Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области изучения и использования недр

Совместный приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 1222 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2015 года № 796. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 декабря 2015 года № 12699

Действующий

      В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЕМ:
      1. Утвердить:
      1) критерии оценки степени риска в области изучения и использования недр, согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
      2) проверочный лист в сфере государственного контроля в области изучения и использования недр, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
      2. Признать утратившим силу совместный приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 740 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 июля 2015 года № 538 «Об утверждении критериев оценки степени риска в области изучения и использования недр и формы проверочного листа в области изучения и использования недр» (зарегистрированный в Реестре нормативных правовых актах за № 12064, опубликованный в информационно-правовой системе «Әділет» 5 октября 2015 года).
      3. Комитету геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Нурабаев Б.К.) обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет», а также в Республиканский центр правовой информации для внесения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
      3) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 3 настоящего приказа.
      4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
      5. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан
____________ А. Исекешев

Министр национальной экономики
Республики Казахстан
____________ Е. Досаев

      «СОГЛАСОВАН»
      Председатель Комитета по правовой
      статистике и специальным учетам
      Генеральной прокуратуры
      Республики Казахстан
      ____________ С. Айтпаева
      28 декабря 2015 года

Приложение 1         
к совместному приказу     
Министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан      
от 23 декабря 2015 года № 1222  
и Министра национальной экономики
Республики Казахстан      
от 26 декабря 2015 года № 796   

Критерии
оценки степени риска в области изучения и использования недр

1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области изучения и использования недр (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года для отнесения уполномоченным органом по изучению и использованию недр субъектов, осуществляющих деятельность в области изучения и использования недр, по степеням риска.
      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
      1) проверяемые субъекты в области изучения и использования недр (далее – проверяемые субъекты) – субъекты, осуществляющие деятельность по разведке и (или) добыче полезных ископаемых, в том числе подземных вод и лечебных грязей, а также по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей (недропрользователи);
      2) риск в области изучения и использования недр – вероятность причинения вреда состоянию недр, минерально-сырьевой базе в результате деятельности субъектов в области изучения и использования недр с учетом тяжести его последствий;
      3) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта;
      4) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта;
      5) значительные нарушения – нарушения требований установленных нормативными правовыми актами в области изучения и использования недр, в части достоверности учета извлекаемых и погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и их потерь при добыче, обеспечения рациональной и комплексной разработки месторождения, наличие 1 и более подтвержденной жалобы на субъекты контроля;
      6) грубые нарушения – нарушения требований установленных нормативными правовыми актами в области изучения и использования недр, в части полноты выемки запасов, выборочной отработки богатых участков недр, выполнения показателей и решений, предусмотренных проектными документами на добычу, проведения работ за пределами контракной территории, выполнения рекомендаций в области изучения и использования недр, добычи подземных вод, представления отчетности.
      3. Отнесение субъектов контроля по степеням рисков осуществляется на основании объективных критериев и субъективных критериев.

2. Объективные критерии

      4. Оценка степени риска субъектов контроля по объективным критериям и отнесение их к высокой или не отнесенной к высокой группе риска осуществляется по показателям наибольшей вероятности причинения вреда окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства в результате деятельности субъекта контроля с учетом степени тяжести его последствий.
      По объективным критериям субъекты контроля подразделяются на степени рисков:
      1) к высокой степени риска относятся субъекты контроля:
      осуществляющие деятельность по добыче углеводородного сырья, твердых и общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод;
      2) к не отнесенной к высокой степени риска относятся субъекты контроля:
      осуществляющие деятельность по разведке углеводородного сырья, твердых и общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод;
      осуществляющие деятельность по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей.
      5. В отношении субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводятся выборочные проверки, внеплановые проверки и иные формы контроля.
      В отношении субъектов контроля, не отнесенных к высокой степени риска, проводятся внеплановые проверки и иные формы контроля.

3. Субъективные критерии

      6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
      1) формирование базы данных и сбор информации;
      2) анализ информации и оценка рисков.
      7. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области недропользования.
      Анализ информации и оценка субъективных критериев концентрирует проверки в отношении субъекта контроля с наибольшим потенциальным риском. При этом, при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного субъекта контроля.
      Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
      1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами;
      2) результаты предыдущих проверок субъектов контроля. При этом, степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства Республики Казахстан в области недропользования, отраженных в проверочных листах;
      3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов.
      8. На основании источников информации, указанных в пункте 7 настоящих Критериев, в соответствии с установленными определениями грубых, значительных нарушений, определены субъективные критерии оценки степени риска в области изучения и использования недр согласно приложению к настоящим Критериям.
      9. При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.
      В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

                   Рз = (Р2 х 100  Р1) х 0,7

      где:
      Рз – показатель значительных нарушений;
      Р2 – количество выявленных значительных нарушений;
      Р1 – общее количество значительных нарушений;
      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

                   Рн = (Р2 х 100  Р1) х 0,3

      где:
      Рн – показатель незначительных нарушений;
      Р2 – количество выявленных незначительных нарушений;
      Р1 – общее количество незначительных нарушений;
      Общий показатель степени риска (Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

                          Р = Рз + Рн

      где:
      Р – общий показатель степени риска;
      Рз – показатель значительных нарушений;
      Рн – показатель незначительных нарушений.
      10. По показателям степени риска проверяемый субъект относится:
      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка, внеплановые проверки и иные формы контроля;
      2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
      11. Кратность проведения выборочной проверки один раз в год.
      12. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа и направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего полугодия.
      13. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
      1) приоритетности проверяемых субъектов с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
      2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.

Приложение к     
Критериям оценки степени
риска в области изучения
и использования недр 

       Субъективные критерии оценки степени риска в области
                    изучения и использования недр

№ п/п

Критерии

Степень нарушений

1

2

3

1. Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами

1

Несвоевременное представление (по истечении 1 месяца после проведения экспертизы недр) или непредставление отчетов по результатам завершенных геологоразведочных работ в территориальные подразделения уполномоченного органа по изучению и использованию недр и сдача первичных материалов

Грубое

2

Несвоевременное представление или непредставление отчета о выполнении лицензионных/контрактных условий

Грубое

3

Несвоевременное представление или непредставление отчетов о проведении операций по недропользованию

Грубое

4

Несвоевременное представление или непредставление специальных форм геологической отчетности, представляемой недропользователями о состоянии недр

Грубое

2. Результаты предыдущих проверок (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований)

1. Добыча углеводородного сырья

5

Проведение добычи в пределах горного отвода

Грубое

6

Выполнение рекомендации Государственной комиссии по запасам Республики Казахстан в области изучения и использования недр

Грубое

7

Превышение фактической годовой добычи над проектной не более чем на десять процентов при условии соблюдения проектных режимов работы скважин и выполнения, предусмотренных проектным документом на разработку объекта эксплуатации

Грубое

8

Наличие учета закачки по месторождениям рабочего агента, воды, углеводородного сырья

Значительное

9

Соблюдение требований по обеспечению организации проведения мониторинга за состоянием недр и контроля за разработкой месторождения

Значительное

10

Ведение достоверного учета извлекаемых и погашенных в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов

Значительное

11

Выполнение показателей, предусмотренных проектными документами, и проектных решений в части обеспечения вскрытия, подготовки и полноты выемки запасов, исключающего выборочную отработку богатых участков недр

Грубое

2. Добыча подземных вод

12

Выполнение показателей, предусмотренных проектными документами, и проектных решений

Грубое

13

Соблюдение требований по недопущению ввода в эксплуатацию водозаборов подземных вод без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами, а также создания пунктов наблюдения за показателями состояния подземных водных объектов

Грубое

14

Наличие режимной сети наблюдательных скважин

Грубое

15

Соблюдение требований по наблюдению за уровнями, дебитом, температурой и химическим составом подземных вод

Грубое

3. Добыча твердых и общераспространенных полезных ископаемых

16

Проведение добычи в пределах горного отвода

Грубое

17

Выполнение рекомендаций Государственной комиссии по запасам Республики Казахстан в части изучения и использования недр

Грубое

18

Соблюдение проектных решений разработки месторождения:
календарного графика горных работ с объемами добычи и показателями качества полезного ископаемого в пределах срока действия контракта в рамках контрактной территории;
порядка очередности отработки запасов;
способов вскрытия и системы разработки месторождения полезных ископаемых;
Соблюдения проектных показателей:
объемов вскрыши;
объемов добычи;
объемов горно-капитальных, горно-подготовительных,
нарезных, эксплуатационно-разведочных и закладочных работ;
нормативов вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых;
нормативов потерь и разубоживания;
углов откосов при добыче (при разработке, при погашении)

Грубое

19

Обеспечение рационального и комплексного использования минерального сырья при добыче

Значительное

20

Соблюдение требований по недопущению вариантов вскрытия и систем разработки, приводящих к выборочной отработке наиболее богатых частей и легкодоступных участков месторождения, рудных тел и залежей вследствие которых они могут утратить промышленное значение или оказаться полностью потерянными

Грубое

21

Соблюдение требований по недопущению образования временно-неактивных запасов полезного ископаемого, за исключением предусмотренных утвержденными проектными документами, потерь на контактах с вмещающими породами и в маломощных участках тел (залежей, пластов)

Грубое

22

Соблюдение требований по обеспечению сохранения в недрах или складирования забалансовых запасов для их последующего промышленного освоения

Грубое

23

Обеспечение полноты опережающего изучения недр для достоверной оценки величины и структуры запасов полезных ископаемых

Грубое

24

Наличие обеспечения достоверного учета извлекаемых и оставляемых в недрах запасов:
соблюдение требований по составлению ежегодного отчетного баланса запасов на основе первичного и сводного учета запасов, потерь и разубоживания полезных ископаемых;
учет потерь и разубоживания;
соблюдение требований по ведению в полном объеме и на качественном уровне установленную геологическую и маркшейдерскую документацию соблюдение требования по ведению паспорта, отражающего учет состояния и движения запасов полезных ископаемых, фактическое выполнение показателей потерь и разубоживания и состояние горных работ;
учет и паспортизация всех техногенные минеральные образования, отходов и продуктов переработки (хвосто- и шламохранилища, отвалы бедных руд, пород, шлаков и так далее)

Значительное

25

Полнота извлечения из недр полезных ископаемых, не допуская выборочную отработку

Грубое

26

Наличие режимной сети наблюдательных скважин для наблюдения за уровнями, дебитом, температурой и химическим составом подземных вод

Грубое

27

Наличие контроля потерь и распределения компонентов по всем продуктам первичной переработки и отходам

Грубое

28

Наличие согласованного локального проекта на отработку выемочной единицы

Грубое

29

Исключение корректировки запасов полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, по данным первичной переработки

Грубое

3. Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов

30

Наличие 1 и более подтвержденной жалобы на субъекты контроля, проводящие операции по недропользованию с нарушениями установленных требований

Значительное

Приложение 2          
к совместному приказу     
Министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан      
от 23 декабря 2015 года № 1222  
и Министра национальной экономики
Республики Казахстан      
от 26 декабря 2015 года № 796   

Проверочный лист
в сфере государственного контроля
в области изучения и использования недр

Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
                                             (№, дата)
Наименование проверяемого субъекта __________________________________
_____________________________________________________________________
ИИН, БИН проверяемого субъекта ______________________________________
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________

№ п/п

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

5

6

1. В отношении недропользователей, осуществляющих добычу углеводородного сырья

1

Проведение добычи в пределах горного отвода





2

Выполнение рекомендации Государственной комиссии по запасам Республики Казахстан в области изучения и использования недр





3

Превышение фактической годовой добычи над проектной не более чем на десять процентов при условии соблюдения проектных режимов работы скважин и выполнения, предусмотренных проектным документом на разработку объекта эксплуатации





4

Наличие учета закачки по месторождениям рабочего агента, воды, углеводородного сырья





5

Соблюдение требований по обеспечению организации проведения мониторинга за состоянием недр и контроля за разработкой месторождения





6

Ведение достоверного учета извлекаемых и погашенных в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов





7

Выполнение показателей, предусмотренных проектными документами, и проектных решений в части обеспечения вскрытия, подготовки и полноты выемки запасов, исключающего выборочную отработку богатых участков недр





2. В отношении недропользователей, осуществляющих разведку углеводородного сырья

8

Выполнение показателей, предусмотренных проектными документами, и проектных решений в области изучения и использования недр





9

Проведения разведки в пределах геологического отвода





3. В отношении недропользователей, осуществляющих разведку и добычу подземных вод и лечебных грязей

10

Наличие проекта поисковых работ, проекта оценочных работ, разрешения на разведку и добычу подземных производственно-технических вод в объемах от двух тысяч и более кубических метров в сутки, проекта промышленной разработки месторождения





11

Выполнение показателей, предусмотренных проектными документами, и проектных решений





12

Соблюдение требований по недопущению ввода в эксплуатацию водозаборов подземных вод без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами, а также создания пунктов наблюдения за показателями состояния подземных водных объектов





13

Наличие режимной сети наблюдательных скважин





14

Соблюдение требований по наблюдению за уровнями, дебитом, температурой и химическим составом подземных вод





4. В отношении недропользователей, осуществляющих разведку твердых и общераспространенных полезных ископаемых

15

Наличие при проведении поисковых или оценочных работ проекта поисковых работ, проекта оценочных работ, проекта опытно-промышленной добычи





16

Проведения разведки в пределах геологического отвода





17

Проведение геологоразведочных работ в соответствии с проектными документами





18

Соблюдение методики разведки, плотности разведочной сети, выбранных технических средств разведки в соответствии с изучаемым объектом недропользования





19

Соблюдение рекомендаций Государственной комиссии по запасам Республики Казахстан в области изучения и использования недр





20

Проведение геологоразведочных работ в соответствии с рабочей программой





21

Наличие журналов полевых наблюдений, журналов опробования, анализ проб, регистрации геофизических наблюдений





22

Предоставление достоверных сведений об объемах выполненных работ





23

Своевременность возврата контрактной территории в соответствии с условиями контракта





24

Соблюдение комплексности изучения всех полезных компонентов в пределах контрактной территории на всех стадиях геологоразведочных работ





25

Проведение геологоразведочных работ с соблюдением последовательности проведения стадийности геологоразведочных работ





26

Наличие результатов контроля качества разведочных данных, отбора и обработки проб, аналитических работ





27

Проведение всестороннего изучения качества и технологических свойств полезного ископаемого с выявлением комплекса основных и сопутствующих полезных ископаемых и компонентов





28

Исполнение геологической документации (планов опробования, геологических карт и разрезов к ним, нанесение геологических контуров рудных тел, зон, зарисовок горноразведочных выработок)





29

Наличие внутреннего и внешнего геологического контроля опробования, который должен осуществляется не реже одного раза в квартал





30

Соблюдение требований по документированию всех разведочных выработок, пройденных в процессе проведения разведки и отражению всех деталей, необходимых для достоверного изучения недр





5. В отношении недропользователей, осуществляющих добычу твердых и общераспространенных полезных ископаемых

31

Наличие при проведении добычных работ проекта промышленной разработки месторождения, разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых





32

Проведение добычи в пределах горного отвода





33

Выполнение рекомендаций Государственной комиссии по запасам Республики Казахстан в части изучения и использования недр





34

Соблюдение проектных решений разработки месторождения:
календарного графика горных работ с объемами добычи и показателями качества полезного ископаемого в пределах срока действия контракта в рамках контрактной территории;
порядка очередности отработки запасов;
способов вскрытия и системы разработки месторождения полезных ископаемых;
Соблюдения проектных показателей:
объемов вскрыши;
объемов добычи;
объемов горно-капитальных, горно-подготовительных,
нарезных, эксплуатационно-разведочных и закладочных работ;
нормативов вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых;
нормативов потерь и разубоживания;
углов откосов при добыче (при разработке, при погашении)





35

Обеспечение рационального и комплексного использования минерального сырья при добыче





36

Соблюдение требований по недопущению вариантов вскрытия и систем разработки, приводящих к выборочной отработке наиболее богатых частей и легкодоступных участков месторождения, рудных тел и залежей вследствие которых они могут утратить промышленное значение или оказаться полностью потерянными





37

Соблюдение требований по недопущению образования временно-неактивных запасов полезного ископаемого, за исключением предусмотренных утвержденными проектными документами, потерь на контактах с вмещающими породами и в маломощных участках тел (залежей, пластов)





38

Соблюдение требований по обеспечению сохранения в недрах или складирования забалансовых запасов для их последующего промышленного освоения





39

Обеспечение полноты опережающего изучения недр для достоверной оценки величины и структуры запасов полезных ископаемых





40

Наличие обеспечения достоверного учета извлекаемых и оставляемых в недрах запасов:
соблюдение требований по составлению ежегодного отчетного баланса запасов на основе первичного и сводного учета запасов, потерь и разубоживания полезных ископаемых;
учет потерь и разубоживания;
соблюдение требований по ведению в полном объеме и на качественном уровне установленную геологическую и маркшейдерскую документацию
соблюдение требования по ведению паспорта, отражающего учет состояния и движения запасов полезных ископаемых, фактическое выполнение показателей потерь и разубоживания и состояние горных работ;
учет и паспортизация всех техногенные минеральные образования, отходов и продуктов переработки (хвосто- и шламохранилища, отвалы бедных руд, пород, шлаков и так далее)





41

Полнота извлечения из недр полезных ископаемых, не допуская выборочную отработку





42

Наличие режимной сети наблюдательных скважин для наблюдения за уровнями, дебитом, температурой и химическим составом подземных вод





43

Наличие контроля потерь и распределения компонентов по всем продуктам переработки и отходам





44

Наличие согласованного локального проекта на отработку выемочной единицы





45

Исключение корректировки запасов полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, по данным первичной переработки





6. В отношении недропользователей, осуществляющих строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей

46

Наличие проекта на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей





47

Наличие режимной сети наблюдательных скважин





48

Наличие результатов наблюдений за уровнями, дебитом, температурой и химическим составом подземных вод





49

Наличие учета объема складирования (захоронения)





Должностное (ые) лицо (а) ____________ _________ ____________________
                      (должность) (подпись) (Ф.И.О. (при его наличии)

                        ___________ _________ _______________________
                      (должность) (подпись) (Ф.И.О. (при его наличии)

Руководитель
проверяемого субъекта ________________________________ ______________
                   (Ф.И.О. (при его наличии), должность) (подпись)