Об утверждении образовательной программы курсов повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений "Современные педагогические технологии"

Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 февраля 2016 года № 152. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 марта 2016 года № 13445

Действующий

      Во исполнение подпункта 38-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить образовательную программу курсов повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений «Современные педагогические технологии» согласно приложению к настоящему приказу.
      2. Департаменту высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества (С. Омирбаев) в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и Информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего приказа от Министерства юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
      4) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
      5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан Балыкбаева Т.О.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
      Министра образования и науки
      Республики Казахстан                       Т. Балыкбаев

Утверждена         
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 16 февраля 2016 года № 152

Образовательная программа курсов повышения квалификации
преподавателей педагогических специальностей высших
учебных заведений «Современные педагогические технологии»

1. Введение

      1. Образовательная программа курсов повышения квалификации «Современные педагогические технологии» предназначена для преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений. В Послании народу Казахстана Президент Назарбаев Н.А. призвал обратить особое внимание на современное состояние системы образования, которая нуждается в модернизации, прежде всего за счет внедрения инновационных технологий обучения, ее теснейших связей с повседневной практикой. Эта тенденция заостряет внимание на актуальности вопроса повышения квалификации вузовских преподавателей, обеспечивающих студентов знаниями, необходимыми компетенциями.
      2. Программа повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений (далее - Программа) инициирована Министерством образования и науки Республики Казахстан в 2012 году в целях реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг.
      3. В Стратегии «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в качестве одной из первостепенных целей обозначено создание современной и эффективной системы образования. Особое внимание уделяется роли педагога, так как педагогическое образование является фундаментом системы образования страны и успешность модернизации образовательной системы определяется профессионализмом и ответственностью педагогов.

2. Цель и задачи программы

      4. Целью Программы является повышение квалификации преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений (далее - ВУЗы) в области современных технологий преподавания и обучения для повышения конкурентоспособности системы высшего образования страны.
      5. Для достижения цели Программы определены следующие задачи:
      1) совершенствовать навыки проектирования и моделирования профессиональной деятельности в преподавании, научном исследовании и умении оперировать потоками информации;
      2) сформировать навыки использования основных концепций и вопросов в рамках изученных обучающих модулей данной Программы;
      3) сформировать умение по использованию инновационных образовательных технологий в ВУЗе;
      4) сформировать умение мыслить проблемно, формулировать проблемные задачи, ситуации;
      5) сформировать умение профессионального самоанализа и самооценивания;
      6) сформировать компетентность по применению информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

3. Ожидаемый результат

      6. По завершению курса слушатели:
      1) знают:
      концептуальные основы нормативных документов по развитию высших учебных заведений, основные тренды различных теорий ведущих зарубежных ученых для повышения эффективности учебного процесса и учебных достижений студентов;
      новые подходы к учебному процессу с новым взглядом на расширение интеллектуальных сил студентов, поощрения студентов думать критически и творчески, учить студентов понимать, решать и ставить сложные проблемы;
      достижения мировой науки и практики по психолого-педагогическому сопровождению профессионального развития педагога высшей школы;
      2) умеют:
      применять инновационные образовательные технологии в ВУЗе;
      проектировать образовательный процесс в ВУЗе в соответствии с содержанием обновленных программ;
      3) владеют:
      навыками организации, проведения и анализа мониторинга образовательного процесса в ВУЗе;
      навыками совершенствования системы оценивания достижений студентов на основе современных научных исследований;
      современными информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) в условиях интенсификации педагогической деятельности.

4. Содержание Программы

      7. Программа состоит из 5 модулей:
      1) нормативно-правовой модуль;
      2) психолого-педагогический;
      3) технологический;
      4) содержательный;
      5) вариативный.
      8. В нормативно-правовом модуле рассматриваются задачи создания системы национального образования в Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана: «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», Закон Республики Казахстан «Об образовании», Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118, «План нации - 100 конкретных шагов» Программа Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года.
      9. В психолого-педагогическом модуле изучаются следующие темы:
      1) социально-психологические аспекты профессиональной деятельности преподавателя вуза;
      2) проектная технология обучения – образовательная технология XXI века;
      3) формы и методы организации самостоятельной работы;
      4) тьюторская роль педагога. Психологические условия успешности СРС. Индивидуализация СРС;
      5) развитие аналитического и творческого мышления студентов, креативности мышления;
      6) метод case-study – интерактивный метод обучения;
      7) роль преподавателя, практикующего метод case-study.
      10. В содержательном модуле рассматриваются следующие вопросы:
      1) инновационные образовательные технологии;
      2) личностно-ориентированный подход в обучении;
      3) теоретические основы дифференцированного подхода к обучению;
      4) технологии развития критического мышления, проблемно-ориентированный подход в обучении;
      5) особенности разработки заданий и кейсов, направленных на развитие критического и дивергентного мышления студентов;
      6) определение эмоционального интеллекта;
      7) существующие системы оценивания: традиционная (пятибалльная), тестовая, «портфолио», рейтинговая;
      8) цели оценивания достижений учащихся;
      9) основы критериального оценивания;
      10) анализ результатов преподавателем в процессе оценивания.
      10. В технологическом модуле выполняются практические задания по следующим темам:
      1) разработка электронных учебно-методических материалов;
      2) новые формы дистанционного учебного контента (скринкасты, подкасты, вебинары);
      3) системы планирования и управления учебным процессом;
      4) интенсификация учебного процесса с использованием технологий мультимедиа;
      5) работа с программой Freemake Video Converter;
      6) современные технологии для организации online-мероприятий;
      7) разработка профессиональных электронных курсов в Power Point;
      8) работа с программой iSpring Suite;
      9) электронный курс по теме обучающегося.
      11. В вариативном модуле слушателям предоставляется возможность выбора определенных тем в соответствии со следующими потребностями:
      1) Thomson Reuters: «Как находить журналы с импакт-фактором в Web of Science»;
      2) public lecture «Professional Continuing Development»;
      3) проблемы гендерного образования в вузах РК.
      В соответствии с потребностями слушателей курса вариативный модуль может изменяться от 2 до 4 часов.

5. Организация образовательного процесса

      12. Образовательный процесс организуется в соответствии с учебно-тематическим планом курса на 240 часов согласно приложению 1 к Программе.
      13. При организации образовательного процесса в целях контроля и оценки знаний слушателей проводятся: самостоятельная работа, проектная работа (защита портфолио), презентация мини-урока (мини-мероприятия) и итоговое тестирование.
      14. Задания для самостоятельной работы слушателей:
      1) проанализируйте использование в своей практике Learning through experience (обучение через опыт);
      2) проанализируйте использование в своей практике Experiential learning cycles (циклы экспериментального обучения);
      3) проанализируйте использование в своей практике Action learning (обучение через действие (тренинги);
      4) проанализируйте использование в своей практике Communities of practice (тематические сообщества);
      5) проанализируйте использование в своей практике Learning from reflective action (обучение через рефлексию);
      6) проанализируйте использование в своей практике Critical reflection (критическая рефлексия);
      7) проанализируйте использование в своей практике Transformative learning (трансформативное обучение);
      8) проанализируйте использование в своей практике Learning mediated by context (обучение через контекст);
      9) проанализируйте использование в своей практике Work place expectations (ожидания от «рабочего места»);
      10) проанализируйте использование в своей практике Socialisation (социализация);
      11) составьте интеллект-карту: «Саморазвитие, самосовершенствование и самореализация личности студента в условиях кредитной технологии обучения»;
      12) сформулируйте компетенцию, какую обучающийся должен приобрести в результате изучения какой-либо дисциплины. К примеру, научиться решать какие-либо уравнения (в математике), уметь определять какой-то класс животных (в биологии);
      13) сформулируйте SMART-цель для приобретения выбранной компетенции;
      14) опишите, пожалуйста: как Вы используете ИКТ в учебном процессе? Ответ предоставьте в виде эссе.

6. Формы и методы реализации образовательного процесса

      15. Образовательный процесс включает интерактивные методы обучения: дискуссии, «мозговой штурм», ролевые игры, тренинги, метод проектов, метод case-study, обсуждение видео, совместное решение вопросов.
      16. С учетом специфики взрослой аудитории слушателям предоставляется возможность в ходе обучения делать логические выводы, адаптировать содержание к собственной практике и апробировать полученные умения в условиях аудиторных практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы.
      17. Образовательный процесс сочетает в себе проведение он-лайн обучения и очных занятий в формате тренингов и мастер-классов, а также самостоятельную работу слушателей. Ориентация Программы на компетентностную модель повышения квалификации предполагает деятельностный подход, что достигается посредством использования современных образовательных технологий и интерактивных форм обучения: работа в малых группах, обучающие игры, обратная связь, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, мастер-класс, «круглый стол», защита индивидуальных портфолио и аналитических рефлексивных отчетов.

7. Критерии оценки результатов обучения

      18. Для определения уровня сформированности профессиональных компетентностей слушателей разрабатываются критерии оценки и параметры усвоения содержания Программы, включающие в себя тестовые задания входного и выходного контроля, согласно приложению 2 к Программе.
      19. Для проведения самостоятельной работы выделяются следующие критерии:
      1) не достаточно реализовано – 2 балла;
      2) частично реализовано – 3 балла;
      3) реализовано не полностью – 4 балла;
      4) реализовано полностью – 5 баллов.
      20. Для определения уровня усвоения знаний применяются следующие параметры:
      1) освоение содержания образовательной программы;
      2) применение теоретического знания в ходе выполнения практических заданий;
      3) практическая значимость представленных материалов;
      4) обоснование выбранной темы, его обстоятельность и конкретность;
      5) оформление в соответствии с требованиями.
      21. Оценка знаний слушателей по выполнению самостоятельной работы - 40 баллов, осуществляется переводом баллов в пятибальную систему:
      1) оценка «5» (отлично) – 34-40 баллов, 85 %-100 %;
      2) оценка «4» (хорошо) – 28-33 баллов, 71- 84 %;
      3) оценка «3» (удовлетворительно) – 20-27 баллов, 50-70 %;
      4) оценка «2» (не удовлетворительно) – 19 баллов и ниже, 49%.
      22. Для проведения проектной работы (разработка портфолио) выделяются критерии и следующие параметры:
      1) сформулированные результаты обучения предельно конкретны, специфичны, достижимы и соответствуют уровню обучения студентов;
      2) продемонстрировано владение навыками как проблемного изложения материала лекции, так и организации частично-поисковой деятельности студентов на практических, семинарских и лабораторных занятиях, а также самостоятельного исследования и решения проблемной ситуации;
      3) продемонстрировано практико-ориентированное, конкретное представление об интерактивных методиках и их применении в предметной области обучения;
      4) продемонстрировано умение разрабатывать и внедрять проектные задания, нацеленные на достижение компетентности в предметной области;
      5) продемонстрировано умение разрабатывать и внедрять в учебный курс кейсы, нацеленные на достижение компетентности в предметной области;
      6) внесены системные изменения в методику организации СРО посредством комплексного использования следующих технологий: проблемное обучение, проектное обучение, анализ кейсов;
      7) параметры и критерии оценивания результатов обучения четко разработаны и обеспечивают полное доказательство достижений студентов;
      8) рефлексия проведена четко и комплексно, внесены существенные изменения в подходы к обучению;
      9) продемонстрирован предельно конкретный план действий, который можно реализовывать в процессе обучения.
      23. Максимальный балл оценивания портфолио – 20 баллов. Обработка результатов осуществляется следующим образом:
      1) оценка «5» (отлично) – 18-20 баллов, 85 %-100%;
      2) оценка «4» (хорошо) – 15-17 баллов,71- 84%;
      3) оценка «3» (удовлетворительно) – 12-14 баллов, 50-70%;
      4) оценка «2» (не удовлетворительно) - 11 баллов и ниже, 49%.
      24. При презентации мини-урока (мини-занятия) слушатели курса предоставляют фрагмент урока, занятия, мероприятия на разных этапах в качестве действий по планированию и преподаванию с учетом обновления содержания образования.
      25. Оценивание осуществляется в сответствии со следующей шкалой баллов:
      1) 3 – низкий уровень;
      2) 4 – средний уровень;
      3) 5 – высокий уровень.
      26. Уровень усвоения знаний в процессе презентации мини-урока определяется следующими параметрами:
      1) предоставляет информацию четко и лаконично;
      2) дает четкие и подробные инструкции;
      3) проверяет понимание участников;
      4) активно слушает (перефразирует, резюмирует, уточняет);
      5) эффективно управляет временем на уроке;
      6) дает эффективную обратную связь;
      7) создает климат взаимного уважения, сотрудничества и поддержки;
      8) устанавливает цель обучения и уместно присоединяется к деятельности участников;
      9) уместно и эффективно использует активные стратегии обучения и упражнения;
      10) отвечает на вопросы участников, разрешает проблемы и недопонимания;
      11) использует открытые вопросы;
      12) эффективно завершает обсуждение/выполнение заданий и создает преемственную связь между этапами обучения;
      13) дает достаточное количество времени для размышлений и самооценки.
      27. Перевод суммы баллов за защиту в традиционные оценочные нормы осуществлять по следующей форме:
      1) оценка «5» (отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше;
      2) оценка «4» (хорошо) соответствует сумме баллов от 71- 84%;
      3) оценка «3» (удовлетворительно) соответствует сумме баллов от 50-70%.

8. Рекомендуемая литература

      28. Для организации самостоятельной работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях рекомендуется следующая литература:
      1) Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года;
      2) Послание Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее» от 11 ноября 2014 года;
      3) Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года;
      4) «План нации - 100 конкретных шагов» Программа Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года;
      5) Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III;
      6) Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 - Астана 2010;
      7) Государственный общеобязательный стандарт высшего образования, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080;
      8) Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного, среднего, общего среднего), утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080;
      9) European Higher Education Area: Joint statement by the European Ministers of Education in Bologna, June 19, 1999;
      10) The Bologna Process 2020 - The space of European higher education in the new decade Communiquе of the Conference of European Ministers responsible for Higher Education, Leuven/Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009;
      11) Mobility for better learning mobility strategy EHEA 2020;
      12) Alan Ginsburg, Steven Lienwand, Terry Anstrom, and Elizabeth Pollock, What the United States Can Learn From;
      13) Anderson, L.W. and Krathwohl, D.R.(2001) A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing, A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives New York: Longman;
      14) Baehr, M. Distinctions between assessment and evaluation. Faculty Guidebook. Pacific Crest, pp. 441-444;
      15) Berry, R. (2006). "Will the iPod kill the Radio Star? Profiling Podcasting as Radio". Convergence: the International Journal of Research into New Media Technologies 12 (2): 143–162. doi:10.1177/1354856506066522;
      16) Biggs, J., & Tang, C. (2011). Teaching for Quality Learning at University, 4th edition Berkshire: Open University Press;
      17) Bloom, B. (1964). Taxonomy of Educational Objectives: the classification of educational goals. Longman;
      18) Braun, Linda (2007). Listen up! Podcasting for Schools and Libraries. Medford, New Jersey: Information Today, Inc. ISBN 978-1-57387-304-8;
      19) Crompton, P. (1996). Evaluation: A practical guide to methods. LTDI: Implementing Learning Technology. Edinburgh: Heriot-Watt University, pp. 66-73;
      20) Competency Framework FOR TEACHERS SCIS NO.1192142 ISBN 0 7307 40927. ©Department of Education and Training 2004;
      21) "Definition of ScreenCam". PC Magazine: Encyclopedia. Ziff Davis. 2010-05-09. Retrieved 2010-12-30;
      22) Haggis, T (2003) Constructing images of ourselves? A critical investigation into ‘Approaches to Learning’ Research in Higher Education, British Educational Research Journal, 29 (1) pp 89-104;
      23) Hirsch Jr., Eric (1999). The Schools We Need: And Why We Do not Have Them. New York: Anchor. ISBN 0-385-49524-2;
      24) Hinett, K. Improving learning through reflection, part one. The Higher Education Academy;
      25) "Goswami U (1991) Put to the Test: The Effects of External Testing on Teachers. Educational Researcher 20: 8-11";
      26) Kahn, P. and Walsh, L. (2006) Developing Your Teaching London: Routledge;
      27) Kaplan, R.M., & Saccuzzo, D.P. (2009) Psychological Testing. Belmont, CA: Wadsworth;
      28) Knight, P & Yorke, M, (2004), Self-theories: some implications for teaching and learning in higher education, Studies in Higher Education, 29 (1) pp 25-37;
      29) Krathwohl, D.R. (2002). A Revision of Bloom’s taxonomy: An Overview. Theory into Practice, 41.4. Ohio State University: College of Education, pp. 212-218;
      30) Lucy Steiner. Lessons from Singapore. Using Competency-Based Evaluation to Drive Teacher Excellence. © Public Impact, Chapel Hill, NC. 2010;
      31) McCracken, Harry (1994-05-09). "Lotus' ScreenCam is Easy Multimedia". InfoWorld (InfoWorld Media Group) 16 (19): 121. ISSN 0199-6649. Retrieved 2010-12-28;
      32) Meyer, P.J. (2003). Attitude Is Everything: If You Want to Succeed. Meyer Resource Group, Incorporated;
      33) Mortiboys, A. (2002) The Emotionally Intelligent Lecturer Birmingham: SEDA;
      34) Mortiboys, A. (2011) Teaching with Emotional Intelligence 2nd edition London: Routledge;
      35) Notess, Greg (2006). Teaching Web Search Skills. Medford, New Jersey: Information Today. ISBN 978-1-57387-267-6;
      36) North Central Regional Educational Laboratory, NCREL;
      37) "Podcast Production". President and Fellows of Harvard College. Retrieved 2009-08-21. "episodes of a particular podcast";
      38) Phelps, Richard (2005). Defending standardized testing. London: Psychology Press. ISBN 0-8058-4912-2;
      39) Podcasting Community Faces Patent Troll Threat; EFF Wants to Help". Electronic Frontier Foundation. Retrieved 2012-02-28. "Personal Audio is claiming that it owns a patent that covers podcasting technology";
      40) Quiz: How much do you know about China and Turkey? CNN, 2010;
      41) Race, P. (2002). Using feedback to help students to learn. The Higher Education Academy;
      42) Ramsden P. (2003) Learning to Teach in Higher Education 2nd edition London: RoutledgeFalmer;
      43) Randi Weingarten, “A New Path Forward: Four Approaches to Quality Teaching and Better Schools” Washington, DC: Speech to National Press Club, January);
      44) Singapore’s World-Class Mathematics System and What Singapore Can Learn from the United States Washington, DC: American Institutes for Research,-A);
      45) Shiao, Dennis (17 March 2011). "From Association Meetings to Corporate Events, Video is everywhere". INXPO. Retrieved 8 June 2013;
      46) Stassen, M., Doherty, K., & Poe, M. (2001). PROGRAM-Based Review and Assessment. University of Massachusetts Amhers;
      47) Thissen, D., & Wainer, H. (2001). Test Scoring. Mahwah, NJ: Erlbaum. Page 1, sentence 1;
      48) The Kirkpatrick Model of Training Evaluation. Adapted from Kirkpatrick, D.L. (1998). Evaluating Training Programs: The Four Levels. San Francisco, CA: Berrett-Koehler Publishers;
      49) Weingarten, Liam Goldrick, Getting the Balance Right: Federal Policy on Effective teaching (Santa Cruz, CA: The New Teacher Center);
      50) Udell, Jon (2004-11-15). "Jon Udell: Name that genre". InfoWorld. Archived from the original on 2009-07-10. Retrieved 2008-06-12;
      51) Udell, Jon (2004-11-17). "Jon Udell: Name that genre: screencast". InfoWorld. Archived from the original on 2009-07-10. Retrieved 2008-06-12;
      52) Абрамова И.А., Мизина Н.А., Пыхова О., Хромова О., Небытова М.А. Тренинги на все случаи бизнеса. - СПб: Издательство «Речь», 2008;
      53) Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. - СПб: Издательство «Речь», 2010;
      54) Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения. - СПб: Издательство «Речь», 2008;
      55) Агрунова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. – М.: НПЦ «Профессионал». - Ф., 2003;
      56) Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.;
      57) Астахова Е. В. Методика организации и проведения семинарского занятия по проблемам гуманитарного цикла / Е.В. Астахова–Харьков, 2000. – 152 с.;
      58) Балакаева Г.Т., Джантемирова Д.С., Зейнолла С.Ж. Особенности использования формативного оценивания в вузе. Методические рекомендации, Алматы, 2015 г. – 52 с.;
      59) Балыкина Е.Н. Технологии становления профессиональной компетентности будущего педагога (на примере проектного обучения)/Альманах института гуманитарных проблем, Днепропетровск: Національний гірничий університет, 2006;
      60) Белегова, Ә. Кәсіби құзыреттілікті қалыптастырудың моделі // Ізденіс- 2008. - № 2.- 234-236 б.;
      61) Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 193 с.;
      62) Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2000 – 304 с.;
      63) Борисова Н.В., Кузов В.Б. Технологизация проектирования и методического обеспечения компетентностно-ориентированных учебных программ дисциплин/модулей, практик в составе ООП ВПО нового поколения: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010;
      64) Глоссарий современного образования / [сост.: Астахова В.И. и др.]; под общ. ред. Е.Ю. Усик; Нар. Укр. акад.– Харьков: Изд-во НУА, 2007. – 527 с.;
      65) Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.;
      66) Жұмашева С.С. Спорттық педагогтың кәсіби-педагогикалық құзыреттілігін дамытуда шетел тәжірибелерін пайдалану мүмкіндіктері // Білім-Образование. - 2010.- № 3(51).- 27-31 б.;
      67) Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: «Академия», 2001. – 192 с.;
      68) Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2001. – 384с.;
      69) Казакова А.Г. Организация самостоятельной работы студентов. – М., 1995;
      70) Қазақбаева Д. М. Құзыреттілік тәсіл – нәтижеге бағдарланған білім беру негізі // Менеджмент в образовании. - 2009.- № 4.- 64-70 б.;
      71) Калыбекова А. Формирование профессиональной компетенции будущего учителя в вузе // Высшая школа Казахстана. - 2009.- № 1.- С.72-75;
      72) Қасымбекова Г. Кредиттік оқыту жүйесінде оқытушы мен студенттің тұлғааралық қатынасында оқытушының кәсіби құзыреттілігі// Қазақстан жоғары мектебі.- 2010.- № 4.- 36-40 б.;
      73) Каримов А.Н. Педагогтің кәсіби құзыреттілігін дамытуда жобалау қызметінің орны. // ҚазҰУ хабаршысы. Химиялық сериясы - 2012. - № 1 (65) - Б. 69-72;
      74) Качества знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. – М.: Педагогика, 1978. – 208 с.;
      75) Келейникова В.А., Романова Е.В. «К вопросу реализации ИТ-образования в рамках Smart Education» // Прикладная информатика. Москва. №1 (49) 2014;
      76) Кипнис М. Тренинг коммуникации. - М.: «Ось-89», 2007;
      77) Клюева Н.В. Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организациях. - СПб: Издательство «Речь», 2008;
      78) Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учебно-методическое пособие/сост. Н.В.Соловова, С.В. Николаева. – Самара: «Универс групп», 2009;
      79) Копошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. - СПб: Издательство «Речь», 2010;
      80) Кравченко А.И «Основы социологии» - Москва: Академический проект, 2002;
      81) Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Е, Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб: Издательство «ПИТЕР», 2008;
      82) Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: «Институт практической технологии», Воронеж: НПО «Модек», 1998. – 228 с.;
      83) Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Юрайт. 1999. – 523 с.;
      84) Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. - СПб: «Образование», 1997;
      85) Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. А.М. Талыбаевой; вступ. ст. Н. Н. Чубарь – СПб: Евразия, 2001. – 478 с.;
      86) Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин. – М.: Изд-во МГУ, 2007;
      87) Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения /Т.П. Афанасьева, Е.Н. Караваева, А.Ш. Канукоева, В.С. Лазарев, Т.В. Немова. – М.: Изд-во МГУ, 2007;
      88) Методы активного социально-психологического обучения: методические рекомендации. – Н.Новгород, ННГАСУ, 2009;
      89) Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методическое пособие/ сост. В.А. Штро. – Воронеж, 2003;
      90) Митрофанова М., Бука Т. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения. – М.: «Захаров», 2007;
      91) Мукашева А.Б. Эмоциональная культура преподавателя как показатель профессиональной компетентности// Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. - 2008.- № 4(27).- С.48 – 54;
      92) Мурзагалиева А.Г., Гумарова Ш.Б. Профессиональная компетентность преподавателя вуза в условиях повышения требований к качеству высшего образования// "Компетентностно-ориентированная система оценки знаний": материалы 44-ой науч.-метод.конф. 17-18 янв. 2014 г.- Алматы, 2014. - Кн. 1.- С. 201-203;
      93) Мұсалы Л. Кәсіби құзыреттілікті қалыптастыру және сапа менеджменті қағидалары // Зерттеу университетінің білім беру қызметі: әл-Фараби атындағы ҚазҰУ-дың оқытушы-профессорлар құрамының XLI ғылыми-әдістемелік конф. материалдары, 11 қаңтар 2011 ж.- Алматы, 2011.- 174-176 б.;
      94) Нуржанова А.А. Компетенция и компетентность как цель системы подготовки специалистов в системе казахстанского университетского образования // Білім-Образование. - 2009.- № 5(47).- С.87-91;
      95) Омарова Г.Ә., Омарова Д.Б. Ақпараттық-коммуникациялық технологиялар негізінде кәсіби құзыреттілікті қалыптастыру // Білім-Образование.- 2009.- № 6(48).- 31-33 б.;
      96) Оспанов С.И. Кредиттік оқыту жағдайында студенттердің ойлау белсенділігін көтеру әдіснамасы. Жоғары оқу орындарына арналған әдістемелік оқу құралы. / С.И. Оспанов. – Алматы: «Полиграфия-сервис Ко», 2012. – С. 62-66;
      97) Парабеллум А., Мрочковский Н., Толкачев А. 11 лучших тренингов по личностному росту. - СПб: Издательство «ПИТЕР», 2012;
      98) Программа повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей вузов Республики Казахстан – Алматы: РИПК СО РК, 2013 г.-42 с.;
      99) Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: «Академия», 1999. - 512 с.;
      100) Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. – М.: Университетская книга, 2010;
      101) Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Кн. 1. – М.: Владос, 2001. – 576 с.;
      102) Пономарева Е.Н. Инновационно-креативная компетентность в структуре профессиональной деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня. - 2010.- № 2.- С. 42-47;
      103) Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе. Составитель к.и.н. Сафонова Е. И., отв. редактор д-р экон.наук, проф. В.В. Минаев, Российский государственный гуманитарный университет, М., 2011;
      104) Роббинз С.П., Хансейкер Ф.Л. Тренинг делового общения для менеджеров. Руководство по управлению кадрами. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007;
      105) Розенберг Н.М. Проблемы измерений в дидактике. – Киев: «Вища школа», 1979. – 176 с.;
      106) Салханова Ж.Х. Компетентность и компетенции. КазНУ им. аль-Фараби. - Алматы: Қазақ ун-ті, 2013. - 174, [4] с.;
      107) Сачкова Н.В. Диагностика исходного уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов-психологов// Образование. - 2009.- № 6(48).- С.75-79;
      108) Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учеб.пособие / И.С. Сергеев. – СПб: Питер, 2004. – 316 с.;
      109) Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. – СПб: Издательство «Речь», 2007. – 336 с.;
      110) Скок Г. В. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб.пособие для преподавателей / Г. В. Скок; отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. – М.: Рос.пед.агентство, 1998. – 102 с.;
      111) Сладкова Н.В. Технологии формирования профессиональной компетентности преподавателя // Вопросы педагогики. - 2012.- № 2.- 61-64 б.;
      112) Создание системы оценки качества знаний обучающихся. – Краснодар, 1994. – 142 с.;
      113) Стрюков Г.А. Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний учащихся // Педагогика. – 1995. – № 6. – с. 12-17;
      114) Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 1999. – 128 с.;
      115) Танеке Г. К. Изучение проблемы дидактической компетентности в педагогической науке // Высшая школа Казахстана. - 2012.- № 3.- С. 256-260;
      116) Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под ред. А.А. Кузнецова. – М.: Педагогика, 1987. – 176 с.;
      117) Трущенко Е.Н. Основные направления организации самостоятельной работы// Среднее профессиональное образование, 2007, № 10.
      118) Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: учеб.пособие / Ю. Г. Фокин. – М.: Академия, 2002. – 215 с.;
      119) Фопель Клаус. Технология ведения тренинга. – М.: «Генезис», 2007;
      120) Шайхеслямова К. Профессиональная компетентность будущего социального педагога как научно-педагогическая проблема/ К. Шайхеслямова, С Сарбасова // Ұлт тағылымы. - 2010.- № 1.- С.144-148;
      121) Шакирова И. Тренинг для персонала. - СПб: Издательство «Речь», 2008;
      122) Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. - 2010.- № 1.- С. 72-77;
      123) Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 95-102.

Приложение 1         
к Образовательной программе курсов
повышения квалификации преподавателей
педагогических специальностей высших
учебных заведений «Современные
педагогические технологии»   

         Учебно-тематический план курса на 240 часов

Тематика занятий

Лекция

Лекция-диалог

Лекции по выбору

Дискуссия

Тренинг

Практическое занятие

Конференция

Круглый стол

Мастер -класс

Защита портфолио

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


Инвариантная часть












1.

Нормативно-правовой модуль

2










2

1.1

Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана: «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Закон Республики Казахстан «Об образовании».

0,5










0,5

1.2

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118

0,5










0,5

1.3

Концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан. Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. Профилактика коррупционных правонарушений и религиозного экстремизма в системе высшего образования.

1










1

2.

Психолого-педагогический модуль (Модуль «Технологии саморазвития, самосовершенствования, самореализации»)

4




11

4





19

2.1

Цели и задачи СРС. Организация СРС. Учет принципов личностноориентированного обучения для мотивации и эффективной организации СРС. Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности преподавателя вуза.





2






2

2.2

Проектная технология обучения – образовательная технология XXI века. Цели проектного обучения. Проектно–организованный подход в выполнении самостоятельных работ. Классификация проектов. Основные этапы выполнения проекта. Требования к использованию метода проектов. Технологии разработки индивидуальных и групповых проектов. Психологические особенности организации и проведения индивидуальных и групповых проектов

1




4

2





7

2.3

Формы и методы организации самостоятельной работы. Зависимость эффективности CPС от уровня саморегуляции учебной деятельности студентов. Творческая составляющая в самостоятельной работе студентов. Тьютерская роль педагога. Психологические условия успешности СРС. Индивидуализация СРС.

2




2






4

2.4

Развитие аналитического и творческого мышления студентов, креативности мышления. Метод ассоциограмм (Mind Mapping). Организация СРС с использованием кейс-технологий. Метод case-study - интерактивный метод обучения. Методы интегрированные в кейс-метод. Виды представления и объем кейса. Процесс создания кейса. Технология работы с кейсом. Особенности применения метода case-study. Роль преподавателя, практикующего метод case-study.





3

2





5

2.5

Методические основы выполнения курсовых проектов, диссертационных работ, портфолио.

1










1

3.

Технологический модуль («Современные цифровые технологии в преподавании и обучении»)

1




14

4





19

3.1

Технологии E-learning, разработка электронных учебно-методических материалов. Power point тонкости работы. Что такое электронный учебник? Технологии поиска и актуализации информации научного и учебного содержания в сети интернет.





2






2

3.2

Методология дистанционного обучения; средства дистанционного обучения, стандарты их спецификации на электронные учебные материалы и технологии. Новые формы дистанционного учебного контента (скринкасты, подкасты, вебинары).





4






4

3.3

Системы планирования и управления учебным процессом; интенсификация учебного процесса с использованием технологий мультимедиа. Как записать свой скринкаст. Работа с программой HyperCam. Как искать, скачивать и монтировать ролики с YouTube.
Работа с программой FreemakeVideoConverter. Поиск, скачивание и монтирование ролика по теме обучающегося.

1




4

2





7

3.4

Современные технологии для организации online мероприятий (системы веб-конференций), online-лекций, вебинаров. включающих в себя интерактивные мультимедийные инструменты для обучения. Разработка профессиональных электронных курсов в PowerPoint. Работа с программой iSpringSuite. Электронный курс по теме обучающегося. Как провести свой вебинар. Работа с сервисом onwebinar.ru. Юзабилити академических презентаций





4

2





6

4.

Содержательный модуль (Модуль «Современные подходы в системе непрерывного образования», Модуль «Контроль и оценка результатов образования»)

6




24

8





38

4.1

Инновационные образовательные технологии. Традиционные и инновационные технологии обучения. Классификация инновационных методов обучения. Компетентностный подход, направленность обучения на конкретный результат.





2






2

4.2

Личностно-ориентированный подход в обучении, принцип индивидуализации и дифференцированного подхода с учетом потребностей и способностей обучаемого. Теоретические основы дифференцированного подхода к обучению. Методические аспекты дифференцированного подхода к обучению. Обзор ведущих образовательных концепций: таксономия Бенджамина Блума и Джона Биггса, Модель Колба, парадигма Кена Робинсона.





4

2





6

4.3

Технологии развития критического мышления, проблемно-ориентированный подход в обучении.
Технология развития критического мышления. Системы действий преподавателя и студента при реализации практикоориентированного обучения. Определение дивергентного и конвергентного мышления. Связь дивергентного мышления и творческого потенциала студента. Особенности разработки заданий и кейсов, направленных на развитие критического и дивергентного мышления студентов.

2




4






6

4.4

Определение эмоционального интеллекта. Компетенции, составляющие основу эмоционального интеллекта. Уровни эмоционального интеллекта. Необходимость развития эмоционального интеллекта студентов, в соответствии с потребностями рынка труда. Технологии развития эмоционального интеллекта преподавателей и студентов вузов. Особенности разработки заданий для практических занятий, нацеленных на развитие эмоционального интеллекта студентов.

2




4

2





8

4.5

Существующие системы оценивания: традиционная (пятибалльная), тестовая, «портфолио», рейтинговая. Особенности системы оценивания при личностно ориентированном обучении. Цели оценивания достижений учащихся. Роль правильной постановки целей в оценивании. Методика постановки целей SMART. Различия обычных целей и целей поставленных по SMARТ.

2




4

2





8

4.6

Основы критериального оценивания. Принципы оценивания достижений учащихся. Виды оценивания достижений учащихся: диагностическое, формативное и суммативное. Техники формативного оценивания. Оценивание учащегося в группе, оценивание «портфолио».





2

2





4

4.7

Анализ результатов преподавателем в процессе оценивания. Значение обратной связи с обучающимися. Взаимооценивание, самооценивание. Рефлексия. Суммативное оценивание. Регистрация учебных достижений. Освоение накопительной системы знаний по кредитной технологии обучения.





2






2

4.8

Разработка критериев системы оценивания преподавателем, градация баллов в зависимости от поставленных задач. Зависимость системы оценивания от возраста обучающихся. Особенности оценивания в начальной школе. Техники оценивания в высшей школе. Корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.





2






2

5.

Вариативный модуль











2


Лекции по выбору:



2








2

5.1

THOMSON REUTERS: «Как находить журналы с импакт-фактором в Web of science»












5.2

Public lecture «Professional Continuing Development»












5.3

Проблемы гендерного образования в вузах РК.












6.

Заключение












6.1

Самостоятельная работа, в том числе подготовка и защита портфолио










100

100

6.2

Он-лайн (дистанционно)











60


ИТОГО











240

Приложение 2         
к Образовательной программе курсов
повышения квалификации преподавателей
педагогических специальностей высших
учебных заведений «Современные
педагогические технологии»   

Тестовые задания входного и выходного контроля

      Входная диагностика (максимально 20 баллов):
      1. Главная особенность метода Case-study, который используется в интерактивной образовательной технологии
      A) Оценка возможности использования на практике знания обучающихся;
      B) Aнализ содержания реальных проблемных ситуаций и находить их решения;
      C) Решение проблемы студентами под руководством лидера;
      D) Отбор, распределение и систематизация материалов по теме учебы.

      2. Инновацией педагога называется - …
      A) Обучать на основе педагогической системы;
      B) Понять новые моменты учебного процесса;
      C) Использование новые технологии педагогики;
      D) Использование средств обучения.

      3. B связи с внедрением новых методик преподаватели вузов должны знать…
      A) частные вопросы, относящиеся к преподавателям и студентам;
      B) политические вопросы обучения;
      C) современную технологию обучения;
      D) профессиональную подготовку будущих родителей.

      4. Bебинар - это:
      A) Процесс авторизации слушателя электронных курсов;
      B) Bиртуальный семинар, организованный посредством Интернет-технологий;
      C) Лекция в формате мастер-класса для широкой аудитории в публичном месте;
      D) Cетевой медиа ресурс для хранения видеоматерилов для электронного обучения.

      5. Case-study – это вид интерактивной образовательной технологии, который подразумевает:
      A) Индивидуальную или коллективную деятельность по отбору, распределению и систематизации материала по определенной теме, в результате которой составляется проект;
      B) Cовместную деятельность обучаемых в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи;
      C) Мотивация обучающихся к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением.
      D) Aнализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений.

      6. Cкринкаст - это:
      Выберите один ответ:
      A) Тип подкаста, представляющий собой аудиозапись учебного материала для широкой аудитории;
      B) Тип подкаста, представляющий собой общедоступный ресурс учебного материала для широкой аудитории;
      C) Тип подкаста, представляющий собой видеозапись учебного материала для широкой аудитории;
      D) Тип подкаста, позволяющий передавать для широкой аудитории видеопоток с записью происходящего на компьютере пользователя.

      7. «Дерево решений», «Мозговой штурм», «Aнализ казусов», «Переговоры и медиация» - это реализация следующего интерактивного метода:
      A) Ничего из вышеперечисленного;
      B) Использование общественных ресурсов;
      C) Разрешение проблем;
      D) Обучающие игры.

      8. Исторически считается, что основоположником дистанционного обучения был:
      A) Исаак Питман, который обучал студентов Bеликобритании посредством почтовых отправлений;
      B) Bильям Рейни Харпер, который учредил первое отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго;
      C) Ян Aмос Коменский, издавший свой труд по общей теории обучения;
      D) Aнна Элиот Тикнор, которая разработала систему обучения по почте для женщин.

      9. Самостоятельная работа студента - это…
      A) умение показывать свое понимание в ходе работы с другими студентами;
      B) плановая работа студента, выполняемая на основе методических указаний;
      C) учебно-исследовательская работа студента, выполняемая под наблюдением преподавателя;
      D) учебная работа студента, совершаемая совместно с преподавателем и куратором группы.

      10. Вид метода модульного обучения, представляющего собой крупную единицу обучения:
      A) метод построения блок-модуля обучения;
      B) метод взаимосвязи между блоками знаний;
      C) метод создания дополнительной системы обучения;
      D) метод создания модульных программ.

      11. Виды анализа, используемые в ходе кейс-метода: …
      A) Общий, единичный, комплексный, дедуктивный анализы;
      B) Проблемный, системный, праксеологический, прогностический анализы;
      C) Методы экспертизы, творческое осмысление, литературного и исторического анализа;
      D) Философский, педагогический, психологический, политический анализы.

      12. Главная задача преподавателя, использующего интерактивный метод обучения …
      Выберите один ответ:
      A) помочь раскрыть активность учащихся в учебном процессе;
      B) анализ теории и опыта использования метода обучения;
      C) освоение использования средств информации в ходе учебы;
      D) составлять план проведения лекции, семинара.

      13. Главная особенность метода Case-study, который используется в интерактивной образовательной технологии:
      A) Оценка возможности использования на практике знания обучающихся;
      B) Aнализ содержания реальных проблемных ситуаций и находить их решения;
      C) Решение проблемы студентами под руководством лидера;
      D) Отбор, распределение и систематизация материалов по теме учебы.

      14. Главная особенность технологии обучения, которая обеспечивает саморазвитие студентов:
      A) Обучение путем объяснения знаний накопленных в различных отраслях науки;
      B) Освоение студентами нового материала в основном во время СРС;
      C) Соединение способности студентов с содержанием предмета обучения;
      D) Участие студентов в решении общей задачи, под руководством педагога.

       15. Главная цель обучения педагогической методике состоит в …
      A) создании структуры модели обучения;
      B) составлении компьютерного компонента обучения;
      C) подготовке средств обеспечения учебного процесса;
      D) построении теоретической основы методики обучения.

      Ключи к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

b

c

c

b

d

d

c

b

d

a

11

12

13

14

15






b

b

a

b

b






      Выходная диагностика (итоговое тестирование - самопроверка):
      1. Bебинар – это:
      A) Поисковая система;
      B) Онлайн конференция;
      C) Программное обеспечение;
      D) Разновидность веб-браузера;
      E) Aппаратный комплекс.

      2. C помощью программных продуктов iSpring нельзя:
      A) Cоздавать Flash-презентации и электронные учебные курсы в среде PowerPoint;
      B) Cоздавать Flash интерактивности для увеличения иллюстративных возможностей электронных курсов;
      C) Проводить онлайн мероприятия;
      D) Разрабатывать интерактивные тесты, опросы и анкеты в формате Flash.

      3. Cкринкасты – это:
      A) Цифровая видео- и аудиозапись, производимая непосредственно с экрана компьютера;
      B) Жанр подкастинга, смысл которого состоит в трансляции для широкой аудитории видеопотока с записью происходящего на экране компьютера автора;
      C) Онлайн конференция;
      D) Логически связанные между собой гиперссылки;
      E) Программное обеспечение.

      4. Гиперссылка – это:
      A) Aдрес сайта в сети интернет;
      B) Унифицированный объект мультимедиа;
      C) Часть гипертекстового документа, ссылающаяся на другой элемент;
      D) Отдельно существующий файл.

      5. Для каких целей не используются скринкасты:
      A) Демонстрация возможностей программного обеспечения;
      B) Правильного ответа нет;
      C) Bидеозапись лекций и семинаров;
      D) Запись ошибки для видеоотчета;
      E) Запись видеоуроков.

      6. Какое из нижеперечисленных утверждений верно:
      A) Длительность скринкаста ограничена только техническими возможностями оборудования;
      B) Cкринкаст и скринкастинг – это одно и то же;
      C) Длительность скринкаста не ограничена ничем;
      D) Cкринкастинг не позволяет записать все происходящее на экране;
      E) Cкринкаст не позволяет записать звук с внешних устройств записи.

      7. Какое из нижеперечисленных утверждений верно:
      A) Для записи скринкаста необходима веб-камера;
      B) Правильного ответа нет;
      C) Для записи скринкаста необходимо соответствующее программное обеспечение;
      D) Для записи скринкаста необходим микрофон;
      E) Для записи скринкаста необходимо подключение к интернету.

      8. Какое из нижеперечисленных расширений файлов относится к видеофайлам?
      A).reg;
      B).pdf;
      C).wmv;
      D).bat;
      E).pptx.

      9. Какое из перечисленных утверждений верно?
      A) Bсе службы вебинаров платные;
      B) Bсе службы вебинаров бесплатные;
      C) Bебинары не используются в образовательных целях;
      D) Cлужба вебинаров может осуществляться с помощью специализированного программного обеспечения.

      10. Какое из перечисленных расширений файлов относится к Power Point?
      A).pptx;
      B).powerpoint;
      C).ptp;
      D).powpt;
      E).pwr.

      11. Какое количество типов вопросов доступно в iSpring Free QuizMaker?
      A) 2;
      B) 6;
      C) 23;
      D) 3;
      E) iSpring Free QuizMaker создает только 1 тип вопроса, т.к. он распространяется бесплатно.

      12. Какой из перечисленных продуктов предназначен для создания тестов?
      A) iSpring Free QuizMaker;
      B) iSpring Test Creator;
      C) iSpring Quizzing;
      D) iSpring Free TestMaker;
      E) iSpring Free.

      13. Какой из перечисленных продуктов iSpring распространяется бесплатно?
      A) iSpring Quiz Maker;
      B) iSpring Pro;
      C) iSpring Suite;
      D) iSpring Free Quiz Maker.

      14. Какой объект нельзя вставить в Power Point?
      A) Bидеофайл (напр..wmv);
      B) Aудиофайл (напр..wav);
      C) Растровое изображение (напр..jpeg);
      D) Исполняемый файл (напр..exe);
      E) Таблицу Excel.

      15. Что не входит в возможности вебинаров?
      A) Bидео хостинг;
      B) Текстовый чат;
      C) Конференцсвязь;
      D) Bеб-туры;
      E) Голосования и опросы.

      16. Что не входит в возможности вебинаров?
      A) Screen Sharing;
      B) Video Rendering;
      C) VoIP;
      D) Whiteboard.

      17. Что не входит в возможности Power Point?
      A) Cлайд-шоу с разнообразными эффектами, добавление видео и аудио сопровождения;
      B) Bозможность задавать путь анимации для индивидуальных форм;
      C) Cоздание пирамидальных, радиальных и целевых диаграмм, а также кругов Эйлера;
      D) Работа с протоколами POP3 и IMAP;
      E) Защита презентации паролем, автоматическая генерация фотоальбома.

      18. Что такое Power Point?
      A) Программный продукт, входящий в пакет Microsoft Office;
      B) Программная среда с унифицированным языком гипертекстовой разметки;
      C) Инновационная технология для работы с физическими данными;
      D) Cиловая точка опоры для корректной работы комплексных систем;
      E) Программная среда для обработки видео.

      19. Разрешение экрана – это:
      A) Aлгоритм MPEG с коэффициентом сжатия 200:1;
      B) Функциональная возможность MS Power Point;
      C) Bеличина, определяющая количество точек (элементов растрового изображения) по горизонтали и вертикали экрана;
      D) Bеличина, определяющая количество цветов, поддерживаемых для отображения на экране.

      20. YouTube – это:
      A) Cистема облачного хранения документов;
      B) Международная система обработки аудиофайлов;
      C) Bсемирно известный сервис видео хостинга;
      D) Модель домашнего кинотеатра;
      E) Bсемирный стандарт сжатия видеофайлов.

      Ключи к тестам:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

d

c

a

c

c

а

c

c

d

a

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

d

a

d

d

а

b

d

a

c

c