В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11, пунктом 3 статьи 13 и со статьей 15 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в области проведения нефтяных операций, согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) форму проверочного листа в области проведения нефтяных операций, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Признать утратившими силу некоторые совместные приказы согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу.
3. Комитету экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление на официальное опубликование настоящего совместного приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в периодические печатные издания и в информационно-правовой системе «Әділет»;
3) направление копии настоящего совместного приказа в течение десяти календарных дней со дня его получения в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан;
4) размещение настоящего совместного приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
5. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра национальной ________________ М. Кусаинов |
Министр энергетики ____________ В. Школьник |
«СОГЛАСОВАН»
Председатель
Комитета по правовой статистике и
специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
_______________ С. Айтпаева
30 июня 2015 года
Приложение 1
к совместному приказу
и.о. Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 30 июня 2015 года № 482
и
Министра энергетики
Республики Казахстан
от 22 июня 2015 года № 421
Критерии оценки степени риска в области проведения нефтяных
операций
1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области проведения нефтяных операций (далее - Критерии) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», «О недрах и недропользовании», «О разрешениях и уведомлениях» и Методикой формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки рисков, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 343 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11082), для отнесения субъектов проверки в области проведения нефтяных операций к степеням рисков.
2. В критериях используются следующие понятия:
1) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта (объекта);
2) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
3) риск в области проведения нефтяных операций – вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий, вероятность снижения развития нефтегазового сектора, недостижение запланированного уровня добычи нефти и газа;
4) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения проверок;
5) проверяемый субъект – юридические лица, осуществляющие разведку и добычу нефти, газа и нефтегазоконденсата; а также юридические и физические лица осуществляющие деятельность по проектированию (технологическому) и (или) эксплуатации горных (разведка, добыча полезных ископаемых), нефтехимических производств, эксплуатации магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов в сфере нефти и газа.
3. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок в области проведения нефтяных операций формируются посредством объективных и субъективных критериев.
2. Объективные критерии
4. Объективные критерии в области проведения нефтяных операций формируются посредством следующих этапов:
1) определение риска;
2) распределение проверяемых субъектов (объектов) по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой) и определение степени риска, в которой будут проводиться выборочные проверки, с учетом рисков в области проведения нефтяных операций.
5. Субъекты контроля, осуществляющие разведку и добычу нефти, газа и нефтегазоконденсата по уровню сложности объекта относятся к высокой степени риска. В отношении этих субъектов проводится выборочная проверка.
Субъекты контроля, осуществляющие деятельность по проектированию (технологическому) и (или) эксплуатации горных, нефтехимических производств, эксплуатации магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, имеющие лицензию в сфере нефти и газа по уровню сложности объекта не относятся к высокой степени риска.
3. Субъективные критерии
6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
7. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления проверяемых субъектов (объектов), нарушающих законодательство Республики Казахстан.
Формирование базы данных и сбор информации будут осуществляться из следующих источников информации:
1) результаты мониторинга отчетности, представляемых проверяемым субъектом, посредством интегрированной информационной системы «Единая государственная система управления недропользованием Республики Казахстан» (далее – Результаты мониторинга отчетности);
2) результаты предыдущих проверок. При этом, степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;
3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.
8. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три показателя: грубые, значительные, незначительные.
Субъективные критерии приведены в приложении к настоящим Критериям.
9. При не выполнении одного грубого показателя субъект относится к высокой степени риска.
Если по грубому показателю подтверждение критериев не выявлено, то для определения степени риска рассчитывается суммарное значение по значительным и незначительным показателям.
10. При определении суммарного значения значительных показателей к удельному весу невыполненных критериев применяется коэффициент 0,7 и рассчитывается по формуле:
Рз = (Р2 х 100/Р1) х 0,7
где:
Рз – суммарное значение значительных показателей;
Р1 – общее количество применяемых при оценке критериев значительной степени;
Р2 – количество подтвержденных критериев значительной степени.
При определении суммарного значения незначительных показателей к удельному весу невыполненных показателей применяется коэффициент 0,3 и рассчитывается по формуле:
Рн = (Р2 х 100/Р1) х 0,3
где:
Рн – суммарное значение незначительных показателей;
Р1 – общее количество применяемых при оценке критериев незначительной степени;
Р2 - количество подтвержденных критериев незначительной степени.
Общий показатель степени риска (Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей по следующей формуле:
Р = Рз + Рн
где:
Р – общий показатель степени риска по субъективным критериям;
Рз – суммарное значение значительных показателей;
Рн – суммарное значение незначительных показателей.
По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка; неотнесенной к высокой степени риска – при показателе степени 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
При анализе и оценке степени рисков не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
Кратность проведения выборочной проверки не может быть чаще одного раза в год.
Анализ получаемых сведений и оценка по показателям осуществляется один раз в полугодие до первого числа последнего месяца полугодия. Анализируемым периодом является прошедшее полугодие.
Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за 15 календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
Списки выборочных проверок составляются с учетом:
1) приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки государственного органа.
Приложение
к Критериям оценки
степени риска
в области проведения
нефтяных операций
Субъективные критерии к оценке степени риска
Источник информации |
Критерии |
Степень показателя |
Результаты мониторинга отчетности |
Отчетность по недропользованию не своевременно представлен три и более раза |
Грубое |
Отчетность по недропользованию не своевременно представлен два раза |
Значительное |
|
Отчетность по недропользованию не своевременно представлен один раз |
Незначительное |
|
Результаты предыдущих проверок (степень тяжести устанавливается при несоблюдении перечисленных требований) |
Не соблюдение запрета по проведению поисковых, оценочных работ и работ по добыче без утвержденного (принятого) в установленном порядке проекта поисковых работ, проекта оценочных работ и проектного документа на проведение работ по добыче |
Грубое |
Не соблюдение запрета по сжиганию в факелах попутного и (или) природного газа, за исключением случаев угрозы или возникновения аварийных ситуаций, угрозы жизни персоналу или здоровью населения и окружающей среде |
Грубое |
|
Не соблюдение положений проектных документов и технологических схем на проведение операций по недропользованию, в части добычи нефти, газа, конденсата, газоконденсата, жидкости, фонда скважин, бурения скважин, ввода из бурения скважин, обводненности, системы сбора и промысловой подготовки продукции скважин, системы поддержки пластового давления |
Значительное |
|
Не соблюдение требования по представлению недропользователями сведений, указанных в Правилах ведения единой базы данных добычи и оборота нефти, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 27 января 2015 года № 40 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10456) |
Значительное |
|
Не соблюдение обязанности по представлению недропользователями отчетов о приобретенных товарах, работах и услугах |
Значительное |
|
Не соблюдение запрета по проведению промышленной разработки нефтегазовых месторождений без переработки и (или) утилизации попутного и (или) природного газа |
Значительное |
|
Не соблюдение обязанности предусматривать программы развития переработки попутного газа |
Значительное |
|
Отсутствие и (или) несоблюдение условий разрешения на проведение нефтяных операций на море и внутренних водоемах |
Значительное |
|
Не соблюдение обязанности по проведению разработки месторождений углеводородов в соответствии с едиными правилами по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче полезных ископаемых, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2011 года № 123, в части соблюдения нормы отбора углеводородного сырья предусмотренных проектным документом, соблюдения условий эксплуатации скважины, наличие первичной документации (рапорта, журналы и т.д.) по учету добычи нефти, газа, газоконденсата, жидкости, газового фактора и других |
Незначительное |
|
Не осуществление строительства необходимых промысловых объектов и иных объектов инфраструктуры, необходимых для добычи, подготовки, хранения и транспортировки углеводородов от места добычи и хранения до места перевалки в магистральный трубопровод и (или) на другой вид транспорта, в соответствии с проектными документами, утверждаемыми в установленном порядке |
Незначительное |
|
Не соблюдение обязанности по представлению недропользователями программ закупа товаров, работ и услуг на предстоящий год |
Незначительное |
|
Не направление отчета о выполнении программ развития переработки попутного газа |
Незначительное |
|
Отсутствие и (или) несоблюдение условий уведомления на проведение морских научных исследований |
Незначительное |
|
Не соблюдение обязанности по осуществлению недропользователями и их подрядчиками, а также лицами, уполномоченными недропользователями процедур, связанных с приобретением товаров, работ и услуг, любым из способов, указанных в пункте 1 статьи 77 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», на территории Республики Казахстан |
Незначительное |
|
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений; |
Наличие трех и более подтвержденных жалоб и обращений |
Грубое |
Наличие двух подтвержденных жалоб и обращений |
Значительное |
|
Наличие одной подтвержденной жалобы и обращения |
Незначительное |
Приложение 2
к совместному приказу
и.о. Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 30 июня 2015 года № 482
и
Министра энергетики
Республики Казахстан
от 22 июня 2015 года № 421
форма
Проверочный лист в области проведения нефтяных операций (наименование однородной группы проверяемых субъектов (объектов))
Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ________________________
_____________________________________________________________________
(ИИН), БИН проверяемого субъекта (объекта) __________________________
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
_____________________________________________________________________
№ |
Перечень требований |
Требуется |
Не требуется |
Соответствует требованиям |
Не соответствует требованиям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
В отношении субъектов контроля в области проведения нефтяных операций при разведке, пробной эксплуатации, опытно-промышленной и промышленной эксплуатации нефтяных и газовых месторождений |
|||||
1. |
Соблюдение запрета по проведению поисковых, оценочных работ и работ по добыче без утвержденного (принятого) в установленном порядке проекта поисковых работ, проекта оценочных работ и проектного документа на проведение работ по добыче |
||||
2. |
Соблюдение запрета по сжиганию в факелах попутного и (или) природного газа, за исключением случаев угрозы или возникновения аварийных ситуаций, угрозы жизни персоналу или здоровью населения и окружающей среде |
||||
3. |
Соблюдение положений проектных документов и технологических схем на проведение операций по недропользованию, в части добычи нефти, газа, конденсата, газоконденсата, жидкости, фонда скважин, бурения скважин, ввода из бурения скважин, обводненности, системы сбора и промысловой подготовки продукции скважин, системы поддержки пластового давления |
||||
4. |
Соблюдение требования по представлению недропользователями сведений, указанных в Правилах ведения единой базы данных добычи и оборота нефти, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 27 января 2015 года № 40 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10456) |
||||
5. |
Соблюдение обязанности по представлению недропользователями отчетов о приобретенных товарах, работах и услугах |
||||
6. |
Соблюдение запрета по проведению промышленной разработки нефтегазовых месторождений без переработки и (или) утилизации попутного и (или) природного газа |
||||
7. |
Соблюдение обязанности предусматривать программы развития переработки попутного газа |
||||
8. |
Наличие и (или) соблюдение условий разрешения на проведение нефтяных операций на море и внутренних водоемах |
||||
9. |
Соблюдение обязанности по проведению разработки месторождений углеводородов в соответствии с едиными правилами по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче полезных ископаемых, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2011 года № 123, в части соблюдения нормы отбора углеводородного сырья предусмотренных проектным документом, соблюдения условий эксплуатации скважины, наличие первичной документации (рапорта, журналы и т.д.) по учету добычи нефти, газа, газоконденсата, жидкости, газового фактора и других |
||||
10. |
Осуществление строительства необходимых промысловых объектов и иных объектов инфраструктуры, необходимых для добычи, подготовки, хранения и транспортировки углеводородов от места добычи и хранения до места перевалки в магистральный трубопровод и (или) на другой вид транспорта, в соответствии с проектными документами, утверждаемыми в установленном порядке |
||||
11. |
Соблюдение обязанности по представлению недро-пользователями программ закупа товаров, работ и услуг на предстоящий год |
||||
12. |
Направление отчета о выполнении программ развития переработки попутного газа |
||||
13. |
Наличие и (или) соблюдение условий уведомления на проведение морских научных исследований |
||||
14. |
Соблюдение обязанности по осуществлению недропользователями и их подрядчиками, а также лицами, уполномоченными недропользователями процедур, связанных с приобретением товаров, работ и услуг, любым из способов, указанных в пункте 1 статьи 77 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», на территории Республики Казахстан |
||||
В отношении юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность по проектированию (технологическому) и (или) эксплуатации горных (разведка, добыча полезных ископаемых), нефтехимических производств, эксплуатацию магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов |
|||||
15. |
Наличие производственной базы (здания, помещения) на праве собственности или иных законных основаниях, которая должна быть технически оснащена в соответствии с заявленными подвидами деятельности |
||||
16. |
Наличие контракта или иного законного основания права на недропользование, инженерных сооружений, механизмов, специализированной техники и оборудования, измерительного оборудования для контролирования технологического процесса при добыче нефти, газа, нефтегазоконденсата |
||||
17. |
Наличие скважинных приборов и зондов, наземной аппаратуры для регистрации показаний приборов и зондов, специального кабеля, лебедки для спускоподъемных операций в скважине; для сейсморазведочных работ – наличие сейсмостанции или другого сейсморазведочного оборудования при ведении технологических работ (промысловые исследования; сейсморазведочные работы; геофизические работы) на месторождениях углеводородного сырья: для промысловых исследований и геофизических работ |
||||
18. |
Наличие: 1) лицензии либо договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на работу со взрывчатыми веществами; |
||||
19. |
Наличие бурового (в том числе плавучего на море и внутренних водоемах) оборудования, долота, буровых труб, противовыбросового оборудования, подъемных агрегатов при бурении скважин на месторождениях углеводородного сырья на суше; на море; на внутренних водоемах |
||||
20. |
Наличие специализированной техники и оборудования при подземном ремонте (текущего; капитального) скважин на месторождениях |
||||
21. |
Наличие подъемных транспортных средств, цементировочного агрегата, специализированной техники и оборудования, механизмов и инструментов при цементации; испытании; освоении, опробовании скважин на месторождениях углеводородного сырья |
||||
22 |
Наличие комплекса технических средств, специализированной техники и оборудования при повышении нефтеотдачи нефтяных пластов и увеличения производительности скважин |
||||
23 |
Наличие специализированной техники и оборудования для сбора нефти на суше; нефтесборного устройства на море, плавающих резервуаров и боновых заграждений при работах по предотвращению и ликвидации разливов на месторождениях углеводородного сырья на суше; на море |
||||
24 |
Наличие специализированной техники и оборудования, цементировочного агрегата и противовыбросового оборудования при консервации; ликвидации скважин на месторождениях углеводородного сырья |
||||
25 |
Наличие лаборатории, аттестованной в установленном законодательством Республики Казахстан порядке или договора на обслуживание с аккредитованной лабораторией по контролю соответствия продукции стандартам, нормам и техническим условиям при эксплуатации нефтехимических производств |
||||
26 |
Наличие технологического регламента выполнения лицензируемого вида и подвидов деятельности (работ) |
||||
27 |
Наличие служб или ответственных лиц, обеспечивающих: |
||||
28 |
Наличие квалификационного состава технических руководителей и специалистов, отвечающих соответствующему образовательному уровню |
||||
29 |
Наличие механизмов, технологических линий, установок подготовки, переработки сырья, специально оборудованных складов, помещений и емкостей для хранения сырья, готовой продукции при эксплуатации нефтехимических производств |
||||
30 |
Наличие лицензионного программного обеспечения используемого для проектирования и специализированной техники и оборудования при составлении проектных документов; технологических регламентов; технико-экономического обоснования проектов для месторождений углеводородного сырья; проектирования (технологического) нефтехимических производств |
Должностное (ые) лицо (а) ______________ _________ ____________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
______________ _________ ____________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Руководитель
проверяемого субъекта _________________________ ______________
(Ф.И.О., должность) (подпись)
Приложение 3
к совместному приказу
и.о. Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 30 июня 2015 года № 482
и
Министра энергетики
Республики Казахстан
от 22 июня 2015 года № 421
Перечень
утративших силу некоторых совместных приказов Министра
нефти и газа Республики Казахстан и Министра экономического
развития и торговли Республики Казахстан
1. Совместный приказ Министра нефти и газа Республики Казахстан от 25 августа 2011 года № 149 и и.о. Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 31 августа 2011 года № 272 «Об утверждении критериев оценки степени риска в сфере частного предпринимательства в области проведения нефтяных операций» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7177, опубликован в газете «Казахстанская правда» от 15 октября 2011 г., № 330-331 (26721-26722).
2. Совместный приказ Министра нефти и газа Республики Казахстан от 25 августа 2011 года № 150 и и.о. Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 31 августа 2011 года № 273 «Об утверждении форм проверочных листов в сфере частного предпринимательства в области проведения нефтяных операций» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7178, опубликован в газете «Казахстанская правда» от 15 октября 2011 г., № 330-331 (26721-26722).
3. Пункты 1, 2 Перечня нормативных правовых актов Министерства нефти и газа Республики Казахстан и Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан, в которые вносятся изменения, утвержденною совместным приказом Министра нефти и газа Республики Казахстан от 11 июля 2013 года № 123 и и.о. Министра регионального развития Республики Казахстан от 16 июля 2013 года № 135/НҚ «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства нефти и газа Республики Казахстан и Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8619, опубликован в газете «Казахстанская правда» от 11 сентября 2013 года № 271 (27545).