В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11, пунктом 3 статьи 13 и пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени рисков в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан, согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) форму проверочного листа в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и интранет-портале государственных органов.
3. Признать утратившим силу совместный приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 13 апреля 2011 года № 24-03/184 и Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 25 апреля 2011 года № 111 «Об утверждении Критериев оценки степени рисков и формы проверочного листа в сфере частного предпринимательства в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6960, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 22 июня 2011 года № 195 (26616)).
4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.
5. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
Исполняющий обязанности |
«СОГЛАСОВАН»
Председатель Комитета
по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
_____________ С. Айтпаева
« » _________ 2015 год
Приложение 1
к совместному приказу
исполняющего обязанности
Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 13 июля 2015 года № 19-2/645
и исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 31 июля 2015 года № 579
Критерии
оценки степени риска в области использования и охраны
водного фонда Республики Казахстан
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан (далее - Критерии) разработаны в соответствии c Водным кодексом Республики Казахстан от 9 июля 2003 года и Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», для отнесения бассейновыми водными инспекциями первичных водопользователей, осуществляющих забор воды из водных объектов по степени риска.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) субъект контроля – физические и юридические лица осуществляющие забор воды непосредственно из водных объектов для удовлетворения собственных нужд или поставки ее для вторичных водопользователей, а также осуществляющие услуги по регулированию поверхностного стока при помощи подпорных гидротехнических сооружений для обеспечения водой различных отраслей хозяйства, пользующееся услугами водохозяйственных организаций и получающее воду из систем водоснабжения на производственные и технические нужды (первичные водопользователи);
2) риск в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан – вероятность снижения водообеспеченности населения, возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, нарушения прав водопользователей на получение водных ресурсов в соответствии с выделенными лимитами, а также вредного воздействия вод на населенные пункты в результате деятельности водопользователей, с учетом степени тяжести его последствий;
3) объективные критерии – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта (объекта);
4) субъективные критерии – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
5) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя только те требования к деятельности проверяемых субъектов, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
3. Отнесение субъектов контроля к степеням риска осуществляется на основании объективных и субъективных критериев.
4. По объективным критериям, все субъекты контроля в зависимости от стратегической значимости водных объектов и объемов водозабора распределяются по двум степеням риска:
1) высокая степень риска – субъекты контроля, которые эксплуатируют объекты, отнесенные к перечню водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение и осуществляющие забор воды свыше 5 тысяч кубических метров в сутки, эксплуатацию водохранилищ объемом 10 миллионов кубических метров и выше;
2) не относящиеся к высокой степени риска – субъекты контроля, осуществляющие забор воды менее 5 тысяч кубических метров в сутки, эксплуатацию водохранилищ объемом менее 10 миллионов кубических метров.
5. В отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой степени риска, проводятся выборочные проверки, внеплановые проверки и иная форма контроля.
В отношении проверяемых субъектов, не отнесенных к высокой степени риска, проводятся внеплановые проверки и иная форма контроля.
6. Для определения субъективных критериев используются следующие источники информации:
1) отчетность – по форме 2–ТП водхоз;
2) жалобы – наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на субъекты контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов;
3) информация от государственных органов;
4) результаты предыдущих проверок. При этом, степень тяжести нарушений (грубые, значительные, незначительные) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах.
7. На основании источников информации определены субъективные критерии, согласно приложению к настоящим Критериям.
8. В соответствии с критериями оценки степени риска, регулирующего государственного органа, рассчитывается показатель степени риска субъективных критериев по шкале от 0 до 100.
Одно нарушение грубой степени приравнивается к показателю 100.
В случае если нарушений грубой степени не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитываются показатели нарушений значительной и незначительной степени, затем суммируются.
При определении показателя нарушений значительной степени применяется весовой коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рз = (К2 х 100/К1) х 0,7
где:
Рз – показатель нарушений значительной степени;
К1 – общее количество нарушений значительной степени, предъявленных к проверке (анализу) проверяемому субъекту (объекту);
К2 – количество выявленных нарушений значительной степени.
При определении показателя нарушений незначительной степени применяется весовой коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рн = (К4 х 100/К3) х 0,3
где:
Рн – показатель нарушений незначительной степени;
К3 - общее количество нарушений незначительной степени, предъявленных к проверке (анализу) проверяемому субъекту (объекту);
К4 - количество выявленных нарушений незначительной степени.
Показатель степени риска (Р) определяется путем суммирования показателей нарушений значительной и незначительной степени по следующей формуле:
Р = Рз + Рн
где:
Р – показатель степени риска;
Рз – показатель нарушений значительной степени;
Рн – показатель нарушений незначительной степени;
По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка;
2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
9. Кратность проведения выборочной проверки не может быть чаще одного раза в год.
При анализе и оценке степени риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
10. Списки выборочных проверок составляются с учетом приоритетности субъектов контроля с наибольшими показателями степени риска по субъективным критериям.
11. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам анализа информации и оценки полугодовых данных последнего отчетного периода в сравнении с полугодовыми данными аналогичного периода предыдущего года.
Приложение
к Критериям оценки степени риска
в области использования и охраны
водного фонда Республики Казахстан
Наименование критериев |
Степень нарушения |
|
1. По источнику информации «Результаты предыдущих проверок» (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) |
||
1 |
Соблюдение требований разрешительного документа, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов и принятие мер к сокращению потерь воды |
Грубые |
2 |
Соблюдение установленных лимитов, разрешенных объемов и режима водопользования |
Грубые |
3 |
Ведение эксплуатации или использование водохозяйственных сооружений и устройств, согласно правилам эксплуатации водохозяйственных сооружений |
Грубые |
4 |
Наличие разрешительных документов на водопользование |
Грубые |
5 |
Недопущение загрязнения площади водосбора поверхностных и подземных вод |
Грубые |
6 |
Осуществление водоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения, истощения, нанесения вреда водным объектам |
Грубое |
7 |
Выполнение условий водопользования, определенные разрешением на специальное водопользование, согласованные при определении лимита водопользования выполняются в установленные сроки |
Значительное |
8 |
Своевременное осуществление платежа за водопользование |
Значительное |
9 |
Оборудование водозаборов, водовыпусков, водохозяйственных сооружений и сбросных сооружений сточных и коллекторных вод средствами измерения и водоизмерительными приборами |
Значительное |
10 |
Наличие паспорта гидромелиоративной системы, водохозяйственного сооружения |
Значительное |
11 |
Наличие согласования на буровые и разведочные работы |
Значительное |
12 |
Ведение учета использования водных ресурсов |
Значительное |
13 |
Оборудование устройствами консервации или ликвидации гидрогеологических скважин, находящиеся на балансе физических и юридических лиц, в том числе самоизливающиеся и разведочные, а также скважины не пригодные к эксплуатации или использование которых прекращено |
Значительное |
14 |
Соблюдение физическими и юридическими лицами, установленных требований к режиму хозяйственной и иной деятельности на земельных участках, расположенных в водоохранных зонах и полосах водных объектов |
Значительное |
15 |
При проведении буровых и других горных работ, а также на подземных водоносных горизонтах, физические и юридические лица обязаны оборудовать самоизливающиеся и разведочные скважины регулирующими устройствами и средствами контроля, принять другие меры по охране подземных вод, в соответствии с проектной документацией, согласованной с заинтересованными государственными органами |
Незначительное |
16 |
Ведение мониторинга подземных вод, в соответствии с проектом организации и ведения мониторинга, составленного и согласованного в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан |
Незначительное |
17 |
Своевременное и немедленное сообщение обо всех аварийных ситуациях и нарушениях технологического режима водопользования в территориальные органы уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций и местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы), |
Незначительное |
2. По источнику информации «Наличие жалоб» |
||
1 |
Наличие одной и более жалоб по факту использования водных ресурсов нерационально, непринятие меры к сокращению потерь воды |
Грубое |
2 |
Наличие одной и более жалоб по факту использования водных ресурсов без разрешительных документов на водопользование |
Грубое |
3 |
Наличие одной и более жалоб по факту незаконного бурения скважин на воду и строительство водозаборов подземных вод |
Значительное |
4 |
Наличие одной и более жалоб по факту неосуществления водоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения, истощения, нанесения вреда водным объектам |
Значительное |
5 |
Наличие одной и более жалоб по факту нарушения установленных водных сервитутов |
Незначительное |
3. По источнику информации «Информация от государственных органов» |
||
1 |
Поступление информации по незаконному водопользованию, водопользования без разрешительных документов на водопользование |
Грубое |
2 |
Поступление информации по неосуществлению водоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения, истощения, нанесения вреда водным объектам |
Грубое |
3 |
Поступление информации по нерациональному, нецелевому использованию водных ресурсов, непринятие меры к сокращению потерь воды |
Значительное |
4 |
Поступление информации по нарушению установленных водных сервитутов |
Не значительное |
4. По источнику информации «Отчетность» |
||
1 |
Непредоставление отчетности государственного водного кадастра, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов |
Грубое |
2 |
Искажение данных учета и отчетности государственного водного кадастра, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов |
Значительное |
3 |
Непредоставление ежеквартальных сведений, полученные от первичного учета вод |
Незначительное |
Приложение 2
к совместному приказу
исполняющего обязанности
Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 13 июля 2015 года № 19-2/645
и исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 31 июля 2015 года № 579
форма
Проверочный лист
в сфере _______________________________________________________
(в соответствии с приложением к Закону Республики Казахстан «О
государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»)
в отношении ___________________________________________________
(наименование однородной группы проверяемых субъектов (объектов))
Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ________________________
_____________________________________________________________________
ИИН, БИН проверяемого субъекта (объекта)_____________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
3 |
Ведение эксплуатации или использование водохозяйственных сооружений и устройств, согласно правилам эксплуатации водохозяйственных сооружений |
||||
4 |
Наличие разрешительных документов на водопользование |
||||
5 |
Недопущение загрязнения площади водосбора поверхностных и подземных вод |
||||
6 |
Осуществление водоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения, истощения, нанесения вреда водным объектам, |
||||
7 |
Выполнение условий водопользования, определенные разрешением на специальное водопользование, согласованные при определении лимита водопользования выполняются в установленные сроки |
||||
8 |
Своевременное осуществление платежа за водопользование |
||||
9 |
Оборудование водозаборов, водовыпусков, водохозяйственных сооружений и сбросных сооружений сточных и коллекторных вод средствами измерения и водоизмерительными приборами |
||||
10 |
Наличие паспорта гидромелиоративной системы, водохозяйственного сооружения |
||||
11 |
Наличие согласования на буровые и разведочные работы |
||||
12 |
Ведение учета использования водных ресурсов |
||||
13 |
Оборудование устройствами консервации или ликвидации гидрогеологических скважин, находящиеся на балансе физических и юридических лиц, в том числе самоизливающиеся и разведочные, а также скважины не пригодные к эксплуатации или использование которых прекращено |
||||
14 |
Соблюдение физическими и юридическими лицами, установленных требований к режиму хозяйственной и иной деятельности на земельных участках, расположенных в водоохранных зонах и полосах водных объектов |
||||
15 |
При проведении буровых и других горных работ, а также на подземных водоносных горизонтах, физические и юридические лица обязаны оборудовать самоизливающиеся и разведочные скважины регулирующими устройствами и средствами контроля, принять другие меры по охране подземных вод, в соответствии с проектной документацией, согласованной с заинтересованными государственными органами |
||||
16 |
Ведение мониторинга подземных вод, в соответствии с проектом организации и ведения мониторинга, составленного и согласованного в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан |
||||
17 |
Своевременное и немедленное сообщение обо всех аварийных ситуациях и нарушениях технологического режима водопользования в территориальные органы уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций и местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы) |
||||
18 |
Отсутствие одной и более жалоб по факту использования водных ресурсов нерационально, непринятие меры к сокращению потерь воды* |
||||
19 |
Отсутствие одной и более жалоб по факту использования водных ресурсов без разрешительных документов на водопользование* |
||||
20 |
Отсутствие одной и более жалоб по факту незаконного бурения скважин на воду и строительство водозаборов подземных вод* |
||||
21 |
Отсутствие одной и более жалоб по факту неосуществления водоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения, истощения, нанесения вреда водным объектам* |
||||
22 |
Отсутствие одной и более жалоб по факту нарушения установленных водных сервитутов* |
||||
23 |
Отсутствие информации по незаконному водопользованию, водопользования без разрешительных документов на водопользование** |
||||
24 |
Отсутствие информации по неосуществлению водоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения, истощения, нанесения вреда водным объектам** |
||||
25 |
Отсутствие информации по нерациональному, нецелевому использованию водных ресурсов, непринятие меры к сокращению потерь воды** |
||||
26 |
Отсутствие информации по нарушению установленных водных сервитутов** |
||||
27 |
Предоставление отчетности государственного водного кадастра, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов *** |
||||
28 |
Предоставление достоверных данных отчетности государственного водного кадастра, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов*** |
||||
29 |
Предоставление ежеквартальных сведений, полученных от первичного учета вод*** |
* данные требования применяется при наличии по источникам
информации,,«Наличие жалоб».
** данные требования применяется при наличии по источникам
информации, «Информация от государственных органов».
*** данные требования применяется при наличии по источникам
информации «Отчетность».
Должностные лица:
_____________ ____________ __________________________________________
(должность) (подпись) (Фамилия, имя, отчество (при его наличии))
_____________ ____________ __________________________________________
(должность) (подпись) (Фамилия, имя, отчество (при его наличии))
Руководитель
проверяемого субъекта
_____________ ____________ __________________________________________
(должность) (подпись) (Фамилия, имя, отчество (при его наличии))