В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:
Сноска. Преамбула – в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 22.12.2022 № 494-нқ и Министра национальной экономики РК от 22.12.2022 № 134 (вводится в действие с 01.01.2023).1. Утвердить:
1) Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в сфере реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) Проверочный лист в сфере реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в отношении субъекта (объекта) осуществляющего реализацию ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
Сноска. Пункт 1 - в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 22.12.2022 № 494-нқ и Министра национальной экономики РК от 22.12.2022 № 134 (вводится в действие с 01.01.2023).2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Канешев Б.Б.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление копии настоящего совместного приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного совместного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр |
Министр |
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
_____________________ С. Айтпаева
26 июля 2016 года
Приложение 1 к совместному приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 июля 2018 года № 575 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 июля 2018 года № 351 |
Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в сфере реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней
Сноска. Приложение 1 - в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 22.12.2022 № 494-нқ и Министра национальной экономики РК от 22.12.2022 № 134 (вводится в действие с 01.01.2023).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в сфере реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 28577).
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – ювелирные и другие изделия) – изделия, за исключением монет из драгоценных металлов, изготовленные из драгоценных камней, драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения либо без них, применяемые в качестве различных украшений, утилитарных предметов быта и (или) для культовых и декоративных целей;
2) незначительные нарушения в сфере реализации ювелирных и других изделий – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере реализации ювелирных и других изделий, не относящиеся к значительным и грубым нарушениям;
3) значительные нарушения в сфере реализации ювелирных и других изделий – нарушения требований в виде реализации ювелирных и других изделий без информации на ярлыках об использовании недрагоценного камня в качестве вставок в ювелирные и другие изделия, отсутствие регистрации именника в уполномоченной организации;
4) грубые нарушения в сфере реализации ювелирных и других изделий – нарушения требований в части реализации ювелирных и других изделий без наличия пробирного клейма, оттиска именника, проставляемого субъектом производства ювелирных и других изделий, экспертного заключения, акта государственного контроля, выданного на каждую партию товара при ввозе на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз;
5) риск в сфере реализации ювелирных и других изделий – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
6) субъекты контроля в сфере реализации ювелирных и других изделий (далее - субъекты контроля) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию ювелирных и других изделий на территории Республики Казахстан;
7) объективные критерии оценки степени риска в сфере реализации ювелирных и других изделий (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
8) субъективные критерии оценки степени риска в сфере реализации ювелирных и других изделий (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
9) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;
10) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
11) проверочный лист - перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу вреда, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
3. Критерии оценки степени риска в сфере реализации ювелирных и других изделий для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
4. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.
5. Определение риска осуществляется в зависимости от специфики сферы, в которой осуществляется государственный контроль с учетом одного из следующих критериев:
1) уровня опасности (сложности) объекта;
2) масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);
3) возможности наступления неблагоприятного происшествия для законных интересов физических и юридических лиц, государства.
6. После проведения анализа всех возможных рисков субъекты (объекты) контроля распределяются по трем степеням риска (высокая, средняя и низкая).
В сфере реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней к высокой степени риска по объективным критериям относятся:
1) субъекты (индивидуальные предприниматели, юридические лица), которые осуществляют ввоз на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоз с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных камней, ювелирных и других изделий, монет из драгоценных металлов;
2) субъекты (индивидуальные предприниматели, юридические лица), которые осуществляют реализацию ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней за исключением продукции отечественного производителя Республики Казахстан.
К средней степени риска относятся:
1) субъекты (индивидуальные предприниматели, юридические лица), которые осуществляют ввоз на территорию Республики Казахстан из стран, входящих в Евразийский экономический союз, и вывоз с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных камней, ювелирных и других изделий, монет из драгоценных металлов;
2) субъекты (юридические лица) крупного и среднего предпринимательства, которые осуществляют реализацию ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней отечественного производителя Республики Казахстан.
К низкой степени риска относятся субъекты (индивидуальные предприниматели, юридические лица) малого и микропредпринимательства, осуществляющие реализацию ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней отечественного производителя Республики Казахстан.
7. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой или средней степени риска, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
В отношении субъектов контроля, отнесенных к низкой степени риска, проводятся профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
Глава 3. Субъективные критерии
8. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
9. Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля);
2) результаты предыдущих внеплановых проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
3) анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации;
4) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями;
5) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
6) результаты аудита (экспертизы) независимых организаций.
На основании имеющихся источников информации, регулирующие государственные органы формируют субъективные критерии, подлежащие оценке.
Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактического контроля субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
10. Субъективные критерии разработаны на основании требований проверочных листов, несоблюдение которых в соответствии с субъективными критериями оценки степени рисков субъектов в сфере реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней соответствуют определенной степени нарушения. В отношении каждого требования из проверочных листов определяется степень нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Субъективные критерии определены для субъектов в сфере реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней согласно приложению к настоящим Критериям.
11. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
12. При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Глава 4. Управление рисками
13. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля на период, определяемый критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа, посредством применения субъективных критериев.
14. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов контроля в случаях:
1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан;
2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска регулирующих государственных органов определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
3) если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
15. Система оценки и управления рисками государственными органами ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.
Приложение к Критериям оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в сфере реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней |
Субъективные критерии в сфере реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней
Приложение 2 к совместному приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 июля 2018 года № 575 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 июля 2018 года № 351 |
Проверочный лист в сфере реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в отношении субъекта (объекта) осуществляющего реализацию ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней
Сноска. Приложение 2 - в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 22.12.2022 № 494-нқ и Министра национальной экономики РК от 22.12.2022 № 134 (вводится в действие с 01.01.2023).
Государственный орган, назначивший проверку/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля
___________________________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля
______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта)
контроля___________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Адрес места нахождения
Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям | |
2 | 3 | 4 | |
Наличие пробирного клейма | |||
Наличие оттиска именника, проставляемого субъектом производства ювелирных и других изделий на всех собственных ювелирных и других изделиях | |||
Наличие информации на ярлыках об использовании недрагоценного камня в качестве вставок в ювелирные и другие изделия | |||
Наличие регистрации именника в уполномоченной организации | |||
Наличие экспертного заключения на произведенные и (или) реализуемые на территории Республики Казахстан ювелирные и другие изделия, а также при ввозе на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, драгоценных камней, ювелирных и других изделий до совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и таможенной очисткой | |||
Наличие акта государственного контроля, выданного на каждую партию товара при ввозе на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз |
Должностное (ые) лицо (а) __________________________ ___________________
должность подпись
____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля и надзора _____________________________
должность подпись
__________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)