Об утверждении критериев оценки степени риска по государственному контролю в области защиты растений

Совместный приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 июля 2015 года № 15-02/606 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 июля 2015 года № 528. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 августа 2015 года № 11895. Утратил силу совместным приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 15-05/1135 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 821

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра сельского хозяйства РК от 28.12.2015 № 15-05/1135 и Министра национальной экономики РК от 29.12.2015 № 821 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

       В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11 и пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и Законом Республики Казахстан от 3 июля 2002 года «О защите растений», ПРИКАЗЫВАЕМ:
      1. Утвердить критерии оценки степени риска по государственному контролю в области защиты растений согласно приложению к настоящему совместному приказу.
      2. Комитету государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему «Әділет»;
      3) размещение настоящего совместного приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и интранет-портале государственных органов.
      3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.
      4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

            Министр                                   Министр
      сельского хозяйства                     национальной экономики
      Республики Казахстан                     Республики Казахстан
     ______ А. Мамытбеков                      _________ Е. Досаев

          «СОГЛАСОВАН»
      Председатель Комитета по правовой
      статистике и специальным учетам
      Генеральной прокуратуры
      Республики Казахстан
      ________________ С. Айтпаева
       «16» июля 2015 год 

Приложение          
к совместному приказу    
Министра сельского хозяйства 
Республики Казахстан    
от 2 июля 2015 года № 15-02/606
и Министра национальной экономики
Республики Казахстан    
от 13 июля 2015 года № 528 

Критерии
оценки степени риска
по государственному контролю в области защиты растений

1. Общие положения

      1. Настоящие критерии оценки степени риска по государственному контролю в области защиты растений (далее – Критерии) разработаны в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11 и пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и Законом Республики Казахстан от 3 июля 2002 года «О защите растений» для отнесения проверяемых субъектов к степеням риска и отбора проверяемых субъектов при проведении выборочных проверок.
      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
      субъекты контроля – физические и юридические лица, использующие объекты, подлежащие государственному фитосанитарному контролю, в том числе осуществляющие деятельность по хранению, транспортировке, применению пестицидов (ядохимикатов) аэрозольным, фумигационным, авиационным и наземным способами, проведению регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов), а также обезвреживанию пестицидов (ядохимикатов);
      пестициды (ядохимикаты), разрешенные к применению на территории Республики Казахстан – пестициды (ядохимикаты), прошедшие государственную регистрацию и включенные в список пестицидов (ядохимикатов), разрешенных к применению на территории Республики Казахстан;
      объективные критерии – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в сфере частного предпринимательства по государственному контролю в области защиты растений и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
      субъективные критерии – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности субъекта (объекта) контроля;
      риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства в результате деятельности проверяемого субъекта с учетом степени тяжести его последствий, выраженное в виде массового отравления людей и животных, гибели посевов при проведении химических обработок сельскохозяйственных посевов пестицидами (ядохимикатами), загрязнение почвы, воды и растительного покрова в результате аварий при хранении или транспортировке пестицидов (ядохимикатов), сокращение численности объектов животного мира и ухудшение среды их обитания при нарушении условий обезвреживания пестицидов (ядохимикатов);
      система оценки риска – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля с целью назначения проверок.
      3. Выборочные проверки применяются в отношении субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска.
      Внеплановые проверки и иные формы контроля применяются в отношении субъектов контроля, отнесенных к высокой и не отнесенных к высокой степени риска.
      4. Кратность проведения выборочной проверки не может быть чаще одного раза в год.
      5. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на год по результатам проводимого анализа и оценки степени риска, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
      6. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
      приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
      нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.
      7. Критерии для выборочных проверок формируются посредством объективных и субъективных критериев.

2. Объективные критерии

      8. Пестициды (ядохимикаты), используемые в сельскохозяйственном производстве, являются потенциально опасными химическими веществами, представляющими потенциальную угрозу окружающей среде, жизни и здоровью людей и животных.
      В соответствии с оценкой степени риска по объективным критериям наибольшей вероятности причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства в результате деятельности субъекта контроля с учетом степени тяжести ее возможных негативных последствий, субъекты контроля, деятельность которых связанна с применением, хранением, транспортировкой и обезвреживанием пестицидов (ядохимикатов), относятся к высокой степени риска.
      9. В области защиты растений с учетом наибольших потенциальных общественных рисков к высокой степени риска относятся субъекты контроля, осуществляющие деятельность по следующим направлениям:
      применение пестицидов (ядохимикатов) аэрозольным и фумигационным способами;
      применение пестицидов (ядохимикатов) авиационным и наземным способами (за исключением аэрозольного и фумигационного способов);
      хранение пестицидов (ядохимикатов);
      транспортировка пестицидов (ядохимикатов);
      обезвреживание запрещенных и пришедших в негодность пестицидов (ядохимикатов) и тары из-под них;
      проведение регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов).

3. Субъективные критерии

      10. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
      формирование базы данных и сбор информации;
      анализ информации и оценка риска.
      11. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области защиты растений.
      Для анализа информации по субъектам контроля используются следующие источники информации:
      результаты мониторинга фитосанитарной отчетности, представляемой субъектами контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, в районные территориальные инспекции Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;
      результаты предыдущих проверок. При этом, степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;
      наличие зарегистрированных случаев возникновения неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъектов контроля, выраженное в виде массового отравления людей и животных при проведении химических обработок сельскохозяйственных посевов пестицидами (ядохимикатами), загрязнение почвы, воды и растительного покрова при авариях при хранении или транспортировке пестицидов (ядохимикатов), сокращение численности объектов животного мира и ухудшение среды их обитания при нарушении условий обезвреживания пестицидов (ядохимикатов);
      наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.
      12. На основании источников информации, определенных в пункте 11 настоящих Критериев, оценка степени риска субъектов контроля осуществляется по субъективным критериям в соответствии с приложением к настоящим Критериям.
      13. Анализ и оценка субъективных критериев позволит сконцентрировать проверки в отношении проверяемого субъекта с наибольшим потенциальным риском.
      При анализе и оценке степени риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта.
      14. Общий показатель степени риска субъективных критериев оценивается по шкале от 0 до 100.
      При наличии хотя бы одного грубого нарушения, проверяемому субъекту присваивается показатель степени риска 100 и не берутся в расчет значительные и незначительные нарушения.
      В случае не выявления в ходе проверки грубых нарушений, для расчета общего показателя степени риска раздельно по каждому источнику информации рассчитываются показатели степени риска для выявленных значительных и незначительных нарушений, которые затем суммируются и делятся на количество использованных источников информации.
      Показатель степени риска для значительных нарушений по каждому источнику информации рассчитывается как отношение выявленных нарушений требований к общему количеству значительных нарушений, умноженное на 100 и на коэффициент 0,7.
      Показатель степени риска для незначительных нарушений по каждому источнику информации рассчитывается как отношение выявленных нарушений требований к общему количеству незначительных нарушений, умноженное на 100 и на коэффициент 0,3.
      15. По общему показателю степени риска субъект контроля относится:
      к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка;
      не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.

Приложение            
к критериям оценки степени    
риска по государственному    
контролю в области защиты растений

Субъективные критерии степени риска для субъектов
контроля в области защиты растений

№ п/п

Критерии нарушения (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований)

Степень нарушения

1

2

3

Результаты мониторинга фитосанитарной отчетности, представляемой субъектами контроля в районные территориальные инспекции Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан

1.

Непредставление фитосанитарной отчетности

грубое

2.

Представление фитосанитарной отчетности не в соответствии с формами фитосанитарного учета, утвержденными законодательством в области защиты растений

грубое

3.

Представление неполных данных по фитосанитарной отчетности

грубое

4.

Нарушение сроков представления фитосанитарной отчетности

значительное

Результаты предыдущих проверок:
для субъектов, осуществляющих деятельность по применению пестицидов (ядохимикатов) аэрозольным и фумигационным способами

1.

Использование пестицидов (ядохимикатов), прошедших государственную регистрацию и разрешенных к применению на территории Республики Казахстан

грубое

2.

Использование пестицидов (ядохимикатов), разрешенных к применению на территории Республики Казахстан, в соответствии с регламентами применения (нормой расхода, способом и кратностью обработки, ограничениями)

грубое

3.

Наличие специальной техники по применению пестицидов (ядохимикатов)

грубое

4.

Наличие транспортного средства, используемого для специальной техники по применению пестицидов (ядохимикатов)

грубое

5.

Наличие рекомендаций производителя (поставщика) по применению пестицида (ядохимиката)

грубое

6.

Наличие специально предназначенных мест для временного хранения неиспользованных пестицидов (ядохимикатов)

грубое

7.

Наличие у персонала средств индивидуальной защиты и спецодежды при проведении работ по применению пестицидов (ядохимикатов)

грубое

8.

Наличие паспорта безопасности пестицида (ядохимиката), разработанного производителем пестицида (ядохимиката)

значительное

9.

Наличие прошнурованной и пронумерованной приходно-расходной книги учета пестицидов (ядохимикатов)

значительное

для субъектов, осуществляющих деятельность по применению пестицидов (ядохимикатов) авиационным и наземным способами (за исключением аэрозольного и фумигационного способов)

1.

Использование пестицидов (ядохимикатов), прошедших государственную регистрацию и разрешенных к применению на территории Республики Казахстан

грубое

2.

Использование пестицидов (ядохимикатов), разрешенных к применению на территории Республики Казахстан в соответствии с регламентами применения (нормой расхода, способом и кратностью обработки, ограничениями)

грубое

3.

Наличие специальной техники по применению пестицидов (ядохимикатов)

грубое

4.

Наличие транспортного средства, используемого для специальной техники по применению пестицидов (ядохимикатов)

грубое

5.

Наличие рекомендаций производителя (поставщика) по применению пестицида (ядохимиката)

грубое

6.

Наличие специально предназначенных мест для временного хранения неиспользованных пестицидов (ядохимикатов)

грубое

7.

Использование предупредительных знаков и маркировок на предмет опасности или потенциальной опасности при проведении мероприятий по химической обработке сельскохозяйственных посевов пестицидами (ядохимикатами)

грубое

8.

Наличие у персонала средств индивидуальной защиты и спецодежды при проведении работ по применению пестицидов (ядохимикатов)

грубое

9.

Наличие паспорта безопасности пестицида (ядохимиката), разработанного производителем пестицида (ядохимиката)

значительное

10.

Наличие прошнурованной и пронумерованной приходно-расходной книги учета пестицидов (ядохимикатов)

значительное

для субъектов, осуществляющих деятельность по хранению пестицидов (ядохимикатов)

1.

Наличие складских помещений, специально предназначенных для хранения пестицидов (ядохимикатов), отвечающих требованиям строительных норм и правил, экологическим требованиям, санитарным правилам и гигиеническим нормативам

грубое

2.

Соблюдение условий хранения пестицидов (ядохимикатов) в соответствии с требованиями, предусмотренными рекомендациями по применению пестицидов (ядохимикатов)

грубое

3.

Соблюдение условий хранения пестицидов (ядохимикатов) в соответствии с требованиями, предусмотренными тарными этикетками хранящихся пестицидов (ядохимикатов)

грубое

4.

Хранение пестицидов (ядохимикатов) в количествах, не превышающих емкость склада, предусмотренную проектной документацией склада

грубое

5.

Соблюдение условий раздельного хранения пестицидов (ядохимикатов), несовместимых по своим физико-химическим свойствам (летучесть, окисляемость), пожароопасности и взрывоопасности, реакционной активности, температурным режимам хранения

грубое

6.

Оборудование склада приточной и вытяжной вентиляцией с сухими фильтрующими элементами

грубое

7.

Наличие необходимого количества дезактивирующих средств для нейтрализации пестицидов (ядохимикатов) в случае их пролива, указанных на тарных этикетках хранящихся пестицидов (ядохимикатов)

грубое

8.

Наличие у персонала средств индивидуальной защиты и спецодежды при проведении работ по хранению пестицидов (ядохимикатов)

значительное

9.

Наличие прошнурованной и пронумерованной приходно-расходной книги учета пестицидов (ядохимикатов)

значительное

для субъектов, осуществляющих деятельность по транспортировке пестицидов (ядохимикатов)

1.

Наличие на транспортном средстве, предназначенном для перевозки пестицидов (ядохимикатов), специального оборудования и соответствующей маркировки в соответствии с требованиями правил транспортировки опасных грузов, действующих на различных видах транспорта, включая наличие аварийных карточек системы информации об опасности при транспортировке («Осторожно – пестициды (ядохимикаты)»)

грубое

2.

Наличие на транспортном средстве, предназначенном для перевозки пестицидов (ядохимикатов), средств нейтрализации перевозимого пестицида, а также средств индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала

грубое

3.

Недопущение совместной транспортировки пестицидов (ядохимикатов), несовместимых по своим физико-химическим свойствам (летучести, окисляемости и прочих свойств), пожаро- и взрывоопасности

грубое

4.

Недопущение перевозки пестицидов (ядохимикатов) совместно пищевыми продуктами, фуражом и питьевой водой

грубое

5.

Соблюдение условий транспортировки пестицидов (ядохимикатов) в соответствии с требованиями, предусмотренными в паспорте безопасности пестицида (ядохимиката) и рекомендациях по транспортировке пестицида (ядохимиката) производителя (поставщика) пестицида (ядохимиката)

грубое

для субъектов, осуществляющих деятельность по обезвреживанию пестицидов (ядохимикатов) и тары из-под них

1.

Наличие методов и технологий обезвреживания пришедших в негодность пестицидов (ядохимикатов) и тары из-под них, разработанных и предоставляемых поставщиками (производителями, импортерами, продавцами) пестицидов (ядохимикатов)

грубое

2.

Соблюдение условий хранения пестицидов (ядохимикатов) первого класса опасности, пришедших в негодность к дальнейшему использованию по назначению, в емкостях, обеспечивающих герметичность и исключающих возможность загрязнения пестицидами (ядохимикатами) окружающей среды

грубое

3.

Соблюдение условий упаковки пестицидов (ядохимикатов) второго класса опасности при необходимости в многослойную тару из полимерных материалов со специальными вкладышами (в зависимости от специфики пестицида (ядохимиката)

грубое

4.

Наличие средств механизации для загрузки, перевозки и выгрузки запрещенных, пришедших в негодность пестицидов (ядохимикатов) и тары из-под них

грубое

5.

Наличие у персонала средств индивидуальной защиты и спецодежды при проведении работ по обезвреживанию пестицидов (ядохимикатов)

грубое

для субъектов, осуществляющих деятельность по проведению регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов)

1.

Наличие опытных образцов и эталонных пестицидов (ядохимикатов) в заводской упаковке с сертификатом соответствия и аналитических стандартов действующих веществ пестицидов (ядохимикатов) для проведения регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов)

грубое

2.

Соблюдение заявленных регламентов применения пестицидов (ядохимикатов) в соответствии с планами проведения регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов), утвержденными ведомством уполномоченного органа в области защиты растений

грубое

3.

Соблюдение условий проведения испытаний  пестицидов (ядохимикатов) в основных почвенно-климатических зонах возделывания культур с учетом особенностей вредных организмов (ареал распространения, экономическое значение, количество поколений, патогенность, резистентность) в соответствии с планами проведения регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов), утвержденными ведомством уполномоченного органа в области защиты растений

грубое

4.

Соблюдение методик и сроков проведения регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов)

грубое

5.

Наличие у персонала средств индивидуальной защиты и спецодежды при проведении работ по применению пестицидов (ядохимикатов)

грубое

6.

Наличие прошнурованной и пронумерованной приходно-расходной книги учета пестицидов (ядохимикатов)

значительное

Наличие зарегистрированных случаев возникновения неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъектов контроля

1.

Отравление людей и животных, гибель растений при  проведении химических обработок сельскохозяйственных посевов пестицидами (ядохимикатами), не разрешенными к применению на территории Республики Казахстан

грубое

2.

Нарушения регламентов и технологии применения разрешенных на территории Республики Казахстан пестицидов (ядохимикатов) при проведении мероприятий по химической обработке, повлекших массовое отравление людей и животных, гибель сельскохозяйственных посевов

грубое

3.

Загрязнение почвы, воды и растительного покрова при авариях при хранении пестицидов (ядохимикатов)

грубое

4.

Загрязнение почвы, воды и растительного покрова при авариях при транспортировке пестицидов (ядохимикатов)

грубое

5.

Несоблюдение условий хранения пестицидов (ядохимикатов) на территориях специальных хранилищ (могильников), повлекших загрязнение пестицидами (ядохимикатами) окружающей среды

грубое

Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений

1.

Наличие подтвержденной жалобы на субъекты контроля, использующие пестициды (ядохимикаты), не разрешенные к применению на территории Республики Казахстан

грубое

2.

Наличие жалобы, по рассмотрению которой государственным инспектором по защите растений приостановлена или запрещена деятельность субъекта  контроля без судебного решения в исключительных случаях на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд

грубое

3.

Наличие жалобы, по рассмотрению которой субъект контроля привлечен государственным инспектором по защите растений к административной ответственности в случае нарушения законодательства Республики Казахстан о защите растений в соответствии с законами Республики Казахстан

грубое

4.

Наличие жалобы, по рассмотрению которой субъекту контроля государственным инспектором по защите растений выписано предписание по устранению выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты растений без привлечения к административной ответственности

значительное