В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в области изучения и использования недр, согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в сфере государственного контроля в области изучения и использования недр, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Признать утратившим силу совместный приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 740 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 июля 2015 года № 538 "Об утверждении критериев оценки степени риска в области изучения и использования недр и формы проверочного листа в области изучения и использования недр" (зарегистрированный в Реестре нормативных правовых актах за № 12064, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 5 октября 2015 года).
3. Комитету геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Нурабаев Б.К.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет", а также в Республиканский центр правовой информации для внесения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 3 настоящего приказа.
4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
5. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан |
Министр национальной экономики |
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
____________ С. Айтпаева
28 декабря 2015 года
Приложение 1 к совместному приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 1222 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2015 года № 796 |
Критерии
оценки степени риска в области изучения и использования недр
1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области изучения и использования недр (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года для отнесения уполномоченным органом по изучению и использованию недр субъектов, осуществляющих деятельность в области изучения и использования недр, по степеням риска.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) проверяемые субъекты в области изучения и использования недр (далее – проверяемые субъекты) – субъекты, осуществляющие деятельность по разведке и (или) добыче полезных ископаемых, в том числе подземных вод и лечебных грязей, а также по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей (недропрользователи);
2) риск в области изучения и использования недр – вероятность причинения вреда состоянию недр, минерально-сырьевой базе в результате деятельности субъектов в области изучения и использования недр с учетом тяжести его последствий;
3) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта;
4) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта;
5) значительные нарушения – нарушения требований установленных нормативными правовыми актами в области изучения и использования недр, в части достоверности учета извлекаемых и погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и их потерь при добыче, обеспечения рациональной и комплексной разработки месторождения, наличие 1 и более подтвержденной жалобы на субъекты контроля;
6) грубые нарушения – нарушения требований установленных нормативными правовыми актами в области изучения и использования недр, в части полноты выемки запасов, выборочной отработки богатых участков недр, выполнения показателей и решений, предусмотренных проектными документами на добычу, проведения работ за пределами контрактной территории, представления отчетности, превышения объемов добычи подземных вод, предусмотренных проектными документами.
Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным совместным приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 28.12.2017 № 916 и Министра национальной экономики РК от 07.03.2018 № 101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Отнесение субъектов контроля по степеням рисков осуществляется на основании объективных критериев и субъективных критериев.
2. Объективные критерии
4. Оценка степени риска субъектов контроля по объективным критериям и отнесение их к высокой или не отнесенной к высокой группе риска осуществляется по показателям наибольшей вероятности причинения вреда окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства в результате деятельности субъекта контроля с учетом степени тяжести его последствий.
По объективным критериям субъекты контроля подразделяются на степени рисков:
1) к высокой степени риска относятся субъекты контроля:
осуществляющие деятельность по добыче углеводородного сырья, твердых и общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод;
2) к не отнесенной к высокой степени риска относятся субъекты контроля:
осуществляющие деятельность по разведке углеводородного сырья, твердых и общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод.
Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным совместным приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 28.12.2017 № 916 и Министра национальной экономики РК от 07.03.2018 № 101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. В отношении субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводятся выборочные проверки, внеплановые проверки и иные формы контроля.
В отношении субъектов контроля, не отнесенных к высокой степени риска, проводятся внеплановые проверки и иные формы контроля.
3. Субъективные критерии
6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
7. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области недропользования.
Анализ информации и оценка субъективных критериев концентрирует проверки в отношении субъекта контроля с наибольшим потенциальным риском. При этом, при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного субъекта контроля.
Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами;
2) результаты предыдущих проверок субъектов контроля. При этом, степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства Республики Казахстан в области недропользования, отраженных в проверочных листах;
3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов.
8. На основании источников информации, указанных в пункте 7 настоящих Критериев, в соответствии с установленными определениями грубых, значительных нарушений, определены субъективные критерии оценки степени риска в области изучения и использования недр согласно приложению к настоящим Критериям.
9. При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.
В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
где:
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
где:
Общий показатель степени риска (
где:
10. По показателям степени риска проверяемый субъект относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка, внеплановые проверки и иные формы контроля;
2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
11. Кратность проведения выборочной проверки один раз в год.
12. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа и направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего полугодия.
13. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
1) приоритетности проверяемых субъектов с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.
Приложение к Критериям оценки степени риска в области изучения и использования недр |
Субъективные критерии оценки степени риска в области изучения и использования недр
Сноска. Приложение в редакции совместного приказа и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 28.12.2017 № 916 и Министра национальной экономики РК от 07.03.2018 № 101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Критерии | Степень нарушений |
1 | 2 | 3 |
1. Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами | ||
1 | Несвоевременное представление или непредставление отчетов о проведенных геологоразведочных работах в территориальные подразделения уполномоченного органа по изучению и использованию недр | Значительное |
2 | Несвоевременное представление или непредставление отчета о выполнении лицензионных/контрактных условий | Значительное |
3 | Несвоевременное представление или непредставление специальных форм геологической отчетности, представляемой недропользователями о состоянии недр | Значительное |
2. Результаты предыдущих проверок (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) | ||
В отношении недропользователей, осуществляющих разведку, добычу углеводородного сырья, подземных вод, лечебных грязей, твердых и общераспространенных полезных ископаемых | ||
4 | Проведение добычи в пределах горного отвода | Грубое |
5 | Превышение фактической годовой добычи над проектной более чем на десять процентов | Грубое |
6 | Наличие журнала по выполнению геолого-технических мероприятий | Значительное |
7 | Соблюдение требований по обеспечению организации проведения мониторинга за состоянием недр и контроля за разработкой месторождения | Значительное |
8 | Соблюдение технологических показателей разработки, предусмотренных проектным документом (в том числе обводненность, газовый фактор) | Грубое |
9 | Соблюдение порядка и сроков предоставления отчетов о проведении операции по недропользованию | Грубое |
10 | Выполнение показателей, предусмотренных проектными документами, и проектных решений в области изучения и использования недр | Грубое |
11 | Наличие режимной сети наблюдательных скважин | Грубое |
12 | Соблюдение требований по ведению государственного мониторинга подземных вод (дебит, уровень, температура и химический состав) на водозаборных скважинах | Грубое |
13 | Наличие проекта поисковых работ, проекта оценочных работ, разрешения на разведку и добычу подземных производственно-технических вод в объемах от двух тысяч и более кубических метров в сутки, проекта промышленной разработки месторождения | Грубое |
14 |
Соблюдение проектных решений разработки месторождения: | Грубое |
15 |
Наличие и соблюдение требований по наличию и ведению: | Значительное |
3. Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов | ||
16 | Наличие 1 и более подтвержденной жалобы на субъекты контроля, проводящие операции по недропользованию с нарушениями установленных требований | Значительное |
Приложение 2 к совместному приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 1222 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2015 года № 796 |
Проверочный лист в сфере государственного контроля в области изучения и использования недр
Сноска. Проверочный лист в редакции совместного приказа и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 28.12.2017 № 916 и Министра национальной экономики РК от 07.03.2018 № 101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Государственный орган, назначивший проверку_______________________________________
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки
________________________________________________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта_______________________________________________
Индивидуальный идентификационный номер, бизнес-идентификационный номер проверяемого субъекта
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения
________________________________________________________________________________
№ п/п | Перечень требований | Требуется | Не требуется | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. В отношении недропользователей, осуществляющих добычу углеводородного сырья | |||||
1 | Проведение добычи в пределах горного отвода | ||||
2 | Превышение фактической годовой добычи над проектной более чем на десять процентов | ||||
3 | Наличие журнала по выполнению геолого-технических мероприятий | ||||
4 | Соблюдение требований по обеспечению организации проведения мониторинга за состоянием недр и контроля за разработкой месторождения | ||||
5 | Соблюдение технологических показателей разработки, предусмотренных проектным документом (в том числе обводненность, газовый фактор) | ||||
6 | Соблюдение порядка и сроков предоставления отчетов о проведении операции по недропользованию | ||||
2. В отношении недропользователей, осуществляющих разведку углеводородного сырья | |||||
7 | Выполнение показателей, предусмотренных проектными документами, и проектных решений в области изучения и использования недр | ||||
8 | Проведения разведки в пределах геологического отвода | ||||
9 | Соблюдение порядка и сроков предоставления отчетов о проведении операции по недропользованию | ||||
3. В отношении недропользователей, осуществляющих разведку и добычу подземных вод и лечебных грязей | |||||
10 | Наличие проекта поисковых работ, проекта оценочных работ, разрешения на разведку и добычу подземных производственно-технических вод в объемах от двух тысяч и более кубических метров в сутки, проекта промышленной разработки месторождения | ||||
11 | Выполнение показателей, предусмотренных проектными документами, и проектных решений в области изучения и использования недр | ||||
12 | Наличие режимной сети наблюдательных скважин | ||||
13 | Соблюдение требований по ведению государственного мониторинга подземных вод (дебит, уровень, температура и химический состав) на водозаборных скважинах | ||||
4. В отношении недропользователей, осуществляющих разведку твердых и общераспространенных полезных ископаемых | |||||
14 | Наличие при проведении поисковых или оценочных работ проекта поисковых работ, проекта оценочных работ, проекта опытно-промышленной добычи | ||||
15 | Проведения разведки в пределах геологического отвода | ||||
16 | Проведение геологоразведочных работ в соответствии с проектными документами | ||||
17 | Соблюдение плотности разведочной сети, выбранных технических средств разведки в соответствии с изучаемым объектом недропользования | ||||
18 | Исполнение геологической документации (планов опробования, геологических карт и разрезов к ним, нанесение геологических контуров рудных тел, зон, зарисовок горноразведочных выработок) | ||||
5. В отношении недропользователей, осуществляющих добычу твердых и общераспространенных полезных ископаемых | |||||
19 | Наличие при проведении добычных работ проекта промышленной разработки месторождения, разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых | ||||
20 | Проведение добычи в пределах горного отвода | ||||
21 |
Соблюдение проектных решений разработки месторождения: | ||||
22 |
Наличие и соблюдение требований по наличию и ведению: |
Должностное (ые) лицо (а)
________________________________________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
________________________________________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель проверяемого субъекта
______________________________________________ _________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность) (подпись)