Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра сельского хозяйства РК от 05.04.2019 № 135 и Министра национальной экономики РК от 24.042019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан, безопасности плотин согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан, безопасности плотин согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Признать утратившими силу:
1) приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 3 мая 2011 года № 24-03/230 "Об утверждении формы проверочного листа в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан (за исключением сферы частного предпринимательства)" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6957, опубликованный 21 июня 2011 года № 194 (26615) в газете "Казахстанская правда");
2) совместный приказ исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 13 июля 2015 года № 19-2/645 и исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2015 года № 579 "Об утверждении критериев оценки степени риска и формы проверочного листа в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11983, опубликованный 22 сентября 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет").
3. Комитету по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему "Әділет";
3) направление копии настоящего приказа в течение десяти календарных дней со дня его получения в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного введения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан";
4) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов.
4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.
5. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр |
Министр |
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
____________________ С. Айтпаева
29 декабря 2015 год
Приложение 1 к совместному приказу Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 19-2/1131 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 809 |
Критерии
оценки степени рисков в области использования и охраны
водного фонда Республики Казахстан, безопасности плотин
1. Настоящие Критерии оценки степени рисков в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан, безопасности плотин (далее - Критерии) разработаны в соответствии c Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года для отнесения бассейновыми водными инспекциями первичных водопользователей, осуществляющих забор воды из водных объектов по степеням рисков.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) субъект контроля – физические и юридические лица, государственные учреждения, государственные предприятия и некоммерческие организации, осуществляющие забор воды непосредственно из водных объектов для удовлетворения собственных нужд или поставки ее для вторичных водопользователей, а также организации осуществляющие эксплуатацию гидротехнических сооружений, регулирование поверхностного стока для обеспечения различных отраслей хозяйства, пользующиеся услугами водохозяйственных организаций и получающее воду из систем водоснабжения на производственные и технические нужды (первичные водопользователи) и выполняющие производство работ на водных объектах и их водоохранных зонах и полосах;
2) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан, безопасности плотин в части – воспрепятствования регулирования водных ресурсов, не соблюдения установленных водных сервитутов, отсутствия, а также срыв пломбы на водомерных устройствах, отсутствия паспорта водохозяйственного сооружения, наличия жалоб и обращений по факту нарушения установленных водных сервитутов, информация от государственных органов, по нарушению установленных водных сервитутов, с учетом степени тяжести его последствий, влекущих административную ответственность;
3) значительные нарушения – нарушения, требований законодательства Республики Казахстан в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан, безопасности плотин в части – нарушения прав водопользователей, содержания в неисправном состоянии водохозяйственных сооружений и технических устройств, влияющих на состояние вод, не осуществления эксплуатации или использования водохозяйственных сооружений и устройств, не осуществления первичного учета использования водных ресурсов, не своевременного представления достоверной информации об использовании водного объекта, отсутствия согласований на буровые, разведочные и другие работы, а также невыполнения условий согласований выданных на виды работ и невыполнение работ согласно проектной документации, не проведения организационных, технологических, лесомелиоративных, агротехнических, гидротехнических, санитарно-эпидемиологических и других мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод, неполной и недостоверной информации при выдаче экспертных заключений, разработки деклараций безопасности плотин, наличия жалоб и обращений по факту содержания в не исправном и ненадлежащем состоянии водохозяйственных сооружений и технических устройств, информации от государственных органов о содержании в неисправном и ненадлежащем состоянии водохозяйственных сооружений и технических устройств, предоставления отчетности, в том числе недостоверной и неполной информации об использовании водного объекта по утвержденной форме, с учетом степени тяжести его последствий влекущих административную ответственность;
4) риск в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан, безопасности плотин – вероятность снижения водообеспеченности населения, возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, нарушения прав водопользователей на получение водных ресурсов в соответствии с выделенными лимитами, а также вредного воздействия вод на населенные пункты в результате деятельности водопользователей, отсутствия согласований на производство работ на водных объектах и их водоохранных зонах и полосах, возникновения и предупреждения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, с учетом степени тяжести его последствий;
5) объективные критерии – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта (объекта);
6) грубые нарушения – нарушения, требований законодательства Республики Казахстан в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан, безопасности плотин в части – не проведения водоохранных мероприятий, нерационального, нецелевого использования водных ресурсов и не принятия мер к сокращению потерь воды, невыполнения или ненадлежащего выполнения Предписаний об устранений нарушений, не обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений, наличия жалоб и обращений по факту незаконного водопользования, незаконного проведения работ без разрешительных документов и согласований, неосуществления водоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения, истощения, нанесения вреда водным объектам, нерационального, нецелевого использования водных ресурсов, непринятия мер к сокращению потерь воды, информации от государственных органов, по незаконному водопользованию, незаконному проведению работ без разрешительных документов и согласований, неосуществления водоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения, истощения, нанесения вреда водным объектам, нерациональному, нецелевому использованию водных ресурсов, непринятия мер к сокращению потерь воды, по отчетности, в том числе недостоверная и неполная информация об использовании водного объекта по утвержденной форме, с учетом степени тяжести его последствий влекущие административную ответственность;
7) субъективные критерии – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
8) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования к деятельности проверяемых субъектов, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
3. Отнесение субъектов контроля риска осуществляется на основании объективных и субъективных критериев.
4. По объективным критериям, все субъекты контроля в зависимости от стратегической значимости водных объектов и объемов водозабора распределяются по двум степеням риска:
1) высокая степень риска – субъекты контроля, которые эксплуатируют объекты, отнесенные к перечню водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение и осуществляющие забор воды свыше 5 тысяч кубических метров в сутки, эксплуатацию водохранилищ объемом 10 миллионов кубических метров и выше;
2) не относящиеся к высокой степени риска – субъекты контроля, осуществляющие забор воды менее 5 тысяч кубических метров в сутки, эксплуатацию водохранилищ объемом менее 10 миллионов кубических метров.
5. В отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой степени риска, проводятся выборочные проверки, внеплановые проверки и иная форма контроля.
В отношении проверяемых субъектов, не отнесенных к высокой степени риска, проводятся внеплановые проверки и иная форма контроля.
6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления проверяемых субъектов (объектов), нарушающих законодательство Республики Казахстан.
7. Для определения степени рисков используются следующие источники информации:
1) результаты предыдущих проверок и иных форм контроля. При этом, степень тяжести нарушений (грубые, значительные, незначительные) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;
2) результаты мониторинга отчетности и сведении – по форме 2–ТП водхоз;
3) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами;
4) жалобы – наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на субъекты контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов.
8. На основании источников информации определены субъективные критерии, согласно приложению к настоящим Критериям.
9. В соответствии с критериями оценки степени риска, регулирующего государственного органа, рассчитывается показатель степени риска субъективных критериев по шкале от 0 до 100.
Одно нарушение грубой степени приравнивается к показателю 100.
В случае если нарушений грубой степени не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитываются показатели нарушений значительной и незначительной степени, затем суммируются.
При определении показателя нарушений значительной степени применяется весовой коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рз = (Р2 х 100/Р1) х 0,7
где:
Рз – показатель значительных нарушений;
Р1 – общее количество значительных нарушений;
Р2 - количество выявленных значительных нарушений.
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рн = (Р2 х 100/Р1) х 0,3
где:
Рн – показатель незначительных нарушений;
Р1 – общее количество незначительных нарушений;
Р2 - количество выявленных незначительных нарушений.
Общий показатель степени риска (
Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:Р = Рз + Рн
где:
Р - общий показатель степени риска;
Рз - показатель значительных нарушений;
Рн - показатель незначительных нарушений.
По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 включительно и в отношении него проводится выборочная проверка;
2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
10. Кратность проведения выборочной проверки не может быть чаще одного раза в год.
При анализе и оценке степени риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
11. Списки выборочных проверок составляются с учетом приоритетности субъектов контроля с наибольшими показателями степени риска по субъективным критериям.
12. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам анализа информации и оценки годовых данных последнего отчетного периода в сравнении с годовыми данными аналогичного периода предыдущего года, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа. Списки выборочных проверок направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
Приложение к Критериям оценки степени риска в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан, безопасности плотин |
Наименование критериев | Степень нарушения | |
1. По источнику информации "Результаты предыдущих и иных проверок" (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) | ||
1 | Наличие разрешительных документов на специальное водопользование | Грубое |
2 | Наличие водоохранных мероприятий по обеспечению охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения водных объектов | Грубое |
3 | Соблюдение установленных лимитов, разрешенных объемов и режима водопользования | Грубое |
4 | Рациональное использование водных ресурсов и принятие мер к сокращению потерь воды | Грубое |
5 | Выполнение Предписаний об устранений нарушений | Грубое |
6 | Обеспечение безопасности водохозяйственных систем и сооружений | Грубое |
7 | Не распоряжение правом пользования водным объектом | Значительное |
8 | Содержание в исправном состоянии водохозяйственных сооружении и технических устройств, влияющих на состояние вод | Значительное |
9 | Осуществление эксплуатации водохозяйственных сооружений, расположенных непосредственно на водных объектах | Значительное |
10 | Осуществление учета использования водных ресурсов | Значительное |
11 | Своевременное представление достоверной и полной информации об использовании водного объекта | Значительное |
12 | Наличие согласований на буровые и иные работы на водных объектах или водоохранных зонах | Значительное |
13 | Выполнение условий и требований, установленных разрешением на специальное водопользование | Значительное |
14 | Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод | Значительное |
15 | Предоставление полной и достоверной информации в декларации безопасности плотины | Значительное |
16 | Не воспрепятствование регулированию водными ресурсами | Незначительное |
17 | Соблюдение установленных водных сервитутов | Незначительное |
18 | Наличие пломб на водомерных устройствах, а также их целостность и сохранность | Незначительное |
19 | Наличие паспорта водохозяйственного сооружения, гидромелиоративных систем или устройств | Незначительное |
2. По источнику информации "Наличие жалоб и обращений" | ||
1 | Наличие одной и более жалоб по факту незаконного водопользования, незаконного проведения работ без разрешительных документов и согласований | Грубое |
2 | Наличие одной и более жалоб по факту неосуществления водоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения, истощения, нанесения вреда водным объектам | Грубое |
3 | Наличие одной и более жалоб по факту нерационального, нецелевого использования водных ресурсов, непринятие мер к сокращению потерь воды | Грубое |
4 | Наличие одной и более жалоб по факту неосуществления содержания в исправном и надлежащем состоянии водохозяйственных сооружений и технических устройств | Значительное |
5 | Наличие одной и более жалоб по факту нарушения установленных водных сервитутов | Незначительное |
3. По источнику информации "Информация от государственных органов" | ||
1 | Поступление информации по незаконному водопользованию, незаконному проведению работ без разрешительных документов и согласований | Грубое |
2 | Поступление информации по неосуществлению водоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения, истощения, нанесения вреда водным объектам | Грубое |
3 | Поступление информации по нерациональному, нецелевому использованию водных ресурсов, непринятие мер к сокращению потерь воды | Грубое |
4 | Поступление информации содержания в неисправном и ненадлежащем состоянии водохозяйственных сооружений и технических устройств | Значительное |
5 | Поступление информации по нарушению установленных водных сервитутов | Незначительное |
4. По источнику информации "Отчетность" | ||
1 | Не представление или несвоевременное представление информации об использовании водного объекта по форме, утвержденной приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 25 декабря 2014 года № 94 "Об утверждении статистической формы ведомственного статистического наблюдения "Отчет о заборе, использовании и водоотведении вод" (код 7791204, индекс 2-ТП (водхоз), периодичность годовая)" и инструкции по ее заполнению" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10271) | Грубое |
2 | Недостоверная и неполная информация об использовании водного объекта по форме, утвержденной приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 25 декабря 2014 года № 94 "Об утверждении статистической формы ведомственного статистического наблюдения "Отчет о заборе, использовании и водоотведении вод" (код 7791204, индекс 2-ТП (водхоз), периодичность годовая)" и инструкции по ее заполнению" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10271) | Значительное |
Приложение 2 к совместному приказу Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 19-2/1131 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 809 |
Проверочный лист в сфере государственного контроля в области
использования и охраны водного фонда Республики Казахстан,
безопасности плотин
в отношении _________________________________________________________
(наименование однородной группы проверяемых субъектов (объектов))
Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ________________________
_____________________________________________________________________
(индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный
номер проверяемого субъекта (объекта) _______________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
Требования | Требуется | Не требуется | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Наличие разрешительных документов на специальное водопользование | ||||
2 | Наличие водоохранных мероприятий по обеспечению охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения водных объектов | ||||
3 | Соблюдение установленных лимитов, разрешенных объемов и режима водопользования | ||||
4 | Рациональное использование водных ресурсов и принятие мер к сокращению потерь воды | ||||
5 | Выполнение Предписаний об устранений нарушений | ||||
6 | Обеспечение безопасности водохозяйственных систем и сооружений | ||||
7 | Не распоряжение правом пользования водным объектом | ||||
8 | Содержание в исправном состоянии водохозяйственных сооружении и технических устройств, влияющих на состояние вод | ||||
9 | Осуществление эксплуатации водохозяйственных сооружений, расположенных непосредственно на водных объектах | ||||
10 | Осуществление учета использования водных ресурсов | ||||
11 | Своевременное представление достоверной и полной информации об использовании водного объекта | ||||
12 | Наличие согласований на буровые и иные работы на водных объектах или водоохранных зонах | ||||
13 | Выполнение условий и требований, установленных разрешением на специальное водопользование | ||||
14 | Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод | ||||
15 | Предоставление полной и достоверной информации в декларации безопасности плотины | ||||
16 | Не воспрепятствование регулированию водными ресурсами | ||||
17 | Соблюдение установленных водных сервитутов | ||||
18 | Наличие пломб на водомерных устройствах, а также их целосность и сохранность | ||||
19 | Наличие паспорта водохозяйственного сооружения, гидромелиоративных систем или устройств |
Должностное (ые) лицо (а) органа:
___________________________________________________ _________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность (подпись)
___________________________________________________ _________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность (подпись)
Руководитель проверяемого субъекта:
___________________________________________________ _________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность (подпись)