Об утверждении Правил адаптации молодых сотрудников и осуществления наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов государственных доходов (служба экономических расследований)

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 722. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 декабря 2015 года № 12772

Действующий

      В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила адаптации молодых сотрудников и осуществления наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов государственных доходов (служба экономических расследований).
      2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет», а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр Б.                                  Султанов

Утвержден        
приказом Министра финансов
Республики Казахстан   
от 29 декабря 2015 года № 722

Правила адаптации молодых сотрудников и осуществления
наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов
государственных доходов (служба экономических расследований)

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила адаптации молодых сотрудников и осуществления наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов государственных доходов (служба экономических расследований) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе» и определяют порядок адаптации молодых сотрудников и осуществления наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов государственных доходов (служба экономических расследований) (далее – СЭР).
      2. Прохождение молодым сотрудником адаптационной процедуры необходима в целях овладения профессиональными знаниями и устойчивыми практическими навыками для самостоятельного и качественного выполнения возложенных на него оперативно-служебных задач по занимаемой должности, развития интереса к избранной профессии, воспитания казахстанского патриотизма, укрепления морально-психологической устойчивости к трудностям службы, дисциплинированности и строгого соблюдения законности.
      3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      1) адаптация молодых сотрудников – процесс овладения молодым сотрудником профессиональных навыков, приобщения к организационной (корпоративной) культуре, формирования приверженности службе в СЭР;
      2) молодые сотрудники – лица, впервые поступившие на службу в СЭР и проходящие ее в течение одного года со дня поступления;
      3) наставник – сотрудник, закрепляемый за молодым сотрудником, оказывающий ему практическую помощь в профессиональной подготовке и развитии;
      4) Совет наставников (далее – Совет) – коллегиальный орган коллективной деятельности, координирующий деятельность наставников.

2. Порядок адаптации молодых сотрудников

      4. В СЭР адаптация молодого сотрудника осуществляется посредством наставничества.
      5. В процессе становления молодой сотрудник проходит следующие этапы адаптации:
      1) профессиональная адаптация – процесс овладения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, системой профессиональных знаний и навыков, способностью эффективного применения их на практике;
      2) должностная адаптация – процесс адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к замещаемой должности, путем приспособления к условиям и режиму служебной деятельности, приобретения навыков качественного исполнения должностных обязанностей;
      3) межличностная адаптация – формирование чувства принадлежности к группе, путем построения определенных отношений с коллегами на основе профессиональных интересов и склонностей.
      При этом объективными факторами выступают структура общения, система коммуникаций, нормы и ценности коллектива, статус личности в коллективе.
      6. Организация адаптации молодых сотрудников СЭР возлагается на кадровую службу, заместителя председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет), курирующего правоохранительную деятельность, заместителей руководителей департаментов государственных доходов по областям, городам Астана и Алматы, таможни «Достык» (далее – территориальные органы), курирующие правоохранительную деятельность, которые:
      1) представляют вновь принятого или назначенного сотрудника личному составу, объявляют приказ о назначении наставника;
      2) оказывают им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми сотрудниками, обеспечивают действенный контроль за их выполнением;
      3) создают условия для совместного несения службы наставника с молодым сотрудником, выполнения ими служебных задач, изучения ими законодательства, дополнительной литературы;
      4) изучают и обобщают передовой опыт организации наставничества, вносят предложения о дальнейшем совершенствовании наставнической работы, повышения ее роли в решении служебных задач и соблюдения законности.

3. Порядок осуществления наставничества

      7. Наставничество устанавливается за молодым сотрудником продолжительностью от трех до шести месяцев.
      В срок осуществления наставничества не засчитываются периоды, когда молодой сотрудник или наставник отсутствовал на работе по уважительным причинам.
      8. Наставники подбираются из числа сотрудников СЭР, имеющих определенный профессиональный опыт и соответствующие следующим требованиям:
      1) наличие выслуги лет в правоохранительных органах не менее пяти лет;
      2) отсутствие дисциплинарных взысканий.
      При отсутствии кандидатуры наставника, соответствующего указанным требованиям, в качестве наставника закрепляется непосредственный руководитель молодого сотрудника.
      9. Утверждение сотрудника в качестве наставника производится на основании представления, приказом председателя Комитета, либо руководителя территориального органа не позднее пяти рабочих дней со дня принятия молодого сотрудника на службу в СЭР.
      10. Результаты работы с молодым сотрудником отражаются в отзыве наставника, которые оцениваются на заседании Совета.
      11. Прекращение наставничества производится приказом председателя Комитета, либо руководителя территориального органа в следующих случаях:
      1) увольнения наставника из органов государственных доходов;
      2) перевода (назначения) наставника или молодого сотрудника в другой территориальный орган либо откомандирование в другой правоохранительный орган;
      3) перевода наставника или молодого сотрудника, на другую должность, связанную с другой спецификой деятельности.
      При этом срок осуществления наставничества для молодого сотрудника не изменяется.
      12. За образцовое выполнение служебного обязанностей и значительный вклад в профессиональное становление и воспитание молодого сотрудника наставники могут поощряться видами поощрения, предусмотренными статьей 55 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе».
      13. Наставник в соответствии с поставленными перед ними задачами:
      1) с учетом должностной инструкции, специфики работы, уровня интеллектуального развития, физической, образовательной и специальной профессиональной подготовки разрабатывает индивидуальный план адаптации молодого сотрудника по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, и для учета проводимой работы с ним ведет дневник наставника по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
      2) оказывает помощь молодому сотруднику в выполнении мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом адаптации, осуществляет повседневный контроль его выполнения;
      3) оказывает помощь молодому сотруднику в овладении навыками избранной профессии, разъясняет ему должностную инструкцию, на личном примере показывает способы и методы качественного выполнения служебных задач и поручений, выявляет, своевременно устраняет и совместно анализирует допущенные ошибки;
      4) проявляет чуткость и внимательность, не допускает высокомерия, в корректной форме дает оценку результатам работы молодого сотрудника;
      5) всесторонне изучает волевые, морально-нравственные и деловые качества молодого сотрудника, его отношение к службе, коллективу, гражданам, бытовые условия, увлечения, наклонности, круг досугового общения, принимает активное участие в обсуждении социальных вопросов и укрепляет морально-психологическую устойчивость при несении службы;
      6) участвует в обсуждении вопросов, связанных со служебной и общественной деятельностью, поведением вне службы молодого сотрудника, вносит предложения руководителю СЭР о его поощрении, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
      7) привлекает молодого сотрудника к активному участию в общественной жизни коллектива;
      8) составляет отзыв по истечении адаптационного периода по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
      9) отчитывается на Совете о процессе адаптации, дисциплине и поведении молодого сотрудника, и результатах своего личного влияния на его становление;
      За одним наставником закрепляется не более двух сотрудников.
      14. Молодой сотрудник:
      1) овладевает теоретическими и практическими навыками служебной деятельности;
      2) самостоятельно изучает законодательство и рекомендованную литературу, в установленные сроки выполняет мероприятия, предусмотренные индивидуальным планом;
      3) овладевает необходимыми навыками, профессионально, грамотно, тактично строит свои отношения с гражданами, коллегами, представителями общественности;
      4) старательно учится у наставника всем передовым формам и методам работы, практическому решению поставленных задач и своевременно выполняет указания и рекомендации наставника;
      5) дорожит честью коллектива, с достоинством ведет себя на службе и вне службы, активно участвует в общественной жизни коллектива.
      15. Целями деятельности Совета являются:
      1) участие в подборе наставников из числа опытных, авторитетных сотрудников, обладающих необходимыми профессиональными, нравственными качествами;
      2) оказание практической, консультативной и методической помощи наставникам в планировании и проведении их работы с молодыми сотрудниками;
      3) изучение, обобщение и распространение положительного опыта наставничества.
      16. Основными функциями Совета являются:
      1) заслушивание наставников о проведенной работе с молодым сотрудником их служебной деятельности и бытовых отношений;
      2) внесение предложений руководству органа государственных доходов по совершенствованию организации наставничества и о поощрении лучших наставников СЭР;
      3) рассмотрение обращений наставников и молодых сотрудников по совершенствованию служебной деятельности;
      4) рассмотрение конфликтных ситуаций между наставником и молодым сотрудником;
      5) внесение предложения председателю Комитета, либо руководителю территориального органа о дальнейшем прохождении службы в СЭР молодого сотрудника за неоднократные допущения нарушений служебной и трудовой дисциплины в период прохождения испытательного срока и адаптации.
      17. Совет создается в Комитете, а также в территориальных органах.
      18. Состав Совета определяется приказом председателя Комитета, либо руководителя территориального органа, который состоит из председателя, заместителя, секретаря и его членов.
      Совет состоит менее из семи человек.
      Председателем Совета является заместитель председателя Комитета, либо заместитель руководителя территориального органа, курирующий правоохранительную деятельность.
      Заместитель председателя Совета – руководитель кадровой службы органов государственных доходов.
      Секретарь Совета – работник кадровой службы органов государственных доходов.
      Иные члены Совета состоят из числа сотрудников, занимающие руководящие должности СЭР.
      19. Заместитель председателя Совета организует работу и в случае отсутствия Председателя Совета исполняет его обязанности.
      20. Секретарь Совета:
      1) осуществляет организационно-техническое обеспечение работы Совета;
      2) информирует членов Совета о месте, времени проведения, повестке заседания;
      3) рассылает материалы по обсуждаемым на заседании вопросам;
      4) обеспечивает подготовку повестки дня, списка участников заседания, ведение протокола.
      21. Члены Совета:
      1) принимают участие в подготовке и предварительном рассмотрении вопросов, вынесенных на заседание Совета;
      2) вносят предложения по индивидуальному плану адаптации.
      Место и время проведения заседаний определяется председателем Совета.
      22. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными при участии в нем более половины от общего числа членов.
      23. Члены Совета принимают личное участие в заседаниях.
      24. Решения Совета принимаются коллегиально и оформляются протоколом.

Приложение 1       
к Правилам адаптации молодых
сотрудников и осуществления
наставничества в оперативно-
следственных подразделений органов
государственных доходов (служба
экономических расследований)

Форма           

                                              «Утверждаю»
                                         Руководитель оперативно-
                                  следственного подразделения органов
                                   государственных доходов (служба
                                      экономических расследований)
                                      _____________________________
                                        «____» _________ 20__ года

                          Индивидуальный план адаптации
                              молодого сотрудника

Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Должность:_____________________________
Дата начало адаптационного периода:_____________________

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Отметка о выполнении

1.

Изучение Положения о Комитете государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. (Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 26 сентября 2014 года № 417 зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 октября 2014 года № 9777)



2.

Ознакомление с должностной инструкцией молодого сотрудника



3.

Проведение ознакомления с местом и ролью подразделения, в котором молодой сотрудник проходит службу, историей создания органа государственных доходов, традициями и лучшими сотрудниками СЭР



4.

Изучение Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе» и иных нормативных документов, регламентирующих деятельность органов государственных доходов



5.

Ознакомление с функциями и задачами СЭР и его структурой



6.

Разъяснение прав и обязанностей молодого сотрудника








Итоговое собеседование



Наставник ___________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность,
квалификационный класс)
_____________________________________________________
«Согласовано»
_______________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии) Председателя Совета)
«___»____________20__ г.

Приложение 2       
к Правилам адаптации молодых
сотрудников и осуществления
наставничества в оперативно-
следственных подразделений органов
государственных доходов (служба
экономических расследований)

Форма           

                     КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
               МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

                        ДНЕВНИК НАСТАВНИКА

            _______________________________________________________
                     должность, квалификационный класс,

            _______________________________________________________
                     фамилия, имя, отчество (при его наличии)

            _______________________________________________________
                                 подразделение

                                      Начат _________________ 20__ г.

                                    Окончен _________________ 20__ г.

      Фамилия, имя, отчество (при его наличии) молодого
сотрудника
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
   Принят на службу в СЭР приказом __________ от ________ 20___ г.
№ ____
Дневник ведется наставником в период прохождения адаптации молодого
сотрудника. В период проведения наставнической работы составляется
индивидуальный план адаптации молодого сотрудника, который
утверждается руководителем управления, а также составляется отзыв,
где отражаются волевые, морально-нравственные и деловые качества
молодого сотрудника, его отношение к службе, коллективу, гражданам,
принимает активное участие в обсуждении социальных вопросов и
укрепляет морально-психологическую устойчивость при несении службы.
      Дневники хранятся у наставников либо у руководителей службы
экономических расследований, которые обязаны контролировать
выполнение планов наставнической работы, проверять и знакомиться в
любое время с содержанием дневника.
      По окончании наставнической работы дневник сдается в Совет
наставников для анализа, обобщения и принятия мер по
совершенствованию наставничества.

_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

Приложение 3       
к Правилам адаптации молодых
сотрудников и осуществления
наставничества в оперативно-
следственных подразделений органов
государственных доходов (служба
экономических расследований)

Форма           

                                 ОТЗЫВ

              о работе молодого сотрудника в период адаптации
        (заполняется наставником по истечении адаптационного периода)
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) молодого сотрудника
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Должность____________________________________________________________
Дата приема на службу в СЭР__________________________________________
Дата заполнения отзыва_______________________________________________

№ п/п

Качества

Степень выраженности

Очень сильно

Сильно

Средне

слабо

Очень слабо

1.

забота о внешнем виде






2.

целеустремленность






3.

настойчивость






4.

чувство долга






5.

ответственность






6.

честность






7.

дисциплинированность






8.

самокритичность






9.

требовательность к себе






10.

коллективизм






11.

аккуратность






12.

бережливость






13.

творческое воображение






14.

кругозор






15.

трудолюбие






16.

умение слушать и располагать к общению






17.

тактичность






18.

умение легко и быстро налаживать контакты с людьми






19.

умение правильно строить отношения с вышестоящими сотрудниками






20.

умение правильно строить отношения с коллегами






21.

стремление самостоятельно повышать свою квалификацию






22.

способность к обучению






23.

самообладание, сдержанность в напряженных ситуациях






24.

способность организовать свою работу






25.

работоспособность






26.

инициативность в работе






27.

самостоятельность в работе






28.

качество изучения нормативно-правовых актов






29.

умение работать с нормативными правовыми актами






30.

умение применять нормативные правовые акты в работе






31.

исполнение функциональных обязанности






32.

соблюдение служебной дисциплины






33.

соблюдение трудовой дисциплины






Другие сведения: ____________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Над чем необходимо работать по воспитанию молодого сотрудника:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

ВЫВОДЫ
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Наставник
«СОГЛАСЕН»
_________________________
непосредственный руководитель
«___» __________ 201__ г.
Примечание: По окончании наставничества отзыв, индивидуальный план
адаптации, дневник наставника приобщается к личному делу молодого
сотрудника.