Об утверждении Правил организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 308. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 мая 2015 года № 11063

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 41-37) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1.Утвердить прилагаемые Правила организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан.
      2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на офицальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр
      по инвестициям и развитию
      Республики Казахстан                       А. Исекешев

      «СОГЛАСОВАН»
      Министр здравоохранения
      и социального развития
      Республики Казахстан
      __________________ Дуйсенова Т.К.
      13 апреля 2015 года

Утверждены      
приказом Министра  
по инвестиции и развитию
Республики Казахстан  
от 20 марта 2015 года № 308

Правила
организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-37) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (далее - Закон) и определяют порядок организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан.
      2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
      1) авиационный учебный центр - юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала;
      2) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;
      3) особо важные полеты - статус, присваиваемый уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами полетам воздушных судов, а также маршрутам (рейсам) их следования при воздушных перевозках охраняемых лиц Республики Казахстан;
      4) член кабинного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, которое в интересах безопасности и в целях обслуживания пассажиров и (или) перевозки грузов выполняет обязанности на борту воздушного судна, поручаемые ему эксплуатантом или командиром воздушного судна, но не являющийся членом летного экипажа;
      5) опасные грузы - изделия или вещества, которые способны создавать угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей среды и которые указаны в перечне опасных грузов, предназначенных для перевозки на гражданских воздушных судах, утвержденным приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 79 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6805), в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху Международной организации гражданской авиации (ИКАО);
      6) эксплуатант - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;
      7) член летного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, имеющее действующее свидетельство авиационного персонала, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени;
      8) руководство по производству полетов – документ, содержащий правила, инструкции и рекомендации для использования эксплуатационным персоналом при выполнении своих обязанностей.
      Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 17.09.2015 № 930 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Порядок организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан

      3. Бортпроводник является членом кабинного экипажа воздушного судна, функции и задачи которого определяются эксплуатантом с учетом объемов и специфики выполняемых работ и отражаются в Руководстве по производству полетов.
      4. Для выполнения бортпроводниками своих обязанностей эксплуатант организует:
      1) подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня бортпроводников;
      2) допуск бортпроводников к самостоятельной работе;
      3) предварительную и предполетную подготовку бортпроводников;
      4) обслуживание пассажиров на борту воздушного судна;
      5) проверку практической работы в полете;
      6) послеполетные разборы;
      7) контроль организации работы бортпроводников.
      5. Эксплуатант за счет собственных средств организует подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня бортпроводников в авиационных учебных центрах гражданской авиации.
      После прохождения первоначальной подготовки в авиационных учебных центрах гражданской авиации бортпроводникам выдается свидетельство, подтверждающее их квалификацию в соответствии с  Правилами выдачи и продления срока действия свидетельств авиационного персонала, утвержденными приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 26 сентября 2013 года № 750 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8782).
      Переподготовка бортпроводников на другой тип воздушного судна проводится в целях получения профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения функциональных обязанностей на новом типе воздушного судна с учетом его особенностей.
      6. Для работы на международных воздушных линиях эксплуатант обеспечивает прохождение бортпроводниками соответствующей подготовки по программам, согласованным уполномоченным органом.
      7. В целях поддержания профессионального уровня бортпроводники проходят один раз в три года курсы повышения квалификации в авиационных учебных центрах гражданской авиации.
      8. Эксплуатант обеспечивает выполнение программ подготовки и переподготовки бортпроводников, согласованных уполномоченным органом, в том числе по авиационной безопасности.
      9. Эксплуатант ежегодно организует и проводит периодическую тренировку бортпроводников, включающую отработку действий каждого бортпроводника в аварийных ситуациях при вынужденной посадке воздушного судна и процедур безопасной эксплуатации его оборудования по программам, разработанным и утвержденным эксплуатантом и согласованным  уполномоченным органом.
      10. Допуск бортпроводников к самостоятельной работе на борту воздушного судна организует и осуществляет эксплуатант после прохождения стажировки на воздушном судне и решения должностного лица, проводившего стажировку, о возможности допуска к самостоятельной работе.
      11. Бортпроводники допускаются к полетам при наличии медицинского заключения, выдаваемого в соответствии с Правилами медицинского освидетельствования в гражданской авиации Республики Казахстан, утвержденными совместным приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 августа 2013 года № 666 и и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 сентября 2013 года № 532 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8784).
      12. Допуск бортпроводников к перевозке опасных грузов осуществляется после прохождения ими необходимой подготовки в авиационных учебных центрах гражданской авиации в соответствии с требованиями Инструкции по перевозке опасных грузов на гражданских воздушных судах, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 24 февраля 2011 года № 89 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6822).
      13. Бортпроводник допускается к полетам на воздушных судах не более четырех типов.
      14. В зависимости от длительности перерыва в полетах допуск бортпроводников к работе на борту воздушного судна после перерыва в полетах осуществляется эксплуатантом по программам, согласованным уполномоченным органом.
      15. В целях повышения уровня безопасности полетов эксплуатант организует и проводит с бортпроводниками предварительную и предполетную подготовку.
      Предварительная подготовка является основным видом подготовки бортпроводников к полету и проводится эксплуатантом:
      при прохождении бортпроводниками программы стажировки на борту воздушного судна;
      после перерыва в полетах более одного месяца;
      перед выполнением регулярных полетов - один раз в шесть месяцев;
      перед выполнением особо важных полетов;
      перед выполнением специальных рейсов;
      перед первым рейсом по новому маршруту;
      перед выполнением заказных и чартерных рейсов.
      16. Предварительная подготовка включает изучение и усвоение бортпроводниками всех выполняемых ими рабочих процедур в предстоящем полете. Содержание и объем предварительной подготовки определяется эксплуатантом.
      Предварительная подготовка бортпроводников завершается контролем готовности бортпроводников к выполнению полетов в порядке, определяемом эксплуатантом.
      17. Перед каждым полетом проводится предполетная подготовка. Предполетная подготовка является заключительным этапом предварительной подготовки бортпроводников к полету, в процессе которой производится решение вопросов, возникающих непосредственно перед вылетом воздушного судна, которые не были изучены во время предварительной подготовки.
      Технология предполетной подготовки разрабатывается и утверждается эксплуатантом с учетом типа воздушного судна и количества бортпроводников, согласовывается со смежными службами, участвующими в технологических процессах деятельности бортпроводников по подготовке к полету.
      18. Обслуживание пассажиров на борту воздушного судна осуществляется в соответствии с технологией сервиса, разрабатываемой и утверждаемой эксплуатантом с учетом:
      1) типа воздушного судна;
      2) количества бортпроводников;
      3) классов обслуживания;
      4) видов предоставляемых услуг;
      5) времени полета.
      19. В целях обслуживания бортпроводниками пассажиров на борту воздушного судна эксплуатант организует:
      1) соответствующий уровень комфорта, создаваемый на борту воздушного судна в соответствии с потребностями пассажиров;
      2) предоставление пассажирам обязательного ассортимента услуг;
      3) постоянный контроль за соблюдением пассажирами правил поведения на борту воздушного судна;
      4) строгое соблюдение сроков годности продуктов, предназначенных для питания пассажиров.
      20. Проверка практической работы бортпроводников в полете организуется и проводится эксплуатантом по программам, согласованным уполномоченным органом, в целях:
      1) получения допуска к самостоятельной работе на борту воздушного судна;
      2) получения допуска к работе на борту воздушного судна после перерыва в летной деятельности более шести месяцев;
      3) определения или подтверждения квалификации по специальности.
      21. Проверка практической работы бортпроводников осуществляется в следующие сроки:
      1) независимо от квалификации - не реже одного раза в шесть месяцев в течение первого года работы на данном типе воздушного судна;
      2) независимо от квалификации, со стажем более одного года работы - не реже одного раза в год.
      22. Результаты проверки практической работы заносятся в летные книжки и являются действительными для продления срока действия свидетельства бортпроводников:
      1) в течение одного года для бортпроводников (независимо от квалификации – бортпроводник, старший бортпроводник, бортпроводник - инструктор);
      2) в течение трех месяцев для бортпроводников в течение первого года самостоятельной работы после переподготовки на новый тип воздушного судна.
      23. Послеполетные разборы бортпроводников организуются эксплуатантом и проводятся при необходимости после полета с целью выявления и недопущения недостатков в работе бортпроводников:
      1) в составе кабинного экипажа (при необходимости с участием членов летного экипажа);
      2) в составе летного экипажа с участием бортпроводника (на воздушном судне, где при выполнении полетов предусмотрен один бортпроводник).
      24. Эксплуатант организует и проводит ежемесячные разборы с бортпроводниками с целью систематизирования информации о выполненной работе, ее организации и выработке плана мероприятий на последующий месяц.
      25. Контроль организации работы бортпроводников осуществляется эксплуатантом в целях выполнения требований Руководства по производству полетов эксплуатанта и настоящих Правил.
      26. Контроль предусматривает проведение регулярных проверок организации работы бортпроводников эксплуатантом, направленных на достижение желаемых результатов в области безопасности полетов, авиационной безопасности и повышения качества обслуживания пассажиров на борту воздушного судна.
      Контролю подлежат:
      планирование работы (полетов) бортпроводников;
      профессиональная подготовка и допуск к работе.