Об утверждении Правил организации и деятельности государственной системы гражданской защиты

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 149. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 мая 2015 года № 11097.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 70-1) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года "О гражданской защите" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты.

      2. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Петров В.В.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа, его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әдiлет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан Божко В.К.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

К. Касымов


      Согласован

      Министр сельского хозяйства

      Республики Казахстан

      _________________ А. Мамытбеков

      2 марта 2015 года


      Согласован

      Министр здравоохранения и социального развития

      Республики Казахстан

      _________________ Т. Дуйсенова

      1 апреля 2015 года


      Согласован

      Министр финансов

      Республики Казахстан

      _________________ Б. Султанов

      7 апреля 2015 года


      Согласован

      Министр иностранных дел

      Республики Казахстан

      _________________ Е. Идрисов

      8 апреля 2015 года


      Согласован

      Министр энергетики

      Республики Казахстан

      _________________ В. Школьник

      16 марта 2015 года


      Согласован

      Министр образования и науки

      Республики Казахстан

      _________________ А. Саринжипов

      18 марта 2015 года


      Согласован

      Министр по инвестициям и развитию

      Республики Казахстан

      _________________ А. Исекешев

      20 апреля 2015 года


      Согласован

      Министр обороны

      Республики Казахстан

      _______________ И. Тасмагамбетов

      26 марта 2015 года


      Согласован

      Министр национальной экономики

      Республики Казахстан

      _________________ Е. Досаев

      12 марта 2015 года


  Утверждены
приказом Министра
внутренних дел
Республики Казахстан
от 24 февраля 2015 года № 149

Правила
организации и деятельности
государственной системы гражданской защиты

Глава 1. Общие положения

      Сноска. Заголовок главы 1 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Настоящие Правила организации и деятельности государственной системы гражданской защиты (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 70-1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года "О гражданской защите" (далее - Закон) и определяют основные задачи, структуру и порядок организации деятельности в Республике Казахстан государственной системы гражданской защиты.

      2. Государственная система гражданской защиты (далее – ГСГЗ) – совокупность органов управления, сил и средств гражданской защиты, предназначенных для реализации общегосударственного комплекса мероприятий по защите населения, объектов и территории Республики Казахстан от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

      Предупреждение чрезвычайных ситуаций социального характера, межнациональных конфликтов, религиозного экстремизма и терроризма в компетенцию ГСГЗ не входят.

      3. Основные задачи ГСГЗ определены пунктом 1 статьи 3 Закона.

Глава 2. Структура и состав подсистем ГСГЗ

      Сноска. Заголовок главы 2 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. ГСГЗ включает в себя территориальные и отраслевые подсистемы и имеет три уровня: республиканский, территориальный и объектовый.

      5. Территориальные подсистемы ГСГЗ соответствуют принятому административно-территориальному делению.

      Каждая территориальная подсистема предназначена для организации и ведения гражданской защиты на подведомственной территории и включает комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций области (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения), территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, орган повседневного управления (единые дежурно-диспетчерские службы "112", дежурно-диспетчерские службы), силы и средства отраслевых подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

      Структуры территориальных подсистем определяются решениями акимов.

      Задачи, организация и порядок функционирования территориальных подсистем, порядок взаимодействия государственных органов при объектовых и местных чрезвычайных ситуациях определяются положениями, утверждаемыми местными исполнительными органами по согласованию с территориальным подразделением уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.

      Сноска. Пункт 5 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6. Отраслевые подсистемы ГСГЗ создаются центральными исполнительными органами для организации работы по выполнению мероприятий гражданской защиты в пределах своей компетенции.

      Структуры отраслевых подсистем, их задачи определяются соответствующими центральными исполнительными органами Республики Казахстан и закрепляются в положениях об этих подсистемах.

      При этом каждая отраслевая подсистема, ее звенья исходя из структуры включают в себя, руководящие органы, органы повседневного управления (дежурно-диспетчерские службы), силы и средства контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах и наблюдения за состоянием природной среды, силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

      Сноска. Пункт 6 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      7. К республиканскому уровню ГСГЗ относятся: Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган в сфере гражданской защиты и его ведомства, а также иные центральные исполнительные органы в пределах своей компетенции, центральные дежурно-диспетчерские пункты, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мобильные пункты управления и связи. Координацию их действий в рамках ГСГЗ осуществляет Межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, решения которой носят рекомендательный характер.

      Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8. К территориальному уровню ГСГЗ относятся: местные исполнительные органы, территориальные подразделения центральных исполнительных органов Республики Казахстан в отраслевых подсистемах в пределах своей компетенции, территориальные подразделения (департаменты областей (городов республиканского значения, столицы), Управления городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, районные и городские Управления (отделы) по чрезвычайным ситуациям) уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, дежурно-диспетчерские службы организаций, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на данной территории. Координацию их деятельности осуществляют соответствующие территориальные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, решения которых носят рекомендательный характер.

      Сноска. Пункт 8 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. К объектовому уровню ГСГЗ относятся: организации, дежурно-диспетчерские службы организаций, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на данной территории. Координацию их деятельности осуществляют руководители организаций (объектов).

      10. В решении задач по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей и окружающей природной среды в условиях чрезвычайной ситуации на всех уровнях имеют право участвовать на добровольной основе общественные объединения в соответствии с законодательством Республики Казахстан и их уставами. Задачи решают путем пропаганды знаний в сфере гражданской защиты среди населения, участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций при наличии статуса спасателя или добровольного пожарного, представления гуманитарной и иной помощи.

Глава 3. Руководство и органы управления ГСГЗ

      Сноска. Заголовок главы 3 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      11. Руководство ГСГЗ осуществляют в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона.

      12. В целях выработки предложений по формированию и проведению единой государственной политики в сфере гражданской защиты создаются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе:

      1) межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      2) территориальные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций областей (городов республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения);

      3) эвакуационные и эвакоприемные комиссии центральных и местных исполнительных органов;

      4) эвакуационные комиссии организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, создаваемые по решению их руководителей.

      Структура и состав межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также положение об ее функционировании определяются в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона.

      Структура и состав территориальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также положения о них определяются решениями местных исполнительных органов Республики Казахстан.

      Структура и состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий центральных и местных исполнительных органов, при необходимости их создания, определяется решениями соответствующих руководителей центральных и местных исполнительных органов.

      Сноска. Пункт 12 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      13. Органы повседневного управления ГСГЗ осуществляют управление и контроль за функционированием подсистем и звеньев ГСГЗ.

      Размещение органов повседневного управления ГСГЗ осуществляется в пунктах управления, которые оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.

      14. Службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования состоят из:

      дежурно-диспетчерских служб уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;

      дежурных служб центральных и местных исполнительных органов;

      дежурно-диспетчерских служб потенциально опасных объектов;

      органов, осуществляющих государственный надзор за радиационной и ядерной безопасностью;

      органов, осуществляющих государственный контроль в области промышленной безопасности за ведением нефтяных операций на море и внутренних водоемах;

      органов, осуществляющих контроль за безопасной эксплуатацией транспорта;

      органов, осуществляющих архитектурно-строительный контроль;

      органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

      органов, осуществляющих государственный контроль в области ветеринарии, фитосанитарии, карантина животных и растений;

      службы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, в том числе по гидрометеорологии и загрязнению природной среды;

      органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;

      служб республиканской системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;

      служб мониторинга селей, оползней и лавин;

      служб мониторинга лесных и степных пожаров.

      Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      15. Силы и средства гражданской защиты, привлекаемые на ликвидацию чрезвычайной ситуации состоят из:

      воинских частей гражданской обороны;

      аварийно-спасательных служб и формирований;

      подразделений государственной и негосударственной противопожарной службы;

      авиации уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;

      служб обеспечения селевой, паводковой и снеголавинной безопасности;

      формирований гражданской защиты;

      сил и средств привлекаемых от органов внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований;

      материально-технического имущества, применяемого для защиты населения и оснащения сил гражданской защиты.

      Сноска. Пункт 15 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 10.11.2015 № 899 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. Порядок организации деятельности ГСГЗ в различных режимах функционирования

      Сноска. Заголовок главы 4 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      16. Деятельность ГСГЗ включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по гражданской защите в мирное и военное время.

      В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

      B зависимости от обстановки подсистемы и звенья ГСГЗ могут функционировать одновременно в различных режимах.

      1) Режим повседневной деятельности – порядок функционирования ГСГЗ, ее территориальных и отраслевых подсистем на подведомственной территории, характеризующейся отсутствием угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

      В режиме повседневной деятельности органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:

      прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

      сбор, обработка и обмен информацией о защите населения, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций;

      разработка планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      разработка и реализация мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

      планирование действий органов управления и сил гражданской защиты, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

      подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

      пропаганда знаний в сфере гражданской защиты;

      создание, размещение, хранение и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      проведение в пределах своих полномочий государственного контроля и надзора в сфере гражданской защиты;

      2) Режим повышенной готовности – порядок функционирования ГСГЗ, ее отдельных подсистем, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

      В режиме повышенной готовности органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:

      прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      корректировка планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил гражданской защиты в пунктах управления;

      сбор, обработка и передача органам управления и силам гражданской защиты данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование государственных органов и населения о способах защиты от них;

      принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях;

      восполнение необходимых резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

      3) Режим чрезвычайной ситуации – порядок функционирования ГСГЗ, ее отдельных подсистем, вводимый при возникновении чрезвычайной ситуации и ее ликвидации.

      В режиме чрезвычайной ситуации органами управления гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:

      введение в действие (реализация, исполнение) планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их корректировка;

      прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      оповещение руководителей центральных и местных исполнительных органов, организаций, а также населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, всестороннему обеспечению действий сил и средств гражданской защиты, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан, привлечение сил и средств органов внутренних дел и Национальной гвардии, других войск и воинских формирований, общественных объединений и населения, применение Вооруженных Сил Республики Казахстан для ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

      сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и ходе проведения работ по ее ликвидации;

      организация и поддержание взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

      Решения о введении того или иного режима функционирования ГСГЗ, ее подсистем и звеньев принимают руководство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, руководящие органы ГСГЗ различного уровня по согласованию с территориальными подразделениями (департаментами областей (городов республиканского значения, столицы), управлениями городов областного значения, районными отделами по чрезвычайным ситуациям уполномоченного органа в сфере гражданской защиты) с учетом конкретной обстановки.

      Сноска. Пункт 16 с изменениями, внесенными приказами Министра внутренних дел РК от 13.12.2019 № 1064 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 5. Подготовка и обучение в системе ГСГЗ

      Сноска. Заголовок главы 5 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      17. В целях совершенствования организации ГСГЗ, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренировки. Вид учений и тренировок, их сроки, масштабы и планы проведений утверждаются соответствующими первыми руководителями - начальниками гражданской обороны.

      18. Обучение руководящего состава и специалистов органов управления гражданской защиты, населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, а также их подготовка и переподготовка осуществляется в соответствии со статьей 46 Закона.

      Обучение и проверка знаний (экзамены) специалистов, работников опасных производственных объектов, а также аттестованных, проектных организаций и иных организаций, привлекаемых для работы на опасных производственных объектах, производятся в учебном центре опасного производственного объекта или учебной организации при наличии у них аттестата, предоставляющего право на подготовку, переподготовку специалистов, работников в области промышленной безопасности, выданного в порядке, установленном статьями 72, 79 Закона.

      19. Выполнение мероприятий государственных программ, направленных на обеспечении безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и обеспечения устойчивости функционирования объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях, осуществляется соответствующими центральными и местными исполнительными органами в целях координации финансовой, кредитно-инвестиционной политики для предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения их дестабилизирующего воздействия, а также в целях подготовки к ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и других бедствий.

Глава 6. Порядок информирования об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций

      Сноска. Заголовок главы 6 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      20. Информационное обеспечение деятельности ГСГЗ осуществляется информационной системой. Оповещение населения и органов управления осуществляется в порядке определенном статьей 5 Закона.

      21. Информирование о возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется в следующем порядке:

      1) при возникновении чрезвычайной ситуации информация о факте чрезвычайной ситуации и обстановке передается:

      аппаратами акимов всех уровней, организациями, а также населением – незамедлительно в территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;

      организациями – незамедлительно в центральные исполнительные органы в соответствии с их полномочиями;

      территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере гражданской защиты – незамедлительно в Центр управления в кризисных ситуациях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;

      центральными исполнительными органами – в Центр управления в кризисных ситуациях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан о чрезвычайных ситуациях в подведомственных организациях;

      2) в случае возникновения глобальных и региональных чрезвычайных ситуаций информация о них дополнительно передается:

      территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере гражданской защиты – акимам граничащих административно-территориальных единиц Республики Казахстан, через соответствующие территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;

      уполномоченным органом в сфере гражданской защиты – незамедлительно в Правительство Республики Казахстан, в центральные исполнительные органы в соответствии с их полномочиями.

      Сноска. Пункт 21 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 7. Порядок организации ликвидации чрезвычайных ситуаций

      Сноска. Заголовок главы 7 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.01.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      22. Непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенный в соответствии со статьей 50 Закона.

      23. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами территориальной и отраслевой подсистемы ГСГЗ, на территории и объектах на которых они возникли.

      24. Силы гражданской защиты привлекаются уполномоченным органом в сфере гражданской защиты, руководящими органами ГСГЗ различных уровней для проведения в пределах их возможностей работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как в различных регионах страны, так и для оказания помощи за рубежом по решению Правительства Республики Казахстан.

      Силы постоянной готовности, не содержащиеся за счет республиканского и местных бюджетов, привлекаются по мере необходимости к выполнению спасательных и неотложных работ по решению руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.

      Привлечение сил и средств органов внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и планами действия (взаимодействия) по ликвидации чрезвычайных ситуаций.