В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11 и пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о туристской деятельности согласно приложению к настоящему совместному приказу.
2. Признать утратившим силу совместный приказ исполняющего обязанности Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 13 сентября 2011 года № 02-02-18/179 и исполняющего обязанности Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 16 сентября 2011 года № 298 «Об утверждении критериев оценки степени рисков в сфере частного предпринимательства за соблюдением законодательства Республики Казахстан о туристской деятельности» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 7218, опубликованный в газете «Казахстанская правда» 5 ноября 2011 года № 353-354 (26744-26745).
3. Департаменту индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Дуйсенгалиев Т.Т.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 3 настоящего приказа.
4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
5. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечение десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр |
Исполняющий обязанности |
«СОГЛАСОВАН»
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
_________________ С. Айтпаева
28 июля 2015 года
Приложение
к совместному приказу
Министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 30 июня 2015 года № 743
и исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 31 июня 2015 года № 589
Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства
Республики Казахстан о туристской деятельности
1. Общие положения
1. Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о туристской деятельности (далее – Критерии) разработаны для определения показателей рисков в целях отнесения проверяемых субъектов в сфере туристской деятельности к степеням риска в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
Риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий.
Система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения проверок.
Объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта (объекта).
Субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта).
Проверямые субъекты в сфере туристской деятельности (далее – проверяемые субъекты) – туристские операторы, туристские агенты, гиды (гиды-переводчики), экскурсоводы и инструктора туризма.
3. Критерии формируются посредством объективных и субъективных критериев.
2. Объективные критерии
4. Под рисками в области туристской деятельности понимается вероятность причинения вреда жизни или здоровью туристов, сохранность их имущества и причинение ущерба окружающей среде во время путешествий, использование туризма в целях незаконной миграции и транзита в третьи страны, сексуальной, трудовой и иной эксплуатации, которое может привести к нарушению безопасности граждан.
5. В области туристской деятельности к высокой степени риска относятся физические и юридические лица осуществляющие туристскую операторскую деятельность, туристские агенты, гиды (гиды-переводчики), инструкторы туризма, экскурсоводы.
В отношении проверяемых субъектов (объектов), отнесенных к высокой степени риска, применяются выборочные, внеплановые проверки и иные формы контроля.
3. Субъективные критерии
6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
Формирование базы данных и сбор информации.
Анализ информации и оценка рисков.
7. Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
Результаты мониторинга отчетности, представляемых проверяемым субъектом, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами.
Результаты предыдущих проверок и иных форм контроля (степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сфере туристской деятельности).
Наличие информации о происшествиях, возникших по вине проверяемого субъекта и иная информация, поступившая от государственных органов.
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на проверяемых субъектов, поступивших от физических и юридических лиц, государственных органов.
8. На основании информационных источников, определенных в пункте 7 Критериев, определяются субъективные критерии согласно приложению к настоящим Критериям.
По информационному источнику «результаты предыдущих проверок» Критерии оценки степени риска делятся на следующие степени тяжести требований: грубые и значительные.
Одно невыполненное требование грубой степени приравнивается к показателю 100 и это является основанием для проведения выборочной проверки.
В случае если требований грубой степени не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель требований значительной степени.
При определении показателя нарушений значительной степени применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рз = (Р2 х 100/Р1) х 0,7
где:
Рз – показатель нарушений значительной степени;
Р1 – общее количество индикаторов значительной степени, предъявленных к проверке (анализу) проверяемому субъекту (объекту);
Р2 - количество нарушенных требований (индикаторов) значительной степени.
При определении показателя нарушений незначительной степени применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рн = (Р2 х 100/Р1) х 0,3
где:
Рн – показатель нарушений незначительной степени;
Р1 – общее количество индикаторов незначительной степени, предъявленных к проверке (анализу) проверяемому субъекту (объекту);
Р2 - количество нарушенных требований (индикаторов) незначительной степени.
Общий показатель степени риска (Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей по следующей формуле:
Р = Рз + Рн
где:
Р - общий показатель степени риска;
Рз - показатель нарушений значительной степени;
Рн - показатель нарушений незначительной степени.
По показателям степени риска проверяемый субъект относится:
К высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.
Не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
3. Заключительные положения
9. Кратность проведения выборочной проверки составляет один раз в год.
10. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
При анализе и оценке степени рисков не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
11. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
Приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.
Нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.
Приложение
к критериям оценки степени риска
за соблюдением законодательства
Республики Казахстан
о туристкой деятельности
Субъективные критерии степени риска для субъектов туристского
рынка
№ п/п |
Критерии |
Степень нарушений |
1 |
2 |
3 |
1. Результаты мониторинга отчетности, представляемых проверяемым субъектом, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями |
||
1 |
Недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама |
незначительное |
2 |
Отсутствие уведомления о начале осуществления деятельности туристского агента, гида (гида-переводчика), экскурсовода или инструктора туризма |
грубое |
2. Результаты предыдущих проверок и иных форм контроля (степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сфере туристской деятельности) |
||
1 |
Наличие лицензии на туристскую операторскую деятельность / уведомлении о начале туристской агентской деятельности, деятельности гида (гида-переводчика), экскурсовода, инструктора туризма |
грубое |
2 |
Наличие подтверждения направления в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы информации о заключенном (перезаключенном) договоре обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туристского агента в течение пяти рабочих дней с момента заключения (перезаключения) договора – для туристского агента |
значительное |
3 |
Наличие действующего договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туристского оператора и туристского агента – для туристского оператора и туристского агента |
грубое |
4 |
Наличие заключенного письменного договора на туристское обслуживание |
грубое |
5 |
Наличие сформированного туристского продукта – для туристского оператора |
значительное |
6 |
Наличие агентского договора на реализацию туристского продукта соответствующего требованиям Закона Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» – для туристского агента и туроператора. |
грубое |
7 |
Наличие не менее одного работника с туристским образованием, имеющего стаж работы не менее одного года – для туристского оператора |
значительное |
8 |
Наличие помещения для офиса на праве собственности или иных законных основаниях – для туристского оператора |
значительное |
9 |
Наличие гражданства Республики Казахстан, а также сертификата о прохождении подготовки в сфере туризма – для гида (гида-переводчика), экскурсовода и инструктора туризма |
значительное |
10 |
Наличие письменного подтверждения о своевременном предоставлении сведений туристам об особенностях путешествий, включающие в себя необходимую и достоверную информацию о правилах въезда, выезда и пребывания в стране (месте) временного пребывания, о законодательстве, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов (памятка туриста) |
грубое |
3. Наличие информации о проишествиях, возникших по вине проверяемого субъекта и иная информация, поступившая от государственных органов |
||
1 |
Наличие подтвержденной информации, поступившей от государственных органов о нарушении законодательства Республики Казахстан о туристской деятельности в Республике Казахстан |
грубое |
4. Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на проверяемых субъектов, поступивших от физических и юридических лиц, государственных органов |
||
1 |
Наличие подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены |
значительное |