Об утверждении Правил субсидирования строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 14 октября 2015 года № 665. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 ноября 2015 года № 12288

Действующий

      В соответствии с подпунктом 8-5) статьи 37-1 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года и подпунктом 5-2) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике», ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить Правила субсидирования строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
      2. Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательном порядке:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовую систему   «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
      4) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр
      национальной экономики
      Республики Казахстан                       Е. Досаев

      «СОГЛАСОВАН»
      Министр финансов
      Республики Казахстан
      ________________Б. Султанов
      20 октября 2015 год

Утверждены            
приказом Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 14 октября 2015 года № 665

Правила субсидирования строительства, реконструкции и
модернизации систем тепло-, водоснабжения и
водоотведения 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила субсидирования строительства,реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 8-5) статьи 37-1 Водного кодекса Республики Казахстан, Бюджетным кодексом Республики Казахстан, подпунктом 5-2) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» и определяют условия субсидирования и порядок:
      1) предоставления субсидий на строительство, реконструкцию и модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения за счет бюджетных средств;
      2) осуществления совместного финансирования инвестиционных проектов с финансовыми институтами и международными финансовыми организациями;
      3) осуществления мониторинга финансирования и реализации инвестиционных проектов, направленных на строительство, реконструкцию и модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:
      1) Администратор – Администратор бюджетной программы, центральный уполномоченный орган в области коммунального хозяйства;
      2) Рабочая группа – консультативно-совещательный орган, по выработке предложений и рекомендаций по предоставлению субсидии на инвестиционный проект в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения на основании заключения Оператора;
      3) система теплоснабжения – комплекс, состоящий из тепло-производящих, теплопередающих и тепло-потребляющих установок;
      4) субсидирование строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения – предоставление бюджетных субсидий на безвозмездной и невозвратной основе, осуществляемое в качестве экономического стимулирования развития систем тепло-, водоснабжения и водоотведения;
      5) инвестиционный проект – инвестиционный проект, направленный на проведение мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, реализуемый юридическим лицом, заключившим соглашение с Финансовым институтом, за счет заемных средств Финансовых институтов и бюджетных субсидий;
      6) Финансовый институт – банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций и международные финансовые организации;
      7) письмо-намерение – письмо Финансового института о возможности предоставления кредита, состоящее из краткого описания мероприятий инвестиционного проекта с обоснованием необходимости реализации и предварительной стоимости;
      8) Оператор – организация по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства, заключившая договор (контракт) с Администратором или уполномоченным им структурным подразделением на осуществление функций Оператора;
      9) субсидия – невозвратный платеж из республиканского бюджета, предоставляемый юридическому лицу, заключившему соглашение с Финансовым институтом на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения;
      10) получатель субсидии – юридическое лицо, оказывающее услуги водоснабжения и (или) водоотведения, производства, передачи, распределения и (или) снабжения тепловой энергией;
      11) система водоотведения – комплекс инженерных сетей и сооружений, предназначенный для сбора, транспортировки, очистки и отведения сточных вод;
      12) система водоснабжения – комплекс инженерных сетей и сооружений, предназначенный для забора, хранения, подготовки, подачи и распределения воды к местам ее потребления;
      13) социальная политика государства в отрасли жилищно-коммунального хозяйства – совокупность мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения и улучшение уровня и качества их жизни;
      14) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках;
      15) договор (контракт) – договор на реализацию инвестиционного проекта, предусматривающий совместное финансирование за счет средств Финансового института и республиканского бюджета посредством предоставления субсидии, заключаемый между Администратором или уполномоченным им структурным подразделением, Финансовым институтом и получателем субсидии.
      3. Для отбора инвестиционных проектов Администратор бюджетной программы создает Рабочую группу, в состав которой включаются представители структурных подразделений Администратора бюджетной программы, заинтересованных государственных органов и иных организаций, а также представители Финансового института.

2. Порядок субсидирования строительства, реконструкции и
модернизации систем тепло-, водоснабжения и
водоотведения Параграф 1. Основные принципы и условия субсидирования Подраздел 1. Принципы субсидирования

      4. Субсидирование строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения осуществляется в качестве экономического стимулирования развития систем тепло-, водоснабжения и водоотведения в соответствии со следующими принципами:
      субсидия предоставляется на оплату технического сопровождения и капиталоемких расходов получателя субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 135-1 Водного кодекса Республики Казахстан, пунктом 2 статьи 7-2 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике»;
      субсидия не предоставляется на возмещение затрат по уплате процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, а также на цели участия в уставном капитале, покрытие убытков хозяйственной деятельности получателя субсидий, оплату услуг Оператора.

Подраздел 2. Условия субсидирования

      5. Субсидия выдается на условиях совместного финансирования инвестиционных проектов с Финансовыми институтами.
      6. Объем субсидии определяется как разница между общей стоимостью инвестиционного проекта и кредита, предоставляемого Финансовым институтом.
      При этом, объем субсидии не может превышать сумму кредита предоставляемого Финансовым институтом. Выделение субсидии осуществляется в рамках средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий год.
      7. Предоставление субсидии производится на основании трехстороннего договора (контракта) между Администратором или уполномоченным им структурным подразделением, Финансовым институтом и получателем субсидии, в котором устанавливаются правоотношения сторон при предоставлении и использовании займа и субсидии.
      При этом оплата предстоящих платежей производится на основании соответствующих документов, подтверждающих необходимость оплаты, в том числе актов выполненных работ, сертификатов соответствия и качества, счетов-фактур и других документов бухгалтерского учета по оказанным услугам, приобретенному оборудованию и материалам.
      8. Обязательным условием субсидирования является обеспечение эффективного и целевого использования выделенных средств, достижение прямых показателей инвестиционного проекта, а также исполнение мероприятий инвестиционной программы (проекта).
      9. Получатель субсидии использует средства субсидии только на цели, предусмотренные инвестиционным проектом и договором (контрактом).
      10. Для получателей субсидий - государственных предприятий, юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними юридических лиц, приобретение товаров, работ, услуг, которые финансируются за счет субсидий, осуществляется в соответствии законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, за исключением случаев, когда международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлено применение правил закупок международных финансовых организаций, а также, когда законодательством Республики Казахстан, установлено применение правил закупок для субъектов естественных монополий.
      11. Субсидия предоставляется при соблюдении следующих критериев:
      1) экономическая и социальная эффективность инвестиционного проекта и реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционным проектом;
      2) окупаемость мероприятий, реализуемых за счет займа, получаемого из средств Финансового института;
      3) экономическое обоснование субсидии, подтверждаемое расчетами и соответствующими документами;
      4) проведение мероприятий по энергоэффективности и ресурсосбережению при строительстве, реконструкции и модернизации систем тепло,- водоснабжения и водоотведения;
      5) применение единой технической политики, в том числе, технологий, материалов и оборудования;
      6) привлечение отечественных товаропроизводителей при строительстве, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
      12. Предоставление субсидии осуществляется на основании:
      1) отбора инвестиционных проектов, осуществляемого в соответствии с технико-экономическим исследованием инвестиционного проекта (ТЭИ), подготовленного Финансовым институтом, технико-экономическим обоснованием (ТЭО), проектно-сметной документацией, подготовленных получателем субсидии, и заключения государственной экспертизы к ТЭО и проектно-сметной документации;
      2) заключения Оператора, представленного Администратору для принятия решения о предоставлении субсидии по инвестиционному проекту;
      3) соблюдения получателем субсидии условий договора (контракта);
      4) обязательного согласования получателем субсидии с Оператором технической спецификации (задания) по выбору поставщика, осуществляющего разработку технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и организации, осуществляющей услуги технического надзора. При этом получатель субсидии обеспечивает согласование технической спецификации (задания) по выбору поставщика, осуществляющего разработку технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и организации, осуществляющей услуги технического надзора, до утверждения конкурсной/тендерной документации. Результатом рассмотрения технической спецификации (задания) является согласование с Оператором и Финансовым институтом, оформляемое письмом в двух экземплярах;
      5) заключение уполномоченного органа по результатам анализа исполнения инвестиционной программы (проекта).
      13. Договор (контракт) в обязательном порядке должен содержать следующие основные условия:
      1) цель предоставления;
      2) размер субсидии;
      3) валюта;
      4) период освоения – период времени, в течение которого получатель субсидии использует субсидии для реализации мероприятий в соответствии с целями предоставления субсидии;
      5) порядок осуществления платежей;
      6) сроки оплаты;
      7) санкции за несоблюдение обязательств;
      8) мониторинг реализации и финансирования инвестиционного проекта;
      9) предоставление получателем субсидии Оператору информации для проведения мониторинга реализации и финансирования инвестиционного проекта.
      14. В процессе реализации инвестиционных проектов контроль и мониторинг реализации инвестиционных проектов осуществляет Финансовый институт. При этом Финансовый институт направляет Оператору результаты контроля и комментарии к ним для сведения и при необходимости принятия совместного решения.
      15. В случае использования субсидии не по целевому назначению получатель субсидии несет ответственность в соответствии условиями договора (контракта).

Параграф 2. Порядок предоставления субсидии Подраздел 1. Формирование предварительного перечня на
предоставление субсидии

      16. Для формирования Оператором предварительного перечня инвестиционных проектов Финансовый институт представляет Администратору согласованное с потенциальным получателем субсидии письмо-намерение о возможности предоставления кредита с кратким описанием мероприятий инвестиционного проекта, в том числе с обоснованием необходимости реализации и предварительной стоимости данного инвестиционного проекта.
      Администратор в течение 3 (трех) рабочих дней направляет письмо-намерение Оператору для рассмотрения и включения в предварительный перечень инвестиционных проектов.
      Сформированный предварительный перечень инвестиционных проектов Оператор направляет на рассмотрение Рабочей группе для одобрения.
      17. Рабочая группа рассматривает предварительный перечень инвестиционных проектов, в случае одобрения направляет в течение 3 (трех) рабочих дней Оператору.

Подраздел 2. Прием заявок от получателя субсидии на
предоставление субсидии

      18. Для осуществления мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения получатель субсидии совместно с Финансовым институтом в рамках предварительного перечня инвестиционных проектов, одобренного Рабочей группой, формирует заявку на получение субсидии и передает Администратору.
      Заявка на получение субсидии содержит следующие документы:
      1) сопроводительное письмо получателя субсидии на титульном бланке за подписью первого руководителя либо лица его замещающего;
      2) сопроводительное письмо Финансового института с приложением технико-экономического исследования инвестиционного проекта (ТЭИ) и обоснования размера кредита;
      3) паспорт проекта согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
      4) соглашение между Финансовым институтом и получателем субсидии;
      5) документ, подтверждающий согласование с Оператором технической спецификации (задания) по выбору поставщика, осуществляющего разработку технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации (при необходимости) и организацией, осуществляющей услуги технического надзора;
      6) технико-экономическое обоснование и (или) проектно-сметная документация с заключением государственной экспертизы;
      7) схема тепло, - водоснабжения и водоотведения и/или обоснование инвестиций по тепло, - водоснабжению и водоотведению;
      8) копия приказа об утверждении инвестиционной программы субъекта естественной монополии в соответствии с подпунктом 20) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках»;
      9) справка о наличии/отсутствии налоговой задолженности получателя субсидии на момент подачи заявки;
      10) документ о согласовании Технического задания (спецификация) на разработку ТЭО и ПСД;
      11) финансовая модель;
      12) банковская справка об отсутствии просроченной задолженности;
      13) подтверждение о согласии иных банков-кредиторов на получение сторонних займов получателем субсидий;
      14) кредитный договор между Финансовым институтом и получателем субсидий;
      15) бухгалтерский баланс за текущий и два предыдущих отчетных периода;
      16) отчет о движении денежных средств за текущий и два предыдущих отчетных периода;
      17) отчет о прибылях и убытках за текущий и два предыдущих отчетных периода;
      18) расшифровка статей выручки/себестоимости/прочих доходов за текущий и два предыдущих отчетных периода;
      19) расшифровка, подтверждающая получение финансовой помощи.
      19. Администратор в течение 3 (трех) рабочих дней направляет Оператору письмо о необходимости рассмотрения заявки на получение субсидии с приложением пакета документов, представленного получателем субсидии.
      Оператор проверяет полноту состава и правильность заполнения представленных документов и регистрирует заявку на получение субсидии. На заявке проставляется дата регистрации и регистрационный номер.
      20. В случае необходимости Оператор вправе потребовать от Финансового института и получателя субсидии недостающие документы.
      21. В случае обнаружения неполного состава и (или) неправильного заполнения представленных документов, и (или) иных обстоятельств, вызывающих сомнение в документах, Оператор в течение 3 (трех) рабочих дней возвращает получателю субсидии пакет документов, представленного получателем субсидии к заявке, до полного устранения замечаний Оператора.
      22. При представлении получателем субсидии в течение 5 (пяти) календарных дней полного пакета документов с учетом замечаний Оператора, Оператор принимает пакет документов и заново регистрирует заявку на получение субсидии.
      В случае непредставления получателем субсидии в течение 5 (пяти) календарных дней пакета документов с устранением замечаний Оператора, Оператор письменно извещает об этом Администратора.

Подраздел 3. Рассмотрение заявок на субсидии

      23. На основе полученных документов и информации из иных подтвержденных источников (официальная статистика, интернет-сайты государственных органов, утвержденные планы развития регионов), Оператор формирует заключение о возможности/невозможности предоставления субсидии.
      Заключение о возможности/невозможности предоставления субсидии содержит:
      1) оценку экономической и социальной значимости проекта по утвержденным критериям (снижение износа основных средств, снижение нормативных технических потерь, снижение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, увеличение объема и повышения качества предоставляемых регулируемых услуг);
      2) оценку технического задания инвестиционного проекта на предмет применения современных технологий, материалов, оборудования и результаты этой оценки;
      3) информацию о привлечении отечественных товаропроизводителей при строительстве и (или) реконструкции и/или модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения;
      4) информацию о проведении дополнительных мероприятий по энергоэффективности и ресурсосбережению при строительстве и (или) реконструкции и (или) модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения;
      5) оценку заявки на получение субсидии по критериям, которые включают:
      результаты соответствия/несоответствия заявки целевому назначению использования субсидии;
      результаты соответствия/несоответствия срока действующим условиям получения субсидии;
      результаты соответствия/несоответствия суммы субсидии.
      24. Срок рассмотрения заявки о возможности/невозможности предоставления субсидии и вынесения ее на рассмотрение Рабочей группы составляет 20 (двадцать) рабочих дней со дня регистрации заявки на получение субсидии.

Подраздел 4. Рассмотрение заявок по предоставлению субсидии
Рабочей группой

      25. Рабочая группа является консультативно-совещательным органом о выработке предложений и рекомендаций по субсидированию проектов в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения на основании заключения Оператора.
      26. Оператор в течение 3 (трех) рабочих дней предоставляет секретарю Рабочей группы Заключение о возможности/невозможности предоставления субсидии для включения в повестку предстоящего заседания Рабочей группы. Пакет документов для вынесения на рассмотрение Рабочей группой включает в себя копии документов с подбором их в следующем порядке:
      Заключение о возможности/невозможности выдачи субсидии;
      Паспорт проекта;
      письмо-намерение о финансирования со стороны Финансового института;
      Справка о наличии/отсутствии налоговой задолженности получателя субсидии на момент подачи заявки.
      27. По итогам заседания Рабочей группы оформляется протокол заседания Рабочей группы, который подписывается всеми членами Рабочей группы. При этом выписки из протокола заседания Рабочей группы формируются не позднее следующего рабочего дня после подписания протокола Председателем и членами Рабочей группы и передаются Секретарем Рабочей группы Администратору и Оператору.
      28. В случае принятия Рабочей группой положительного решения о предоставлении субсидии Оператор в течение 3 (трех) рабочих дней письменно уведомляет получателя субсидии о принятом решении.
      При положительном решении о предоставлении субсидии в протоколе Рабочей группы отражаются условия предоставления (сумма субсидии, срок предоставления).
      29. В случае принятия Рабочей группой решения об отказе в предоставлении субсидии Оператор:
      1) в течение 3 (трех) рабочих дней с даты принятия решения Рабочей группы, направляет письменное уведомление получателю субсидии об отказе в предоставлении субсидии с выпиской из протокола заседания Рабочей группы;
      2) по письменному требованию Финансового института и (или) получателя субсидии Оператор возвращает представленные им документы, за исключением заявления на получение субсидии. При этом материалы, оформленные Оператором (расчеты, ответы на запросы), Финансовому институту/получателю субсидии не передаются. С возвращаемых документов должны быть сделаны копии и приложены в досье по заявке на получение субсидии.
      30. На основании протокола Рабочей группы Администратор формирует заявку и вносит в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию для внесения на утверждение Республиканской бюджетной комиссии в порядке, установленным бюджетным законодательством.

Приложение 1          
к Правилам субсидирования  
строительства, реконструкции 
и модернизации систем тепло-, 
водоснабжения и водоотведения 

Форма

                       Паспорт проекта

Наименование проекта


Реквизиты сопроводительного письма по заявке на субсидии (дата и номер регистрации, ФИО уполномоченного лица получателя субсидии, подписавшего заявку)


Сумма субсидии, тыс. тенге


Бюджетная программа

Получателя субсидии


Номер


Название


Общая сумма проекта, тыс. тенге


Получатель субсидии (наименование юридического лица)


Информация по проекту

№ п/п

Наименование мероприятия

Стоимость, всего, тыс. тенге

в том числе по годам реализации:

20ХХ

20ХХ+1

….

20ХХ+n

1





































Срок бюджетной субсидии


Ставка вознаграждения по кредиту Финансового института


Обеспечение по кредиту


Место строительства и/или реконструкции и/или модернизации объекта


Дополнительная информация по проекту, в том числе ожидаемый социально-экономический эффект от реализации инвестиционного проекта (снижение износа основных средств; снижение нормативных технических потерь; снижение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии; увеличение объема и повышения качества предоставляемых регулируемых услуг)


Представитель Финансового института

Фамилия


Имя


Отчество (при наличии)


Должность


Адрес


Контактные телефоны

мобильный телефон

городской телефон



Факс


Электронная почта


Представитель получателя субсидий (субъекта естественных монополий)

Фамилия


Имя


Отчество (при наличии)


Название структурного подразделения


Должность


Адрес


Контактные телефоны

мобильный телефон

городской телефон



Факс


Электронная почта


Дополнительная информация