Об утверждении Правил проведения радиационного контроля

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 5 февраля 2018 года № 121. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 марта 2018 года № 16543.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 4 статьи 402 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения радиационного контроля.

      2. Признать утратившим силу:

      1) приказ Министра финансов Республики Казахстан от 11 июля 2011 года № 360 "Об утверждении Правил проведения радиационного контроля" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7125);

      2) приказ Министра финансов Республики Казахстан от 26 апреля 2017 года № 276 "О внесении изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 11 июля 2011 года № 360 "Об утверждении Правил проведения радиационного контроля" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 15296, опубликован 13 июля 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан).

      3. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр финансов
Республики Казахстан
Б. Султанов

      "СОГЛАСОВАН"
Министр здравоохранения
Республики Казахстан
_______________ Е. Биртанов
23 февраля 2018 года

      "СОГЛАСОВАН"
Министр энергетики
Республики Казахстан
_______________ К. Бозумбаев
19 февраля 2018 года

  Утверждены приказом
Министра финансов
Республики Казахстан
от 5 февраля 2018 года № 121

Правила проведения радиационного контроля

      Сноска. Правила - в редакции приказа Министра финансов РК от 02.09.2020 № 809 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения радиационного контроля (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 402 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" (далее – Кодекс) и определяют порядок проведения органами государственных доходов радиационного контроля.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) источники ионизирующего излучения – радиоактивные вещества, аппараты или устройства, содержащие радиоактивные вещества, а также электрофизические аппараты или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;

      2) мощность дозы – доза излучения за единицу времени (секунду, минуту, час);

      3) упаковка – упаковочный комплект с его радиоактивным содержимым в представленном для перевозки виде, имеющий знаки радиационной опасности;

      4) радиационная авария – нарушение пределов безопасной эксплуатации объекта использования атомной энергии, при котором произошел выход радиоактивных продуктов и/или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом нормальной эксплуатации границы, которые могли привести или привели к облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды выше установленных норм;

      5) радиационный контроль – проверка уровня ионизирующего излучения, исходящего из товаров и/или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), и сравнение его с естественным фоном в целях обеспечения безопасности для населения и окружающей среды;

      6) радиоактивные вещества (далее – РВ) – любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды;

      7) уполномоченное должностное лицо – должностное лицо органов государственных доходов, прошедшее обучение по осуществлению радиационного контроля и не имеющее медицинских противопоказаний.

      3. Радиационный контроль товаров и транспортных средств – один из видов таможенного контроля, проводимый в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу ЕАЭС, который осуществляется в целях радиационной безопасности населения на таможенной территории ЕАЭС и Республики Казахстан в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Республики Казахстан, соблюдения международного режима нераспространения ядерного оружия и ядерных материалов, предотвращения нарушений требований Кодекса при перемещении в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС радиоактивных веществ, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем мощности эквивалентной дозы гамма-излучения, плотности потока нейтронных, альфа-, бета-излучений (далее – ионизирующее излучение).

      4. Для проведения радиационного контроля органы государственных доходов используют стационарные и переносные системы радиационного контроля РВ, адаптированные к местности зоны деятельности органа государственных доходов.

      В ходе проведения радиационного контроля могут использоваться технические средства таможенного контроля в соответствии со статьей 428 Кодекса.

Глава 2. Порядок проведения радиационного контроля товаров и транспортных средств

      5. Приоритетному радиационному контролю подлежат товары, входящие в товарные позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единого таможенного тарифа ЕАЭС, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза":

      2612 – руды и концентраты урановые или ториевые;

      2844 – элементы химические радиоактивные и изотопы радиоактивные (включая делящиеся и воспроизводящие химические элементы и изотопы) и их соединения; смеси и остатки, содержащие эти продукты;

      2845 – изотопы, кроме изотопов товарной позиции 2844; соединения неорганические или органические этих изотопов, определенного или неопределенного химического состава;

      товары, входящие в подсубпозиции:

      8401 30 000 0 – тепловыделяющие элементы (твэлы), не облученные;

      9022 – аппаратура, основанная на использовании рентгеновского, альфа-, бета- или гамма-излучения, предназначенная или не предназначенная для медицинского, хирургического, стоматологического или ветеринарного использования, включая аппаратуру рентгенографическую или радиотерапевтическую, рентгеновские трубки и прочие генераторы рентгеновского излучения, генераторы высокого напряжения, щиты и пульты управления, экраны, столы, кресла и аналогичные изделия для обследования или лечения.

      6. С учетом типа используемой аппаратуры радиационный контроль в пунктах пропуска и иных местах через таможенную границу ЕАЭС состоит из следующих этапов:

      первичный радиационный контроль;

      дополнительный радиационный контроль;

      углубленное радиационное обследование;

      экспертиза.

      7. Целью первичного радиационного контроля является оперативное выявление и выделение из потока товаров и транспортных средств объектов с повышенным (по отношению к естественному радиационному фону) уровнем дозы излучения (далее – объекты), которое осуществляется должностными лицами органов государственных доходов, контролирующими помещение товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля.

      8. В целях первичного радиационного контроля используются автоматизированные системы радиационного контроля РВ (далее – АСРК РВ), а при их отсутствии или неисправности – переносные приборы радиационного контроля РВ.

      9. Осуществление радиационного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через АСРК РВ должно осуществляться с соблюдением следующих ограничений:

      прохождение физических лиц с товаром через стойки пешеходного АСРК РВ осуществляется в порядке очереди и контролируется должностным лицом органа государственных доходов, осуществляющим таможенный контроль в пункте пропуска. При этом нахождение других физических лиц рядом с АСРК РВ не допускается;

      перемещение транспортных средств через стойки автомобильного АСРК РВ допускается со скоростью не более 5 км/час. Остановка и нахождение автотранспортных средств в зоне работы АСРК РВ не допускается;

      перемещение железнодорожного транспорта через стойки железнодорожного АСРК РВ допускается со скоростью не более 25 км/час. Остановка железнодорожного транспорта в зоне работы АСРК РВ не допускается.

      Для соблюдения указанных ограничений зона действия АСРК РВ оборудуется соответствующими информационными знаками.

      10. Должностные лица органов государственных доходов, работающие с источниками ионизирующего излучения и/или осуществляющие досмотр радиоактивных товаров, проходят индивидуальный дозиметрический контроль.

      11. Критерием классификации проверяемого объекта, как имеющего повышенный уровень дозы излучения, является устойчивое (неложное) срабатывание АСРК РВ.

      12. В случае срабатывания АСРК РВ по нейтронному каналу дальнейшие действия уполномоченного должностного лица по локализации и идентификации источника ионизирующего излучения осуществляются с использованием измерительного средства РВ, имеющего детектор нейтронного излучения.

      13. Каждое срабатывание звуковой или световой сигнализации АСРК РВ или переносной аппаратуры радиационного контроля вносится в Журнал регистрации сведений о срабатывании стационарной системы обнаружения радиоактивных веществ и переносной аппаратуры радиационного контроля (далее – Журнал срабатывания АСРК РВ) по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      При наличии информационной системы ведение Журнала срабатывания АСРК РВ производится в электронной форме.

      14. Основаниями для проведения дополнительного радиационного контроля являются:

      результаты первичного радиационного контроля;

      получение оперативной информации от субъектов оперативно-розыскной деятельности;

      результаты проверки товаросопроводительных документов;

      выявление признаков наличия РВ и товаров с повышенным содержанием радионуклидов, в том числе обнаружение знаков радиационной опасности, характерных защитных контейнеров (упаковок).

      15. Целями дополнительного радиационного контроля являются:

      выяснение причин срабатывания АСРК РВ;

      поиск и локализация объектов, имеющих повышенный уровень дозы излучения, измерение радиационных характеристик объекта по гамма- и нейтронному излучениям без вскрытия упаковки или транспортного средства;

      оценка степени радиационной опасности объекта.

      16. Дополнительный радиационный контроль осуществляется уполномоченным должностным лицом в течение суток с момента обнаружения объекта.

      Для проведения дополнительного радиационного контроля используется прошедшая государственную поверку дозиметрическая и радиометрическая аппаратура.

      17. Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых емкостей при поиске и локализации объектов с повышенным уровнем дозы излучения производится в соответствии с требованиями Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 июня 2019 года № ҚР ДСМ-97 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18920) (далее – Санитарные правила), и Гигиенических нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности", утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 155 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10671) (далее – Гигиенические нормативы).

      Вскрытие упаковок не допускается.

      18. В ходе проведения дополнительного радиационного контроля в целях обеспечения радиационной безопасности выполняются следующие требования:

      объект с повышенным уровнем дозы излучения помещается на расстояние не менее 20 метров от жилых и служебных помещений. Допускается проведение дополнительного радиационного контроля на железнодорожных путях с соблюдением техники безопасности, при условии отсутствия жилых и служебных помещений на расстоянии до 20 метров.

      время пребывания должностных лиц органов государственных доходов и/или иных лиц вблизи объекта с повышенным уровнем дозы излучения должно быть ограничено;

      наличие на выставленном ограждении предупредительных знаков радиационной опасности, отчетливо видимых с расстояния не менее 3 метров.

      19. Дополнительный радиационный контроль товаров и транспортных средств предусматривает следующий порядок.

      Измерение объекта с повышенным уровнем дозы излучения, имеющего значительную протяженность (железнодорожный вагон, грузовой автомобиль, контейнер), проводится по средней линии (по высоте) длинной боковой стенки объекта в поисковом режиме по всему периметру.

      В точке, где показания прибора максимальны, измерения проводятся в серединах промежутков между ней и двумя соседними точками измерений. Эта процедура повторяется несколько раз, пока не определится положение по линии измерений точки, в которой значение измеряемой величины максимально. Для этой точки аналогичная процедура измерений проводится также в вертикальном направлении.

      Аналогичная процедура проводится и для противоположной боковой поверхности. Если максимальное и минимальное показания прибора в этой серии измерений отличаются друг от друга более чем в 10 раз, делается предположение, что источник радиации имеет локальный характер и расположен в месте обнаруженного максимума измеряемой величины. Если максимум и минимум величины отличаются более чем в 2 раза, источник радиации следует считать распределенным по всему объему обследуемого объекта. В промежуточных случаях размеры источника радиации следует считать сравнимыми с размерами объекта.

      После установления наличия радиоактивного источника в объекте и оценки степени его локализации, измеряется уровень ионизирующего излучения в точке максимума на поверхности объекта.

      Если объект имеет небольшие размеры (чемодан, сумка), то следует убедиться, что на его поверхности действительно имеется повышенный уровень дозы излучения. Определить точку, в которой он максимален, и измерить в ней уровень ионизирующего излучения.

      При проведении дополнительного радиационного контроля могут проводиться фото- и/или видеосъемка.

      20. Результаты дополнительного радиационного контроля вносятся в Акт радиационного контроля по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам и в Журнал сведений о перемещении товаров и транспортных средств с повышенным уровнем дозы излучения в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – Журнал о перемещении) по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

      При наличии информационной системы ведение Журнала о перемещении производится в электронной форме.

      21. При подтверждении в ходе дополнительного радиационного контроля наличия объекта с повышенным уровнем дозы излучения уполномоченное должностное лицо сверяет сведения, указанные в разрешительных документах, выданных в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", с результатами дополнительного радиационного контроля.

      По результатам дополнительного радиационного контроля принимается одно из следующих решений:

      о пропуске товара через таможенную границу ЕАЭС при соответствии сведений, заявленных в товаросопроводительных документах и наличии разрешительных документов, с проставлением штампа "Прошел радиационный контроль";

      о запрете ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС, либо о запрете вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС в соответствии со статьей 32 Кодекса, с проставлением штампа "Радиоактивно! Подлежит возврату" при несоответствии сведений, заявленных в товаросопроводительных документах либо отсутствии разрешительных документов. При этом составляется Акт возврата товара по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам;

      о проведении углубленного радиационного обследования.

      22. Критерием реагирования, определяющим необходимость проведения углубленного радиационного обследования является превышение величины среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта (Низм.), над значением естественного фона (Нф.), измеренного в зоне таможенного контроля, на величину 0,2 Нф, то есть

      Низм ≥ 0,2+Нф

      где, Низм - величина среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения, мкЗв/ч, которая рассчитывается по формуле:

      Низм.= 1/3 Низм.i, (при i=3)

      где, Низм.i - значение мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта при i-том измерении, мкЗв/ч;

      Нф - значение мощности дозы гамма-излучения естественного фона, измеренного в зоне таможенного контроля, мкЗв/ч.

      Данный критерий реагирования предназначен для товаров, содержащих естественные природные радионуклиды, к которым относятся следующие товары: строительные материалы (песок, глина, гравийная масса, гранитная масса, керамические изделия, керамогранит, щебень, инертные материалы, кирпич, керамзит, железобетонные изделия, металлолом, лес), химические удобрения, промышленная продукция тяжелой и легкой промышленности, пищевая продукция, сельскохозяйственная продукция и дополнительные группы материалов.

      Для прочих товаров, не содержащих естественные природные радионуклиды, критерием реагирования, определяющим необходимость проведения углубленного радиационного обследования, является превышение величины среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта (Низм.), над значением естественного фона (Нф.), измеренного в зоне таможенного контроля, на величину 0,2 Нф., то есть Низм.≥0,2+Нф. и/или наличие поверхностного загрязнения объекта альфа- и бета- излучающими нуклидами, превышающего допустимые уровни, установленные Санитарными правилами и Гигиеническими нормативами.

      Критерием реагирования, определяющим проведение углубленного радиационного обследования по локализации и идентификации источников с повышенным уровнем плотности потока нейтронных излучений, является превышение допустимых значений, установленных Санитарными правилами и Гигиеническими нормативами.

      23. Целью углубленного радиационного обследования является максимально возможная локализация и первичная идентификация РВ, содержащихся в обследуемом объекте.

      24. Углубленное радиационное обследование осуществляется уполномоченным должностным лицом в течение суток после принятия решения о проведении углубленного радиационного обследования.

      В случае превышения мощности дозы 1 мкЗв/ч углубленное радиационное обследование производится уполномоченным должностным лицом по согласованию с территориальным подразделением уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

      Если для принятия решения по товару требуется наличие специальных познаний, в территориальное подразделение ведомства уполномоченного в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения направляется письменный запрос с приложением товаросопроводительных документов и Акта радиационного контроля для получения Заключения. Заключение должно быть предоставлено по оперативным каналам связи в течение одного рабочего дня.

      Для проведения лабораторных исследований объект (образец) под контролем уполномоченных должностных лиц, передается в специализированную лабораторию территориального подразделения ведомства уполномоченного в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения с составлением акта отбора проб по форме утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 мая 2015 года № 415 "Об утверждении форм учетной и отчетной документации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11626).

      Результаты лабораторных исследований вносятся в Журнал о перемещении.

      25. Для проведения углубленного радиационного обследования используется прошедшая государственную поверку спектрометрическая и радиометрическая аппаратура.

      26. Поиск и локализация источника излучения производится с помощью радиометрической аппаратуры в поисковом режиме.

      27. Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых мест и упаковки при поиске и локализации объектов с повышенным уровнем дозы излучения осуществляется в соответствии с Санитарными правилами.

      28. Проведение углубленного радиационного обследования товаров и транспортных средств предусматривает следующий порядок.

      Измерение объекта, имеющего значительную протяженность (железнодорожный вагон, грузовой автомобиль, контейнер) и заполненного грузом в грузовой емкости (коробки, ящики, канистры), проводится на всей поверхности каждой грузовой емкости.

      Предположением того, что радиоактивный источник содержится именно в данной грузовой емкости, может служить уменьшение показаний прибора при удалении его от найденного объекта на расстояние, равное не менее чем четырем максимальным поперечным размерам объекта.

      Если грузовая емкость достаточно велика, с целью максимально возможной локализации радиоактивного источника в пределах выявленного объекта и определения максимальных значений плотности потока нейтронов и мощности дозы гамма-излучения на ее поверхности, а также поверхностного загрязнения альфа- и бета-излучающими радионуклидами, проводятся дополнительные измерения по вышеописанной схеме.

      После локализации источника излучения в обследуемом объекте проводят первичную идентификацию содержащихся в нем РВ. Сначала определяют, имеется ли на поверхности объекта регистрируемое нейтронное излучение (если локализация велась по гамма-излучению). Для этого в точке абсолютного максимума мощности дозы гамма-излучения измеряют плотность потока нейтронов. Если же локализация источника велась по нейтронному излучению, то в точке его абсолютного максимума измеряется мощность дозы гамма-излучения.

      Наличие заметного нейтронного излучения (в 2 или 3 раза превышающее фоновое) свидетельствует о вероятности присутствия в составе обследуемого объекта РВ.

      В случае отсутствия на поверхности объекта фиксируемого потока нейтронов, при наличии переносного гамма-спектрометра или радиометра со спектрометрическим каналом, проводят гамма-спектрометрическое обследование объекта без вскрытия упаковки. Датчик устанавливают на специальном штативе против точки абсолютного максимума мощности дозы гамма-излучения вплотную к поверхности объекта или на некотором расстоянии от нее, обеспечивающем нормальную работу спектрометра. Выбор времени набора спектра, зависящий от интенсивности излучения и чувствительности спектрометра, должен обеспечивать получение достаточных статистических данных для надежной идентификации радионуклидов.

      При проведении углубленного радиационного обследования могут проводиться фото- и/или видеосъемка.

      29. По результатам углубленного радиационного обследования, с учетом сведений в товаросопроводительных документах, Акте радиационного контроля, акте таможенного досмотра и/или заключения территориального уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимается одно из следующих решений:

      о пропуске товара через таможенную границу ЕАЭС, с проставлением штампа "Прошел радиационный контроль";

      о запрете ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС, либо о запрете вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС в соответствии со статьей 32 Кодекса, с проставлением штампа "Радиоактивно! Подлежит возврату" и составлением Акта возврата товара;

      о передаче товара на экспертизу.

      30. Экспертиза радиационного объекта проводится в соответствии с Кодексом и на основании решения органа государственных доходов о назначении таможенной экспертизы товаров и транспортных средств по результатам углубленного радиационного обследования товара в территориальном подразделении уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

      31. Передача объектов на экспертизу и его транспортировка осуществляется под контролем уполномоченного должностного лица с соблюдением Санитарных правил.

      Результаты экспертизы/лабораторных исследований вносятся в Журнал перемещения.

      32. По результатам экспертизы/лабораторных исследований органом государственных доходов в течение суток принимается одно из следующих решений:

      о пропуске товара через таможенную границу ЕАЭС, с проставлением штампа "Прошел радиационный контроль";

      о запрете ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС, либо о запрете вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС в соответствии со статьей 32 Кодекса, с проставлением штампа "Радиоактивно! Подлежит возврату" и составлением Акта возврата товара;

      о передаче материалов в правоохранительный или специальный орган для принятия мер в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года "Об административных правонарушениях" или Уголовным кодексом Республики Казахстан от 3 июля 2014 года.

Глава 3. Радиационный контроль товаров и багажа, перемещаемых физическими лицами

      33. Первичный радиационный контроль товаров и багажа, перемещаемых физическими лицами, осуществляется с использованием АСРК РВ (пешеходный), а при ее отсутствии или неисправности – переносной аппаратуры радиационного контроля.

      34. В случае срабатывании АСРК РВ или переносной аппаратуры радиационного контроля при перемещении товара и/или багажа физическим лицом, проводятся следующие мероприятия:

      устный опрос физического лица о наличии в его товаре и/или багаже источника ионизирующего излучения, о прохождении им курса лечения радиофармацевтическими препаратами, о проведении ему операции на сердце, связанной с установкой кардиостимулирующих аппаратов;

      проверка товара и/или багажа с использованием переносной аппаратуры радиационного контроля;

      проверка наличия у физического лица медицинских документов, подтверждающих проведение указанных медицинских процедур;

      измерение мощности эквивалентной дозы по всей поверхности тела и в области больного органа физического лица (щитовидная железа, печень, сердце) с помощью переносного дозиметра.

      35. В случае отсутствия медицинских документов или не соответствия сведений, указанных в медицинских документах с результатами измерений, с разрешения соответствующего должностного лица органа государственных доходов проводится личный таможенный досмотр физического лица в соответствии с требованиями Кодекса.

      По результатам радиационного контроля и личного таможенного досмотра принимается одно из следующих решений:

      о пропуске физического лица и багажа через таможенную границу ЕАЭС;

      о запрете въезда физического лица и багажа на таможенную территорию ЕАЭС либо о запрете выезда физического лица и багажа с таможенной территории ЕАЭС;

      о передаче физического лица, багажа и материалов в отношении физического лица в правоохранительный или специальный орган для принятия мер в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года "Об административных правонарушениях" или Уголовным кодексом Республики Казахстан от 3 июля 2014 года.

Глава 4. Системы радиационного контроля радиоактивных веществ, товаров и транспортных средств

      36. Системы радиационного контроля РВ по назначению и характеру применения подразделяются на три группы:

      1 группа – стационарные системы радиационного контроля РВ для проведения первичного радиационного контроля;

      2 группа – переносные приборы радиационного контроля РВ для проведения первичного радиационного контроля и дополнительного радиационного контроля;

      3 группа – переносные приборы радиационного контроля РВ для идентификации РВ, в целях проведения углубленного радиационного обследования и экспертизы.

      Эксплуатация и техническое обслуживание систем радиационного контроля производится в соответствии с техническими требованиями изготовителей.

      37. Стационарные системы радиационного контроля РВ для проведения первичного радиационного контроля являются детекторами, реагирующими на изменение радиационного фона в зоне действия АСРК РВ и не относятся к средствам измерений.

      38. Первичный радиационный контроль товаров и транспортных средств, пересекающих пункты пропуска через таможенную границу ЕАЭС проводится с помощью АСРК РВ различных модификаций (пешеходных, автомобильных, железнодорожных и складских) или переносных поисковых дозиметров.

      39. АСРК РВ оснащаются детекторами нейтронного и гамма-излучения, расположенными по обеим сторонам контролируемого объекта, а также звуковой и световой сигнализацией и устройством отображения информации. В указанных системах допускаются специальные устройства обработки сигналов датчиков для оперативной первичной идентификации РВ и для информирования о возможном наличии в обследуемом объекте РВ.

      Для измерения мощности эквивалентной дозы гамма-излучения на поверхности товаров или транспортных средств применяются дозиметры гамма-излучения.

      40. Для дополнительного радиационного контроля используются переносные приборы: дозиметры поисковые микропроцессорные, радиометры-дозиметры, радиометры-спектрометры в поисковом режиме и в режиме измерения с датчиками для каждого вида излучений, дозиметры рентгеновского гамма-излучения.

      Переносные приборы радиационного контроля для проведения дополнительного радиационного контроля и углубленного радиационного обследования, являющиеся средствами измерений, на момент проведения измерений должны быть поверены в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 года "Об обеспечении единства измерений".

      41. Для углубленного радиационного обследования используют радиометры-спектрометры, переносные сцинтиляционные гамма-спектрометры и полупроводниковые гамма-спектрометры.

Глава 5. Заключительные положения

      42. В случае выявления радиационной аварии, уполномоченными должностными лицами определяется периметр безопасности в 100 мкЗв/час, и осуществляются безотлагательные меры:

      ограждается зона местонахождения опасного объекта с мощностью дозы по периметру 2 мкЗв/час;

      по периметру огражденной зоны вывешиваются знаки радиационной опасности, видимых с расстояния не менее 3 метров;

      удаляются лица, находящиеся в зоне и по периметру ограждения;

      совместно с лицами, сопровождающими объект (если таковые имеются) проводятся мероприятия по безопасной перевозке радиоактивных материалов, согласно требованиям Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и перечня опасных грузов, допускаемых к перевозке автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 460 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11779), Правил транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 22 февраля 2016 года № 75 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13586) и Правил транспортировки ядерных материалов, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 22 февраля 2016 года № 76 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13587);

      информируются пограничная служба, органы здравоохранения, атомной энергетики, внутренних дел, а также органы местного самоуправления;

      принимаются иные меры, необходимые для обеспечения радиационной безопасности.

      43. По каждому факту нарушений при перемещении РВ и товаров с повышенным уровнем дозы излучения в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу ЕАЭС территориальный орган государственных доходов после анализа информации в течение суток передает информацию соответствующему структурному подразделению Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (в виде специального сообщения на электронный адрес с последующим направлением по Единой системе электронного документооборота).

      44. Сведения о состоянии АСРК РВ и мерах, принятых при обнаружении перемещений в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу ЕАЭС РВ и товаров с повышенным уровнем дозы излучения, территориальные органы государственных доходов в порядке отчетности ежемесячно направляют в соответствующее структурное подразделение Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

  Приложение 1
к Правилам проведения
радиационного контроля
  Форма

Журнал регистрации сведений о срабатывании стационарной системы обнаружения радиоактивных веществ и переносной аппаратуры радиационного контроля

№ п/п

Наименование оборудования, по которому зафиксировано срабатывание

Тип тревоги (ложная/ подтвержденная)

Дата, время срабатывания

Тип канала, по которому произошло срабатывание

Уровень естественного фона

Обследуемый объект (транспортное средство, железнодорожный вагон, почтово-багажное отправление и тому подобное)

Наименование товара (количество мест, тип упаковки, код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза)

1

2

3

4

5

6

7

8

      Продолжение таблицы

Получатель (страна назначения)

Принятые меры в соответствии с этапами радиационного контроля

Дополнительно примененные системы радиационного контроля делящихся радиоактивных веществ

Установлено по результатам контроля

Предоставленные документы

Принятое решение

Фамилия, имя, отчество (при его наличии) специалиста, производившего отработку по срабатыванию

Примечание

10

11

12

13

14

15

16

17

  Приложение 2
к Правилам проведения
радиационного контроля
  Форма

                                          АКТ
                              радиационного контроля

"___"___________ 202____ года

Департамент государственных доходов __________________________ таможенный пост__________________

      Нами,____________________________________________________________
проведен дополнительный радиационный контроль:__________________________
в отношении ___________________________________________________________
Отправитель ___________________________________________________________
Получатель ____________________________________________________________
Дополнительный радиационный контроль проводился на основании: ___________
_______________________________________________________________________
При дополнительном радиационном контроле использовались переносные аппаратуры радиационного контроля:
_______________________________________________________________________
(наименование, тип, инвентарный номер, дата и номер свидетельства о поверке)
По результатам дополнительного радиационного контроля установлено следующее:
Естественный фон местности составил _____________________________ мкЗв/час.
Уровень радиационного фона на поверхности объекта ________________________
_______________________________________________________________________
___________________________________________________ ____________________
(Должность, фамилия, имя, отчество) (при его наличии) (подпись, личная номерная печать)
___________________________________________________ ____________________
(Должность, фамилия, имя, отчество) (при его наличии) (подпись, личная номерная печать)

  Приложение 3
к Правилам проведения
радиационного контроля
  Форма

Журнал сведений о перемещении товаров и транспортных средств с повышенным уровнем дозы излучения в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза

№ п/п

Дата обнаружения

Пункт пропуска

Способ обнаружения

Наименование товара

Отправитель

Получатель

Транспортное средство

1

2

3

4

5

6

7

8

      продолжение таблицы

Таможенная процедура

Подробности обнаружения

Результаты дополнительного радиационного контроля

Результаты углубленного радиационного обследования

Результаты экспертизы/ лабораторных исследований

Тип обнаруженного вещества

Содержание постановления по делу об административном правонарушении

Примечание

9

10

11

12

13

14

15

16

  Приложение 4
к Правилам проведения
радиационного контроля
  Форма

                                          АКТ
                                    возврата товара

"___"___________ 202____ года

Департамент государственных доходов ______________________________ таможенный пост______________________

      Нами, _______________________________________________________________
составлен акт о возврате товара с повышенным радиационным фоном:
Автотранспортного средства №__________________________________________
Наименование товара __________________________________________________
Отправитель__________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Получатель___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
По причине повышенного радиационного фона товара, отсутствия/несоответствия сведений
в товаросопроводительных документах, отсутствия/несоответствия разрешительного
документа (нужное подчеркнуть), данное транспортное средство с товаром подлежит
возврату грузоотправителю. К Акту возврата товара прилагаются следующие документы:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________ _________________
(Должность, фамилия, имя, отчество) (при его наличии) (подпись, личная номерная печать)
_____________________________________________________ ________________
(Должность, фамилия, имя, отчество) (при его наличии) (подпись, личная номерная печать)