В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра финансов РК от 31.01.2022 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемый процедурный стандарт внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита".
2. Департаменту методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан (Бектурова А.Т.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра финансов Республики Казахстан |
К. Баедилов |
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Счетного комитета
по контролю за исполнением
республиканского бюджета
____________ Н.Н. Годунова
27 апреля 2018 года
Утвержден приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 480 |
Процедурный стандарт внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита"
Сноска. Процедурный стандарт - в редакции приказа Министра финансов РК от 31.01.2022 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий процедурный стандарт внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" (далее – Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее – Закон).
2. Стандарт определяет цели и способы оценки эффективности деятельности служб внутреннего аудита центральных государственных органов, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, ведомств центральных государственных органов (при создании), подведомственных территориальных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан, создаваемых по усмотрению первого руководителя в рамках штатной численности (далее – СВА), порядок составления программы повышения качества внутреннего государственного аудита, за исключением службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан и специальных государственных органов Республики Казахстан.
3. Целью проведения оценки эффективности деятельности СВА является определение степени эффективности деятельности СВА и отдельного государственного аудитора СВА, а также оценка соответствия деятельности СВА законодательству Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле, определение сильных и слабых сторон СВА, совершенствование деятельности СВА.
4. Понятия и термины, используемые в настоящем Стандарте, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле.
5. Оценка эффективности деятельности СВА осуществляется путем проведения:
оценки, проводимой СВА;
оценки, проводимой уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту и финансовому контролю (далее – оценка, проводимая уполномоченным органом).
При реорганизации либо образования государственного органа во втором полугодии, служба внутреннего аудита, созданная в данном государственном органе, не подлежит оценке.
Сноска. Пункт 5 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).6. При проведении оценки, проводимой СВА, и оценки, проводимой уполномоченным органом, применяется система показателей, которая включает количественные (оценки, баллы, проценты) и качественные показатели ("низкий", "ниже среднего", "средний", "выше среднего", "высокий").
Глава 2. Порядок проведения руководителем службы внутреннего аудита оценки эффективности деятельности службы внутреннего аудита
7. Оценка, проводимая СВА, осуществляется руководителем СВА либо лицом, его замещающим, ежегодно на основе аудиторских заданий на проведение аудиторского мероприятия (далее – аудиторское задание) путем мониторинга деятельности СВА и оценки годовой эффективности деятельности государственных аудиторов СВА.
Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. Мониторинг деятельности СВА включает в себя следующие процедуры:
руководитель группы государственного аудита (далее – группа) и государственный аудитор СВА осуществляют оценку своей деятельности путем ответа на вопросы для оценки качества деятельности государственных аудиторов СВА по перечню вопросов для оценки качества деятельности государственного аудитора СВА, согласно приложению 1 к настоящему Стандарту;
руководитель СВА либо лицо, его замещающее, формирует предложения по обучению государственных аудиторов СВА, проводит мониторинг деятельности государственных аудиторов СВА.
9. Годовая оценка эффективности деятельности государственных аудиторов СВА осуществляется по вопросам:
1) соблюдения государственными аудиторами СВА Общих стандартов государственного аудита и финансового контроля, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года № 167 "Об утверждении Общих стандартов государственного аудита и финансового контроля и признании утратившим силу Указа Президента Республики Казахстан от 7 апреля 2009 года № 788 "Об утверждении Стандартов государственного финансового контроля" (далее – Общие стандарты);
2) соответствия процедур внутреннего государственного аудита Правилам проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля службами внутреннего аудита, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 392 "Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16689) (далее – Правила);
3) предоставления сведений руководителю группы и руководителю СВА либо лицу, его замещающему, о результатах аудиторской проверки.
Сноска. Пункт 9 с изменением, внесенным приказом и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).10. Оценка, проводимая СВА, осуществляется по следующим критериям:
1) охват ежегодными аудитами объектов государственного аудита с высоким уровнем риска (процент охвата объектов государственного аудита с высоким риском к общему количеству государственного аудита в текущем году);
2) степень выполнения рекомендаций (процент выполнения рекомендаций);
3) показатель эффективности деятельности (далее – ПЭД) СВА.
11. Расчет ПЭД СВА осуществляется в 3 этапа:
1) оценка эффективности деятельности государственного аудитора СВА по проведению государственного аудита проводится руководителем группы, при его отсутствии – руководителем СВА, по результатам исполнения аудиторского задания по форме согласно приложению 2 к настоящему Стандарту;
2) оценка эффективности деятельности руководителя группы государственного аудита проводится по результатам выполнения аудиторского задания руководителем СВА либо лицом, его замещающим, по форме согласно приложению 3 к настоящему Стандарту;
3) оценка эффективности деятельности государственных аудиторов СВА проводится по результатам соответствующего года руководителем СВА либо лицом, его замещающим, по форме согласно приложению 4 к настоящему Стандарту.
Расчет ПЭД СВА по следующей формуле:
ПЭД = П * 0,3 + КЗ * 0,4 + ОР * 0,3,
где:
П – показатель выполнения плана аудиторских заданий (аудиторских проверок).
Рассчитывается как процентное соотношение количества выполненных аудиторских заданий к количеству запланированных аудиторских заданий;
КЗ – показатель качества аудиторских заданий.
Рассчитывается как процентное соотношение общего количества суммы баллов всех аудиторов/руководителей групп по итогам аудиторских проверок к максимально возможному показателю баллов, указанных в приложениях 2 и 3 к настоящему Стандарту;
ОР – показатель оценки государственных аудиторов СВА.
Рассчитывается как соотношение среднего значения баллов к максимально
возможной сумме баллов, указанных в приложении 4 к настоящему Стандарту.
12. Для оценки, проводимой СВА, по критериям устанавливается бальная система оценки эффективности деятельности СВА согласно приложению 5 к настоящему Стандарту.
13. Оценка СВА осуществляется по пятибалльной системе:
3 балла включительно – низкоэффективная;
3,1 – 4 балла включительно – среднеэффективная;
4,1 – 5 баллов включительно – эффективная.
Рассчитывается как общая сумма баллов оценки СВА по критериям к общему количеству критериев.
14. По результатам оценки руководителем СВА либо лицом, его замещающим, осуществляется анализ ПЭД и разрабатываются мероприятия для улучшения деятельности СВА.
15. Результаты ежегодных оценок хранятся у руководителя СВА либо лица, его замещающего, не менее пяти лет и предоставляются при необходимости уполномоченному органу по внутреннему государственному аудиту и финансовому контролю (далее – уполномоченный орган) при проведении оценки уполномоченного органа.
Глава 3. Порядок проведения уполномоченным органом оценки эффективности деятельности службы внутреннего аудита
16. Оценка, проводимая уполномоченным органом, представляет собой процесс анализа, оценки эффективности деятельности, оценки соответствия деятельности СВА законодательству Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле, а также предоставления рекомендаций по повышению результативности и эффективности деятельности СВА.
17. Оценка, проводимая уполномоченным органом, осуществляется следующими способами:
в камеральном порядке по итогам года (далее – оценка в камеральном порядке);
в плановом порядке (далее – оценка в плановом порядке) на основании результатов оценки в камеральном порядке по итогам года.
Сноска. Пункт 17 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Параграф 1. Оценка в камеральном порядке
18. Оценка в камеральном порядке осуществляется в текущем режиме на основании результатов оценок, проводимых СВА, обобщения и анализа годовой отчетной информации СВА по проведенному государственному аудиту и финансовому контролю.
Полнота и достоверность отчетной информации обеспечивается руководителями СВА либо лицами, их замещающими.
Сноска. Пункт 18 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).19. Оценка в камеральном порядке осуществляется в соответствии с критериями оценки эффективности деятельности СВА согласно приложению 6 к настоящему Стандарту.
20. Оценка эффективности деятельности СВА в камеральном порядке производится в соответствии с установленными положительными и отрицательными показателями их деятельности.
21. Структурное подразделение, ответственное за проведение оценки эффективности деятельности СВА, выводит соответствующую оценку:
100 баллов включительно и выше – эффективно;
71 – 99 баллов включительно – удовлетворительно;
менее 70 баллов включительно – неэффективно.
Сноска. Пункт 21 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).22. В целях определения оценки по направлениям, критериям и показателям СВА информация с подтверждающими документами направляется в уполномоченный орган по итогам года не позднее 7 января следующего года.
Уполномоченный орган направляет в СВА для ознакомления результаты оценки деятельности СВА по итогам года не позднее 17 января следующего года.
СВА свои возражения к оценке, при их наличии, направляют в уполномоченный орган с подтверждающими документами в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их получения.
Имеющиеся возражения к оценке деятельности СВА в течение 3 (трех) рабочих дней со дня их получения рассматриваются уполномоченным органом при наличии подтверждающих документов.
Не подлежат рассмотрению возражения к оценке деятельности СВА при отсутствии подтверждающих документов и поступлении по истечении срока, предусмотренного настоящим пунктом Стандарта.
По итогам рассмотрения возражений к оценке деятельности СВА уполномоченным органом направляется ответ о принятии или непринятии возражений с обоснованиями в срок, установленный частью четвертой настоящего пункта Стандарта.
Сноска. Пункт 22 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).23. Уполномоченным органом информация с учетом проведенного им анализа отчетной информации и оценки эффективности деятельности СВА с приложением подтверждающих документов, включая пояснительную записку, составленную по каждому критерию и показателям оценки, направляется в Высшую аудиторскою палату Республики Казахстан по итогам года не позднее 1 февраля следующего года.
Уполномоченный орган учитывает результаты оценки в камеральном порядке при планировании, организации и проведении оценки в плановом порядке.
Анализ отчетной информации уполномоченного органа включает:
1) сравнительную таблицу оценки по направлениям и критериям оценки деятельности СВА, составленную по форме согласно приложению 7 к настоящему Стандарту;
2) обобщенную информацию по всем направлениям оценки эффективности деятельности СВА;
3) рейтинг СВА по результатам оценки в камеральном порядке.
При эффективной деятельности СВА и занятия ею первой позиции в рейтинге оценки деятельности СВА за последние два года, направляется рекомендация должностному лицу (органу) о поощрении первого руководителя СВА данного государственного органа.
Сноска. Пункт 23 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Параграф 2. Оценка в плановом порядке
24. Оценка в плановом порядке осуществляется способом проверки на предмет:
1) достоверности и полноты, предоставляемой СВА информации в уполномоченный орган по направлениям и критериям настоящего Стандарта;
2) соблюдения СВА требований общих стандартов, утвержденных в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 8 Закона, а также актов, принимаемых в соответствии с общими и процедурными стандартами государственного аудита и финансового контроля.
25. Уполномоченным органом осуществляется оценка в плановом порядке по этапам проведения оценки уполномоченного органа согласно приложению 8 к настоящему Стандарту.
26. Проведение уполномоченным органом оценки в плановом порядке осуществляется на основании оценки рисков, исходя из модели риск-ориентированного отбора СВА, согласно приложению 9 к настоящему Стандарту, а также с учетом периодичности проведения таких оценок и сроков их проведения.
27. Оценка в плановом порядке уполномоченного органа осуществляется не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в пять лет.
28. На этапе подготовки к проведению оценки в плановом порядке осуществляется:
анализ рисков, по результатам которого запланирована оценка;
анализ результатов оценок СВА, проведенных в предыдущие периоды;
анализ результатов оценок уполномоченного органа, проведенных в предыдущие периоды;
анализ квартальных и (или) годового отчетов СВА, предоставленных уполномоченному органу.
29. Перед проведением оценки в плановом порядке уполномоченным органом составляется в двух экземплярах программа о проведении оценки в плановом порядке по форме согласно приложению 10 к настоящему Стандарту, которая утверждается руководителем уполномоченного органа.
Допускается внесение изменений и дополнений в программу о проведении оценки в плановом порядке не более одного раза на основании служебной записки руководителя группы государственного аудита на имя лица ответственного за проведение аудиторского мероприятия, с указанием основания внесения изменений в период проведения оценки в плановом порядке.
30. Уполномоченный орган определяет количество привлекаемых должностных лиц к проведению оценки в плановом порядке с учетом степени его сложности и сроков проведения.
31. Должностные лица уполномоченного органа при осуществлении оценки в плановом порядке соблюдают Общие стандарты и конфиденциальность в отношении полученной информации при проведении оценки в плановом порядке уполномоченного органа, а также требования, предусмотренные настоящим Стандартом.
32. Уполномоченный орган посредством информационных систем электронного документооборота (далее – СЭД) направляет уведомление в государственный орган, в котором создана СВА, о проведении оценки в плановом порядке не позднее 2 (двух) рабочих дней до ее начала с указанием должностных лиц, даты начала и окончания оценки.
Сноска. Пункт 32 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).33. Перед началом оценки в плановом порядке программа о проведении оценки в плановом порядке уполномоченного органа не позднее 2 (двух) рабочих дней до ее начала посредством СЭД направляется руководителю государственного органа, в котором создана СВА, либо лицу, его замещающему.
Сноска. Пункт 33 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).34. Оценка в плановом порядке осуществляется в соответствии с критериями оценки эффективности деятельности СВА по форме согласно приложению 11 к настоящему Стандарту.
35. Должностные лица, осуществляющие оценку в плановом порядке, проводят контроль качества, согласно параграфу 1 главы 5 Правил, не менее трех материалов внутреннего государственного аудита согласно критериям, предусмотренным пунктом 95 Правил.
36. Оценка в плановом порядке проводится комплексно (по всем критериям).
37. Должностные лица уполномоченного органа официально запрашивают от СВА всю документацию (в том числе в электронном формате) и пояснения, необходимые для проведения оценки в плановом порядке в течение 5 (пяти) рабочих дней.
38. Продолжительность проведения оценки в плановом порядке уполномоченного органа составляет не более 20 (двадцати) рабочих дней. Срок проведения оценки в плановом порядке продлевается по решению руководителя уполномоченного органа на срок не более 10 (десяти) рабочих дней, о чем письменно информируется государственный орган, в котором создана СВА.
39. По результатам проведенной оценки в плановом порядке составляется отчет о результатах оценки эффективности деятельности СВА (далее – отчет) по форме согласно приложению 12 к настоящему Стандарту.
40. Отчет представляется должностным лицом уполномоченного органа, проводившим оценку в плановом порядке руководителю СВА либо лицу, его замещающему, в день завершения оценки в плановом порядке через канцелярию государственного органа, в котором создана СВА. Отчет рассматривается руководителем СВА либо лицом, его замещающим, в течение 10 (десяти) рабочих дней.
Сноска. Пункт 40 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).41. При отсутствии к отчету возражений (замечаний) СВА, отчет подписывается руководителем СВА либо лицом, его замещающим, и направляется в уполномоченный орган посредством СЭД не позднее 2 (двух) рабочих дней с учетом срока, указанного в пункте 40 настоящего Стандарта.
При наличии к отчету возражений (замечаний) СВА, имеющиеся возражения (замечания) направляются СВА в уполномоченный орган посредством СЭД не позднее 5 (пяти) рабочих дней с учетом срока, указанного в пункте 40 настоящего Стандарта.
Сноска. Пункт 41 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).42. При поступлении возражений (замечаний) СВА к отчету руководитель СВА либо лицо, его замещающее, в течение 3 (трех) рабочих дней после направления возражений (замечаний) в уполномоченный орган инициирует проведение заседания Совета по государственному аудиту и рискам (далее – Совет) с участием представителей уполномоченного органа для обсуждения и разрешения разногласий, возникших по результатам оценки в плановом порядке уполномоченного органа.
По результатам заседания Совета оформляется протокол по форме согласно приложению 13 к настоящему Стандарту, который приобщается к материалам оценки в плановом порядке.
Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается в государственном органе, в котором создана СВА. Второй экземпляр передается в уполномоченный орган.
Сноска. Пункт 42 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).43. Отчет имеет сквозную нумерацию страниц и оформляется в следующем порядке:
при отсутствии возражений (замечаний) СВА к отчету – не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган подписанного отчета от СВА;
при поступлении в уполномоченный орган возражений (замечаний) СВА к отчету – не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня заседания Совета, с приобщением его протокола к материалам оценки уполномоченного органа.
Уполномоченный орган направляет отчет в течение 2 (двух) рабочих дней в государственный орган, в котором создана СВА, посредством СЭД.
Отчет регистрируется в хронологическом порядке в журнале учета структурного подразделения уполномоченного органа, на которое возложена функция проведения оценок.
Сноска. Пункт 43 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).44. К отчету прилагаются обоснованные и четкие ответы по каждому критерию оценки эффективности деятельности СВА по форме согласно приложению 11 к настоящему Стандарту.
45. Уполномоченный орган по результатам оценки в плановом порядке предоставляет государственному органу, в котором создана СВА, рекомендации относительно повышения качества внутреннего государственного аудита, устранения выявленных недостатков и нарушений, предупреждения их в дальнейшей деятельности.
46. Уполномоченный орган осуществляет мониторинг исполнения СВА рекомендаций следующими способами:
проведение анализа исполнения рекомендаций в форме регулярной переписки с СВА;
направления периодических напоминаний, запросов государственному органу;
назначения плановых/внеплановых оценок нарушений и недостатков для контроля состояния устранения СВА.
Параграф 3. Внеплановая оценка
47. Внеплановой оценкой уполномоченного органа является оценка, не предусмотренная в плановом и камеральном порядках, которая проводится по решению руководителя уполномоченного органа либо лица, исполняющего его обязанности, при наличии одного из следующих обстоятельств:
письменное обращение руководителя СВА, либо лица, его замещающего, о проведении внеплановой оценки направленное в уполномоченный орган посредством СЭД;
обращение, содержащее факты, утверждающие наличие нарушений работниками СВА законодательства о государственном аудите и финансовом контроле при проведении внутреннего государственного аудита;
выявление существенных рисков по результатам камерального порядка деятельности СВА или анализа его оценок.
Сноска. Пункт 47 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 4. Составление программы повышения качества внутреннего государственного аудита
48. В соответствии с требованиями международных стандартов аудита руководитель СВА либо лицо, его замещающее, разрабатывает и утверждает программу повышения качества внутреннего государственного аудита СВА (далее – программа) по форме согласно приложению 14 к настоящему Стандарту не позднее 1 февраля финансового года, следующего за отчетным, которая учитывает результаты оценок СВА и уполномоченного органа.
49. Программа утверждается в целях:
обеспечения соответствия деятельности СВА законодательству о государственном аудите и финансовом контроле Республики Казахстан;
осуществления эффективной и результативной деятельности СВА.
50. Программа охватывает все аспекты деятельности внутреннего государственного аудита и применяется на трех основных уровнях:
на уровне аудиторской проверки (внутреннего государственного аудита);
на уровне деятельности СВА;
на уровне профессионального развития.
51. Выполнение программы контролируется руководителем СВА, либо лицом, его замещающим.
52. Программа учитывается при проведении уполномоченным органом оценки эффективности деятельности СВА.
Приложение 1 к процедурному стандарту внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" |
Перечень вопросов для оценки качества деятельности государственного аудитора службы внутреннего аудита
Планирование аудита
1. Все ли члены аудиторской группы, вовлеченные в выполнение задания внутреннего государственного аудита, соблюдают "принцип независимости"?
2. Обеспечены ли программы внутреннего государственного аудита необходимыми ресурсами, пропорционально ли данные ресурсы распределены в аудиторском задании и проводится ли их надлежащий мониторинг?
3. Знакомы ли государственные аудиторы с процессами, которые они оценивают?
4. Были ли определены важнейшие риски для организации в ходе предварительного изучения и отражены ли они в задачах аудита?
5. Соответствует ли объем работ по аудиту достижению целей аудита?
6. Позволит ли программа аудита государственным аудиторам достичь поставленных целей?
Проведение аудита
1. Все ли этапы аудиторской проверки задокументированы в соответствии с требованиями параграфа 1 главы 4 Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 июля 2021 года № 392 "Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 23540) (далее – Правила)?
2. Применялась ли действующая методология внутреннего государственного аудита в процессе выполнения аудиторского задания, были ли использованы соответствующие методы аудита?
3. Правильно ли оценены процедуры объекта аудита?
4. Являются ли полученные доказательства достаточными и надежными для выражения формирования аудиторского отчета?
5. Выполняется ли аудит в соответствии с утвержденной программой?
6. Вносятся ли изменения в программу аудита на протяжении его проведения и утверждены ли они в соответствии с требованиями пункта 44 и 46 Правил?
Информирование о результатах
1. Направляется ли через систему документооборота отчет объектам аудита?
2. Согласились ли объекты аудита с рекомендациями?
3. Направлены ли рекомендации на устранение причин установленных нарушений?
4. Достиг ли аудит своей цели?
5. Документируются ли надлежащим образом разногласия по итогам аудита?
6. Является ли отчет государственных аудиторов точным, объективным, кратким, конструктивным и своевременным?
7. Подписан ли аудиторский отчет в соответствии с требованиями пункта 72 Правил?
Исполнение рекомендаций
1. Контролируются ли соблюдение сроков исполнения рекомендаций?
2. Оценена ли необходимость последующего аудита?
Общие вопросы
1. Соблюдены ли требования по обязательному обучению?
2. Соблюдены ли нормы поведения, установленные Общими стандартами государственного аудита и финансового контроля, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года № 167 "Об утверждении Общих стандартов государственного аудита и финансового контроля и признании утратившим силу Указа Президента Республики Казахстан от 7 апреля 2009 года № 788 "Об утверждении Стандартов государственного финансового контроля".
Приложение 2 к процедурному стандарту внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" |
|
Форма |
Оценка эффективности деятельности государственного аудитора служб внутреннего аудита по проведению государственного аудита
Приложение 3 к процедурному стандарту внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" |
|
Форма |
Оценка эффективности деятельности руководителя группы государственного аудита
Приложение 4 к процедурному стандарту внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" |
|
Форма |
Оценка эффективности деятельности государственных аудиторов службы внутреннего аудита за 20__ год
Перечень ключевых показателей эффективности деятельности (КПЭД) | Максимальный размер оценки КПЭД | Фамилия, имя, отчество (при наличии) государственного аудитора | Фамилия, имя, отчество (при наличии) государственного аудитора | Фамилия, имя, отчество (при наличии) государственного аудитора | Фамилия, имя, отчество (при наличии) государственного аудитора | |
Соблюдение государственными аудиторами этических стандартов | 25 | |||||
Прозрачность | ||||||
Независимость | ||||||
Конфиденциальность | ||||||
Профессиональная компетенция | ||||||
Объективность | ||||||
Качество, своевременность и результативность выполненных работ, в том числе: | ||||||
Соблюдение государственным аудитором процедур планирования аудиторского задания | 20 | |||||
Правильность определения руководителем группы государственного аудита целей аудиторского задания | ||||||
Достижение государственным аудитором целей аудиторских заданий | ||||||
Соблюдение государственным аудитором процедур предварительного планирования аудиторского задания | ||||||
Определение руководителем группы государственного аудита достаточности ресурсов для выполнения аудиторского задания | ||||||
Выполнение аудиторского задания | 15 | |||||
Соблюдение руководителем группы государственного аудита и государственным аудитором требований по выполнению аудиторского задания (по методологии) | ||||||
Своевременное доведение до сведения руководителя группы государственного аудита и руководителя службы внутреннего аудита основных результатов внутреннего государственного аудита, которые влияют на содержание аудиторских заключений | ||||||
Соблюдение государственным аудитором сроков выполнения аудиторского задания | ||||||
Аудиторский отчет | 15 | |||||
Степень готовности государственного аудитора к возможным конфликтным ситуациям в случае, если аудиторский отчет содержит серьезные замечания | ||||||
Умение отстаивать государственным аудитором свою точку зрения, настойчивость и уверенность в собственных силах и готовность незамедлительно подтвердить факты и детализировать результаты аудита | ||||||
Соблюдение требований, установленных к форме аудиторского отчета (по методологии) | ||||||
Аудиторские обнаружения и рекомендации | 15 | |||||
Достаточность, обоснованность информации для подтверждения выявленных обнаружений (фактов) для предоставления рекомендаций | ||||||
Наличие, важность (ценность) рекомендаций, направленных на совершенствование путей и методов повышения эффективности системы внутреннего контроля | ||||||
Уровень определения причин выявленных обнаружений (фактов) для того, чтобы рекомендации относительно мер по исправлению ситуации были действительно полезными | ||||||
Мониторинг выполнения рекомендаций | 5 | |||||
Систематический мониторинг выполнения рекомендаций | ||||||
Рабочая документация | 5 | |||||
Систематизация, хранение и использование рабочей документации в соответствии с установленными требованиями | ||||||
Степень выполнения КПЭД, (сумма баллов) | 100 | |||||
Ознакомлен (подпись, дата) |
ВЫВОДЫ: ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Руководитель службы внутреннего аудита ___________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
"___" ____________ 20__года _______________
(дата подписания) (подпись)
Приложение 5 к процедурному стандарту внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" |
Бальная система оценки эффективности деятельности службы внутреннего аудита, проводимая службой внутреннего аудита
Наименование критериев | Оценка | |||||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | ||
Охват ежегодными аудитами объектов государственного аудита с высоким уровнем риска (процент охвата объектов государственного аудита с высоким риском к общему количеству государственного аудита в текущем году) | 91% включительно и выше к общему количеству проверок в текущем году | 71– 90% включительно | 51 – 70% включительно | 31- 50% включительно | 0-30% включительно | |
Степень выполнения рекомендаций (процент выполнения рекомендаций) | 85% включительно и выше к общему количеству рекомендаций | 67– 84% включительно | 49 – 66% включительно | 29–48% включительно | 0-28% включительно | |
Показатель эффективности деятельности СВА* | 85% включительно и выше | 71– 84% включительно | 51- 70% включительно | 31–50% включительно | 0-30% включительно |
Примечание:
*Строка 3 рассчитывается по формуле, указанной в подпункте 4) пункта 11 процедурного стандарта внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита".
Приложение 6 к процедурному стандарту внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" |
Критерии оценки эффективности деятельности службы внутреннего аудита
Сноска. Приложение 6 - в редакции приказа и.о. Министра финансов РК от 30.12.2022 № 1346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ | Критерии оценки | Показатели | Баллы |
1 | Формирование Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год |
Отсутствие фактов дублирования проверок с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан, уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту и ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы в Перечне объектов государственного аудита | 10 |
2 | Исполнение Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год |
Охват объектов государственного аудита, предусмотренного Перечнем объектов государственного аудита в текущем году: Отсутствие фактов не исполнения Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год; не исполнение Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год |
15 |
3 | Внесение изменений в Перечень объектов государственного аудита на соответствующий год* |
Количество внесенных изменений в Перечень объектов государственного аудита (уменьшение количества объектов государственного аудита): |
-2 |
4 | Доля исполненных рекомендаций, решении от количества рекомендаций, поручений, принятых по итогам государственного аудита (с наступившими сроками исполнения) |
Доля исполненных пунктов рекомендаций, принятых по итогам государственного аудита: |
5 |
5 | "Возмещение (восстановление) средств по итогам государственного аудита и финансового контроля, за исключением средств в рамках возбужденного уголовного дела и досудебного расследования по итогам государственного аудита и финансового контроля, а также за исключением средств, по которым имеется возражение объектов аудита по материалам аудита СВА. |
Удельный вес возмещенных в бюджет сумм нарушений в отчетном периоде в общей сумме нарушений, подлежащих возмещению в бюджет: |
1 |
Удельный вес восстановленных и отраженных по учету сумм нарушений в отчетном периоде в общей сумме нарушений, подлежащих восстановлению и отражению по учету: |
1 | ||
6 | Внесение и принятие предложений по совершенствованию внутренних процессов (бизнес-процессов)** | Количество внесенных и принятых предложений по совершенствованию внутренних процессов (бизнес-процессов) | За каждое принятое предложение плюс 1 (максимальный - 15) |
7 | Отзыв сертификата государственного аудитора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" | Количество сотрудников службы внутреннего аудита, у которых отозван сертификат государственного аудитора | За каждый случай -10 |
8 | Наличие документов, не соответствующих Стандартам государственного аудита и финансового контроля |
Количество материалов аудита, не соответствующих Стандартам государственного аудита и финансового контроля по результатам контроля качества проведенного уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту: |
- 5 |
9 | Подтверждение случаев обращения на противоправные действия работников службы внутреннего аудита | Количество подтвержденных случаев обращений на противоправные действия работников службы внутреннего аудита, поступивших в уполномоченный орган по внутреннему аудиту | За каждый случай - 5 |
10 | Полнота, качество и своевременность исполнения решений Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля | Отсутствие фактов неисполнения, несвоевременного и/или некачественного исполнения решений Координационного совета | 10 |
Наличие фактов неисполнения решений Координационного совета: |
-5 | ||
Наличие фактов несвоевременного и/или некачественного исполнения решений Координационного совета: |
-5 | ||
11 | Проведение аудита эффективности |
Удельный вес аудитов эффективности к общему количеству проведенных аудитов: |
5 |
12 | Участие СВА в аудите финансовой отчетности государственного органа, в состав которого входит СВА проводимом Уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту (при запросе Уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту) | Участие | 5 |
Не участие (при наличии запроса Уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту) | 0 | ||
13 | Своевременность внесения материалов государственного аудита в систему электронного документооборота уполномоченного органа (Финансовый контроль. Система управления рисками) | Доля несвоевременно внесенных материалов дел государственного аудита в подсистему "Система управления рисками. Финансовый контроль" в соответствии с установленными требованиями законодательства о государственном аудите (полнота внесения материалов) от количества аудиторских мероприятии за отчҰтный год менее 70% | -5 |
14 | Взыскание в доход бюджета сумм административных штрафов, по которым наступил срок уплаты, а также переданных на принудительное взыскание в установленном законодательством порядке |
Удельный вес взысканных в доход бюджета сумм административных штрафов в общей сумме штрафов, наложенных в отчетном периоде, по которым наступил срок уплаты и постановлений, вынесенных судами, а также переданных на принудительное взыскание в установленном законодательством порядке: |
0 |
15 | Удовлетворение судами исков по материалам СВА переданных в правоохранительные органы |
Удельный вес удовлетворенных судами исков по материалам СВА в отчетном периоде по направленным материалам в правоохранительные органы: |
1 |
16 | Отсутствие контроля за исполнением объектом аудита решений об устранений выявленных нарушений | За каждый случай | -1 |
Примечание:
* В случае введения карантийных и других ограничительных мер данный критерий не подлежит оценке.
** Внутренние процессы (бизнес-процессы) – это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на достижение определенных задач и целей.
Предложения служб внутреннего аудита по совершенствованию внутренних процессов (бизнес-процессов) включают:
1) внесение изменений и (или) дополнений в законодательство Республики Казахстан;
2) улучшения деятельности, принятые соответствующим уполномоченным органом;
3) принятые акимом области и направленные для исполнения руководителю местного исполнительного органа предложения по улучшению и приведению в соответствие деятельности местного исполнительного органа.
При этом рекомендации, направленные объектам государственного аудита, не подлежат учету по данному критерию.
Приложение 7 к процедурному стандарту Внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" |
|
Форма |
Сравнительная таблица оценки по направлениям и критериям оценки деятельности служб внутреннего аудита
Направления и критерии оценки | Результаты оценки в разрезе службы внутреннего аудита | |||||||
Приложение 8 к процедурному стандарту внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" |
Этапы проведения оценки уполномоченного органа
1. Организация оценки уполномоченного органа.
1.1. Подготовка к проведению оценки уполномоченного органа.
1.1.1. Анализ рисков, согласно которым запланировано проведение оценки уполномоченного органа.
1.1.2. Анализ оценок эффективности службы внутреннего аудита (далее – СВА).
1.1.3. Анализ результатов оценок уполномоченного органа, проведенных в предыдущие периоды.
1.1.4. Анализ нормативной правовой базы.
1.1.5. Уведомление о проведении оценки уполномоченного органа за десять календарных дней до ее начала.
1.1.6. Составление программы о проведении оценки уполномоченного органа, определение состава рабочей группы, подготовка направлений на проведение оценки уполномоченного органа.
1.2. Проведение оценки уполномоченного органа.
1.2.1. Предоставление руководителю государственного органа, в котором создана СВА, программы о проведения оценки уполномоченного органа;
1.2.2. Проведение оценки уполномоченного органа в соответствии с вопросами программы.
1.2.3. Приобщение к материалам отчета копий документов и объяснений, которые свидетельствуют о нарушениях (аудиторские доказательства).
1.2.4. При необходимости продление времени проведения оценки уполномоченного органа на срок, не превышающий десять рабочих дней.
2. Оформление результатов оценки уполномоченного органа.
2.1. Составление проекта отчета и протокола (в 2-х экземплярах).
2.2. Обсуждение отчета о результатах оценки уполномоченного органа (должностные лица уполномоченного органа, руководитель СВА).
2.3. Подписание протокола.
2.4. Представление отчета по оценке уполномоченного органа (отчета с приложениями, объяснениями и прочее) в течение пяти рабочих дней после подписания протокола.
2.5. Регистрация отчета в журнале учета отчетов структурным подразделением уполномоченного органа, на которое возложена функция проведения оценок уполномоченного органа.
3. Реализация результатов оценки уполномоченного органа и осуществление мониторинга состояния устранения нарушений, недостатков и исполнения рекомендаций.
3.1. Подготовка и предоставление государственному органу, в котором создана СВА, рекомендаций относительно повышения качества внутреннего государственного аудита, устранения выявленных недостатков и нарушений, предупреждению их в будущей деятельности. Установление срока представления уполномоченному органу информации о состоянии устранения нарушений и недостатков.
3.2. Осуществление мониторинга состояния исполнения рекомендаций (до полного их выполнения) и отслеживание результатов реализации рекомендованных мероприятий. Этот процесс осуществляется следующими способами:
проведение анализа исполнения рекомендаций в форме регулярного общения со специалистами СВА, деловой переписки и другими формами взаимодействия уполномоченным органом с СВА;
направления государственному органу, в котором создана СВА, периодических напоминаний, запросов;
назначения плановых/внеплановых оценок уполномоченного органа для контроля состояния устранения государственным органом, в котором создана СВА, нарушений и недостатков.
Приложение 9 к процедурному стандарту внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" |
Модель риск-ориентированного отбора служб внутреннего аудита
Система разработана с целью обеспечения единых подходов к отбору служб внутреннего аудита (далее – СВА) при планировании оценок уполномоченного органа внутреннего государственного аудита.
Процедура риск ориентированного отбора оценки СВА базируется на анализе и оценки рисков с целью отбора служб с наивысшими рисками в их деятельности при формировании планов работы уполномоченного органа в части проведения оценок уполномоченного органа внутреннего государственного аудита (далее – планы).
Оценка рисков осуществляется по двум основным показателям: степенью риска, которая определяется отдельно по каждой СВА по конкретным индикаторам (критериям) измерения рисков, и уровнем существенности риска, являющаяся постоянной величиной (таблица), и устанавливает шкалу приоритетности самих рисков.
В пределах этой модели степень риска оцениваются по трехуровневой шкале: низкий, средний и высокий. При этом, ввиду того, что существенность является постоянной, определенной величиной, фактически каждый объект оценки оценивается по степени риска.
Общая сумма баллов определяется по формуле:
Rсум = (R1 + R2 + R3 + R 4) х 3 + (R5 +...+ R9) х 2 + (R10 +...+ R13) х 1, где
Rсум – суммарная бальная оценка каждого подконтрольного субъекта;
R1-13 – оценка каждого конкретного риска по шкале от 1 до 3, умноженная на балл соответствующего уровня существенности этого риска согласно Таблице.
По уровню их существенности риски распределяются на:
высокий (3 балла) – системные и финансовые риски, которые характеризуют деятельность объекта оценки – в целом и влияние СВА на ее результаты – в частности;
средний (2 балла) – организационные риски;
низкий (1 балл) – функциональные риски (риски аудиторского процесса).
Группа системных рисков определяется по результатам анализа внешней информации о подконтрольном субъекте, а именно институционной и функциональной нормативной правовой среды, финансово-экономических показателей, результатов внешнего контроля (контрольных мероприятий органов других контролирующих органов), а также с учетом обращений, жалоб, информации в средствах массовой информаций и другие. Они характеризуют эффективность деятельности СВА с точки зрения ее влияния на общегосударственные результаты деятельности объекта оценки и имеют наивысший приоритет.
Группа организационных рисков определяется путем анализа и мониторинга организационно-правовых основ функционирования СВА объекта оценки и его кадрового обеспечения. Они характеризуют отношение руководства государственного органа к проблеме организации внутреннего контроля и внутреннего государственного аудита в системе соответствующего органа, осознание ими собственной персональной ответственности за состояние финансово-бюджетной дисциплины в отрасли.
Группа функциональных рисков определяется путем постоянного камерального мониторинга деятельности СВА на основании обобщения и анализа периодической отчетности о результатах деятельности СВА, согласования планов их деятельности, деловой переписки и личного общения. Они характеризуют все основные аспекты деятельности СВА, соблюдение руководителями и работниками СВА требований нормативных правовых актов по этому вопросу.
При планировании учитываются показатели по результатам деятельности объектов оценки за трех - пяти предыдущих лет (по суммарными показателям отчетности и/или по состоянию на соответствующую дату (даты) отчетного периода в зависимости от риска).
Перечень рисков, приведенных в Таблице, перечисляет наиболее распространенные риски. Перечень рисков подлежит постоянному (не менее одного раза в год) пересмотру и обновлению.
В процессе отбора объектов оценки к плану по каждому из них путем оценки по всем, приведенным в Таблице, рискам определяется общая сумма баллов.
Объекты оценки, набравшие максимальное количество баллов, являются наиболее приоритетными при осуществлении процесса отбора объектов к плану. При этом, при одинаковой сумме баллов преимущество для включения к плану предоставляется тому объекту, где количество рисков высокой степени является наибольшим.
После процедуры оценки перечень объектов оценки, отобранных к плану, корректируется с учетом необходимости обеспечения установленной периодичности проведения оценок уполномоченного органа качества.
Таблица |
І УРОВЕНЬ СУЩЕСТВЕННОСТИ (3 балла)
Системные и финансовые риски
Риск 1 (R1)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Организационная структура, численность подконтрольного субъекта, объем ресурсов, в том числе бюджетных назначений, количество функциональных направлений деятельности, бюджетных программ | Органы государственного сектора со сложной структурой, большой подконтрольной сферой, объемом ресурсов, бюджетных назначений, количеством функциональных направлений деятельности, бюджетных программ и другие | высокий | 3 |
Органы государственного сектора со средним уровнем объема ресурсов, бюджетных назначений, количеством функциональных направлений деятельности, бюджетных программ и другие | средний | 2 | |
Органы государственного сектора с незначительной численностью и подконтрольной сферой, уровнем объема ресурсов, бюджетных назначений, количеством функциональных направлений деятельности, бюджетных программ и другие | низкий | 1 |
Риск 2 (R2)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Объемы, структура, существенность и динамика нарушений, выявленных органами государственного аудита в государственном органе, его территориальных подразделениях, подведомственных организациях, в том числе в соотношении с результатами деятельности его СВА | Выявление органами государственного аудита в государственном органе, его территориальных подразделениях, подведомственных организациях: существенных сумм нарушений в соотношении с объемами ресурсов, в том числе бюджетных назначений и открытых ассигнований; масштабных схем злоупотреблений; наличия в общей структуре выявленных нарушений существенного количества нарушений, которые стали причиной не эффективного, необоснованного использования бюджетных средств, стабильности динамики увеличения объемов нарушений; | высокий | 3 |
Средний уровень нарушений, наличие отдельных факторов из определенных в "высоком" критерии этого риска | средний | 2 | |
Несущественные нарушения, отсутствие факторов, определенных на "высоком" и "низком" критериях этого риска | низкий | 1 |
Риск 3 (R3)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Наличие обращений, жалоб, информации правоохранительных и контролирующих органов, критических замечаний Правительства, негативных фактов, изложенных в СМИ и другие При определении показателя учитывается информация за последние 3-5 лет | Наличие более чем 2 таких фактов | высокий | 3 |
Наличие 1-2 фактов | средний | 2 | |
Отсутствие таких фактов | низкий | 1 |
Риск 4 (R4)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Результаты оценки уполномоченного органа Показатель определяется на момент оценки и учитывает информацию за последние 3 года | Негативная оценка по большинству компонентов; установлено факты недостоверности оценки СВА | высокий | 3 |
Негативная оценка по отдельным компонентам | средний | 2 | |
Высокая и достоверная оценка | низкий | 1 |
ІІ УРОВЕНЬ СУЩЕСТВЕННОСТИ (2 балла)
Организационные риски
Риск 5 (R5)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Статус, структура и численность СВА в соотношении со статусом и структурой государственного органа, его подконтрольной сети; необоснованные сокращения численности СВА Показатель определяется по последнему на момент оценки отчету и учитывает данные камерального мониторинга изменений | СВА, исходя из его численности и статуса, вообще не влияет на состояние финансово-бюджетной дисциплины в отрасли; наличие фактов необоснованного сокращения численности СВА | высокий | 3 |
Численность службы не обеспечивает такого соотношения или его статус или структура неадекватны масштабам органа | средний | 2 | |
Численность службы в пределах соотношения (1 аудитор – 10 подконтрольных организаций/10 бюджетных программ, функций органа) при надлежащем статусе и структуре службы | низкий | 1 |
Риск 6 (R6)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Отсутствие организационной и функциональной независимости СВА Показатель определяется на момент оценки | Наличие большинства из перечисленных недостатков: Несамостоятельность СВА; Искусственное объединение с другими несовместимыми функциями; Загруженность нехарактерными для подразделения функциями; Наличие фактов вмешательства третьих лиц в деятельность подразделения; Непрямое подчинение руководителю подконтрольного субъекта; Руководитель подразделения не имеет прямого доступа к руководителю подконтрольного субъекта | высокий | 3 |
Наличие единичных фактов из тех, что приведены в "высоком" критерии этого риска, к тому же таких, которые не создают особой угрозы для организационной и функциональной независимости службы | средний | 2 | |
Полное соответствие требованиям нормативных правовых актов по этим вопросам | низкий | 1 |
Риск 7 (R7)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Уровень зрелости службы (когда создано), стабильность кадровой политики, укомплектованность подразделений, соответствие персонала квалификационным требованиям | Наличие большинства из перечисленных аспектов: СВА создано недавно; Частая смена руководства подразделения; Игнорирование квалификационных требований к персоналу; Незначительный стаж работы по специальности руководителя подразделения и персонала; Значительная недоукомплектованность службы | высокий | 3 |
Наличие лишь отдельных аспектов из числа приведенных в "высоком" критерии этого риска, к тому же таких, которые существенно не влияют на качество реализации функции СВА | средний | 2 | |
Отсутствие таких аспектов | низкий | 1 |
Риск 8 (R8)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Отсутствие утвержденной руководством программы обеспечения и повышения качества внутреннего государственного аудита; ее невыполнение | Отсутствие Программы и не проведение периодических оценок СВА | высокий | 3 |
В программе есть недостатки или она не утверждена руководителем подконтрольного субъекта; оценки СВА проводятся редко и/или формально | средний | 2 | |
Этот участок работы вполне соответствует требованиям нормативных правовых актов по этим вопросам | низкий | 1 |
Риск 9 (R9)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Ненадлежащее взаимодействие с уполномоченным органом, в том числе в части организации работы по реализации требований и рекомендаций, предоставленных уполномоченным органом по результатам проведенных оценок уполномоченного органа При определении показателя учитывается информация за последние 3-5 лет | Систематическое игнорирование обращений/запросов уполномоченного органов; предоставление формальной, некачественной информации по запросам, в том числе касательно работы по реализации требований и рекомендаций, предоставленных уполномоченным органом по результатам проведенных в них оценок уполномоченного органа | высокий | 3 |
Единичные случаи таких фактов | средний | 2 | |
Отсутствие таких фактов | низкий | 1 |
ІІІ УРОВЕНЬ СУЩЕСТВЕННОСТИ (1 балл)
Функциональные риски
Риск 10 (R10)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Наличие фактов несоответствия деятельности СВА требованиям законодательства и/или невыполнение должностными лицами требований Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля службами внутреннего аудита, этического кодекса, других нормативных правовых документов по этим вопросам | Существенное количество материалов аудита, признанных не соответствующими стандартам государственного аудита и финансового контроля | высокий | 3 |
Единичные случаи нарушений | средний | 2 | |
Отсутствие таких фактов | низкий | 1 |
Риск 11 (R11)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Некачественное планирование внутренних государственных аудитов; невыполнение планов При определении показателя учитывается информация за последние 3-5 лет | Не применение системы управления рисками при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год Внесение частых необоснованных изменений в перечень объектов аудита и их не исполнение | Высокий | 3 |
Наличие единичных недостатков в планировании | средний | 2 | |
Отсутствие таких фактов | низкий | 1 |
Риск 12 (R12)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Динамика снижения результативности работы; | Стабильная и существенная динамика ухудшения результативности работы; низкое качество рекомендаций | высокий | 3 |
Несущественные факты колебания показателей, низкая общая результативность работы; отдельные недостатки предоставляемых рекомендаций | средний | 2 | |
Стабильно высокие показатели результативности работы; высокое качество рекомендаций | низкий | 1 |
Риск 13 (R13)
Риск | Критерии риска | Степень риска | Оценка |
Недостоверность информации, предоставляемой в уполномоченный орган | Большое количество фактов недостоверности подаваемой в уполномоченный орган отчетности | высокий | 3 |
Единичные факты недостоверности показателей предоставляемой отчетности | средний | 2 | |
Отсутствие таких фактов | низкий | 1 |
Программа о проведении оценки в плановом порядке уполномоченного органа
________________________________________________________________________________
(наименование государственного органа, в котором создана служба внутреннего аудита)
за ____________год
I. Цель оценки уполномоченного органа
Цель оценки уполномоченного органа:
________________________________________________________________________________
Объект оценки: __________________________________________________________________
Предмет оценки:_________________________________________________________________
II. Сферы, которые будут охвачены оценкой уполномоченного органа:
________________________________________________________________________________
III. Методология проведения оценки уполномоченного органа:
________________________________________________________________________________
IV. Масштаб оценки уполномоченного органа
1. Оцениваемый период:__________________________________________________________
2. Период проведения оценки уполномоченного органа:
________________________________________________________________________________
3. Масштаб оценки уполномоченного органа:
________________________________________________________________________________
(указать количество материалов внутреннего государственного аудита, охваченных оценкой
уполномоченного органа)
4. Состав аудиторской группы:
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) | Должность | Роль в группе оценки | |
V. График проведения оценки уполномоченного органа
Период проведения оценки уполномоченного органа | Вид деятельности | Ответственный исполнитель | |
VI. Ожидаемые результаты
Результат оценки уполномоченного органа:
________________________________________________________________________________
Подготовка Отчета по результатам оценки уполномоченного органа
Руководитель службы внутреннего аудита____________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись)
Приложение 11 к процедурному стандарту внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" |
|
Форма |
Критерии оценки эффективности деятельности службы внутреннего аудита
А. Оценка организационно-правовых основ функционирования службы внутреннего аудита (далее – СВА)
A1. Взаимодействие руководителя СВА с руководителем государственного органа, в котором создана СВА
A2. Структура и численность СВА, его независимость
Определение уровня оценки (А1+А2):
низкий – 0% – 19% включительно;
ниже среднего – 20 – 39% включительно;
средний – 40% – 59% включительно;
выше среднего – 60 % – 79% включительно;
высокий – 80% –100% включительно.
Примечание:
Расчет уровня оценки производится путем определения процентной доли условно положительных ответов из предложенного перечня вопросов. При наличии варианта "Нет ответа" данный вопрос не включается в совокупность вопросов оценки.
Результаты оценки организационно-правовых основ функционирования
Результаты оценки организационно-правовых основ функционирования СВА (А1+А2)
В. Оценка кадровой политики СВА
В1. Оценка внутренней среды в государственном органе на предмет соблюдения требований Правил профессиональной этики государственных аудиторов СВА
В2. Уровень зрелости СВА, стабильность кадровой политики, укомплектованность
Определение уровня оценки (B1+B2):
низкий – 0% – 19% включительно;
ниже среднего – 20 – 39% включительно;
средний – 40% – 59% включительно;
выше среднего – 60 % – 79% включительно;
высокий – 80% –100% включительно.
Примечание:
Расчет уровня оценки производится путем определения процентной доли условно положительных ответов из предложенного перечня вопросов. При наличии варианта "Нет ответа" данный вопрос не включается в совокупность вопросов оценки.
Результаты оценки кадровой политики СВА (В1+В2)
С. Оценка правовой базы СВА
С1. Оценка методологии определения стратегии развития СВА (составления Программы гарантии и повышения качества внутреннего государственного аудита)
С2. Оценка правовой базы, регламентирующей деятельность СВА
Да/нет (при необходимости дать краткие пояснения) | Рекомендации | |
Утверждено ли Положение о СВА, должностные инструкции его работников? | ||
Раскрыты ли в Положении и должностных инструкциях все основные аспекты деятельности, соответствуют ли они основным требованиям законодательства? | ||
Утвержден ли на основе Типовой системы управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита (далее – ТСУР), "Об утверждении типовой системы управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита" (утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 597) (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 декабря 2015 года под № 12490). (в соответствии с пунктом 14 ТСУР) реестр рисков согласно возложенным функциям и полномочиям? | ||
Охватывает ли реестр рисков все направления и все основные аспекты внутреннего государственного аудита, соответствует ли она требованиям законодательства? | ||
Определен ли внутренними документами порядок планирования аудитов (как отдельный документ или раздел другого внутреннего документа)? | ||
Определяют ли внутренние документы по организации и проведения внутренних государственных аудитов порядок расчета планового и фактического фонда рабочего времени, распределение его по направлениям аудитов, отбора объектов для внесения в планы, а также критерии такого отбора? | ||
Основан ли отбор объектов для проведения внутренних государственных аудитов на ежегодной оценке рисков? | ||
Определение уровня оценки (С1+С2):
низкий – 0% – 19% включительно;
ниже среднего – 20 – 39% включительно;
средний – 40% – 59% включительно;
выше среднего – 60 % – 79% включительно;
высокий – 80% –100% включительно.
Примечание:
Расчет уровня оценки производится путем определения процентной доли условно положительных ответов из предложенного перечня вопросов. При наличии варианта "Нет ответа" данный вопрос не включается в совокупность вопросов оценки.
Результаты оценки правовой базы СВА (С1+С2)
D. Система планирования деятельности СВА и состояние выполнения планов
D1. Порядок формирования и утверждения перечней объектов государственного аудита на соответствующий год, внесение изменений в них
D2. Состояние выполнения перечня объектов государственного аудита на соответствующий год
Определение уровня оценки (D1+D2):
низкий – 0% – 19% включительно;
ниже среднего – 20 – 39% включительно;
средний – 40% – 59% включительно;
выше среднего – 60 % – 79% включительно;
высокий – 80% –100% включительно.
Примечание:
Расчет уровня оценки производится путем определения процентной доли условно положительных ответов из предложенного перечня вопросов. При наличии варианта "Нет ответа" данный вопрос не включается в совокупность вопросов оценки.
Результаты оценки системы планирования деятельности СВА и состояния выполнения планов (D1+D2)
E. Организационные и функциональные аспекты проведения внутренних государственных аудитов
E1. Соблюдение требований нормативных правовых актов в части организации внутренних государственных аудитов
E2. Эффективность аудиторских действий и качество документирования материалов внутренних государственных аудитов
Определение уровня оценки (Е1+Е2):
низкий – 0% – 19% включительно;
ниже среднего – 20 – 39% включительно;
средний – 40% – 59% включительно;
выше среднего – 60 % – 79% включительно;
высокий – 80% –100% включительно.
Примечание:
Расчет уровня оценки производится путем определения процентной доли условно положительных ответов из предложенного перечня вопросов. При наличии варианта "Нет ответа" данный вопрос не включается в совокупность вопросов оценки.
Результаты оценки организационных и функциональных аспектов проведения внутренних государственных аудитов (E1+E2)
F. Результативность проведенных внутренних государственных аудитов и реализации их рекомендаций
F1. Анализ результативности проведенных внутренних государственных аудитов и достоверности отчетности
F2. Реализация аудиторских рекомендаций
F3. Состояние мониторинга внедрения аудиторских рекомендаций
Определение уровня оценки (F1+F2+F3):
низкий – 0% – 19% включительно;
ниже среднего – 20 – 39% включительно;
средний – 40% – 59% включительно;
выше среднего – 60 % – 79% включительно;
высокий – 80% –100% включительно.
Примечание:
Расчет уровня оценки производится путем определения процентной доли условно положительных ответов из предложенного перечня вопросов. При наличии варианта "Нет ответа" данный вопрос не включается в совокупность вопросов оценки.
Результаты оценки результативности проведенных внутренних государственных аудитов и реализации их результатов (F1+F2+F3)
G. Состояние взаимодействия СВА с уполномоченным органом
G1. Устранение недостатков, выявленных уполномоченным органом во время предыдущей оценки качества внутреннего государственного аудита, и реализации предоставленных рекомендаций
G2. Реализация функции внутреннего государственного аудита
Определение уровня оценки (G1+G2):
низкий – 0% – 19% включительно;
ниже среднего – 20 – 39% включительно;
средний – 40% – 59% включительно;
выше среднего – 60 % – 79% включительно;
высокий – 80% –100% включительно.
Примечание:/
Расчет уровня оценки производится путем определения процентной доли условно положительных ответов из предложенного перечня вопросов. При наличии варианта "Нет ответа" данный вопрос не включается в совокупность вопросов оценки.
Результаты оценки состояния взаимодействия СВА с уполномоченным органом (G1+G2)
Н. Оценка объективности проведения оценок СВА внутреннего государственного аудита
Н1. Соотношение результатов оценки уполномоченного органа с предыдущими результатами оценок СВА, проведенных на протяжении исследуемого периода
Определение уровня оценки (Н1):
низкий – 0% – 19% включительно;
ниже среднего – 20 – 39% включительно;
средний – 40% – 59% включительно;
выше среднего – 60 % – 79% включительно;
высокий – 80% – 100% включительно.
Примечание:
Расчет уровня оценки производится путем определения процентной доли условно положительных ответов из предложенного перечня вопросов. При наличии варианта "Нет ответа" данный вопрос не включается в совокупность вопросов оценки.
Результаты оценки объективности проведения оценок СВА качества внутреннего государственного аудита (Н1)
Приложение 12 к процедурному стандарту внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" |
|
Форма |
Отчет о результатах оценки эффективности деятельности службы внутреннего аудита
________________________________________________________________________________
(наименование государственного органа, в котором создана служба внутреннего аудита)
1. Цель проведения оценки уполномоченного органа
________________________________________________________________________________
2. Основание проведения оценки уполномоченного органа
________________________________________________________________________________
3. Период, подлежащий оценке уполномоченного органа
________________________________________________________________________________
4. Период проведения оценки уполномоченного органа
________________________________________________________________________________
5. Должностные лица, проводившие оценку уполномоченного органа
Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность | |
6. Краткое содержание о результатах оценки уполномоченного органа
________________________________________________________________________________
7. Общие выводы по результатам оценки уполномоченного органа:
__________________________________________________________________________
(основные результаты оценки и полученные доказательства по
каждому________________________________________________________________________
вопросу оценки (в отдельности, с указанием уровня эффективности службы внутреннего аудита)
8. Рекомендации по результатам проведения оценки уполномоченного органа:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Приложение: на ______ листах:
(перечислить документы, собранные непосредственно на объекте оценки уполномоченного
органа, а также полученные из других достоверных источников с соблюдением
законодательства Республики Казахстан).
Должностное лицо(а) уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту:
________________________________________________________________________________
(должность) (подпись, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
________________________________________________________________________________
(должность) (подпись, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Ознакомлен _____________________________________________________________________
(руководитель службы внутреннего аудита либо лицо, его замещающее (подпись, фамилия,
имя, отчество (при его наличии), дата ознакомления)
Приложение 13 к процедурному стандарту внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" |
|
Форма |
Протокол по результатам заседания Совета по государственному аудиту и рискам
________________________________________________________
(оцениваемая служба внутреннего аудита государственного органа)
Заключение уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и финансовому контролю | Возражение оцениваемой службы внутреннего аудита | Решение по итогам обжалования (принимается / не принимается) | Причина непринятия возражения | |
2 | 3 | 4 | 5 | |
Председатель Совета по государственному аудиту и рискам:
____________________________________________________
должность подпись
Представитель уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту:
_____________________________________________________
должность подпись
С итогами обжалования ознакомлен:
Руководитель службы внутреннего аудита государственного органа:
___________________________________________________________ подпись
Программа повышения качества внутреннего государственного аудита на _____год службы внутреннего аудита
Цель программы: (часть общей цели деятельности службы внутреннего аудита (далее –
СВА), обязательной составляющей которой является непрерывное профессиональное
развитие).
Область покрытия (все мероприятия/аудиторские проверки и/или другие аспекты
деятельности, управление деятельностью, мониторинг, отчетность и так далее).
Руководитель СВА: _____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
"_____"_________20___года ________________________ (подпись)
1. Структура корректируется с учетом текущих задач и в связи с возникновением актуальных
проблемных вопросов в деятельности СВА.
2. Приложения (в случае необходимости).