В соответствии с подпунктом 41-37) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить прилагаемые Правила организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на офицальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан А. Исекешев
«СОГЛАСОВАН»
Министр здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
__________________ Дуйсенова Т.К.
13 апреля 2015 года
Утверждены
приказом Министра
по инвестиции и развитию
Республики Казахстан
от 20 марта 2015 года № 308
Правила
организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-37) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (далее - Закон) и определяют порядок организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан.
2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
1) авиационный учебный центр - юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала;
2) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;
3) особо важные полеты - статус, присваиваемый уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами полетам воздушных судов, а также маршрутам (рейсам) их следования при воздушных перевозках охраняемых лиц Республики Казахстан;
4) член кабинного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, которое в интересах безопасности и в целях обслуживания пассажиров и (или) перевозки грузов выполняет обязанности на борту воздушного судна, поручаемые ему эксплуатантом или командиром воздушного судна, но не являющийся членом летного экипажа;
5) опасные грузы - изделия или вещества, которые способны создавать угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей среды и которые указаны в перечне опасных грузов, предназначенных для перевозки на гражданских воздушных судах, утвержденным приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 79 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6805), в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху Международной организации гражданской авиации (ИКАО);
6) эксплуатант - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;
7) член летного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, имеющее действующее свидетельство авиационного персонала, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени;
8) руководство по производству полетов – документ, содержащий правила, инструкции и рекомендации для использования эксплуатационным персоналом при выполнении своих обязанностей.
Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 17.09.2015 № 930 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2. Порядок организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан
3. Бортпроводник является членом кабинного экипажа воздушного судна, функции и задачи которого определяются эксплуатантом с учетом объемов и специфики выполняемых работ и отражаются в Руководстве по производству полетов.
4. Для выполнения бортпроводниками своих обязанностей эксплуатант организует:
1) подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня бортпроводников;
2) допуск бортпроводников к самостоятельной работе;
3) предварительную и предполетную подготовку бортпроводников;
4) обслуживание пассажиров на борту воздушного судна;
5) проверку практической работы в полете;
6) послеполетные разборы;
7) контроль организации работы бортпроводников.
5. Эксплуатант за счет собственных средств организует подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня бортпроводников в авиационных учебных центрах гражданской авиации.
После прохождения первоначальной подготовки в авиационных учебных центрах гражданской авиации бортпроводникам выдается свидетельство, подтверждающее их квалификацию в соответствии с Правилами выдачи и продления срока действия свидетельств авиационного персонала, утвержденными приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 26 сентября 2013 года № 750 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8782).
Переподготовка бортпроводников на другой тип воздушного судна проводится в целях получения профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения функциональных обязанностей на новом типе воздушного судна с учетом его особенностей.
6. Для работы на международных воздушных линиях эксплуатант обеспечивает прохождение бортпроводниками соответствующей подготовки по программам, согласованным уполномоченным органом.
7. В целях поддержания профессионального уровня бортпроводники проходят один раз в три года курсы повышения квалификации в авиационных учебных центрах гражданской авиации.
8. Эксплуатант обеспечивает выполнение программ подготовки и переподготовки бортпроводников, согласованных уполномоченным органом, в том числе по авиационной безопасности.
9. Эксплуатант ежегодно организует и проводит периодическую тренировку бортпроводников, включающую отработку действий каждого бортпроводника в аварийных ситуациях при вынужденной посадке воздушного судна и процедур безопасной эксплуатации его оборудования по программам, разработанным и утвержденным эксплуатантом и согласованным уполномоченным органом.
10. Допуск бортпроводников к самостоятельной работе на борту воздушного судна организует и осуществляет эксплуатант после прохождения стажировки на воздушном судне и решения должностного лица, проводившего стажировку, о возможности допуска к самостоятельной работе.
11. Бортпроводники допускаются к полетам при наличии медицинского заключения, выдаваемого в соответствии с Правилами медицинского освидетельствования в гражданской авиации Республики Казахстан, утвержденными совместным приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 августа 2013 года № 666 и и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 сентября 2013 года № 532 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8784).
12. Допуск бортпроводников к перевозке опасных грузов осуществляется после прохождения ими необходимой подготовки в авиационных учебных центрах гражданской авиации в соответствии с требованиями Инструкции по перевозке опасных грузов на гражданских воздушных судах, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 24 февраля 2011 года № 89 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6822).
13. Бортпроводник допускается к полетам на воздушных судах не более четырех типов.
14. В зависимости от длительности перерыва в полетах допуск бортпроводников к работе на борту воздушного судна после перерыва в полетах осуществляется эксплуатантом по программам, согласованным уполномоченным органом.
15. В целях повышения уровня безопасности полетов эксплуатант организует и проводит с бортпроводниками предварительную и предполетную подготовку.
Предварительная подготовка является основным видом подготовки бортпроводников к полету и проводится эксплуатантом:
при прохождении бортпроводниками программы стажировки на борту воздушного судна;
после перерыва в полетах более одного месяца;
перед выполнением регулярных полетов - один раз в шесть месяцев;
перед выполнением особо важных полетов;
перед выполнением специальных рейсов;
перед первым рейсом по новому маршруту;
перед выполнением заказных и чартерных рейсов.
16. Предварительная подготовка включает изучение и усвоение бортпроводниками всех выполняемых ими рабочих процедур в предстоящем полете. Содержание и объем предварительной подготовки определяется эксплуатантом.
Предварительная подготовка бортпроводников завершается контролем готовности бортпроводников к выполнению полетов в порядке, определяемом эксплуатантом.
17. Перед каждым полетом проводится предполетная подготовка. Предполетная подготовка является заключительным этапом предварительной подготовки бортпроводников к полету, в процессе которой производится решение вопросов, возникающих непосредственно перед вылетом воздушного судна, которые не были изучены во время предварительной подготовки.
Технология предполетной подготовки разрабатывается и утверждается эксплуатантом с учетом типа воздушного судна и количества бортпроводников, согласовывается со смежными службами, участвующими в технологических процессах деятельности бортпроводников по подготовке к полету.
18. Обслуживание пассажиров на борту воздушного судна осуществляется в соответствии с технологией сервиса, разрабатываемой и утверждаемой эксплуатантом с учетом:
1) типа воздушного судна;
2) количества бортпроводников;
3) классов обслуживания;
4) видов предоставляемых услуг;
5) времени полета.
19. В целях обслуживания бортпроводниками пассажиров на борту воздушного судна эксплуатант организует:
1) соответствующий уровень комфорта, создаваемый на борту воздушного судна в соответствии с потребностями пассажиров;
2) предоставление пассажирам обязательного ассортимента услуг;
3) постоянный контроль за соблюдением пассажирами правил поведения на борту воздушного судна;
4) строгое соблюдение сроков годности продуктов, предназначенных для питания пассажиров.
20. Проверка практической работы бортпроводников в полете организуется и проводится эксплуатантом по программам, согласованным уполномоченным органом, в целях:
1) получения допуска к самостоятельной работе на борту воздушного судна;
2) получения допуска к работе на борту воздушного судна после перерыва в летной деятельности более шести месяцев;
3) определения или подтверждения квалификации по специальности.
21. Проверка практической работы бортпроводников осуществляется в следующие сроки:
1) независимо от квалификации - не реже одного раза в шесть месяцев в течение первого года работы на данном типе воздушного судна;
2) независимо от квалификации, со стажем более одного года работы - не реже одного раза в год.
22. Результаты проверки практической работы заносятся в летные книжки и являются действительными для продления срока действия свидетельства бортпроводников:
1) в течение одного года для бортпроводников (независимо от квалификации – бортпроводник, старший бортпроводник, бортпроводник - инструктор);
2) в течение трех месяцев для бортпроводников в течение первого года самостоятельной работы после переподготовки на новый тип воздушного судна.
23. Послеполетные разборы бортпроводников организуются эксплуатантом и проводятся при необходимости после полета с целью выявления и недопущения недостатков в работе бортпроводников:
1) в составе кабинного экипажа (при необходимости с участием членов летного экипажа);
2) в составе летного экипажа с участием бортпроводника (на воздушном судне, где при выполнении полетов предусмотрен один бортпроводник).
24. Эксплуатант организует и проводит ежемесячные разборы с бортпроводниками с целью систематизирования информации о выполненной работе, ее организации и выработке плана мероприятий на последующий месяц.
25. Контроль организации работы бортпроводников осуществляется эксплуатантом в целях выполнения требований Руководства по производству полетов эксплуатанта и настоящих Правил.
26. Контроль предусматривает проведение регулярных проверок организации работы бортпроводников эксплуатантом, направленных на достижение желаемых результатов в области безопасности полетов, авиационной безопасности и повышения качества обслуживания пассажиров на борту воздушного судна.
Контролю подлежат:
планирование работы (полетов) бортпроводников;
профессиональная подготовка и допуск к работе.