Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области изучения и использования недр

Совместный приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 1222 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2015 года № 796. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 декабря 2015 года № 12699.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЕМ:

      1. Утвердить:

      1) критерии оценки степени риска в области изучения и использования недр, согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

      2) проверочный лист в сфере государственного контроля в области изучения и использования недр, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

      2. Признать утратившим силу совместный приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 740 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 июля 2015 года № 538 "Об утверждении критериев оценки степени риска в области изучения и использования недр и формы проверочного листа в области изучения и использования недр" (зарегистрированный в Реестре нормативных правовых актах за № 12064, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 5 октября 2015 года).

      3. Комитету геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Нурабаев Б.К.) обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет", а также в Республиканский центр правовой информации для внесения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 3 настоящего приказа.

      4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      5. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.


Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан
____________ А. Исекешев

Министр национальной экономики
Республики Казахстан
____________ Е. Досаев


      "СОГЛАСОВАН"

      Председатель Комитета по правовой

      статистике и специальным учетам

      Генеральной прокуратуры

      Республики Казахстан

      ____________ С. Айтпаева

      28 декабря 2015 года



  Приложение 1
к совместному приказу
Министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 23 декабря 2015 года № 1222
и Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 26 декабря 2015 года № 796

Критерии
оценки степени риска в области изучения и использования недр
1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области изучения и использования недр (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года для отнесения уполномоченным органом по изучению и использованию недр субъектов, осуществляющих деятельность в области изучения и использования недр, по степеням риска.

      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:

      1) проверяемые субъекты в области изучения и использования недр (далее – проверяемые субъекты) – субъекты, осуществляющие деятельность по разведке и (или) добыче полезных ископаемых, в том числе подземных вод и лечебных грязей, а также по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей (недропрользователи);

      2) риск в области изучения и использования недр – вероятность причинения вреда состоянию недр, минерально-сырьевой базе в результате деятельности субъектов в области изучения и использования недр с учетом тяжести его последствий;

      3) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта;

      4) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта;

      5) значительные нарушения – нарушения требований установленных нормативными правовыми актами в области изучения и использования недр, в части достоверности учета извлекаемых и погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и их потерь при добыче, обеспечения рациональной и комплексной разработки месторождения, наличие 1 и более подтвержденной жалобы на субъекты контроля;

      6) грубые нарушения – нарушения требований установленных нормативными правовыми актами в области изучения и использования недр, в части полноты выемки запасов, выборочной отработки богатых участков недр, выполнения показателей и решений, предусмотренных проектными документами на добычу, проведения работ за пределами контрактной территории, представления отчетности, превышения объемов добычи подземных вод, предусмотренных проектными документами.

      Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным совместным приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 28.12.2017 № 916 и Министра национальной экономики РК от 07.03.2018 № 101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Отнесение субъектов контроля по степеням рисков осуществляется на основании объективных критериев и субъективных критериев.

2. Объективные критерии

      4. Оценка степени риска субъектов контроля по объективным критериям и отнесение их к высокой или не отнесенной к высокой группе риска осуществляется по показателям наибольшей вероятности причинения вреда окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства в результате деятельности субъекта контроля с учетом степени тяжести его последствий.

      По объективным критериям субъекты контроля подразделяются на степени рисков:

      1) к высокой степени риска относятся субъекты контроля:

      осуществляющие деятельность по добыче углеводородного сырья, твердых и общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод;

      2) к не отнесенной к высокой степени риска относятся субъекты контроля:

      осуществляющие деятельность по разведке углеводородного сырья, твердых и общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод.

      Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным совместным приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 28.12.2017 № 916 и Министра национальной экономики РК от 07.03.2018 № 101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      5. В отношении субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводятся выборочные проверки, внеплановые проверки и иные формы контроля.

      В отношении субъектов контроля, не отнесенных к высокой степени риска, проводятся внеплановые проверки и иные формы контроля.

3. Субъективные критерии

      6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных и сбор информации;

      2) анализ информации и оценка рисков.

      7. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области недропользования.

      Анализ информации и оценка субъективных критериев концентрирует проверки в отношении субъекта контроля с наибольшим потенциальным риском. При этом, при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного субъекта контроля.

      Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:

      1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами;

      2) результаты предыдущих проверок субъектов контроля. При этом, степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства Республики Казахстан в области недропользования, отраженных в проверочных листах;

      3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов.

      8. На основании источников информации, указанных в пункте 7 настоящих Критериев, в соответствии с установленными определениями грубых, значительных нарушений, определены субъективные критерии оценки степени риска в области изучения и использования недр согласно приложению к настоящим Критериям.

      9. При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.

      В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:


Рз = (

Р2 х 100

Р1) х 0,7

      где:


Рз – показатель значительных нарушений;

Р2 – количество выявленных значительных нарушений;

Р1 – общее количество значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:


Рн = (

Р2 х 100

Р1) х 0,3

      где:


Рн – показатель незначительных нарушений;

Р2 – количество выявленных незначительных нарушений;

Р1 – общее количество незначительных нарушений;

      Общий показатель степени риска (

Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

Р =

Рз +

Рн

      где:


Р – общий показатель степени риска;

Рз – показатель значительных нарушений;

Рн – показатель незначительных нарушений.

      10. По показателям степени риска проверяемый субъект относится:

      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка, внеплановые проверки и иные формы контроля;

      2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.

      11. Кратность проведения выборочной проверки один раз в год.

      12. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа и направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего полугодия.

      13. Списки выборочных проверок составляются с учетом:

      1) приоритетности проверяемых субъектов с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;

      2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.

  Приложение
к Критериям оценки степени
риска в области изучения
и использования недр

Субъективные критерии оценки степени риска в области изучения и использования недр

      Сноска. Приложение в редакции совместного приказа и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 28.12.2017 № 916 и Министра национальной экономики РК от 07.03.2018 № 101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

№ п/п

Критерии

Степень нарушений

1

2

3

1. Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами

1

Несвоевременное представление или непредставление отчетов о проведенных геологоразведочных работах в территориальные подразделения уполномоченного органа по изучению и использованию недр

Значительное

2

Несвоевременное представление или непредставление отчета о выполнении лицензионных/контрактных условий

Значительное

3

Несвоевременное представление или непредставление специальных форм геологической отчетности, представляемой недропользователями о состоянии недр

Значительное

2. Результаты предыдущих проверок (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований)

В отношении недропользователей, осуществляющих разведку, добычу углеводородного сырья, подземных вод, лечебных грязей, твердых и общераспространенных полезных ископаемых

4

Проведение добычи в пределах горного отвода

Грубое

5

Превышение фактической годовой добычи над проектной более чем на десять процентов

Грубое

6

Наличие журнала по выполнению геолого-технических мероприятий

Значительное

7

Соблюдение требований по обеспечению организации проведения мониторинга за состоянием недр и контроля за разработкой месторождения

Значительное

8

Соблюдение технологических показателей разработки, предусмотренных проектным документом (в том числе обводненность, газовый фактор)

Грубое

9

Соблюдение порядка и сроков предоставления отчетов о проведении операции по недропользованию

Грубое

10

Выполнение показателей, предусмотренных проектными документами, и проектных решений в области изучения и использования недр

Грубое

11

Наличие режимной сети наблюдательных скважин

Грубое

12

Соблюдение требований по ведению государственного мониторинга подземных вод (дебит, уровень, температура и химический состав) на водозаборных скважинах

Грубое

13

Наличие проекта поисковых работ, проекта оценочных работ, разрешения на разведку и добычу подземных производственно-технических вод в объемах от двух тысяч и более кубических метров в сутки, проекта промышленной разработки месторождения

Грубое

14

Соблюдение проектных решений разработки месторождения:
календарного графика горных работ с объемами добычи и показателями качества полезного ископаемого в пределах срока действия контракта в рамках контрактной территории;
порядка очередности отработки запасов;
способов вскрытия и системы разработки месторождения полезных ископаемых;
Соблюдения проектных показателей:
объемов вскрыши;
объемов добычи;
объемов горно-капитальных, горно-подготовительных,
нарезных, эксплуатационно-разведочных и закладочных работ;
нормативов вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых;
нормативов потерь и разубоживания;
углов откосов при добыче (при разработке, при погашении)

Грубое

15

Наличие и соблюдение требований по наличию и ведению:
ежегодного отчетного баланса запасов на основе первичного и сводного учета запасов, потерь и разубоживания полезных ископаемых;
учета потерь и разубоживания;
геологической и маркшейдерской документации;
паспорта, отражающего учет состояния и движения запасов полезных ископаемых, фактическое выполнение показателей потерь и разубоживания и состояние горных работ;
учет и паспортизация всех техногенные минеральные образования, отходов и продуктов переработки (хвосто- и шламохранилища, отвалы бедных руд, пород, шлаков)

Значительное

3. Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов

16

Наличие 1 и более подтвержденной жалобы на субъекты контроля, проводящие операции по недропользованию с нарушениями установленных требований

Значительное

  Приложение 2
к совместному приказу
Министра по инвестициям и
развитию Республики Казахстан
от 23 декабря 2015 года № 1222
и Министра национальной
экономики
Республики Казахстан
от 26 декабря 2015 года № 796

Проверочный лист в сфере государственного контроля в области изучения и использования недр

      Сноска. Проверочный лист в редакции совместного приказа и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 28.12.2017 № 916 и Министра национальной экономики РК от 07.03.2018 № 101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Государственный орган, назначивший проверку_______________________________________
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки
________________________________________________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта_______________________________________________
Индивидуальный идентификационный номер, бизнес-идентификационный номер проверяемого субъекта
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения
________________________________________________________________________________

№ п/п

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

5

6

1. В отношении недропользователей, осуществляющих добычу углеводородного сырья

1

Проведение добычи в пределах горного отвода





2

Превышение фактической годовой добычи над проектной более чем на десять процентов





3

Наличие журнала по выполнению геолого-технических мероприятий





4

Соблюдение требований по обеспечению организации проведения мониторинга за состоянием недр и контроля за разработкой месторождения





5

Соблюдение технологических показателей разработки, предусмотренных проектным документом (в том числе обводненность, газовый фактор)





6

Соблюдение порядка и сроков предоставления отчетов о проведении операции по недропользованию





2. В отношении недропользователей, осуществляющих разведку углеводородного сырья

7

Выполнение показателей, предусмотренных проектными документами, и проектных решений в области изучения и использования недр





8

Проведения разведки в пределах геологического отвода





9

Соблюдение порядка и сроков предоставления отчетов о проведении операции по недропользованию





3. В отношении недропользователей, осуществляющих разведку и добычу подземных вод и лечебных грязей

10

Наличие проекта поисковых работ, проекта оценочных работ, разрешения на разведку и добычу подземных производственно-технических вод в объемах от двух тысяч и более кубических метров в сутки, проекта промышленной разработки месторождения





11

Выполнение показателей, предусмотренных проектными документами, и проектных решений в области изучения и использования недр





12

Наличие режимной сети наблюдательных скважин





13

Соблюдение требований по ведению государственного мониторинга подземных вод (дебит, уровень, температура и химический состав) на водозаборных скважинах





4. В отношении недропользователей, осуществляющих разведку твердых и общераспространенных полезных ископаемых

14

Наличие при проведении поисковых или оценочных работ проекта поисковых работ, проекта оценочных работ, проекта опытно-промышленной добычи





15

Проведения разведки в пределах геологического отвода





16

Проведение геологоразведочных работ в соответствии с проектными документами





17

Соблюдение плотности разведочной сети, выбранных технических средств разведки в соответствии с изучаемым объектом недропользования





18

Исполнение геологической документации (планов опробования, геологических карт и разрезов к ним, нанесение геологических контуров рудных тел, зон, зарисовок горноразведочных выработок)





5. В отношении недропользователей, осуществляющих добычу твердых и общераспространенных полезных ископаемых

19

Наличие при проведении добычных работ проекта промышленной разработки месторождения, разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых





20

Проведение добычи в пределах горного отвода





21

Соблюдение проектных решений разработки месторождения:
календарного графика горных работ с объемами добычи и показателями качества полезного ископаемого в пределах срока действия контракта в рамках контрактной территории;
порядка очередности отработки запасов;
способов вскрытия и системы разработки месторождения полезных ископаемых;
Соблюдения проектных показателей:
объемов вскрыши;
объемов добычи;
объемов горно-капитальных, горно-подготовительных,
нарезных, эксплуатационно-разведочных и закладочных работ;
нормативов вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых;
нормативов потерь и разубоживания;
углов откосов при добыче (при разработке, при погашении)





22

Наличие и соблюдение требований по наличию и ведению:
ежегодного отчетного баланса запасов на основе первичного и сводного учета запасов, потерь и разубоживания полезных ископаемых;
учета потерь и разубоживания;
геологической и маркшейдерской документации;
паспорта, отражающего учет состояния и движения запасов полезных ископаемых, фактическое выполнение показателей потерь и разубоживания и состояние горных работ;
учет и паспортизация всех техногенные минеральные образования, отходов и продуктов переработки (хвосто- и шламохранилища, отвалы бедных руд, пород, шлаков)





      Должностное (ые) лицо (а)
________________________________________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
________________________________________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель проверяемого субъекта
______________________________________________ _________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность) (подпись)