Об утверждении Правил адаптации молодых сотрудников и осуществления наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов государственных доходов (служба экономических расследований)

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 722. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 декабря 2015 года № 12772.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила адаптации молодых сотрудников и осуществления наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов государственных доходов (служба экономических расследований).

      2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет", а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр Б. Султанов

  Утвержден
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 29 декабря 2015 года № 722

Правила адаптации молодых сотрудников и осуществления
наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов
государственных доходов (служба экономических расследований)
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила адаптации молодых сотрудников и осуществления наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов государственных доходов (служба экономических расследований) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе" и определяют порядок адаптации молодых сотрудников и осуществления наставничества в оперативно-следственных подразделениях органов государственных доходов (служба экономических расследований) (далее – СЭР).

      2. Прохождение молодым сотрудником адаптационной процедуры необходима в целях овладения профессиональными знаниями и устойчивыми практическими навыками для самостоятельного и качественного выполнения возложенных на него оперативно-служебных задач по занимаемой должности, развития интереса к избранной профессии, воспитания казахстанского патриотизма, укрепления морально-психологической устойчивости к трудностям службы, дисциплинированности и строгого соблюдения законности.

      3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) адаптация молодых сотрудников – процесс овладения молодым сотрудником профессиональных навыков, приобщения к организационной (корпоративной) культуре, формирования приверженности службе в СЭР;

      2) молодые сотрудники – лица, впервые поступившие на службу в СЭР и проходящие ее в течение одного года со дня поступления;

      3) наставник – сотрудник, закрепляемый за молодым сотрудником, оказывающий ему практическую помощь в профессиональной подготовке и развитии;

      4) Совет наставников (далее – Совет) – коллегиальный орган коллективной деятельности, координирующий деятельность наставников.

2. Порядок адаптации молодых сотрудников

      4. В СЭР адаптация молодого сотрудника осуществляется посредством наставничества.

      5. В процессе становления молодой сотрудник проходит следующие этапы адаптации:

      1) профессиональная адаптация – процесс овладения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, системой профессиональных знаний и навыков, способностью эффективного применения их на практике;

      2) должностная адаптация – процесс адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к замещаемой должности, путем приспособления к условиям и режиму служебной деятельности, приобретения навыков качественного исполнения должностных обязанностей;

      3) межличностная адаптация – формирование чувства принадлежности к группе, путем построения определенных отношений с коллегами на основе профессиональных интересов и склонностей.

      При этом объективными факторами выступают структура общения, система коммуникаций, нормы и ценности коллектива, статус личности в коллективе.

      6. Организация адаптации молодых сотрудников СЭР возлагается на кадровую службу, заместителя председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет), курирующего правоохранительную деятельность, заместителей руководителей департаментов государственных доходов по областям, городам республиканского значения и столицы (далее – территориальные органы), курирующие правоохранительную деятельность, которые:

      1) представляют вновь принятого или назначенного сотрудника личному составу, объявляют приказ о назначении наставника;

      2) оказывают им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми сотрудниками, обеспечивают действенный контроль за их выполнением;

      3) создают условия для совместного несения службы наставника с молодым сотрудником, выполнения ими служебных задач, изучения ими законодательства, дополнительной литературы;

      4) изучают и обобщают передовой опыт организации наставничества, вносят предложения о дальнейшем совершенствовании наставнической работы, повышения ее роли в решении служебных задач и соблюдения законности.

      Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.11.2018 № 966 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

3. Порядок осуществления наставничества

      7. Наставничество устанавливается за молодым сотрудником продолжительностью от трех до шести месяцев.

      В срок осуществления наставничества не засчитываются периоды, когда молодой сотрудник или наставник отсутствовал на работе по уважительным причинам.

      8. Наставники подбираются из числа сотрудников СЭР, имеющих определенный профессиональный опыт и соответствующие следующим требованиям:

      1) наличие выслуги лет в правоохранительных органах не менее пяти лет;

      2) отсутствие дисциплинарных взысканий.

      При отсутствии кандидатуры наставника, соответствующего указанным требованиям, в качестве наставника закрепляется непосредственный руководитель молодого сотрудника.

      9. Утверждение сотрудника в качестве наставника производится на основании представления, приказом председателя Комитета, либо руководителя территориального органа не позднее пяти рабочих дней со дня принятия молодого сотрудника на службу в СЭР.

      10. Результаты работы с молодым сотрудником отражаются в отзыве наставника, которые оцениваются на заседании Совета.

      11. Прекращение наставничества производится приказом председателя Комитета, либо руководителя территориального органа в следующих случаях:

      1) увольнения наставника из органов государственных доходов;

      2) перевода (назначения) наставника или молодого сотрудника в другой территориальный орган либо откомандирование в другой правоохранительный орган;

      3) перевода наставника или молодого сотрудника, на другую должность, связанную с другой спецификой деятельности.

      При этом срок осуществления наставничества для молодого сотрудника не изменяется.

      12. За образцовое выполнение служебного обязанностей и значительный вклад в профессиональное становление и воспитание молодого сотрудника наставники могут поощряться видами поощрения, предусмотренными статьей 55 Закона Республики Казахстан "О правоохранительной службе".

      13. Наставник в соответствии с поставленными перед ними задачами:

      1) с учетом должностной инструкции, специфики работы, уровня интеллектуального развития, физической, образовательной и специальной профессиональной подготовки разрабатывает индивидуальный план адаптации молодого сотрудника по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, и для учета проводимой работы с ним ведет дневник наставника по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

      2) оказывает помощь молодому сотруднику в выполнении мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом адаптации, осуществляет повседневный контроль его выполнения;

      3) оказывает помощь молодому сотруднику в овладении навыками избранной профессии, разъясняет ему должностную инструкцию, на личном примере показывает способы и методы качественного выполнения служебных задач и поручений, выявляет, своевременно устраняет и совместно анализирует допущенные ошибки;

      4) проявляет чуткость и внимательность, не допускает высокомерия, в корректной форме дает оценку результатам работы молодого сотрудника;

      5) всесторонне изучает волевые, морально-нравственные и деловые качества молодого сотрудника, его отношение к службе, коллективу, гражданам, бытовые условия, увлечения, наклонности, круг досугового общения, принимает активное участие в обсуждении социальных вопросов и укрепляет морально-психологическую устойчивость при несении службы;

      6) участвует в обсуждении вопросов, связанных со служебной и общественной деятельностью, поведением вне службы молодого сотрудника, вносит предложения руководителю СЭР о его поощрении, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

      7) привлекает молодого сотрудника к активному участию в общественной жизни коллектива;

      8) составляет отзыв по истечении адаптационного периода по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

      9) отчитывается на Совете о процессе адаптации, дисциплине и поведении молодого сотрудника, и результатах своего личного влияния на его становление;

      За одним наставником закрепляется не более двух сотрудников.

      14. Молодой сотрудник:

      1) овладевает теоретическими и практическими навыками служебной деятельности;

      2) самостоятельно изучает законодательство и рекомендованную литературу, в установленные сроки выполняет мероприятия, предусмотренные индивидуальным планом;

      3) овладевает необходимыми навыками, профессионально, грамотно, тактично строит свои отношения с гражданами, коллегами, представителями общественности;

      4) старательно учится у наставника всем передовым формам и методам работы, практическому решению поставленных задач и своевременно выполняет указания и рекомендации наставника;

      5) дорожит честью коллектива, с достоинством ведет себя на службе и вне службы, активно участвует в общественной жизни коллектива.

      15. Целями деятельности Совета являются:

      1) участие в подборе наставников из числа опытных, авторитетных сотрудников, обладающих необходимыми профессиональными, нравственными качествами;

      2) оказание практической, консультативной и методической помощи наставникам в планировании и проведении их работы с молодыми сотрудниками;

      3) изучение, обобщение и распространение положительного опыта наставничества.

      16. Основными функциями Совета являются:

      1) заслушивание наставников о проведенной работе с молодым сотрудником их служебной деятельности и бытовых отношений;

      2) внесение предложений руководству органа государственных доходов по совершенствованию организации наставничества и о поощрении лучших наставников СЭР;

      3) рассмотрение обращений наставников и молодых сотрудников по совершенствованию служебной деятельности;

      4) рассмотрение конфликтных ситуаций между наставником и молодым сотрудником;

      5) внесение предложения председателю Комитета, либо руководителю территориального органа о дальнейшем прохождении службы в СЭР молодого сотрудника за неоднократные допущения нарушений служебной и трудовой дисциплины в период прохождения испытательного срока и адаптации.

      17. Совет создается в Комитете, а также в территориальных органах.

      18. Состав Совета определяется приказом председателя Комитета, либо руководителя территориального органа, который состоит из председателя, заместителя, секретаря и его членов.

      Совет состоит менее из семи человек.

      Председателем Совета является заместитель председателя Комитета, либо заместитель руководителя территориального органа, курирующий правоохранительную деятельность.

      Заместитель председателя Совета – руководитель кадровой службы органов государственных доходов.

      Секретарь Совета – работник кадровой службы органов государственных доходов.

      Иные члены Совета состоят из числа сотрудников, занимающие руководящие должности СЭР.

      19. Заместитель председателя Совета организует работу и в случае отсутствия Председателя Совета исполняет его обязанности.

      20. Секретарь Совета:

      1) осуществляет организационно-техническое обеспечение работы Совета;

      2) информирует членов Совета о месте, времени проведения, повестке заседания;

      3) рассылает материалы по обсуждаемым на заседании вопросам;

      4) обеспечивает подготовку повестки дня, списка участников заседания, ведение протокола.

      21. Члены Совета:

      1) принимают участие в подготовке и предварительном рассмотрении вопросов, вынесенных на заседание Совета;

      2) вносят предложения по индивидуальному плану адаптации.

      Место и время проведения заседаний определяется председателем Совета.

      22. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными при участии в нем более половины от общего числа членов.

      23. Члены Совета принимают личное участие в заседаниях.

      24. Решения Совета принимаются коллегиально и оформляются протоколом.

  Приложение 1
к Правилам адаптации молодых
сотрудников и осуществления
наставничества в оперативно-
следственных подразделений органов
государственных доходов (служба
экономических расследований)

      Форма

  "Утверждаю"
Руководитель оперативно-
следственного подразделения органов
государственных доходов (служба
экономических расследований)

      _____________________________

      "____" _________ 20__ года

      Индивидуальный план адаптации

      молодого сотрудника

      Фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      Должность:_____________________________

      Дата начало адаптационного периода:_____________________

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Отметка о выполнении

1.

Изучение Положения о Комитете государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. (Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 26 сентября 2014 года № 417 зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 октября 2014 года № 9777)



2.

Ознакомление с должностной инструкцией молодого сотрудника



3.

Проведение ознакомления с местом и ролью подразделения, в котором молодой сотрудник проходит службу, историей создания органа государственных доходов, традициями и лучшими сотрудниками СЭР



4.

Изучение Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе" и иных нормативных документов, регламентирующих деятельность органов государственных доходов



5.

Ознакомление с функциями и задачами СЭР и его структурой



6.

Разъяснение прав и обязанностей молодого сотрудника








Итоговое собеседование




      Наставник ___________________________________________________________

      (Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность,

      квалификационный класс)

      _____________________________________________________

      "Согласовано"

      _______________________________

      (Фамилия, имя, отчество (при его наличии) Председателя Совета)

      "___"____________20__ г.

  Приложение 2
к Правилам адаптации молодых
сотрудников и осуществления
наставничества в оперативно-
следственных подразделений органов
государственных доходов (служба
экономических расследований)

      Форма

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ДНЕВНИК НАСТАВНИКА

      _______________________________________________________

      должность, квалификационный класс,

      _______________________________________________________

      фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      _______________________________________________________

      подразделение

      Начат _________________ 20__ г.

      Окончен _________________ 20__ г.

      Фамилия, имя, отчество (при его наличии) молодого

      сотрудника

      _____________________________________________________________________

      _________________________________________________________________

      Принят на службу в СЭР приказом __________ от ________ 20___ г.

      № ____

      Дневник ведется наставником в период прохождения адаптации молодого

      сотрудника. В период проведения наставнической работы составляется

      индивидуальный план адаптации молодого сотрудника, который

      утверждается руководителем управления, а также составляется отзыв,

      где отражаются волевые, морально-нравственные и деловые качества

      молодого сотрудника, его отношение к службе, коллективу, гражданам,

      принимает активное участие в обсуждении социальных вопросов и

      укрепляет морально-психологическую устойчивость при несении службы.

      Дневники хранятся у наставников либо у руководителей службы

      экономических расследований, которые обязаны контролировать

      выполнение планов наставнической работы, проверять и знакомиться в

      любое время с содержанием дневника.

      По окончании наставнической работы дневник сдается в Совет

      наставников для анализа, обобщения и принятия мер по

      совершенствованию наставничества.

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

  Приложение 3
к Правилам адаптации молодых
сотрудников и осуществления
наставничества в оперативно-
следственных подразделений органов
государственных доходов (служба
экономических расследований)

      Форма

      ОТЗЫВ

      о работе молодого сотрудника в период адаптации

      (заполняется наставником по истечении адаптационного периода)

      Фамилия, имя, отчество (при его наличии) молодого сотрудника

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      Должность____________________________________________________________

      Дата приема на службу в СЭР__________________________________________

      Дата заполнения отзыва_______________________________________________

№ п/п

Качества

Степень выраженности

Очень сильно

Сильно

Средне

слабо

Очень слабо

1.

забота о внешнем виде






2.

целеустремленность






3.

настойчивость






4.

чувство долга






5.

ответственность






6.

честность






7.

дисциплинированность






8.

самокритичность






9.

требовательность к себе






10.

коллективизм






11.

аккуратность






12.

бережливость






13.

творческое воображение






14.

кругозор






15.

трудолюбие






16.

умение слушать и располагать к общению






17.

тактичность






18.

умение легко и быстро налаживать контакты с людьми






19.

умение правильно строить отношения с вышестоящими сотрудниками






20.

умение правильно строить отношения с коллегами






21.

стремление самостоятельно повышать свою квалификацию






22.

способность к обучению






23.

самообладание, сдержанность в напряженных ситуациях






24.

способность организовать свою работу






25.

работоспособность






26.

инициативность в работе






27.

самостоятельность в работе






28.

качество изучения нормативно-правовых актов






29.

умение работать с нормативными правовыми актами






30.

умение применять нормативные правовые акты в работе






31.

исполнение функциональных обязанности






32.

соблюдение служебной дисциплины






33.

соблюдение трудовой дисциплины







      Другие сведения: ____________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      Над чем необходимо работать по воспитанию молодого сотрудника:

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      ВЫВОДЫ

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      Наставник

      "СОГЛАСЕН"

      _________________________

      непосредственный руководитель

      "___" __________ 201__ г.

      Примечание: По окончании наставничества отзыв, индивидуальный план

      адаптации, дневник наставника приобщается к личному делу молодого

      сотрудника.