Об утверждении Правил организации и деятельности государственной системы гражданской защиты

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 149. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 мая 2015 года № 11097

Действующий

      В соответствии с подпунктом 70-1) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты.
      2. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Петров В.В.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа, его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әдiлет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан Божко В.К.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    К. Касымов

Согласован
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
_________________ А. Мамытбеков
2 марта 2015 года

Согласован
Министр образования и науки
Республики Казахстан
_________________ А. Саринжипов
18 марта 2015 года

Согласован
Министр здравоохранения и социального развития
Республики Казахстан
_________________ Т. Дуйсенова
1 апреля 2015 года

Согласован
Министр по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
_________________ А. Исекешев
20 апреля 2015 года

Согласован
Министр финансов
Республики Казахстан
_________________ Б. Султанов
7 апреля 2015 года

Согласован
Министр обороны
Республики Казахстан
_______________ И. Тасмагамбетов
26 марта 2015 года

Согласован
Министр иностранных дел
Республики Казахстан
_________________ Е. Идрисов
8 апреля 2015 года

Согласован
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
_________________ Е. Досаев
12 марта 2015 года

Согласован
Министр энергетики
Республики Казахстан
_________________ В. Школьник
16 марта 2015 года


Утверждены        
приказом Министра    
внутренних дел      
Республики Казахстан   
от 24 февраля 2015 года № 149

Правила
организации и деятельности
государственной системы гражданской защиты

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 70-1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите» (далее - Закон) и определяют основные задачи, структуру и порядок организации деятельности в Республике Казахстан государственной системы гражданской защиты.
      2. Государственная система гражданской защиты (далее – ГСГЗ) – совокупность органов управления, сил и средств гражданской защиты, предназначенных для реализации общегосударственного комплекса мероприятий по защите населения, объектов и территории Республики Казахстан от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
      Предупреждение чрезвычайных ситуаций социального характера, межнациональных конфликтов, религиозного экстремизма и терроризма в компетенцию ГСГЗ не входят.
      3. Основные задачи ГСГЗ определены пунктом 1 статьи 3 Закона.

2. Структура и состав подсистем ГСГЗ

      4. ГСГЗ включает в себя территориальные и отраслевые подсистемы и имеет три уровня: республиканский, территориальный и объектовый.
      5. Территориальные подсистемы ГСГЗ соответствуют принятому административно-территориальному делению.
      Каждая территориальная подсистема предназначена для организации и ведения гражданской защиты на подведомственной территории и включает комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций области (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения), территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, орган повседневного управления (единые дежурно-диспетчерские службы «112», дежурно-диспетчерские службы), силы и средства отраслевых подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
      Структуры территориальных подсистем определяются решениями акимов.
      Задачи, организация и порядок функционирования территориальных подсистем, порядок взаимодействия государственных органов при объектовых и местных чрезвычайных ситуациях определяются положениями, утверждаемыми местными исполнительными органами по согласованию с территориальным подразделением ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.
      6. Отраслевые подсистемы ГСГЗ создаются центральными исполнительными органами для организации работы по выполнению мероприятий гражданской защиты в пределах своей компетенции.
      Структуры отраслевых подсистем, их задачи определяются соответствующими центральными исполнительными органами Республики Казахстан и закрепляются в положениях об этих подсистемах.
      При этом каждая отраслевая подсистема, ее звенья исходя из структуры включают в себя, руководящие органы, органы повседневного управления (дежурно-диспетчерские службы), силы и средства контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах и наблюдения за состоянием природной среды, силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
      Координацию действий организаций, органов и служб в этой сфере осуществляют комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций центральных исполнительных органов Республики Казахстан
(далее - отраслевые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций), рекомендации которых учитываются руководящими органами отрасли при принятии решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
      7. К республиканскому уровню ГСГЗ относятся: Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган в сфере гражданской защиты и его ведомство, а также иные центральные исполнительные органы, центральные дежурно-диспетчерские пункты, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мобильные пункты управления и связи. Координацию их действий в рамках ГСГЗ осуществляет Межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, решения которой носят рекомендательный характер.
      8. К территориальному уровню ГСГЗ относятся: местные исполнительные органы, территориальные подразделения центральных исполнительных органов Республики Казахстан в отраслевых подсистемах, территориальные подразделения (департаменты областей (города республиканского значения, столицы), управления городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, районные и городские Управления (отделы) по чрезвычайным ситуациям) ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, дежурно-диспетчерские службы организаций, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на данной территории. Координацию их деятельности осуществляют соответствующие территориальные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, решения которых носят рекомендательный характер.
      9. К объектовому уровню ГСГЗ относятся: организации, дежурно-диспетчерские службы организаций, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на данной территории. Координацию их деятельности осуществляют руководители организаций (объектов).
      10. В решении задач по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей и окружающей природной среды в условиях чрезвычайной ситуации на всех уровнях имеют право участвовать на добровольной основе общественные объединения в соответствии с законодательством Республики Казахстан и их уставами. Задачи решают путем пропаганды знаний в сфере гражданской защиты среди населения, участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций при наличии статуса спасателя или добровольного пожарного, представления гуманитарной и иной помощи.

3. Руководство и органы управления ГСГЗ

      11. Руководство ГСГЗ осуществляют в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона.
      12. В целях выработки предложений по формированию и проведению единой государственной политики в сфере гражданской защиты создаются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе:
      1) межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      2) территориальные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций областей (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения);
      3) отраслевые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций центральных исполнительных органов Республики Казахстан;
      4) эвакуационные и эвакоприемные комиссии центральных и местных исполнительных органов;
      5) эвакуационные комиссии организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, создаваемые по решению их руководителей.
      Структура и состав межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также положение об ее функционировании определяются в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона.
      Структура и состав отраслевых и территориальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также положения о них определяются решениями центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан.
      Структура и состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий центральных и местных исполнительных органов, при необходимости их создания, определяется решениями соответствующих руководителей центральных и местных исполнительных органов.
      13. Органы повседневного управления ГСГЗ осуществляют управление и контроль за функционированием подсистем и звеньев ГСГЗ.
      Размещение органов повседневного управления ГСГЗ осуществляется в пунктах управления, которые оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
      14. Службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования состоят из:
      дежурно-диспетчерских служб ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
      дежурных служб центральных и местных исполнительных органов;
      дежурно-диспетчерских служб потенциально опасных объектов;
      органов, осуществляющих государственный надзор за радиационной и ядерной безопасностью;
      органов, осуществляющих государственный контроль в области промышленной безопасности за ведением нефтяных операций на море и внутренних водоемах;
      органов, осуществляющих контроль за безопасной эксплуатацией транспорта;
      органов, осуществляющих архитектурно-строительный контроль;
      органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
      органов, осуществляющих государственный контроль в области ветеринарии, фитосанитарии, карантина животных и растений;
      службы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, в том числе по гидрометеорологии и загрязнению природной среды;
      органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;
      служб республиканской системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
      служб мониторинга селей, оползней и лавин;
      служб мониторинга лесных и степных пожаров.
      15. Силы и средства гражданской защиты, привлекаемые на ликвидацию чрезвычайной ситуации состоят из:
      воинских частей гражданской обороны;
      аварийно-спасательных служб и формирований;
      подразделений государственной и негосударственной противопожарной службы;
      авиации уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
      единых дежурно-диспетчерских служб «112»;
      служб обеспечения селевой, паводковой и снеголавинной безопасности;
      формирований гражданской защиты;
      сил и средств привлекаемых от органов внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований;
      материально-технического имущества, применяемого для защиты населения и оснащения сил гражданской защиты.

4. Порядок организации деятельности ГСГЗ
в различных режимах функционирования

      16. Деятельность ГСГЗ включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по гражданской защите в мирное и военное время.
      В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
      B зависимости от обстановки подсистемы и звенья ГСГЗ могут функционировать одновременно в различных режимах.
      1) Режим повседневной деятельности – порядок функционирования ГСГЗ, ее территориальных и отраслевых подсистем на подведомственной территории, характеризующейся отсутствием угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.
      В режиме повседневной деятельности органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:
      прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
      сбор, обработка и обмен информацией о защите населения, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций;
      разработка планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      разработка и реализация мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
      планирование действий органов управления и сил гражданской защиты, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
      подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
      пропаганда знаний в сфере гражданской защиты;
      создание, размещение, хранение и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
      проведение в пределах своих полномочий государственного контроля и надзора в сфере гражданской защиты;
      2) Режим повышенной готовности – порядок функционирования ГСГЗ, ее отдельных подсистем, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
      В режиме повышенной готовности органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:
      прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
      корректировка планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил гражданской защиты в пунктах управления;
      сбор, обработка и передача органам управления и силам гражданской защиты данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование государственных органов и населения о способах защиты от них;
      принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях;
      восполнение необходимых резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
      проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
      3) Режим чрезвычайной ситуации – порядок функционирования ГСГЗ, ее отдельных подсистем, вводимый при возникновении чрезвычайной ситуации и ее ликвидации.
      В режиме чрезвычайной ситуации органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:
      введение в действие (реализация, исполнение) планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их корректировка;
      прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
      оповещение руководителей центральных и местных исполнительных органов, организаций, а также населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и их последствий;
      организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, всестороннему обеспечению действий сил и средств гражданской защиты, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан, привлечение сил и средств органов внутренних дел и Национальной гвардии, других войск и воинских формирований, общественных объединений и населения, применение Вооруженных Сил Республики Казахстан для ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
      сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и ходе проведения работ по ее ликвидации;
      организация и поддержание взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
      проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
      Решения о введении того или иного режима функционирования ГСГЗ, ее подсистем и звеньев принимают руководство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и его ведомства, руководящие органы ГСГЗ различного уровня по согласованию с территориальными подразделениями (департаментами областей (города республиканского значения, столицы), управлениями городов областного значения, районными отделами по чрезвычайным ситуациям ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты) с учетом конкретной обстановки.

5. Подготовка и обучение в системе ГСГЗ

      17. В целях совершенствования организации ГСГЗ, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренировки. Вид учений и тренировок, их сроки, масштабы и планы проведений утверждаются соответствующими первыми руководителями - начальниками гражданской обороны.
      18. Обучение руководящего состава и специалистов органов управления гражданской защиты, населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, а также их подготовка и переподготовка осуществляется в соответствии со статьей 46 Закона.
      Обучение и проверка знаний (экзамены) специалистов, работников опасных производственных объектов, а также аттестованных, проектных организаций и иных организаций, привлекаемых для работы на опасных производственных объектах, производятся в учебном центре опасного производственного объекта или учебной организации при наличии у них аттестата, предоставляющего право на подготовку, переподготовку специалистов, работников в области промышленной безопасности, выданного в порядке, установленном статьями 7279 Закона.
      19. Выполнение мероприятий государственных программ, направленных на обеспечении безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и обеспечения устойчивости функционирования объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях, осуществляется соответствующими центральными и местными исполнительными органами в целях координации финансовой, кредитно-инвестиционной политики для предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения их дестабилизирующего воздействия, а также в целях подготовки к ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и других бедствий.

6. Порядок информирования об угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций

      20. Информационное обеспечение деятельности ГСГЗ осуществляется информационной системой. Оповещение населения и органов управления осуществляется в порядке определенном статьей 5 Закона.
      21. Информирование о возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется в следующем порядке.
      При возникновении чрезвычайной ситуации информация о факте чрезвычайной ситуации и обстановке передается:
      аппаратами акимов всех уровней, организациями, а также населением - незамедлительно в территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
      организациями - незамедлительно в центральные исполнительные органы в соответствии с их полномочиями;
      территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты - незамедлительно в Государственное учреждение «Республиканский кризисный центр» Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
      центральными исполнительными органами - в Государственное учреждение «Республиканский кризисный центр» Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан о чрезвычайных ситуациях в подведомственных организациях.
      В случае возникновения глобальных и региональных чрезвычайных ситуаций информация о них дополнительно передается:
      территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты – акимам граничащих административно-территориальных единиц Республики Казахстан, через соответствующие территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
      уполномоченным органом в сфере гражданской защиты - незамедлительно в Правительство Республики Казахстан, в центральные исполнительные органы в соответствии с их полномочиями.

7. Порядок организации ликвидации чрезвычайных ситуаций

      22. Непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенный в соответствии со статьей 50 Закона.
      23. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами территориальной и отраслевой подсистемы ГСГЗ, на территории и объектах на которых они возникли.
      24. Силы гражданской защиты привлекаются уполномоченным органом в сфере гражданской защиты, руководящими органами ГСГЗ различных уровней для проведения в пределах их возможностей работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как в различных регионах страны, так и для оказания помощи за рубежом по решению Правительства Республики Казахстан.
      Силы постоянной готовности, не содержащиеся за счет республиканского и местных бюджетов, привлекаются по мере необходимости к выполнению спасательных и неотложных работ по решению руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.
      Привлечение сил и средств органов внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и планами действия (взаимодействия) по ликвидации чрезвычайных ситуаций.