Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 28.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии со статьями 141 и 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в сферах естественных монополий и за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка, согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2) проверочный лист в сферах естественных монополий, согласно приложению 2 к настоящему приказу.
3) проверочный лист за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка, согласно приложению 3 к настоящему приказу.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 28.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2. Признать утратившими силу:
1) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 июня 2015 года № 462 "Об утверждении критериев оценки степени риска в сферах естественных монополий и регулируемых рынках" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11768, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" от 5 августа 2015 года);
2) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 июня 2015 года № 463 "Об утверждении форм проверочных листов в сферах естественных монополий и регулируемых рынков" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11782, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" от 5 августа 2015 года).
3. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр |
национальной экономики |
Республики Казахстан К. Бишимбаев |
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
_____________________ С. Айтпаева
"26" 07 2016 год
Приложение 1 |
|
к приказу Министра |
|
национальной экономики |
|
Республики Казахстан |
|
от 26 июля 2016 года № 332 |
Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 28.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Критерии оценки степени риска в сферах естественных монополий и за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка
1. Настоящие критерии оценки степени риска в сферах естественных монополий и за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка (далее – Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, Законом Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях" (далее – Закон) и Методикой формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 722 (зарегистрированной в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12389).
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 28.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2. В данных Критериях использованы следующие понятия:
1) субъект контроля – индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе филиалы и представительства юридических лиц, являющиеся субъектами естественной монополии и (или) общественно значимых рынков;
2) риск в сфере предоставления услуг (товаров, работ), отнесенных к естественным монополиям и общественно значимых рынков – вероятность причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц;
3) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
4) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения проверок;
5) грубое нарушение – это необоснованный доход (выручка), полученный субъектами естественных монополий и общественно значимых рынков в результате нарушения законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях;
6) значительные нарушения – неисполнение или ненадлежащее исполнение субъектами естественных монополий и общественно значимых рынков обязанностей и ограничений, регламентированных законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях, за исключением обязанностей и ограничений предусматривающих получение необоснованного дохода (выручка);
7) незначительные нарушения – ненадлежащее размещение, доведение до сведения и уведомление потребителей и предоставление субъектами естественных монополий и общественно значимых рынков информации, отчета, уведомлений, за исключением направления предварительного уведомления в соответствии со статьей 18-1 Закона, которое относится к значительным нарушениям, сведений, несоблюдение стандартов оказания услуг и не проведение ежегодного аудита;
8) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя только те требования к деятельности проверяемых субъектов, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 28.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
3. Выборочные проверки применяются в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой степени риска.
Внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора применяются в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой и не отнесенных к высокой степени риска.
4. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок формируются посредством субъективных критериев.
5. Для определения субъективных критериев оценки степени рисков используются следующие источники информации:
1) результаты предыдущих проверок. При этом, степень тяжести (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;
2) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемыми субъектами, проводимого уполномоченным органом и (или) другими государственными органами;
3) анализ официальных интернет-ресурсов и средств массовой информации;
4) результаты иных форм контроля.
6. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.
Субъективные критерии определены для субъектов естественных монополий согласно приложению 1 и за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка согласно приложению 2 к настоящим Критериям.
Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 28.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7. Для отнесения проверяемого субъекта к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.
В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – общее количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – общее количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (?Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Субъективные критерии оценки степени риска приведены в Приложении к настоящим критериям.
По показателям степени риска проверяемый субъект относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 включительно и в отношении него проводится выборочная проверка;
2) не относится к высокой степени риска – при показателе степени 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
8. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта.
9. Кратность проведения выборочной не может быть чаще одного раза в год.
10. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, утверждаемых первым руководителем регулирующего органа. Списки выборочных проверок направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
11. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
1) приоритетности проверяемых субъектов с наибольшим показателем степени риска по субъективных критериям;
2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.
Приложение 1 |
Сноска. Приложение 1 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 28.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Субъективные критерии для субъектов естественных монополий
№ |
Субъективные критерии |
Степень нарушения |
По результатам предыдущих проверок |
||
1 |
Доведение до сведения потребителя информации об изменении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней не позднее чем за тридцать календарных дней до введения их в действие, а субъект естественной монополии малой мощности – не позднее чем за пятнадцать календарных дней до введения их в действие |
Незначительное |
2 |
Наличие предоставления кредитной информации в кредитное бюро с государственным участием, в случае оказания субъектом естественной монополии коммунальных услуг |
Незначительное |
3 |
Направление уведомления об оказании услуги, технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами, работами) в уполномоченный орган, не менее чем за пятнадцать календарных дней до ее осуществления |
Грубое |
4 |
Соблюдение запрета по передаче принадлежащего на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого в технологическом цикле при производстве и (или) предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), в доверительное управление, имущественный найм (аренду), включая лизинг |
Значительное |
5 |
Соблюдение запрета по уступке права требования, связанного с предоставляемыми регулируемыми услугами (товарами, работами) |
Значительное |
6 |
Соблюдение запрета о включении в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затрат, не связанных с их предоставлением |
Грубое |
7 |
Соблюдение запрета по допущению нецелевого использования средств, предусмотренных в инвестиционных программах (проектах) |
Грубое |
8 |
Соблюдение запрета о признании коммерческой тайной информации: содержащейся в тарифной смете, о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг, о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах) |
Значительное |
9 |
Наличие документации о направлении на обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности, создание новых, расширение, восстановление, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение производственных активов не менее пятидесяти процентов недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращения объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественных монополий, или по результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур |
Значительное |
10 |
Осуществление закупок услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта в порядке, установленном Законом или иными законодательными актами Республики Казахстан |
Грубое |
11 |
Ведение раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности в порядке, утвержденном уполномоченным органом |
Значительное |
12 |
Исполнение тарифной сметы, за исключением самостоятельного распоряжения недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергоаудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, или результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур, за исключением средств, используемых в соответствии с подпунктом 4-1) части первой статьи 7 Закона |
Значительное |
13 |
Заключение в соответствии с типовыми договорами, утвержденными уполномоченным органом индивидуальных договоров с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также на каждый вид и (или) совокупность иных предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ) |
Значительное |
14 |
Заключение в соответствии с типовыми договорами сотрудничества, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан, договоров сотрудничества с органом управления объектом кондоминиума на каждый вид предоставляемых им регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) |
Значительное |
15 |
Снижение в порядке, установленном уполномоченным органом, тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в случае соответствующего изменения налогового законодательства Республики Казахстан, в результате которого стоимость затрат субъекта естественных монополий уменьшается, со дня введения в действие указанных изменений |
Значительное |
16 |
Наличие документации об отчуждении имущества, предназначенного для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), на торгах в форме тендера, за исключением случаев передачи имущества в собственность государства |
Значительное |
17 |
Наличие утвержденной методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий |
Значительное |
18 |
Исполнение утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) и приоритетное направление средств, предусмотренных инвестиционной программой (проектом), на восстановление, обновление, расширение, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта естественных монополий |
Значительное |
19 |
Не допущение наличия сверхнормативных потерь |
Значительное |
20 |
Снижение уровня нормативных технических потерь на величину и в сроки, определенные уполномоченным органом |
Значительное |
21 |
Представление в уполномоченный орган предварительного уведомления либо ходатайства о даче согласия на осуществление действий, предусмотренных статьей 18-1 Закона |
Значительное |
22 |
Наличие документации о возврате средств от перерасчета стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха напрямую потребителям либо в случае невозможности установления места нахождения потребителя путем снижения тарифа (цены, ставки сбора) при оплате за услуги теплоснабжения |
Значительное |
23 |
Предоставление созданным субъектом не позднее девяти месяцев со дня утверждения тарифов (цен, ставок) и тарифных смет на регулируемые услуги (товаров, работ) заявки для их пересмотра |
Грубое |
24 |
Предоставление регулируемых услуг (товаров, работ) по тарифам (ценам, ставкам сборов), утвержденным уполномоченным органом, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2-3) части первой статьи 7 Закона |
Грубое |
25 |
Соблюдение запрета по взиманию за регулируемые услуги (товары, работы) платы, превышающей размер, установленный уполномоченным органом |
Грубое |
26 |
Соблюдение запрета по взиманию дополнительной платы, не предусмотренной Законом, или иному навязыванию дополнительных обязательств, которые по своему содержанию не касаются предмета оказываемых регулируемых услуг (передача финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других) |
Грубое |
27 |
Соблюдение запрета по навязыванию условий доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) Субъектов естественных монополий или совершению иных действий, ведущих к дискриминации потребителей |
Грубое |
28 |
Соблюдение запрета по отказу в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг (товаров, работ) |
Значительное |
29 |
Соблюдение запрета по требованию оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров, работ), не соответствующих требованиям к качеству регулируемых услуг (товаров, работ), установленных государственными органами в пределах их компетенции |
Значительное |
30 |
Обеспечение всеобщего обслуживания потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) в соответствии с требованиями к качеству предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ) |
Значительное |
31 |
Обеспечение приема платежей от потребителей за предоставляемые субъектом естественных монополий регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) через собственные кассы, а также банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций интернет-ресурсы и (или) терминалы. Данное требование не распространяется на субъектов естественных монополий, указанных в пункте 3 статьи 15 Закона |
Значительное |
32 |
Предоставление равных условий потребителям регулируемых услуг (товаров, работ), кроме случаев предоставления регулируемых услуг (товаров, работ) с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательством Республики Казахстан, в том числе равные условия доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) в порядке, утвержденном уполномоченным органом, за исключением доступа к услугам по транспортировке продукции по магистральным трубопроводам, порядок которого устанавливается Законом Республики Казахстан "О магистральном трубопроводе" |
Значительное |
33 |
Предоставление, в случае утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) для всех потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) по единым уровням тарифов (цен, ставок сборов), не превышающим предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора) |
Грубое |
34 |
Приобретение и установка потребителям приборов учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями |
Значительное |
35 |
Взимание платы, за предоставляемые регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) по среднемесячным показаниям приборов учета, в случае выхода прибора учета из строя |
Значительное |
36 |
Недопущение нарушения прав потребителей при заключении договоров на предоставление регулируемых услуг (товаров, работ) |
Значительное |
37 |
Предоставление регулируемых услуг по предельным уровням тарифа (ценам, ставкам сборов), утвержденным уполномоченным органом, с учетом случая, предусмотренного подпунктом 3-1) части первой статьи 7 Закона |
Грубое |
38 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере передачи и (или) распределения электрической энергии |
Незначительное |
39 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере производства, передачи, распределения и (или) снабжения тепловой энергией, за исключением тепловой энергии, выработанной с использованием тепла грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, сбросной воды промышленных предприятий и электростанций, канализационно-очистных сооружений |
Незначительное |
40 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере водоснабжения и (или) водоотведения |
Незначительное |
41 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере магистральной железнодорожной сети |
Незначительное |
42 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере подъездных путей при отсутствии конкурентного подъездного пути |
Незначительное |
43 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере предоставления в имущественный найм (аренду) или пользование кабельной канализации |
Незначительное |
44 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере хранения, транспортировки товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам и (или) газораспределительным системам, эксплуатации групповых резервуарных установок, а также транспортировке сырого газа по соединительным газопроводам, за исключением транспортировки товарного газа в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан |
Незначительное |
45 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере аэропортов |
Незначительное |
46 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере морских портов |
Незначительное |
47 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере аэронавигации |
Незначительное |
48 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере транспортировки нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, за исключением их транспортировки в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан |
Незначительное |
По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) |
||
49 |
Предоставление по требованию уполномоченного органа финансовой отчетности и необходимой информации |
Незначительное |
50 |
Предоставление в период реализации инвестиционной программы (проекта), отчета об исполнении инвестиционной программы (проекта) в срок до 1 мая года, следующего за отчетным периодом |
Незначительное |
51 |
Предоставление ежегодного отчета об исполнении тарифной сметы до 1 мая года, следующего за отчетным периодом |
Незначительное |
52 |
Размещение в средствах массовой информации, а также на своем интернет-ресурсе либо интернет-ресурсе уполномоченного органа отчета об исполнении инвестиционной программы (проекта) не позднее 1 июля года, следующего за отчетным периодом |
Незначительное |
53 |
Уведомление уполномоченного органа и потребителей о снижении тарифов (цен, ставок сборов) не позднее чем за десять дней до введения их в действие |
Незначительное |
54 |
Предоставление в месячный срок со дня получения субъектом естественных монополий соответствующего требования экономически обоснованных расчетов и информации в том же объеме, что и при подаче заявки для утверждения нового тарифа (цены, ставки сбора), при пересмотре тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет по инициативе уполномоченного органа |
Незначительное |
По результатам анализа официальных интернет-ресурсов и средств массовой информации (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) |
||
55 |
Проведение обязательного ежегодного аудита аудиторскими организациями для субъектов естественных монополий, которые являются акционерными обществами, с размещением на интернет-ресурсе субъекта естественных монополий опубликованием его в периодических печатных изданиях |
Незначительное |
56 |
Размещение на своем интернет-ресурсе либо интернет-ресурсе уполномоченного органа отчета об исполнении тарифной сметы |
Незначительное |
57 |
Размещение на своем интернет-ресурсе ежеквартальной информации о наличии свободных и доступных мощностей, емкости, мест, пропускных способностей сетей регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также схемы инженерных коммуникаций |
Незначительное |
58 |
Обеспечение представления сведений об инженерных коммуникациях по запросам, в том числе на своем интернет-ресурсе |
Незначительное |
59 |
Проведение ежегодного отчета о деятельности по предоставлению регулируемых услуг (товаров, работ) перед потребителями и иными заинтересованными лицами с обоснованиями и размещением их в средствах массовой информации, а также на своем интернет-ресурсе либо интернет-ресурсе уполномоченного органа, не позднее пяти календарных дней с момента проведения отчета |
Значительное |
60 |
Уведомление потребителей раз в полугодие о ходе исполнения инвестиционных программ (проектов), тарифных смет через свой интернет-ресурс либо интернет-ресурс уполномоченного органа |
Незначительное |
Приложение 2 |
Сноска. Приложение 2 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 28.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Субъективные критерии за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка
№ |
Субъективные критерии |
Степень нарушения |
По результатам предыдущих проверок (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) |
||
1 |
Уведомление уполномоченного органа, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий, в письменном виде, не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем повышении цен на товары (работы, услуги) выше предельной цены и причинах их повышения с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения |
Незначительное |
2 |
Соблюдение порядка ценообразования на общественном значимом рынке |
Грубое |
3 |
Возврат дохода, полученного и не использованного на реализацию инвестиционных программ (проектов), учтенных в предельных ценах, напрямую потребителям либо в случае невозможности установления полного перечня потребителей путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в соответствии с порядком ценообразования на общественно значимых рынков |
Грубое |
4 |
Возврат дохода, полученного в результате необоснованного превышения предельной цены, напрямую потребителям не позднее тридцати календарных дней с момента установления такого факта уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий, либо путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в соответствии с порядком ценообразования на общественно значимых рынках в случае невозможности установления полного перечня потребителей |
Грубое |
По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) |
||
5 |
Своевременное предоставление в уполномоченный орган ежеквартальной финансовой отчетности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности |
Незначительное |
6 |
Своевременное предоставление в уполномоченный орган ежемесячной информации об объемах производства (реализации), уровне доходности и отпускных ценах производимых (реализуемых) товаров (работ, услуг) по форме, утвержденной уполномоченным органом |
Незначительное |
7 |
Исполнение мероприятий инвестиционной программы (проекта), ценообразования на общественно значимых рынках |
Грубое |
8 |
Своевременное предоставление в уполномоченный орган по его требованию информации, необходимой для проведения экспертизы цены, на бумажном и (или) электронном носителях |
Незначительное |
9 |
Своевременное предоставление полугодовой информации об исполнении или неисполнении инвестиционной программы (проекта), учтенной в предельной цене, по форме, утвержденной уполномоченным органом и размещение в средствах массовой информации |
Значительное |
Приложение 3 |
Сноска. Проверочный лист в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 28.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Проверочный лист в сфере естественных монополий
в отношении ____________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку ______________________________________
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ________________________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта ______________________________________________
________________________________________________________________________________
ИИН, БИН проверяемого субъекта __________________________________________________
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________________
________________________________________________________________________________
№ |
Перечень требований |
Требуется |
Не требуется |
Соответствует требованиям |
Не соответствует требованиям |
1 |
Доведение до сведения потребителя информации об изменении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней не позднее чем за тридцать календарных дней до введения их в действие, а субъект естественной монополии малой мощности – не позднее чем за пятнадцать календарных дней до введения их в действие |
||||
2 |
Наличие предоставления кредитной информации в кредитное бюро с государственным участием в случае оказания субъектом естественной монополии коммунальных услуг |
||||
3 |
Направление уведомления об оказании услуги, технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами, работами) в уполномоченный орган, не менее чем за пятнадцать календарных дней до ее осуществления |
||||
4 |
Соблюдение запрета по передаче принадлежащего на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого в технологическом цикле при производстве и (или) предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), в доверительное управление, имущественный найм (аренду), включая лизинг |
||||
5 |
Соблюдение запрета по уступке права требования, связанного с предоставляемыми регулируемыми услугами (товарами, работами) |
||||
6 |
Соблюдение запрета о включении в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затрат, не связанных с их предоставлением |
||||
7 |
Соблюдение запрета по допущению нецелевого использования средств, предусмотренных в инвестиционных программах (проектах) |
||||
8 |
Соблюдение запрета о признании коммерческой тайной информации: содержащейся в тарифной смете, о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг, о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах) |
||||
9 |
Наличие документации о направлении на обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности, создание новых, расширение, восстановление, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение производственных активов не менее пятидесяти процентов недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращения объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественных монополий, или по результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур |
||||
10 |
Осуществление закупок услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта в порядке, установленном Законом или иными законодательными актами Республики Казахстан |
||||
11 |
Ведение раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности в порядке, утвержденном уполномоченным органом |
||||
12 |
Исполнение тарифной сметы, за исключением самостоятельного распоряжения недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергоаудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, или результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур, за исключением средств, используемых в соответствии с подпунктом 4-1) части первой статьи 7 Закона |
||||
13 |
Заключение в соответствии с типовыми договорами, утвержденными уполномоченным органом индивидуальных договоров с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также на каждый вид и (или) совокупность иных предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ) |
||||
14 |
Заключение в соответствии с типовыми договорами сотрудничества, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан, договоров сотрудничества с органом управления объектом кондоминиума на каждый вид предоставляемых им регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) |
||||
15 |
Снижение в порядке, установленном уполномоченным органом, тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в случае соответствующего изменения налогового законодательства Республики Казахстан, в результате которого стоимость затрат субъекта естественных монополий уменьшается, со дня введения в действие указанных изменений |
||||
16 |
Наличие документации об отчуждении имущества, предназначенного для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), на торгах в форме тендера, за исключением случаев передачи имущества в собственность государства |
||||
17 |
Наличие утвержденной методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий |
||||
18 |
Исполнение утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) и приоритетное направление средств, предусмотренных инвестиционной программой (проектом), на восстановление, обновление, расширение, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта естественных монополий |
||||
19 |
Не допущение наличия сверхнормативных потерь |
||||
20 |
Снижение уровня нормативных технических потерь на величину и в сроки, определенные уполномоченным органом |
||||
21 |
Представление в уполномоченный орган предварительного уведомления либо ходатайства о даче согласия на осуществление действий, предусмотренных статьей 18-1 Закона |
||||
22 |
Наличие документации о возврате средств от перерасчета стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха напрямую потребителям либо в случае невозможности установления места нахождения потребителя путем снижения тарифа (цены, ставки сбора) при оплате за услуги теплоснабжения |
||||
23 |
Предоставление созданным субъектом не позднее девяти месяцев со дня утверждения тарифов (цен, ставок) и тарифных смет на регулируемые услуги (товаров, работ) заявки для их пересмотра |
||||
24 |
Предоставление регулируемых услуг (товаров, работ) по тарифам (ценам, ставкам сборов), утвержденным уполномоченным органом, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2-3) части первой статьи 7 Закона |
||||
25 |
Соблюдение запрета по взиманию за регулируемые услуги (товары, работы) платы, превышающей размер, установленный уполномоченным органом |
||||
26 |
Соблюдение запрета по взиманию дополнительной платы, не предусмотренной Законом, или иному навязыванию дополнительных обязательств, которые по своему содержанию не касаются предмета оказываемых регулируемых услуг (передача финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других) |
||||
27 |
Соблюдение запрета по навязыванию условий доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) Субъектов естественных монополий или совершению иных действий, ведущих к дискриминации потребителей |
||||
28 |
Соблюдение запрета по отказу в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг (товаров, работ) |
||||
29 |
Соблюдение запрета по требованию оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров, работ), не соответствующих требованиям к качеству регулируемых услуг (товаров, работ) |
||||
30 |
Обеспечение всеобщего обслуживания потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) в соответствии с требованиями к качеству предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ), установленными государственными органами в пределах их компетенции |
||||
31 |
Обеспечение приема платежей от потребителей за предоставляемые субъектом естественных монополий регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) через собственные кассы, а также банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций интернет-ресурсы и (или) терминалы. Данное требование не распространяется на субъектов естественных монополий, указанных в пункте 3 статьи 15 Закона |
||||
32 |
Предоставление равных условий потребителям регулируемых услуг (товаров, работ), кроме случаев предоставления регулируемых услуг (товаров, работ) с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательством Республики Казахстан, в том числе равные условия доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) в порядке, утвержденном уполномоченным органом, за исключением доступа к услугам по транспортировке продукции по магистральным трубопроводам, порядок которого устанавливается Законом Республики Казахстан "О магистральном трубопроводе" |
||||
33 |
Предоставление, в случае утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) для всех потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) по единым уровням тарифов (цен, ставок сборов), не превышающим предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора) |
||||
34 |
Приобретение и установка потребителям приборов учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями |
||||
35 |
Взимание платы, за предоставляемые регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) по среднемесячным показаниям приборов учета, в случае выхода прибора учета из строя |
||||
36 |
Недопущение нарушения прав потребителей при заключении договоров на предоставление регулируемых услуг (товаров, работ) |
||||
37 |
Предоставление регулируемых услуг по предельным уровням тарифа (ценам, ставкам сборов), утвержденным уполномоченным органом, с учетом случая, предусмотренного подпунктом 3-1) части первой статьи 7 Закона |
||||
38 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере передачи и (или) распределения электрической энергии |
||||
39 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере производства, передачи, распределения и (или) снабжения тепловой энергией, за исключением тепловой энергии, выработанной с использованием тепла грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, сбросной воды промышленных предприятий и электростанций, канализационно-очистных сооружений |
||||
40 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере водоснабжения и (или) водоотведения |
||||
41 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере магистральной железнодорожной сети |
||||
42 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере подъездных путей при отсутствии конкурентного подъездного пути |
||||
43 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере предоставления в имущественный найм (аренду) или пользование кабельной канализации |
||||
44 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере хранения, транспортировки товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам и (или) газораспределительным системам, эксплуатации групповых резервуарных установок, а также транспортировке сырого газа по соединительным газопроводам, за исключением транспортировки товарного газа в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан |
||||
45 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере аэропортов |
||||
46 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере морских портов |
||||
47 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере аэронавигации |
||||
48 |
Соблюдение стандарта оказания услуг потребителям субъектами естественной монополий в сфере транспортировки нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, за исключением их транспортировки в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан |
Должностное (ые) лицо (а): _____________________ ____________________
(должность) (подпись)
______________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
_____________________ ____________________
(должность) (подпись)
_______________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель проверяемого
субъекта:____________________________________ ____________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии) должность) (подпись)
Приложение 4 |
Сноска. Проверочный лист в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 28.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Проверочный лист в сфере за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка
в отношении ____________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку ______________________________________
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ________________________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта ______________________________________________
________________________________________________________________________________
ИИН, БИН проверяемого субъекта __________________________________________________
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________________
________________________________________________________________________________
№ |
Перечень требований |
Требуется |
Не требуется |
Соответствует требованиям |
Не соответствует требованиям |
1 |
Уведомление уполномоченного органа, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий, в письменном виде, не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем повышении цен на товары (работы, услуги) выше предельной цены и причинах их повышения с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения |
||||
2 |
Соблюдение порядка ценообразования на общественном значимом рынке |
||||
3 |
Возврат дохода, полученного и не использованного на реализацию инвестиционных программ (проектов), учтенных в предельных ценах, напрямую потребителям либо в случае невозможности установления полного перечня потребителей путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в соответствии с порядком ценообразования на общественно значимых рынков |
||||
4 |
Возврат дохода, полученного в результате необоснованного превышения предельной цены, напрямую потребителям не позднее тридцати календарных дней с момента установления такого факта уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий, либо путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в соответствии с порядком ценообразования на общественно значимых рынках в случае невозможности установления полного перечня потребителей |
Должностное (ые) лицо (а): _____________________ ____________________
(должность) (подпись)
______________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
_____________________ ____________________
(должность) (подпись)
_______________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель проверяемого
субъекта:____________________________________ ____________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии) должность) (подпись)