незначительная

      *Примечание: Контроль субъектов (объектов) телерадиовещания осуществляется уполномоченным органом в области технического сопровождения телерадиовещания.

  Приложение 2
к Критериям оценки степени риска
за соблюдением законодательства
Республики Казахстан
о телерадиовещании

Субъективные критерии по информационному источнику "наличие подтвержденных жалоб и обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов"

№ п/п

Критерии

Степень нарушений

1.

Наличие одной подтвержденной жалобы либо обращения на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов

незначительная

2.

Наличие двух подтвержденных жалоб либо обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов

значительная

3.

Наличие трех и более подтвержденных жалоб либо обращений подтвержденных жалоб и обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов

грубая

  Приложение 3
к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства
Республики Казахстан о телерадиовещании

Субъективные критерии по информационному источнику "результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля"

      Сноска. Субъективные критерии с изменениями, внесенными совместным приказом Министра информации и общественного развития РК от 30.03.2019 № 40 и Министра национальной экономики РК от 04.04.2019 № 24 (вводится в действие с 11.04.2019).

№ п/п

Критерии (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований)

Степень нарушений

1.

Соблюдение требования о записи и хранении транслируемых и ретранслируемых теле-, радиопрограмм в течение шести месяцев

незначительная

2.*

Соблюдение требования по обеспечению качества подачи теле-, радиоканалами теле-, радиопрограмм

значительная

3.

Соблюдение требования по наличию письменного согласия собственников здания и (или) зданий по организации системы коллективного приема, не предусматривающей коммерческой цели

значительная

4.

Соблюдение требования по наличию заключенного договора на распространение теле-, радиоканалов свободного доступа между оператором телерадиовещания и теле-, радиокомпанией

значительная

5.*

Соблюдение требования по не использованию для распространения теле-, радиоканалов технических средств телерадиовещания, не прошедших процедуры подтверждения соответствия

значительная

6.

Соблюдение требования теле-, радиокомпаниями и операторами телерадиовещания независимо от их форм собственности в оповещении населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в интересах обороны, национальной безопасности и охраны правопорядка

грубая

7.

Соблюдение требования по наличию лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов по организации системы коллективного приема теле-, радиоканалов, преследующей коммерческие цели

грубая

8.

Исполнение уведомлений, справок, рекомендаций, предписаний, заключений уполномоченного органа

грубая

9.

Соблюдение требования по недопущению ретрансляции теле-, радиоканала, теле-, радиопрограммы без договора, заключенного между оператором телерадиовещания и теле-, радиокомпанией или филиалом (представительством) иностранного юридического лица

грубая

      *Примечание: Контроль субъектов (объектов) телерадиовещания осуществляется уполномоченным органом в области технического сопровождения телерадиовещания.

  Приложение 4
к Критериям оценки степени риска
за соблюдением законодательства
Республики Казахстан
о телерадиовещании

Субъективные критерии по информационному источнику "результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями"

№ п/п

Критерии

Степень нарушений

1.

Деятельность собственников иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан, имеющих в уставном капитале полностью или частично государственный пакет акций (долей участия, паев), а также аффилированных с ними лиц – юридического лица на территории Республики Казахстан с участием в уставном капитале более двадцати процентов пакета акций (долей участия, паев) иностранных юридических лиц

значительная

  Приложение 2
к совместному приказу
Министра информации
и коммуникаций
Республики Казахстан
31 октября 2018 года
№ 455 и Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 31 октября 2018 года № 39

Проверочный лист в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании в отношении теле-, радиокомпаний

      Сноска. Проверочный лист с изменениями, внесенными совместным приказом Министра информации и общественного развития РК от 30.03.2019 № 40 и Министра национальной экономики РК от 04.04.2019 № 24 (вводится в действие с 11.04.2019); совместным приказом Министра информации и общественного развития РК от 10.11.2020 № 366 и Министра национальной экономики РК от 17.11.2020 № 87 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после официального опубликования). .

            в сфере/в области/за _______________________________________________________
                                                      в соответствии со статьей 138
__________________________________________________________________________
Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении
__________________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку ________________________________
_________________________________________________________________________
      Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
                              №, дата
      Наименование субъекта (объекта) контроля ________________________________
____________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта
(объекта) контроля ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Адрес места нахождения_______________________________________________________
____________________________________________________________________________

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

5

6

1.

Соблюдение требования по количеству отечественных телепрограмм, за исключением рекламы, не менее пятидесяти процентов в еженедельном объеме телерадиовещания отечественных телеканалов





2.

Соблюдение требования по количеству музыкальных произведений казахстанских авторов либо исполнителей и отечественных радиопрограмм, за исключением рекламы в еженедельном объеме радиовещания отечественных радиоканалов:
1) с 1 января 2018 года – не менее сорока пяти процентов;
2) с 1 января 2020 года – не менее пятидесяти процентов





3.

Соблюдение требования по размеру дополнительной информации, носящей характер коммерческой рекламы, не превышающей двадцать пять процентов площади кадра и не нарушающей текстовый или информационный материал в телепрограммах





4.

Соблюдение требования по нераспространению рекламы на теле-, радиоканалах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, превышающей двадцать процентов от общего объема вещания в сутки, за исключением бегущей строки, социальной рекламы, информации о собственной продукции теле-, радиоканалов (анонсов), не содержащей рекламы третьих лиц, объявления о мероприятиях, подготовленных и проводимых теле-, радиоканалом, а также рекламы, размещаемой в месте события, транслируемого в прямом эфире или записи повтора прямого эфира





5.

Соблюдение требования по нераспространению телеторговли на телеканалах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, не превышающей более тридцати процентов от общего объема вещания рекламы в сутки





6.

Соблюдение требования по распространению рекламы в виде наложений, в том числе способом бегущей строки, не более семи с половиной процентов площади кадра и не нарушающей текстовый или информационный материал в телепрограммах





7.

Соблюдение требования по недопущению выхода в эфир теле-, радиоканалов без объявления своего наименования





8.

Соблюдение требования по еженедельному объему теле-, радиопрограмм на казахском языке по времени не менее суммарного объема теле-, радиопрограмм на других языках





8-1.

Соблюдение требования по объему теле-, радиопрограмм (передач по телерадиовещательным каналам) на казахском языке в интервалах времени продолжительностью шесть часов каждый, исчисляемый с ноля часов местного времени, не менее суммарного объема теле-, радиопрограмм (передач по телерадиовещательным каналам) на других языках





8-2.

Соблюдение требования по объему рекламы на казахском языке в интервалах времени через каждые шесть часов, исчисляемых с ноля часов местного времени, не менее суммарного объема рекламы, распространяемой на других языках





9.

Соблюдение требования по недопущению пропуска собственником теле-, радиоканала срока распространения теле-, радиопрограмм в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет





10.

Соблюдение требования по недопущению в период с 06:00 до 22:00 по местному времени распространения телепрограмм, которые могут нанести вред физическому, психическому, нравственному, моральному и духовному развитию детей и подростков





11.

Наличие заключенного договора на распространение теле-, радиоканалов свободного доступа между оператором телерадиовещания и теле-, радиокомпанией





12.

Соблюдение требования по обеспечению не менее одной телепрограммы новостного характера в период с шестнадцати до двадцати двух часов местного времени сурдопереводом или переводом в виде субтитров





13.

Обеспечение обязательных сообщений, размещаемых на телеканалах, сурдопереводом или переводом в виде субтитров





14.

Соблюдение требования по вещанию в еженедельном объеме отечественными теле-, радиоканалами ретрансляции теле-, радиопрограмм иностранных теле-, радиоканалов, не превышающем двадцать процентов от общего объема теле-, радиопрограмм





15.

Соблюдение требования по недопущению размещения информации о вакансиях для приема на работу, содержащую требования дискриминационного характера в сфере труда





16.

Соблюдение требования по запрету распространения рекламы о деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды





17.

Соблюдение требования по запрету распространения рекламы алкогольной продукции





18.

Соблюдение требования по запрету распространения рекламы табака и табачных изделий





19.

Соблюдение требования по запрету распространения рекламы электронного казино и интернет-казино





20.

Соблюдение требований по нераспространению в средствах массовой информации или сетях телекоммуникаций персональных и биометрических данных лица, включая информацию об его родителях и иных законных представителях, иной информации, позволяющей установить личность, о ребенке, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) и о несовершеннолетних, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении административных и (или) уголовных правонарушений





21.*

Обеспечение качества подачи теле-, радиоканалами теле-, радиопрограмм





22.*

Соблюдение требования по недопущению использования для распространения теле-, радиоканалов технических средств телерадиовещания, не прошедших процедуры подтверждения соответствия





23.

Соблюдение требования по недопущению ретрансляции теле-, радиоканала, теле-, радиопрограммы без договора, заключенного между оператором телерадиовещания и теле-, радиокомпанией или филиалом (представительством) иностранного юридического лица





24.

Соблюдение требования по оповещению теле-, радиокомпаниями и операторами телерадиовещания независимо от их форм собственности населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в интересах обороны, национальной безопасности и охраны правопорядка





25.

Соблюдение требования о записи и хранении транслируемых и ретранслируемых теле-, радиопрограмм в течение шести месяцев





26.

Соблюдение требования по деятельности собственников иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан, имеющих в уставном капитале полностью или частично государственный пакет акций (долей участия, паев), а также аффилированных с ними лиц – юридического лица на территории Республики Казахстан с участием в уставном капитале не более двадцати процентов пакета акций (долей участия, паев) иностранных юридических лиц





27.

Соблюдение требований по недопущению прерывания рекламой, в том числе способом бегущей строки, трансляции официальных сообщений, выступлений кандидатов в Президенты Республики Казахстан и в депутаты представительных органов, образовательных и религиозных телепрограмм, а также демонстрацию детских телепрограмм, за исключением рекламы, предназначенной для детей и подростков





28.

Соблюдение требования по нераспространению рекламы на теле-, радиоканалах в дни национального траура





29.

Соблюдение требования по нераспространению посредством телерадиовещания информационной продукции без указания знака возрастной категории или без сообщения возрастной категории в начале теле-, радиопрограммы, а также при каждом возобновлении после ее прерывания





30.

Исполнение уведомлений, справок, рекомендаций, предписаний, заключений уполномоченного органа





31.

Соблюдение требования по нераспространению рекламы товаров (работ, услуг), запрещенных к рекламе законодательством Республики Казахстан





32.

Соблюдение требования по распространению рекламы соответствующего товара (работ, услуг), а также самого рекламодателя, подлежащего лицензированию, с указанием номера лицензии и наименования органа, выдавшего лицензию, кроме рекламы на радио





33.

Соблюдение требования по нераспространению недобросовестной и недостоверной рекламы, за исключением случаев антиконкурентных действий (бездействия) государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, недобросовестной конкуренции





34.

Соблюдение требования по нераспространению неэтичной и скрытой рекламы





35.

Соблюдение требования по недопущению использования рекламы для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространению сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны





36.

Соблюдение требования по распространению рекламы в общем объеме вещания рекламы в сутки в период с восемнадцати до двадцати трех часов местного времени в течение часа времени вещания продолжительностью не более двадцати процентов





37.

Соблюдение требования по распространению социальной рекламы, размещаемой на безвозмездной основе на обязательных теле-, радиоканалах, не менее десяти выходов в интервале времени продолжительностью восемнадцать часов, исчисляемом с шести часов утра местного времени, с обязательными двумя выходами в интервале времени продолжительностью шесть часов, исчисляемом с восемнадцати часов местного времени ежедневно





38.

Соблюдение требования по распространению социальной рекламы равномерно в течение всего ежедневного ее выхода в эфир на территории Республики Казахстан на казахском и русском языках, а также по усмотрению рекламодателя и на других языках





39.

Соблюдение требования по нераспространению рекламы с визуальным или звуковым использование образов несовершеннолетних в рекламе, за исключением социальной рекламы и рекламы товаров (работ, услуг) для несовершеннолетних, а также товаров (работ, услуг), которые не повлекут за собой вредного воздействия на физическое, психическое здоровье и нравственность несовершеннолетних





40.

Соблюдение требования по распространению в радиопрограммах социальной рекламы с упоминанием о спонсорах продолжительностью не более трех секунд о каждом, в телепрограммах социальной рекламы с упоминанием о спонсорах продолжительностью не более трех секунд о каждом, и такому упоминанию отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, – не более чем пять процентов рекламной площади (пространства)





41.

Соблюдение требования по непревышению звука при трансляции рекламы громче звука транслируемой программы





42.

Соблюдение требования по распространению социальной рекламы без упоминания о средствах индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением упоминания о государственных органах, органах местного самоуправления, спонсорах, физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи, а также упоминания в социальной рекламе о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей





            *Примечание:
      Контроль субъектов (объектов) телерадиовещания осуществляется уполномоченным
органом в области технического сопровождения телерадиовещания.
      Должностное (ые) лицо (а) ________________________________ _________________
                                    должность                         подпись
_______________________________________________________________________________
            фамилия, имя, отчество (при его наличии)
      Руководитель субъекта (объекта) контроля ________________________ ____________
                                                должность                   подпись
________________________________________________________________________________
                        фамилия, имя, отчество (при его наличии)

  Приложение 3
к совместному приказу
Министра информации
и коммуникаций
Республики Казахстан
31 октября 2018 года
№ 455 и Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
  от 31 октября 2018 года № 39

Проверочный лист в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании в отношении операторов телерадиовещания

      Сноска. Проверочный лист с изменениями, внесенными совместным приказом Министра информации и общественного развития РК от 30.03.2019 № 40 и Министра национальной экономики РК от 04.04.2019 № 24 (вводится в действие с 11.04.2019).

      в сфере/в области/за ___________________________________________________________
в соответствии со статьей 138
_____________________________________________________________________________
                  Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении_________________________________________________________________
                  наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
      Государственный орган, назначивший проверку ____________________________
____________________________________________________________________________

            Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
                              №, дата
      Наименование субъекта (объекта) контроля ___________________________________
______________________________________________________________________________
      (Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный
номер субъекта (объекта) контроля ________________________________________________
______________________________________________________________________________
Адрес места нахождения ________________________________________________________
______________________________________________________________________________

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

5

6

1.

Соблюдение требования по наличию обязательных теле-, радиоканалов у операторов телерадиовещания





2.

Соблюдение требования по
недопущению размещения оператором телерадиовещания обязательных теле-, радиоканалов, не в приоритетном в цифровом вещании последовательных чисел, начиная с первого и более, и в аналоговом вещании путем размещения в начале сетки разделения частот каналов





3.

Соблюдение требования по нераспространению рекламы при ретрансляции операторами телерадиовещания иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан, за исключением:
1) социальной рекламы;
2) рекламы, размещаемой в месте события, транслируемого в прямом эфире или записи повтора прямого эфира;
3) рекламы, распространяемой иностранными теле-, радиоканалами, специализирующимися исключительно на сообщениях и материалах рекламного характера





4.

Соблюдение требования по наличию письменного согласия собственников здания и (или) зданий по организации системы коллективного приема, не предусматривающей коммерческой цели





5.

Соблюдение требования по наличию лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов по организации системы коллективного приема теле-, радиоканалов, преследующей коммерческие цели





6.

Соблюдение требования по нераспространению операторами телерадиовещания теле-, радиоканалов, не поставленных на учет в уполномоченном органе





7.

Соблюдение требования по нераспространению операторами телерадиовещания иностранных теле-, радиоканалов, не поставленных на учет в уполномоченном органе





8.

Соблюдение требования по нераспространению радиоканалов посредством аналогового эфирного радиовещания без лицензии для занятия деятельностью по распространению радиоканалов





9.

Соблюдение требования по нераспространению теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством эфирного цифрового телерадиовещания без лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов





10.

Соблюдение требования по нераспространению теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством спутникового телерадиовещания без лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов





11.

Соблюдение требования по нераспространению теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством кабельного и эфирно-кабельного телерадиовещания без лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов





12.

Наличие заключенного договора на распространение теле-, радиоканалов свободного доступа между оператором телерадиовещания и теле-, радиокомпанией





13.*

Создание помех радиопередающим и (или) радиоприемным средствам связи посредством индивидуальных наземных спутниковых приемных устройств





14.*

Соблюдение требования по нераспространению теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством спутникового телерадиовещания при отсутствии наличия разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) и лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов





15.*

Использование для распространения теле-, радиоканалов технических средств телерадиовещания, не прошедших процедуры подтверждения соответствия





16.

Соблюдение требования по недопущению ретрансляции теле-, радиоканала, теле-, радиопрограммы без договора, заключенного между оператором телерадиовещания и теле-, радиокомпанией или филиалом (представительством) иностранного юридического лица





17.

Отказ теле-, радиокомпаниями и операторами телерадиовещания независимо от их форм собственности в оповещении населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в интересах обороны, национальной безопасности и охраны правопорядка





18.

Исполнение уведомлений, справок, рекомендаций, предписаний, заключений уполномоченного органа





            *Примечание:
      Контроль субъектов (объектов) телерадиовещания осуществляется уполномоченным
органом в области технического сопровождения телерадиовещания.
      Должностное (ые) лицо (а) _________________________________ _________________
                                          должность                   подпись
________________________________________________________________________________
                        фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта (объекта) контроля __________________________ ________________
                                          должность                   подпись
________________________________________________________________________________
            фамилия, имя, отчество (при его наличии)