О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 480 "Об утверждении процедурного стандарта внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности

Приказ и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 1346. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 декабря 2022 года № 31517

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 480 "Об утверждении процедурного стандарта внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16878) следующие изменения:

      в процедурном стандарте внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита", утвержденном указанным приказом:

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. Оценка эффективности деятельности СВА осуществляется путем проведения:

      оценки, проводимой СВА;

      оценки, проводимой уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту и финансовому контролю (далее – оценка, проводимая уполномоченным органом).

      При реорганизации либо образования государственного органа во втором полугодии, служба внутреннего аудита, созданная в данном государственном органе, не подлежит оценке.";

      пункт 7 изложить в следующей редакции:

      "7. Оценка, проводимая СВА, осуществляется руководителем СВА либо лицом, его замещающим, ежегодно на основе аудиторских заданий на проведение аудиторского мероприятия (далее – аудиторское задание) путем мониторинга деятельности СВА и оценки годовой эффективности деятельности государственных аудиторов СВА.";

      абзац первый пункта 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Годовая оценка эффективности деятельности государственных аудиторов СВА осуществляется по вопросам:";

      пункты 17 и 18 изложить в следующей редакции:

      "17. Оценка, проводимая уполномоченным органом, осуществляется следующими способами:

      в камеральном порядке по итогам года (далее – оценка в камеральном порядке);

      в плановом порядке (далее – оценка в плановом порядке) на основании результатов оценки в камеральном порядке по итогам года.

      18. Оценка в камеральном порядке осуществляется в текущем режиме на основании результатов оценок, проводимых СВА, обобщения и анализа годовой отчетной информации СВА по проведенному государственному аудиту и финансовому контролю.

      Полнота и достоверность отчетной информации обеспечивается руководителями СВА либо лицами, их замещающими.;

      пункты 21, 22 и 23 изложить в следующей редакции:

      "21. Структурное подразделение, ответственное за проведение оценки эффективности деятельности СВА, выводит соответствующую оценку:

      100 баллов включительно и выше – эффективно;

      71 – 99 баллов включительно – удовлетворительно;

      менее 70 баллов включительно – неэффективно.

      22. В целях определения оценки по направлениям, критериям и показателям СВА информация с подтверждающими документами направляется в уполномоченный орган по итогам года не позднее 7 января следующего года.

      Уполномоченный орган направляет в СВА для ознакомления результаты оценки деятельности СВА по итогам года не позднее 17 января следующего года.

      СВА свои возражения к оценке, при их наличии, направляют в уполномоченный орган с подтверждающими документами в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их получения.

      Имеющиеся возражения к оценке деятельности СВА в течение 3 (трех) рабочих дней со дня их получения рассматриваются уполномоченным органом при наличии подтверждающих документов.

      Не подлежат рассмотрению возражения к оценке деятельности СВА при отсутствии подтверждающих документов и поступлении по истечении срока, предусмотренного настоящим пунктом Стандарта.

      По итогам рассмотрения возражений к оценке деятельности СВА уполномоченным органом направляется ответ о принятии или непринятии возражений с обоснованиями в срок, установленный частью четвертой настоящего пункта Стандарта.

      23. Уполномоченным органом информация с учетом проведенного им анализа отчетной информации и оценки эффективности деятельности СВА с приложением подтверждающих документов, включая пояснительную записку, составленную по каждому критерию и показателям оценки, направляется в Высшую аудиторскою палату Республики Казахстан по итогам года не позднее 1 февраля следующего года.

      Уполномоченный орган учитывает результаты оценки в камеральном порядке при планировании, организации и проведении оценки в плановом порядке.

      Анализ отчетной информации уполномоченного органа включает:

      1) сравнительную таблицу оценки по направлениям и критериям оценки деятельности СВА, составленную по форме согласно приложению 7 к настоящему Стандарту;

      2) обобщенную информацию по всем направлениям оценки эффективности деятельности СВА;

      3) рейтинг СВА по результатам оценки в камеральном порядке.

      При эффективной деятельности СВА и занятия ею первой позиции в рейтинге оценки деятельности СВА за последние два года, направляется рекомендация должностному лицу (органу) о поощрении первого руководителя СВА данного государственного органа.";

      пункты 32 и 33 изложить в следующей редакции:

      "32. Уполномоченный орган посредством информационных систем электронного документооборота (далее – СЭД) направляет уведомление в государственный орган, в котором создана СВА, о проведении оценки в плановом порядке не позднее 2 (двух) рабочих дней до ее начала с указанием должностных лиц, даты начала и окончания оценки.

      33. Перед началом оценки в плановом порядке программа о проведении оценки в плановом порядке уполномоченного органа не позднее 2 (двух) рабочих дней до ее начала посредством СЭД направляется руководителю государственного органа, в котором создана СВА, либо лицу, его замещающему.";

      пункты 40, 41, 42 и 43 изложить в следующей редакции:

      "40. Отчет представляется должностным лицом уполномоченного органа, проводившим оценку в плановом порядке руководителю СВА либо лицу, его замещающему, в день завершения оценки в плановом порядке через канцелярию государственного органа, в котором создана СВА. Отчет рассматривается руководителем СВА либо лицом, его замещающим, в течение 10 (десяти) рабочих дней.

      41. При отсутствии к отчету возражений (замечаний) СВА, отчет подписывается руководителем СВА либо лицом, его замещающим, и направляется в уполномоченный орган посредством СЭД не позднее 2 (двух) рабочих дней с учетом срока, указанного в пункте 40 настоящего Стандарта.

      При наличии к отчету возражений (замечаний) СВА, имеющиеся возражения (замечания) направляются СВА в уполномоченный орган посредством СЭД не позднее 5 (пяти) рабочих дней с учетом срока, указанного в пункте 40 настоящего Стандарта.

      42. При поступлении возражений (замечаний) СВА к отчету руководитель СВА либо лицо, его замещающее, в течение 3 (трех) рабочих дней после направления возражений (замечаний) в уполномоченный орган инициирует проведение заседания Совета по государственному аудиту и рискам (далее – Совет) с участием представителей уполномоченного органа для обсуждения и разрешения разногласий, возникших по результатам оценки в плановом порядке уполномоченного органа.

      По результатам заседания Совета оформляется протокол по форме согласно приложению 13 к настоящему Стандарту, который приобщается к материалам оценки в плановом порядке.

      Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается в государственном органе, в котором создана СВА. Второй экземпляр передается в уполномоченный орган.

      43. Отчет имеет сквозную нумерацию страниц и оформляется в следующем порядке:

      при отсутствии возражений (замечаний) СВА к отчету – не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган подписанного отчета от СВА;

      при поступлении в уполномоченный орган возражений (замечаний) СВА к отчету – не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня заседания Совета, с приобщением его протокола к материалам оценки уполномоченного органа.

      Уполномоченный орган направляет отчет в течение 2 (двух) рабочих дней в государственный орган, в котором создана СВА, посредством СЭД.

      Отчет регистрируется в хронологическом порядке в журнале учета структурного подразделения уполномоченного органа, на которое возложена функция проведения оценок.";

      пункт 47 изложить в следующей редакции:

      "47. Внеплановой оценкой уполномоченного органа является оценка, не предусмотренная в плановом и камеральном порядках, которая проводится по решению руководителя уполномоченного органа либо лица, исполняющего его обязанности, при наличии одного из следующих обстоятельств:

      письменное обращение руководителя СВА, либо лица, его замещающего, о проведении внеплановой оценки направленное в уполномоченный орган посредством СЭД;

      обращение, содержащее факты, утверждающие наличие нарушений работниками СВА законодательства о государственном аудите и финансовом контроле при проведении внутреннего государственного аудита;

      выявление существенных рисков по результатам камерального порядка деятельности СВА или анализа его оценок.";

      приложение 6 к указанному процедурному стандарту изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра финансов Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
Министра финансов
Республики Казахстан
Е. Биржанов

      "СОГЛАСОВАН"
Высшая аудиторская палата
Республики Казахстан

  Приложение к приказу
Исполняющий обязанности
Министра финансов
Республики Казахстан
от 30 декабря 2022 года № 1346
  Приложение 6
к процедурному стандарту
внутреннего государственного
аудита и финансового контроля
"Оценка эффективности
деятельности служб внутреннего
аудита"

Критерии оценки эффективности деятельности службы внутреннего аудита

Критерии оценки

Показатели

Баллы

1

Формирование Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год

Отсутствие фактов дублирования проверок с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан, уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту и ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы в Перечне объектов государственного аудита
на соотвествующий год.

10

2

Исполнение Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год

Охват объектов государственного аудита, предусмотренного Перечнем объектов государственного аудита в текущем году: Отсутствие фактов не исполнения Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год; не исполнение Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год
от 1 до 3;
от 3 до 5;
от 5 и более

15
-5
-7
-10

3

Внесение изменений в Перечень объектов государственного аудита на соответствующий год*

Количество внесенных изменений в Перечень объектов государственного аудита (уменьшение количества объектов государственного аудита):
от 2 до 5;
от 5 до 7;
от 7 и более

-2
-5
-7

4

Доля исполненных рекомендаций, решении от количества рекомендаций, поручений, принятых по итогам государственного аудита (с наступившими сроками исполнения)

Доля исполненных пунктов рекомендаций, принятых по итогам государственного аудита:
от 70% до 80%;
от 80% до 90%;
от 90% и более;
менее 70%

5
10
15
-5

5

"Возмещение (восстановление) средств по итогам государственного аудита и финансового контроля, за исключением средств в рамках возбужденного уголовного дела и досудебного расследования по итогам государственного аудита и финансового контроля, а также за исключением средств, по которым имеется возражение объектов аудита по материалам аудита СВА.

Удельный вес возмещенных в бюджет сумм нарушений в отчетном периоде в общей сумме нарушений, подлежащих возмещению в бюджет:
от 0% до 10%;
от 10% до 20%;
от 20% до 30%;
от 30% до 40%;
от 40% до 50%;
от 50% до 60%;
от 60% до 70%;
от 70% до 80%;
от 80% до 90%;
от 90% до 100%

1
2
3
4
5
6
7
8
9
15

Удельный вес восстановленных и отраженных по учету сумм нарушений в отчетном периоде в общей сумме нарушений, подлежащих восстановлению и отражению по учету:
от 0% до 10%;
от 10% до 20%;
от 20% до 30%;
от 30% до 40%;
от 40% до 50%;
от 50% до 60%;
от 60% до 70%;
от 70% до 80%;
от 80% до 90%;
от 90% до 100%

1
2
3
4
5
6
7
8
9
15

6

Внесение и принятие предложений по совершенствованию внутренних процессов (бизнес-процессов)**

Количество внесенных и принятых предложений по совершенствованию внутренних процессов (бизнес-процессов)

За каждое принятое предложение плюс 1 (максимальный - 15)

7

Отзыв сертификата государственного аудитора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле"

Количество сотрудников службы внутреннего аудита, у которых отозван сертификат государственного аудитора

За каждый случай -10

8

Наличие документов, не соответствующих Стандартам государственного аудита и финансового контроля

Количество материалов аудита, не соответствующих Стандартам государственного аудита и финансового контроля по результатам контроля качества проведенного уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту:
1 материал;
от 2 до 3 материалов;
от 4 материалов и более

- 5
- 7
- 10

9

Подтверждение случаев обращения на противоправные действия работников службы внутреннего аудита

Количество подтвержденных случаев обращений на противоправные действия работников службы внутреннего аудита, поступивших в уполномоченный орган по внутреннему аудиту

За каждый случай - 5

10

Полнота, качество и своевременность исполнения решений Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля

Отсутствие фактов неисполнения, несвоевременного и/или некачественного исполнения решений Координационного совета

10

Наличие фактов неисполнения решений Координационного совета:
1-2 факта;
3-5 фактов;
более 5 фактов

-5
-8
-10

Наличие фактов несвоевременного и/или некачественного исполнения решений Координационного совета:
1-2 факта;
3-5 фактов;
более 5 фактов

-5
-8
-10

11

Проведение аудита эффективности

Удельный вес аудитов эффективности к общему количеству проведенных аудитов:
от 30% до 40%;
от 40% до 60%;
от 60% до 80%;
от 80% до 90%;
от 90% и более;
менее 30%

5
7
10
15
20
-5

12

Участие СВА в аудите финансовой отчетности государственного органа, в состав которого входит СВА проводимом Уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту (при запросе Уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту)

Участие

5

Не участие (при наличии запроса Уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту)

0

13

Своевременность внесения материалов государственного аудита в систему электронного документооборота уполномоченного органа (Финансовый контроль. Система управления рисками)

Доля несвоевременно внесенных материалов дел государственного аудита в подсистему "Система управления рисками. Финансовый контроль" в соответствии с установленными требованиями законодательства о государственном аудите (полнота внесения материалов) от количества аудиторских мероприятии за отчҰтный год менее 70%

-5

14

Взыскание в доход бюджета сумм административных штрафов, по которым наступил срок уплаты, а также переданных на принудительное взыскание в установленном законодательством порядке

Удельный вес взысканных в доход бюджета сумм административных штрафов в общей сумме штрафов, наложенных в отчетном периоде, по которым наступил срок уплаты и постановлений, вынесенных судами, а также переданных на принудительное взыскание в установленном законодательством порядке:
до 50%
от 50% до 60%;
от 60% до 70%;
от 70% до 80%;
от 80% до 90%;
от 90% до 100%

0
1
2
3
4
5

15

Удовлетворение судами исков по материалам СВА переданных в правоохранительные органы

Удельный вес удовлетворенных судами исков по материалам СВА в отчетном периоде по направленным материалам в правоохранительные органы:
от 0% до 20%;
от 20% до 40%;
от 40% до 60%;
от 60% до 80%;
от 80% до 100%

1
2
3
4
5

16

Отсутствие контроля за исполнением объектом аудита решений об устранений выявленных нарушений

За каждый случай

-1

      Примечание:

      * В случае введения карантийных и других ограничительных мер данный критерий не подлежит оценке.

      ** Внутренние процессы (бизнес-процессы) – это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на достижение определенных задач и целей.

      Предложения служб внутреннего аудита по совершенствованию внутренних процессов (бизнес-процессов) включают:

      1) внесение изменений и (или) дополнений в законодательство Республики Казахстан;

      2) улучшения деятельности, принятые соответствующим уполномоченным органом;

      3) принятые акимом области и направленные для исполнения руководителю местного исполнительного органа предложения по улучшению и приведению в соответствие деятельности местного исполнительного органа.

      При этом рекомендации, направленные объектам государственного аудита, не подлежат учету по данному критерию.