Во исполнение подпункта 38-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить образовательную программу курсов повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений "Современные педагогические технологии" согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества (С. Омирбаев) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и Информационно-правовой системе "Әділет";
3) в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего приказа от Министерства юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
4) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан Балыкбаева Т.О.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности | |
Министра образования и науки | |
Республики Казахстан | Т. Балыкбаев |
Утверждена Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 февраля 2018 года № 152 |
Образовательная программа курсов повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений "Современные педагогические технологии"
Сноска. Программа в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.02.2018 № 48 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Образовательная программа курсов повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений "Современные педагогические технологии" (далее - Программа) предназначена для преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений (далее - вуз).
2. Программа направлена на повышение уровня профессионального мастерства преподавателей педагогических специальностей вузов в области современных технологий преподавания и обучения.
Глава 2. Цель и задачи Программы, ожидаемые результаты
3. Целью Программы является развитие профессиональных компетенций преподавателей педагогических специальностей вузов в контексте обновленного содержания образования.
4. Для достижения целей Программы определены следующие задачи:
1) формирование целостного представления о достижениях мировой науки и практики психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагога высшей школы в рамках обучающих модулей данной программы;
2) формирование представление о научно-методологических основах модернизации педагогического образования, в том числе обновленного содержания образования;
3) совершенствование навыков проектирования и моделирования профессиональной деятельности в преподавании, научно-исследовательской деятельности, а также в конструирование современного занятия на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов;
4) формирование умений по использованию инновационных образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения в вузе;
5) развитие навыков формирования критического и креативного мышления, умения формулировать и решать проблемные задачи и ситуации у обучающихся;
6) формирование умений профессионального самоанализа и самооценивания педагога;
7) формирование компетентности по применению информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
5. По завершении курса слушатели:
1) знают основные тренды развития современной педагогической науки, подходы к организации учебного процесса, направленного на активизацию интеллектуальных возможностей обучающихся, поощрение критического и творческого мышления, привитие навыков понимания, постановки и решения сложных проблем, оценку функциональной грамотности обучающихся для решения широкого спектра реальных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях;
2) умеют применять инновационные образовательные технологии в вузе, проектировать образовательный процесс в вузе в условиях обновленного содержания образования, совершенствовать процессы планирования, системного оценивания и рефлексии;
3) владеют навыками организации, проведения и анализа мониторинга образовательного процесса в вузе, навыками совершенствования системы оценивания достижений обучающихся на основе современных научных исследований, навыками использования современных информационно-коммуникационных технологий в условиях интенсификации педагогической деятельности, методами проведения исследований в сфере образования, планирования и проведения исследования в действии.
Глава 3. Структура и содержание Программы
6. Программа состоит из 5 (пяти) модулей:
1) нормативно-правового;
2) психолого-педагогического;
3) содержательного;
4) технологического;
5) вариативного.
7. Темы вариативного модуля определяются слушателями в ходе входного анкетирования.
Глава 4. Организация, формы и методы, оценивание результатов образовательного процесса
8. Курсы повышения квалификации организуются в режиме:
1) смешанного обучения, где образовательный процесс сочетает в себе проведение этапов дистанционного обучения и очных занятий, а также самостоятельной работы слушателей в соответствии с учебно-тематическим планом курса согласно приложению 1 к настоящей Программе. Продолжительность курса составляет 240 часов.
2) очного обучения в соответствии с учебно-тематическим планом курса согласно приложению 2 к настоящей Программе. Продолжительность курса составляет 72 часа.
9. Образовательный процесс включает интерактивные формы и методы обучения: лекция, семинар, практическая работа, выездное практическое занятие, тренинг, презентация мини - урока, метод кейсов, проектный метод, обсуждение видеофильмов, а также вебинар, онлайн - форум, онлайн-консультация и самостоятельная работа слушателя с преподавателем, работа в малых группах, обучающие игры, обратная связь, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, мастер-класс, "круглый стол", защита индивидуальных портфолио и аналитических отчетов.
10. При организации образовательного процесса в целях контроля и оценки знаний слушателей проводятся: самостоятельная работа, проектная работа (защита портфолио), презентация мини - урока (мини - мероприятия), промежуточное тестирование по психолого - педагогическому и содержательному модулям, итоговое тестирование по технологическому модулю. Задания для самостоятельной работы, тестовые задания включены в учебно - методический комплекс курса.
Учебно-тематический план курса на 240 часов
№ | Тематика занятий | Очное обучение | Дистанционное обучение | Всего | ||||||
Лекция | Лекция по выбору | Тренинг | Практическое занятие | СРСП | Защита портфолио | Онлайн-консультация | Вебинар | |||
1. | Нормативно-правовой модуль | 2 | - | - | - | - | - | - | - | 2 |
1.1 |
Программная статья Президента Республики Казахстан от 12 апреля 2017 года. "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру". Программа Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года "План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ", | 2 | - | - | - | - | - | - | 2 | |
2. | Психолого-педагогический модуль | 4 | - | 10 | 4 | 8 | 6 | 14 | 12 | 58 |
2.1 | Теоретико-методологические основы обновленного содержания образования. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
2.2 | Гуманистический подход в обучении (Дж.Дьюи, А.Маслоу, К.Роджерс). Когнитивный подход в обучении (Ж. Пиаже, М. Монтессори, Л.С. Выготский). Социально-ситуативный подход (А.Бандура). Компетентностный подход (Джон Равен, А. Шелтен, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин). | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
2.3 | Методика развития компетентности обучающихся в условиях обновленного содержания образования. "STEM" (СТЭМ) образование – новые возможности. | 2 | - | - | 2 | - | - | - | - | 4 |
2.4 | Обзор ведущих образовательных концепций (Таксономия результаов обучения Джона Биггса и Кевина Коллива, модель Колба – поэтапное формирование умственных действий, "Смена парадигм" Кена Робинсона. | - | - | - | 2 | - | - | - | 2 | 4 |
2.5 | Отечественные и зарубежные теории эмоционального интеллекта. Модели эмоционального интеллекта. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
2.6 | Эмоциональный интеллект (Даниел Гоулман). Современные тенденции исследования эмоционального интеллекта. | 2 | - | - | - | - | - | - | - | 2 |
2.7 | Значение эмоционального интеллекта, история становления понятия "эмоциональный интеллект". | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
2.8 | Психология личности и межличностных отношений. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
2.9 | Технологии развития эмоционального интеллекта преподавателей и обучающихся вуза. | - | - | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
2.10 | Диагностика эмоционального интеллекта. | - | - | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
2.11 | Технология развития критического мышления: методы диалогового обучения. | - | - | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
2.12 | Философия мотивации. Мотивация и саморегуляция. Технология профессиональной самореализации. | - | - | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
2.13 | Определение дивергентного и конвергентного мышления. Связь дивергентного мышления и творческого потенциала обучающегося. Особенности разработки заданий, направленных на развитие дивергентного мышления обучающихся. | - | - | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
3. | Содержательный модуль | 6 | - | 24 | 8 | 16 | 8 | 32 | 24 | 118 |
3.1 | Инновационные образовательные технологии. Современные дидактические концепции. | - | - | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
3.2 | Параметры педагогических измерений: Дублинские дескрипторы, таксономия Б.Блума. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
3.3 | Сравнительный анализ Дублинских дескрипторов и таксономии Б.Блума | - | - | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
3.4 | Структурные способы изложения учебного материала (линейный, концентрический, спиральный). | 2 | - | - | - | - | - | - | - | 2 |
3.5 | Интерактивные методы обучения: "SWOT"-анализ (СВОТ-анализ) (Питтер Друкер), ключи мудреца (Тони Райан), метод ассоциограмм, "Шесть шляп мышления" (Эдвард-де Боно), мозговой штурм (А.Ф. Осборн), технология эффективного чтения, метод ДЖИГСО. | - | - | 4 | - | - | - | - | 2 | 6 |
3.6 | Проблемно-ориентированное обучение. История возникновения и развития метода "case-study" (Кейс-стади). | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
3.7 | Формирование кейса. Анализ кейса. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
3.8 | Организация СРС с использованием метода"case-study" (Кейс-стади). | 2 | - | 2 | 2 | - | - | - | - | 6 |
3.9 | Проектная технология обучения как инструмент эффективной организации самостоятельной работы обучающихся. | 2 | - | 2 | 2 | - | - | - | - | 6 |
3.10 | Технология личностно-ориентированного обучения (Теории Н.А. Алексеева, И.А. Якиманской, В.В. Серикова и др.). Принципы личностно-ориентированного обучения в мотивации и эффективной организации самостоятельной работы обучающихся. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
3.11 | Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности преподавателя вуза. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
3.12 |
Исследование в действии. | - | - | 2 | - | - | - | - | 2 | 4 |
3.13 | Портфолио как технология оценивания учебных достижений обучающихся. | - | - | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
3.14 | Принципы системы целей обучения в обновленном содержании образования. | - | - | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
3.15 | Особенности учебно-методического комплекса обновленного содержания образования. | - | - | - | 2 | - | - | - | 2 | 4 |
3.16 | Разработка критериев и дескрипторов в соответствии с целями обучения обновленного содержания образования. Методика постановки "SMART" (СМАРТ) целей. | - | - | 2 | 2 | - | - | - | 2 | 6 |
3.17 | Современные подходы в оценивании учебных достижений обучающихся. Технология критериального оценивания обучающихся. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
3.18 | Долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное планирование занятия. Основные подходы критериального оценивания в программе обновленного содержания образования. | - | - | 4 | - | - | - | - | - | 4 |
3.19 | Педагогически действенные инструменты: оценивание для обучения и оценивание обучения. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
3.20 | Метод статистического контроля качества образования. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
4. | Технологический модуль | - | - | 14 | 4 | 8 | 6 | 14 | 12 | 58 |
4.1 | Технология СМАРТ-обучения. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
4.2 | Методология и обзор систем дистанционного обучения. Современные технологии для организации онлайн-мероприятий. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
4.3 | Массовые открытые онлайн курсы (МООК) как современная тенденция в системе повышения квалификации. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
4.4 | Концепция и этапы создания электронных учебников. Интенсификация учебного процесса с использованием технологий мультимедиа. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
4.5 | Коллаборативная среда как эффективная форма организации занятия. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
4.6 | Инфографика как метод донесения сложной информации до аудитории. | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
4.7 | Tехнология дистанционного обучения. | - | - | - | 2 | - | - | - | - | 2 |
4.8 | Технология создания электронных учебников. Разработка электронных учебно-методических материалов по теме обучающегося. | - | - | 4 | 2 | - | - | - | - | 6 |
4.9 | Технологии разработки мультимедийного контента. Создание скринкастов по теме обучающегося. | - | - | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
4.10 | Технологии поиска, монтажа, хранения и распространения мультимедийного контента. Создание мультимедийного контента по теме обучающегося. | - | - | 4 | - | - | - | - | - | 4 |
4.11 | Технологии создания мультимедийных презентаций с поддержкой видео и анимационных эффектов. Создание мультимедийных презентаций и тестов по теме обучающегося. | - | - | 4 | - | - | - | - | - | 4 |
5. | Вариативный модуль | - | 4 | - | - | - | - | - | - | 4 |
Лекции по выбору | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
ИТОГО | 12 | 4 | 48 | 16 | 32 | 20 | 60 | 48 | 240 |
Примечание: 1 академический час – 45 минут
Учебно-тематический план курса на 72 часа
№ | Тематика занятий | Лекция | Лекции по выбору | Тренинг | Практическое занятие | СРСП | Защита портфолио | Всего |
1. | Нормативно-правовой модуль | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
1.1 |
Программная статья Президента Республики Казахстан от 12 апреля 2017 года "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру". Программа Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года "План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ". | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
2. | Психолого-педагогический модуль | 4 | - | 6 | 4 | - | - | 14 |
2.1 | Методика развития компетентности обучающихся в условиях обновленного содержания образования. "STEM" (СТЭМ) образование – новые возможности. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 |
2.2 | Обзор ведущих образовательных концепций (Таксономия результаов обучения Джона Биггса и Кевина Коллива, модель Колба – поэтапное формирование умственных действий, "Смена парадигм" Кена Робинсона, ). | - | - | - | 2 | - | - | 2 |
2.3 | Эмоциональный интеллект (Даниел Гоулман). Современные тенденции исследования эмоционального интеллекта. | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
2.4 | Технологии развития эмоционального интеллекта преподавателей и обучающихся. | - | - | 2 | - | - | - | 2 |
2.5 | Технология профессиональной самореализации. | - | - | 2 | - | - | - | 2 |
2.6 | Принципы личностно-ориентированного обучения для мотивации и эффективной организации самостоятельной работы обучающихся. | - | - | 2 | - | - | - | 2 |
3. | Содержательный модуль | 6 | - | 24 | 8 | - | - | 38 |
3.1 | Сравнительный анализ Дублинских дескрипторов и таксономии Б.Блума. | - | - | 2 | - | - | - | 2 |
3.2 | Структурные способы изложения учебного материала (линейный, концентрический, спиральный). | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
3.3 | Интерактивные методы обучения: "SWOT"-анализ (СВОТ-анализ)(Питтер Друкер), ключи мудреца (Тони Райан), метод ассоциограмм, "Шесть шляп мышления" (Эдвард-де Боно), мозговой штурм (А.Ф.Осборн), технология эффективного чтения, метод ДЖИГСО. | - | - | 6 | - | - | - | 6 |
3.4 | Организация самостоятельной работы обучающихся с использованием метода "case-study" (Кейс-стади). | 2 | - | 2 | 2 | - | - | 6 |
3.5 | Проектная технология обучения как инструмент эффективной организации самостоятельной работы обучающихся. | 2 | - | 2 | 2 | - | - | 6 |
3.6 | Исследование в действии. Развитие исследовательской деятельности педагога. | - | - | 2 | - | - | - | 2 |
3.7 | Портфолио как технология оценки учебных достижений обучающихся. | - | - | 2 | - | - | - | 2 |
3.8 | Принципы системы целей обучения в обновленном содержании образования. | - | - | 2 | - | - | - | 2 |
3.9 | Особенности учебно-методического комплекса обновленного содержания образования. | - | - | - | 2 | - | - | 2 |
3.10 | Разработка критериев и дескрипторов в соответствии с целями обучения обновленного содержания образования. Методика постановки "SMART" (СМАРТ) целей. | - | - | 2 | 2 | - | - | 4 |
3.11 | Долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное планирование занятия. Основные подходы критериального оценивания в программе обновленного содержания образования. | - | - | 4 | - | - | - | 4 |
4. | Технологический модуль | - | - | 14 | 4 | - | - | 18 |
4.1 | Tехнология дистанционного обучения | - | - | - | 2 | - | - | 2 |
4.2 | Технология создания электронных учебников. Разработка электронных учебно-методических материалов по теме обучающегося. | - | - | 4 | 2 | - | - | 6 |
4.3 | Технологии разработки мультимедийного контента. Создание скринкастов по теме обучающегося. | - | - | 2 | - | - | - | 2 |
4.4 | Поиск, монтаж, хранение и распространение мультимедийного контента по теме обучающегося. | - | - | 4 | - | - | - | 4 |
4.5 | Технологии создания мультимедийных презентаций с поддержкой видео и анимационных эффектов. Создание мультимедийных презентаций и тестов по теме обучающегося. | - | - | 4 | - | - | - | 4 |
ИТОГО | 12 | - | 44 | 16 | - | - | 72 |
Примечание: 1 академический час – 45 минут