В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила адаптации молодых сотрудников и осуществления наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов государственных доходов (служба экономических расследований).
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет», а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр Б. Султанов
Утвержден
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 29 декабря 2015 года № 722
Правила адаптации молодых сотрудников и осуществления
наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов
государственных доходов (служба экономических расследований)
1. Общие положения
1. Настоящие Правила адаптации молодых сотрудников и осуществления наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов государственных доходов (служба экономических расследований) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе» и определяют порядок адаптации молодых сотрудников и осуществления наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов государственных доходов (служба экономических расследований) (далее – СЭР).
2. Прохождение молодым сотрудником адаптационной процедуры необходима в целях овладения профессиональными знаниями и устойчивыми практическими навыками для самостоятельного и качественного выполнения возложенных на него оперативно-служебных задач по занимаемой должности, развития интереса к избранной профессии, воспитания казахстанского патриотизма, укрепления морально-психологической устойчивости к трудностям службы, дисциплинированности и строгого соблюдения законности.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) адаптация молодых сотрудников – процесс овладения молодым сотрудником профессиональных навыков, приобщения к организационной (корпоративной) культуре, формирования приверженности службе в СЭР;
2) молодые сотрудники – лица, впервые поступившие на службу в СЭР и проходящие ее в течение одного года со дня поступления;
3) наставник – сотрудник, закрепляемый за молодым сотрудником, оказывающий ему практическую помощь в профессиональной подготовке и развитии;
4) Совет наставников (далее – Совет) – коллегиальный орган коллективной деятельности, координирующий деятельность наставников.
2. Порядок адаптации молодых сотрудников
4. В СЭР адаптация молодого сотрудника осуществляется посредством наставничества.
5. В процессе становления молодой сотрудник проходит следующие этапы адаптации:
1) профессиональная адаптация – процесс овладения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, системой профессиональных знаний и навыков, способностью эффективного применения их на практике;
2) должностная адаптация – процесс адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к замещаемой должности, путем приспособления к условиям и режиму служебной деятельности, приобретения навыков качественного исполнения должностных обязанностей;
3) межличностная адаптация – формирование чувства принадлежности к группе, путем построения определенных отношений с коллегами на основе профессиональных интересов и склонностей.
При этом объективными факторами выступают структура общения, система коммуникаций, нормы и ценности коллектива, статус личности в коллективе.
6. Организация адаптации молодых сотрудников СЭР возлагается на кадровую службу, заместителя председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет), курирующего правоохранительную деятельность, заместителей руководителей департаментов государственных доходов по областям, городам Астана и Алматы, таможни «Достык» (далее – территориальные органы), курирующие правоохранительную деятельность, которые:
1) представляют вновь принятого или назначенного сотрудника личному составу, объявляют приказ о назначении наставника;
2) оказывают им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми сотрудниками, обеспечивают действенный контроль за их выполнением;
3) создают условия для совместного несения службы наставника с молодым сотрудником, выполнения ими служебных задач, изучения ими законодательства, дополнительной литературы;
4) изучают и обобщают передовой опыт организации наставничества, вносят предложения о дальнейшем совершенствовании наставнической работы, повышения ее роли в решении служебных задач и соблюдения законности.
3. Порядок осуществления наставничества
7. Наставничество устанавливается за молодым сотрудником продолжительностью от трех до шести месяцев.
В срок осуществления наставничества не засчитываются периоды, когда молодой сотрудник или наставник отсутствовал на работе по уважительным причинам.
8. Наставники подбираются из числа сотрудников СЭР, имеющих определенный профессиональный опыт и соответствующие следующим требованиям:
1) наличие выслуги лет в правоохранительных органах не менее пяти лет;
2) отсутствие дисциплинарных взысканий.
При отсутствии кандидатуры наставника, соответствующего указанным требованиям, в качестве наставника закрепляется непосредственный руководитель молодого сотрудника.
9. Утверждение сотрудника в качестве наставника производится на основании представления, приказом председателя Комитета, либо руководителя территориального органа не позднее пяти рабочих дней со дня принятия молодого сотрудника на службу в СЭР.
10. Результаты работы с молодым сотрудником отражаются в отзыве наставника, которые оцениваются на заседании Совета.
11. Прекращение наставничества производится приказом председателя Комитета, либо руководителя территориального органа в следующих случаях:
1) увольнения наставника из органов государственных доходов;
2) перевода (назначения) наставника или молодого сотрудника в другой территориальный орган либо откомандирование в другой правоохранительный орган;
3) перевода наставника или молодого сотрудника, на другую должность, связанную с другой спецификой деятельности.
При этом срок осуществления наставничества для молодого сотрудника не изменяется.
12. За образцовое выполнение служебного обязанностей и значительный вклад в профессиональное становление и воспитание молодого сотрудника наставники могут поощряться видами поощрения, предусмотренными статьей 55 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе».
13. Наставник в соответствии с поставленными перед ними задачами:
1) с учетом должностной инструкции, специфики работы, уровня интеллектуального развития, физической, образовательной и специальной профессиональной подготовки разрабатывает индивидуальный план адаптации молодого сотрудника по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, и для учета проводимой работы с ним ведет дневник наставника по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
2) оказывает помощь молодому сотруднику в выполнении мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом адаптации, осуществляет повседневный контроль его выполнения;
3) оказывает помощь молодому сотруднику в овладении навыками избранной профессии, разъясняет ему должностную инструкцию, на личном примере показывает способы и методы качественного выполнения служебных задач и поручений, выявляет, своевременно устраняет и совместно анализирует допущенные ошибки;
4) проявляет чуткость и внимательность, не допускает высокомерия, в корректной форме дает оценку результатам работы молодого сотрудника;
5) всесторонне изучает волевые, морально-нравственные и деловые качества молодого сотрудника, его отношение к службе, коллективу, гражданам, бытовые условия, увлечения, наклонности, круг досугового общения, принимает активное участие в обсуждении социальных вопросов и укрепляет морально-психологическую устойчивость при несении службы;
6) участвует в обсуждении вопросов, связанных со служебной и общественной деятельностью, поведением вне службы молодого сотрудника, вносит предложения руководителю СЭР о его поощрении, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
7) привлекает молодого сотрудника к активному участию в общественной жизни коллектива;
8) составляет отзыв по истечении адаптационного периода по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
9) отчитывается на Совете о процессе адаптации, дисциплине и поведении молодого сотрудника, и результатах своего личного влияния на его становление;
За одним наставником закрепляется не более двух сотрудников.
14. Молодой сотрудник:
1) овладевает теоретическими и практическими навыками служебной деятельности;
2) самостоятельно изучает законодательство и рекомендованную литературу, в установленные сроки выполняет мероприятия, предусмотренные индивидуальным планом;
3) овладевает необходимыми навыками, профессионально, грамотно, тактично строит свои отношения с гражданами, коллегами, представителями общественности;
4) старательно учится у наставника всем передовым формам и методам работы, практическому решению поставленных задач и своевременно выполняет указания и рекомендации наставника;
5) дорожит честью коллектива, с достоинством ведет себя на службе и вне службы, активно участвует в общественной жизни коллектива.
15. Целями деятельности Совета являются:
1) участие в подборе наставников из числа опытных, авторитетных сотрудников, обладающих необходимыми профессиональными, нравственными качествами;
2) оказание практической, консультативной и методической помощи наставникам в планировании и проведении их работы с молодыми сотрудниками;
3) изучение, обобщение и распространение положительного опыта наставничества.
16. Основными функциями Совета являются:
1) заслушивание наставников о проведенной работе с молодым сотрудником их служебной деятельности и бытовых отношений;
2) внесение предложений руководству органа государственных доходов по совершенствованию организации наставничества и о поощрении лучших наставников СЭР;
3) рассмотрение обращений наставников и молодых сотрудников по совершенствованию служебной деятельности;
4) рассмотрение конфликтных ситуаций между наставником и молодым сотрудником;
5) внесение предложения председателю Комитета, либо руководителю территориального органа о дальнейшем прохождении службы в СЭР молодого сотрудника за неоднократные допущения нарушений служебной и трудовой дисциплины в период прохождения испытательного срока и адаптации.
17. Совет создается в Комитете, а также в территориальных органах.
18. Состав Совета определяется приказом председателя Комитета, либо руководителя территориального органа, который состоит из председателя, заместителя, секретаря и его членов.
Совет состоит менее из семи человек.
Председателем Совета является заместитель председателя Комитета, либо заместитель руководителя территориального органа, курирующий правоохранительную деятельность.
Заместитель председателя Совета – руководитель кадровой службы органов государственных доходов.
Секретарь Совета – работник кадровой службы органов государственных доходов.
Иные члены Совета состоят из числа сотрудников, занимающие руководящие должности СЭР.
19. Заместитель председателя Совета организует работу и в случае отсутствия Председателя Совета исполняет его обязанности.
20. Секретарь Совета:
1) осуществляет организационно-техническое обеспечение работы Совета;
2) информирует членов Совета о месте, времени проведения, повестке заседания;
3) рассылает материалы по обсуждаемым на заседании вопросам;
4) обеспечивает подготовку повестки дня, списка участников заседания, ведение протокола.
21. Члены Совета:
1) принимают участие в подготовке и предварительном рассмотрении вопросов, вынесенных на заседание Совета;
2) вносят предложения по индивидуальному плану адаптации.
Место и время проведения заседаний определяется председателем Совета.
22. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными при участии в нем более половины от общего числа членов.
23. Члены Совета принимают личное участие в заседаниях.
24. Решения Совета принимаются коллегиально и оформляются протоколом.
Приложение 1
к Правилам адаптации молодых
сотрудников и осуществления
наставничества в оперативно-
следственных подразделений органов
государственных доходов (служба
экономических расследований)
Форма
«Утверждаю»
Руководитель оперативно-
следственного подразделения органов
государственных доходов (служба
экономических расследований)
_____________________________
«____» _________ 20__ года
Индивидуальный план адаптации
молодого сотрудника
Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Должность:_____________________________
Дата начало адаптационного периода:_____________________
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Отметка о выполнении |
1. |
Изучение Положения о Комитете государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. (Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 26 сентября 2014 года № 417 зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 октября 2014 года № 9777) |
||
2. |
Ознакомление с должностной инструкцией молодого сотрудника |
||
3. |
Проведение ознакомления с местом и ролью подразделения, в котором молодой сотрудник проходит службу, историей создания органа государственных доходов, традициями и лучшими сотрудниками СЭР |
||
4. |
Изучение Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе» и иных нормативных документов, регламентирующих деятельность органов государственных доходов |
||
5. |
Ознакомление с функциями и задачами СЭР и его структурой |
||
6. |
Разъяснение прав и обязанностей молодого сотрудника |
||
Итоговое собеседование |
Наставник ___________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность,
квалификационный класс)
_____________________________________________________
«Согласовано»
_______________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии) Председателя Совета)
«___»____________20__ г.
Приложение 2
к Правилам адаптации молодых
сотрудников и осуществления
наставничества в оперативно-
следственных подразделений органов
государственных доходов (служба
экономических расследований)
Форма
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ДНЕВНИК НАСТАВНИКА
_______________________________________________________
должность, квалификационный класс,
_______________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
_______________________________________________________
подразделение
Начат _________________ 20__ г.
Окончен _________________ 20__ г.
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) молодого
сотрудника
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Принят на службу в СЭР приказом __________ от ________ 20___ г.
№ ____
Дневник ведется наставником в период прохождения адаптации молодого
сотрудника. В период проведения наставнической работы составляется
индивидуальный план адаптации молодого сотрудника, который
утверждается руководителем управления, а также составляется отзыв,
где отражаются волевые, морально-нравственные и деловые качества
молодого сотрудника, его отношение к службе, коллективу, гражданам,
принимает активное участие в обсуждении социальных вопросов и
укрепляет морально-психологическую устойчивость при несении службы.
Дневники хранятся у наставников либо у руководителей службы
экономических расследований, которые обязаны контролировать
выполнение планов наставнической работы, проверять и знакомиться в
любое время с содержанием дневника.
По окончании наставнической работы дневник сдается в Совет
наставников для анализа, обобщения и принятия мер по
совершенствованию наставничества.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Приложение 3
к Правилам адаптации молодых
сотрудников и осуществления
наставничества в оперативно-
следственных подразделений органов
государственных доходов (служба
экономических расследований)
Форма
ОТЗЫВ
о работе молодого сотрудника в период адаптации
(заполняется наставником по истечении адаптационного периода)
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) молодого сотрудника
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Должность____________________________________________________________
Дата приема на службу в СЭР__________________________________________
Дата заполнения отзыва_______________________________________________
№ п/п |
Качества |
Степень выраженности |
||||
Очень сильно |
Сильно |
Средне |
слабо |
Очень слабо |
||
1. |
забота о внешнем виде |
|||||
2. |
целеустремленность |
|||||
3. |
настойчивость |
|||||
4. |
чувство долга |
|||||
5. |
ответственность |
|||||
6. |
честность |
|||||
7. |
дисциплинированность |
|||||
8. |
самокритичность |
|||||
9. |
требовательность к себе |
|||||
10. |
коллективизм |
|||||
11. |
аккуратность |
|||||
12. |
бережливость |
|||||
13. |
творческое воображение |
|||||
14. |
кругозор |
|||||
15. |
трудолюбие |
|||||
16. |
умение слушать и располагать к общению |
|||||
17. |
тактичность |
|||||
18. |
умение легко и быстро налаживать контакты с людьми |
|||||
19. |
умение правильно строить отношения с вышестоящими сотрудниками |
|||||
20. |
умение правильно строить отношения с коллегами |
|||||
21. |
стремление самостоятельно повышать свою квалификацию |
|||||
22. |
способность к обучению |
|||||
23. |
самообладание, сдержанность в напряженных ситуациях |
|||||
24. |
способность организовать свою работу |
|||||
25. |
работоспособность |
|||||
26. |
инициативность в работе |
|||||
27. |
самостоятельность в работе |
|||||
28. |
качество изучения нормативно-правовых актов |
|||||
29. |
умение работать с нормативными правовыми актами |
|||||
30. |
умение применять нормативные правовые акты в работе |
|||||
31. |
исполнение функциональных обязанности |
|||||
32. |
соблюдение служебной дисциплины |
|||||
33. |
соблюдение трудовой дисциплины |
Другие сведения: ____________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Над чем необходимо работать по воспитанию молодого сотрудника:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
ВЫВОДЫ
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Наставник
«СОГЛАСЕН»
_________________________
непосредственный руководитель
«___» __________ 201__ г.
Примечание: По окончании наставничества отзыв, индивидуальный план
адаптации, дневник наставника приобщается к личному делу молодого
сотрудника.